Скончался российский летчик-испытатель Анатолий Квочур. Анатолий Квочур – это не только создатель организации «ПИЦ» и более четверти века, как её бессменный лидер. Он – уникальное явление, генерирующее множество нестандартных идей и, при кажущейся изначально фантастичности, конкретно воплощающий их в жизнь. В 1991 году Анатолий Квочур перешел в Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском и возглавил там лабораторию эргономики. Анатолий Николаевич много раз встречался с нашими ребятами в Министерстве образования на праздновании Дня Московской области, других мероприятиях. На 72-м году жизни скончался летчик-испытатель Анатолий Квочур, который был награжден званием Героя России.
В Жуковском простились с Героем России, заслуженным летчиком-испытателем Анатолием Квочуром.
Квочур Анатолий Николаевич | По информации журналистов, умер Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур. |
Объявление | Герой России лётчик-испытатель Анатолий Квочур был на волосок от гибели не однажды. |
Скончался легендарный летчик-испытатель истребителей Квочур | Новости Беларуси|БелТА | В 1991 году Анатолий Квочур перешел в Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском и возглавил там лабораторию эргономики. |
Скончался летчик-испытатель сверхзвуковых самолетов, Герой России Анатолий Квочур - | Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области Украинской ССР. |
Умер установивший 11 мировых авиарекордов летчик-испытатель Квочур | Квочур испытывал бомбардировщики Су-17 и их модификации, истребители МиГ-29 и МиГ-31. В 1995 году выполнил сверхдальний перелет на одноместном самолете Су-27 в Австралию. |
Умер летчик-испытатель Квочур, выполнивший первым в мире «колокол»
«Ушёл из жизни советский и российский лётчик, Герой РФ, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник ВВС России Квочур Анатолий Николаевич», – написал он в своём телеграм-канале. Имя Анатолия Квочура неразрывно связано с мировыми рекордами – у него их 11 – фактически весь мир он облетел. Анатолий Николаевич Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Черневецкого района Винницкой области Украинской ССР в семье сельского агронома и начальника узла связи. Российский заслуженный лётчик-испытатель сверхзвуковых самолётов Анатолий Квочур перед смертью долго болел. Герой России лётчик-испытатель Анатолий Квочур был на волосок от гибели не однажды.
Испытатель сверхзвуковых самолетов Квочур долго болел перед смертью
В 1998 году Квочура включили в топ-10 ведущих лётчиков-испытателей мира. За время своей лётной практики он освоил около 90 типов летательных аппаратов и подготовил несколько десятков коллег. Ранее на 90-м году жизни умер советский космонавт Владимир Аксёнов.
Для Анатолия Николаевича таковыми были отец и мать, дед и крёстный, первая учительница Надежда Петровна, преподаватели математики и физики в старших классах, которые к тому же были и прекрасными спортсменами, вместе с ними школьники участвовали в различных соревнованиях. Дед по материнской линии, Марк Климович Грабченков, благодаря своим многосторонним знаниям, самодисциплине, удивительному трудолюбию и жизнестойкости, а также его сын, крёстный Анатолия, Афанасий Маркович Грабченков, будучи преподавателем и обладая незаурядными личными качествами и педагогическими способностями, оказали огромное влияние на формирование жизненных ценностей и характера Анатолия Квочура. Во время летних каникул дед и дядя уделяли Толе особое внимание с целью его всестороннего развития и спартанского воспитания. Он мог залезть на самое высокое дерево, управиться со змеей, сделать модель самолета, соорудить место для ночлега в лесу… При этом всегда и во всем акцент делался на развитие чувства патриотизма, любви к Родине, необходимости ее защиты. В результате такого воспитания Анатолий Квочур приобрел уверенность, что человек может достичь любой цели, имея целеустремленность, самодисциплину, трудолюбие, любовь к родной земле. Видимо поэтому, примерно с 10-летнего возраста в нем стало формироваться желание стать защитником Родины, которое переросло в строгую программу подготовки к поступлению в лётное училище. В школе он усиленно занимался спортом, серьезно относился к школьным занятиям, особенно к математике и физике.
После окончания десятилетки Анатолий Квочур поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. Его учителями были летчики-инструкторы старший лейтенант Иван Николаевич Засько первый учебный самолет — Л-29 , капитан Ким Владимирович Никитенко и старший лейтенант Валерий Иванович Кондратьев первый боевой самолет — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Они были настоящими патриотами своего дела, хорошими, а в чем-то даже и лучшими специалистами в учебных полках училища. И после училища, когда в 1973 году лейтенанта Квочура направили для прохождения боевой службы в Группу советских войск в Германии, ему посчастливилось встретиться с настоящими мастерами своего дела. Один из них — заместитель командира полка Леонтий Николаевич Григорьев, был для молодого лётчика образцом не только профессионализма, но и мужества. Однажды на самолете Григорьева Су-7Б с бомбовым грузом во время учений над населенным пунктом остановился двигатель. С риском для жизни он увел самолёт в безопасную зону и катапультировался почти с нулевой высоты. В Восточной Германии А. Квочур в течение двух лет служил в качестве лётчика истребителя-бомбардировщика, затем — командира звена истребителей-бомбардировщиков.
В 1975 году командир дивизии генерал В. Скарюкин, отметив талант лейтенанта Квочура, написал ему рекомендательное письмо для поступления в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности в город Жуковский. Письмо было адресовано выдающемуся лётчику-испытателю, в то время шеф-пилоту ОКБ имени А. Микояна Александру Васильевичу Федотову. Содержание письма неизвестно, но заслуженный летчик-испытатель СССР, многократный рекордсмен мира до сих пор не побиты рекорды скорости и высоты, установленные им на самолете МиГ-25 , Герой Советского Союза А. Федотов оказал содействие в вызове на вступительные экзамены в школу явно молодого для такой работы лейтенанта. Лейтенант Квочур экзамены сдал успешно. В процессе учебы и при распределении по ее окончании Федотов подчеркнуто не интересовался судьбой своего протеже. Лишь в 1981 году, когда из-за травм, полученных в результате аварий, одновременно три ведущих летчика-испытателя ОКБ имени Микояна на некоторое время выбыли из строя, Федотов организовал приказ министра авиационной промышленности о переводе лётчика-испытателя Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.
К тому времени Анатолий Квочур окончил еще и Московский авиационный институт. Для того времени такой перевод был довольно редким событием. Работа в качестве лётчика-испытателя во всемирно известном ОКБ была заветной мечтой большинства лётчиков-испытателей страны. По образному выражению М.
А случай с летчиком В.
Котловым не забылся. Его нулевая скорость при наборе высоты легла в основу эффекта пилотажа фигуры «колокол». Всякий раз, выполняя ее, летчик-испытатель Квочур повторяет экстремальный полет своего коллеги. Анатолий Николаевич умеет в небе творить со своей машиной чудеса. Делает это так красиво, лаконично, словно дышит.
Оторваться от демонстрации фигур высшего пилотажа просто невозможно. Английский летчик-испытатель Джон Фарли, комментируя пилотаж Квочура, сравнил его полет с «Лунной сонатой» Л. Бетховена, «к восприятию которой можно быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем». Его поразило единение летчика с машиной. Квочур умеет в ходе демонстрации возможностей истребителя эффектно показать все его лучшие стороны, используя характеристики летательного аппарата.
Когда говорят об уникальности и неповторимости при выполнении им фигур высшего пилотажа, он обвиняет в любительском подходе к проблеме и отвечает: «Да все очень просто. Умение летать — это качество для летчика-испытателя само собой разумеющееся. Вот в рамках этого само собой разумеющегося я и распоряжаюсь рационально летательным аппаратом. Зрители видят его сильные стороны. Маневры связываются между собой с этой же целью.
Естественно, нужно выжимать из машины максимум, что она может. Ничего такого специального и особенного я в небе не делаю. Это просто моя обязанность, иначе я бы не был летчиком-испытателем! Был День открытия Международного авиасалона в Ле-Бурже. Только что закончилась гроза, парило, летали птицы, столбик термометра достигал 29 градусов.
Квочур выписывал во французском небе фигуры высшего пилотажа, выступление подходило к концу... Но именно такая скорость лучше всего характеризует машину, демонстрирует ее несущие свойства, правда, самолет довольно трудно управляется, — вспоминает Анатолий. Работоспособность силовой установки не восстанавливалась. Был какой-то невероятный случай, такого никогда раньше не происходило. Однако времени на пассивное ожидание у меня не было.
Хлопок привел к резкому крену вправо, выправить его одними рулями на таком маленьком скоростном режиме нельзя, но я пытался не допустить падения самолета и минимизировать вращение. Истребитель прогрессирующе ввинчивался в сторону земли. Я принял решение катапультироваться, но… куда падать? Справа были десятки тысяч зрителей, самолет вращался в сторону публики по спирали... В момент отказа двигателя до столкновения с землей оставалось 9,5 секунд, а еще через семь — Анатолий катапультировался.
