После революции 1917 года было выпущено четыре многотомных собрания произведений А. Островского. С этого момента новые произведения Островского ставились в московском Малом театре и петербургском Александринском театре каждый сезон на протяжении более 30 лет. Лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем.
Александр Островский: «Я и есть русский театр»
Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. Личная жизнь писателя Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи — Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет.
А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей. Последние годы жизни До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы. Островский умер 2 14 июня 1886 года в своём имении.
Как у театров есть спектакли — визитные карточки, раскрывающие концепцию всего театра, так у Островского есть пьесы — визитные карточки, известные всем россиянам со школы — «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка».
Но начинал писатель совсем с других произведений. Комедия «Свои люди — сочтемся» сделала его известным и одновременно принесла много проблем. Первые чтения пьесы состоялись в 1849 году. Изначально комедия называлась «Несостоятельный должник» или «Банкрот». В центре сюжета купеческая семья, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная и горячо любимая дочь выходит за того, на кого он переписывает свое имущество.
Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отцу угрожают долговой ямой, но больно ему не от этого. Он не может принять жестокость детей. Пьеса о жадности и эгоизме, о значимости воспитания и положительном примере. Пьеса, которая дает уроки, раскрывает последствия поступков. Каждый герой произведения несет ответственность за свои действия, как бы демонстрируя читателям и зрителям, что за все придется платить.
В целом, каждая пьеса Островского дает жизненные уроки. В реальной жизни многое невозможно изменить, это не черновик, а Островский в своих пьесах будто бы показывал людям последствия, писал черновик их жизни. Даже спустя столетия сюжет комедии «Свои люди — сочтемся» остается актуальным. Это связано с тем, что писатель поднимает вечные вопросы, погружаясь в природу человека, рассказывая о чувствах и ценностях, которые не исчезнут спустя тысячелетия. За эту постановку с радостью возьмутся многие современные режиссеры, но в XIX веке пьесу не оценили. Вокруг нее разгорелись жаркие дебаты.
Влиятельные представители купечества Москвы жаловались императорскому двору на автора, по их мнению, такой «грязной» комедии. В итоге Николай I лично распорядился запретить постановку с формулировкой: «… напрасно печатано, играть же запретить…». Более того, Александра Николаевича уволили со службы в Коммерческом суде и поставили под надзор полиции, который сняли лишь после того, как престол занял Александр II. Впервые поставить спектакль по мотивам пьесы «Свои люди — сочтемся» удалось лишь 12 лет спустя, но в сокращенном виде. И только за пять лет до смерти, в 1881 году, Островский смог в полном объеме увидеть свой шедевр на сцене частного театра.
Журавлева, В. О национальном своеобразии драматургии А. На выставке размещены тексты вопросов о жизни и деятельности писателя, а также книги и периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Государственная Третьяковская галерея в Москве хранит портрет Островского кисти художника Василия Перова 1871 год. Это наиболее верный по духу прижизненный портрет писателя. В его облике как будто ни капли возвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его — свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни. Лакшин Жизнь Островского была полна интересными фактами, о которых стоит узнать. Эта работа произвела фурор среди читателей, после этого за ним и закрепилось прозвище «Колумб Замоскворечья». Свои эмоции и впечатления он выражал в произведениях. У него в гостях бывали Достоевский и Тургенев, Писемский и Салтыков-Щедрин, Чайковский и Толстой, а также многие другие знаменитые люди. Островский — на экране Многие произведения обрели новую жизнь в кино, были перенесены на телеэкраны. Первая экранизация состоялась более 100 лет назад, в 1911 году. Это был немой фильм «На бойком месте» сценариста и режиссера Петра Чардынина. За более чем 100 лет сюжеты Островского экранизировали около 80 раз.
Для нашей подборки мы специально взяли те спектакли, которые были записаны в телеверсиях, благодаря чему сегодня вы можете насладиться их просмотром. Таланты и поклонники 2019 Эта пьеса ставилась в Малом театре не раз. История актеров провинциального театра и ближайшего круга их поклонников, среди которых есть и «благодетели», уверенные, что наличие денег позволяет все, и истинные меценаты. Это история про гордость и качество души. Над постановкой работал заслуженный артист России Владимир Драгунов. Это образец классического русского, настоящего театра. Бедность не порок 2012 Изначально пьеса называлась «Гордым Бог противится». Продолжение у этой фразы из Священного Писания такое: «…а смиренным дает благодать». Это пьеса о смиренных добрых людях и русских Святках. Девушку хотят выдать за богатого старика, а она любит молодого. Будет много переживаний и страданий, но атмосфера веселых святочных гуляний не обманет надежд на счастливый финал. Режиссер — Александр Коршунов. Знаменитейший спектакль Малого театра! Из всех великих комедий Островского «Доходное место» меньше других располагает к умилению: речь идет о том, как жизнь выворачивает молодому человеку руки, заставляя его забыть о тех идеалах, на которых он рос. Ах, как любопытно будет смотреть этот спектакль современному зрителю, ведь если он объективен, то параллели между днем сегодняшним и нравами русского дворянства XIX века возникнут непременно. Глобально — это история про «нищего душой и духом» обладателя финансов, четко знающего, как получить что-то для достижения своей цели. И достигнуть ее. Прямая речь Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР: — Фестиваль «Островский в Доме Островского» выдержал испытание временем, и пьесы «русского Шекспира», Александра Николаевича Островского, по сей день вызывают у людей смех и слезы, а его великолепный образный язык восхищает точностью суждений и меткостью выражений. Верность классической драматургии — не признак отсутствия новых идей, а свидетельство того, что существуют непреходящие ценности. Андрей Житинкин, режиссер-постановщик Малого Театра, народный артист России: — Малый театр — это в известном смысле наш российский аналог «Комеди Франсез» в Париже.
Островский Александр
Пьесы Островского интересны людям обоих полов и разных возрастных категорий, т.к., по справедливому замечанию ТС, Островский писал жизнь. Постановка объединит в себе несколько произведений А. Н. Островского, включая хорошо знакомую со школы классику и совершенно не программные произведения. Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России.
Топ-10 самых известных произведений Александра Островского
83 произведения. 3. Свои люди – сочтемся Замыкает тройку самых известных произведений Островского комедийная пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в конце 40-х годов XIX столетия. Пьеса «Семейная картина» является первым закон-ченным произведением Островского.
островский, все книги автора
Евлампия Купавина — обеспеченная вдова. Красивейшее имение, огромные угодья, деньги — все это не дает покоя многим знакомым Купавиной. Она же мечтает о простом женском счастье — любви… «Волки и овцы» разоблачает общественные пороки. Деньги — не всегда благо, очень часто они разрушают судьбы людей. В этом произведении показана охота за богатством.
Каждый герой пытается добиться своей цели различными методами. Через три года пьеса отпразднует свое 150-летие, но она до сих пор не устарела. Островскому приписывают дар провидца. История словно написана о наших современниках.
Бедность не порок Создана в 1853 году. Тема все та же, что и во многих других произведениях Островского — влияние богатства на судьбы людей. В центре сюжета влюбленные. Люба — дочь купца, ее отец планирует выгодно выдать дочку замуж.
Она же давно любит приказчика Митю. Сможет ли девушка противостоять воле отца? Для него высокое материальное положение ничего не значит. Деньги не сделают человека лучше.
Гораздо важнее чистая душа и совесть. Женитьба Бальзаминова Пьеса написана в 1861 году. Главный герой Михайло Бальзаминов — бедный чиновник. Добрый, наивный, мечтательный — ему не просто живется в мире, где главным достоинством человека считается богатство.
Впрочем, он нашел выход. Бальзаминов собирается выгодно жениться. Правда, он не знает как это сделать.
Литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России Татьяна Журчева очень хорошо сказала о значении творчества Островского для русской литературы в статье «Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского» отрывок : «Александр Николаевич Островский — драматург на все времена. Для русской культуры он значит примерно то же, что Уильям Шекспир для английской. Но в отличие от коллеги он не стал писателем мирового класса. Не в силу недостаточного дарования, а потому что основательно погружен в русскую жизнь и проблему национального характера. Александр Николаевич заявил о себе в 50-х годах XIX века, когда русское общество и русское государство оказались на распутье, и многие выдающиеся умы того времени были озабочены гоголевским вопросом: «Русь, куда несешься ты? Это не просто драматургия на русском языке.
Это произведения, которые максимально полно показывают своеобразие национального уклада и жизни. Николай Гоголь писал: — Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. XIX век — то самое время, когда вся культура стремилась постигнуть смысл и суть народной жизни.
И имя Александра Островского как создателя русского театра в самом современном понимании этого слова вошло в историю.
Драматург, переводчик, создатель актерских обществ, начальник театрального училища, он разработал настоящую концепцию театральной постановки. Уникальны и его пьесы: они очень живые и не просто отражают жизнь обычных людей в предложенных обстоятельствах, но и делают акцент на внутренней психологии персонажей. Обращение к простым и понятным героям, их живость и жизненность, узнаваемость ситуаций и их максимальная приближенность к тому, с чем люди сталкивались в реальности, поставило творческое наследие Островского на недосягаемо высокую ступень. Причем удивительно: образ писателя как личности до сих пор для исследователей его творчества не очевиден.
Островский был довольно закрытым, судя по всему, человеком, и по оставленным им записям, носящим исключительно деловой характер, крайне трудно воссоздать его личностные черты. Более того — удивительно, но факт: сама смерть великого драматурга не вызвала в обществе волнений, подобных тем, что случились от известий о смерти Пушкина или Достоевского. Ее можно было бы и не затрагивать, если бы она так или иначе не отражалась на его творчестве. Много лет драматург жил невенчанным с женщиной простого происхождения, но доброй и чуткой Агафьей Ивановной Ивановой.
Вместе они пережили немало горя — у них родились и погибли пятеро детей. Все отмечали скромность и беззаветность Агафьи Ивановны, Агаши, но когда она тяжело болела, на писателя нашло буквально помрачение рассудка — он влюбился в актрису Любовь Павловну Косицкую. Для нее и, главное, с нее он создал образ Катерины Кабановой в «Грозе», подарив любимой женщине потрясающую роль. Но Косицкая, сыгравшая в итоге Катерину и задавшая некий тон в ее исполнении на долгие годы вперед, любви писателя не приняла и сама стала жертвой чувств, полюбив человека, бессовестно ее обобравшего.
После этого Островский резко поменял стиль личной жизни: официально женился на актрисе Марии Бахметьевой, игравшей в Малом театре. До того тихая жизнь драматурга стала бурной: у них родились шестеро детей, но главное — Мария Васильевна предпочитала жить ярко и с размахом. Островскому, получавшему неплохие гонорары, приходилось весьма непросто материально. Не спасло даже расположение к нему императора Александра III, положившего драматургу пенсию в три тысячи с копейками рублей — весьма ощутимую сумму по тем временам.
