Последним фильмом режиссёра Леонида Гайдая стала комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и недавно я решил разобраться, почему очень.
Музей кино откроет выставку, посвященную 100-летию со дня рождения режиссера Леонида Гайдая
Сначала Леонида Гайдая отправили в Монголию — объезжать диких лошадей для фронта. Потом он был отправлен в разведку на Калининский фронт, где получил тяжёлое ранение, подорвавшись на мине. В 1942 году получил медаль «За боевые заслуги». После первого самостоятельного фильма его на два года отстранили от режиссёрского кресла за высмеивавший бюрократию сатирический фильм « Жених с того света ». Правок от цензуры было столько, что после вырезания всех неугодных сцен фильм превратился в короткометражный.
После него начальство киностудии Леонида Гайдая простило, но этот фильм режиссёр впоследствии старался не упоминать. Она стал его женой — первой и единственной. Супруги прожили вместе сорок лет, у них родилась дочь Оксана. Ни дочь, ни внучка не пошли по их стопам — обе ушли в экономику.
В 1961 году «Пёс Барбос…» был снят по незатейливому фельетону в стихах, который режиссёр прочитал в газете «Правда».
Она состоит из нескольких разделов, где каждый рассказывает о «типажах» — персонажах одного толка и социальной принадлежности, принимавших от фильма к фильму разные обличья. Одной из первых экспозицию оценила внучка режиссера Леонида Гайдая Ольга Худякова.
Дед начинал как актер, сыграл в крупнейшем театре Иркутска более 40 ролей, поэтому ему так легко давалась работа с артистами. И то, что многие называют импровизацией в его фильмах, продумано до мелочей. Критики много говорят о феномене Гайдая, о культурном коде.
Но его поиски стилистики складывались органично из того, что окружало его в ранние годы и что впитывалось со средой», — отметила Ольга.
Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай!
Дайте огласить весь список". Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно. Так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал сам режиссер: драка выглядела уж очень академично, поэтому было решено изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой.
А вот эпизод со скелетом — чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте.
Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре.
Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме. Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева.
В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне! Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса. Сама Варлей признавалась, что во время премьерного показа "Кавказской пленницы" в Доме кино она была разочарована озвучкой: "Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, с вибрато в припевах, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино".
Но не только Варлей сталкивалась с трудностями во время съемок "Кавказской пленницы". Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина. Дело в том, что за каждый придуманный актерами комедийный трюк Гайдай выдавал гонорар — бутылку шампанского.
Все, конечно, очень старались. Юрий Никулин, к примеру, организовал трюк в эпизоде, где его герой лежит под одеялом и запросто чешет пятерней свою пятку: для этого понадобилось спрятать под одеялом человека, страдающего дварфизмом карликовостью. Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса.
Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию. В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо!
У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария.
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре.
Об этом он рассказал в беседе с «Мослентой». На мой взгляд, из-за сценария. Когда Гайдай дал мне сценарий и я его прочитал, сразу сказал режиссеру: "Сценарий никакой"», — сказал музыкант.
От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
И даже кинематографический «Орленок», который был создан из буксирного парохода «Ласточка», — заслуженный. Дело в том, что «Ласточка» участвовала в Сталинградской битве. И многие детали гайдаевского «Орленка» относятся и к биографии реальной «Ласточки». Это такой концентрированный гайдаевский визуальный юмор: здесь есть и классические зрительные шутки, и смешные погони, и разрушение ожиданий, и гомерические гэги про Труса, Балбеса и Бывалого. А еще — крутой Юрий Никулин, который стал постоянным актером у Гайдая. Как, кстати, и Вицин с Моргуновым. В не меньшей степени Гайдай — настоящий автор, в том смысле, который подарили этому слову режиссеры французской «новой волны». Этот визуальный юмор Гайдая корнями уходит в фильмы Чарли Чаплина.
На них во многом и вырос сам Гайдай. Режиссер, как пишут, пропадал в кинотеатре и смотрел именно его работы, а не условного «Чапаева». Я иногда его фильмы — они у меня все есть на видеокассетах — показываю французам, которые очень смеются, совершенно не зная языка и не понимая текста, — рассказывал композитор Александр Зацепин, который много писал для гайдаевских фильмов. Это как анекдот. Рассказали — и все засмеялись. Если же история сложная, она тоже может быть и интересной, и смешной, но ее не сразу так ухватишь. Кстати, все фильмы Гайдая киноконцерн «Мосфильм» несколько лет назад выложил на YouTube.
Там миллионы просмотров. Он экранизировал очень много русскоязычных авторов: например, «12 стульев» сняты по книге Ильфа и Петрова, «Иван Васильевич меняет профессию» — по пьесе Булгакова, «Не может быть! Гайдай решил экранизировать несколько произведений американца О. Генри — мастера короткого рассказа и неожиданных концовок. Так, например, Гайдай предпочел рассказы «Дороги, которые мы выбираем», «Вождь краснокожих» и «Родственные души».
МакГрил вспоминала, что была в ужасе, когда по дороге в подмосковное Алабино там снимались начальные сцены увидела колонну танков. В стране как раз начинался госпереворот. Узнав об этом, актриса срочно засобиралась обратно в Штаты, но коллеги убедили, что ее жизни и здоровью ничего не угрожает. Хотя кто мог на самом деле это гарантировать?! Ситуация была непонятная.
Поэтому группа решила, как можно быстрее отработать московские сцены и поехать в Крым, подальше от политического хаоса. Участники вспоминали, что американке все время что-то не нравилось. Простая русская еда не пришлась по вкусу и казалась пресной. На площадке не было оборудованного туалета, и девушку специально возили в ближайшую Феодосию. Незадолго до отъезда в Россию МакГрил вышла замуж. Супруг ждал ее в Штатах и едва ли не ежедневно отправлял в Союз телеграммы, — он сильно ревновал. Группе доставляли послания, но исполнительнице роли Мэри Стар их не отдавали. Актриса и так была не в восторге от происходящего, — все боялись, что она все бросит и сбежит. Послания девушка получила только в аэропорту, отбывая на родину. Участники тех событий говорят, что Келли была в шоке и долго ни с кем из группы не разговаривала.
Актер вспоминал, что именно эта сцена далась ему тяжело, — режиссер все время был недоволен. То ему не нравилась продолжительность, то не хватало страсти. И с этими словами впился в губы американке. После такого мастер-класса у Харатьяна все получилось. Но участники съемок потом постоянно шутили, что, мол, Гайдай, наконец, научил Дмитрия целоваться.
Изначально кинолента должна была называться «Тайна, покрытая мраком», а ее действие, в отличии от произведения, перенестись в 70-е. Но идея не прижилась на «Мосфильме», а потому Гайдай вернул 30-е годы и дал фильму уже известное сегодня название. Выбор места знаменитый комедиограф объясняет очень просто: «К 70-м годам астраханские старинные здания прекрасно сохранились и вполне могли «играть роль» построек 20-х годов». В разгаре съемочного процесса на улице Никольская в 70-е — Розы Люксембург Конечно, старинные здания, необычные фасады и самая что ни на есть настоящая брусчатка сыграли свое особое место в картине. Увидеть знакомые по фильму места можно и сегодня. Покупательница знаменитого натюрморта и «березовой рощи» Наталья Крачковская вспоминала, как ее угощали в Астрахани раками. Они были потрясающе вкусными, но практически сорвали весь съёмочный процесс — из-за аллергии у актрисы сильно распухли губы. Наталья Крачковская и Вячеслав Невинный создали один из самых ярких эпизодов комедии «Забавное приключение» Во время триумфального шествия главного героя Анатоля на тайное свидание мы можем видеть множество узнаваемых объектов за его спиной.
Впервые комедия была опубликована в 1965 году и легла в основу сценария известного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Читать далее RT 29 сен 2023 г.
Власти Амурской области готовы оказать поддержку закрывающемуся кинотеатру им. Гайдая
В Доме кино юным зрителям показали фильм Леонида Гайдая «Трижды воскресший». Бориса Барнета. Слова актрисы о Леониде Гайдае вызвали неоднозначную реакцию в кругах кинематографистов.
Леонид Гайдай — российский мастер комедии
За свою карьеру Гайдай продюсировал и снял множество успешных фильмов, в том числе классические комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию" и «Бриллиантовая рука». На торжестве в Доме кино присутствовало множество бывших коллег и друзей Гайдая, а также большое количество поклонников и почитателей. Мероприятие включало показ нескольких самых любимых фильмов Гайдая, а также речи и дань уважения тем, кто знал его лучше всего.
Однажды приехал военком в очередной раз отбирать пополнение, и на каждые его вопрос Леонид стал говорить "Я". В результате в тот раз Гайдая в армию так и не взяли. Много лет спустя он вспомнил этот случай из своей биографии и использовал в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Так продолжалось, пока в феврале 1942 года его не призвали в армию. Сразу на фронт Гайдай не попал — сначала его отправили в Монголию объезжать низкорослых монгольских лошадок для отправки на фронт.
Затем он отучился в полковой школе сержантов, и в декабре 1942 года попал на фронт во взвод пешей разведки. Брату он писал: "я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды". Поставленный голос у Гайдая был со школы — он там активно занимался в самодеятельности, и охотно продолжал тоже самое в армии. В приказе было указано: "…в боях за деревню Енкино 14. Долго повоевать не довелось — 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине, серьёзно повредил стопу. В госпитале её хотели отнять, но он категорически отказался: "Одноногих актёров не бывает", а он очень хотел стать актёром.
В результате ногу ему спасли, но воевать он уже больше не мог, и его с инвалидностью отправили домой. В Иркутске к 1947 году Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Одновременно с учёбой он играл в театре и работал осветителем. Гайдай стал местной знаменитостью, о его роли в спектакле "Молодая гвардия" написали в центральной областной газете, но особенно зрителям нравились его комические роли. В детстве Гайдай очень любил фильмы с Чарли Чаплиным, нередко после окончания сеанса прятался под сиденьями, чтобы в очередной раз посмотреть на игру любимого актёра. Мог так пропадать в кинотеатре целыми днями. Теперь он сам радовал зрителей актёрской игрой, нередко используя подсмотренные в кино игровые приёмы.
И тут в его жизнь вмешалась судьба — оказалось, что актёров с наработанной актёрской школой в ГИТИС не берут, а из театра он уже уволился. Леонид решил, была не была, подал документы во ВГИК… и поступил. На первом же курсе его отчислили за плохое поведение — Гадай слишком много подшучивал на занятиях над своими одногруппниками и преподавателями. Правда, в том же году он смог восстановиться и попасть в мастерскую к именитому режиссёру Григорию Александрову. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились. Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился — подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" 1947 Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна".
Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая — драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм. Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Однако Гайдай перестарался. Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут. Гайдай с досады поехал на минеральные воды.
Перед отъездом он заявил друзьям: "За комедию больше не возьмусь! Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии. В расстроенных чувствах Леонид Иович на несколько месяцев поехал к родителям в Иркутск. Здесь в одной из газет он натолкнулся на русскоязычный перевод фельетона известного украинского юмориста Степана Олейника "Двух Микол Гаврила вёл" и загорелся идеей его экранизировать — о своём зароке не снимать больше кинокомедии он благополучно забыл. Гайдай сам написал сценарий, придумал главным героям клички Трус, Балбес и Бывалый, которые потом навсегда прилипли к Георгию Вицину, Юрию Никулину и Евгению Моргунову. Любопытно, что первоначально играть этих персонажей предложили помимо Вицина Михаилу Жарову и Сергею Филиппову.
Покупательница знаменитого натюрморта и «березовой рощи» Наталья Крачковская вспоминала, как ее угощали в Астрахани раками. Они были потрясающе вкусными, но практически сорвали весь съёмочный процесс — из-за аллергии у актрисы сильно распухли губы. Наталья Крачковская и Вячеслав Невинный создали один из самых ярких эпизодов комедии «Забавное приключение» Во время триумфального шествия главного героя Анатоля на тайное свидание мы можем видеть множество узнаваемых объектов за его спиной. Многие из них мало чем изменились, сохранив архитектурную изысканность. Например, здание Астраханского государственного театра кукол. Некогда здесь располагались доходные дома Н. Григорьева, а позже здание было перестроено Вальдовским — с чертами раннего модерна. Ярким и запоминающимся стал кадр с чистильщиком обуви.
Комедия заняла первое место в прокате — за год её посмотрели почти 70 млн кинозрителей. Натурные съёмки проходили в Сочи, Баку и Туапсе. Вместе с Никулиным в фильме снялись его супруга Татьяна она сыграла экскурсовода, курирующего туристическую группу в Стамбуле и сын Максим, который был задействован в эпизоде «спасения» Козодоева с необитаемого острова. Комедия является продолжением ленты «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Изначально планировалось, что фильм будет состоять из двух частей — «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие», но в итоге вторая часть сценария была отвергнута. В пятёрку лидеров вошла ещё одна успешная экранизация, осуществлённая Леонидом Гайдаем, — «Не может быть! Фильм базируется на трёх произведениях Михаила Зощенко — «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба».
В соцсетях выбрали лучшие фильмы Леонида Гайдая
Музыкальный фильм «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика» был снят в 1977 году в качестве подарка Леониду Гайдаю к его 54-летию. Рассказываем, за что критиковали фильм и почему Гайдай решил снять кино именно в нетипичном для себя стиле. Гайдай дает инструкции команде на съемках фильма «Инкогнито из Петербурга» на киностудии «Мосфильм».
Живое дело Леонида Гайдая
Музыкальный фильм «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика» был снят в 1977 году в качестве подарка Леониду Гайдаю к его 54-летию. Леонид Гайдай хотел снять фильм по книге «12 стульев» Ильфа и Петрова ещё во время работы над «Кавказской пленницей». Фильм снимали, когда мастер комедийного жанра только начинал свой путь в профессии. В городе президентского внимания закрывают кинотеатр «Гайдай». Гайдай пришёл в кино в 26 лет.