Невозможно представить, что испытал летчик в эти секунды. Безусловно, он думал о спасении десятка тысяч оцепеневших зрителей, сохранении МиГа. Находясь на волосок от гибели, ему, конечно же, было страшно, как и любому из нас, ходящему по земле. Но настоящий летчик-испытатель всякий раз, поднимаясь в небо, готов ко всему. Он находит в себе силы контролировать ситуацию и управлять ею.
В Ле-Бурже Квочур спас зрителей благодаря умению ждать, выбирать наиболее оптимальный момент для выхода из самолета, прогнозировать ситуацию. Парашют раскрылся, взрывной волной русского аса отнесло в сторону откуда шел взрыв , летчик остался жив. Правда, полученные травмы до сих пор дают о себе знать, но они не способны остановить человека с такой силой воли, жизненной энергией и безграничной любовью к небу и машине. В один из воздухозаборников попала птица. По всем расчетам западных специалистов в такой ситуации летчик спастись не мог.
А Квочур после катапультирования сам отвечал на вопросы досужих журналистов и авиаторов о возможностях российской военной техники и летчиков-испытателей... По инициативе А. Такое случалось крайне редко, об этом можно было только мечтать. Учитель видел и чувствовал своего ученика, позволял раскрыться. Безопасные и результативные полеты — обязательный принцип на фирме.
Такой скрупулезный подход к испытаниям позволяет сохранять жизнь летчикам.
Уже с 1973 по 1977 год служил в советских авиационных частях в ГДР. После работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе имени Гагарина, а затем — в ОКБ имени Микояна. В 1998 году Квочура включили в топ-10 ведущих лётчиков-испытателей мира.
«Страна и я — едины». Заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур проголосовал в Жуковском
После того, как тяга становится нулевой, за счет хорошо скомпонованных аэродинамических качеств самолёт начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении с последующим опусканием носа в горизонтальную плоскость. Истребитель, проще говоря, на несколько секунд полностью замирает в воздухе, задрав нос вверх. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для доплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Противник его попросту теряет.
Служил в строевых частях военно-воздушных сил в группе советских войск в Германии. Окончив Школу летчиков-испытателей в 1978 году, по распределению работал летчиком-испытателем на авиастроительном заводе в г. В 1981 году стал летчиком-испытателем в ОКБ им. Летчик первым в стране провел полеты на палубном варианте МиГ-29 и впервые произвел взлет и посадку с палубы авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в ночное время. На салоне в Ле-Бурже в 1989 году Анатолий Николаевич смог за 7 секунд вывести пилотируемый им аварийный самолет на свободный от людей участок летного поля.
Сам летчик успел успешно катапультироваться за 2 секунды до столкновения с землей.
Квочуром освоено и испытано свыше 40 типов и модификаций машин, установлен ряд мировых рекордов. Он продолжает испытательскую и научную работу.
В 1999 году окончил Академию государственной службы при Президенте РФ. Под его руководством пилотажники России успешно выступали во множестве стран, неизменно вызывая восторг зрителей. Именно его называют создателем одной из новейших фигур высшего пилотажа — «Колокол Квочура», или просто «колокол» на реактивном самолете.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-mosobl. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Печальная новость: не стало Героя России, летчика-испытателя Анатолия Квочура.
Квочур Анатолий Николаевич (род. 16.4.1952, село Мазуровка Могилёв-Подольского района Винницкой области Украинской ССР, ныне Украина), советский и российский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), полковник, Герой Российской Федерации (1992). В Жуковском простились с Героем России, заслуженным летчиком-испытателем Анатолием Квочуром. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур умер на 72-м году жизни.
«Пока мы ходим перед Западом на полусогнутых ногах…»
Герой России подчеркнул значимость новых поправок для будущего страны. Сегодня, 30 июня, он отметил, что голосование определяет вектор развития государства. Это, по словам летчика, важный шаг. Для меня страна и я — едины.
После того, как тяга становится нулевой, за счет хорошо скомпонованных аэродинамических качеств самолёт начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении с последующим опусканием носа в горизонтальную плоскость.
Истребитель, проще говоря, на несколько секунд полностью замирает в воздухе, задрав нос вверх. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для доплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Противник его попросту теряет.
Грозовое небо над территорией Индии разрывалось пронзающими стрелами молний.
В кромешной тьме одноместный истребитель СУ—27, пилотируемый Заслуженным летчиком-испытателем России Анатолием Квочуром, летел в Австралию. Сумасшедшая сплошная облачность до 12 тысяч метров , сильная болтанка... На истребителе заканчивалось топливо, нужна дозаправка в воздухе... Стыковка истребителя с танкером требует ювелирной точности, хотя они идут с одинаковой скоростью и на одной высоте.
СУ—27 попадает «своей иголочкой» в нитку заправочного шланга, выброшенного из Ил—78. Есть контакт! Истребитель, получив топливо, продолжил свой полет... Только истинный мастер своего дела способен был выполнить эту сложнейшую задачу в тяжелых погодных условиях.
Это был знаменитый, уникальный по продолжительности перелет Героя России Анатолия Николаевича Квочура в марте 1995 года в Австралию и обратно. Почти 32 тысячи километров преодолела боевая машина всего с двумя промежуточными посадками на пути и с тремя дозаправками в воздухе. Героя России Анатолий получил в 1992 году за совокупность исследовательских работ. Он заключается, может быть, скорее в качестве испытаний, умении возвращаться на землю самому и сохранять машину в течение ряда лет.
Погибнуть вместе с самолетом — для этого варианта особого ума не требуется: упал, и все сгорело. Никто не знает причин катастрофы, а их необходимо найти и устранить, чтобы обезопасить дальнейшие полеты». Квочур живет и дышит авиацией, своими истребителями — МиГами и Су. Он ставит перед собой и своими коллегами все новые и новые задачи и непреклонно выполняет их.
Еще в детстве он решил стать военным летчиком, потому после окончания десятилетки поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. Первым местом службы Анатолия стала в 1973 году Восточная Германия. Почти четыре года он поднимался в небо на истребителе-бомбардировщике. Успешные боевые вылеты, мастерство летчика не остались незамеченными.
В 1977 году Квочур был направлен командованием в Школу летчиков-испытателей. Через полтора года на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре начались регулярные полеты, позволявшие испытывать летательные аппараты и выявлять недочеты в конструкции. Анатолий стремился знать о своей машине все не только из пилотажных инструкций, но и из уст ее создателей. Так он работает и по сей день.
Именно поэтому во время испытаний он, в совершенстве владея самолетом, способен просчитать и предвидеть поведение машины, быстро и грамотно отреагировать на нестандартную ситуацию, сохранить самообладание. Так учил его подходить к летному делу Герой Советского Союза, Заслуженный летчик—испытатель СССР Александр Васильевич Федотов, основатель философии безопасных летных испытаний, многократный рекордсмен мира. Испытания новой техники — длительный процесс. Под четким руководством летчика-испытателя и конструкторов машина «учится летать».
Порой от появления опытного образца до создания серийного проходят годы, десятилетие. Скажем, МиГ—29, стал испытываться в 1977 году, а в войска пошел только в 1983. Это довольно быстро. В испытаниях обычно участвуют до десяти самолетов опытной серии данного типа.
На каждую из машин возлагается какое-то конкретное направление: одна — подтверждает прочность конструкции, ее упругость, маневренность, аэродинамику; другая — отрабатывает силовую установку двигатель и ее сочетание с летательным аппаратом; третья — специализируется на оборонном комплексе и так далее. Испытания идут одновременно и не прекращаются, постепенно вносятся изменения, после «доводки» рождаются серийные образцы. Люди работают на износ и уходят из жизни в довольно молодом возрасте». После «доводки» машину получает военный летчик.
Садясь в кабину пахнущего свежей краской истребителя, он и представить себе не может, как этот серийный образец отличается от своего прародителя. Именно в этой машине, доведенной до совершенства, летчик может летать спокойно... Мир узнал Анатолия Квочура в сентябре 1988 года. На Международном авиасалоне в Фарнборо Англия , где впервые демонстрировались возможности нашей боевой авиации.
Авиационный мир впервые увидел МиГ—29 и шоковую фигуру высшего пилотажа «колокол» в исполнении летчика-испытателя Анатолия Квочура. Его МиГ на глазах изумленной публики вертикально вонзился в небо и... Скользнув на хвост, самолет описал дугу в 180 градусов и спокойно вышел в горизонтальный полет… Он покорил зрителей и специалистов, тогда за рубежом его назвали «Русской летающей легендой»... Пилотажную фигуру «колокол» считают визитной карточкой летчика-испытателя Квочура.
Испытатель не любит «именных» фигур. Он считает, что ни один летчик не решится выполнить новую фигуру спонтанно: придумал — сделал.
Напомним, что Квочур ушел из жизни на 72-м году жизни, о чем сообщил его сын 15 апреля. По словам собеседника издания, Квочур болел, однако он не стал уточнять, чем именно. Других подробностей последних дней жизни летчика-испытателя тоже приводить не стал.