Островский постоянно нуждался, а к тому же славился широтой души и был безотказен, силясь помогать всем, кому мог. Писал он много, подолгу вынашивая пьесы, а потом довольно быстро их «выплескивая». Бывало, Островский выезжал за границу — оказывался в Европе как представитель русской культуры, но «заграницей», в отличие от многих других писателей, не вдохновлялся.
Крейг Оулсен - Новая жизнь Анастасия Богомолова 2 часа назад Я в восторге на рассвете бытия, Наконец-то я прослушала тебя, Автор, чтец, произведение — лучшее, В чём нет... И чем только ни... Следила за мыслями главного героя... Брэдбери Рэй - Скелет Отличный рассказ, а прочитано просто великолепно и музыка в тему.
Венцковский Дмитрий - Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Андрей Андреев 4 часа назад [спойлер].
Please wait while your request is being verified...
Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. Гоголя , И. Влиятельное московское купечество , обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II , а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — « Не в свои сани не садись » закончена в 1852 г. Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала « Современник ».
В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. Добролюбова , которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства».
В 1860 году в печати появилась « Гроза », которой Добролюбов посвятил статью « Луч света в тёмном царстве ». Со второй половины 1870-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Н. Начало 1880-х годов В 1866 году по другим сведениям — в 1865 Островский основал Артистический кружок , давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. Гончаров , Д. Григорович , И.
Тургенев , А. Писемский , Ф.
В числе вечных и великих он ведет золотое хрестоматийное существование. Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта 1823 года, в доме диакона церкви Покрова, что в Голиках. Островский принадлежал по рождению к среде небогатого духовенства.
В 1840 году Александр Николаевич закончил с отличием гимназию и поступил по настоянию отца на юридическое отделение Московского университета. После университета молодой юрист Островский не проявлял особого усердия в службе. Только благодаря ходатайству отца он получил должность присяжного стряпчего в Коммерческом суде на Моховой. Работа тяготила Александра Николаевича. В суде рассматривались дела плутоватых аферистов, непутевых сыновей купцов, расчетливых наследников состояний, обанкротившихся дельцов… «Что ни дело — то комедия!
Первое дошедшее до нас произведение Островского — «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» навеяно его службой в суде. Дату 15 декабря 1843 года, поставленную под этим рассказом, можно смело считать датой рождения нового писателя. В 1846 году был готов план первой пьесы «Банкрот», впоследствии получившей название «Свои люди — сочтемся». Островский очень долго работал над первой своей комедией. Только в 1849 году пьеса была закончена.
Первое чтение состоялось на квартире М. Каткова, тогда молодого профессора кафедры философии Московского университета. Первое впечатление превзошло все ожидания. В марте 1850 года комедия «Свои люди — сочтемся» появилась в «Москвитянине». С этого времени начинается широкая известность Островского.
В 1852 году в «Москвитянине» печатается его новая комедия «Бедная невеста». Тургенев, говоря о «Бедной невесте», объявил талант Островского «замечательным». Комедия «Банкрот» принесла Островскому настоящую славу. О нем заговорила вся Москва, начиная от высших слоев общества до захолустий. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил номер четвертый», — писал литератор В.
С 1853 года практически все пьесы Островского не только читаются критиками, но и ставятся на сценах Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге. Александр Николаевич знакомится с русской литературной элитой: И. Тургеневым, Н. Некрасовым, Ф. Достоевским, А.
Григорьевым, А. Фетом и многими другими. У Островского практически не было литературных врагов. Его одинаково любили славянофилы и западники, либералы и консерваторы. Он не испытал на себе ожесточенных партийных нападок, как это часто бывало в то время.
В 1850-х годах одна за другой выходят едва ли ни лучшие пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница». Александр Николаевич сотрудничает с журналами «Москвитянин» и «Современник». В 1859 Островский пишет пьесу «Гроза», которая стала вершиной творчества драматурга. По словам академика А. Кони: «Появление «Грозы» произвело решительный поворот в отношении печати и общества к Островскому.
Добролюбов произвел сильное впечатление своей статьею «Луч света в темном царстве», которая заставляла приступить к переоценке отношения к Островскому». Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Пьеса А.
Благодаря этому юные зрители могут видеть и слышать, какие инструменты и какие музыкальные темы сопровождают каждого героя. Режиссер — Анджей Бубень За этой реальной детективной историей следила вся Россия. Одну влиятельную даму обвинили в крупных финансовых махинациях: при помощи фальшивых документов она вымогала деньги у местных простофиль.
И деньги, по словам королевы аферы, шли исключительно на благотворительность. Но их было слишком много, и они были слишком грязные. Деятельный характер «доброй души», которая в итоге так и не понесла наказание, привлек внимание Александра Николаевича Островского. И в 1875 году драматург написал злободневную комедию «Волки и овцы». В небольшом городке жизнь течет неспешная, с чаями да баранками. Но в этом тихом провинциальном омуте страсти кипят — космические! Азартная барыня Мурзавецкая всеми возможными и невозможными способами пытается прибрать к своим руками наследство богатой молодой помещицы Евлампии Купавиной.
И она почти достигает своей цели, посватав за вдовушку своего племянника. Но тут в игру вступает новый участник — «великий комбинатор» помещик Василий Беркутов. Кому же достанется главный приз? Интриги, подкупы, подложные документы, обман — действие спектакля выходит за его рамки и переходит в настоящую жизнь. Режиссер — Сусанна Цирюк Премьера. Это вечная история о силе чувства, которому невозможно противостоять. В действии сплетены воедино прошлое и настоящее, что подчеркивает актуальность темы жестокого выбора между материальным благополучием и счастливой любовью.
Бесприданница Лариса Огудалова влюбляется в дворянина Паратова, но тот внезапно исчезает, и тогда, отчаявшись, она соглашается выйти замуж за первого встречного — чиновника Карандышева. Казалось бы, «дело решенное», но вот Паратов возвращается в город. Лариса готова пожертвовать всем ради своего чувства — какова будет расплата? В спектакле звучит музыка композитора Андрея Петрова. Режиссер-постановщик — Юрий Томошевский «Гроза», пожалуй, одна из самых ярких и колоритных постановок Юрия Томошевского. Хрестоматийное «темное царство» обретает здесь вполне реальные очертания, знакомые современному зрителю: свекровь Кабаниха — жестокая патриархальная приверженница; добрый, но непутевый пьяница-муж Тихон и, наконец, тихая душа, почти ребенок, которой суждено побороться за самое себя и за свою «нечаянно нагрянувшую» любовь — Катерина. На сцене представлена целая плеяда психологических типажей: колоритных странниц, веселых и наивных служанок, суровых купцов, и, наконец, лирических влюбленных.
Единственное, чего нет в этом спектакле — это старомодности. Несмотря на грустный финал, в спектакле торжествует жизнь, вера и подлинные чувства. Режиссер — Владимир Глазков Спектакль-фантазия на темы произведений А. Мечты Миши Бальзаминова обрели театральную реальность. Картинки из жизни Замоскворечья 1861 года удивительным образом переплетаются с нашим временем, рождают неожиданные ассоциации и смех в зрительном зале. А главный герой по своей инфантильности и неприспособленности к жизни вполне может считаться «героем нашего времени». Есть несколько ключевых моментов в тексте Островского на которые театры раньше как-то не обращали внимание, но сегодня они зазвучали по-другому, обнажая глубокий философский подтекст, скрытый за, казалось бы, невинной шуткой гения.
Режиссер — Юрий Чулков Лирическая музыкальная комедия. Дачная жизнь… Сколько страстей, забавных сюжетов, неожиданных встреч, интриг и романтических событий. В окружении цветущих палисадников и темных аллей, происходят яркие комические и трагические события. Влюбленный генерал снимает дачу для своей «племянницы». Их тайная связь требует уединения. Но молодой фавориткой очарован не он один. Параллельно с этим развивается вторая любовная интрига: богатая купчиха, решила, непременно в этом году выйти замуж и прилагает к этому большие и, порой, комические усилия.
Кто бы мог подумать, что в XXI веке именно эта пьеса Островского окажется такой актуальной. В сложных жизненных ситуациях человеку бывает трудно сохранить себя, свое достоинство. Нелегко преодолеть и сдержать свои страсти и желания. Расчеты, деньги, карьера! Но подлинные человеческие ценности остаются теми же: любовь, жертвенность, благородство, сострадание и прощение. Всегда есть, пусть и нелtгкая, возможность вернуться из омута страстей к непростой, но светлой жизни, к своей душе. Учебный театр школы-студии.
Режиссер — Павел Подервянский Кто умом, кто талантом зарабатывает себе состояние. А если есть только одно достоинство — красивая наружность и способность нравиться — почему бы этим не воспользоваться? Особенно, если ты мужчина. Да еще и нарасхват, а богатые женщины сами бредят тобою — грех отказаться от выгодной женитьбы и плывущих в руки миллионов. Но что делать, если есть одно неприятное обстоятельство — как-то раз ты уже продал свою красоту и уже женат? Однако стоит ли женщинам, польстившимся на наружность, обижаться потом на весь мир? Режиссер — Федор Баличев «Если ты умный, почему ты бедный?
Его задал себе неглупый, но небогатый герой комедии Егор Глумов. Он стал действовать по принципу, обычному теперь: «Все средства хороши для достижения цели». Но «на всякого мудреца довольно простоты», и из-за маленького недосмотра чуть не сорвался весь «проект». Но Глумовы всегда востребованы — выкрутится и на этот раз! Режиссер-постановщик — Павел Подервянский. Спектакль по пьесе «Свои люди — сочтемся» Очень хитро поступил купец Большов, объявив себя банкротом и положившись во всем на своего преданного приказчика, для верности даже отдав ему в жены свою дочь Липочку. Да только не перехитрил ли он самого себя?
Случается, плут сталкивается с еще более искусным плутом. Пьеса не теряет своей актуальности: стремление к наживе любой ценой, отсутствие норм приличия, готовность «идти по головам» и по сей день способствуют быстрому обогащению. Режиссер-постановщик — Вадим Романов. Спектакль по пьесе «Свои люди — сочтемся» Несмотря на то, что действие на сцене происходит в купеческой среде XIX века, эта пьеса поражает своей злободневностью. Разве мало предприимчивых людей, которые «кидают» своих кредиторов? А подчиненных, способных, не моргнув глазом, «подставить» своих начальников? А юристов, стряпающих за определенную сумму любой компромат?
Все это никуда не ушло. Бессмертная комедия рассказывает о мире, в котором царит обман, и если мошенник бывает наказан, то только потому, что его обманывает еще больший плут. Это спектакль о честности и ее отсутствии, о неблагодарности и предательстве, о том, как человек может перехитрить самого себя. Спектакль по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Пословица «На всякого мудреца довольно простоты» говорит о том, что даже самый умный человек не застрахован от ошибок. Особенно в том случае, когда умник абсолютно уверен в своей непогрешимости. Есть такие люди, которые вдалбливают всем, что они мудры и умны. Но на чем построен их ум?
На лжи, хитрости, лукавстве. А ведь на самого изворотливого мудреца-хитреца найдется тот, кто его обезоружит. Таких людей обязательно нужно выводить на воду чистую, чтобы знали, что окружающие не дураки.
Гений словесности, он решительно занял в становлении русского национального театра не менее существенную роль, чем Мольер для французского, а Шекспир для английского. Он не просто сочинял пьесы, а создавал национальный репертуар, который требует разнообразия. Он оставил нам корпус из полусотни пьес всех жанров: комедии, мелодрамы, высокие драмы, исторические сочинения. А главное — сотни блестящих ролей, в которых отразил черты русского национального характера». Алла Шевелёва, театральный критик, театровед Интересно, что, выбрав довольно острую тему для своего творчества — обличение купечества и чиновников, Александр Островский вовсе не был революционером. Ему не было интересно свержение строя — напротив, он с любопытством исследовал его, выдергивая на всеобщее обозрение комичные, нелепые, самые неприглядные и мерзкие детали. Вспомните старуху Кабанову из «Грозы», Липочку из «Свои люди — сочтемся!
И во всем этом читается насмешка над жадными купцами и помещиками, не знающими ни любви, ни милосердия. Все ужасы жизненных взглядов богачей — самодурство и деспотизм, мотовство и жадность — Александр Островский показывал в повседневных конфликтах, противопоставляя им честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений. Алла Шевелёва, театральный критик, театровед Три секрета самых известных пьес У Катерины из «Грозы» был прототип «Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта», — писал Александр Островский в одной из своих статей. И пьеса «Гроза» в этом отношении не стала исключением. Считается, будто автора знаменитых пьес связывали с талантливой красавицей не только платонические отношения. Островский сделал Косицкую настоящей звездой Малого театра, она была задействована во всех спектаклях по его произведениям и в большинстве из них исполняла главную роль. Любовь была замужем за артистом того же Малого театра, который, к слову, терпеть не мог Островского еще задолго до адюльтера жены. Не был свободен и сам классик. Так что актрису он решил увековечить в пьесе. Косицкая же и сыграла потом Катерину.
Роман драматурга и его вдохновительницы закончился весьма драматично, но, увы, предсказуемо: Косицкая полюбила другого.
Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
Новости и события библиотека ШГПУ, книжные выставки, Островский А. Н. С Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Островский же сочинил почти 50 пьес (больше, чем Шекспир!), из которых не менее 20 до сих пор не сходят с театральных подмостков. Не только у Александра Островского, чье 200-летие мы отмечаем весь 2023 г., но и у режиссера Леонида Варпаховского, которому недавно исполнилось 115 лет со дня рождения. Открывает большую программу к 200-летию со дня рождения Александра Островского премьера авторского проекта Игоря Золотусского "Александр Островский. Считается, что основной движущей силой в пьесах Островского являются деньги, а сам он — чуть ли не «певец зарождающейся власти капитала».
островский, все книги автора
Эта работа произвела фурор среди читателей, после этого за ним и закрепилось прозвище «Колумб Замоскворечья». Свои эмоции и впечатления он выражал в произведениях. У него в гостях бывали Достоевский и Тургенев, Писемский и Салтыков-Щедрин, Чайковский и Толстой, а также многие другие знаменитые люди. Островский — на экране Многие произведения обрели новую жизнь в кино, были перенесены на телеэкраны. Первая экранизация состоялась более 100 лет назад, в 1911 году. Это был немой фильм «На бойком месте» сценариста и режиссера Петра Чардынина. За более чем 100 лет сюжеты Островского экранизировали около 80 раз. По мотивам его сочинений снимали не только художественные, но и анимационные фильмы — например, мультфильм 1952 года «Снегурочка». Островский — в школе Российская школьная программа по литературе включает творчество А. Его пьесы являются важнейшими уроками эстетического и нравственного воспитания, в них поднимаются политические, социальные, этические вопросы, ставятся конкретноисторические, но вместе с тем и общечеловеческие проблемы.
Жажда гармонии в обществе и в душевном мире человека : «Снегурочка» А. Лица и маски : внеклассное чтение с элементами театрализации по пьесе А. Катерина — борец или жертва? Открытые уроки литературы : 9-11 классы.
Агафья Ивановна умела наладить быт даже при очень скудных средствах. Мемуаристы вспоминали, что она прекрасно пела народные песни, что давала Островскому много советов по поводу его пьес — вот это хорошо, а вот так не говорят… Она ясно осознавала социальное неравенство с мужем — они нигде не появлялись вместе, да их бы и не приняли, она пряталась от посетителей, кроме тех, кому доверяла среди них, кстати, был и Лев Толстой. У Островского и его Гаши было четверо детей, все они считались незаконными. Трое умерли в детстве, один, Алексей Александров — когда ему было за двадцать.
