Один из самых древних музыкальных инструментов Китая не просто издает удивительные звуки, но и имеет необычную конструкцию. Среди множества китайских музыкальных инструментов шэн выделяется тем, что идеально вписывается в ансамбли и оркестры.
Описание инструмента
- Курсы китайского языка и культуры «Шэнсяо»
- Содержание
- Музыкальный инструмент Шэн | Видео
- История происхождения
- Традиционные китайские музыкальные инструменты
- Шэн (шенг): история создания, конструкция, использование, звучание
Знаток русской гармони рассказал о ее прародителе - музыкальном инструменте - шэне
Иногда его называют китайским духовым органом. Семнадцать бамбуковых трубочек инструмента помещены в никелированный чашеобразный корпус. Их концы снабжены деревянными коническими ножками с косым срезом, к которым прикреплены бронзовые свободно колеблющиеся язычки. Над ними располагаются пальцевые отверстия. Когда отверстие закрыто, столб воздуха, заключенный в трубочке, вибрирует вместе с язычком. Если исполнитель закроет два или несколько отверстий, будут звучать интервалы или аккорды. Техника игры на шэне весьма разнообразна, используются различные виды стаккато, тремоло и др.
Однако варианты с разным количеством труб и хроматических инструментов были задокументированы на протяжении веков. Современные изменения Виды шэн, используемые в настоящее время, являются продуктом изменений, внесенных с начала 20 века, которые улучшили его звук и громкость, а также расширили диапазон. Воздушная камера и размеры трубок также были увеличены, что изменило цветовой тон инструмента. Акустика и характеристики Трости шэна вибрируют с фиксированной частотой, в отличие от одиночных язычков, двойных язычков и заостренных свободных язычков, которые колеблются с шагом в соответствии с длиной прикрепленного столба воздуха. Если закрыть отверстие а на традиционной трубе ах шенга, то вся длина трубы а будет резонировать с частотой язычка. Если отверстие открыто, резонансная частота не будет совпадать, и, следовательно, звук не будет воспроизводиться. Шэн звучит либо на выдохе, либо на вдохе в мундштук, и игроки могут издавать относительно непрерывный звук без пауз, быстро переключаясь между ними - подобно смене смычка для струнных инструментов.
Если более высокая нота недоступна, вместо нее можно сыграть более низкую ноту на четверть ниже основной ноты мелодии. Ключевые шэны были разработаны только в 20 веке, c. По мере того, как появляется все больше и больше гибридных моделей, разница между двумя типами шенгов становится все более размытой. При этом шэн обычно делятся на любой из типов в зависимости от того, какую систему аппликатуры они применяют. Сюда входят в традиционных шенах определенные ноты а именно ведущая, промежуточная, доминантная, за которой следует тоника , присутствующие в виде группы на левой задней стороне. Поскольку четвертая и пятая гармонии распространены в традиционном репертуаре шэн, аппликатуры в традиционных шенах оптимизированы для них. В результате аппликатуры для традиционного шэн выглядят беспорядочно и могут варьироваться в зависимости от региона.
Keyed Shengs, с другой стороны, имеют последовательную аппликатуру, которая позволяет легко менять клавиши. На традиционном шэн есть отверстия на трубках для пальцев, которые можно закрыть пальцами игрока, чтобы воспроизвести эту конкретную ноту.
Меняются ноты за счёт не открытия, а закрытия нотных отверстий, в отличии от обычных духовых инструментов. Дыхания требует много, чтобы научиться на нём играть, вам понадобится не только слух и фантазия, но и терпение, однако после вы будете вознаграждены сполна: можно заверить, что играющий на этом агрегате человек в нашей полосе просто не сможет не привлечь внимания. Так что если вы хотите научиться играть на одном из самых странных инструментов, шен - это ваш выбор! Звук: нажмите на фото, чтобы увеличить.
Как гармонь из древнего китайского стала едва ли не самым народным инструментом в России? Накануне праздника мы посетили Музей русской гармоники Альфреда Мирека. По составу и разнообразию фонда московский музей можно назвать крупнейшим. Об истории развития гармоники и нескольких музыкальных инструментах, представленных в постоянной экспозиции музея — в материале Мосгортура. Музей русской гармоники Альфреда Мирека Фото: Александр Огородников, личный архив Шэн Основатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек заинтересовался гармоникой еще в возрасте 14 лет, когда в 1936 году увидел аккордеон в советском фильме «Девушка спешит на свидание». За свою жизнь он успел не только собрать одну из крупнейших коллекций гармоник, но и написать множество научных трудов, им посвященных.