Умер летчик-испытатель Анатолий Квочур
Анатолий Николаевич Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Черневецкого района Винницкой области Украинской ССР. 15 апреля 2024 года на 72-м году жизни скончался Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Николаевич Квочур. Квочур испытывал бомбардировщики Су-17 и их модификации, истребители МиГ-29 и МиГ-31. В 1995 году выполнил сверхдальний перелет на одноместном самолете Су-27 в Австралию. Анатолий Николаевич был легендарным летчиком, который проводил испытания сверхзвуковых самолетов до 65 лет. За время летной практики он освоил более 90 типов и модификаций летательных аппаратов.
Печальная новость: не стало Героя России, летчика-испытателя Анатолия Квочура.
Анатолий Николаевич Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Берёзовка Черневецкого района Винницкой области Украинcкой ССР в семье сельского агронома. Если верить автору, то известный всем Анатолий Квочур – человек с ужасным характером, да к тому же по своей вине угробивший два самолета: в Ле Бурже и в Саках. В тексте автор называет его «Анатолий К.». «Сегодня ночью ушёл из жизни советский и российский лётчик Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник Квочур Анатолий Николаевич», — сообщил его сын Николай Квочур.
На 72-м году жизни умер Герой России лётчик-испытатель Анатолий Квочур
Говорят, мог на демонстрационных полётах «прохватить» над полосой на высоте один метр — скорее всего, так и есть. Отметим, на авиасалонах МАКС нижний предел для пилотажа 200 метров — безопасность зрителей прежде всего. Но он никогда не был авиахулиганом, всё, что он делал в воздухе, просчитывалось им лично на земле. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже Франция при выполнении Квочуром фигуры высшего пилотажа на новейшем советском истребителе МиГ-29 на сверхмалой высоте в двигатель самолёта попала птица, последовал помпаж с потерей тяги. Парашют пилота не успел полностью раскрыться, но жизнь ему сохранил», — сообщается на сайте Минобороны. Сам он говорил так: — Принять решение о катапультировании чрезвычайно сложно для пилота. Есть два момента, которые останавливают, до последнего не позволяют покинуть самолёт. Во-первых, надо понять, куда самолёт упадёт, не погубит ли людей на земле. А во-вторых, срабатывает нравственный запрет, сомнение - нет ли другого выхода? Инстинкт самосохранения у пилота на последнем месте. В тот раз Квочур катапультировался всего за 2, 5 секунды до падения самолёта...
А уже через неделю опять поднялся в небо! Именно Анатолий Квочур испытывал МиГ-29 на максимальные перегрузки — более чем девятикратные. А ещё был знаменитый, уникальный по продолжительности перелёт Героя России Анатолия Николаевича Квочура в марте 1995 года в Австралию и обратно. Почти 32 тысячи километров преодолела боевая машина всего с двумя промежуточными посадками на пути и с тремя дозаправками в воздухе.
После работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе имени Гагарина, а затем — в ОКБ имени Микояна. В 1998 году Квочура включили в топ-10 ведущих лётчиков-испытателей мира.
За время своей лётной практики он освоил около 90 типов летательных аппаратов и подготовил несколько десятков коллег.
Напомним, что Квочур ушел из жизни на 72-м году жизни, о чем сообщил его сын 15 апреля. По словам собеседника издания, Квочур болел, однако он не стал уточнять, чем именно. Других подробностей последних дней жизни летчика-испытателя тоже приводить не стал.
Ирейкиным выполнил беспосадочный перелёт по маршруту Жуковский — район Северного полюса — Жуковский продолжительностью 11 часов 31 минута. За 18 часов 40 минут лётного времени было пройдено 14. Коростиевым совершил беспосадочный перелёт по маршруту Жуковский — остров Чкалова Сахалинский залив — Жуковский продолжительностью 13 часов 09 минут с четырьмя дозаправками в воздухе пройдено 12. Выполнял демонстрационные полёты более чем в 20 странах, участник более 30 международных авиасалонов и выставок. Установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Су-27 в 2005 году. Жил в городе Жуковский Московской области. Награждён российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени 15. Герой Российской Федерации 17. Автор цикла мемуарных журнальных статей «Испытание себя» 2006—2010.
Катапультирование от первого лица
Печальная новость. Скончался Анатолий Николаевич Квочур. Выдающийся летчик-испытатель, поднявший в небо десятки самолетов, многие из которых до сих пор составляют основу отечественной военной авиации. О таких, как Квочур, говорят: первопроходец. Интерфакс: Скончался летчик-испытатель сверхзвуковых истребителей МиГ-31 и палубных МиГ-29К Анатолий Квочур, сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Анатолий Николаевич Квочур (род. 16 апреля 1952 года) — советский и российский лётчик, Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник[1]. В 1992 году Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Анатолий Квочур — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. знаменитый российский летчик, установивший 11 мировых рекордов: его достижения и вклад в развитие российской военной авиации.