Агафья умерла, когда ей было чуть больше сорока, и Островский остался совсем один. Островского в Малом театре. В основу монологов Катерины о ее детстве легли воспоминания Косицкой; она много рассказывала Островскому о себе. Она обратила на себя его внимание еще тогда, когда взяла для бенефиса роль порывистой, влюбчивой купеческой дочки Дуни из пьесы «Не в свои сани не садись»; золотоволосая Косицкая в простом ситцевом платье совершенно очаровала публику. Был очарован Косицкой и сам автор пьесы; впрочем, она очень строго сказала ему, что не хочет отнимать его любви у другого человека. Со временем она увлеклась купеческим сыном, который швырялся деньгами, дарил ей дорогие подарки, а потом, когда они сошлись, обобрал и разорил ее. Ударом для Островского стало не то, что Косицкая предпочла ему другого, а то, кого она ему предпочла; тоже история как будто из его пьесы. Любовь Косицкая умерла рано, через год после Агафьи Ивановны.
В 1856 году его включили в состав литературно-этнографической экспедиции по реке под руководством великого князя Константина Николаевича. Участники экспедиции поделили Волгу на участки, каждый должен был два лета подряд работать на одном из них, записывая местные словечки, собирая информацию о том, как живут люди по берегам реки, чем занимаются, как зарабатывают на жизнь, чем торгуют, во что одеваются. Островский работал в верховьях Волги, записал множество интересных сведений, местных словечек, историй. После этого в «Грозе» появилась Волга как самостоятельное действующее лицо. От нее — простор, широта, стремление к полету. А город Калинов — душит, сковывает, взлететь не дает; конфликт в пьесе не только столкновение характеров, но и столкновение воли и неволи, волжской свободы и душных купеческих домов с их высокими заборами и тяжелыми засовами. Островский заставил актеров жить на сцене Слева направо: актер Федор Бурдин, драматург Александр Островский, актеры А. Репродукция Фотохроники ТАСС Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового; его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем.
И, конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального театра — и реалистического театра, — чем каждый из предшественников. Чтобы играть в пьесах Островского, актерам надо было пересмотреть свою привычную манеру декламации, восходящую еще к театру классицизма, и начать жить на сцене; не себя вносить в роль, а отказываться от себя и вживаться в своего персонажа; говорить не книжным языком, а живым простонародным; отказаться от скудного запаса заученных жестов и начать жить на сцене. Каждому актеру в пьесах Островского было что играть — даже если роль самая маленькая, в несколько реплик. Критики отмечали, что зрителей захватывает даже не столько сюжет он может быть и самым немудрящим , сколько сама языковая стихия пьесы. Именно в этих пьесах особенно ярко заблистал талант Прова Садовского и Сергея Васильева. Впрочем, Михаил Щепкин Островского не принял, с первой репетиции «Грозы» демонстративно ушел, инициировав конфликт, который один из современников назвал «войной армяков с фраками». Щепкин, представитель «западничества» в театре, переигравший сотни ролей в водевилях, исполнитель не только главных ролей в классических русских и иностранных пьесах, но и вечный благородный отец в сотнях водевилей, не мог принять театра Островского. Островский привел на театральную сцену мелких чиновников и купцов, приказчиков и свах, странниц-богомолок и нянек, мещан и разорившихся дворян — уже не этнографических «русских типов», а живых людей с их смешными, глупыми, трагическими речами, с их мелкими проблемами, возвышенными мечтами, небольшими огорчениями или огромным горем.
Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания. Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную — «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» — и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном — во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности.
Это самая театральная его пьеса. Первая мысль у меня была: а что ж его сподвигло на это? Ведь там отражена библейская тема, и очень важно понимать, как он к ней пришел. В 1862 году в России вышел новый синодальный перевод Библии, пьеса написана в 1870-м. Мне кажется, Островский взял для своей драмы эту мысль из Книги Иакова в новом переводе: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Гурмыжская выбрала молодого мальчика, и она пребывает в вожделении.
Несчастливцев пребывает в вымысле театральной игры и поднимается над вожделением. Вот в чем смысл! Режиссер — Тамара Исаева Судьба приводит героиню, уже знаменитую и востребованную актрису, в город ее молодости, где она пережила предательство, боль утраты, равнодушие и несправедливость. Героиня, казалось бы, переродилась, но прошлое бесцеремонно вторгается в ее жизнь. В этой мистической драме центральное место занимает его величество Театр с возвышенной гармонией и отталкивающим самолюбием, истинным творчеством и дешевой фальшью, веселыми интригами и хрупкими надеждами. Режиссер — Григорий Козлов Материнская любовь — в чем она заключается? В пожизненной заботе и опеке над своим ребенком? Или, может, в умении вовремя отпустить чадо в вольное плавание? Избалованный и капризный маменькин сынок Мишенька совершенно не приспособлен к жизни.
С младенчества опекаемый женщинами, он живет в мире грез и иллюзий. Однако грезы — не худшее, что есть в этом мире. Режиссер-постановщик — Михаил Левшин Музыкальная комедия рассказывает об актерах и комедиантах. В трактовке театра все персонажи пьесы играют свой спектакль. Помещица Гурмыжская обожает устраивать у себя в имении концерты и музыкальные вечера, где она — примадонна. Она поет, играет и предстает перед своими гостями в роли великой благодетельницы. Все герои в маленьком мирке усадьбы Гурмыжской не живут, а красуются. И примадонна, и все герои спектакля страдают и обретают счастье под слепящим светом софитов и вспышек фотоаппаратов. Уклад жизни усадьбы нарушает внезапный приезд нищего племянника Гурмыжской — актера Несчастливцева.
Его трагическое благородство заставит действие привычно-фарсового спектакля прийти к неожиданному финалу. Режиссер-постановщик — Михаил Левшин Почтенная «волчица» крепко держит бразды правления в маленьком губернском городке. Она вершит судьбы покорных ей «овечек», надежно прикрываясь общественной моралью. Женить непутевого племянника на богатой молоденькой вдове, напугав ее несуществующим долгом покойного мужа, и забрать в свои руки ее имение — все складывается успешно. Но неожиданно в планы вмешивается деловой перспективный «волк» — жених безутешной вдовы. Овцы кротки, и, кажется, исход предсказуем, но не перегрызут ли волки друг другу глотки в борьбе за очередную заблудившуюся овцу? На сцене разыгрывается созвучное нашему времени действо, наполненное юмором и цинизмом, с узнаваемыми характерами и неоднозначным финалом. Режиссер-постановщик — Анна Матисон В утопической идиллии страны берендеев Римский-Корсаков уловил нечто тревожащее. Ради сохранения существующего миропорядка приносится очистительная жертва, и если архаичное сознание готово без колебаний признать необходимость этой жертвы, то мы, люди нового времени, другие.
Анна Матисон, поставившая «Снегурочку» в 2020 году, сделала следующий шаг, развенчивающий сомнительное благообразие социума, представленного в произведении. Ее «Снегурочка» — не пантеистический миф о нарушении и восстановлении космического равновесия, а история одинокой девушки-подростка, которая попала в отвратительный взрослый мир, населенный корыстолюбивыми лжецами. Берендеи, при всем красочном великолепии их праздничных нарядов, вовсе не миролюбивый земледельческий народец, а агрессивная толпа потребителей, которая никак не хочет видеть проблему в себе. Ведь гораздо проще найти внешнего врага, даже если враг — это Снегурочка, явленная людям как шанс на спасение. В конце концов эта толпа обречена на уничтожение их же богом. Гигантский испепеляющий шар Ярилы становится грозным предостережением. Постановка рассказывает о милосердии, человеческом свете, тепле и, конечно, любви — ведь только ей подвластно превратить ледяную красавицу в живую девушку. По задумке постановщиков оркестр становится действующим лицом и располагается на сцене. Благодаря этому юные зрители могут видеть и слышать, какие инструменты и какие музыкальные темы сопровождают каждого героя.
Режиссер — Анджей Бубень За этой реальной детективной историей следила вся Россия. Одну влиятельную даму обвинили в крупных финансовых махинациях: при помощи фальшивых документов она вымогала деньги у местных простофиль. И деньги, по словам королевы аферы, шли исключительно на благотворительность. Но их было слишком много, и они были слишком грязные. Деятельный характер «доброй души», которая в итоге так и не понесла наказание, привлек внимание Александра Николаевича Островского. И в 1875 году драматург написал злободневную комедию «Волки и овцы». В небольшом городке жизнь течет неспешная, с чаями да баранками. Но в этом тихом провинциальном омуте страсти кипят — космические! Азартная барыня Мурзавецкая всеми возможными и невозможными способами пытается прибрать к своим руками наследство богатой молодой помещицы Евлампии Купавиной.
И она почти достигает своей цели, посватав за вдовушку своего племянника. Но тут в игру вступает новый участник — «великий комбинатор» помещик Василий Беркутов. Кому же достанется главный приз? Интриги, подкупы, подложные документы, обман — действие спектакля выходит за его рамки и переходит в настоящую жизнь. Режиссер — Сусанна Цирюк Премьера. Это вечная история о силе чувства, которому невозможно противостоять. В действии сплетены воедино прошлое и настоящее, что подчеркивает актуальность темы жестокого выбора между материальным благополучием и счастливой любовью. Бесприданница Лариса Огудалова влюбляется в дворянина Паратова, но тот внезапно исчезает, и тогда, отчаявшись, она соглашается выйти замуж за первого встречного — чиновника Карандышева. Казалось бы, «дело решенное», но вот Паратов возвращается в город.
Лариса готова пожертвовать всем ради своего чувства — какова будет расплата? В спектакле звучит музыка композитора Андрея Петрова. Режиссер-постановщик — Юрий Томошевский «Гроза», пожалуй, одна из самых ярких и колоритных постановок Юрия Томошевского. Хрестоматийное «темное царство» обретает здесь вполне реальные очертания, знакомые современному зрителю: свекровь Кабаниха — жестокая патриархальная приверженница; добрый, но непутевый пьяница-муж Тихон и, наконец, тихая душа, почти ребенок, которой суждено побороться за самое себя и за свою «нечаянно нагрянувшую» любовь — Катерина. На сцене представлена целая плеяда психологических типажей: колоритных странниц, веселых и наивных служанок, суровых купцов, и, наконец, лирических влюбленных. Единственное, чего нет в этом спектакле — это старомодности. Несмотря на грустный финал, в спектакле торжествует жизнь, вера и подлинные чувства. Режиссер — Владимир Глазков Спектакль-фантазия на темы произведений А. Мечты Миши Бальзаминова обрели театральную реальность.
Картинки из жизни Замоскворечья 1861 года удивительным образом переплетаются с нашим временем, рождают неожиданные ассоциации и смех в зрительном зале. А главный герой по своей инфантильности и неприспособленности к жизни вполне может считаться «героем нашего времени». Есть несколько ключевых моментов в тексте Островского на которые театры раньше как-то не обращали внимание, но сегодня они зазвучали по-другому, обнажая глубокий философский подтекст, скрытый за, казалось бы, невинной шуткой гения. Режиссер — Юрий Чулков Лирическая музыкальная комедия. Дачная жизнь… Сколько страстей, забавных сюжетов, неожиданных встреч, интриг и романтических событий. В окружении цветущих палисадников и темных аллей, происходят яркие комические и трагические события. Влюбленный генерал снимает дачу для своей «племянницы».
Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в Снегурочке поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце. Литературоведы считают, что в весенней сказке условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!. Снегурочка А. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании весенней сказки использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова 1848-1926 , который в 1882-1883 г. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. Мастер изобразил героиню сказки по-новому. Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге. Живописно, помимо В. Васнецова, образ Снегурочки изобразил и М.
Выставка в рамках фестиваля «Наш Островский»
Сцены из жизни захолустья, в четырёх действиях Роли: женские: 3; мужские: 3; детские: нет; массовка: нет Язык оригинала: русский; период написания: XIX век Страна: Российская Империя 1721—1917 гг. Сцены из московской жизни, в трёх действиях Роли: женские: 2; мужские: 4; детские: нет; массовка: есть Язык оригинала: русский; период написания: XIX век Страна: Российская Империя 1721—1917 гг.
Драматург жил с женщиной из простой семьи — Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.
Последние годы жизни До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы. Островский умер 2 14 июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Хронологическая таблица.
Еще в гимназии Александр увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке и с восторгом рассказывал товарищам о знаменитых актерах, которых видел в театре. В 17 лет он окончил гимназию и по требованию отца поступил в Московский университет на юридический факультет. Он стал пропускать занятия, часто ради театральных спектаклей, затем несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву и так и не сдал его, после чего был отчислен из университета. С этого момента начался затяжной конфликт отца и сына, который продолжался до самой смерти Островского-старшего.
Островский-канцелярист и первые пьесы А. Островский в 1856 г. Фото: Российская национальная библиотека. Справа — афиша спектакля «Свои люди — сочтемся», 1861 г. В Совестном суде обычно рассматривали дела, не связанные со злым умыслом: например, преступления, совершенные людьми с психическими заболеваниями или умственной отсталостью; внитрисемейные дела; дела несостоятельных должников.
Одной из задач суда было добиться примирения сторон. Островский прослужил в судах 17 лет. Говорят, писателю нужно «узнать жизнь»; в этом смысле у Островского была огромная практика — столько разных людей он видел, столько жизненных перипетий. Первая его пьеса, которую он с успехом читал у профессора Шевырева в 1847 году, «Семейная картина» сначала она называлась «Картина семейного счастия» , изображала купеческую семью Пузатовых, где 19-летнюю девушку брат хочет выдать замуж за старика-купца. Брат прекрасно знает, что жених — отъявленный плут, но уверен, что сможет его перехитрить и всучить ему негодное приданое.
Между тем будущая невеста и жена брата отпрашиваются в монастырь на богослужение, но отправляются гулять. Цензор дал резко отрицательный отзыв об этой пьесе: «Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, а купчихи тайком гуляют от мужей». Пьесу запретили к постановке, и лишь много позже Островский получил разрешение ее поставить. Но свой литературный стаж он отсчитывал от дня чтения пьесы у Шевырева: «Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».
Основой для нее стали многочисленные дела о банкротстве, с которыми он имел дело в суде. Пьеса сначала так и называлась — «Банкрот», «Несостоятельный должник». Купец Большов объявляет себя банкротом, заранее переписав все свое имущество на приказчика Лазаря Подхалюзина, которого женит на своей дочери Липочке: свои люди, сочтемся. Когда Большов, уже сидящий в долговой яме, должен начать выплачивать долги кредиторам — по 25 копеек за рубль долга, — и зять, и дочь отказываются дать ему денег: самим нужны, да и Большов не велел кредиторам больше 10 копеек давать. Дочка обиженно добавляет: «Я у вас, тятенька, до 20 лет жила — свету не видала.
Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? Более того, по личному распоряжению Николая I Островского отдали под негласный полицейский надзор, который был с него снят только после смерти царя. При чтении пьесы «Свои люди — сочтемся» присутствовал Гоголь; Погодин, редактор «Москвитянина», передал Островскому добрый гоголевский отзыв о пьесе. С этих пор Островский вошел в узкий круг молодых авторов «Москвитянина», среди которых были Аполлон Григорьев, Мельников-Печерский, Писемский; они вдохнули новую жизнь в журнал, придерживавшийся официальной доктрины «православия, самодержавия, народности». Журнал в это время ориентировался на те слои российского населения, которые не были затронуты влиянием западной цивилизации.
Если славянофилы видели опору в крестьянстве, то «москвитяне» считали классом, на который можно опираться, русское купечество. Островский, впрочем, не особенно обольщался по поводу добрых нравов купечества, как показывают уже первые его пьесы.
И чем только ни... Следила за мыслями главного героя... Брэдбери Рэй - Скелет Отличный рассказ, а прочитано просто великолепно и музыка в тему. Венцковский Дмитрий - Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Андрей Андреев 4 часа назад [спойлер].