Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством.
Содержание
- Список источников и литературы
- Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
- zavtrasessiya.com
- Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
§ 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью cum manu. Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти sine manu. Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.
Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха.
При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак.
Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться.
Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens.
Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной. Воля главы семьи.
В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.
В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина.
Для современного наследственного права да и в некоторых других случаях сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого. Это — братья и сестры, дядя и племянник.
Внутри линий близость родства определяется степенью. Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве. Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1444; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов.
Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство.
С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния.
Результат поиска
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть. Римская семья была типичной патриархальной семьей, где глава семьи имел абсолютную власть и контроль над всеми членами семьи. Правовые черты римской семьи, которые особенно выделяют ее среди других семейных систем, включали в себя: 1. Патриархальная структура семьи: Главой семьи был отец paterfamilias , который имел абсолютную власть над всеми членами семьи. Он был ответственен за принятие всех важных решений в семье, включая браки, наследование своего имущества и воспитание детей.
Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.
В рамках когнатического родства возможные наследники разделялись на 4 условных класса. Второй класс составляли восходящие и полнородные родственники: отец, мать, бабки, полнородные братья и сестры, племянники по полнородным братьям и сестрам, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей; наследственная масса распределялась по линиям родства, причем одна линия устраняла от наследования другие. Третий класс составля ли неполнородные родственники: единокровные и единоутробные братья и сестры; они наследовали по частям, соответственно первому классу. Четвертый класс наследников составили все остальные боковые родственники любой степени отдаленности родства и не полнокровия «до бесконечности» ad infinitum ; все они наследовали поголовно в равных долях. Основными принципами наследования по закону в римском праве были, следующие: ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную, деление наследственной массы главным образом происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сфор мировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив; право представления при наследовании по закону распространялось также ad infinitum.
Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя насле- дуют его когнаты. Наследники более близкие по степе- ни родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления. Призвание к наследованию эманципи- рованных детей вызвало к жизни ряд специальных поло- жений: эманципированные дети обязаны были при насле- довании вносить в наследственную массу все свое имущество collatio bonomm emancipati , которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устраня- лась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманци-пированных детей, облада- телей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т. В то же время призвание к наследованию эманципиро- ванных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципиро- ванные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта вклю- чил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipate liberis, в силу которого эманципиро-ванный сын обязан был разде- лить свою наследственную долю пополам со своими детьми. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадле- жавших в первому разряду, а также в случаях, когда ник- то из этих лиц не испросил bonorum possessio в установ- ленный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, до- пускало successio ordinum. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей. Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т. Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г. Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве. По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою. Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права. При введенной Юстинианом системе это озна- чало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умер- шим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте. При отсутствии каких бы то ни было наследников, иму- щество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т. Глава 21 85. Развитие ограничений свободы завещательных распоряжений 256. Понятие необходимого наследования. Свобода завеща- тельных распоряжений может столкнуться с интересами семьи насле-додателя; может придти в противоречие с воззрениями господствующего класса на социально це- лесообразное назначение имуществ после смерти их обладателей. Отсюда - мысль об ограничении свободы завещаний, практическим выражением которой служит институт необходимого наследования. Признав уже в древнейшее время принцип свободы завещания, римское право в то же время создало и институт необ- ходимого наследования. Ограничения свободы завещательных распоряжений в древнейшем римском праве. Древнейшее ограничение свободы завещательных распо- ряжений заключалось в том, что sui heredes, которые, как уже сказано, и при жизни paterfamilias признава- лись как бы общими с ним собственниками его имущества, должны были быть или назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Наследодатель дол- жен был их aut instituere aut exheredare. Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Filius familiae должен был быть исключен nominatim: Titius filius meus exheres esto. Остальные - дочери, внуки - могли быть исключены и общей фразой - inter ceteros Гай. Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, пол- ностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, то есть умолчание, касалось filius fami- liae. Оно было недействительно отчасти, если praeteri- tio была допущена в отношении кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю pars virilis , если назначенный наслед- ник также принадлежал к числу sui, и половину наследс- тва, если наследником было назначено постороннее лицо. Ограничения по преторскому праву. Преторский эдикт расширил это ограничение; по преторскому праву прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципиро- ванных, причем для всех liberi мужского пола должна бы- ла делаться nominatim, для женщин допускалось exhereda- tio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере своих законных до- лей. Однако те, которые были эксгередированы при prae- teritio других, оставались эксгередированными. По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и insti-tutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были экс- гередироваться nominatim. Обязательная доля.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
Опекунами и попечителями не могли быть — несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др. Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами. А несовершеннолетние мальчики до достижения 14 лет, девочки — до 12 лет ;.
Правовые черты римской семьи. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб».
В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. По мнению 3. Черниловского, понимание таких понятий, как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство.
Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке.
Римское право
когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Римская семья. Агнаты и когнаты
Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По.
Агнатское и когнатское родство
Это приближало римскую семью к ее современной модели. Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени. Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое.
По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.
Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.
Он обладал полным объемом прав. Ему были подчинены все агнатические родственники. К ним относилась его жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Его власть над ними не прекращалась по достижении определенного возраста или занятии какой-либо должности. Он имел право по своему желанию прекратить это подчинение. По закону агнатическое родство устанавливалось через представителей мужского пола. Поэтому вступавшая в брак девушка входила семейный союз своего мужа и уже не считалась входящей в семью своего отца. При этом выделялись близкие и дальние агнатические родственники. К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым — кто был когда-то у него в подчинении. Первым видом семьи считается консорциум. Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны. Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин. Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве. Когнатические родственники Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством. Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство. Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях. Выделялось родство по прямой восходящей и нисходящей и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства. Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур.
Римское право
Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
- Общее·количество·просмотров·страницы
- Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.
- БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ
- Архив блога
- Агнатическое родство
- Поиск по сайту
zavtrasessiya.com
Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть по давности.
Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях. В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал.
Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза. Условия вступления в брак Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима. При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин.
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману» — то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода которой она не имела в «правильном браке». С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захи- ревали, сохраняясь главным об разом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности.
Виды усыновления: А усыновление лица своего права аррогация - arrogatio ; Б усыновление лица чужого права адопция - adoptio 22. Основания для прекращения отцовской власти 1. Опека tutela — это правовой институт, компенсирующий частичную недееспособность лица, которое в силу определенных причин не может самостоятельно осуществлять правовую деятельность.