Одним из результатов его многолетней работа стала схема «Генеалогическое древо основных видов язычковых инструментов». У истоков этой музыкальной «родословной» находится шэн — музыкальный инструмент, появившийся более 5000 лет назад в Китае. Генеалогическое древо основных видов язычковых инструментов Фото: Александр Огородников, личный архив Дальний предок современных гармошек долгое время почитался китайцами как «чистый» инструмент — тот, на котором можно было исполнять священную музыку. Но несмотря на это, шэн использовался и в «мирских» целях — на нем играли во время карнавалов и праздников. Подобные музыкальные инструменты широко использовались и в других азиатских странах: в Японии это был гонофуй, а в Лаосе — кэн. Древний китайский инструмент шэн справа Фото: Александр Огородников, личный архив Доподлинно неизвестно, как о шэне узнали европейцы.
Гармоника Франтишека Киршника Узнав о существовании шэна, европейские изобретатели стали экспериментировать над формой нового музыкального инструмента, вдохновленного устройством китайского собрата. Одной из первых таких разработок стала регаль-библия, созданная в 1575 году. Она была переходной ступенью от органа к ручной гармонике. Свое название этот музыкальный инструмент получил из-за схожести с большой «книгой-библией». За звание родины первой настоящей гармоники «спорят» Германия и Россия. Долгое время ее годом «рождения» считался 1822 год — тогда она была представлена в Берлине.
Шэн – очень древний деревянный духовой инструмент
Дыхания требует много, чтобы научиться на нём играть, вам понадобится не только слух и фантазия, но и терпение, однако после вы будете вознаграждены сполна: можно заверить, что играющий на этом агрегате человек в нашей полосе просто не сможет не привлечь внимания. Так что если вы хотите научиться играть на одном из самых странных инструментов, шен - это ваш выбор! Звук: нажмите на фото, чтобы увеличить.
В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий. В 1740 году Иоганн Вильде путешествовал по Китаю , где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако некоторые[ кто? В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов, которые датируются временем более чем двухтысячелетней давности.
Звучание шэна напоминало крик птицы Феникс. И правда, звук инструмента отличается особой выразительностью и чистотой. Изначально шэн предназначался для исполнения духовной музыки. В эпоху правления династии Чжоу 1046-256 год до н. Он выступал в качестве аккомпанирующего инструмента для придворных танцоров и певцов. Со временем, стал популярен и среди простого люда, его все чаще можно было слышать на городских ярмарках, гуляниях и празднествах. Устройство и техника звукоизвлечения Шэн — считается родоначальником музыкальных инструментов, характерной чертой которых является язычковый способ извлечения звука. Более того, благодаря тому, что шэн позволяет извлекать одновременно несколько звуков, можно допустить, что именно в Китае впервые начали исполнять полифонические произведения.
Если исполнитель закроет два или несколько отверстий, будут звучать интервалы или аккорды. Техника игры на шэне весьма разнообразна, используются различные виды стаккато, тремоло и др. Шэн гармонично сочетается с самыми разными музыкальными инструментами. Согласно преданию, шэн создала небесная прародительница людей, богиня любви и бракосочетания Нюйва. Это был губной органчик с тоненькими листочками-язычками и трубочками, вставленными в полую половину тыквы-горлянки. Форма шэна воссоздавала очертания мифической птицы Феникс — символа вечного обновления и бессмертия. Из года в год весной, когда цветут персики и сливы, а небо безоблачно, люди выбирали среди полей ровную «лунную» поляну.
Японские музыкальные инструменты. "Сё"- губной орган из семнадцати бамбуковых трубок...
История одного музыкального инструмента | один из древнейших инструментов семейства гармоник, духовой язычковый музыкальный инструмент. |
#Этоинтересно | Турецкий музыкант Гёркем Шен создал необычный акустический музыкальный инструмент и теперь борется за то, чтобы его признали классическим. |
Шэн музыкальный инструмент - 71 фото | Шен, шэн — китайский духовой музыкальный инструмент со свободным язычком. |
Шэн (гонофуй, кэн, лушэн)
Шэн (кит. упр. 笙, пиньинь: shēng), шен, шенг, он же лушэн (芦笙), лушен — китайский язычковый духовой музыкальный инструмент, губной орган. Китайский традиционный музыкальный инструмент бамбук Шэн древних герконовая трубка для духовых инструментов SHENG D Тон 17-клавишным белый медный Шэн. 笙 shēng губной органчик, шэн (язычковый музыкальный инструмент). Чтобы извлечь звук из шэн, нужно закрыть пальцами отверстия, которые находятся внизу некоторых трубок (ведь не все участвуют в самой игре, являясь декоративными), и вдувать или выдувать воздух. так же, как смычок для струнных инструментов. Видео Музыкальный инструмент Шэн загружено на YouTube 06-11-2023. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда используют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас».
История музыкального инструмента Шэн или шенг, кто его придумал и когда
Фото: bufangkelly, Flickr Музыка Китая самобытна и уникальна. В стране своя нотная система, свои классификации музыкальных инструментов. Одна из традиционных классификаций делит музыкальные инструменты по материалу изготовления. В ней 8 категорий-звучаний: металл, камень, шелк, бамбук, тыква-горлянка, глина, кожа и дерево. ЭКД расскажет об одном инструменте из каждого материала. На них играли во время религиозных ритуалов, перед военными сражениями и перед выступлениями императора. В одном наборе может быть сколько угодно бяньчжунов любых размеров: самая большая коллекция состоит из 65 колоколов. Она хранится в музее провинции Хубэй, а ее копию используют во время важнейших государственных мероприятий, например, на церемонии возвращения Гонконга в лоно родины в 1997 году. Бяньчжуны из захоронения династии Хань 202 г. Форма цинов напоминает букву Г.
Встречаются бяньцины из нефрита, их делали для дворцовых торжеств.
Звучание бяньцина звонкое и распространяется далеко. Его обнаружили при раскопках культуры Хуншань, а ей больше 6 тыс. Сюнь — это инструмент из глины, по форме напоминающий яйцо, с боковыми отверстиями для пальцев и для рта — сверху — куда нужно дуть. Инструмент издает приглушенный и немного трагический звук. Сюни времен династии Шан 1600-1046 г. Кожу для барабанов традиционно берут у буйволов. Звучание тангу зависит от силы удара и места на круге из кожи.
Китайцы играют на барабанах большими коллективами для придания торжественности: исторически инструмент был нужен на праздниках и перед военными сражениями. Фото: peoplerail. К ним относится и знаменитый гуцинь, инструмент интеллектуалов и ученых мужей, на котором умели играть философ Конфуций и поэт Ли Бо. Традиционно струны для циней делали из скрученных нитей шелка разной толщины, но сейчас они стальные.
На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в которые вставлены тростниковые или деревянные трубки с медными язычками в основании.
У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд [1] Из всех традиционных китайских музыкальных инструментов только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас [1].
Японский аналог шэна — сё. История Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий. В 1740 году Иоганн Вильде путешествовал по Китаю, где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако некоторые[кто?
Китайские музыкальные инструменты: Шэн
В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт». В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас[1]. Однако, мало кто знает, что прародителем баяна стал восточный музыкальный инструмент «ШЭН». Шен музыкальный инструмент. купить по оптовой цене в интернет-магазине В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов более чем двухтысячелетней давности.
Шэн (шэнг)
В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас[1]. купить по оптовой цене в интернет-магазине Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». китайский музыкальный инструмент Шэн (笙 Sheng) В 2009 году, во время экскурсии по Запретному городу, я обратила внимание на немолодого мужчину, играющего на необычном музыкальном инструменте. Устройство Шэн также известный как «шенг» — это музыкальный инструмент, состоящий из корпуса из дерева или металла, трубок с медными язычками и патрубка мундштука, через который музыкант дует в инструмент.
Шэн (шэнг)
Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы. В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой.
Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна.
В результате аппликатуры для традиционного шэн выглядят беспорядочно и могут варьироваться в зависимости от региона. Keyed Shengs, с другой стороны, имеют последовательную аппликатуру, которая позволяет легко менять клавиши. На традиционном шэн есть отверстия на трубках для пальцев, которые можно закрыть пальцами игрока, чтобы воспроизвести эту конкретную ноту. На шэне с ключом отверстия открываются и закрываются с помощью ключей или рычагов.
Большее количество трубок в сочетании с размером более крупных инструментов делает непрактичным использование новых инструментов без ключей. Его гамма в основном диатоническая, например, шэн из 17 труб 4 из которых - бесшумные декоративные трубы настроен в Jiangnan sizhu: Музыкальные партитуры временно отключены. С развитием гоюэ музыка в Китае середины 20 века, шэн претерпел изменения, чтобы увеличить свой диапазон и громкость. Все 17 трубок гоюэ шэн были снабжены тростником, затем количество труб увеличилось до 21, и к бамбуковым трубам были прикреплены металлические трубки для усиления звука.
Другим изменением стало развитие ключевого шэна. Музыкальные партитуры временно отключены. В настоящее время традиционный шэн обычно используется только для сольного репертуара из-за того, что он не является полностью хроматическим а также из-за того, что некоторые техники - например, глиссанди - можно получить только на традиционном шэне. В оркестровой обстановке шэн с тональностью предпочитают быть полностью хроматическими.
Стоит отметить, что многие современные традиционные шэны поставляются с некоторыми клавишами для облегчения аппликатуры; есть также полностью хроматические традиционные шэны. Они до сих пор известны под общим термином «традиционный шэн» из-за того, что в них сохраняется типичная традиционная шэн-подобная аппликатура. Кроме того, традиционные шэны обычно находятся в руках игрока во время игры, а полностью хроматический традиционный шэн с 37 язычками имеет тенденцию быть слишком тяжелым для длительных выступлений. Keyed Sheng Сопрано Sheng с 36 язычками Хроматические 24- и 26-язычные шэн с ключом были распространены в 1950-х годах, но современные модели обычно имеют от 32 до 38 язычков.
Иногда его называют китайским духовым органом. Семнадцать бамбуковых трубочек инструмента помещены в никелированный чашеобразный корпус. Их концы снабжены деревянными коническими ножками с косым срезом, к которым прикреплены бронзовые свободно колеблющиеся язычки. Над ними располагаются пальцевые отверстия. Когда отверстие закрыто, столб воздуха, заключенный в трубочке, вибрирует вместе с язычком.
Если исполнитель закроет два или несколько отверстий, будут звучать интервалы или аккорды. Техника игры на шэне весьма разнообразна, используются различные виды стаккато, тремоло и др.
Считается, что звучание этого инструмента похоже на крик птицы Феникс. Даже сама форма шэнга напоминает эту птицу со сложенными крыльями. Это сравнение наглядно доказывает, что шэнгу отводится важная роль в мировой музыкальной культуре. Послушать шэн Существует легенда и о создании этого инструмента В древнем Китае особо почиталась богиня Нюйва Нюй-ва — небесная прародительница людей. Нюйва установила для людей брачные отношения и сама стала первой свахой. Поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Люди приносили жертвы этой богине, причем церемонии в ее честь были необычайно пышными: за городом в поле строили алтарь, воздвигали храм и во время праздника приносили ей в жертву свиней, быков и баранов.
В преданиях сказано, что Нюйва еще создала музыкальный инструмент шэнхуан и подарила его людям. Это был губной органчик шэн , с тоненькими листочками-язычками хуан ; стоило только подуть, как из него лились звуки. Он имел тринадцать трубочек, которые были вставлены в полую половину тыквы-горлянки. По форме органчик напоминал хвост феникса. Значит, великая Нюйва была не только богиней-творцом, но также и богиней музыки. У народов мяо и тун в Юго-Западном Китае до сих пор играют на шэне, созданном Нюйва. В древности его делали из тыквы- горлянки, а сейчас из выдолбленного дерева, да и трубочек стало меньше. Но в целом он сохраняет свои древние черты. Известно, что на лушэне у древних народностей играли во время радостных сборищ, проводились веселые праздники, которые так тесно связаны с чистой юношеской любовью.
