Нельзя начать разговор о созыве первого земского собора в истории России, не определив, чем земский собор в общем варианте является по своей сути.
Земские соборы
Земские соборы при царе М. Романове они созывались наиболее часто занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства , введением новых налогов. Соборы 1616—1642 гг. В 1619 г. Земский собор утвердил на русское патриаршество Филарета Романова. Земский собор 1648—1649 гг. Земский собор 1653 г.
Нельзя забывать, что значительная часть населения, закрепощенная именно Уложением, фактически оказалась вне процессуальных норм государственного характера. Мы совсем ничего не знаем о работе верхней палаты, а ведь она заседала постоянно, но характер статей Уложения убеждает в том, что правительство многого добилось для себя в ходе создания свода законов, аристократия же — ничего. Малозаметно в Уложенной книге влияние Освященного собора, а ведь монастырский приказ взял на себя многие функции высшего духовенства. Может быть, слишком велико было давление на епископов не только выборных, но и Думы.
Может быть, немалую роль сыграла личная слабость патриарха Иосифа. Уложение подписали только семь архиереев: кто-то не был на соборе, а кто-то, видимо, отказался от подписи. Но сам Никон, так резко нападавший позже на «проклятую книгу», подписал ее в 1649 году как архимандрит Новоспасского монастыря. Этот день можно считать датой окончания собора. Один за другим вышли два тиража по 1200 экземпляров каждый. Два столетия пройдет до издания нового Свода законов при Николае Первом! Добавим несколько штрихов. Более всего побед одержала самая многолюдная дворянская курия. Закончился почти столетний процесс закрепощения крестьян помещиками: были отменены урочные годы, отведенные на розыск беглых. Сыск их стал бессрочным; вечным состоянием земледельца стала крепостная неволя.
Если на первые этапы закрепощения крестьянство ответило восстанием под руководством Ивана Болотникова, то ответом на крепостнические нормы Уложения стала крестьянская война Разина. Правда, крепостничество XVII века еще было далеко от форм, сложившихся к концу следующего столетия и так хорошо известных нам из классической литературы. Помещики тогда стремились закрепить за собой плоды крестьянского труда, но государство более охраняло для себя налогоплательщика. Крестьянина еще нельзя было продать, он был навечно прикреплен к наделу, помещик получил широкие возможности выжимать из него оброк, но и оброчные наделы были неотчуждаемо прикреплены к крестьянам. Запрещался перевод крестьянина в холопское состояние, то есть крестьянин был связан с землей, а не с господином. Охранялись некоторые хозяйственные права крестьян. Но если черносошные крестьяне, как и посадские люди, могли брать на откуп таможни, кабаки и прочее, то помещичьих Уложение этого права лишало. До тех пор, пока поместья оставались лишь условными владениями дворян, пока крестьянин связан с помещиком только оброком, любое поощрение хозяйственной деятельности крестьянина его бы усиливало, и было бы, по сути, мерой антикрепостнической. Причем служилое дворянство не обязательно должно было сопротивляться мерам такого рода. Но некому оказалось на Соборе эти меры предложить и провести — делегатов крестьян здесь не было.
Что же касается русской буржуазии, то она не оказала влияния на крестьянское законодательство, поскольку пока это было не в ее прямых интересах, пока уровень производства еще не требовал значительного рынка рабочей силы. Статьи Уложения, касающиеся посада, отразили противоречивые тенденции общественного развития. Посады, как и помещики, жаловались на своих беглых, ведь подать разверстывалась на посад или слободу без учета того, что часть налогоплательщиков сбежала. Уходили же бедные посадские, разумеется, не в темный лес, а на дворы, податью не облагавшиеся, — к боярам, приказным, духовенству. Переселялись, так сказать, на соседнюю улицу и тем избегали тягла. И вот собор монополизирует регулярную торговлю. Право держать или арендовать лавку закрепляется за посадскими. Крестьянам разрешается теперь только торговля с воза. Эта мера рассчитана на усиление посада, она прогрессивна, более того, она — антикрепостническая. Но одновременно с этим собор превращает посад в коллективного крепостника, дав ему право силой возвращать беглых тяглецов.
Тут самым показательным образом столкнулись две системы мышления: мировоззрение сторонника поощрения хозяйственной инициативы и точка зрения крепостника-охранителя. Они столкнулись — и каждая получила закрепление в законе! Заметим, что если неволю крестьянскую следующий, XVIII век, многократно ужесточил, то посадское крепостничество развалилось само собой в силу развития производственных отношений. Итак, антикрепостническая в широком смысле слова тенденция могла проявляться в любом отказе от мелочной регламентации хозяйства, в поощрении инициативы предпринимателя. Но уже само по себе такое поощрение хотя бы хозяйственной свободы крестьянина могло постепенно вести к развалу крепостничества. Собор, однако, и тут, как мы с вами видели, серьезных мер для обеспечения такой хозяйственной свободы не принял. Обращает на себя особое внимание принятая собором шкала штрафов за бесчестье. Оскорбление митрополита карается штрафом в 400 рублей, именитого человека из Строгановых — в 100 рублей. Гостю полагалось за бесчестье 50 рублей, а крестьянину — всего лишь рубль. Такова логика феодального сословного общества.
С другой стороны, назначением этого самого рубля за бесчестье крестьянина признается, что у него тоже есть честь. А ведь эта идея показалась бы смехотворной большинству просвещенных дворян екатерининского «золотого века». Пора подвести черту под разговором о самом известном земском соборе и вообще о земских соборах. В XVII веке они жили. Тогда публицист Юрий Крижанич полагал монархию с земским собором «совершенным самовладством» — идеалом, отказ от которого приводит к тирании. Иван Тихонович Посошков, публицист петровской эпохи, тоже полагал созыв соборов делом нужным и даже с присутствием на них крестьянских делегатов. И вдруг соборов не стало. Традиционный ответ напоминает о том, что произошел переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, переход неизбежный и «прогрессивный». Что же, это справедливо. Но посмотрим на историю европейских соседей.
Швеция прошла стадию абсолютизма, риксдаг ослаб, но не исчез, а при переходе к новой монархии, конституционной, вновь обрел полноту власти. Созванные Людовиком XVI генеральные штаты положили начало французской революции. В эпоху абсолютизма представительные учреждения всюду приходят в упадок, а затем восстанавливают и даже увеличивают свою власть. Часто указывают еще, что в России дворянство очень многого добилось на соборах первой половины XVII века и потому потеряло к соборам интерес. Это верно; несомненно и то, что буржуазия еще была слишком слаба, чтобы одной «вытянуть» соборы. И все-таки, мне кажется, таких объяснений маловато. Хотелось бы добавить еще, по меньшей мере, два соображения. Во-первых, бюрократизация государства неизбежно разрушала выборную форму власти. Соборы были необходимы, они могли дать отпор бюрократическим кругам высшей администрации, что мы и видели на примере Уложенного собора; но бюрократизация подкрадывалась и «снизу». В середине XVI века, в эпоху первых соборов, власть в уездах — «губах» переходит к выборным губным старостам из дворян и их помощникам губным целовальникам из черносошных крестьян.
Затем на исторической арене появляются параллельные власти — воеводы и приказные дьяки, то есть представители бюрократии, и они постепенно начинают подминать под себя губные власти. Собор же опирался, прежде всего, на выборность земских властей. Во-вторых, если даже в XVII веке буржуазия не могла быть основной опорой сословного представительства, то тем более она не подходила для того в XVIII столетии, причем не только в силу своего политического бесправия.
Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги.
Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре. Такую политическую конструкцию с соправительством отца и сына можно назвать семейным двоевластием? Можно, но доминирующую роль в ней, бесспорно, играл патриарх Филарет. С точки зрения русского семейного права по-другому и быть не могло: отец в любом случае был главнее неженатого сына.
Но даже после первой женитьбы Михаила Федоровича в 1624 году реальным правителем России вплоть до своей кончины в 1633 году считался патриарх Филарет. Эта странная ситуация, когда государь царствовал при живом отце, оказалась уникальным явлением в русской истории. Удалось, но ценой долгих и упорных усилий как верховной власти, так и русского общества. Постепенно возобновилась полноценная деятельность государственного аппарата, восстановился контроль центральной власти над всей страной за исключением территорий, потерянных во время Смуты , воссоздались финансовая система государства и международные связи.
Собор принял решение о составлении нового Судебника утвержден в июне 1550 г. В связи с тем, что в феврале 1549 г.
В нее поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением. Одновременно с "Собором примирения" происходили заседания и церковного Собора, который установил церковное празднование 16 святых и рассмотрел их жития. В дальнейшем в соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения. Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.
Выборы представителей на Земские Соборы количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые — со своими уездами — составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики.
Первый созыв земского собора: дата, причины, последствия
В 1549 году царь Иван IV и святитель Макарий созвали первый Земский собор, который получил название «Собор примирения». Нельзя начать разговор о созыве первого земского собора в истории России, не определив, чем земский собор в общем варианте является по своей сути. Причины созыва первого земского собора. Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором.
Ограничивали ли земские соборы царскую власть?
475 лет назад, по решению русского царя Ивана IV, был созван первый Земский собор! сословно-представительный орган, собиравший депутатов от всех слоёв населения (кроме частновладельческих крестьян и городских "белослободчиков") европейской части России. 21 января 2019 София Веселова ответила: Земский собор был учреждён при царе Иване Грозном в XVI веке. Земский собор во втором ополчении 1611–1612 гг. был руководящим административно-политический центром ополчения.
Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко
Вопросы внешней политики В 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли» о продолжении Ливонской войны. В 1621 г. Соборы трижды собирались с 1637 по 1642 годы в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией.
Вопросы внешней политики В 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли» о продолжении Ливонской войны. В 1621 г.
Соборы трижды собирались с 1637 по 1642 годы в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией.
При этом причины для созыва заседания были разными. Внутренняя политика Внутриполитическим вопросам было посвящено первое совещание Земского собора 1549 года. Иван Грозный стремился учесть мнения сословий при создании Судебника. В 1619 году было необходимо восстановить хозяйство после Смутного времени и дельнейшего развития страны. Земский собор 1648-1649 гг. Усовершенствовалась система налогообложения.
Там же обсуждали соборное уложение, которое регулировало отношения между землевладельцами и крестьянством. Следующий созыв был после новгородского и псковского восстаний. Внутренней политике был посвящён Земский собор 1681-1682 гг. Не нём отменили местничества, что позволило улучшить систему управления на местах. Финансы На Земских соборах решались вопросы налогообложения. Не раз вставал вопрос о дополнительных налогах и сборах с населения. Так на заседаниях 1614-1818 гг.
После вынесенного решения были отправлены сборщики с соборным решением в качестве подтверждения своих полномочий. Избрание нового царя После смерти Ивана Грозного возник династический кризис.
Собор созывался с целью решения важных государственных вопросов. Собор утвердил программу реформ, разработанную Избранной радой.
В отличие от английского парламента и французских Генеральных штатов Собор не мог наложить вето на какие-либо решения царя.
Ход Собора и его решения
- Царские выборы
- Смотрите также
- Земские Соборы в Русском государстве
- Роль вече в регулировании общественной деятельности
- Вы точно человек?
- 7 земских соборов, изменивших судьбу России - Православный журнал «Фома»
Интересные факты о Земском соборе
Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Созыв первого земского собора Иван 4. Монарх земского собора в 1549. Когда был созван первый Земский собор? Земские Соборы — это особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний, орган верховной власти в России. Укажите: а) причину созыва первого Земского собора, связанную с социально-политической ситуацией в стране б) укажите причину наибольшей активности этих собраний в 1610-1620-е гг., связанную с социально—экономической ситуацией в стране в данный период в).
Сообщить об опечатке
- Земский собор 1613 года: причны, участники, результаты - кратко
- Главная навигация
- Созыв Первого Земского собора
- Земский собор 1 сентября 1648 года
- Ограничивали ли земские соборы царскую власть?
Первый Земский собор: когда был созван, исторические факты
Причины созыва первого земского собора. Созыв первого земского собора положил начало либерализации политики и предсказал существенные законодательные реформы на века вперед. Первый Земской Собор был созван в правление Ивана IV в 1549 году, на волне народных волнений. Первый Земской собор был созван во время государственной нестабильности, в период правления Ивана Грозного: народный бунт, который появился вследствие московских пожаров, крымских и казанских набегов. Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным. Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста.