Звезда Кабо-Верде, Сезария Эвора признана одной из самых влиятельных чернокожих певиц в мире. биография, дата рождения. Сезария Эвора (Cesária Évora) родилась летом 1941 года на островах Зеленого Мыса.
Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
Сезария Эвора в молодости Сезария Эвора в молодостиМиндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью. знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона. Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Биография Cesaria Evora. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов.
Сезарии Эвора 27 августа исполнилось бы 75: почему певицу обожает весь мир?
Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. Sodade. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу. Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. биография, дата рождения. 27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России. Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива.
Детство и юность
- Другие статьи по тегам
- Унылое место
- Комментарии
- Сезария Эвора - Cesária Évora
История босоногой дивы
- Сезария: путь к славе босыми ногами
- Кто на завалинке
- Русский след Сезарии Эворы
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- Сезария Эвора - биография певицы: инсайды из личной жизни и музыкальной карьеры
Сезария Эвора
Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Память 8 марта 2012 года один из трех наиболее используемых аэропортов Кабо-Верде на о. Сан-Винсент был переименован в честь Сезарии Эворы порт. Aeroporto Internacional Cesria vora. Босоногая дива 1990 — Distino de Belita рус.
Судьба красавицы 1991 — Mar Azul рус. Лазурное море 1992 — Miss Perfumado рус. Благоухающая девушка 1994 — Sodade 1997 — Cabo Verde рус.
Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г.
Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой. Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров. Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Сезария в последние годы жизни Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно.
Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была такой. Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала.
Всю печаль и одиночество изливала в песнях.
У нее есть «саудаджи». Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов.
Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое.
Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе.
Года три назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма.
Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами. Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания.
В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс. В «Олимпийском» — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел.
В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Правдивыми были - Сезария Эвора и Атлантический океан. В ту пору Сезария была хорошо известна ТОЛЬКО внутри страны, так как ее голос постоянно звучал из радиоточек и динамиков особенно на площадях, небольших городков и селений, где после захода солнца собиралось население для каждодневного легкого карнавала, который продолжался до середины ночи. Давным-давно в 1982 году, по решению Организации Объединенных наций ООН мы получили задание запроектировать строительство нескольких причалов для сообщения между островами республики Острова Зеленого мыса. Эта работа шла в счет оплаты нашего членства в ООН. Морские сообщения в этой экзотической стране являются доминирующими, поэтому нужны причалы, склады, технологические решения. Наша экспедиция выполняла инженерные изыскания для проектирования. И было нас двенадцать человек: гидрографы, геологи, гидрологи, механики.
Была середина мая, Министерство морского флота Республики Острова Зеленого Мыса проводило дипломатический вечер дружбы. Были наши — посольские, представители министерства и советская изыскательская экспедиция в полном составе — вся дюжина. Это была суббота, и проходило мероприятие в ресторане высокозвездного отеля «Санта Мария» на острове Сал. Мы были строги, сдержаны, так как находились в центре внимания, ну и выглядели соответственно происходящему моменту. На работе костюма никакого не предусматривалось, мы мало, чем в гардеробе отличались от местных в рабочие дни. Так защита от солнца сомбреро на голове, легкая футболка с рукавами и шорты, да завершали все кроссовки. Это в дни приезда посольских или местных министерских чиновников, мы вынужденно были менять декорацию. Для официальных приемов нам выдали тропическую парадную морскую форму, предписанную для ношения офицерского плавсостава на наших пароходах корабль — военное судно, пароход — гражданское. Это были легкие кремового цвета тужурки, с нашивками и галунами, согласно занимаемой должности и не шорты, а брюки. В дополнение к гардеробу фуражка с крабом, для статуса, которыми мы никогда не пользовались.
Перед отъездом жена подогнала мне тропический мундир по фигуре. Был я молод, белокур и даже строен — а,ля — Олялин, так окрестила меня жена перед расставанием. Хотя к белым, тогда было особое почтительное отношение, они только восемь лет, как сбросили иго португальских колонизаторов. По окончании протокольной части всем был предложен европейский ужин с лангустами и напитками.
