Преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) Московская. Поминали Дуню и в день ее ангела — святой мученицы Евдокии.
Стихи про Дусю
- День Ангела у Евдокии в 2024 году: именины по церковному православному календарю, святцы
- Народные приметы на 13 марта 2024 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
- 1 июня – день памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги княгини Евдокии
- Когда именины / день ангела у Евдокии. Как поздравить Евдокию с именинами / днём ангела
- Значение имени Евдокия. Когда Евдокия отмечает именины в 2024 году?
Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции
По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь. Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья. Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение. Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи. Западных О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших. Еще до восхода солнца, ранним утром они собирались на кладбище, читали молитвы за всех умерших. На могилах оставляли жертвенные приношения.
Житие преподобной В 1353 году в семье Суздальского князя Дмитрия и его супруги Анны родилась дочь. Произошло это в самый разгар междоусобной войны Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств. Последнее было довольно крупным, но не имело фактического статуса и не могло править Русью, поэтому долго боролось с Московскими правителями за статус независимости, не говоря уже о первенстве. Тем не менее, рождение дочери давало Дмитрию Константиновичу надежду на дальнейшее объединение двух территорий. Так и произошло. Святые князь Дмитрий Донской и Евдокия Московская Воспитанная в православной вере и получившая хорошее образование, в 13 лет Евдокия становится женой Московского князя Дмитрия, супругам на то время было 13 и 15 лет соответственно. Свадьба прошла в Коломне, а венчал молодых преподобный святитель Алексий. Несмотря на то, что брак этот был договоренным и политическим решением залогом для мира между Суздальским и Московским княжеством , он просуществовал долгих 22 года и подарил паре 12 детей.
После свадьбы же Суздальский князь Дмитрий Константинович стал верным союзником и партнером Дмитрию Донскому. Объединившись, бывшие соперники стали вместе противостоять внешним угрозам — татарской Орде и Литовскому княжеству, которые постоянно посягали на территорию Руси. Помимо постоянных внешних угроз, Русь страдала от эпидемии — люди погибали на улицах, скот умирал от болезни или голода. Помимо этого, в столице случился огромный пожар — город в те времена был весь из дерева, поэтому выгорел быстро и в больших масштабах. В 1368 году литовский правитель Ольгерд осадил Москву, которая вновь горела и только усилиями русских воинов удалось отбить город. Еще о святых князьях: Житие святых князей Бориса и Глеба Икона святого князя Владимира Уже тогда княгиня явила себя как милосердная правительница — она помогала сиротам, устраивала судьбы погорельцев и вдов. Она беспрестанно молилась за судьбу Руси и Москвы, в частности. Через пять лет после свадьбы князь Дмитрий собрался в Орду, чтобы хан решил конфликт его с князем Твери Михаилом о правлении.
Супруга непрестанно молилась за своего мужа и по ее просьбам Бог воздал ей — князь Дмитрий вернулся с ярлыком на правление великим княжеством. Стоит отметить, что Евдокия и ее муж Дмитрий всегда полагались на Господа, их духовником был Первосвятитель Алексий, столичный митрополит, а также его ученики преподобный Сергий и святой Федор. Именно они благословляли Дмитрия Донского на его походы и сражения, наставляли пару и молились за них. Преподобный Сергий крестил князя Дмитрия и его первенца Василия. Благодаря постоянному наставничеству супруга Донского укреплялась вере и была надежным тылом своему мужу. Войны В 1380 году паре предстояла новая разлука — борьба с Мамаем достигла кульминации, и Дмитрий повел свое войско сражаться с татаро-монголами. Преподобный Сергий предсказал князю победу, но это не уменьшило тревог княгине о муже — она все время проводила в келии в молитве за сохранение жизни великому князю. Именно тогда произошла великая Куликовская битва и, несмотря на большие потери, князь Дмитрий Донской сохранил княжество и освободился от ига Мамая.
В честь этого события княгиня Московская построила храм Рождества Богородицы прямо внутри Кремля. Для росписи церкви были приглашены великие Феофан Грек и Симеон Черный. Церковь Рождества Богородицы Московского Кремля Однако мир в Москве царил недолго — в 1382 году хан Тохтамыш начинает свой поход, и Дмитрий Иванович вынужден вновь собирать войско. Вскоре после его отъезда Евдокия вместе с детьми и митрополитом Киприаном вынуждены бежать из столицы вслед за князем, поскольку появилась угроза захвата города — впоследствии татары захватили и сожгли Москву. Через год после сожжения столицы княжеская семья вынуждена была отдать своего первенца Василия хану Тохтамышу в качестве залога выплаты дани. Сын Василий прожил в плену долгих два года и только после сумел сбежать. Великий князь Дмитрий скончался весной 1389 года передав право правления своему сыну Василию, но при этом сделав свою жену соправительницей. Вдова переживала уход мужа крайне болезненно, их брак, заключенный из-за политики, переродился в настоящую и горячую любовь.
Страдания княгини записал летописец, создав «Плач великой княгини по умершем муже». Вдовство Дмитрий Донской желал предотвратить братскую вражду между своими детьми, поэтому Евдокия стала гарантом передачи власти к старшему сыну в случае его смерти к следующему по возрасту — именно она должна была делить между сыновьями удел. Помимо этого, Дмитрий передал в ее собственность более 30 волостей и 20 крупных сел, при этом 15 и 14 из них соответственно полностью принадлежали ей, что делало вдову экономически и политически независимой от детей. Преподобная Евфросиния Московская Фактически она не управляла княжеством, хотя могла бы это делать. Власть была отдана полностью в руки Василия, а сама Евдокия сконцентрировалась на служении Богу. По свидетельствам очевидцем она носила каждый день вериги под платьем, постилась и ежедневно посещала храмы и монастыри. Как вдову ее не обошли людские слухи о распутной жизни, но они не имели никакого фактического подтверждения. Вдова Дмитрия Донского помогла также предотвратить войну с Тамерланом — в 1395 году хан подошел вплотную к границам Руси, и князь Василий собрал войско для сражения.
Евдокия же посоветовала ему перенести для защиты чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Все это время она и все священники Москвы горячо молили Бога об избавлении от татаро-монголов, и Господь совершил чудо — Тамерлан повернул в сторону и ушел с Руси. По свидетельству некоторых, он в то самое время, когда икону встречали в Москве, увидел сон — «Светозарная Жена» была окружена множеством «молниеносных воинов» и он стал причиной его капитуляции. Монашество Дети уже были взрослыми, поэтому Евдокия начала задумываться о монашестве, но прежде решила устроить в Москве новую женскую обитель — в Кремле она закладывает Вознесенский монастырь прямо у Флоровских ворот. Именно тут она провожала и встречала супруга с похода на Куликово поле и тут же она построила монашеские келии. В 1407 году вдова Дмитрия Донского приняла постриг в монахини и получила новое имя — Ефросиния Московская. Ефросиния была не только мудрой женой, но и верной христианкой. Благодаря ее стараниям в Москве и других городах было построено большое количество храмов и монастырей.
Совершив многочисленные добрые дела, оставшись в памяти москвичей как добрая и верная жена, а также милосердная княгиня, Ефросиния Московская скончалась в мае 1407 года и была похоронена в месте закладки храма Вознесения Христова. Праздничные обряды и традиции Традиционно на Евдокию славяне шли кликать весну. Считалось, что этот обряд помогает приблизить весну, которая выдастся на редкость теплой. Все жители селения собирались на пригорке или возвышенности и устраивали массовое гулянье. Что делали на Евдокию С самого утра 14 марта, в православный праздник, женщины обычно просили Явдоху о здравии, исцелении от всех болезнях. Молились также о безнадежно больных людях. Особенно трепетно люди относились к ласточкам, поскольку считалось, что они являются символом материнства и отцовства. Пернатые ассоциировались с хранителями семейного очага.
В связи с такими поверьями в праздник принято было кормить птиц хлебными крошками, оказывая почет и уважение. Это время считалось началом полевых работ. Женщины собирали сухие ветки и разжигали в домах огонь, поскольку верили, что он ускорит наступление весны. Женщины в этот день сеяли рассаду в горшках. Считалось, что такие растения станут крепкими, будут стойкими к вредителям и весенним заморозкам. В церкви освящали пшеничные зерна, чтобы затем их посеять. В первый весенний день была традиция нанимать работников. По этому поводу народ придумал поговорку: «Нанялся с Евдокии по Петров день.
Там они пели обрядовые песни, которые называются «веснянки». Многие женщины верили, что святая великомученица их покровительница. Она поможет избавиться от негатива и одарит счастьем. Поднявшись еще до восхода солнца, женщины брали зеркала и усаживались напротив, высказывая все плохое, что накопилось в душе. Плакали и жаловались на свою тяжелую судьбу, после чего заворачивали предмет в ткань темного цвета и разбивали. После этого осколки закапывали в землю подальше от своего жилища. Особенное внимание на Евдокию уделяли снегу: его собирали и хранили в закрытых емкостях, подальше от людского глаза. Талая вода именовалась снежицей.
Считалось, что она обладает целебными свойствами. Люди омывали ею лицо и купали в ней маленьких детей. Все верили, что таким образом можно стать более красивым и здоровым. Воду давали пить не только заболевшим родным, но и животным: птице — чтобы несла много яиц, козам и коровам — чтобы доились. Снежицей поливали цветы, кропили окна, двери и ворота, чтобы не впустить злых духов в свой дом и во двор. Чего делать нельзя Наибольшим грехом считалось разрушить ласточкино гнездо. Люди верили, что человека, обидевшего эту птицу в праздничный день, ждет большое несчастье. Взрослые предостерегали детей от шалостей с пернатыми и говорили: «Кто возьмет в руки ласточку либо отложенные ею яйца, покроется веснушками, а разрушивших гнездо побьет оспой».
XVI в. Впервые образ Е. Димитрия Донского БАН. Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант — юный безбородый князь в княжеской шапке и Е. Слева и справа представлены гости: мужи — за князем, жены — за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне. Евфросиния вел. Евдокия Димитриевна. Димитрия — Юрия Там же.
Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем — на фоне палат Е. Сергий Радонежский, справа от него — князь с княгиней, слева — группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский кн. Димитрий Константинович с княгиней и «бяше съезд велик». В композицию рождения и крещения последнего сына блгв. Димитрия Донского — кн. Константина, появившегося на свет в 1389 г. Композиция следующей миниатюры — прощание князя с родными и его преставление — открывает цикл из 17 иллюстраций к повести «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» Там же.
Образ Е. Димитрием прославляется как пример христ. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество св. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Е. Исключительная роль Е. Лишь в 2 случаях она изображена иначе — там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача блгв. На одной из миниатюр Е. На миниатюре в конце цикла блгв.
Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах — сидящая на престоле Е. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику блгв. Изображения Е. Василия Димитриевича: показаны строительство ею ц. Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского мон-ря Там же. В обоих случаях Е. Последний посвященный Е. В 1-й композиции блгв.
Димитрий и Е. На др. Затем изображается явление Е. Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в ц. Рождества Богородицы. Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцеленного прикосновением к рукаву платья Е. В верхней части миниатюры — мон-рь за деревянными стенами, внизу — процессия во главе с блгв. Пострижение Е.
В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини. Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, к-рые самовозгорелись у гроба Е. На фоне неск. Перед гробом — 2 горящие свечи в подсвечниках, за ним — молящиеся перед иконой духовенство и монахини. Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского мон-ря в Кремле. Сохранившиеся иконописные образы Е. XIX в. Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий ее визант.
XVIII в. Подлинник иконописный. Иконописный подлинник. В руководстве для иконописцев 1910 г. Руководство к писанию икон. Наиболее ранняя известная икона-пядница Е. Иконы св. Святая изображена в рост на фоне мон-ря, в монашеском одеянии и островерхом куколе, с четками в левой руке, в молении Казанской иконе Божией Матери, надпись: «Преподобная кня[г] Евдокий».
Над ее гробницей у юж. Афанасии была устроена бронзовая посеребренная чеканная рака с сенью, в сер. Особо чтилась икона Е. В 1872 г. Тогда же иконописец Н. Сафонов выполнил роспись храма, поместив над ракой композицию «Исцеление слепого преподобной Евфросинией», повторяющую в палехской стилистике эпизод из ее лицевого жития «Чудо о слепце». На сохранившихся единоличных иконах Е. ГММК , иногда на фоне Вознесенского мон-ря.
Существовали небольшие паломнические иконки с прямоличным изображением преподобной в схиме, с десницей на груди и четками в левой руке, на золотом фоне с гравировкой кон. XIX — нач. В надписях на иконах святая именовалась, как правило, монашеским именем Евфросиния с указанием княжеского происхождения. В 1907 г. Монахинями обители был выткан покров с ростовым изображением святой, по углам помещались образы свт. Алексия Московского, прп. Сергия Радонежского, блгв. На кайме покрова вышили слова: «Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь.
По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом «Исцеление слепого». На них Е. На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где Е. К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением Е. Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа св. В кон. На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной — Спасские Фроловские ворота, слева — 5-главый Вознесенский собор и ц.
Предположительно Е. Среди Московских чудотворцев Е. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. Святые Др. ЦМиАР; на обороте одной из них — чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная» ; на образе того же времени возле раки с мощами св. Василия Блаженного в соборе Покрова Пресв. Ранним образцом иконографии Е.
Олсуфьева; см. Народные картинки. В 1853 г. Фёдоров по рис. Смирнова ГЛМ создал эстамп — Е. На форзаце сказания о Е. Евдокии, во инокинях Евфросинии. Как представительница княжеской династии Е.
Владимира в С. Романом Угличским и кнг. Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Екатерины на Синае, ГЭ. Образ св. Толстого наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» Иак 4.
В росписи 70-х гг. Александра Невского. В группе подвижников XV в. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре живопись кон. Ростовое изображение Е. Третьяковская галерея: Кат. В 2005 г. Евфросиния Московская», выполненная ок.
Нестеровым Собрание С. Кузьмина, Москва. В композициях Соборов Русских святых Е. XVIII — нач. МИИРК , 1814 г. Тимофеева из собр. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. На иконе нач.
НКПИКЗ фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. Евдокия, хотя произведение названо «Образ святых благоверных российских князей». Иулиании Соколовой келейный образ свт. Афанасия Сахарова , нач. Илии в Обыденском пер. В восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. Ватагиной ц.
Николая Чудотворца в Клённиках в Москве. XX — нач. XXI в. Один из примеров совр. Николая Чудотворца в Клённиках 1998-1999, иконописец И. Ватагина и ее ученики. Существуют и единоличные иконы св. Миронова ц.
Спаса Преображения на Болвановке в Москве , др. Николая Чудотворца в Клённиках для правосл. Большая ростовая икона в басменном окладе находится в домовой ц. Образцом для нек-рых икон послужил рис. Вячеслава Савиных, Н. Шелягиной Изображения Божией Матери и святых Правосл. Глазунова в цикле «Поле Куликово» 1979 , в совр. Скульптурный портрет Е.
Никитиным на основе сохранившихся в склепе мощей ГММК. Вознесенского девичьего мон-ря в Москве. Судьба иконостаса Вознесенского собора Моск. Благословенный труд. Иконография прп. Квливидзе, Я. Приметы и поговорки В старину люди свято верили, что на Явдоху можно определить, какой будет весна, летняя погода, здоровье домашних животных и будущий урожай. Большинство примет дошло до современных людей.
Даже сейчас многие фермеры и простые люди используют их перед началом полевых работ.
Беззащитную, болящую, истерзанную Дуню солдаты буквально выбросили у крыльца. Дарья подняла ее и взяла на колени. Мученица была вся высохшая, как дитя.
Ослепленные ненавистью и злобой солдаты били плетьми беззащитных мучениц. Но дивны дела Господа! Ангелы белыми крыльями закрывали те места на телах страдалиц, куда ударяли плети. Эти белые крылья над ними видели многие жители села.
Некоторые из них не побоялись вооруженных красноармейцев и попытались защитить невинных. Они говорили солдатам: «Дуня наша селянка, никаких дезертиров не пускала». Тогда стали избивать и их. Дунюшка сказала Дарье: «Смотри, как с них грехи сыплются.
Как с веника листья в бане». Как и во времена первых христиан, мученическая кончина страдалиц обращала к Богу множество очевидцев тех событий. Так, крестьянин Иван Анисимов, ранее неверующий, увидев происходящее заступничество сил небесных, уверовал и произнес: «Теперь бы я и последнюю корову отдал, только бы их не убивали». После издевательств женщин на подводе привезли на кладбище, к заранее приготовленной общей могиле.
Но многие красноармейцы, увидав болящую, иссохшую, избитую Дунюшку и почувствовав укор совести, отказались приводить приговор в действие. Был среди них и мусульманин, который сказал: «Хоть меня убивайте, руки не поднимаются! Прозвучало четыре залпа. Мария была только ранена и еще дышала: «А меня что же?..
Затем местных жителей заставили хоронить мучениц. При этом солдаты не отходили и не впускали других селян на кладбище. В могилу крестьяне постелили зипунок, а другим прикрыли тела убитых женщин. Когда хоронили, то увидели Дунюшкин подвиг ради Христа — вериги.
Всю жизнь она тайно несла добровольный крест страданий. Прозорливая Дуня заранее знала о своей смерти и, как уже говорилось, очень переживала, что ее «свалят в яму» без христианского погребения. Так оно и случилось. Но Господь и Святая Церковь прославляет Своих святых после смерти.
Как не смогут избежать наказания нечестивые ни в нашей короткой временной жизни, ни в вечности, так не останутся без награды и все, потрудившиеся и пострадавшие ради Христа Спасителя, наследуя вечное Небесное Царство. Когда весть о кончине пузинских мучениц разнеслась по селу и всей ардатовской округе, то начальник карательного отряда Кузнецов cообщил губернскому военкому в Нижний Новгород следующее: «Доношу, что 18 августа 1919 года мною в селе Пузе приведен в исполнение приговор Комиссии от 17 августа о расстреле 4 женщин: Авдотьи Шейковой, Дарьи Тимагиной, Марии фамилия не известна и Дарьи. Дом разобран и перевезен для отопления школы, а прочее имущество отправлено в Ардатов». В оправдание своих злодеяний и бесчинств уездная большевистская власть разместила на страницах местной газеты «Красный вестник» две статьи, в которых описывались страшные события красного террора с идеологически лживой позиции.
Одна статья вышла под заголовком «От слов к делу», другая называлась «Постом и молитвой». В первой статье сообщалось о том, что большевики бессчетное количество раз предупреждали крестьян и рабочих о необходимости бороться с дезертирами из рядов Красной армии и разъясняли, какое наказание ждет тех, кто укрывает беглецов. Отряд приехал в Ардатов, учредив для этой операции Оперативную Тройку Военно-революционного Полевого трибунала, и поехал по уезду». Далее в статье перечисляются все жертвы этого отряда по селам и деревням, всего по Ардатовскому уезду было расстреляно 10 человек, в том числе и пузовские мученицы, о которых были напечатаны эти лживые, омраченные злобой и ненавистью строки: «Село Пуза обложено в 150 000 рублей за злостное укрывательство дезертиров и за рассадник контрреволюции и антисоветской пропаганды, где обнаружено было гнездо разврата в келиях старых дев, проживающих в этом же селе, под названием «Святой души болящих» и дезертира, бежавшего из тылового ополчения, Ильи Немцова, тоже слывшего «Ильюшей святым», но скрывшегося неизвестно куда.
Оперативная Тройка постановила, кроме контрибуции, расстрелять этих гадов, которые проживали в этих келиях: Авдотью, Дарью Тимагину, Дарью Улыбину и Марию, неизвестной фамилии». До того как местные активисты растащили все имущество и разобрали дом Дуни на дрова, некоторые местные жители, любившие блаженную, взяли на память как святыню ее крест, Святое Евангелие, четки и другие вещи. Но были и те, кто решил поживиться на несчастье мучениц. С жадностью накинулись коммунисты на чужое добро и дары, принесенные для Дуни.
Те, кто растаскивал домой продукты, с удивлением потом обнаруживали вместо крупы — камушки, вместо меда — пчел. Три воза различного скарба сгрузили на склад в Ардатов. Из допросов некоторых граждан было выяснено, что виновницей дезертирства их села является та банда контрреволюционная и антисоветская, которая проживает в келиях под названием Святая Дуня болящая со своими послушницами, руководимая бежавшим из тылового ополчения дезертиром Ильей Немцовым, слывшим тоже святым…Вся эта теплая компания среди населения пользовалась большим авторитетом не только в селе, но даже за пределами уезда, и дезертиры являются плодом их работы. Решено было произвести тщательный обыск у этих святых, и мы узнали, как они постились и молились.
Обнаружено у них вот что: золота 225 рублей, серебряной звонкой монеты на сумму 345 рублей 65 копеек и разными кредитными деньгами на сумму 2 832 рубля 15 копеек, меди на 52 рубля. Все это сдано в Ардатовское казначейство. Затем дальше: 875 аршин холста, 45 штук полотенцев, носков шерстяных 22 пары, варег шерстяных 10 пар, шерстяных портянок 3 пары, несколько фунтов суровых ниток и два медных самовара, все это отправлено в Губкомдезертир. Много вещей сдано в Отдел социального обеспечения…[перечисляется различная женская одежда, ткани, одеяла].
Из съестных припасов: ржаных сухарей сушенных было несколько пудов, определить точно не представлялось возможным, но если бы они оказались хорошими, т. Просфор было пудов до 50-ти, но часть пуда с два было набрано хорошими и отдано отряду для своего потребления. Меду сотового было пудов 5, но весь абсолютно был негодный, яиц куриных было, наверное, несколько тысяч, но хороших оказалось не более как с 1000 штук, что пошло в пищу отряду». Успенская церковь села Суворово В данной статье приводится большой список продуктов, якобы обнаруженных в доме у Дуни, которые использовались на пропитание красноармейцев из карательного отряда.
Нашли в ее доме и растительное масло, часть которого раздали крестьянам «в битых худых бидонах и стеклянной посуде, а остальное сдано в Пузинскую церковь 5 пудов и кооператив 1 пуд 15 фунтов. Свечей церковных было приблизительно около 3 пудов, 1 пуд и 5 фунтов сдано было в Пузинскую церковь, а масло роздано крестьянам». Наказание за содеянное постигло сельчан сразу после убийства. Три страшных пожара пронеслись по селению — село Страхова Пуза выгорело до основания.
Горели дома не только тех, кто голосовал за расстрел мучениц, но и тех, кто хорошо к ним относился. В те страшные, кровавые годы, отступив от Веры и Закона Божиего виновны, очевидно, были все: одни убивали, другие одобряли убийство, третьи не заступились и не воспротивились злу. Расхищавших вещи Дуни также постигло страшное наказание. Одна женщина, которая, по воспоминаниям хожалки Поли, сняла с уже мертвой мученицы чулки, умерла затем мучительной смертью.
И дочь ее ничего не могла одеть на себя — у нее гнила кожа. Так и лежала она в избе на печи, накрытая куском толя. Еще тогда, в августе 1919 года, по распоряжению Губернского военкома Мордовцева отряд был отправлен в Нижний Новгород, а в Губернском ЧК было начато расследование деятельности сотрудников комиссариата по дезертирству. Руководители карательного отряда Кузнецов и Скоробогатов были арестованы в Выксе, куда они прибыли «наводить порядок».
Но арест их был недолгим. Даже находясь под следствием, оба обвиняемых оставались командирами Красной армии. Несмотря на показания свидетелей о бесчинстве и кровопролитии, совершенном солдатами по их приказу, 8-го мая 1920 года на заседании Нижегородского губернского революционного трибунала данное дело было прекращено, так как следствие пришло к выводу о законности их действий. Но бесспорно, что для всех живущих на земле людей будет суд Божий.
Наказание для солдат и командиров, устроивших казнь невинных мучениц, пришло уже в тридцатые годы, когда многие из них погибли в лагерях, а кого-то расстреляли. Дуня, зная о своей кончине, дабы оставить после себя молитвенницу о них, под неким предлогом накануне расстрела отправила хожалку Анну в скит к отцу Софронию Смирнову , основателю Софроньевой пустыни в Арзамасских лесах. Это был прозорливый старец, который, увидев Анну, сказал ей: «Беги обратно, а то их расстреляют». Аннушка успела вернуться, и солдат пропустил ее в дом к арестованным.
Она сказала Дуне: «Я тоже хочу с вами на страдания! Ведь все разорят! Уж к сороковым годам-то, так ты нас будешь поминать, все удивятся! Анна прожила долгую жизнь и всегда поминала мучениц.
Но не только она — многие в селе устраивали поминки — кормили односельчан, особенно в день памяти Дуни — 18 августа, когда она приняла мученическую кончину, ибо точного дня ее рождения уже никто не помнил. Поминали Дуню и в день ее ангела — святой мученицы Евдокии. В постные дни обязательно делали поминки по уставу, без спиртного и постной пищей. Живя в своем доме, Анна, несмотря на болезни, вела такую же строгую подвижническую жизнь, как и прежде у Дуни.
Из-за ее полноты местные ребятишки дразнили ее. Умерла она уже после войны. Раки с мощами пузинских мучениц Почитание Дуни и ее хожалок в селе никогда не прекращалось. Сразу же после расстрела на могилке Дунюшки стали совершаться чудеса и исцеления.
Многие слышали здесь ангельское пение, сами собой зажигались на могиле свечи и лампады. Ходили крестьяне к ним на могилку на кладбище и молились. Спустя годы поставили там крест и ограду. В память о них верующие люди сочинили и духовный кант, посвященный Евдокии.
Успенский храм в селе Страхова Пуза, как другие храмы по всей округе, был закрыт в 1939 году «по причине отсутствия служителей культа» которые были репрессированы и переоборудован под клуб. Позднее село было переименовано в Суворово. Но народ по-прежнему помнил и чтил память мучениц. Со временем молва о чудодейственной могилке на Суворовском кладбище распространилась далеко за пределы Нижегородской епархии.
Стали записывать и рассказывать многие чудеса и исцеления болящих людей, приходивших сюда за помощью с верою и состраданием к мученицам. В 2000 году святые мощи мучениц были обретены и перенесены для почитания в Успенский храм в селе Суворово, который был восстановлен. Ныне суворовские мученицы входят в сонм Дивеевских святых. Память мцц.
Евдокии, Дарии, Марии и Дарии 18 августа. Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». Значение праздника Святая раскаялась в своих грехах, уверовала во Христа и полностью посвятила себя Богу. Женщины в день ее памяти обязательно посещали храм, заказывали молебны перед иконой преподобномученицы.
В народе Евдокию представляли вдовой. Считалось, что рожденная в этот день девочка хлебнет горюшка сполна, но все же счастье ей выпадет. Память святой особо чтили замужние женщины. Они считали ее своей заступницей, которая поможет не стать вдовами и не оставить детей сиротами.
В некоторых деревнях женщины делали из веток березы куклу Ляльку или Веснянку и носили ее по деревне. Она помогала в получении счастливой доли. Когда личная жизнь налаживалась, Веснянку уничтожали, иногда это делали на Троицу. Люди шумно отмечали праздник, означавший начало нового года и пробуждение весны.
Они славили ее приход, ждали богатого урожая, благополучия и счастья в своих домах. К XIX веку праздник в честь Евдокии Илиопольской утратил прежнее значение и отмечался как второстепенный церковный. Не проходили торжественные богослужения в храмах, не было запрета на работу. Она обладала редкой красотой, которой пленяла многих юношей и мужей, приезжавших к ней из разных стран.
Ведя греховную жизнь, она собрала богатство, не уступавшее царской казне. Однажды, возвращаясь из паломничества по святым местам в свою обитель, через Илиополь проходил старец Герман и, по усмотрению Божиему, остановился в доме, отделявшемся одной стеною от жилища Евдокии. Ночью инок совершал положенные полунощные молитвы, пел псалмы и читал Священное Писание, в котором говорилось о Втором пришествии Христа и о Страшном Суде. Проснувшись от его голоса, Евдокия полностью прослушала молитвенное правило Германа и благодать Божия коснулась её очерствевшей души, участь грешников поразила и устрашила её.
Утром она пришла к старцу с просьбой рассказать ей о его вере. Слушая о Христе, в ней укреплялось желание исправить жизнь и послужить Богу. По совету Германа, она после 7-ми дневного поста и молитвы приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. После этого она большую часть своего состояния передала в дар церкви, а меньшую разделила между своими рабами, которых отпустила на свободу, а сама удалилась в монастырь, который ей указал святой Герман.
По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание её утвердить чудом.
Один юноша, из прежде её любивших, по имени Филострат, решил вернуть её к любодеянию. Одевшись в иноческие одежды, он пришёл к святому Герману с просьбой устроить ему встречу с Евдокией, чтобы из её наставлений почерпнуть силу для несения подвига и отражения дьявольских искушений. Старец поверил льстивым речам юноши и позволил пройти ему в женскую обитель. Увидев свою возлюбленную, Филострат поразился произошедшим в ней изменениям, но всё же начал её обольщать сладострастными речами.
Возмущенная до глубины души его поступком, Евдокия с гневом сказала ему: «Бог отмщений да запретит тебе! Господь наш Иисус Христос, Праведный Судья, Которого я раба, хота и недостойная, не допустит тебя, пришедшего сюда с злым умыслом, возвратиться к себе, потому что ты — сын диавола» и дунула в лицо, после чего мнимый инок упал мёртвым. Помолись коленопреклоненно близ мертвого тела посланного тебе диаволом искусителя, и Я повелю ему встать; и он восстанет и узнает, кто Я, в Которого ты веруешь, и преизобильна будет на тебе благодать Моя». Воскреснув, юноша уверовал во Христа и принял решение следовать за ним.
Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю страны — Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее.
Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под предводительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни.
Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. В скором времени царь Аврелиан скончался, а его дочь, чтобы не быть похищенной наместником города Илиополя Диогеном, любившем её, скрылась в монастыре у святой Евдокии. Надеясь узнать, где находится его возлюбленная, а также желая отречения Евдокии от Христа, Диоген велел своим войнам схватить её и привести во дворец, что и было исполнено. Во время истязаний мученицы, частицы, спрятанные у неё на груди, выпали.
Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять их, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. Он упал от боли на землю и взывал к солнцу, прося исцеления, но вместо этого на него ниспал огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню. В это время один из воинов увидел, что рядом со святой стоит Ангел, утешая её.
Это чудо так поразило его, что он исповедовал веру в Христа, а после освободил Евдокию и попросил её вернуть к жизни наместника и всех бывших с ним. Помолившись, святая оживила всех, попаленных огнём. Во время совершения этого чуда пришло известие, что жена комита Диодора угорела в бане. По молитве Евдокии женщина также была возвращена к жизни.
Воочию убедившись в силе и благости Господа, множество народа, во главе с Диогеном и Диодором, уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора, просвещая новообращенных христиан. Вскоре было совершенно еще одно чудо воскрешения. Сын некой вдовы умер от укуса змеи, и Евдокия повелела Диодору молиться о возвращении его жизни.
Считая себя недостойным такого дерзновения, но повинуясь святой, Диодор совершил молитву, и юноша, на глазах многочисленных свидетелей, воскрес. После этого преподобная Евдокия возвратилась в свою обитель, где продолжала проводить жизнь в обычных иноческих трудах. Иногда приходила она в город, утверждая верных и приводя неверных к вере во Христа Бога. После своего крещения она прожила пятьдесят шесть лет и скончалась мученическою смертью следующим образом.
После кончины наместника Диогена, умершего в христианской вере, его должность занял Викентий, человек жестокий и враг христиан. Он, услыхав о преподобной Евдокии, послал воинов отсечь ее честную голову. Произошло это 1 марта 14 марта по н. Молитва преподобномученице Евдокии О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие!
Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Житие и чудеса блаженной Евдокии Чудиновской — святой жемчужины Южного Урала!
Аудио Иногда ей давали выходной и она ходила домой в деревню Могильную, неся кусочки сахара для приемных братиков. Дорога шла через лес, в этом лесу ее однажды и захватил разбойник, увел ее к себе в лесную избушку: «Будешь мне еду варить, а вырастешь — замуж возьму». В избушке Дуня увидела икону Николы Угодника и молилась ему. Через день, уходя «на промысел», разбойник привязал Дунюшку к березе, а сам не возвращался несколько дней.
Тело девочки опухло от укусов насекомых, веревки врезались в кожу. Ночью к ней прибежал волк и сел, глядя на нее. Словно что-то поняв, он приблизился и попытался перегрызть веревку, но откусил девочке кончик пальца. Дуня закричала от боли и волк отскочил.
Дуня перестала кричать и уговаривала его: «Съешь меня! Но волк завыл и убежал. Разбойник ложечкой разжимал ей рот и вливал воду. Через несколько дней она поправилась и однажды ночью проснулась и стала молиться святителю Николаю.
Она исполнила все обеты, став взрослой. Девочка потихоньку вытянула подол сарафана, который разбойник подложил под себя, выбралась из заимки и побежала. Через какое-то время услышала топот: разбойник ее догонял. Она упала под березу и затаилась.
Разбойник пробежал мимо, а Дуня побежала в другую сторону. Выбежав из леса, в утреннем сумраке она увидела несколько мужиков у опушки и хотела бежать от них, но они ее успокоили. Она стала рассказывать им, что с ней случилось и тут из леса выбежал разбойник. Мужики схватили его, хотели бить, но Дуня пожалела и просила его отпустить.
Через много-много лет она вспоминала разбойника, говоря, что видела его в небесных обителях с букетом райских цветов — наградой за то, что он сохранил ее девство. Не успели как следует зажить раны, как случилось новое испытание. Село Чудиново находилось на границе с Киргиз-кайсацкой, и степняки, бывало, воровали людей, угоняя их в рабство. Так случилось и с Дуней, двое всадников-«киргизов» так всех степняков называли захватили ее, привязали к лошади и повели.
Проезжавший по дороге чудиновский пристав для современного читателя: пристав — это аналог шерифа в американской глубинке издалека заметил их и погнался за ними. Заметив погоню, степняки прибавили ходу и тащили ее волоком по земле, по пенькам и кустам. Пристав ехал не один, казаки захватили «киргизов» и посадили в тогдашнюю КПЗ. Но Дунюшка никаких обвинений им не предъявила, просила отпустить — это были бедные скотоводы.
Изуродованное тело девочки отец опознал только по недавно откушенному пальчику. Раны, полученные в этом испытании, были глубоки и долго не заживали, гноились, дурно пахли. Даже из церкви ее гнали: «Что ты пришла в храм с такой вонью!? Вылечись — и приходи!
Она была уже в годах, и прожила недолго. Дунюшка была еще девочкой, когда ее взяли на работу в другую семью. Дедушка и бабушка в этой семье относились к ребенку по-доброму, жалели, а молодые хозяева гоняли и не скупились на затрещины. Так, молодая хозяйка отправила ее на поле теребить лен и строго наказала: «Пока полосу не закончишь — домой не ходи!
Девочка трудилась и молилась Николаю Чудотворцу и Матери Божией. И вдруг услышала ласковый женский голос: «Бог на помощь, голубка! Давай я тебе помогу, подергаю с тобой лен! Девочка оглянулась и увидела женщину неземной красоты, в синем сарафане в белую полоску с корзинкой клубники на руке.
От ягод шел сильный сладкий запах. С этого дня ты не будешь сиротою, Я буду тебе заступницей» — и стала дергать лен. Дуня смотрела на руки Ее, а руки красивые-красивые! Дуня тоже стала теребить лён, глядь — а полоса уже кончилась!
Сели на землю отдыхать. Женщина провела ладонью по лицу Дунюшки и девочка ощупала свое лицо: «Тетенька! У меня рот встал на место! Женщина провела рукой по спине девочки, и раны перестали болеть.
Все, кроме одной. Дунюшка прослезилась от радости, опустилась перед Женщиной на колени. А та склонилась над ней и говорила: «Не плачь, успокойся! Чаще молись, проси Господа Бога.
Тебе еще много предстоит испытаний, но ты терпи, веруй, молись, будь доброй, всех прощай! Став девушкой, она имела низкий социальный статус: батрачка, нищая. Общаться с ней желающих не было. Дуня, узнав, что в окрестностях села в старообрядческой пещере живет монашествующий отшельник Анастасий, нашла его и познакомилась.
Отшельник учил ее грамоте и молитве. Со временем отшельник по секрету открыл ей, что в миру был женщиной. Но мирская молва беспощадна. Люди заметили, что Дунюшка ходит в пещеру к отшельнику и пустили нехорошие слухи.
И даже сделали донос в губернию. Приехал исправник, огласил донос и стал публично требовать от Дуни покаяния. Девушка опустилась на колени и просила: «Не виновата ни в чем, Матерь Божия мне порукой! Отпустите меня!
А дело было зимой, в крещенские морозы. Сорок ведер вылили на Евдокию, ноги ее примерзли к земле, платье застыло коркой. Народ волновался, кто жалел, а кто злорадствовал: «Так и надо! Не будет с отшельником грешить!
Её вразумляли: «Побойся Бога, а вдруг ты грешишь? Вот моя дочка стоит, ее здоровьем клянусь! И молва же утверждает, что дочка ее вскоре умерла. А Дунюшкино тело внесли в избу оттаивать.
Пока она лежала много дней в беспамятстве от сильного жара, отшельник узнал эту историю, пришел и открылся людям, что в миру был женщиной. Исправник приезжал и просил прощения у Дунюшки, и она охотно простила. Так она прошла испытание напраслиной, а впереди ждало новое испытание — смертью.
По старинным поверьям, на жадного человека, который не стал помогать просящему, перейдут грехи умерших родственников.
Если вы сделали добрый поступок, нельзя им хвастаться — типун выскочит на языке. Не рекомендуется выходить из дома после захода солнца — к неприятностям. Если так случилось, что после захода солнца приходится выходить из дома или с работы, то перед выходом стоит прочитать молитву или взять амулет. Женщинам нельзя делать стрижку — мужчины перестанут любить и обращать внимание.
Нельзя обижать ласточек, ловить, ругать их, разрушать ласточкины гнёзда, брать в руки самих ласточек или их яйца — к большому несчастью. По народным приметам, если 14 марта дует тёплый ветер — к мокрому лету. С какой стороны подует ветер, с той стороны будет часто дуть весной и летом. Хорошая и солнечная погода — таким окажется и лето.
Снег пошёл — к урожайному году. Ясный и солнечный день — ожидайте урожай огурцов и груздей. Грачи прилетели — снег растает уже скоро, но лето предстоит дождливое. Метель — год холодным будет.
Холодный день — к поздней весне.
День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы 30. Праздник знаменует пробуждение всей природы и жизненных сил земли. На протяжении многих веков христиане обращаются к чудотворному образу преподобной в дни скорбей, моля о помощи и заступничестве. День святой Евдокии Сегодня редко можно встретить девушку с именем Евдокия, а между тем в далекие времена оно было самым распространенным, особенно среди простых людей низшего сословия.
Святая была канонизирована церковью как преподобномученица, то есть монахиня, пострадавшая за веру во Христа и принявшая мученическую кончину. В I—II веке н. История праздника Праздник пришел на Русь из византийской традиции вместе с принятием христианства. До 1492 года церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира, и год начинался с 1 марта. В народе этот день отмечался как новолетие, праздник сотворения и ежегодного обновления окружающего мира.
Православная церковь 1 марта поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. Позднее гражданский Новый год официально перенесли сначала на сентябрь, а потом на январь. В итоге день празднования памяти св. Евдокии сдвинулся на середину марта. Когда отмечают Теперь православные христиане отмечают память святой преподобномученицы Евдокии 14 марта по новому стилю, а католики по-прежнему — 1 марта.
В народе христианские традиции, пришедшие из Византии, часто переплетались с народными языческими обрядами и обычаями. Простые крестьяне 1 марта отмечали приход весны, поэтому Явдоху стали считать ее хранительницей. Простые люди именовали святую Весенницей, почитали и боялись прогневать, чтобы не навлечь беду на себя и свою семью. Всю работу в этот день откладывали, чтобы наступивший год сложился удачно и принес щедрый урожай. Считалось, что у Явдохи имеются ключи от весны и она может задержать ее приход.
В народе Евдокию называют и другими именами: Плющиха — в этот день погода становится более теплой, плющится снег и начинает постепенно подтаивать; Свистунья — из-за теплого весеннего ветерка, дующего после 14 марта; Каплюшница — с этого момента с крыш стекала талая вода. Святую также именовали Авдотьей, Явдохой и Весновкой, встречая этот день христианского календаря весело и торжественно. По старой традиции люди всегда в этот праздник зазывали в свои дома любовь, счастье и благополучие. Больше всего в действенность совершаемых обрядов верили женщины. Они думали, что Явдоха обязательно им поможет, и ставили в церкви свечку перед образом святой мученицы.
Кто такая святая Евдокия Житие преподобной изложил ее современник — святитель Димитрий Ростовский. Евдокия была по происхождению самарянкой. Родилась в городе Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Житие святой Евдокия была необычайно красивой женщиной, поэтому имела множество поклонников, готовых платить за ее любовь и внимание. Довольно быстро она стала обладательницей огромного состояния, которое по величине было равно царскому.
Внешне Евдокия выглядела счастливой и вполне довольной своим положением, однако только Богу было известно, что таится в душе человека. Каждого Господь призывает ко спасению в свое время. Пусть сердце женщины очерствело, однако милосердие, одна из христианских добродетелей, все же присутствовало в ее душе. Евдокия иногда помогала нищим. По соседству с ней жил один состоятельный христианин, у которого на ночь остановился один из членов христианской общины по имени Герман.
Постоялец разбудил Евдокию своим пением и молитвами среди ночи. Женщина была так сильно удивлена и растрогана, что не могла больше уснуть, до утра с трепетом и волнением размышляла о собственной греховности. Утром Евдокия пригласила Германа к себе и попросила ответить на несколько вопросов: о вечной жизни и Страшном суде, который ждет грешников, о вере во Христа. Беседа с иноком буквально перевернула ее сознание. Евдокия пожелала узнать истинного Бога и коренным образом изменить свою жизнь.
Герман отправил женщину к местному пресвитеру, который предложил ей поститься на протяжении недели, вспомнить все свои грехи и покаяться в них. Евдокия последовала совету. Однажды ночью, когда она слезно молилась о своих прегрешениях, явился Архангел Михаил. Он принес весть от Бога и пообещал Его помощь и поддержку на трудном пути христианской веры. Женщина окончательно укрепилась в намерении послужить Спасителю всем своим разумением и сердцем.
В скором времени она приняла святое крещение, раздала все свое богатство беднякам, отпустила слуг и ушла в одну из женских общин, в которую входило 30 христианок. Позднее Евдокия была выбрана главой общины. Не раз инокиня подвергалась дьявольским искушениям.
Церковь вспоминает преподобномученицу Евдокию
Нельзя сказать, что она очень аккуратная хозяйка — убирает в доме с неохотой, однако умеет отлично готовить, чем всегда радует своих домочадцев. Поздравление для Евдокии с именинам в стихах 1.
А чтобы семья не бедствовала, эту птицу обязательно надо было покормить хлебом. Чтобы исцелиться от недугов, в праздник святой Евдокии принято было умывать талой водой, которую получали из снега, собранного накануне. Во время ритуала люди молились великомученице и просили крепкого здоровья. Женщины верили, что ускорить приход весны и наступление тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранним утром в день Явдохи. Также в этот праздник женщины избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья. Для этого ещё до восхода солнца они брали зеркало и высказывали в него всё плохое, что накопилось в их душе, плакали и жаловались на свою судьбу, после чего заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далеко от дома. Для богатого урожая в этот день в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь. Также в горшках сеяли рассаду, ведь считалось, что морозы не повредят её.
Огородники обрезали сухие ветви фруктовых деревьев, чтобы те хорошо плодоносили в текущем году и их не смогли одолеть заболевания или вредители. Самым большим грехом на Явдоху являлось разрушить гнездо ласточки. Люди верили, что на того, кто осмелится навредить этим птицам в праздничный день, обрушатся несчастья.
Выслушав наставления старца, женщина решила стать христианкой, перед этим посвятив время посту и молитве. Позже, после оглашения, Евдокия приняла крещение от приглашенного Германом епископа Илиопольского Феодота.
После крещения, раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. За это Господь простил Евдокию, наделив ее духовными дарами. В дальнейшем в жизни святой было множество и испытаний, и чудес.
Смерть Евдокии была мученической. Недоброжелатели оклеветали её, обвинив в колдовстве. Исторические события 14 марта: 1044 — началось строительство Детинца кремля в Новгороде. Убит военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р.
Активная фаза операции продолжилась. В этот день родились: 1804 — Иоганн Штраус ум. В этот день скончались: 1883 — Карл Маркс р. Что можно делать в этот день?
14 марта православные празднуют день преподобномученицы Евдокии
1 июня – день памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги княгини Евдокии | В день почитания святой Евдокии ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, этот день стоит сделать продуктивным и посвятить его работе. |
Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции – Учительская газета | В день памяти Евдокии внимательно следили за погодой. |
День Евдокии | Совместимость, происхождение, день ангела и дата именин | Узнай Всё. |
1 июня – день памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги княгини Евдокии | В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год. |
Что нельзя делать 13 марта, в День Евдокии Свистуньи | Аркадий, Георгий, Даниил, Петр, Акулина, Евдокия, Леонтина празднуют именины 20 апреля. |
Имя Евдокия: значение и характеристика
Общественная служба новостей узнала, какие традиции, запреты и приметы приходятся на 14 марта 2024 года в день святой Евдокии Илиопольской. Смотрите 63 фотографии онлайн по теме с днем ангела евдокия открытки. День памяти преподобномученицы Евдокии отмечается православными верующими 14 марта. Даты именин Евдокии в 2024 году по православному календарю.
С Днём Ангела! 14 марта – память преподобномученицы Евдокии (ок. 160-170)
Весна не за горами! 14 марта - день святой Евдокии: обычаи и приметы | Считается, что конкретно в День святой Евдокии 14 марта весна обретает полные права. |
День Ангела у Евдокии в 2024 году: именины по церковному православному календарю, святцы | 14 марта (1 марта по старому стилю) православная церковь празднует день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской, игумении, жившей во втором веке. |
День памяти святой Евдокии в 2024 году: история, традиции, приметы | Евдокию и прозвали свистуньей. В этот день сеяли семена капусты, готовили сельскохозяйственный инвентарь, чистили крыши от снега. |
День Евдокии
Смотрите видео на тему «поздравление с именинами евдокия» в TikTok (тикток). Также в День памяти Евдокии прихожане РПЦ могут прочитать молитву святой. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской. Когда Евдокия отмечает День ангела, поздравления Евдокии с именинами в стихах. 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии, жившей в Финикии (Ливан) во II веке.
Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции
14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии, жившей в Финикии (Ливан) во II веке. После принятия христианства языческий праздник стал днем святой Евдокии — в умах народа она стала символом Весны, жизни, обновления. Определитель именин. Именины Евдокии отмечают 9 раз в год, потому, если у вас есть знакомая или подруга с этим прекрасным именем, обязательно подготовьте ей сюрприз. Общественная служба новостей рассказывает о приметах и традициях в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, имя которого вы получили.
Что можно и нельзя делать в Евдокиев день 14 марта, который называют Плющиха
Деньги к ней просто текли рекой. Однажды Евдокия познакомилась с монахом Германом, который читал вслух Священное Писание. Эта встреча стала знаковой для нее и изменила всю ее жизнь. Монах рассказал ей о Страшном суде и Втором пришествии Христа, и тогда Евдокия задумалась о своей грешной судьбе. После этого девушка отдала епископу Гелиопольскому Феодоту все свои богатства, а сама приняла постриг в женском монастыре. В монастыре Евдокия проводила все свое время усердно молясь и вскоре ее назначили игуменьей. Получив дар чудотворения, она исцеляла людей от разных недугов. Но злые люди оклеветали Евдокию и ее бросили в тюрьму. Ее пытали и заставляли сознаться в том, чего она не делала.
После этого Евдокию обезглавили.
История иконы Божьей Матери На иконе изображен источник, из которого бьет родник. Вокруг находятся святые. Они черпают воду, передавая ее другим людям. Сын Девы Марии лежит в купели. Это символ жизни.
Данную икону почитают миллионы христиан во всем мире. Именно с ней связана победа, которая была одержана над поляками в 1612 году. Во время решающей битвы воины держали икону у себя. В благодарность на Красной площади впоследствии воздвигли собор.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте www. Использование материалов, опубликованных на сайте www. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.
Она начинает понимать, что в отношении с чужими людьми капризами многого не добьешься, и становится более практичной, упорной, целеустремленной. Выбирая супруга, девушка обращает внимание на то, сможет ли мужчина обеспечивать ее, так как Евдокия отдает предпочтение заниматься своим хобби, нежели зарабатыванием денег. Нельзя сказать, что она очень аккуратная хозяйка — убирает в доме с неохотой, однако умеет отлично готовить, чем всегда радует своих домочадцев.
Что нельзя делать 13 марта, в День Евдокии Свистуньи
Несмотря на свои дела, искушения, лишения и другие препятствия, она все-таки находила время для молитвы. И сегодня, прославляя ее память, мы поздравляем сердечно Вас, матушка, с днем Вашей небесной покровительницы и желаем, чтобы преподобная Евдокия, великая княгиня Московская, действительно укрепляла Вас в том же мужестве и в том же терпении, а ее молитвы помогали Вам и вели по тому же пути, по которому шла и Ваша небесная покровительница. Желаем, чтобы благодать Божия никогда не оставляла Вас. Мы видим, как, несмотря на Вашу занятость, на Вашу загруженность и неотложные дела, Вы понимаете ту ответственность, которую Вы несете за обитель, за сестер, Вам вверенных, и также стремитесь искать утешение именно в Господе, в молитве и, тем самым, следуете примеру Вашей небесной покровительницы.
Так пусть же Господь по Своей милости, по Своей благодати не оставляет Вас и далее ведет по этому пути, укрепляя молитвами преподобной Евдокии, великой княгини Московской. Многая Вам и благая лета! Матушка игумения поблагодарила священнослужителей за совершенную службу и поздравление: «Спаси Господи всех, кто пришел сегодня на службу помолиться и прославить великую угодницу Божию преподобную Евфросинию, великую княгиню Московскую Евдокию.
Пусть по ее молитвам милосердный Господь сторицей воздаст вам благословением, милостью, радостью, утешением, здравием и сохранит на многая и благая лета! Затем от имени сестер игумению Евдокию поздравила казначея монастыря монахиня Феофания Тупеко , подчеркнув, что этот год для матушки игумении особый: «Этот год для Вас юбилейный: 15 лет Вашего игуменства, 30 лет монашества, и в этом году Господь даровал Вам Патриаршую награду. С каждым годом оно становится более радостным и собирает множество народа, которые желают разделить с Вами духовную память о Вашей покровительнице.
Святитель Игнатий Брянчанинов утверждал: "Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит"».
Чего делать не следует? Согласно поверьям задуманное в этот день не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. В старину в этот день старались не делать крупных покупок. Люди верили, что деньги будут выброшены на ветер.
Зато можно покупать одежду и обувь — покупки окажутся удачными, вещи будут носиться долго. Если вы сделали добрый поступок на Евдокию, не хвастайтесь им. Приметы: Лужи у порога — пчеловоды в меду купаться будут.
Все, что успевали сделать, спешили отнести к водоему.
Вода, которой в этот день приписывали невероятные свойства, исцеляла от недугов и выбеливала полотна. Такими же качествами обладает снег, выпавший 14 марта. Фото: pixabay. На Евдокию Свистунью нельзя проходить мимо нуждающихся людей, чтобы самим не остаться нищими.
Неслучайно это время называли днем милости. Но оказывать милосердие нужно так, чтобы этого никто из посторонних не видел. На Евдокию Свистунью запрещено: ввязываться в ссоры — они затянутся надолго; рассказывать о своих планах — они не сбудутся, что-то помешает этому; совершать крупные покупки — вещи, купленные на Евдокию Свистунью, быстро придут в негодность. В старину на Евдокию запрещалось стирать детские вещи, чтобы малыши не начали болеть.
После заката солнца — выходить на улицу. Люди верили, что в это время темные силы могут напустить порчу. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно.
У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так? Фото: Светлана Лобова.
Если погода выдавалась ясной, это означало, что летом будет богатый урожай пшеницы. Если шел снег, наши предки знали — осенью грибы можно будет косить.
Так, однажды, по ее молитве к Богу воскрес из мертвых молодой язычник Филострат, который до этого пытался соблазнить святую, а после воскрешения, покаялся и тоже стал христианином. Преподобномученица Евдокия прожила в обители более 50 лет.
Пострадала же она во второй половине II века в правление жестокого гонителя христиан Викентия, который узнав о святой подвижнице, приказал казнить ее. По его приказу Евдокия была обезглавлена. Читайте также: О святых подвижниках православной веры разных эпох и стран читайте здесь.