Иногда танцевали парами: юноша шел впереди, играя на шэне, а девушка следовала за ним, звеня колокольчиками. Так они кружились в танце всю ночь без устали. Если их чувства были взаимными, они могли, взявшись за руки, уйти от остальных в какое-либо укромное место. Эти танцы были очень похожи на пляски и песнопения юношей и девушек, которые исполнялись в древности перед храмом высшего божества бракосочетания. Ведь создание шэна первоначально было тесно связано с любовью и бракосочетанием. По взаимному согласию влюбленные могли без соблюдения каких-либо социальных обрядов свободно вступить в брак. Под открытым небом при свете звезд и луны они сооружали шалаши, ковер из зеленой травы служил им постелью. Это было «соединение по воле неба». Во время этих встреч исполнялись красивые песни и танцы, посвященные богине.
Те, у кого не было сыновей, приходили к храму просить мужское потомство.
Шэн – очень древний деревянный духовой инструмент
Послушать шэн Существует легенда и о создании этого инструмента В древнем Китае особо почиталась богиня Нюйва Нюй-ва — небесная прародительница людей. Нюйва установила для людей брачные отношения и сама стала первой свахой. Поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Люди приносили жертвы этой богине, причем церемонии в ее честь были необычайно пышными: за городом в поле строили алтарь, воздвигали храм и во время праздника приносили ей в жертву свиней, быков и баранов. В преданиях сказано, что Нюйва еще создала музыкальный инструмент шэнхуан и подарила его людям. Это был губной органчик шэн , с тоненькими листочками-язычками хуан ; стоило только подуть, как из него лились звуки. Он имел тринадцать трубочек, которые были вставлены в полую половину тыквы-горлянки. По форме органчик напоминал хвост феникса. Значит, великая Нюйва была не только богиней-творцом, но также и богиней музыки. У народов мяо и тун в Юго-Западном Китае до сих пор играют на шэне, созданном Нюйва. В древности его делали из тыквы- горлянки, а сейчас из выдолбленного дерева, да и трубочек стало меньше.
Но в целом он сохраняет свои древние черты. Известно, что на лушэне у древних народностей играли во время радостных сборищ, проводились веселые праздники, которые так тесно связаны с чистой юношеской любовью. Иногда танцевали парами: юноша шел впереди, играя на шэне, а девушка следовала за ним, звеня колокольчиками. Так они кружились в танце всю ночь без устали. Если их чувства были взаимными, они могли, взявшись за руки, уйти от остальных в какое-либо укромное место. Эти танцы были очень похожи на пляски и песнопения юношей и девушек, которые исполнялись в древности перед храмом высшего божества бракосочетания. Ведь создание шэна первоначально было тесно связано с любовью и бракосочетанием. По взаимному согласию влюбленные могли без соблюдения каких-либо социальных обрядов свободно вступить в брак. Под открытым небом при свете звезд и луны они сооружали шалаши, ковер из зеленой травы служил им постелью. Это было «соединение по воле неба».
Во время этих встреч исполнялись красивые песни и танцы, посвященные богине. Те, у кого не было сыновей, приходили к храму просить мужское потомство. Так Нюйва стала не только богиней бракосочетания, но и богиней, дарующей детей. В каждом царстве подобные жертвоприношения совершались в разных местах: в горах или лесах, на берегах озер или рек, но непременно в какой-либо красивой местности. Не обошли своим вниманием этот удивительный инструмент и поэты.
Послушать звучание шэна вы можете в видео ниже. Курсы китайского языка и культуры «Шэнсяо» Занятия онлайн для любых уровней. Уроки с русскоязычными педагогами и носителями языка.
В корпус вставляются трубки, у каждой из которой имеются отверстия, зажимаемые пальцами для придания звуку определенного тона.
Если закрыть сразу несколько дырочек, то можно получить аккордовое звучание. В верхней части трубок имеются продольные разрезы, чтобы колебание воздуха внутри происходило в резонансе с язычком, благодаря чему усиливается звучание. Трубочки делают разной длины, они располагаются обязательно попарно и так, чтобы придать шэну симметричную красивую форму. Причем не все из них участвуют в исполнении, малая часть относится к чисто декоративным. Шэн обладает двенадцатиступенным звукорядом, а диапазон зависит от общего числа трубок и их размера. История Когда именно был изобретен шэн, с достоверной точностью не скажут даже самые образованные историки-китаисты.
У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Однако, мало кто знает, что прародителем баяна стал восточный музыкальный инструмент «ШЭН». В основу извлечения звука, которого, как в баяне, был заложен язычковый принцип.
В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И.