Откройте свой Мир!
Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. Маленькие секреты. Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке.
На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Это были самые тяжелые годы». Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была.
Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, — золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», — объяснит она. Много не надо.
Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие.
Текст же изначально принадлежал ангольскому певцу Бонга , песня впервые вышла на его важнейшем для португальцев альбоме «Ангола 74». Тем не менее песня Sodade не имела и одной десятой успеха кавер-версии Сезарии. Из-за минорной тональности, надрывного хриплого голоса, напоминающего Челентано, и духовых инструментов Sodade у Бонга звучит намного печальнее и обреченнее, чем в исполнении Сезарии, которое создает ощущение светлой грусти.
За светлую сторону отвечает аккомпанемент из двух гитар, маракасов и бонго — деревянных барабанов для игры ладонями. За темную — контральто Сезарии, ее вибрато на длинных нотах и небольшая хрипотца в голосе, приобретенная из-за постоянного курения. Название песни не только передает ее главную тему и настроение, это еще и обращение к корням саудаде, к тоске, которая, по одной из версий, впервые появилась у мореплавателей, покидавших родину во время португальских открытий. Тема прощания с близкими для Сезарии не только общекультурная, но и личная история. В 16 лет она встретила свою первую любовь, моряка, уплывшего на Большую землю через несколько недель после их встречи. И, конечно, эта утрата, как и ранний уход из жизни отца Сезарии, — лейтмотив всего ее творчества. Мировая известность и мифотворчество вокруг образа певицы Важно вернуться и к самому альбому. По всему миру было продано 300 000 копий Miss Perfumado, и именно с этим диском Сезария впервые поехала в мировое турне.
В газете Le Monde после первого выступления с новыми песнями критики написали: «Сезария Эвора, живенькая пятидесятилетняя женщина, поет морну с озорной преданностью. Она принадлежит к мировым великим барным певцам». В то время это была еще и единственная французская газета, широко доступная за пределами франкоговорящих стран, что также сыграло роль в популярности Сезарии. Мировые критики с теплотой приняли альбом и начали сравнивать Сезарию и ее музыку с уже взошедшими звездами: они писали, что морна — блюз Кабо-Верде, а Сезария — португальская Билли Холлидэй. После релиза в Америке альбом был номинирован на «Грэмми», но статуэтку Эвора получила только в 2004-м. Из-за громкого мирового турне, последовавшего за выходом этого альбома, мифотворчество вокруг Сезарии обрело ощутимые масштабы. Уже на этапе выхода первого альбома из-за «босоногой обложки» и привычки Сезарии выступать без обуви становится заметно расхождение нарративов. СМИ начали трактовать отсутствие обуви как политический жест в поддержку бедного африканского населения.
Но есть и альтернативная версия: склонность Сезарии снимать обувь — это обычная привычка бедной девочки, которая к тому же страдала от хронической боли в ногах из-за диабета. Тем не менее образ политически активной африканской певицы оказался одновременно заманчивым и прибыльным, поэтому постоянно эксплуатировался СМИ. В Москве есть сеть кофеен «Даблби» — «Бабушка Бэтмэн», — и, кажется, это идеальное описание восприятия Сезарии мировым сообществом. После выхода альбома Miss Perfumado весь мир начал обсуждать ее свободолюбивое «рокерское» поведение. С раннего возраста из-за работы в кабаках она пристрастилась к алкоголю и табаку, которые часто принимала вместо платы за выступление. С сигаретами с тех пор она не расставалась даже на концертных площадках smoke-free, что не могло не восхищать зрителей. Также именно после выхода этого альбома Сезария начала чаще давать интервью, и стало понятно, что первые сорок лет ее жизни трудно назвать безоблачными и счастливыми. В 1975 году ее родина впервые обрела независимость, после чего утонула в экономической депрессии.
Позже, в 2006 году, она выпустила свой следующий альбом Rogamar. Он имел успех и был отмечен в шести европейских странах, включая Францию, Польшу и Нидерланды. Во время своего турне по Австралии в 2008 году она перенесла инсульт.
В 2009 году она выпустила свой последний альбом Nha Sentimento , который был записан в Минделу и Париже Жозе да Силва. Альбом достиг 6-го места в Польше и 21-го места во Франции. В 2009 году она была сделана рыцарем Французского Почетного легиона министром культуры и коммуникаций Франции , Кристин Албанель , первая из жителей Кабо-Верде, ставшая таковой.
Она получила свою последнюю награду на конкурсе Kora All African Music Awards 2010 , награду «Заслуги жюри» во второй раз. Она также была родственницей великого Баны. Награды и почести Большой крест Ордена принца Генри , Португалия 31 мая 1999 г.
Смерть В 2010 году Эвора дал серию концертов, последний из которых прошел в Лиссабоне 8 мая. Два дня спустя после сердечного приступа ей сделали операцию в местной больнице в Париже.
Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке.
На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Это были самые тяжелые годы». Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью.
Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была.
Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она.
И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, — золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», — объяснит она. Много не надо.
Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие.
Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования.
Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике — это всего лишь красивый миф».
Вход в систему
- Мои встречи с Сезарией Эворой
- Сезария Эвора: история жизни великой певицы
- Сезария Эвора биография Личная
- 8 милых причуд Сезарии Эворы, покорившей мир своим талантом и непосредственностью
Мои встречи с Сезарией Эворой
Катя назвала малыша Эйтоном, в честь своего любимого голливудского актера. Правда, в каких фильмах тот играл, так и не вспомнила. Мальчик подрос, и она отдала его тоже в интердом. А если я заберу его в Москву, в артистическую жизнь, где поездки по ночным клубам с выступлениями, то вконец избалую. Я и про родственников Эйтону пока по-настоящему не рассказываю. Иначе сын загордится и решит, что самому пробиваться не надо — папа и дед помогут. И ничем хорошим такое не закончится. Уж я-то знаю! Родители уехали обратно в Гвинею-Бисау, Катя с младенцем остались в Москве. Официально — поступила в московский институт.
Неофициально — стала матерью-одиночкой. Надо было искать средства к существованию. Танцевать — только это у Кати с детства и получалось. С тех пор как, по ее словам, Сизаш категорически запретила ей петь. Принцесса на бобах Игра света и ритма. Под бой барабанов темнокожая девушка выходит на сцену. И — начинает двигаться. Всем корпусом, каждой клеточкой крупного красивого тела. Словно глянцевый журнал, блестит черная кожа, широко закрыты глаза.
Что-то дикое, звериное пробуждается от этой нескончаемой пляски. Танцовщица впадает в транс. Еще быстрее. И еще. Она встает на четвереньки, и люди, наблюдающие за ней, встают. И понял, Катя движется — как живет, полностью отдаваясь тому, что делает. Когда она уже работала, я узнал, кто ее бабушка, узнал историю всей Катиной жизни — хотя для меня это абсолютно неважно. Вдруг гром, ливень, гости попрятались под навес на стеклянной террасе. За концерт заплачено, конечно, но не до такой же степени!
Но ей-то как раз было хорошо — одежда больше не мешала дышать. Поймала ртом крупную дождевую каплю. И постепенно гости повылезали со своей спасительной террасы, пристроились в Катину тень. Возвращение домой — Мне бывает плохо на душе, стану перед зеркалом и кручусь целый день. Когда наступает очень плохо, я включаю Сезарию.
Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили.
В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка.
Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни.
Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались.
Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже.
Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня!
И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море!
И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску.
Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения. Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели.
Классическую морну мы только что прослушали. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска. Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском.
Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ». Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу».
Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва.
Диск был номинирован на премию «Грэмми». Это один из любимых альбомов певицы, с которым она отправилась в турне на много месяцев и объехала весь мир. Именно в Кабо-Верде певица умерла в 2011 году на 70-м году жизни.
Альбом «Кафе Атлантико» был номинирован на «Грэмми» и принес певице награду Victoire dela misique — высшее признание музыкального успеха во Франции. Название диска — это собирательное название всех баров в Минделу, где много лет работала Сезария. Именно поэтому песня Amor di Mundo получилась особенно эмоциональной — она ностальгическая. Сезария записала ремейк известной композиции «Парень с улицы Глюк» вместе с итальянским актером и певцом Адриано Челентано. Песня, исполненная на креольском языке, вошла в альбом Челентано Ce sempre un motivo.
Эта композиция 1966 года, в которой певец пел о себе Адриано родился на улице Глюк в Милане , была переведена на 22 языка мира и более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады. Челентано прокомментировал этот дуэт так: «Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии, которая хранит дух ее культуры. Однажды я попросил Клаудию жену. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть с ней. Или одну из ее замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк».
Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту идею». Дуэт двух великих музыкантов был великолепен. Этот диск наконец получил премию «Грэмми», на которую певица номинировалась пять раз. После его выхода Эвора снова получила титул Victoire dela misique во Франции.
Isolada — заглавная и самая задушевная песня — задает тон всему альбому. Сезария Эвора — огромный черный бриллиант маленькой нищей страны. Крошечное государство Кабо-Верде, расположенное на островах Зеленого Мыса ближе к западной части побережья Сенегала, было колонией Португалии до 1975 года. Здесь, в семье кухарки и музыканта, родилась босоногая певица. Отцу, доброму и простому человек , была суждена слишком короткая жизнь.
Девочке не исполнилось и 7 лет, когда его не стало. Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезару в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта.
Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно. Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой тавернеСезара впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу , и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. Миндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью.
Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями. Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье.
Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул "королевы морны". В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать. Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария Эвора - Карнавал Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков.
Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи.
С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось.
Памяти Сезарии Эворы
В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь Когда слова не важны. Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде.
Cesaria Evora
Познакомившись с женщиной, он стал настойчиво уговаривать её отправиться с ним в Париж и записать там пластинку. Сезария долго отказывала молодому французу, ссылаясь на нежелание и страх покидать родной остров. После трёхмесячных настойчивых уговоров, певица даёт согласие — и отправляется на запись в столицу Франции. Пластинка, записанная при содействии Хосе, становится поворотной в судьбе Сезарии, кардинально меняя всю её жизнь.
Сезария: путь к славе босыми ногами После того, как в 1988 году в свет вышел первый альбом певицы, о ней заговорили тут же. Буквально через год выходит второй альбом. Самым судьбоносным для Сезарии Эворы стал 1992 год, когда после записи пластинки «Miss Perfumado» певица получает официальный статус поп-звезды мирового уровня.
Сезарии в это время исполняется пятьдесят два года. Она выступает только так, как ей удобно, так, как она привыкла петь в порту, живя на родном острове: босиком, под аккомпанемент пяти музыкальных инструментов: скрипки, кларнетарояля, аккордеона и гавайской гитары. Мировой музыкальный мир, перенасытившись дешёвыми бульварными песенками, классическими романсами и однообразным шансоном, самозабвенно увлёкся мелодией португальского блюза в версии кабо-верди, виртуозно исполняемой Сезарией на оригинальном креольском диалекте.
Пик популярности высотой с Эверест Альбом, записанный певицей в 1996 году под названием «Cesaria», был выдвинут на премию «Гремми». Его признали — причём, как музыкальные критики, так и слушатели — самым лучшим альбомом года. Песни, вошедшие в этот популярный сборник, ещё долгие годы будут занимать высшие позиции в ведущих музыкальных рейтингах по всему миру.
Но особую любовь и почитание она получила во Франции. Ведь именно оттуда началось её музыкальное восхождение: в Париже был записан самый первый альбом Сезарии. Одной из самых известных в исполнении певицы музыкальных композиций является «Бессаме Мучо»: вспомните, сколько силы, проникновенности и страсти звучит в каждой ноте!
Трое детей и море музыки К сожалению, Сезарии так и не довелось встретить на своём пути мужчину, с которым ей бы захотелось построить крепкую семью и прожить до глубокой старости.
Сезария Эвора - КарнавалСезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности.
Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Cesaria Evora - Besame MuchoОднажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию.
Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с "Lusafrica". В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком.
И вот ей почти 70, и Сезария уже во второй раз в Нижнем… …Открылась дверь, она тяжелой поступью прошла по залу, села, неторопливо достала пачку Marlboro, закурила и приготовилась отвечать на вопросы. Покончив с алкоголем более пятнадцати лет назад, расстаться с сигаретами она не в силах. Мудрый взгляд, платок леопардовой раскраски, превращенный в импровизированную чалму, золотые браслеты, цепи, брелки на груди и запястьях и павловопосадский платок на плечах. Поклонники много чего дарят, и в доме Сезарии есть сувениры с разных концов света.
Она любит ходить по магазинам и признается, что в России покупает одежду и золото. Эвора готова приехать в любую страну, в которую ее позовут, но никогда ничего не загадывает и ни о чем не мечтает: все должно идти своим чередом. И принесла 50 миллионов Ее голос завораживает. Шелковые мягкие звуки с хрипотцой на кабовердийском креольском диалекте португальского языка, есть в нем знакомые французские, испанские, португальские слова, но его невозможно понять — это родной язык Сезарии, которому она принципиально не изменяет ни на сцене, ни в жизни. С благодарностью она вспоминает того, кому пела первый раз: если бы не эта любовь, слава бы ее не нашла.
На счету Сезарии Эвора более десятка пластинок. Последний альбом — сборник дуэтов — певица выпустила в ноябре 2010 года. Сезария Эвора пела на креольском диалекте португальского языка в сопровождении рояля, гавайской гитары, скрипки, аккордеона и кларнета. Сезария Эвора известна благотворительной и общественной деятельностью — в своей стране она одна полностью содержала всю систему образования. Благодаря певице тысячи жителей Кабо-Верде научились читать и писать.
Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива
Её «саудаджи» — особенное словечко - нет ни в одном языке мира, помимо португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое словечко переводится как «ощущение светлой тоски по родине». Ни один бразилец, португалец или обитатель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знает, как втолковать другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — чудаковатый диалект, сродный вместе с тем на все языки романской группы. На нём и пела. Под музыку, напоминающую мешанина шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходила на крупные концертные площадки мира и рассказывала о своём народе. Тоска по необъяснимому. В портовом баре накурено и людно.
На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня — Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт — тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Может, эти звуки преодолеют водную гладь и долетят к тем любимым, которые теперь далеко… Морская быль. Об этом женщины Кабо-Верде пели издавна, ведь они хорошо знали, что такое разлука. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику.
В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны — так назвали эти музыкальные плачи — один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме — не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют.
Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте — впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». В семилетнем возрасте Сезария потеряла отца, а вскоре и вовсе оказалась в детском приюте Намного позже, став певицей мирового масштаба, она не покинет свою родину окончательно, станет помогать семьям бедняков и обитателям приютов, открывая сердце каждому, кто придет к ней со своей печалью. Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку.
Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие — кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Когда слова не важны.
Особо полюбились слушателям песни с пластинки «Мисс Перфумаду», которая была выпущена в 1992 году.
Кстати, неоднократно со своими концертами Эвора приезжала и в Россию. Сезария, как и ее мать, воспитывала своих детей одна. Как признавалась певица в интервью — её семья, её прекрасные дети — главный смысл в жизни. Добившись финансового благополучия, артистка на протяжении многих лет поддерживала систему начального школьного образования в Кабо-Верде, оказывая денежную помощь.
Кроме того, благодаря Эворе работало множество учреждений среднего образования страны, а также функционировало около половины больниц этого небогатого островного государства. Весной 2010 года стало известно, что из-за проблем со здоровьем Эвора вынуждена отменить все концерты. Полтора года спустя певица объявила, что завершает творческую карьеру. Выдающаяся певица, прославившая язык своей маленькой страны и успевшая помочь множеству земляков, скончалась в родном городе.
В марте 2012 года в честь Сезарии Эворы был переименован один из самых крупных аэропортов Кабо-Верде.
С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годах Сезария Эвора начала тур по Европе.
А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.
Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре.
Когда-то она была девочкой, которая родилась в 1941 году в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, в бедной многодетной семье. Отец Сезарии был музыкантом, скрипачом и виолончелистом, но рано скончался, оставив жену и семеро детей. Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны. Основными добытчиками были братья, которые работали за границей и присылали нам деньги. Семья вынуждена была сдать в аренду часть дома, кормились также с огорода бабушки. Кукуруза, фасоль, арбузы. Все это собиралось и делилось между соседями. И все же Сезарию пришлось отдать в приют.
Приютский хор стал первым местом, где услышали её голос. Эвора очень любила свою маму и, несмотря на мировую славу, оставалась домашним человеком, любила только свой Минделу, детей и внуков. Одна из песен её посвящена маме, она называется «Старушка-мама». Ты вырастила нас возле кухонной плиты Твоя чёрная юбка и маленькая косынка напоминали нам, кто мы такие. Мама, мама, старушка мама, Я пою тебе эту песню, чтобы порадовать тебя. Ты научила нас, что этот мир создан для жизни, Что он создан для любви, Но он создан также для смерти и страданий… Страданий в жизни Сезарии было немало. Мужчины, моряки, прибывали в этот городок и покидали его вновь, оставляя разбитые сердца на берегу… И много детей оставляли. Эвора начала петь в клубах с 16 лет, когда влюбилась в местного моряка Эдуарду. Он первый восхитился её голосом, обучил многим песням, а потом уехал навсегда в другую страну. В клубах Сезарию любили и очень хвалили, она нашла свою нишу, ну а уж голос и тембр и что-то ещё, чему нет названия, как будто родились вместе с ней.
Но… Ни гонораров, ни пластинок. Потом Сезария надолго замолчала. Неудачная личная жизнь, алкоголь… Она никогда не была замужем, рожала детей от разных мужчин, в которых влюблялась… Скрытая страсть очень чувствуется в ней и видна на лице, приглядитесь… Слышна в её глубоком с богатейшим интонированием голосе… И может быть, эта смесь страсти, горечи, бесконечной тоски по счастью, обещания себе, а значит и нам, этого неуловимого счастья — одна из бесконечных загадок Эворы. Я думаю вот о чем. Люди, говорящие на одном языке, самые близкие, порой, абсолютно не понимают друг друга, часто не могут достучаться ни до разума, ни до души ближнего. А эта «бабушка», не очень здоровая, а потом очень больная, неграциозная, не отвечающая никаким стандартам и трендам, естественная, никем не хотела казаться, только собой, просто пронзает сердца совсем незнакомых людей, говорящих на других языках, с чуждым ей менталитетом.. Феноменальный посетил нашу планету человек. Утешала нас, горевала вместе с нами, пела так, как будто разговаривала только с тобой. К слову, о менталитете. У Сезарии есть развеселый популярный клип Sangue de Beirona.
Кто бы мог подумать, что это название означает кабоверденскую идиому «кровь девственницы».
Биография Сесарии Эвора
Биография Сезарии Эворы детство и юные годы Сезарии Эворы. В Лиссабоне ее талант был замечен продюсером Жозе да Силвой и он пригласил Сезарию на запись во французскую столицу. Сезария Эвора является легендой в мире музыки. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса.
Сезария Эвора: биография легендарной певицы
новости России и мира сегодня. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte». Cesaria Evora is of that soil in the dryness of the sands.