Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количес. Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы.
Шурави что значит с афганского
Они построили нам школы, говорят пожилые афганцы. Привозили продовольствие, медикаменты. Развозили, рискуя жизнью, по кишлакам. С очень большим почтением вспоминают в Афганистане русских. Не ведавших страха. Из бывших республик бывшего Советского Союза. Более 15 000 их погибло за годы десятилетней афганской войны в Афганистане.
Неофициальная цифра — около 26 000. Сотни инвалидов. Сотни раненых, проходивших долгую восстановительную реабилитацию. Наотмашь отхлёстанные по щекам: а мы вас туда не посылали. Годы откровенного бандитизма и приспособления к политике дикого капитализма. Новые песни.
Новые герои. В малиновых пиджаках. Новые машины. Новое — всё. И ощущение свой ненужности в своей стране. Это — хуже, чем подлость человеческого предательства.
Это — ещё хуже, чем рюкзак, в 50 килограммов, за плечами. Это — падение в пропасть животной свирепости. Когда видишь сытые рожи. Выполняющие обряд празднования даты вывода Советских войск из Афганистана. Прибывающие в парк на элитно дорогих машинах, с затемнёнными стёклами. Потопчутся они по сцене, перед микрофоном — на её середине.
Пощебечут, по очереди, бравурно, легковесными фальшивыми словами, об афганском конфликте. Один из ораторов прилюдно прослезится. Посопит нежданными соплями в носу, хилый трусливый сопляк. Наверное, боязно стало, стыдно, когда разглядел перед собой скопление совести. Как памяти. Обогащённой моральной оценкой происходившего с ними в их жизнях.
Мужчин, стоящих тесной толпой. Братство воинов-афганцев. Внутреннее подтянутых. Постаревших, поседевших. С непокрытыми головами. Многие — в куртках нараспашку.
Видны тельняшки — нательное бельё десантников. Заметны в толпе инвалиды, в инвалидных колясках. Которые подкатили к импровизированной трибуне всегдашние надёжные товарищи по службе. А из радиорубки гремят афганские песни. Самодельные самиздаты. Под гитару.
Их писали ребята-афганцы. Обо всём. Но с главным в текстах: о жизни. Она гудит на боковой аллее парка. Там — солдатские полевые кухни. С дыщащими жаром-паром алюминиевыми котелками.
С рассыпчатой солдатской кашей. Слюни текут, такой аппетитный аромат плывёт над парком. Полевой кулеш, с кусочками распаренного мяса, внутри каши. Обязательные боевые 100 граммов водочки. Товарищ, на Родине же мы… Не победа… Да жизнь на кровавые куски исполосована. Да помянуть же ребят своих надо… Страшное время пережили… Рожи со сцены, кто заметил?
Не оглядываясь. Не пошли брататься в афганский народ. Силища есть он, даже и в старости. К мальчишкам в военных формах, утрамбовавшим своими юными, два десятка, от силы, жизнями афганские дороги.
Голова колонны медленно вошла в туннель.
Внутри машина-бензовоз подорвалась на минах. Огонь, горящее бешеным пламенем топливо, из огромных бензобаков. Сжигаемый огнём в туннелевой темноте кислород. Мучительное удушье 176 бойцов. Газовая душегубка.
Отступать — невозможно. Слишком узкая дорога. Слишком длинная шеренга не имеющих возможности маневрировать машин. Колонна машин остановилась в результате ДТП. Позднее туннель был взорван.
Чтобы отрезать север Афганистана от юга. В 2002 году — восстановлен. Не выдерживают и нескольких месяцев эксплуатации. Туннель на перевале Саланг так и не был достроен: деньги рассифонили по фирмам однодневкам. Очень прибыльный бизнес.
Строительство дорог. Добрыми словами вспоминают здесь шурави. Они построили нам школы, говорят пожилые афганцы. Привозили продовольствие, медикаменты. Развозили, рискуя жизнью, по кишлакам.
С очень большим почтением вспоминают в Афганистане русских. Не ведавших страха. Из бывших республик бывшего Советского Союза. Более 15 000 их погибло за годы десятилетней афганской войны в Афганистане. Неофициальная цифра — около 26 000.
Сотни инвалидов. Сотни раненых, проходивших долгую восстановительную реабилитацию. Наотмашь отхлёстанные по щекам: а мы вас туда не посылали. Годы откровенного бандитизма и приспособления к политике дикого капитализма. Новые песни.
Новые герои. В малиновых пиджаках. Новые машины. Новое — всё. И ощущение свой ненужности в своей стране.
Это — хуже, чем подлость человеческого предательства. Это — ещё хуже, чем рюкзак, в 50 килограммов, за плечами. Это — падение в пропасть животной свирепости. Когда видишь сытые рожи. Выполняющие обряд празднования даты вывода Советских войск из Афганистана.
Прибывающие в парк на элитно дорогих машинах, с затемнёнными стёклами. Потопчутся они по сцене, перед микрофоном — на её середине. Пощебечут, по очереди, бравурно, легковесными фальшивыми словами, об афганском конфликте. Один из ораторов прилюдно прослезится. Посопит нежданными соплями в носу, хилый трусливый сопляк.
Наверное, боязно стало, стыдно, когда разглядел перед собой скопление совести. Как памяти. Обогащённой моральной оценкой происходившего с ними в их жизнях. Мужчин, стоящих тесной толпой. Братство воинов-афганцев.
Внутреннее подтянутых. Постаревших, поседевших. С непокрытыми головами. Многие — в куртках нараспашку. Видны тельняшки — нательное бельё десантников.
Заметны в толпе инвалиды, в инвалидных колясках. Которые подкатили к импровизированной трибуне всегдашние надёжные товарищи по службе. А из радиорубки гремят афганские песни.
То, что построили мы В самом Афганистане ситуация непростая.
По мнению парламентария, президент Хамид Карзай так и не смог создать надежную "команду" единомышленников, отношение к нему в народе скорее отрицательное. Стране нужен лидер, но кто им сможет стать, сейчас сказать трудно. Страна нуждается в восстановлении. И, по мнению парламентария, для России недальновидно полностью отдавать работу в этом направлении в руки западных компаний.
В свое время Советский Союз очень много в Афганистане построил, при нашем непосредственном участии в стране было создано более 140 объектов. Среди них - шоссейные дороги, и главная из них от порта на Аму-Дарье Хайратон, на границе с Узбекистаном, до Кабула, со строительством крупнейшего туннеля Саланг. Она связала северные и южные районы страны. В Кабуле широко известен жилой микрорайон, квартиры в котором до сих пор считаются лучшими в городе.
Крупнейшая в стране ГЭС "Наглу" долгие годы обеспечивала бесперебойную подачу электроэнергии в афганскую столицу. А на консервный завод и комплекс животноводческих и сельскохозяйственных ферм с разветвленными оросительными системами под Джелалабадом в 80-годы возили группы журналистов. В различных районах страны строились школы, в Кабуле был создан комплекс крупнейшего в Афганистане Политехнического института, чьи здания украшали мозаичные панно. Большая работа требуется, например, на перевале Саланг, где когда-то советскими строителями был создан важнейший для страны тоннель, связавший северные и южные районы Афганистана.
Надо восстанавливать Политехнический институт в Кабуле, эта работа может стать взаимовыгодной и вложения окупятся. В ближайшем будущем начинается возрождение нефтяных и газовых месторождений на севере Афганистана. Здесь тоже, очевидно, пригодился бы опыт россиян, ведь именно советские специалисты в свое время эти месторождения разрабатывали. Согласно последним исследованиям, запасы в этом регионе составляют 1,5 миллиарда баррелей нефти и 15,6 триллионов кубометров газа.
В общей же сложности запасы Афганистана оцениваются в 3,6 миллиарда баррелей нефти и 36,5 триллионов кубометров газа. А пока, без России, в создании крупных объектов на территории Афганистана активно участвуют другие бывшие республики СССР. Так, в ходе недавнего визита казахстанской делегации в Кабул, активно обсуждался вопрос о возможности строительства железной дороги из узбекского города Термез в приграничный с Пакистаном город Торхам. Туркменистан намерен активно участвовать в строительстве трансафганского газопровода от туркменского месторождения Довлетабад, запасы которого туркменскими экспертами оцениваются в 1756,6 миллиарда кубометров газа, в Пакистан и Индию.
Стоимость проекта 2-2,5 миллиарда долларов США.
Интерес проявляют арабы, немцы, турки, французы, украинцы, англоязычные подписчики. Не имея никакого опыта, Гавриленко удалось реализовать интересный, толковый проект, который цепляет не только ветеранов боевых действий. К тому же этот формат стирает все границы, возраст, вероисповедание - несмотря на расстояния мы рядом. Афганский тюльпан Николай пишет о своих воспоминаниях, размещает архивные фото, любительские съемки, музыку, рассказывает о жизни и быте советских солдат той поры. К делу подключаются многие, свои тексты присылают и бывшие военные корреспонденты. А еще интернационалисты развенчивают мифы и ломают стереотипы. Но подписчики и авторы Телеграмм-канала «Правда шурави» только улыбаются. Мол, вы сами-то представьте зрелище: советский солдат бережно упаковывает и берет с собой в бой или в рейд граненые стаканы. Ведь нет их в армии совсем - там только кружки эмалированные либо алюминиевые.
С иронией пишут афганцы: «Видимо, советские солдаты воровали граненые стаканы из автоматов по продаже газированной воды - они ведь в Афганистане у каждого дувала стояли.
Почему афганцы называли русских шурави?
Шурави. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается эфир радио «Комсомольская правда» [аудио]. Сейчас термином шурави там часто обозначают человека очень храброго, настоящего героя. «Шурави» – такую надпись можно встретить на некоторых машинах, проезжающих по дорогам. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави», написаны книги, патриотические клубы создают музеи.
Что такое "шурави"? Происхождение слова
Срок регистрации истек | многие слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. |
Экс-душманы – «шурави» были прекрасный народ и настоящие воины | На первой странице новости: «Русские требуют для талибов официального открытия представительства в Пакистане» и рядом «Русские предоставили талибам современное оружие и артиллерию». |
Афганский словарь. Шурави | Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави». |
Происхождение афганского шурави от тотема | Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). |
Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду | Кто такие шурави и бача? |
Виват, дорогие мои шурави
Отвечает Давид Медведев 9 мар. Американцы же практически не помогают... Отвечает Иван Михаелян 11 мар. Отвечает Денис Невер 24 дек. Отвечает Илья Мещеряков 11 дек. Отвечает Михаил Агаларов 8 февр.
Для которых, мужество отчаянно смелых и рано постаревших первыми сединами на висках, не стали тогда разменными монетами. В понятиях Родина, Отчизна, солдатский долг, патриотизм. Честь бойца.
Советский Союз. О геройстве служивых, из того опально-дымного времени, не принято, в общем-то, много говорить. Темя —специфическая.
И больше она - для людей, проявляющих к ней свой личный интерес. Но, если зацепит она каким-то шальным образом — разорвёт в хлам мысли. Достаточно только поинтересоваться героизмом солдатских будней.
Озадачиться состоянием афганских дорог, связующих и сегодня между собой горные кишлаки-деревни. Зигзагами огромной жирной змеи анаконды петляют серые ленты, эти рукотворные безасфальтовые прямолинейсти, среди отвесных, недоступных пешим восхождением на них, на горные вершины. Внизу, с обратной от серпантиновых скал дорог — отвесные, под прямым углом к дорогам, пропасти.
Не один, подбитый смертельным дождём льющегося из невидимых горных щелей артобстрела советский бронетранспортёр, со всем экипажем машины, рухнул в бездонную афганскую пропасть. И такие поражения так болезненно переживались… Невозможность собрать останки переломанных вживую тел. Заторможенность осмысленности.
Неспособной вообразить мгновенную трагичность внезапно оборвавшихся молодых жизней. На последнем своём издыхании пролетевших над проклятой пропастью. Язык не поворачивается озвучить, сколько тысяч километров вдали от родного дома.
Который в Сибири. Или на Урале. А, может, и в Киеве был.
Перевал Саланг. Стратегически важная отметка в георафии Афганистана. Советские посторили здесь туннель, длиной 2, 7 километров.
Всемирно известным он стал после разыгравшейся здесь печальной трагедии. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты.
Всех советских, погибших в Афганистане. Дорога-высотка — в узком трубообразном тоннели. Голова колонны медленно вошла в туннель.
Внутри машина-бензовоз подорвалась на минах. Огонь, горящее бешеным пламенем топливо, из огромных бензобаков. Сжигаемый огнём в туннелевой темноте кислород.
Мучительное удушье 176 бойцов. Газовая душегубка. Отступать — невозможно.
Слишком узкая дорога. Слишком длинная шеренга не имеющих возможности маневрировать машин. Колонна машин остановилась в результате ДТП.
Позднее туннель был взорван. Чтобы отрезать север Афганистана от юга. В 2002 году — восстановлен.
Не выдерживают и нескольких месяцев эксплуатации. Туннель на перевале Саланг так и не был достроен: деньги рассифонили по фирмам однодневкам. Очень прибыльный бизнес.
Строительство дорог. Добрыми словами вспоминают здесь шурави. Они построили нам школы, говорят пожилые афганцы.
Привозили продовольствие, медикаменты. Развозили, рискуя жизнью, по кишлакам. С очень большим почтением вспоминают в Афганистане русских.
Не ведавших страха. Из бывших республик бывшего Советского Союза. Более 15 000 их погибло за годы десятилетней афганской войны в Афганистане.
Неофициальная цифра — около 26 000. Сотни инвалидов. Сотни раненых, проходивших долгую восстановительную реабилитацию.
Наотмашь отхлёстанные по щекам: а мы вас туда не посылали. Годы откровенного бандитизма и приспособления к политике дикого капитализма.
Как вспоминает командир спецгруппы, лейтенант Егиазаров, настоящим сюрпризом для душманов стало МПЗ малозаметное препятствие , а в народе — «путанка». В дополнение к минным полям бойцы установили на подступах и проволочное заграждение, напоминающее по виду пружинный матрас. Нога угодившего в МПЗ противника уходила внутрь, а вот вытащить ее обратно было уже проблематично. Нападавшие попросту застряли в проволоке, где их и перестреляли бойцы подразделения. Мусульманские батальоны Готовясь к войне на чужой территории — в горах и с враждебно настроенным местным населением — советское командование подготовило ряд подразделений из среднеазиатских республик: казахов, узбеков, таджиков, киргизов, уйгуров и тюрков.
Внешне они не отличались от местного населения Афганистана, владели языками, хорошо знали обычаи, были привычны к климатическим условиям. Все это делало их не просто отличными бойцами, но и прекрасными разведчиками. В то время как для моджахедов вербовка русскоязычных европейцев была настоящей проблемой. Кроме того, представители мусульманских батальонов, несмотря на вероисповедание, оказались морально устойчивыми и отказывались переходить на сторону «воинов Аллаха» даже под страхом смерти.
И это удивляет больше всего — спустя 30 лет после ухода советских войск из Афганистана в Кабуле цветёт ностальгия по временам «шурави». Но я же своими глазами видел, как советские инженеры возводили стадионы, строили шоссе, учебные заведения, предприятия, завозились племенной скот, семена для посева, новейшая сельскохозяйственная техника. Всё было абсолютно бесплатно — для народа Афганистана. Зачем же вы именно это жгли, взрывали, разрушали, уничтожали? Чем вам мешало, что самые нищие дехкане будут сыты, а ваши дети станут учиться в современных школах? Я никогда не получаю ответа. Моджахеды молчат, отводят глаза. Да, Советский Союз допустил серьёзные ошибки. Лично я считаю, что столь масштабная переброска войск 40-й армии в 1979 г. Однако экономическая помощь оказывалась огромная, и сейчас большинство афганцев отзываются об этом с глубокой благодарностью. Кстати, сам Центр науки и культуры РФ построен заново — захватив Кабул, моджахеды оставили от здания руины. В целом на территории Афганистана было разрушено три четверти объектов, построенных Советским Союзом в дар афганскому народу. Сейчас бывшие «воины джихада» за голову хватаются — для чего они так поступали, ведь своими же руками вогнали промышленно развитое государство в каменный век! Например, в Джелалабаде в 1979—1989 гг.
«Дурак, зря воевал с русскими». Почему в Афганистане любят «шурави»?
Кто такие шурави и бача? 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами. «советский») - разговорное название наших солдат среди местных жителей, часто использовавшееся с уважительной интонацией. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Легенда была простой и действенной: шурави — тоже люди, им нужны американские сигареты, которые не завозят в магазины Военторга. Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства.
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии. Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Сегодня, после вывода американских войск из Афганистана, слово «шурави» продолжает оставаться значимым для афганцев. служить или честно трудиться «на гражданке».
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова | Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии. |
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана | Зарубежные аналитики считали, что после ухода советского воинского контингента из Афганистана правительство Мохаммада. |
Салам шурави перевод с афганского | Сегодня 30 лет, как шурави покинули Афганистан. |
ЭТО НАШИ! ЭТО «ШУРАВИ»! - РЖЕВСКАЯ ПРАВДА | Среди моджахедов был популярен девиз "Марг бар шурави", что означает "смерть Советам". |
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
Определения слова шурави. исторический. советский военнослужащий в. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты. Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза. Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии. Домен ваш? Срок регистрации вашего домена истек 09.04.2024. Для восстановления работы сайта необходимо продлить срок регистрации домена. Домен не ваш? Вы можете оформить предзаказ на регистрацию этого домена. В случае его освобождения будет произведена.
Шурави — душман — груз 200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана
Однако спустя время местное население под словом «шурави» стало подразумевать благородного советского солдата. Вторжение Когда разразившийся в Демократической Республике Афганистан в 1973 году гражданский конфликт перешёл в острую фазу, правительство этой азиатской страны обратилось к руководству СССР с просьбой вступить в вооружённое противостояние и помочь в борьбе с моджахедами. Поддерживаемые ведущими государствами НАТО душманы, для привлечения боевых сторонников и оправдания своих действий, изо всех сил старались демонизировать образ солдат-коммунистов. Именно их идеологи сгенерировали и распространяли военный лозунг «Marg bar shouravi», что в переводе на русский язык означало «Дари смерть советским! Но спустя десятилетие, когда на их землю вступили американские солдаты, они горько пожалели о том, что некогда радовались изгнанию, как оказалось более благородного и честного соперника.
Подлая пропаганда Вспоминая о событиях тех дней, Зия Бумия, в мирное время занимавший пост директора Дома афганской печати, отмечал о тлетворном влиянии на умы афганцев подлой пропаганды со стороны Запада и пакистанских религиозных деятелей. Именно они распространяли информацию о том, что русские солдаты представляют собой бездушные машины, способные только на убийства и разврат. На деле же воины-интернационалисты старались не нарушать местные традиции: они с почтением относились к старикам и с широкой душой к детям, одаривая их конфетами. Мирные намерения По свидетельству таджикского журналиста Равшана Темуриёна, афганцам, для того чтобы оценить «шурави» потребовалось испытать на себе последствия вторжения американских сил.
При этом элита сохранялась всё ещё полуфеодальной и смотрела на «нижние» классы с нескрываемым презрением не приходится их облобызывать на выборах, как в «демократических» странах. Одним словом, в эту пороховую бочку достаточно было бросить спичку — а бросили факел, и не один, а сразу несколько. Вначале местная верхушка попыталась решить проблемы путём «смены вывески». В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в Афганистане произошёл государственный переворот. Власть была захвачена, как и полагается при феодализме, родственником Захир-Шаха, его двоюродным братом Мухаммедом Даудом. Формально была провозглашена республика, но, разумеется, Дауд в должности президента сконцентрировал всю власть в своих руках — например, парламент, существовавший при королевстве, при республике! Политика президента была типичной для прогрессистских диктатур стран Востока того времени.
И везде, кроме двух последних стран, эти модернизационные проекты провалились или испытывают серьёзные проблемы. Потом это бесполезно. Конечно, сложно представить, чтобы человек, проживший в Афганистане всю жизнь, не понимал складывающейся обстановки. Но именно это произошло с Даудом — его реформы не устроили ни исламистов, ни социалистов. Причём консервативные исламские круги были возмущены поскольку, как это не парадоксально, несмотря на то, что коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана была в тот момент запрещена, кадры даудовских органов власти, вплоть до силовых, формировались именно из её членов. Собственно говоря, про исламистов рассказывать особо нечего, эти джентльмены, к сожалению, нам теперь хорошо знакомы. В 1975 году они временно объединились против Дауда, организовав партию Исламское общество Афганистана, объявили ему джихад и устроили восстание, которое было подавлено.
Именно тогда прозвучали имена будущих самых влиятельных полевых командиров душманов — Бурханутдина Раббани, Ахмада Шаха Масуда, Гульбетдина Хекматияра. Он, кстати, был наиболее радикальным и после провала мятежа, создал свою Исламскую партию Афганистана. Социализм с двумя крыльями С левым движением с афганской спецификой вопрос более интересный, тем более, что именно действия Народно-демократической партии Афганистана, которая поставила своей целью построение здесь социализма, в конечном итоге привели к гражданской войне и последующему вводу советских войск. Здесь надо сделать одно важное замечание. Однако это очень и очень далеко не так. В этом отношении, впрочем, как и по своим последствиям, события в Афганистане напоминают ситуацию в ходе гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов. Конечно, если бы республиканцы при поддержке Союза и других прогрессивных сил, победили франкистов, помогавших им гитлеровцев и итальянских фашистов, избежать начала Второй Мировой войны в любом случае вряд ли бы удалось.
Но, возможно, у стран, выступавших против нацизма, появилось бы дополнительное время на подготовку, их действия были бы более скоординированными. К сожалению, если фашисты выступали единым фронтом, то в лагере их противников было настоящее кубло — анархисты, троцкисты, правые социалисты — и так далее, и тому подобное. Но они всячески ставили палки в колёса всем здоровым силам, в том числе и просоветским, дискредитировали саму идею. Чего только стоят расправы леваков над католическими священниками! Собственно, нечто подобное произошло в Афганистане после Апрельской или Саурской революции 27 апреля 1978 года. Прочитав по этой проблеме не один десяток статей, так и не нашёл, чтобы эта тема нашла своё отражение. Дело в том, что к тому времени, концу 1970-х годов международное коммунистическое движение испытывало глубочайший кризис.
Он начался далеко не после распада СССР. Точкой отсчёта можно назвать «разоблачение культа личности» И. Сталина, произведённое Никитой Хрущёвым. Это вызвало размежевание, а то и полный разрыв со многими компартиями — от Албании и Румынии, до Китая и Северной Кореи. Вторая линия раскола — это возникновение «еврокоммунизма». Его представители включились в хор голосов, критикующих Союз за нарушение «прав человека». А Китай под флагом маоизма начал, как говорится, перетягивать одеяло на себя и собрался стать вместо СССР лидером международного коммунистического движения.
Здесь же активизировались леворадикальные террористические группировки вроде итальянских «Красных бригад» и немецкой «Фракции Красной Армии». Вопрос с Пол Потом в Кампучии-Камбодже и «красными кхмерами» отдельный и очень сложный, но их деяния позитивного имиджа коммунизму также не добавляли. И всё это отражалось на реноме СССР, как изначального центра практической реализации коммунистических идей. На фоне таких событий ничего не стоило направить мировое общественное мнение против Союза. Вернемся к НДПА. Она была создана в 1965 году писателем и журналистом Нур Мохаммадом Тараки, который прославился своим творчеством в защиту афганской бедноты ещё в 1930-х годах. Его называли «афганским Максимом Горьким».
Это совершенно типичный случай — по всему миру в развивающихся странах левые партии основывала, как правило, интеллигенция. Кстати, Тараки родился в семье крестьянина и высшего образования не имел, что не мешало ему поработать пресс-секретарем афганского посольства в США и переводчиком диппредставительства Штатов в Кабуле. Второй видный деятель афганских социалистов Бабрак Кармаль был сыном целого генерала. По заграницам не ездил, выучился в Кабульском университете. Наконец, третья ключевая персона — Хафизулла Амин. Он, как и Тараки, тоже не из простых — родился в семье начальника тюрьмы, но выучился там же, где Кармаль, получив степень бакалавра по ультрамодным тогда физике и математике. А вот завершил он обучение в Колумбийском университете в США.
Думается всё несколько сложнее и, не отвергая совсем версию с американскими спецслужбами, надо понимать, что дальнейшие действия этих персон, как у того же Салот Сара, он же Пол Пот, были продиктованы царившими в их голове эклектической идеологией, от леворадикальной, до совсем не марксистской. Надо отметить, что Ленина они наверняка все читали, поэтому усвоили тезис из статьи Владимира Ильича «С чего начать? Поэтому и афганские левые начали с этого шага, причём изданий было организовано целых два — «Хальк» «Народ» Тараки и «Парчам» «Знамя» Кармаля. Именно вокруг них сформировались две фракции НДАП. При этом сторонники обоих крыльев партии делились как по социальному, так и по национальному принципу. В «Парчам» шли горожане, образованные сословия, которые в Афганистане в тот момент были, как правило, таджиками и остальными национальными меньшинствами. Итак, объективными причинами переворота стал крах экономического и политического курса режима Дауда.
Попытка ускоренного внедрения капитализма с западной помощью привела к тому, что, как всегда, богатые стали ещё богаче, бедные — ещё беднее. Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть. Поэтому из страны двинулись потоки беженцев. С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции. Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания.
После этого сторонники НДПА в армии начали действовать. Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков. Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам.
Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3]. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави».
Самый простой способ решить проблему - установите бесплатный Lets Encrypt сертификат на свой сайт. Ваш домен направлен на один IP, а настроен на работу с другого. Проверьте правильность направления домена по IP.
Что такое "шурави"? Происхождение слова
Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Кто такие шурави? Шурави — это этническая группа, проживающая на Кавказе. Он рассказал, что тогда воевал против «шурави», о чем сегодня сильно жалеет. Легенда была простой и действенной: шурави — тоже люди, им нужны американские сигареты, которые не завозят в магазины Военторга.
За что сражались «шурави»
"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова | служить или честно трудиться «на гражданке». |
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах — Media news (Виктор Зингер) — NewsLand | служить или честно трудиться «на гражданке». |
Шурави Владимир Санаров | НКК | Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. |