Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры.

Профилактика терроризма и экстремизма в сельском поселении Бекешевский сельсовет

Противодействие экстремистской деятельности в том числе деятельности неформальных молодежных организаций группировок экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ , преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма. Вместе с тем потенциальная угроза совершения экстремистских акций со стороны имеющихся неформальных молодежных и религиозных объединений существует. Реализация предложенных мер позволит значительно расширить потенциал механизма противодействия терроризму и экстремизму в целом, сделать более эффективной деятельность органов и иных субъектов, участвующих в противодействии терроризму и экстремизму, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, выработать современную упреждающую систему противодействия терроризму и экстремизму.

Основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения экстремистских и террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Профилактика экстремизма и терроризма В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее. Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Можно, в частности, предложить следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде: Первое — проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству. Второе — воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

И у каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких — либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма. Третье — совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела.

В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане. Четвертое — повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи.

Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками — легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.

На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов. Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций. В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремистские и террористические методы.

Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет. Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т. Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремистскими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия.

Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов и бандподполий является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. Основная категория обучающихся — молодые люди в возрасте 20-25 лет.

Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии.

Зародившись на определённой почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской деятельности. Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но и совершаются на основании, и во имя определённой экстремистской идеологии. В большинстве случаев под идеологией экстремизма понимают идеологию, допускающую и пропагандирующую крайние, нелегитимные, противоправные, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих. Для того чтобы ярче выделить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть её характерные черты или особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также в связи с её содержанием проблему превращения определённой идеологии в экстремистскую.

В общем, экстремистская идеология представляет собой извращённую фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определённой социальной группы и её социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определённой социальной группы. Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей.

А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода. Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма. Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму. Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма.

В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии. Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности. Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических , выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.

Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм. В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения уничтожения, разрушения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений. Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма.

Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинении силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств. Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков несанкционированные митинги, демонстрации и др.

В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический. Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т. В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» «НСО», «НС» и др.

Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам «кто не с нами, тот против нас». Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других — ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти. Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти — на защиту и упрочение государственных институтов.

Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации. Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия. Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды. Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения.

Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления. Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств. Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений. Серьёзную угрозу национальной безопасности и существенным фактором, дестабилизирующим социально — политическую обстановку является деятельность религиозных объединений экстремистского толка. Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта: распространение среди определённой части населения Российской Федерации деструктивной религиозной идеологии например, идеологии исламизма3 ; создание благоприятных условий для ведения террористической деятельности на территории Российской Федерации. С учётом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма: усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодёжного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.

Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации. Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — «ваххабизм».

Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодёжи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодёжи» и «лагеря исламской молодёжи», где членами запрещённых в Российской Федерации международных террористических и экстремистских организаций «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» , «Имарат Кавказ» «Кавказский Эмират» , «Исламская партия Туркестана» бывшее «Исламское движение Узбекистана» , «Исламское государство» и д. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама.

Представляют опасность попытки экстремистов расширить своё влияние, прежде всего за счёт молодёжи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры Турция, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами. Националистический этнический экстремизм представляет собой — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм и геноцид в отношении людей иной этнической группы. Поскольку Российская Федерация является многонациональным государством, которое, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада и распространение идей сепаратизма.

Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иной этнической принадлежности, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными и антигосударственными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу. Молодёжный подростково-молодёжный экстремизм представляет собой взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определённых молодёжных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях.

Обзор уголовно-правовой литературы последних лет показывает, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания[5]. В отдельных публикациях предлагается тщательно доказывать экстремистский характер мотивов при помощи специалистов. Правда, при этом не уточняется, каких именно[6]. Не мало важным остается изучение личностных качеств как экстремиста, так и лица, ставшего жертвой насилия на экстремистской почве. Объект рассмотрения научной работы — всесторонний анализ личности, вовлеченной в экстремистскую деятельность, а также личности, подвергшейся экстремистскому насилию по различным мотивам.

Предмет исследования — анализ теоретических аспектов понятия экстремизма, экстремистского проявления, учение о личности экстремиста и его жертвы. Целью настоящей работы является разработка актуальных проблем, возникающих в процессе доказывания по уголовным делам экстремистской направленности, связанных с недостаточным знанием психологии и личностных качеств людей, вовлеченных в данную деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи: 2. Необходимость и значимость представленной работы определяется слабой методической обеспеченностью деятельности следователей при расследовании преступлений указанной категории, что приводит к тому, что многие следователи испытывают трудности в проведении следственных действий, затрудняются правильно сформулировать вопросы допрашиваемому, допускают ошибки при общении с указанными лицами и т. Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации служат совершенствованию следственной работы при расследовании преступлений экстремистской направленности. Теоретическая база исследования. При изучении и освещении вопросов научной работы и решения поставленных задач использовались нормативные источники с комментариями, материалы научной и учебной литературы; статьи периодических изданий.

Методологическая основа исследования. Работа выполненана основе таких научных методов, как сбор информации, ее систематизация, обобщение и сравнение различных точек зрения различных ученых. Что такое экстремизм — признаки, причины и особенности, основные виды, чем опасен? В каждом современном государстве существует свое общепринятое определение того, что такое экстремизм. Везде эта деятельность признается противоправной и опасной для общества, однако существуют нюансы ответственности и классификации такого поведения и образа мыслей индивида или группы. Экстремизм — что это?

Экстремистская организация — это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистские материалы — это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Экстремистская мотивация — это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков». Экстремальное поведение — это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп. Профилактика экстремизма — это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т. Терроризм — это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Национализм — это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм — это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. Толерантность — означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности переводится как «терпимость». Добровольчество волонтерство — добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев: Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма. Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры лат. Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные «наслаждение и развлечение» ; спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские «уход от мира» ; мистагогические «вводящие в тайну», связанные с духовными поисками ; коммерциализованные сформированные для достижения прибыли ; субкультуры социального вмешательства все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов ; примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные. Экстремистские радикальные организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Что такое экстремизм и откуда он берется

Из многочисленных причин возникновения экстремистской деятельности, можно выделить следующие особо значимые факторы: 1) экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. > ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ > Причины возникновения экстремизма в молодёжной среде. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.

Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность

Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан.
Экстремизм Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи.
Что такое экстремизм и откуда он берется Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание.
Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты / Местная Администрация города Кронштадта Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике.
Уголовное право. В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения.

Об опасности экстремизма должен знать каждый

Предупреждение терроризма на ранних стадиях, обнаружения его проявлений и устранения их в зародыше, вот тот путь который должно избрать государство в лице его правоохранительных органов. В российской криминологии выделяют то, что под причинами преступности, в том числе и разных видов терроризма, зачастую принимают те социальные явления, из-за которых порождается преступность как закономерное следствие. Ознакомление и изучение разных причин развития терроризма давно привлекает экспертов, ученых и юристов по всему миру потому-что сам по себе терроризм — в тех или иных своих формах и проявлениях вечен. В научных трудах ученых имеется целый ряд точек зрения о причинах терроризма. Так, некоторые ученые отмечают, что терроризм начинает приобретать острые формы, и к нему часто обращаются в предкризисные и кризисные периоды развития общества. С иной же точки зрения мы можем смело утверждать, что чаще всего конфликты являются непосредственной основой причин терроризма, а терроризм и террор оказываются главным аргументом в спорах двух и более враждующих сторон. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. К вековым относятся конфликты, основывающиеся на исторической памяти народа, то есть имеющие глубокие корни в причинном комплексе массового террористического поведения. Терроризм является элементом внешней или внутренней политики в тех регионах, где присутствуют неразрешенные вековые конфликты, повторяющиеся каждым следующим поколением.

Различными авторами указывается разное количество причин терроризма. Что же касается других авторов , таких как Я. Вишняков , то он выделяет следующие факторы, являющиеся основанием существования и развития терроризма в нашей стране. Благодаря ученым и юристам, работающим в этой области, мы можем выделить шесть основных групп факторов. Первая группа факторов экономическая.

Статья 282. По положениям этой статьи уголовная ответственность накладывается на организаторов экстремистских сообществ. При этом наказание за таковую деятельность может составлять вплоть до 12 лет лишения свободы в самых тяжких случаях, либо — штрафом вплоть до 800 тыс.

Следует отметить, что наказание предусмотрено как для организаторов, так и для участников таковых сообществ. Также, положения данной статьи предполагают освобождение от уголовной ответственности любого из лиц, указанных в ней, при добровольном прекращении деятельности в таковом сообществе, при условии, что в рамках участия в нем не были совершены иные преступления. Таковая статья касается функционирования экстремистских организаций. В целом, она в большинстве положений практически тождественна вышеописанной ст. Данная статья кодекса рассматривает вопросы финансирования экстремистской деятельности. В случае такового преступления, если финансирование заведомо направлялось для экстремистских целей или финансирующему лицу было известно об экстремистских идеях сообщества, организации или отдельного лица, наказание может достигать 10 лет лишения свободы или штрафа до 700 тыс. Однако эта статья также предусматривает освобождение от ответственности при сотрудничестве с правоохранительными органами и добровольном прекращении финансирования. В случае же, если инвестору не было известно об экстремистских целях, он не несет ответственности за свои действия.

Её нельзя отдавать на откуп рыночным проблемам, трудовой и социальной неустроенности, организованной преступности, бесконтрольной работе средства массовой информации. Настало время качественно и предметно проводить идеологическую работу с молодёжью для подготовки грамотных идеологически устойчивых граждан страны [9]. Наш многонациональный народ после развала СССР начал воскрешать свои прежние традиции взаимоуважения и толерантности граждан старшего поколения, положено начало изучению актуальных аспектов правового регулирования толерантности молодёжи. С 2001 по 2005 г. Целью названной программы было формирование и внедрение в практику норм толерантного поведения в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского сознания в демократическом государстве. По ряду причин названная программа была выполнена не в полном объеме. В настоящее время, пишет Евдокимова Т. Кроме того были разработаны и приняты региональные целевые программы по профилактике экстремизма и его крайне опасного проявления терроризма в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Удмуртской республике, в Карелии, Брянской, Белгородской, Ивановской, Пензенской и Омской областях. Мощный фронт противодействия экстремизму имел свои положительные результаты, но это были первые шаги по урегулированию межнациональных проблемных вопросов, к сожалению, при разработке данных нормативно-правовых актов не учтены многочисленные факторы, характеризующие идеологический экстремизм.

Проведённое исследование Евдокимовой Т. К этому перечислению положительных примеров можно добавить организацию и ежегодное проведение форума на горе Машук в г. Пятигорске Ставропольского края. Кризис культуры всего российского общества и его основных институтов отразился на народах государства разных возрастов и, особенно на молодом поколении. Коммерциализация средств массовой информации формируют не лучшие образцы поведения человека: экранное насилие и агрессивная эротика вносит свой вклад в криминализацию современной жизни. Молодое поколение приобрело антикультурные элементы: досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности любимое занятие ничегонеделание. Ценности родной культуры вытесняются ориентирами на внедрение западного образа жизни. Вестернизация культурных интересов кроется в чертах социального поведения, таких как прагматизм, жестокость, нигилизм, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной и духовной реализации. Прибавим кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности.

Всё вышеперечисленное ведёт к социальной неадаптированности и инфантильности. Молодёжь становится легкой добычей идейных лидеров экстремизма. В юридической научной литературе все чаще появляются исследования направленные на развитие мероприятий для национального и религиозного согласия, развитие толерантности и толерантного правопонимания и правосознания в качестве противодействия идеологическому экстремизму. Например, в статье В. Маркина и А. Роговой «Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» говорится, что очаги межнациональных конфликтов и открытого терроризма в связи с распространением идеологии экстремизма затронули практически все регионы страны. Традиционно русские районы, провинциальные центры нередко становятся опасными для проживания национальных меньшинств. Идея национального согласия получила свое развитие в рамках социального исследования: «Межнациональное согласие и взаимодействие: региональный контекст» май-декабрь 2011 г. Объектом ксенофобных настроений среди старших школьников на примере общеобразовательных школ Новочеркасска является «кавказец».

Беда в том, что молодые люди не настроены на установление позитивных контактов, что не свойственно юному возрасту; напрашивается мысль, откуда в молодежной среде столь радикальный настрой, чья идеология присутствует и распоряжается умами подрастающего поколения и можем ли мы общество старших и родителей отвернуть нашу молодежь от участия в экстремистских организациях. Ответ один — можем и должны. Вопрос в том, каким образом? Чтобы наших детей не захлестнула разрушительная энергия протеста, как например, в декабре 2018 г. Это не значит во всем потакать и воспитывать потребителей, это значит растить достойную смену, требовательно и с уважением. В современной научно-юридической литературе преобладает точка зрения, что как в России, так и за рубежом еще не достаточно внимания уделено формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей противодействие экстремизму. Обстоятельный анализ Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» выявил большое количество недочетов. К примеру, в соответствии со ст. Однако, нормативно-правового акта, устанавливающего ответственность за размещение экстремистских материалов на сайтах компьютерной сети, не существует.

На территории Российской Федерации существует ряд религиозных организаций, деятельность которых запрещена Верховным Судом РФ. Среди них наиболее известные такие организации: «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» международная религиозная организация «Нурджулар», международное религиозное объединение "Ат-Такфир Валь-Хиджра", международная религиозная организация "Таблиги Джамаат". Разоблачать их, принимать превентивные меры должны не только властные и религиозные структуры, но и само общество. Но учитывая антиправительственные настроения и приятие любой оппозиции, общество может попасть впросак из-за недостатка знания о специфике некоторых течений и их истоках. По предварительным прогнозам популярность радикалов будет только расти. Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления.

Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости.

Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы. Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести.

Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией

Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей.

Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему.

Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».

Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане.

Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство.

Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров.

Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Наказание за экстремизм За экстремизм наказывают как административно , так и уголовно. Остальные уголовные и административные статьи появились гораздо позже. Наказания в КоАП За «возбуждение ненависти либо вражды» грозит : физлицам — штраф 10 000—20 000 рублей, до 100 часов обязательных работ, арест до 15 суток; юрлицам — штраф 250 000—500 000 рублей.

Если в течение года совершить аналогичное нарушение повторно, такие действия квалифицируют уже по статье 282 УК РФ. За пропаганду и демонстрирование экстремистской или нацистской символики светит : физлицам — штраф 1000—2000 рублей, арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 1000—4000 рублей; юрлицам — штраф 10 000—50 000 рублей. За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях распространения положено : физлицам — штраф 1000—3000 рублей либо арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 2000—5000 рублей; юрлицам — штраф от 100 000 до 1 млн рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Распространение материалов экстремистского и террористического характера наказывается штрафами от 50 000 до 5 млн рублей в зависимости от того, кем и в который раз совершено нарушение. Статья о злоупотреблении свободой массовой информации предусматривает штрафы за распространение экстремистских материалов от 100 000 до 1 млн рублей и сведений об организациях-экстремистах без указания об их «запретности» до 50 000 рублей. За некоторые из перечисленных выше правонарушений также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе при рецидиве. Уголовные наказания По ст. Если то же преступление совершено с угрозами или насилием, организованной группой или с использованием служебного положения, наказание ужесточается вплоть до лишения свободы от 3 до 6 лет.

В отдельных статьях 282. Наиболее суровое наказание ждёт организаторов — до 12 лет колонии. За публичные призывы к экстремистской деятельности в том числе в интернете грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. Дело Мотузной и декриминализация статьи 282 УК РФ В 2018 году широкий общественный резонанс приобрело уголовное дело жительницы Барнаула Марии Мотузной, которую обвинили в экстремизме по ст. Девушка опубликовала свою историю в «Твиттере». Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию.

Анализ современной российской экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту: 1 распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т. Особо следует отметить наличие в Интернете экстремистско-националистических сайтов, активно пропагандирующих идеологию экстремизма и национализма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению убийств и т. Кроме того, в Интернете регулярно размещаются фото- и видеоматериалы с шокирующими кадрами казни «нерусских» - своего рода видеопособия для начинающих экстремистов.

Учитывая то, что сайты экстремистской направленности создаются, как правило, за пределами России, для противодействия размещению в Интернете информации экстремистского характера, пресечения экстремистско-националистической пропаганды в Интернете прежде всего необходимо создание эффективной международной правовой базы - основы международного сотрудничества государств в данной сфере; 2 отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности. Общественная опасность экстремизма представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности. Несмотря на то, что проявления экстремизма несовместимы с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни[17], анализ современной экстремистской преступности свидетельствует: 1 существующая в Российской Федерации проблема экстремизма и терроризма вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм»; 2 складывается сложнейшая криминальная ситуация и негативные тенденции в данной сфере.

Но такое рассуждение.

Для эффективного противостояния деструктивным явлениям, в том числе повышению результативности мер, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, необходимо учитывать целый ряд факторов. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. К таким выводам, по словам полковника полиции, пришли отечественные ученые, которые проводили исследования в этой области. Заброшенность, потеря перспектив, отсутствие чувства будущего, а значит, и снижение ответственности за свои поступки, падение нравственности, снижение ценности человеческой жизни, рост беспокойства, страха перед будущим, избыточное психическое напряжение — вот именно те предпосылки, которые могут привести к экстремистским проявлениям.

К вопросу возникновения экстремизма

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является.

Об опасности экстремизма должен знать каждый

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия.
Что такое экстремизм – противодействие и профилактика Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане.
Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы.
Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение экстремизма и терроризма в Российской Федерации, создающими причины и условия для этого, являются.

Причины возникновения современного терроризма

Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях.

«Экстремизм»: история и современность

Преподаватель пишет книгу, в которой пытается подвергнуть историческому анализу одну из религиозных систем, и тратит годы в судах на то, чтобы отстоять свое творение в целом, ограничившись несколькими купюрами в местах, сочтённых экстремистскими. Молодой мужчина демонстрирует плакат на митинге и скоро узнает от полиции, что отставным офицером ВМФ на него написана кляуза с обвинением в экстремизме. Пенсионер, возбудившийся от плаката до уровня ненависти к некой социальной группе, выступает в качестве потерпевшего, а активист — обвиняемого. Все это не исключительные события, а картинки обыденной жизни в современной России. Так что же это такое «экстремизм»? История понятия Слово «экстремизм» происходит от extremus, что в переводе с латыни означает «крайний». Впервые латинское слово extremus в политическом смысле в своих работах стал употреблять французский просветитель Шарль Монтескье, вкладывая в него негативное значение. Сам термин «экстремизм» как таковой появился в 1838 году в многотомном философском словаре немецкого философа Вильгельма Трауготта Круга: «Экстремистами являются те, которые не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях. Но обычно их называют ультра».

С 50-х гг. XIX в. Из британских газет термин перекочевал в журналистику США. Во время Гражданской войны 1861 - 1865 гг. Французские журналисты позаимствовали моду на термин «экстремизм» у своих англоязычных коллег и вновь стали все более активно применять его с 1870-х для обозначения крайних левых и крайних правых политических сил. Это было связано с тем, что применение для этой цели распространенного термина «радикализм» от лат. Путаница, возникавшая у читателей, в ряде случаев привела даже к судебным процессам против газет. Ко времени Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.

В юридической литературе впервые термин «экстремизм» употребил в первой четверти ХХ века французский юрист М. Лерой для обозначения фанатичной веры в политический идеал. Лерой воспользовался термином для анализа событий Гражданской войны в России. Из действовавших тогда на политической арене России идейных направлений Лерой назвал «красным экстремизмом» большевизм и «белым экстремизмом» монархизм. В тот же период идеологический концепт «экстремизм» наряду с концептом «тоталитаризм» впервые официально был взят на вооружение одной из буржуазных партий Италии — центристской Народной партией, которая одной из целей своей программы 1923 года провозгласила борьбу с правым и левым экстремизмом.

Приведенные выше определения раскрывают сущность экстремизма исключительно как политического феномена, но не раскрывают правовой природы данного явления. В то же время, учитывая, что в рассмотренных определениях заложена конфликтогенность данного явления, его определение должно содержать характеристики противоправного характера экстремистских деяний. Исходя из этих соображений, С. Фридинский рассматривает экстремизм как «деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию или иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг или материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства и подрыв безопасности, а равно публичные призывы, к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий» [12, с.

Учитывая изложенное, экстремизм можно определить как действия, а также выраженные публично идеи, угрозы и намерения, нарушающие установленные законом права и свободы граждан, общепринятые нормы национальных, конфессиональных и иных общественных отношений, установленный порядок деятельности органов власти. Весьма важным представляется замечание В. Верещагина о том, что «юридическая оценка правонарушений экстремистского характера приобретает мировоззренческий аспект, поскольку базируется не только на нормативно-правовых актах, но и касается правосознания работников правоохранительных органов, его традиционных или инновационных предпочтений» [13, с. В то же время анализ правовых характеристик экстремизма показывает, что из них выпадает отмеченный нами ранее идеологический аспект, что недопустимо, так как экстремистская деятельность, выходящая за рамки действующего законодательства, прежде всего, является следствием экстремистской идеологии идеи — системы крайних воззрений, реализация установок которой ведет к совершению противоправных деяний. Поэтому можно согласиться с формулировкой, приведенной в «Докладе о целях и средствах противодействия политическому экстремизму», где под экстремизмом понимается деятельность по распространению таких течений, доктрин, которые направлены на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного обмена взглядами; на установление единственной идеологии в качестве государственной; на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; на отрицание абсолютной ценности прав человека [14, с. Таким образом, экстремизм — это следование политических партий, религиозных организаций, групп и отдельных граждан идеологии, содержащей идеи, угрозы и намерения, нарушающие установленные законом права и свободы граждан, общепринятые нормы национальных, конфессиональных и иных общественных отношений, установленный порядок деятельности органов власти, ведущей к совершению этими политическими партиями, религиозными организациями, группами и отдельными гражданами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы личности, общества, государства. Зачастую экстремизм отождествляют с радикализмом. Однако представляется, что «радикализм» — понятие, взятое из политологии, более широкое, чем понятие «экстремизм». Шведова определяют радикализм как: «1.

Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. Решительный образ действий» [3, с. Из приведенного определения следует, что радикализм не всегда подразумевает насилие, а экстремизм характеризуется насильственными средствами и методами достижения поставленных целей. Поэтому можно утверждать, что экстремизм — это крайний радикализм, который ориентируется на радикальные идеи и цели, достигаемые силовыми, негуманными, противоправными методами и средствами. Практически во всех формулировках сущности экстремизма присутствует определение «крайний»: «крайний радикализм», «крайние взгляды», «крайняя деятельность», «крайние меры» и др. Естественно, возникает вопрос, какие меры, взгляды и действия могут быть определены, как «крайние»? Даль указывает, что «крайний» — на краю находящийся, последний, конечный, предельный… достигший последней степени, чрезмерный [15, с. В преломлении к рассматриваемой проблеме, к крайним взглядам, действиям и мерам, по-видимому, можно отнести те, которые выходят за пределы нравственных норм и действующего законодательства. Последнее снова возвращает нас к необходимости исследовать сущность экстремизма с позиций права.

Резюмируя вышеизложенное, явление экстремизма отличается массовостью, устанавливает своей целью радикальные изменения в общественной системе. Решение проблем экстремизма требует куда более глубоких изменений, нежели просто дополнение или модификация существующей нормативноправовой базы. Экстремизм требует комплексного подхода как в теоретическом постижении, так и в практике противодействия ему. На сегодняшний момент необходим пересмотр и обновление не только материальной и экономической базы общества, но и системы ценностных установок, формирование нового мышления, свежее осмысление существующих философских и религиозных концепций и т.

Сложились его международные связи. В начале XX в. Первая мировая война началась в июле 1914 г. Результатом этой войны явился распад трех империй. Период между двумя мировыми войнами XX в. В этот период в ряде государств приходят к власти и укрепляются фашистские режимы. На межвоенный период приходится активизация Ку-клукс-клана ККК — самого известного из террористических, созданного в 1864 г. Вторая мировая война — еще один этап в развитии терроризма. До 1939 г. Гитлеризм, уничтожение мирного населения Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. Формируется теория и практика современного терроризма. Прямые объекты террористического насилия — мирные граждане, иностранцы, дипломаты. В 1960 гг.

Виды экстремизма и уголовно-правовые меры противодействия экстремизму в РФ ………………………………………………………………………………………… Глава 2. Организация экстремистского сообщества…………………………………….. Уголовная ответственность за организацию и участие в экстремистском сообществе………………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………………………….. Введение Экстремизм является преступлением, направленным на разрушение основ Конституционного строя, против политической системы, экономическую безопасность, обороноспособность страны и посягающим на общественные отношения. Более четкое понятие «экстремизма» содержится в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. Актуальность темы. В настоящее время экстремизм представляет большую опасность для Государства и ее граждан, как одно из самых распространенных и жестоких преступлений в мире, несет реальную угрозу всему человечеству в целом. Негативные последствия экстремизма испытывают на себя практически все страны мира, включая и Россию. Россия многонациональная, многоязычная, многокультурная страна, в которой проживают более 160 народов, и все являются представителями трех мировых религий — христианства, ислама, и буддизма. Для России как многонационального государства экстремизм представляет, реальную угрозу угрожает мирному сосуществованию различных народов, пытается посеять недоверие и разлад среди населения страны, угрожает развитию дружественных отношений, и направлен против разрушения конституционного строя и безопасности государства. Подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной в культурном соотношении категорией населения. Именно молодежь подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальныx культур других народов. Следствием этого являются многочисленные террористические акты на территории РФ. Это, прежде всего, связано с созданием экстремистских организаций. Экстремистские организации представляют собой, преступные сообщества, использующие для достижения своих целей различные криминальные методы. По всему миру действует более тысячи экстремистских организаций. Их точное число не известно. Незаконная торговля оружием, наркотиками являются важным источником доходов данных организаций. Экстремизм и его крайнее выражение- терроризм стали главной угрозой обществу. В России, экстремизм закрепился в общественных нравах и стал частью идеологии и психологии некоторых социальных групп национальностей, этносов. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. По данным Всемирной переписи в Российской Федерации проживают более 180 народов. С другой стороны такое утверждение неправильно, так как возникновению экстремизма способствовали и другие факторы. Это: - высокий уровень безработицы особенно среди молодежи ; -низкий уровень доступности хорошего качественного, престижного образования; -отсутствие возможности у молодежи для самореализации социально приемлемыми способами занятие спортом, участие в научно-исследовательской, творческой, общественно-политической или предпринимательской деятельности; -наличие взаимного недовольства или вражды между различными национальностями религиозных, этнокультурных и т. Как отмечал еще Ч. Ломброзо, для решения задачи влияния благосостояния на преступность не имеется достаточно точек опоры. Бедность, делает вывод знаменитый исследователь, «является источником преступлений, хотя и очень грубых и жестоких по своей форме, но зато довольно ограниченных по своему числу. Между тем искусственные бесконечные потребности богатых людей создают и многочисленные виды особых преступлений. Влияние экономических факторов на преступность населения зависит не только от бедности его, но и от богатства и, вообще, благосостояния. Но значение как одной, так и другой часто Сглаживается и совсем уничтожается благодаря влиянию расы, климата и тому подобных факторов». Новейшие успехи науки о преступнике. Целью данной работы является уголовно-правовой анализ экстремизма, и экстремистских организаций в России.

Портал правительства Москвы

Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры. В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
  • ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  • Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
  • Что такое экстремизм – противодействие и профилактика

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий