На картине “Аленушка” Виктора Михайловича Васнецова изображена сказочная героиня, брат которой попал в беду. картина Виктора Васнецова «Алёнушка». Эта картина была написана Васнецовым по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Картина «Алёнушка» выполнена в мрачных тонах, которые вызывают грусть и тоску. Картина «Алёнушка» В.М. Васнецова изображает прекрасную девушку, образ которой навеян русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Васнецов и его "Аленушка": что особенного в одной из главных русских картин
Виктор Михайлович не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражён и в народном творчестве. Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является именно эта картина. Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки, почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает.
Художника, чьё детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоёмы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечисть: русалки и водяные. На эскизах девушка сидела на траве, но в итоге художник посадил Алёнушку на камень, и не случайно. Ель в восточнославянском фольклоре мрачное дерево, связанное с похоронами гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками. Тёмная стена за спиной девушки — подходящий для безрадостных раздумий.
Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Алёнушки- свидетельство её бедности. Растрёпанные, неприбранные волосы — знак неблагополучия или горя у мужчин ещё и не бритые щёки. На первых эскизах Алёнушка светло-русая, а на картине — рыжая. По народным приметам, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистью, так что рыжий человек в деревне запросто мог стать изгоем.
В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой девушки, ласточки словно оберегают её от неверного шага. Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова — в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом. Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое.
Он даже писал Павлу Третьякову : «Мою Алёнушку всё никто не хочет покупать, что сильно осложняет моё финансовое положение. Если дело было в деньгах, я сделал бы уступку и сбавил цену, но проблема в самой картине». Почему же никто так не хотел покупать её, что было не так в той картине, и кем на самом деле была та Алёнушка — об этом мы и поговорим сегодня. Алёнушка Кстати, Третьяков даже не удостоил ответом Васнецова, хотя в целом неплохо к нему относился — просто эта картина ему была не нужна. Наконец, Васнецова выручил его благодетель — Савва Мамонтов, и то дал только 500 рублей — лишь четверть от запрашиваемой первоначально художником суммы. И это был скорее жест доброй воли со стороны Мамонтова поскольку он знал, как Васнецов нуждается в деньгах. Да и к картине Мамонтов был безучастен, впоследствии он её продал другому собирателю картин — то есть поступил как истинный предприниматель — не упустил свою выгоду и помог нужному ему художнику и приятелю, поскольку Васнецов расписывал декорации для его частного театра — подробнее об этом можно прочитать в статье «Почему Снегурочка на картине Васнецова одна без Деда Мороза и чьи черты лица увековечены в её образе? Сказка более драматична — Баба-яга утопила Алёнушку, привязав камень к её шее, а братец Иванушка бегал по берегу и звал свою сестрицу. Закончилось всё как и положено в сказках благополучно — его заметил купец, удалой молодец и спас Алёнушку.
Иван Билибин. Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Можно, конечно, предположить, что Алёнушка, тоскуя по своему братцу, присела на камнях и Васнецов доработал этот эпизод, столь хорошо запечатлённый на картине. Но слишком уж непохожа Алёнушка Васнецова на положительную сказочную героиню — для сравнения посмотрим на Снегурочку. Снегурочка Даже настойчивые поиски своего братца по лесной чаще не оправдывают её неряшливый внешний вид. Растрёпанные волосы, грязные ноги, порванное платье и слишком уж странный взгляд — чувствуется в нём тоска, но одновременно и некое безумие. Как всё это непохоже на канонический образ Алёнушки на других иллюстрациях. Алёнушка и её братец Иванушка.
Но самое примечательное в образе Аленушки, это ее выражения лица. В нем читается безмерная грусть и печаль. Такое невозможно показать, не испытав боли. Даже в отображении в воде видна только черная юбка девушки. Художник не захотел показать ее светлое лицо, руки и шею. Он остановился на красках, в которых читается боль. Какие мысли одолевают юную девушку? Возможно, она уже не надеется найти своего брата? Может, увидев водоем, девушка начинает догадываться, какая страшная судьба у ее родимого человека? Но что тогда делать ей самой? Уж не задумала ли она что-то нехорошее? Почему не идет домой сообщать страшные известия родным и соседям? А может и нет никаких родных? Может быть, брат — это все, кто был ей дорог и любим, и теперь ей не к кому идти, да и незачем, вот потому и такая отрешенность в выражении ее лица. Каждому, кто взглянет на полотно, становится жаль Аленушку. И в такой правдивости, с которой автор изобразил одинокую девушку на фоне великолепной природы, что, как специально, выступает ярким контрастом, и видится талант автора картины, его умение задействовать воображение зрителя. Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка» Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник. Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу.
Художник в начале творческого пути часто заимствовал образы персонажей из реальности, поэтому прообразом героини стала девушка, которую он встретил в деревне Ахтырке. Васнецов увидел в ее взгляде особую тоску и одиночество: "Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею", — говорил художник. Назван мост, изображенный на картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза" Характерные черты героини, как и персонажей многих других работ Васнецова, обозначились еще на этапе набросков и не менялись в процессе создания полотна. Тем не менее, помимо множества схематичных наметок, художнику потребовалось 16 этюдов и четыре рисунка, чтобы полностью проработать будущий шедевр.
"Аленушка" - описание картины Виктора Михайловича Васнецова
Работа над картиной "Аленушка" Виктора Васнецова началась в 1880 году после долгих поисков подходящей натуры. На картине В.М. Васнецова "Аленушка" изображена девушка, сидящая у реки. Великий русский художник на своей картине «Аленушка» изобразил героиню известной всем сказки.
Картина Васнецова "Аленушка". История создания картины, описание
В числе главных его картин — "Аленушка". Описание и анализ Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Сочинение по картине Васнецова Аленушка: описание и анализ художественного полотна. Картина «Алёнушка» В.М. Васнецова изображает прекрасную девушку, образ которой навеян русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Девушка на картине «Аленушка» трогательно сидит на камне у пруда, в комочек сжалась, голова на коленях.
Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»
Алена сидит на камне над водой, создавая впечатление, что ей все равно, сидеть на берегу или окунуться в воду. Мрачная цветовая гамма подчеркивает это настроение, с темными, приглушенными, вялыми оттенками. Перефразировать абзац Вернуть оригинал Меня привлекла картина Васнецова "Аленушка" из-за того, что художник искусно передал трагическое состояние русской души, пережившей уже многое и не готовой к новым испытаниям судьбы. На лице Аленушки отчетливо видно отчаяние и отсутствие надежды. Это глубокое выражение, которое нужно преодолеть, как это сделала главная героиня русской сказки. Перефразировать абзац.
Дурачками на Руси было принято называть юродивых. Однако зрители воспринимали эту картину в связи со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Это девочка-подросток лет тринадцати-четырнадцати. Её ноги босы, они огрубели, поношенное платье выцвело и кое-где порвалось, но художник, сострадая своей героине, открывает в ней красоту, похожую на скромную русскую природу, окружающую девочку. Тёмные ели, бледное небо, тонкие осины и берёзы словно стерегут Алёнушку, чтобы никто не потревожил её. Горе, страдание сквозит в сникшей фигурке девочки, в бледности её лица, в запекшихся губах, в больших выразительных глазах, в которых застыли слёзы. Судорожно сплетены пальцы её рук, на которые она склонила голову. Изработанные руки её имеют красивую форму, пальцы длинны.
Слегка растрёпанные русые волосы так густы, что шапкой смотрятся на её поникшей головке. Такая внешность пристала бы и царевне, но судьба распорядилась иначе. Алёнушка сидит на сером камне, напоминающем горючий камень из сказок. Вокруг неё — родная природа, неброская и простая. Всё замерло в задумчивости и тишине, только пожелтевшие листья осин и берёз чуть трепещут от слабого ветерка. Природа созвучна состоянию души сиротки. В горюющем лице героини, её глазах нетрудно увидеть доброту и чуткость.
В простой крестьянской девочке будто притаилась внутренняя и внешняя красота. Художник помог её увидеть, он вызвал в зрителе сострадание и желание помочь. И хочется верить, что Алёнушка обязательно встретит хорошего человека, и будет счастлива. Так на его картинах можно встретить и Ивана-царевича, и Серого волка, и Змея-Горыныча. Одна из его картин носит очень простое название — «Алёнушка». На ней мы видим героиню сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Когда смотришь на эту картину, на душе становится немного грустно.
На ней изображена Алёнушка, сидящая на берегу пруда у воды. Она сидит одна на большом камне, печально склонив голову и подперев щёчку руками. Алёнушка смотрит в сторону воды, видно, что её терзают грустные мысли. За спиной девушки мрачная лесная чаща, поросшая тёмно-зелёными ёлками и другими деревьями. Если приглядеться, то можно заметить даже какие-то дикие яблони. Вправо уходит дорожка, наверное, она ведёт в деревню. Уже вечереет.
Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти. Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени. На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке?
Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром. Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух. Картину «Снегурочка» художник писал в качестве декорации для постановки пьесы Островского «Снегурочка», в основе которой лежит народная сказка. Вариант 3 Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая. У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит.
Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой — над омутом. Печалится, думает всякое. Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут. Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать.
По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды с микробами вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется — «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного. Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья — елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет! Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать? Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880 Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку — после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Аленушка, 1881 Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным — это узнаваемая природа средней полосы России. Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы.
Материал по русскому языку «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»»
Это событие шокировало девушку, ужас застыл в ее глазах. Ее рыжие волосы запутались и свалились на бок, а широкая черная юбка собралась складками на коленях. Серая кофта закрывает руки до локтей, а ноги босы, как у многих крестьянок. Вокруг девушки застыл летний лесной пейзаж, с острыми болотными осоками рядом. На заднем плане видны листья березы, орешника и елей. Алена сидит на камне над водой, создавая впечатление, что ей все равно, сидеть на берегу или окунуться в воду.
На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», — слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова. Дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, в народных представлениях и без христианской легенды имело мрачную «репутацию». Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях «характеризуется как «горькая», «бессчастная», «шатучая» и метафорически сопоставляется с «человеком страдающим». Ель в восточнославянском фольклоре — мрачное дерево, связанное с похоронами гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками. Есть присловье: «В березняке — веселиться, в ельнике — удавиться». Темная стена из деревьев за спиной Аленушки — подходящий фон для ее безрадостных раздумий. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Аленушки — свидетельство ее бедности. Растрепанные, неприбранные волосы — знак неблагополучия героини либо траура. На первых эскизах Аленушка светло-русая, но на картине она рыжая.
Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой — над омутом. Печалится, думает всякое. Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут. Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?! На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья — елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет! Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать? Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его! А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды. Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй! Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком. Вариант 4 В середине композиции сидит молодая красивая девушка, а рядом мутное и заросшее озеро. Девушка сидит на камне, с печальным видом, склонив голову на колени. В глазах ее грусть и она вот-вот расплачется. Но не смотря на всю грусть, у красавицы очень доброе и нежное лицо. У нее длинные растрепанные волнистые волосы, которые свисают к ногам. А сарафан из ситца — разорван. Она очень долго бродила по непроходимому лесу, чтобы найти своего младшего братца Иванушку. Босые ноги подчеркивают то, что она направила все силы на поиск пропавшего брата и совсем забыла о себе.
История создания картины «Аленушка» Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке». Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне. Первый эскиз 1880 года Второй эскиз 1881 год Третий эскиз 1881 г. Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Виктор Михайлович работал над картиной до конца февраля 1881 года. Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? У самого автора героиня вызывала тёплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Так что картина не сразу стала пользоваться успехом. Известный в определённых кругах искусствовед, сотрудник галереи на Якиманке Элеонора Пастон рассказывает: в народе дурочкАми дУрочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже с некоторым пиететом, никогда их не обижали, так как считалось, что они ближе к Богу. История картины Васнецова «Аленушка» включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, «Аленушка» в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Поскольку художник к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с фольклорным сюжетом об Алёнушке и её братце Иванушке. Виктор Михайлович не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражён и в народном творчестве. Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является именно эта картина. Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.
Сочинение-описание картины «Алёнушка», Васнецов (2 варианта - кратко и подробно)
одна из любимых всеми картин ова. «Алёнушка» Виктора Васнецова – картина, с которой большинство из нас знакомятся ещё в школьные годы. одна из любимых всеми картин ова. 1. Вступление 2. Описание Аленушки 3. Описание пейзажа картины 4. Какое впечатление производит картина и почему? одна из любимых всеми картин ова. По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини.
Картина "Аленушка" Виктора Васнецова
Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А. Читайте также Галерея человеческих трагедий и пороков: 10 самых печальных картин русских художников 1. Некоторые черты лица героини художник, по его словам, «позаимствовал» у дочери Саввы Мамонтова, будущей «девочки с персиками». Когда Васнецов работал над «Аленушкой», Вере Мамонтовой было 5—6 лет. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает.
Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила. На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», — слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова.
Впрочем, первое слово в названии шедевра быстро исчезло, а осталось лишь одно — «Аленушка». Но смысл картины о этого не пострадал — девушка выглядит очень грустной и обездоленной. Поскольку, Васнецов часто писал сюжеты сказок, современные зрители воспринимали и Алёнушку сказочным героем. Однако есть версия, что художник вовсе не создавал сказочный образ. Скорее всего, он просто хотел передать в лице одной девушки трагизм всего русского народа. Картина оказалась связана со сказкой только в результате восприятия зрителей. Как сложилась судьба картины Картину Васнецов дописал зимой 1881 года, уже в Москве. После этого полотно было оправлено на выставку передвижников. Примечательно, что Павел Третьяков, активно скупавший картины с этой выставки, особого интереса к «Аленушке» не проявлял. Художник даже начал беспокоиться и сам написал Третьякову: «Уважаемый Павел Михайлович, моя «Аленушка» до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела.
Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой — той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время. Этюды к картине «Аленушка», 1881 Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее». Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880 Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку — после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.
Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом. Озеро также чаще рисуют небесно-голубыми тонами, синими, в данном случае использовался практически черный цвет, а по озеру плывут опавшие листья. Вода темная, возникает чувство, что озеро очень глубокое.
Аленушка Васнецова: описание, история картины
Художник часто в своем творчестве обращался к народным мотивам и хорошо мог их передавать. В середине композиции сидит молодая красивая девушка, а рядом мутное и заросшее озеро. Девушка сидит на камне, с печальным видом, склонив голову на колени. В глазах ее грусть и она вот-вот расплачется. Но не смотря на всю грусть, у красавицы очень доброе и нежное лицо. У нее длинные растрепанные волнистые волосы, которые свисают к ногам. А сарафан из ситца — разорван.
Она очень долго бродила по непроходимому лесу, чтобы найти своего младшего братца Иванушку. Босые ноги подчеркивают то, что она направила все силы на поиск пропавшего брата и совсем забыла о себе. Мы видим на картине момент отдыха Алёнушки, так как она устала в дороге. А в озере видно отражение девушки. Время года, которое изображено на картине — ранняя осень. Должное место нужно отвести природе на картине.
Природа вокруг, как и сама девушка, находится в умиротворении. Спокойное озеро и бесшумные деревья. Стоит зеленый камыш, а позади девушки - зеленые березки и ели. Но на поверхности озера плавают опавшие листочки с деревьев. Серое небо, как бы подчеркивает всю печаль события. Эта знаменитая картина навевает грусть и вызывает сочувствие к девушке.
Нам становится ее жаль. Васнецов показал это событие очень чувственно и реалистично.
Однако, несмотря на простоту обстановки, на лице Аленушки можно увидеть глубокую печаль и тоску. Ее глаза выражают грусть и одиночество, а руки сжимаются в кулаки, словно она сражается со своими внутренними демонами. Она напоминает о том, что каждый человек имеет свои тайны и боли, которые не всегда видны на поверхности.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом. Сегодня это произведение можно увидеть в Третьяковке в Москве , размер холста 173 на 121 см.
Фрагмент Вот как это было... Автопортрет Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» — его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых — возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной. Портрет В. Васнецова Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой — той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.