Новости ичкерия историческая область

единый народ», отображает историческую судьбу народа. Подлинная история Ичкерии в настоящее время настолько извращена и засорена, что многим представляется задумкой кучки авантюристов во главе с Джохаром Дудаевым, как будто не было ни съезда чеченского народа. Сторонники независимости Чечни давно развивали отношения с Украиной, признание Ичкерии "временно оккупированной территорией" стало логичным продолжением исторического антагонизма на постсоветском пространстве, заявили опрошенные «Кавказским узлом». Пользователи заметили «Республику Ичкерию» (террористическая организация, запрещена в РФ) на картах Apple Maps.

Верховная рада большинством голосов признала независимость «Чеченской Республики Ичкерия»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО ВОЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РЕСПУБЛИКЕ ИЧКЕРИЯ Так, съезд «Объединенной диаспоры Чеченской республики Ичкерия» прошёл к небольшой коммуне La Rochette, в 65 км от Парижа.
Жизнь Республики и людей во времена Ичкерии Дмитрий Песков Россия Власть 13 июля в 13:00 «Юридический казус»: Песков о признании Радой Ичкерии.

История Чечни. ЧИАССР в годы ВОВ.

Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством. Глава Чечни Рамзан Кадыров поделился новостью, связанной с его дочерью. это примерно как Украинская республика Галиция, Испанская республика Кастилия, Китайская республика Шэньси.

"Украинский парламент совершил большую ошибку": эксперты о признании независимости Ичкерии*

В среднем за неделю происходило 60-70 преступлений, в том числе 8-10 убийств. При этом преступления также совершали представители масхадовской власти. Так, 4 сентября 1997 года в Грозном состоялся публичный расстрел женщины и мужчины, обвиненных шариатским судом. Однако по Конституции Российской Федерации на территории России действует мораторий на смертную казнь. Антисемитизм и антиизраильские высказывания в информационной политике сепаратистов Правящая группировка сепаратистов в своей информационной политике пропагандировала антисемитизм [23]. Другим примером является выступление Аслана Масхадова «Сегодня я вынужден признать, что у нас есть ваххабитская идеология, которая делает из нашей молодежи роботов, отравляет ее сознание. Эта идеология привносится искусственно.

Ее внедряют и распространяют наши враги и евреи…». По мнению Вахаева, данное высказывание отражало мышление сепаратистов, находящихся у власти: «Антисемитизм сегодня привносится в чеченское общество правящей элитой, значительная часть которой находится под влиянием исламских радикалов-фундаменталистов. Мы все сметем. Держись, Россия — мы идем! В официальной сепаратистской газете по поводу убийства сепаратистами заложников-англичан говорилось: «Перед цивилизованным миром мы в очередной раз предстали в образе средневековых дикарей… Спецслужбы России и Израиля сегодня ликуют. Как и все явные и тайные враги ЧРИ» [23].

Как писал в своей книге представитель российского отделения Антидиффационной лиги Василий Лихачёв: Информационное обеспечение чеченским сепаратистам осуществлял Мовлади Удугов , известный своими антисемитскими взглядами. В результате после временной победы сепаратистов в 1996—1999 годах Чечня стала регионом победившего антисемитизма что прекрасно иллюстрирует тезис о возможности антисемитизма без евреев — ведь речь идет о мифологии, а не о реальном противостоянии с реальным врагом.

Рамзан Кадыров: Я видел истинное лицо так называем...

Рамзан Кадыров: Я видел истинное лицо так называемого государства Ичкерия 24 апреля 2020 16:00 10103 Читать grozny. Я видел истинное лицо этого так называемого государства Ичкерия. И когда наш Первый Президент Ахмат-Хаджи понял, что они предают наш народ, его историю, честь, достоинство разным государствам, конечно, он взял все в свои руки, и народ его поддержал.

И мы навели порядок», — сказал он. Рамзан Кадыров отметил, что, когда Ахмата-Хаджи спросили: «Если тебя назначим главой администрации, подпишешь ты соглашение о том, что Чечня является частью российской территории? Для этого мы должны провести референдум.

Если народ скажет: да, мы хотим жить в составе России, я подпишу, если скажет «нет», я откажусь.

В качестве методов его построения предполагалось ведение как открытой, так и подпольно-террористической борьбы. Неслучайно подобные тенденции вызвали активное противодействие со стороны российского правительства. Лидер чеченской диаспоры Несмотря на все усилия, предпринятые Доку Умаровым, его инициатива по упразднению республики и придания ей иной формы политического устройства встретила резкую критику со стороны представителей зарубежной чеченской диаспоры, являвшихся сторонниками первого президента Ичкерии — Джохара Дудаева, погибшего в 1996 году. Именно он в 2009 году призвал жителей Чечни признать легитимность пророссийского правительства, руководимого Рамзаном Кадыровым, и прекратить военное сопротивление. Кроме того, Закаев возглавил кабинет министров республики и стал во главе образованного в тот период правительства.

Заключение Ещё более полное представление о том, что такое Ичкерия и сменивший её вилайят Нохчийчоь, можно получить из того, что в России их органы власти были включены в список запрещённых в стране террористических организаций, и принадлежность к ним до сих пор карается по закону. Дальнейшая история Чечни была полна многими драматическими событиями, память о которых не изглажена и по сей день. Однако благодаря совместным действиям нынешнего руководства республики и правительства РФ её выход из состава России снят с повестки дня. Тем не менее многие проблемы, ставшие наследием периода распада СССР, ещё ждут своего разрешения.

В результате переговоров между Р. Также исполком создал Временный совет Чечни в составе 13 человек с предоставлением ему права принятия временных законодательных актов [31].

Однако, через 4 дня большинство членов ВВС отменило данное решение своего председателя и отправила его в отставку [19]. Согласно ст. На следующий день Временный Высший Совет принял решение о возобновлении деятельности в полном составе 32 депутата. Сразу после этого в боевую готовность были приведены части и подразделения республиканской национальной гвардии, а из Советской армии были отозваны все этнические чеченцы [37]. Противники Д. Дудаева заявили о фальсификации результатов выборов [2].

Планировалось, что спецназ будет вооружён со складов местного гарнизона. Тем не менее аэродром блокируется гвардейцами Дудаева [2] , выход из самолётов невозможен, поэтому утром 9 ноября самолёты улетают [42]. Лидеры чеченской оппозиции заявили о своей поддержке президента Дудаева как защитника суверенитета Чечни. Временный высший совет Чечено-Ингушетии прекратил своё существование [2]. Дудаев издал указ о национализации вооружения и техники воинских частей, находящихся на территории республики [2]. В отношении российских депутатов в частности, председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова это решение не было реализовано [44].

Склады с оружием и боеприпасами брали под охрану национальные гвардейцы [37]. Разрушается дорогостоящая боевая техника. Эвакуация семей военнослужащих. Убито 10, ранено 14 человек [46]. Захват антидудаевской оппозицией телевидения и радио в г. Грозном с применением огнестрельного оружия требования отставки Дудаева, роспуска парламента, организации новых всеобщих выборов [46].

Дудаев назвал эту акцию попыткой государственного переворота и потребовал привлечения виновных к ответственности. Национальная гвардия отбила силовые попытки оппозиции свергнуть власть [46]. Парламент Чечни перевёл под юрисдикцию чеченских властей все воинские части, вооружения и военную технику бывших Вооружённых Сил СССР, которые находились на территории самопровозглашённой республики [47]. С марта 1992 года по январь 1993 года проведено несколько в целом безуспешных раундов консультаций и переговоров между российской и чеченской делегациями, посвящённых урегулированию отношений [2]. Июнь 1992 — вывод подразделений Российской Армии из Чечни, при этом на военных базах и складах остаётся почти всё вооружение [37] , в том числе бронетехника , боеприпасы [2] , танки, артиллерийские системы [19] , самолёты. Грозном [48].

Дудаеву партий и движений Чечни на Театральной площади в Грозном [46]. В республике вводится прямое президентское правление [2] и комендантский час [19]. Май 1993 — введение Дудаевым чрезвычайного положения на территории ЧРИ. Дудаева преступными, совершенными с целью незаконного захвата власти, лишения Парламента полномочий, создания неконституционного правительства [46]. Июнь 1993 — восстановление деятельности Парламента ЧР, но без законодательной деятельности [19]. Осень 1993 — формирование вооружённых отрядов антидудаевской оппозиции [19].

Чеченская Республика Ичкерия

Chechen Republic of Ichkeria. ЧИАССР - Марша дог1ийла!!! Добро пожаловать!!! Правила группы: ено разжигание межнациональной розни. ление в адрес участников и администрации. Карта Исторической области Ичкерия (чечен. Нохч-мохк) — название исторической области на юго-востоке нынешней Чеченской Республики. Новости. Истории. Исторические области Чечни.

Откройте свой Мир!

Верховная рада Украины признала «суверенитет» Ичкерии Зеленского наградили орденом террористической Ичкерии*.
История Чеченской Республики | Информационное агентство "Грозный-Информ" Пожаловаться. Ичкерия — название исторической области на юго-востоке Чечни. На фотографиях Ичкерия или Нохчи-мохк, земля славных побед и героев, которые выше жизни ставили Честь и Свободу.
Рамзан Кадыров: Я видел истинное лицо так называемого государства Ичкерия - Главные новости Последние новости. Заявление председателя национального трибунала по военным преступлениям в ЧРИ. О национальном трибунале (на чеченском языке). Трибунал ООН отклонил апелляцию экс-президента либерии.

«Ичкерийцы» в Киеве и западная карта кровавых границ на Кавказе — интервью

Жизнь Республики и людей во времена Ичкерии Верховная Рада приняла проект постановления о признании Чеченской Республики Ичкерия временно оккупированной Российской Федерацией.
Признание «Ичкерии» наглядно показало неадекватность киевского режима Я видел истинное лицо этого так называемого государства Ичкерия.
История Чеченской Республики | Информационное агентство "Грозный-Информ" В составе ВСУ, которые пытаются атаковать Белгородчину и Курскую область России, нелюди, для которых захвативший школу с детьми головорез является героем, заявил военный корреспондент Александр Коц в своем телеграм-канале.
Чечня: свежие новости, последние события на сегодня - Новости ЧРИ (Чеченская республика Ичкерия) — недолго существовавшая в 90-ые годы 20-ого века независимая страна чеченцев победившая Россию в Первой чеченской войне и вышедшая из её состава по результатам войны.
ичкерии - Последние новости : Наткнувшимся на такие строки не знакомым с нашей историей можeт показаться это сюжетом триллера с острым соусом жанра боевика со стойкой ноткой криминала. Однако данный сюжет, к великому сожалению для чеченского народа, на стыке двух веков стал явью.

Земля чечни

На съезде будут вынесены на обсуждение вопросы будущего Чеченской Республики Ичкерия. Участники съезда поднимут темы возвращения Ичкерии в систему международных отношений, создания представительного органа чеченской диаспоры и его структуры, культурного аспекта чеченской независимости, подготовки кадров для дальнейшего экономического развития страны. Кроме того, будет рассмотрен вопрос создания Кавказского союза, который сможет обеспечить стабильность развития новых демократий Кавказа после деоккупации. Съездом предусмотрено онлайн-подключение чеченских диаспор разных стран мира — Турция, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др.

В 1998 году Закаев стал первым вице-премьером «Ичкерии». Ему тогда доверили информационную политику «Ичкерии», которая в те годы в «Ичкерии» была стратегической, практически военной сферой. Такой уровень доверия к Закаеву означал, что он имел авторитет в ближайшем окружении Аслана Масхадова. Другое дело, что авторитет Масхадова как «президента Ичкерии» был шатким.

В середине девяностых годов реальную власть в «Ичкерии» стали узурпировать религиозные радикалы-джихадисты. Среди джихадистов ни Масхадов, ни Закаев никакого авторитета не имели тогда, не имеют и сейчас. Сейчас в Европе «ичкерийская» эмиграция разделилась на два лагеря — светский и религиозный. Религиозный лагерь представлен джихадистам. Этот лагерь куда сильнее и влиятельнее светского «ичкерийского» лагеря, имеет прочные и разветвленные связи в Европе, США, на Ближнем Востоке. На Закаева и других светских «евроичкерийцев» ставят западные политические круги и международные институты. Эта ставка обусловлена тем, что интеллигентный и культурный человек Закаев политическому Западу видится куда более представительной и удобной фигурой, нежели какой-нибудь похожий на Шамиля Басаева «евроичкериец"-джихадист.

Когда был жив Аслан Масхадов, по тем же причинам на интеллигентного и светского Масхадова ставили политические круги Великобритании, с Масхадовым как с равным разговаривали в Кремле. Другое дело, что Масхадов по причине шаткости своей политической власти был недоговороспособен как глава «Ичкерии». Обосновавшийся в Киеве Ахмед Закаев как «премьер Ичкерии» рискует повторить политическую судьбу Масхадова. Киевской хунте, если она хочет реально управлять настроениями наиболее сильных «евроичкерийцев», надо было делать «премьером Ичкерии» не Закаева, а крупного джихадиста по типу Шамиля Басаева или Доку Умарова. По понятным причинам Киев так делать не рискнул. Особо все же подчеркну, что настроения в чеченской эмиграции постоянно меняются. Трудно прогнозировать, за кем большинство «евроичкерийцев» пойдет в ближайшем будущем: за джихадистским амиром или же светским человеком вроде Ахмеда Закаева.

Я лично знаком с Ахмедом Закаевым. В «Ичкерии» я занимался информационной политикой, Закаев был моим коллегой и непосредственным начальником. Дружбы между нами не было. Закаев мне тогда показался неглупым, достаточно образованным человеком, хорошо разбирающимся в политике. У него есть качества системного западного политика — циничного прагматика. Джохар Дудаев как раз был прямым и открытым идеалистом.

Июнь 1992 — вывод подразделений Российской Армии из Чечни, при этом на военных базах и складах остаётся почти всё вооружение, в том числе бронетехника, артиллерийские системы, самолёты, и боеприпасы. Ноябрь 1992 — обострение отношений между самопровоглашённым правительством ЧР и Верховным Советом России в связи с осетино-ингушским конфликтом. Ни новое, ни старое названия населением не использовались, поскольку «Чечня» — тюркское слово, а «Ичкерия» — кумыкское; вместо них используется местное самоназвание «Нохчийн» к тому же историческая область Ичкерия расположена на юге Чечни и не охватывает всю её территорию. В республике вводится прямое президентское правление и комендантский час.

Май 1993 — введение Дудаевым чрезвычайного положения на территории ЧРИ. Июнь 1993 — восстановление деятельности Парламента ЧР, но без законодательной деятельности. Осень 1993 — формирование вооружённых отрядов антидудаевской оппозиции. Сулейменовым блокирует резиденцию Дудаева и выдвигает ряд политических требований, однако затем все боевики переходят на сторону Дудаева. Декабрь 1993 — образование Временного Совета Чеченской Республики, объединившего отряды оппозиции и возглавляемого Умаром Автурхановым. С октября 1994 года прекратилось движение железнодорожного транспорта на территории Чеченской Республики.

В Нашхе долгие годы собирался Мехк кхел — Совет страны, в который входили представители вольных нахских обществ. Чеченцы, живущие в XIX веке, считали, что именно в Нашхе нормы чеченского права сохранились в первозданной чистоте, и старейшины из других районов Чечни посылали туда истцов для проверки правильности вынесенного приговора. Это служит подтверждением тому, что предания многих ичкерийских и чеберлоевских тейпов об их происхождении из Нашха, не просто поэтический вымысел, а исторический факт. Нашх, вероятно, был своего рода перевалочным пунктом для чеченских племен при их миграции с запада на восток.

О том, что нахские племена в древности занимали западные области Кавказа, свидетельствует топонимика этих мест, подтверждают это и некоторые исторические источники, например, «Армянская география VII века» Анания Ширакаци, а также труды античных авторов. По всей видимости, под Нашхом до XIV—XVII веков период массовой миграции чеченцев с запада на восток и с юга на север подразумевалась или более обширная территория, или столица страны нахов. По мнению Ю. Дешериева, чеченцы как этнос сложились на территории к западу от Аргунского ущелья. Именно здесь они осознали себя как единый народ — «къам» и единство страны — «мохк». Здесь зародились основы чеченской духовной культуры, сформировались религиозные культы, мифология чеченцев. Еще в Средние века, независимо от того, где они жили, на самом востоке Чечни, на границе с Дагестаном, или на западе, в ущелье реки Асса, чеченцы ощущали себя едиными по языку и происхождению. Передвигаясь в поисках новых земель на восток и север, чеченцы не забывали о своих истоках. Даже в наше время, совсем еще недавно, старики, задавая человеку вопрос о его происхождении, спрашивали: «Из Нашха ли происходит ваш тейп? Согласно преданию, это был камень, на котором сидел старейшина Мюйта, председательствуя на собраниях чеченского Мехк кхела, Высшего Совета страны.

Само озеро Галанчож считалось священным, упоминанием его духов скреплялись клятвы. Сохранилась легенда, повествующая о его возникновении: «Близ аула Ялхарой, в месте называемом Амка, было прежде озеро. Однажды одна женщина со своей дочерью отправились на берег озера и стали стирать грязные пеленки в его хрустальной воде. Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не захотело больше оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж и спустился вниз с почти отвесной высоты. Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро, и где прежде были расположены пахотные участки. Толпа людей, занятых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собою; одни говорили: давайте, впряжем быка в плуг; другие говорили: нет, не трогайте его, это божий бык.

“История Чечни: год 1918. Стодневные бои”

Именно поэтому украинцам необходимо быстро придумать какую-то туманную историю для очернения Российской Федерации. Так, киевские депутаты решили подарить несуществующей Ичкерии суверенитет, а Москву назвать ее «убийцей». Депутат от Чеченской Народной Республики Шамсаил Саралиев отреагировал на решение Верховной рады провозгласить еще один крайне странный закон. Он считает, что таким образом украинская сторона всего лишь доказывает свою слабость и неспособность больше сопротивляться, пишет ИА «Ридус». Юридической силы решение Украины не имеет, так как Ичкерия давно не существует.

Съездом предусмотрено онлайн-подключение чеченских диаспор разных стран мира — Турция, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др. Одна из ключевых задач съезда — закрепление общего видения будущего Ичкерии и старт работы по созданию стратегии развития ЧРИ после ее деоккупации. Объединение чеченской диаспоры в «Единую Силу», солидарную в своей борьбе за независимость Ичкерии и против Кадырова — необходимая мера в борьбе за независимость Ичкерии. Члены чеченской диаспоры анонсировали создание нового представительного временного органа ЧРИ на период, предшествующий деоккупации.

Ранее стало известно , что депутаты Верховной рады Алексей Гончаренко и Муса Магомедов внесли в парламент законопроект, предусматривающий признание независимости Чеченской Республики Ичкерия.

Алексей Гончаренко является депутатом от партии «Европейская солидарность», а Муса Магомедов представляет «Оппозиционный блок». Стоит напомнить, что де-факто Ичкерия перестала существовать во время второй чеченской войны в 2000 году. Как, кстати сказать, а в самой Запорожской Сечи до этого не было никакого дела», — резюмирует Игорь Шишкин.

За принятие документа проголосовали 287 человек. Продолжая аналогию действий Киева, можно ждать следующих шагов — героизации таких «борцов за независимость», а на самом деле террористов, как Доку Умаров, который был известен массовыми казнями. Его Совбез ООН включил в список наиболее опасных террористов.

Ичкерия и её обитатели

В марте 1992 года экс-президент Грузии Звиад Гамсахурдиа, находясь в Грозном по приглашению Джохара Дудаева, подписал указ о признании государственной независимости Чеченской Республики. Впоследствии дважды, в 1996 и 1997 годах, в нее вносились изменения и дополнения. Согласно данной Конституции, главой самопровозглашенной республики являлся всенародно избранный президент, он же верховный главнокомандующий. Высшим органом законодательной власти объявлялся Парламент, избираемый, как и президент, сроком на 5 лет. Ни одно государство — член ООН — новую республику не признало.

Этимология Карта Восточного Кавказа 1841 год Нохчмахкой - в переводе означает "жители чеченской земли". Историческая область "Ичкерия" - единственный регион в Чечне, имеющий общенациональное название на чеченском языке, связано это с тем, что при заселении Нохчмахка земля делилась между представителями всех чеченских родов, между чеченцами со всех горных обществ, в то время, как в горах у каждого рода была своя земля.

История Название «Ичкерия» происходят от реки Искерк чечен. Сами чеченцы данную территорию называют ещё одним названием, обозначаемую русскими документами как «Ичкерия» — Нохчи-мохк чечен. Чеченская земля.

Сами чеченцы данную территорию называют ещё одним названием, обозначаемую русскими документами как «Ичкерия» — Нохчи-мохк чечен. Чеченская земля. По другой версии Ичкерия — слово чеченское, в переводе на русский язык означает ровное место среди возвышенности.

В применении к географическому положению Ичкерии это название как нельзя больше характерно и соответствует действительности. Названия этих сел являются одновременно и названиями тайпов из Ичкерии Нохч-Мохка : айткхаллой, аллерой, белгатой, беной, билтой, гордалой, гендарганой, гуной, зандакой, курчалой, сесаной, цонтарой, ишхой, харачой, цонтарой, чермой, ширдий, шуоной, эгашбатой, элистанжхой, энакхаллой, энганой, эрсаной, ялхой.

Однако было обидно, что пока мы терпеливо грезим хотя бы о нормальной жизни, где кормимся едой и греемся светом, те, кто все это начали, купались в роскоши. Чего стоил один только особняк Басаева». Наоборот, вместо решения проблем населения, занимались междоусобными разборками. А за те годы «независимости» все стало только хуже… Никто из нас даже в своих смелых мечтах не мог вообразить, что наша республика придет к такому благополучию, свидетелями которого мы являемся последние годы», — вот как вспоминают живые свидетели тех времен, которым по воле судьбы выпало на себе ощутить «свободу и независимость» по-ичкерийски.

Военкор Коц сообщил, что Белгородскую и Курскую области атакуют ичкерийцы* в составе ДРГ

Исторические области Чечни. Сторонники независимости Чечни давно развивали отношения с Украиной, признание Ичкерии "временно оккупированной территорией" стало логичным продолжением исторического антагонизма на постсоветском пространстве, заявили опрошенные «Кавказским узлом». Украинские законодатели озаботились судьбой Чечни. Причём настолько, что в Раду внесён законопроект о признании суверенитета чеченской республики Ичкерия*.

Содержание

  • Основная навигация
  • Ичкерия на карте
  • Чеченская Республика Ичкерия — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Ичкерия и её обитатели
  • Все материалы

Чечня: последние новости

Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров. Глава Чечни напомнил украинским нардепам, что Ичкерию ликвидировали сами же бывшие ичкерийцы, объявившие в 2007 году об ее упразднении. В продолжении фантазий депутатов Рады, Кадыров в шутку предложил им провести дебаты о признании Плутона планетой или «поднять очень важный вопрос о том, не проголодались ли три слона и черепаха, на которых стоит земля».

Как известно, в эпоху Дудаева и некоторое время сразу после нее Чечня носила официальное название Чеченская Республика Ичкерия.

Но как и откуда появилось такое название - Ичкерия? На самом деле, все довольно просто. Достаточно лишь знать историю Чечни и характер самого мятежного генерала.

Дело в то, что отчаянно стремившийся к независимости Дудаев не особо любил слово Чечня, считая его навязанным пережитком еще царских времен. Ведь чеченцы, как известно, сами себя на своем языке зовут по-иному - нохчий. А Чечню именуют Нохчийчоь.

Любопытно, что зная такую нелюбовь генерала к слову Чечня некоторые иностранные друзья Дудаева в письмах к нему именовали республику на турецкий манер...

В 1587 г. Среди феодалов в 1589 г. Сообщается о походе в 1602 г. В 1614 г.

Салтан-Магмут-мурза именуется «безюртным человеком». В том же году упоминается кабак Салаюрт, в 1618 — остров Чене остров Чечен. Далее — в 1645 г. В комментариях Е. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев.

Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине». Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город». Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с.

Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с. Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства. О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в.

Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г. В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в. Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане». При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших».

Из документа 1588 г. Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем». Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с. Роль Шиха отмечал и В.

Потто, согласно которому Ших-мурза первым явился в Терскую крепость, устроив здесь Окоцкую слободу. Одновременно с посольством Шиха в Москву 1588 была прислана «челобитная от Терских вольных атаманов и казаков судя по месту жительства Шиха, это были не Терские, а Гребенские казаки , в которой они заявляли, что преж сего служили государю на Тереке и промышляли всяким государственным делом за одно с Ших-Мурзою Окуцким, что сему Ших-Мурзе от шавкальских и горских людей теснота великая, что они переседают его по всем дорогам и хотят убить». Вслед за ауховцами в Терки переселились и чеченцы Мичкиза и Шибута. Причем само нерусское население городка делилось на новокрещенов и мусульман [50, с. Пророссийская ориентация Шиха привела к неизбежному конфликту с шамхалами, попеременно занимавшими протурецкую и проиранскую позицию.

В 1595 г. Ших, согласно документам, пал от рук брата Султан-Мута — Ахматхана, которые незамедлительно приступили к распространению своего влияния на область. Вследствие этого 160 семей ауховцев под руководством Батая Окоцкого племянника Шиха переселились в Окоцкую слободу Терков [48, с. Многочисленные источники указывают на равное положение окоцких князей и шамхалов в глазах русской администрации, которая туземные термины мурза и шамхал зачастую заменяла на «князь». Окоцкий владетель располагал тем же количеством войска, каким владел шамхал, а также руководил походами на Дербент и Дарьял.

При этом если кумыкские шамхалы вышли на плоскость лишь к концу XVI в. Таким образом, можно заключить, что шамхалы не были владетелями Терско-Сулакского междуречья, и только через 200—250 лет их потомки станут компилировать предания о владении землями вплоть до Кабарды. Изменение российской политики в отношении чеченского Ауха и его владетелей происходит после указанного убийства Шиха, приведшего к переделу и кабардинскому первенству в отношениях с Терской администрацией. Вследствие этого состоялся вынужденный исход Батая Окоцкого из Терского города. Возникший разрыв провоцирует несколько русских походов в Аух; ряд чеченских поселений и хуторов междуречья Сулака и Акташа были сожжены.

С другой стороны, внутренняя борьба в окоцкой среде приводит к переселению части жителей Ауха и значительному населению ими крепости Терки к середине XVII в. Уже во второй половине того же столетия Аух управляется избранными старшинами; начинается активное заселение левобережья Сулака кумыками из Шамхальских владений. Широкое распространение получает практика совместного проживания аккинцев и переселившихся из-за Сулака кумыков в селах — Эндирей, Аксай, Костек и др. Критически следует относиться к утверждениям дагестанских авторов о том, что чеченцы Ауха изначально находились в подчинении кумыкским князьям, в частности, основателю Эндирейского владения Султан-Муту: документы свидетельствуют об обратном. Так, в 1614 г.

Относительно же личности Султан-Мута читаем следующее: «Султан-Мут если и получил от отца во владение земли, народные предания говорят, что Султан-Мут был незаконный сын одного из Шамхалов, бежал от отца и поселился в Чир-Юрте, а потом перешел на Чумлу и основал там деревню, которая потом перешла на место ныне занимаемой Андреевской деревней, то в состав владений его, как объясняет выше сказанные границы, не входила Салатавия и Аух, и даже Качалык… Потомки Султан-Мута… разделили между собою ныне Кумыкские земли… вскоре после прибытия Императора Петра Великого на Кумыкскую плоскость… Генерал Ермолов, занимая Кумыкскую плоскость Русскими войсками, называет их Князьями, поручает им управлять народом» [51, л. Каким образом безюртный Султан-Мут был представлен его потомками-компиляторами в качестве крупного феодала еще предстоит исследовать. Ясно одно: впервые кумыкские владельцы усилились лишь при поддержке Петра I и вследствие русских походов 1718, 1722, 1723 гг. Согласно архивным материалам 1860—1861 , на момент переселения кельбахцев Султан-Мута и его сподвижников в урочище Чумлу приселок Эндирея «в ущельях Акташа жили Ауховцы в ауле Юрт-Аух, где было 3363 двора, откуда Ауховцы впоследствии расселились в Кишень-аух, Ярыксу-аух, и Акташ-аух». При этом «во владение землями Ауховцы имеют от Русского начальства две древние бумаги, одна в настоящее время хранится у Наджая Пукеева, а другая после смерти Дукай-Кади хранится у одного Ауховца, живущего в г.

Читаем также: «Князья не имели никакого влияния, и народ был сильнее князей, впоследствии князья разными подарками склонили на свою сторону Узденей и Кадиев, имевших влияние в народе, и с помощью их стали самопроизвольно действовать в делах общественных и шариатных и притеснять народ, а тех, которые отстаивали права свои, оговаривали пред Русским начальством, выставляя неблагонадежными и изменниками, чем устрашали народ и заставляли повиноваться себе. Все дела общественные решались народом, в чем князья не имели никакого особого права» [52, л. Лишь на следующий год, в 1615 г. Из вышеприведенных документов становится ясно, что в 1614 г. Султан-Мут действует вместе с окоцкими мурзами, то есть с ауховскими феодалами и находится в Сала-юрте, основанном чеченским обществом Салой; также указывается на проживание Султан-Мута с братьями в Окоцких кабаках, то есть в селах чеченцев Ауха.

Более чем через сто лет после указанных событий, кумыкские владетели по-прежнему не имели власти над чеченцами, что очевидно из переписки Петра I с шамхалом, где указывается на управление акочанами ауховцами астраханским губернатором. Из документов известно также, что гарнизон крепости Святого Креста чеч. Салкхне , возведенной Петром I и действовавшей с 1722 по 1735 г. В архивном деле находится письмо, датированное 16 августа 1738 г. Еще в одном архивном деле имеется письмо от 9 февраля 1744 г.

В письме от 5 октября 1748 г. Имеется письмо от сентября 1751 г. В другом архивном деле имеется письмо 1753 г. В данной переписке упоминается Аух [59, л. В письме от 1 мая 1756 г.

Наконец, в архивной переписке от 7 июня 1782 г. В письме сообщается, что ауховцами убит сын владельца Андреевского Аджимуртазалиева [61, л. При наличии в архивах вышеприведенных документов выглядят абсурдно утверждения некоторых дагестанских историков будто бы чеченцы Ауха аккинцы в 1763 г. В связи с этим тенденциозные труды этих авторов последнего десятилетия , основанные в большинстве своем на преданиях XIX в. Некоторые современные дагестанские авторы, пишущие на исторические темы, пытаются поставить под сомнение факт исконного проживания чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья.

Между тем, имеется множество документальных свидетельств, показывающих, что в прошлом ареал проживания чеченцев в Терско-Сулакском междуречье доходил до побережья Каспийского моря. В путешествии Федота Котова 1623 г. Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф. Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко.

За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой. В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о. Чечень» [63, с. Адам Олеарий в своем путешествии 1636 г. Далее сообщает, что они «подошли к острову, лежащему в левую сторону в 8-ми милях от Терок», который персы зовут Джецени [64, с.

В XIX в. Надеждин отмечал у чеченцев обширные базары и непосредственные торговые сношения с Москвой и Нижним Новгородом [65, с. Русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко записал этнографический материал, согласно которому чеченцы проживали в низовьях Волги, а горцы Чечни являлись в Астрахань для поиска работы. Упомянут также и чеченский берег моря [66, с. Учитывая вышеизложенное, а также данные картографии, ясно, что остров Джецени — это о.

Село Чеченино на реке Волге — ныне это Нижегородская область, — вероятно, связано с чеченскими торговцами, так как оно лежало по маршруту: Каспийское море — Астрахань — Казань и далее по Волге до Нижнего Новгорода. Возможно, также были купеческие корабли чеченцев, плававших по Каспийскому морю до Астрахани и до Нижнего Новгорода по Волге. Из газетных сводок XIX в. В одной из статей говорится, что «с образованием Ганзы, когда Новгород получил большое торговое значение, ганзейцы устроили там свою торговую контору, куда везлись товары из Персии, Индии, Аравии; перевозились они по Каспию, оттуда чрез Волгу и другие реки доходили до самого Новгорода». И далее: «Хазары доставляли по этому же пути дорогие меха, шедшие из древней Биармии.

Однако же, и этот путь к внешней нашей торговле был утрачен с нашествием татар и открылся только с покорением Казани и Астрахани, да и впоследствии долгое время торговые люди и суда были небезопасны в плаваниях от понизовой вольницы, разбойничавшей почти безнаказанно по Волге и Каспийскому морю» [67, с. В связи со сказанным уместно привести слова Б. Калоева, который писал: «Русско-кавказские связи, как об этом свидетельствуют многочисленные археологические и письменные памятники, восходят к глубокой древности». Чеченцев он называет одним из «первых народов Восточного Кавказа, установивших дружеские связи с русскими поселенцами». Стрюйс в 1670 г.

В указах 1758 г. При выполнении этих работ, как полагали чиновники, «Астрахани от чеченцев и других горских народов опасности быть не может» [70, л. Т, 12]. В подтверждение этому в другом источнике обнаруживаем, что горские «народы Кавказа, обитающие у границ юго-восточной России, часто тревожили их своими набегами: под влиянием Турции и при содействии Крымского хана, их хищнические партии иногда доходили не только что до Астрахани и Царицина, но даже и до Казани» [71, с. Как видно из вышеупомянутого документа, в первую очередь речь шла о чеченцах.

В рапорте ген-ла Кнорринга от 16-го января 1800 г. Равинский в свое время писал об острове Чечень как лежащем «против обиталища чеченцев» по близости Аграханского залива [73, с. Жилища чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря» [74, с. В архивах находим дело 1831 г. В другом архивном деле от 1849 г.

В прошении от 14 ноября 1851 г. Тарковский шамхал обращается к царской администрации с просьбой о передаче ему во владение пространства «от острова Поповой косы до самого острова Чечни» [76, л. Т, 11, 29 об. В еще одном архивном деле хранится докладная записка о положении дел с 1834 по 1840 г. В архиве Грузии хранится дело от 1830 г.

Чеченская исследовательница Т. К исследуемому времени и об острове, и о городе остались лишь упоминания как о чеченских» [79, с. Известный чеченский этнограф А. Сулейманов писал о проживании чеченцев Ауха в районе рек Сулак, Терек и западного берега Каспийского моря, где на острове Чечень имелся одноименный городок Чечана. Среди ауховцев он указывал и род Iаккой — аккой [80, с.

Надо отметить, что Акки и Аккой являются отдельными тайпами, входящими в общество Аух; аккинцы, по преданиям, считают себя выходцами из Галанчожа, а аккойцы связывают себя с горой Албури-Лам соседняя с более известной высотой Цанта-тау, или Занта-Лам , находящейся у границы Салатавии и Ауха. Более того, на юго-западе от Юрт-Ауха расположено владение Албури-отар, также связанное с общиной Аккой и ее предводителем — Албури, который возглавлял общинное войско. В одном ряду с указанными топонимами стоит название села Албир-Аух, которое, согласно карте середины XIX в. В труде В. Берже, относящимся к середине XIX в.

Во второй половине XVI в. По мнению автора, «главной причиной поселения горцев, в том числе чеченцев, у р. Терки и крепости Св. Креста были социально-политические мотивы» [81, с. Чеченцы проживали не только на плоскости Терско-Сулакского междуречья, но даже и между Тереком и Кумой.

В издании 1913 г. Семенкович буквально утверждал, что чеченцы, которых аварцы зовут «буртijay, или буртiзал», живут на Куманской плоскости». О том, что чеченцы действовали в Западном Прикаспии, говорит их участие в военных столкновениях за освобождение Тарков в 1604 г. Желеховской, изданном в 1886 г. Под чеченским аулом Эндери на кавалерию напали чеченцы и много людей перебили.

Слухи о больших потерях русской кавалерии в Чечне за Сулаком чрезвычайно тревожили государя. Говорили, будто-бы чеченцы атаковали драгун и разбили их на голову, в горном проходе между Чечней и владениями шамхала Тарковского» [83, с. Далее рассмотрим сведения об Ауховских поселениях, большей частью уничтоженных в ходе Кавказской войны карательными экспедициями царских войск и тавлинцев Шамиля. С новой активной фазой Кавказской войны и провозглашением Шамиля имамом началось «истребление всех аулов в земле ауховцев». И далее: «В богатых Ауховских аулах производились обыкновенно сборы хищнических партий, и крепость Внезапная с дер.

Андреевой безпрерывно были тревожимы набегами, с обессилением же Ауховского общества набеги эти прекратились совершенно» [84, л. В «Актах Кавказской археографической комиссии» можно установить длинный перечень уничтоженных ауховских аулов. Он же писал, что имам Шамиль «принуждал ауховцев к переселению в горы». Более того: «Жилища Ауховцев, их запасы хлеба и сена истреблялись Тавлинцами. Каждый день я получал известие об истреблении горцами разных деревень и о переселении жителей их в Ичкерию».

Костемеровский об этих трагических событиях сообщает в 1858 г. Ауховец горевал о своем семействе и жаловался, что Русские отняли все лучшие места и загнали Ауховцев, как и других нохчио чеченцев , в леса» [94, с. В начале XIX в. Буцковский, перечисляя чеченские села, входившие в общество Аух, упоминает Алмак [95, с. За Алмаком находится гора Цанта, искони считавшаяся Ауховскою [96, л.

С 1840 по 1859 г. После падения Имамата в 1859 г. При этом Ауховский участок был присоединен к Кумыкскому округу [93, с. Об этом был издан приказ ген. Барятинского по Кавказской армии от 23-го октября 1859 г.

В 1862 г. В 1867 г. Собственно, Кумыкский с 1869 г. Далее читаем: «По указу от 18. Указом от 19.

Кумыкский округ, входивший в Восточный отдел Терской области, был разделен на два округа — Кумыкский округ на плоскости и Нагорный округ из Салатавского, Ауховского и Зандакского обществ. Кумыкский и Нагорный округа вновь были объединены, но получили новое название — Хасавюртовский округ Терской области. В 1913 г.

Умаров, опиравшиеся не только на неоспоримую фонетическую близость обоих этнонимов. Указанные авторы допускали, что часть аккинцев проживала в плоскостной зоне ещё в домонгольский период и входила в состав населения исторической Алании, на что указывают не только данные нахчийского фольклора, но также «некоторые археологические материалы и общеисторический контекст событий». Авторы отмечают, что равнинных аккинцев, а также близкородственных им «карабулаков» остальные чеченцы называют термином «эрштхой», который, по мнению В. Виноградова и С. Умарова, имеет семантику «степняки или живущие на равнине». Как бы там ни было, авторы пишут: «Плоскостные аккинцы в составе Аланского раннегосударственного образования были довольно могущественны и контролировали, по-видимому, не только часть предгорных равнин, но и зону Черных гор с их лесами и выходами на плоскость. В середине XIII в.

Правомочность соотнесения аккисов Плиния Старшего и Клавдия Птолемея с чеченцами-аккинцами получила признание еще в советской историографии [4, с. Вагапов провел лингвистический анализ племенных названий акибы и аккисы, позволяющий соотнести их с чеченской субэтнической группой аккинцев [5, с. Нельзя не отметить также, что аккисов, которых античные авторы упоминают между оскардееями и габрами, по мнению В. Латышева, следует локализовать на северо-востоке Кавказа, возможно, в Дагестане [6, с. Но можно предположить, что он находился в пределах от Терско-Сулакского междуречья до исторической области Акка на территории Чечни. О проживании нахчийцев с древности в Западном Прикаспии имеются сведения у разных историков. Даниялов пишет: «Народы, обитавшие в древности по обе стороны Дербента на приморской плоскости и в нынешней Чечне, начиная из Зорки и Албании до Термовдона Терека , именовались Мазкутами, скутами или хушанами… Верхние мазкуты называют себя Нахчиваями «Нахчивай», вероятно, выходцами из Нахичевана — первобытного, по Библии, жилища Ноя. Это, впрочем, по всем соображениям не подлежит никакому сомнению. Так как все народы Прикаспийской Сарматии или Дагестана происходят от внуков и правнуков Ноя… то очевидно, что слово «нахчивай» как название первобытного жилища отцов сих родоначальников могло остаться у Массагет неизменным в патриархальном их горском быту. Надобно заметить, что древние произвольно называли словом массагет многие народы Севера так же, как и слова сармат и алан, в буквальном смысле первоначально означающее — горец … Верхние массагеты, или мичихуши, упоминаемые Геродотом, Диодором, Плинием, Квинтом Курцией и Птолемеем, есть те самые, которые в VI в.

Бердяев также пишет о событиях тех времен, что еще в V в. Князь Сулхан Баратов, указывая на тождество массагетов и мичихчев, считал месхедов, или мессегов, «нынешними Чеченцами», страны которых прежде называли «Миджекетия, или Массагетия» [9, с. Византийские авторы актуализируют архаический термин, прямо отождествляя «массагетов» с современными народами Кавказа [10, с. Лазарев выводит четыре «главнейшие породы», издревле обитавшие в Дагестане, а именно: кюринскую, лекзинскую, аварскую, мичихшскую чеченскую. Чеченский язык он также включает в одно из семнадцати «наречий» Дагестана [12, с. Более того, автор указывает на соседство Амазонского царства приморская Скифия с верхней Массагетией страною мчихшов [13, с. Мичихиш, мичигцы, или мичиковцы, как известно, — этноним для обозначения чеченцев или одного его племени, а страна мичихцев — место их обитания. При наличии более раннего упоминания в источниках субэтнонима чеченцев как мичих, мичик, или мичиг, попытка вывести его из гидронима Мичик как места, где кумыки первый раз встретили чеченцев, выглядит крайне неубедительно. Тем более что в более ранних документах местом соприкосновения чеченцев и кумыков называются реки Сулак, Акташ и Аксай. При этом незаслуженно игнорируется топоним Мичик-Кала в Гумбете, хотя известно, что там так же проживали чеченцы.

Такая семантика тождественна самоназванию кумыков и месту их прежнего проживания, где чеченцы и должны были впервые с ними столкнуться. В рукописи поручика Лазарева 2-го сообщается о названиях некоторых народов Дагестана, в том числе «Гепталийцев в сноске: «Белые Гунны или Генталийцы». Исследователь называет Белогуннию «нынешней Чечней». В течение сорока лет 443—483 пятого столетия «персы вели непрерывную войну с Белыми Гуннами, которая кончилась совершенным истреблением персидской армии в чеченских лесах и гибелью самого их царя — надменного Пероза и его сына, кроме двух — Зореха и Ковага, взятых в плен победителями» [11, с. Завлеченный хитростью неприятеля в непроходимые леса Чеченцев Пероз погиб там с армией» [12, с. Задолго до гибели Пероза смерть в горах Кавказа настигла и Кира. Лазарев писал об этом: «…в необдуманном поступке Кира с Хуном представляет важное значение, разрешающее все сомнения о гибели его в Кавказской Гуннии, случившейся за Дербентом в одном из двух мест, в Кайтагских или Чеченских лесах» [13, с. Готский историк Иордан сообщает, что акациры — «скифское» то есть гуннское племя, которое ходило «через Каспийские ворота в Кавказском горном хребте войной на персов». Известно также, что византийский император Феодосий II, заинтересованный в союзе с акацирами, регулярно посылал «дары» их князьям; акациры были сильным племенем, союз с которым был желателен для империи [14, с. Другой автор сообщает, что «Акациры и другие племена Гуннов близ Кавказа и Каспийского моря были в это время заняты войною внутри Персии» [15, с.

При всем том, что гунны порой создавали объединения с тюркскими племенами, в эти союзы входила часть племен сармато-аланского происхождения, а также некоторые оседлые племена кавказского происхождения, в том числе предки чеченцев, ингушей и дагестанцев [16, с. Поскольку термин «алан» охватывал и кавказские народы, можно не сомневаться в наличии последних в том числе нахчийских в составе «Царства Гуннов». Эту точку зрения разделяли и многие российские исследователи XIX в. Так, Ф. Морошкин со ссылкой на Ю. Венелина считал доказанным, что «…Гунны пришли не от Китая, а от северной стороны Кавказа и с берегов Волги». Гунн — не название какого-либо народа, а «имя страны», в которой наряду со славянами, финнами и тюрками проживали «народы неопределенного Кавказского племени». Именно «Кавказские народы» направляли движение «Гуннского мира», а сами «Гунны были старожилами Кавказских стран». Далее он приходит к выводу, что «Хазарами назывались Кавказские народы», поскольку хазары считаются остатками гуннской орды [17, с. Макаров в заметке «Кумыкский округ», указывал на «остатки гуннов», которых он видел в названии и населении села «Гунни-б» Андалалского округа гунибцы, согласно преданию, «вышли из ичкеринской деревни Гуни», основанной «гуннами».

Чеченцы гуной, «покинув свои жилища, поселились, как говорит предание, вправо от нынешнего Нуцал-аула и имели постоянное сношение с соседями, Ауховцами» [18, с. Шихалиев прямо называл гуенов выходцами из Чечни, а именно из «нагорного Нашахойского общества», состоящими «…в родстве с известною в Чечне фамилиею Гунай» [19, с. Наконец, Е. Максимов обращает внимание на «постоянно повторяющееся в Чечне слово гунн в целой массе названий аулов, гор, рек, урочищ и т. Гуни, Гуной, Гуен, Гуниб и др. Этот перечень побуждает автора «искать здесь каких-либо остатков некогда страшных гуннов» [20, с. Как известно, восточная граница ареала расселения нахчийских обществ доходила до берегов Каспийского моря. Опираясь на сведения из ряда древних рукописных текстов, абхазский исследователь Г. Гумба пришел к выводу, что в первых веках нашей эры масохо-хоны занимали пространство от «ворот Аланских» Дарьяльское ущелье до «ворот Каспийских» Дербент [21, с. Нахчийский в частности, аккинский «след» обнаруживается и в Хазарии, представлявшей собой не строго централизованное государство, а федерацию племен, пользовавшихся автономией как во внутренней жизни, так и во внешних делах [22, с.

Ее население, по свидетельствам современников, различалось не только в этническом, но и расовом отношении: «Хазар разделяют на два рода: Хазар белых и Хазар черных; они были различны даже поколением: одни, смуглые, должны были быть племени Монгольского; другие, описываемые красавцами, народ племени Кавказского, прежние Акациры. Как те, так и другие, были отличны от Турок как по языку, так и по происхождению» [23, с. В советских изданиях указывается, что Иордан называет акацирами народ, «который мы теперь называем Хазарами» [24, с. Гумилев также называет их акацир-хазар «акказирами» [25, с. Артамонов локализовал акациров вблизи Кавказских гор «с их проходами, через которые они вторгались в Закавказье, может быть там, где ранее всего становятся известны Хазары, то есть в юго-восточном углу Прикавказья». Относительная древность этнических образований Кавказа автору представлялась в следующем виде: каспы — «племя Чеченское», массагеты, мосохи. Вслед за Н. И далее: «Хазары, как новое переоформление каспов, с этой точки зрения, могут считаться древнейшим населением Кавказа, не только Северного, но и Южного, из чего, конечно, не следует, что хазары действительно тождественны с каспами и их реликтовым вариантом кистами — чеченцами. Еще в начале прошлого века Н. Марр считал алан и алван от названия которых происходит название Кавказская Албания.

Те же данные о родстве указанных этносов обнаруживаем у Геродота, согласно которому от трех братьев — Липоксая, Арпоксая и Колоксая — произошли аухеты, траспы и каспиоры, паралаты скифы , соответственно [79, с. Возможно, с предками аккинцев связана область Ухус-р, упомянутая в списке областей, подвластных хазарским каганам. По наблюдению Н. Иваненкова в коренном типе чеченцев «наблюдается какое-то племя, быть может, одно из тех, которые входили в состав Хазарского царства». Исследователь, отмечая, что основная часть этого царства была вытеснена на запад и неприступные ущелья соседних гор, обратил внимание на примечательную деталь: «В разговоре с чеченцами часто приходилось слышать от них выражение: это было во время большого передвижения народов» [29, с. Имеются косвенные свидетельства того, что в хазарский период чеченцы присутствовали в Терско-Сулакском междуречье. Так, еще в 70-е гг. Новокули, чеченское же название которого — ГIазар-ГIала — соответствует тюркскому Къазар-къала, то есть Казар-, или Хазар-кала, — «хазарская крепость, город». Хронология третьего периода, определяющаяся близостью керамического комплекса керамике памятников салтово-маяцкого круга с учетом локальных особенностей , «укладывается в рамки VIII—IX веков и совпадает со временем максимальной хазарской экспансии». Тогда же, по мнению исследователей, у чеченцев верховья р.

Ярыксу могло возникнуть название урочища ГIазар-ГIала, которое повторяется в Аргунском ущелье, а также в ущелье Баксана [30, с. Таким образом, имеющихся данных достаточно, чтобы признать возможным присутствие предков аккинцев, мичихцев и других нахчийских племен на территории Терско-Сулакского междуречья на рубеже эр — в I тысячелетии н. В пользу этой версии говорят также отдельные сообщения из записок европейских путешественников. Так, в 1253 г. Исходя из расчетов В. Кузнецова, два перехода — это 100—120 км северо-западнее Дербента, то есть район начала узкой береговой полосы между горами и морем, от Махачкалы до Дербента. Аьккхи, Аьккха. Название упомянутой равнины «Аркакка», расположение которой соответствует Терско-Сулакскому междуречью и небольшой плоскостной линии между Сулаком и Махачкалой 30—40 км , тождественно одному из чеченских названий той же равнины — чеч. Это название связано с ауховским обществом чеченцев [33, с. И действительно, Аьккха упоминается в одном из актов константинопольского патриарха за 1364 г.

Хотя в этом документе не содержится никаких сведений, касающихся местоположения указанных регионов [34, с. Этой точки зрения придерживался известный краевед Г. Именно то указание Константинопольского документа о территории древней Ахохии, которого не понял профессор Кулаковский и которое неверно, по-моему, объяснил г. Кодзаев от горы «хох», можно принять за указание древней страны Ауха, что вполне согласуется географически» [36, с. Известно, что в 1395 г. Среди прочих разорению подверглась и территория Чечни. Здесь, по описанию летописцев, завоеватели, ведомые самим Тимуром, поднялись в горы, где уничтожению подверглись «все церкви и капища их». Затем последовал «набег на подножие горы Аухар» [37, с. Предпринимавшиеся в прошлом попытки соотнести Аухар с Аварией были убедительно отвергнуты еще в советское время Х. Хизриевым: «…высокогорная Авария никогда не считалась и не может считаться предгорьем.

Так что, надо полагать, в данном случае речь идет о предгорной области ауховцев аккинцев. Для отождествления «Аухар» с Аварией нет никаких данных, кроме отдаленного созвучия. Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» Хромой Тамерлан. Как пишет И. Как полагает исследователь, ядро первых переселенцев составили выходцы из аккинского общества чеченцев, вследствие чего их связь с горными соплеменниками была оборвана. Тот же А. Генко считал, что аккинцы ауховцы , «занимающие крайний восток чеченской территории Хасав-Юртовский район », были известны в русских источниках с XVI в. Нет сомнения и в том, что древние ококи-окочане — это современные чеченцы Ауха [39, с. Дагестанский исследователь Г. Ичалов под «Аухаром» видел Салатавию — историческую область, смежную с Аухом [40, с.

Первое же упоминание в письменных документах топонима Сала в виде Салаюрт относится лишь к 1614 г. И только после разгрома, учиненного армией Тимура, начинается активное заселение горцами верховьев Андийского, Аварского и Кара-Койсу земель, лежащих севернее Хунзахского плато, территории андийцев, а также Гунбета и Салатавии. Заселение этих областей переселенцами из Хунзахского ханства началось не ранее XVI в. Гутнов отмечал, что одним из важных условий, способствовавших расселению выходцев из Хунзахского владения, стало монгольское завоевание, которое упрочило «положение аварских феодалов, а Тимур во время своего похода не только не разорил Хунзах, но утвердил статус его владельцев, выдав им ярлык» [41, с. Этнотерритория аварцев, как пишет Д. Кидирниязов, в XV в. Как было отмечено, в XVI в. При этом основной поток аварцев направляется на север [42, с. Известный аварский этнограф Айдемир Чиркеевский писал, что аварский «сделался языком, посредствующим для междуплеменных сношений во всем Дагестане». И далее: «Вследствие этого некоторые из дагестанских племен, так сказать, обаварились, а потому-то — при отсутствии исторических сведений и при недостатке этнографических изысканий об особенностях многоразличных дагестанских обществ — необходимо быть осторожным и не называть аварцами всех дагестанцев, говорящих по-аварски» [43, с.

Советская историография отмечала, что под аварцами самоназвание маарулал еще во второй половине XIX в. Сами же аварцы именовали себя названиями племен либо территориальными терминами. Однако консолидация аварской народности завершилась лишь после Октябрьской революции [44, с. Ко времени выхода России на Терек, согласно документальным данным и исследованиям специалистов, окоцкое ауховское общество представляло собой сильное политическое образование, с которым вынуждены были считаться феодальные правители и вольные общества Кавказа, а также крупные державы, устремившие свои взоры на Кавказ — Иран, Турция, Крымское ханство и Россия. Наибольшую активность в русско-чеченских отношениях того периода проявили, как известно, аккинцы Ауха, называемые в русских источниках «ококами», «окухами», «окочанами» и т. Известный кавказовед Е. Кушева отмечает: «Ококи, Окохи, Окуки, Окоцкая земля или землица, Окоченя, Окочаны, Окучане; или другая группа вариантов — Акозы, Ахоцкая земля, Акочане; встречается и термин Старые Окохи, известны Окоцкая слобода и служилые окочане в Терском городе… Среди названий чеченских родоплеменных образований, или, по терминологии русских описаний XIX в. Ряд топографических указаний убеждает в том, что здесь имеются в виду именно ближние, а не горные аккинцы» [45, с. Уместно отметить слова Н. Игнациуса, который указывает на 1559 г.

Ткачев, описывая Терский город смутного времени, в числе половины его населения называл и окухов «из нынешнего Ауха». При этом отряд окуцкого князя Шиха Ишеримова составлял численно столько же — 500 человек, — сколько и казачья дружина, с которой они совместно устроили «Дербентский поход» [47, с. Они же показывают ведущую роль последних в Терско-Сулакском междуречье и отмечают их центр — «Старый Окох» Ширча-Акка. Как было отмечено, с появлением русских на Тереке, усмотрев в них союзников в борьбе с тюркской экспансией в регионе, чеченцы Ауха немедля установили с Московским царством тесные политические связи. Вследствие этих контактов Ушаром и Ших Окоцкие выступили главными проводниками и агентами русского влияния в крае, контролируя стратегические пути из Азии Дербент в Европу Азов. В документе 1586 г. В 1587 г. Среди феодалов в 1589 г. Сообщается о походе в 1602 г. В 1614 г.

Салтан-Магмут-мурза именуется «безюртным человеком». В том же году упоминается кабак Салаюрт, в 1618 — остров Чене остров Чечен. Далее — в 1645 г. В комментариях Е. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине». Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город». Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с.

Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с. Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства. О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в. Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г. В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в. Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане». При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших».

Из документа 1588 г. Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем». Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с. Роль Шиха отмечал и В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий