Новости можно ли в пост бриться

Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»?

Мыться, купаться, полоскать рот во время поста

Сейчас у православных идёт Рождественский пост. Как вести себя во время этого поста? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр. Можно ли в Великий пост белый хлеб и лапшу? Если поминки выпали на пост, проводить их можно.

можно ли бриться в пост

Давайте разберемся, можно ли работать в церковные праздники? Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. Все про Рамадан: можно ли мыться, целоваться или чистить зубы во время поста. Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Можно ли кушать сладкое во время поста?

Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник

Хочу спросить у вас: подобает ли православному христианину бриться? Бывает, что у священника спрашивают: "Можно ли охотиться на животных в пост?". Можно) И мыться, и бриться можно. Можно ли бриться, делать хиджаму, обниматься, курить и мнорго другое.

Можно ли бриться в церковные праздники ответ священника

Современные богословы трактуют это евангельское событие, как указание на Иисуса, как на господа пророков. Ведь Бог указал не на Моисея или Илию, а на Христа и повелел при этом слушаться его. На Руси праздник Преображения утвердился лишь в XVI веке, соединившись с другим праздником — Вторым или Яблочным Спасом, традиция отмечать который существовала уже несколько столетий. Спас связан с другим древним преданием. Правитель месопотамского города Эдес царь Авгарь был болен проказой, и никто из лекарей не мог помочь ему. Тогда он решил обратиться с просьбой об исцелении к Иисусу Христу, слава о чудотворных способностях которого уже гремела повсюду, и послал к нему гонцов. Сын Божий в тот момент не мог посетить Эдес, но пообещал помочь. Во время беседы с гонцами Иисус Христос отер полотенцем свое лицо, и на ткани тут же отпечатался его лик. Это чудодейственное полотенце доставили Авгарю, и вскоре он почувствовал облегчение. Позднее с этого изображения лика Спасителя было написано множество икон. Самая известная из них — новгородская икона XI века «Спас нерукотворный», или «Спас на полотне».

А после казни и вознесения Иисуса Христа по его повелению к царю Авгарю прибыл апостол Фадей и излечил царя от проказы окончательно. Так Иисус Христос сдержал данное обещание. Исцеленный царь Авгарь уверовал в Иисуса Христа и принял христианство, а чудодейственное полотенце с ликом Спасителя прикрепили над главными воротами Эдеса. Традиции празднования Яблочного Спаса В крестьянском народном календаре праздник Преображения более известен как Второй, Яблочный Спас. Празднование его приходилось на 6 августа по старому стилю, сегодня на 19 августа. С этим днем связаны многие народные и поговорки. Первый Спас называется медовым и отмечается 14 августа. А на самом исходе лета, 29 числа, празднуется Третий Спас, который именуется ореховым. В народе считали, что со Спаса Преображения преображалась и погода. Вторая половина августа на Руси называлась молодым бабьим летом.

День Преображения было принято заканчивать обрядовыми проводами заката. Девушки пели прощальные песни, провожая солнце на закате. Так на Руси расставались с летом. До этого дня в крестьянских семьях не ели никаких плодов кроме овощей, запрет особенно касался яблок. Нарушение этого табу считалось большим грехом. Яблоки непременно нужно было освятить в день Преображения во время утренней церковной службы, и только после этого их можно было есть. В народе этот день называют «великой пречистой». Этим праздником завершается двухнедельный Успенский пост. Успение Богородицы 28 августа отмечается один из самых важных христианских праздников — Успение Богородицы. О земной жизни и обстоятельствах смерти Богоматери известно совсем мало.

До нас дошло несколько отрывочных сведений о ней, сообщаемых в Деяниях апостолов и апокрифическое неизвестного автора «Об Успении Богородицы». Эти источники позволили составить историю жизни Богоматери после казни ее сына — Иисуса Христа. По преданию, после вознесения Спасителя Мария прожила еще 12 лет. А последние годы Богоматерь провела в Иерусалиме, где часто общалась с апостолом Лукой, который многое записывал в свое Евангелие с ее слов. За 3 дня до кончины к Марии явился архангел Гавриил, предупредил ее об этом и вручил пальмовую ветвь. Согласно церковным легендам, к часу успения Богородицы у ее одра собрались все апостолы, кроме Фомы. Неожиданно свет заполнил комнату, где лежала Мария, и апостолы увидели Иисуса Христа, явившегося за пречистой душой Богоматери. Тело же Марии захоронили в Гефсиманской пещере, там уже покоились ее родители и Иосиф. Успение трактуется церковью не как смерть, а лишь как временное отделение души от тела. Прибывший в Иерусалим через 3 дня после успения Богородицы Фома, попросил вскрыть гробницу, чтобы попрощаться с усопшей.

Когда это сделали, обнаружили в пещере лишь благоухающие пелены, а тела Марии в гробнице уже не было. В тот же миг апостолам явилась сама Богоматерь и рассказала о своем Вознесении. Из истории праздника Успение Богородицы В раннем христианстве, когда еще не существовало законченной биографии Девы Марии, Успение Богородицы не праздновалось. Предполагают, что этот праздник возник примерно в 5-6 веке, уже после того как закончились богословские споры о «божественной сущности» Божьей Матери. Последний период ее земной жизни описан в сочинении «Сказание об Успении Пресвятой Богородицы». Оно является единственным источником, на который опирается церковь. На Руси праздник Успение Богородицы слился с отмечаемым ранее празднеством хлеборобов в честь окончания жатвы. Широкое почитание Богоматери, как покровительницы земледельцев, обеспечило Успению Богородицы популярность среди верующих. Ужин в крестьянских семьях в этот день был особым, успенским. Обычно он состоял из кислого молока с толокном.

В этот день обычно после молебна в церкви совершали крестный ход на сжатые поля. Делалось это в благодарность за снятый урожай и в надежде на будущий. В день Успения устраивали мирской пир, для которого пекли пироги из новой муки и варили «братское» пиво. Успение считалось последним летним днем, поэтому впервые вечером в избах зажигали лучины или свечи — и ужинали при свете. Любые родители внимательно следят за речью своих детей и всегда готовы сделать им замечание. Хотя сами себя в своих словах не контролируют. И очень часто допускают такие выражения, которые не только неприятны, но и откровенно вредны для подрастающего поколения. Родителям стоит серьезно задуматься над тем, как ту или иную фразу воспринимает ребенок. Ума не приложу» В таких фразах обычно чувствуются злость, недовольство или разочарование. По сути, для ребенка это означает, что вам просто не повезло с сыном или дочерью.

У детей это вызывает чувство тревоги и одиночества, а в более старшем возрасте — гнев. В следующий раз, просто-напросто, ребенок будет искать внимание другим путем. Ведь на звон разбитого стекла или вопль кошки мама прибежит как миленькая. Имеется в виду — когда вырастешь, поймешь. Но менее опасной она от этого не становится. Для одних детей пребывание в неведении является отправной точкой невроза. Для других причиной формирования таких черт характера, как подозрительность и недоверие. А бывает, что ребенок перестает задавать интересующие его вопросы. А потом родители удивляются, почему он вырос таким равнодушным. Иногда из жалости к своему чаду.

Иногда из желания удержать рядом с собой. Но чаще потому, что действительно не верят в его способности. Так или иначе, уровень притязаний ребенка от этого может сильно измениться. Очень тяжело чего-то добиваться, если взрослые не ценят усилий и заведомо уверены в провале. Все это создает ситуацию давления, постоянного контроля. Откровенность и честность существуют в условиях доверия, мягкости и терпимости к разным ситуациям. При таком воспитании, ребенок начинает бояться чужих людей, испытывать неуверенность в общении либо проявлять агрессию к окружающим. Только друзья эти должны быть во всех смыслах положительные. Но у детей наше стремление проводить отбор среди друзей, чувства благодарности не вызывает. Они замыкаются, меньше рассказывают родителям об отношениях с друзьями и постепенно отдаляются.

И конечно, они вызывают восхищение. Ни в коем случае нельзя их ставить в сравнении со своим чадом. Это то же самое, что муж все время будет нахваливать соседку и ставить в сравнении с женой. Часто это сохраняется всю жизнь и оборачивается склонностью к депрессиям. Личная гигиена также важна и необходима во время болезни, как и в любое другое время. Смывая с кожи пот и выделения сальных желез, теплая вода приносит облегчение, улучшает состояние больного, помогает расслабиться мышцам. Однако при некоторых заболеваниях ванна или душ могут ухудшить состояние больного, поэтому водные процедуры приходится откладывать до выздоровления или хотя бы до окончания острого периода заболевания. При гриппе или другой респираторной инфекции мыться можно только после того, как спадет температура. При этом лучше использовать не слишком горячую воду, не проводить в ванной много времени и постараться не переохлаждаться после купания. Распространенный миф о вреде мытья при ветряной оспе — не более чем заблуждение.

Если больной ветрянкой чувствует себя хорошо, температура не повышена, озноб и слабость прошли, водные процедуры ему не противопоказаны. Обычно мыться разрешается с четвертого-пятого дня болезни. Следует только соблюдать некоторые предосторожности, чтобы не допустить раздражения высыпаний на коже: вода для мытья должна быть теплой, а не горячей, нельзя растирать тело жесткой мочалкой, желательно не использовать мыло и гели для душа. Достаточно будет принять душ, а затем осторожно промокнуть тело мягким полотенцем. После того как корочки подсохнут, можно смазать их антисептиком. Обострение псориаза, нейродермита, экземы — не повод отказываться от мытья, однако время пребывания под струями душа лучше сократить, а мыло или гель использовать максимально нейтральные. При травматических поражениях кожи обширные ожоги, ссадины, затрагивающие глубокие слои кожи мытье также лучше отложить до заживления ран. В крайнем случае, разрешается принимать душ, закрыв раны влагонепроницаемой повязкой. Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом? Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом.

Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало. Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники. Что православные люди в дни святых праздников не делают? Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, исповедаться или причаститься, выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, что нужно делать во время церковного праздника. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних, изучению… Все ли приметы одинаково верны? Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться.

Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью? Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник — будешь на том свете воду пить интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют? В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но… Можно ли ходить в баню в церковные праздники? Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам. Многие из нас считают себя православными людьми, но что греха таить не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом.

И что бы хоть как то восполнить это мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них. Для Православной церкви и всех верующих они являют собой священное событие и предваряются предпраздничными Богослужениями. Их называют вечерни и утрени. Это не что иное как подготовка к светлому дню. Но она состоит не только в посещении «предпраздневств»… Как вести себя в бане Чтобы не рассердить банника, перед тем как войти в баню, нужно обязательно постучаться и спросить разрешения: «Банник-банник, в дом к тебе прошусь, от зла защищусь. Твои правила знаю, их заклинаю! Гостя прими по чину да по совести. Нашли не беды, а благости! Ключ, замок! Также, согласно поверьям, не стоит ходить в баню в понедельник — это день банника.

Если нарушить запрет и помыться, волосы станут расти медленно. А лучшими днями для водных процедур считаются вторник, четверг и суббота, когда банник присматривает за нечистью, чтобы ее злонамеренные действия не отразились на самочувствии моющихся. Первыми в баню должны идти мужчины, тогда дух не нашлет болезни и неприятности. Нельзя пропаривать баню более 3 раз, иначе банник может удушить. Также народная мудрость запрещает париться пьяным — потом неделю рассеянным и невнимательным ходить. Профессор Алексей Ильич Осипов — Сегодня я приветствую любезно ответившего на мое приглашение заслуженного профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова, который согласился ответить на несколько вопросов. Алексей Ильич, один из главных вопросов, который сегодня волнует православную общественность, людей церковных, людей даже не церковных, которые в последнее время прислушиваются к голосу Церкви и уж, во всяком случае, отмечают главные церковные события — в Интернете или в СМИ — это вопрос о подготовке к предстоящему VIII Всеправославному Собору. Многие православные считают его VIII-м Вселенским Собором и, может быть, основания для этого есть, потому что существует твердое мнение в православной среде, что «семь Соборов было, а восьмому не бывать» ср. На самом деле, мы не можем не согласиться с многими так называемыми ревнителями православной традиции,… Для многих из нас посещение бани — это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь.

Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком. Отношение церкви к посещению бани Издревле баня была местом приема гигиенических процедур — сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось. Уже этот факт свидетельствует об особом отношении к бане, которое было не таким уж… В гостях у Банника Издавна баня на Руси была окруже на ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, — недаром пе ред началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крес тины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке. Нечистым — потому что баня была пе реходным, пограничным местом, ме жою между миром живых и миром мер твых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, по сещение бани считалось опасным заня тием.

Верили, что по ночам в гости к домовому бани — Баннику или Баеннику захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться — этого Банник особенно не любит. Для бани годится не всякий день. Так, в понедельник девкам нельзя… Для поиска введите слово: Вопрос священнику Количество записей: 20 Здравствуйте! Правда ли, что если священник во время Богослужения разлил вино на престол Господний, его лишают сана? И что это означает? Нет, неправда. Может последовать наказание вплоть до запрещения в служении на какое-то время это зависит от архиерея , ведь в чаше находится не просто вино, а вино, претворившееся в Таинстве Евхаристии в Кровь Христову, — но сана не лишат. Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться мыть пол и мыть голову в праздники?

Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ! Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. У иудеев все регламентировано по поводу того, что можно, а… 9 апреля православные отмечают Великий четверг. В этот день вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус Христос рассказал о своем грядущем распятии и омыл ноги своим апостолам. Как россияне, желающие следовать православной традиции, должны провести этот день? Об этом мы спросили у настоятеля Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, протоиерея Александра Борисова. Джотто, фреска «Христос умывает ноги Петру». Именно в этот день Господь, буквально за несколько часов до своих страданий, совершил Таинство Евхаристии — он преломил хлеб и подал его ученикам сказав им: «Это — тело мое, за вас ломимое во оставление грехов». Затем передал им чашу с вином, сказав: «Пейте, это — Кровь моя Нового Завета», откуда и пошло причастие.

И тогда Христос взял на себя искупление всех грехов людских, принеся себя в жертву на… Уважаемая Татьяна!

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго — всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице. Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода — это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы - его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы. Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года. Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду — начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году. Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок. Русские святители. Бритье бороды брадобритие — по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, то есть нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах творения Никона Черныя Горы, сл. Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие быть без бороды Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». Во время Великой схизмы в 1054 г. То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской». Бритье бороды брадобритие строго запрещается, как латинский обычай.

Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного Лев. Правило Никиты Скифита «О пострижении брады», л. В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви 1551 определил: «аще кто браду бреет и преставится тако т. Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным.

Бриться — значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина — муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься. Читайте также: Какого числа Пасха в 2021 году и поминальный день Радоница? Традиции и обычаи Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия. Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы Чис. Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ икона «Спас Нерукотворный» ; изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии. Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога Мат. Традиция православных священников носить бороду В современной России до и во всём православном мире ношение бороды священниками — это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком. Священник Православной Церкви является носителем образа Христа.

Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем. Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят «в капищах. И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить. Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли — настало время стабилизации. Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека.

Сейчас ношение бороды — это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? Синкевич «Борода в истории христианства» 2. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие» 4. А в самом начале этой эпидемии умерли сотни и тысячи учеников раби Акивы. Это произошло после праздника Песах.

Эпидемия продолжалась 33 дня. Наши Учителя не ограничились простой констатацией естественных причин смерти и усмотрели в этом проявление духовных недостатков. Какие духовные недостатки могли быть у таких серьезных и достойных людей как ученики раби Акивы?

Где, почему? Очень уж сильное выражение — «прокляли».

Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом?

Это нам разъясняют толкователи. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили». Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет.

Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов». Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние.

А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется.

Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше». И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа?

Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися». То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос.

А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы». И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом.

Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен. В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом — ни слова. Смысл 96 правила Трулльского собора — сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего.

Можно ли есть вареных раков во время Великого поста? Существует такая традиция: для подкрепления сил употреблять морепродукты — креветки, кальмары, мидии и подобные им, но не рыбу, — в субботы и воскресенья Великого поста. По составу продуктов понятно, что это традиция средиземноморских христиан, в частности, греков. Но и в России, в наш век доступности продуктов со всего света, этот обычай вполне прижился, и многие христиане с удовольствием ему следуют. Наверно, раки тоже попадают в эту категорию.

Но все же раки — это скорее лакомство, чем какая-то серьезная еда, поэтому было бы полезным воздержаться от того, без чего человек вполне может обойтись. Можно ли во время Великого поста кушать мед и сухое молоко? А еще я прочитала, что в субботу и воскресение можно выпить немного вина или пива, правда ли это? Устав Великого поста не запрещает вкушение меда. Даже, наоборот, он является хорошим средством для поддержания сил, существует множество постных блюд с медом. Что касается сухого молока, то лучше было бы потерпеть до Пасхи и выпить нормального молока, получив больше пользы и удовольствия. Позволительно ли употреблять во время поста алкогольные напитки? Действительно, Устав допускает употребления вина в воскресные дни и большие праздники, приходящиеся на Великий пост. Но нужно ясно осознавать, что эти правила были написаны в рамках средиземноморской культуры употребления вина.

Во-первых, вино там очень слабое, а, во-вторых, является вместе с водой чуть ли не единственным столовым напитком. В наших условиях, как Вы понимаете, даже несколько стаканов нашего вина могут вызвать у человека хоть и небольшое, но все-таки опьянение, что несовместимо с постом.

Великий пост 2024: что категорически нельзя делать

Многие верующие считают, что в дни церковных праздников мирские дела находятся под полным запретом, и их выполнение может отрицательно сказаться не только на удаче, но и на здоровье. Однако церковь не так строга, и эксперты сайта сайт предлагают познакомиться с самыми распространенными запретами, чтобы в особые дни не подвергать себя и своих близких опасности. Церковные запреты Церковь запрещает браниться и сквернословить в дни почитания святых. В праздники важно отказаться от увеселительных мероприятий, посвятить время семье и молитвам, чтобы не останавливаться в духовном развитии. Под запретом употребление алкоголя, курение, переедание и иные пагубные привычки. Исключение составляет красное церковное вино, которым можно причащаться в некоторые из праздничных дат. Священнослужители допускают уборку, мытье и иные заботы, которые необходимы. Под запретом остается работа, которую можно перенести на будние дни.

Семьям с маленькими детьми или пожилыми родственниками, требующими ухода, можно без опаски выполнять необходимые работы. Ни один священнослужитель не запрещает ухаживать за близкими, ведь это Богоугодное дело. Оставить следует заботы о хозяйстве: полив и пересадка растений могут подождать, а вот кормление домашних животных или скотины, надлежащая уборка в местах, где она содержится, не возбраняется. Важно лишь рассчитать силы и не выполнять работу в ущерб молитвам и походу в церковь. Заниматься рукоделием в праздничные дни не стоит, поскольку в современном мире это занятие превратилось в хобби. Тем, кто зарабатывает на жизнь шитьем, также стоит отложить рукоделие, если только это не важный заказ. В случае если вам нужно срочно пришить пуговицу или выполнить иную мелкую работу, вы можете сделать это без опаски.

В праздничные дни нельзя охотиться и убивать животных. Такой грех может не только отвернуть удачу от человека, но и навлечь на его семью несчастья. В прежние времена старались не прикасаться даже к насекомым, чтобы ненароком не прогневить Господа. По примете, в день церковного праздника нельзя мыться. Раньше для этого нужно было приложить немало сил: заготовить дрова, натаскать воды, затопить баню. Сейчас ополоснуться не составит труда, ведь для этого нужно всего лишь повернуть кран. Запрет касался стирки белья, ведь наши прабабки для этого спускались на речку, полоскали и отжимали большое количество одежды и постельных принадлежностей, а затем несли домой.

Сейчас стирка занимает у домохозяек минимум времени, ведь всю работу выполняет стиральная машинка. Работы в огороде запрещены из-за больших затрат времени и сил, но в современном мире очень небольшой процент людей живет натуральным хозяйством. Большинство же вполне может оставить дела на дачах и огородах в дни праздников. В праздничные дни, отмеченные в церковном календаре, уделите время молитвам, даже если не можете посетить церковь. Начинайте любую работу с обращения к Высшим Силам , чтобы получить благословение. Священнослужители рекомендуют помигать ближним и не отказываться от работы, если она несет добро. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и 19.

Они часто помогают в самых критических ситуациях... Недавно было Благовещение. А скоро — Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники , попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники? Четвертая заповедь Божия гласит: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия. В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись. Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью. Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei. Практическое применение 4-й заповеди Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета. Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники. Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так: По большим праздникам список ниже и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает. Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило : если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде. Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой.

А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху. То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия. Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные.

Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного праздничного дня. Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день.

Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру. Служба в церкви.

Стараются в праздник ходить на службы утром и вечером. В 2024 году на Лазареву субботу выпадает рабочий день, поэтому к богослужению можно присоединиться вечером. Освящение вербы. С вечера субботы верующие в храмах святят вербы — готовятся к Вербному воскрексенью 28 апреля. Где взять вербу и как ее хранить после праздника, мы рассказывали в этом материале.

Именно эти святые считаются главными апостолами Христа и охранителями Рима и Константинополя. До той поры аскеза не связывалась с Петром и Павлом, а являлась возможностью совершить подвиг веры для тех, кто почему-то не смог блюсти Великий пост.

Петров пост также называют постом Пятидесятницы. Это связано с тем, что по Библии Бог ниспослал на землю Святого Духа на пятидесятый день после воскрешения Иисуса. Дух посетил учеников и апостолов и даровал им понимание Закона Божиего вместо задокументированных правил. После этого события апостолы постились, чтобы очистить свои мысли и проповедовать, будучи не обремененными мирской пищей. В православии акцент делается на Петре и Павле. В них объединяются истовость веры, твердость и простота Петра и красноречие, а также разум Павла. Кстати, первым русским источником, где упоминается Петров пост, является «Белечский устав», написанный в XI веке.

Что можно есть в Петров пост Правила и ограничения Апостольского поста довольно мягкие. Так, запрещено есть и пить продукты животного происхождения, кроме рыбы и молочных продуктов. Дело в том, что рыба — это символ религиозности апостола Петра, поэтому она остается в рационе.

В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя.

Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста. Многие верующие выбирают неправильный подход к посту и делают акценты не тех вещах.

Можно ли бриться в пост

Вопрос о возможности бриться во время поста в православии вызывает различные мнения и трактовки. Можно ли бриться в лазареву субботу?». Можно ли во время поста полоскать рот настойкой, если там содержится спирт? Подскажите пожалуйста можно ли во время Великого Поста причащаться? Одним из таких правил является пост на Успение Пресвятой Богородицы, во время которого принято воздерживаться от бритья.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

Можно ли в воскресенье в пост есть рыбу. Виды православных постов характеристики и особенности. График питания в Великий пост 2021. Таблица Великого поста 2021. Календарь еды в пост. Питание в пост на каждый день. Петров пост 2022 календарь питания по дням. Посты православные в 2021 году календарь питания. Календарь Великого поста 2021. Великий пост.

Недели Великого поста 2016. Великий пост ограничения. Календарь Великого поста по неделям. Великий пост 2022 календарь питания для мирян. Пост 2022 календарь питания по дням. Великий пост 2022 таблица. Великий пост 2022 календарь питания. Календарь Великого поста. Календарь что можно в пост.

Великий пост по дням. Календарь поста что можно есть. Рождественский пост пища в. Рождественский пост питание на каждый день. Рождественский пост меню. Календарь питания в Великий пост 2021. Великий пост в 2022 году. Православный пост 2020. Календарь поста.

Календарь Великого поста 2019. Расписание постов. Великий пост в 2021 православный календарь. Когда начинается Великий пост в 2021 году у православных. Календарь Великого поста на 2021 год. Календарь постов и трапез. Православные посты в течении года. Питание в Рождественский пост 2020 для мирян по дням. Строгий пост Пасхальный.

Постные дни Рождественского поста. Постный календарь. Постное питание по дням. Календарь постных дней. Постные постные дни. Календарь питания. Пост перед Пасхой меню на каждый. Великий пост питание. Питание в пост по дням.

Таблица питания в пост. Великий пост таблица. Питание в пост 2021. Пост 2020 календарь питания по дням. Великий пост календарь питания 2020. Великий пост календарь еды 2020. Православный пост Трапеза. Великий пост питание по дням для мирян. Великий пост календарь питания.

Пост календарь питания по дням. Календарь великогоплста. Календарь великогоипомта. Великий пост в православии. Страстная неделя Великого поста. Питание в Великий пост 2022 по дням. Великий пост в 2020 году.

Как правильно молиться в это время? Почему в молитвах мы говорим «Ты», а не «Вы»? Как молиться некрещеным? Господь в Евангелии говорит про демонов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Без поста мы не сможем противостоять страстям нашей поврежденной грехом плоти, разжиганию которой наиболее способствует мясная нища. В пост мы отказываемся не только от мяса, но и от любой пищи животного происхождения — яиц, молочных продуктов. Впрочем, больные составляют исключение, если по состоянию здоровья не могут жить без этих продуктов. Но пост ведь не только в качестве пищи, но и в ее количестве. Можно и постной нищей объестся, некоторые поправляются за дни поста. Поэтому можно просто сократить количество скоромной пищи, если невозможно по объективным причинам отказаться от нее полностью на это время. Детей надо приучать к посту, но делать это разумно, начиная, например, с отказа от лакомств, сладкого, а не от продуктов, необходимых растущему организму. Перед Великим постом мы просим друг у друга прощения. Впервые эта традиция возникла у египетских монахов, которые на все время поста уходили из монастыря в пустыню, где жили по одному. Окружающий животный мир был очень жесток, вернется ли монах в монастырь или нет было неизвестно.

Православные посты в течении года. Питание в Рождественский пост 2020 для мирян по дням. Строгий пост Пасхальный. Постные дни Рождественского поста. Постный календарь. Постное питание по дням. Календарь постных дней. Постные постные дни. Календарь питания. Пост перед Пасхой меню на каждый. Великий пост питание. Питание в пост по дням. Таблица питания в пост. Великий пост таблица. Питание в пост 2021. Пост 2020 календарь питания по дням. Великий пост календарь питания 2020. Великий пост календарь еды 2020. Православный пост Трапеза. Великий пост питание по дням для мирян. Великий пост календарь питания. Пост календарь питания по дням. Календарь великогоплста. Календарь великогоипомта. Великий пост в православии. Страстная неделя Великого поста. Питание в Великий пост 2022 по дням. Великий пост в 2020 году. Таблица поста. Пост 2020 календарь питания. Календарь поста на 2020 Великий пост по дням. Великий пост расписание питания по дням 2020. Пост 2020 Великий питание по дням. Православный календарь на Великий пост 2020. Посты в 2020 году православные. Посты в православии в 2020. Питание по дням недели. Таблица поста на каждый день. Сырая пища без масла. Пища без масла в пост. Календарь постов 2013. Пост в день пища без масла. Пост Великий 2021. Пост православный и католический. Таблица питания на Рождественский пост. Даты Великого поста в 2022 году. Сырая пища без масла в пост. Великий пост в 2021 году. Меню в пост на каждый день 2021 Великого поста. Великий пост 2021 календарь питания по дням. Питание в Великий пост 2021 по дням. Великий пост в 2021 году календарь питания. Календарь Великого поста на 2021 год православный. Великий пост 2020 меню. Календарь Великого поста 2021г. Календарь поста 2021 Великий пост. Календарь поста Великого на 2021 по дням. Посты в 2019 году православные. Пост 2019 календарь. Пост в христианстве. Рацион питания на посту по дням. Великий пост питание на каждый день.

Что касается алкоголя, то Коран запрещает не только спиртное, но даже и перебродивший сок плодов в любой день года. Лауреат Госпремии Иван Стилиди — о 30-летних исследованиях, которые спасли миллионы жизней Исключения: что можно в Рамадан Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Например, освобождается от поста путешественник, если он находится в долгой поездке или приехал на новое место менее 15 дней назад. Освобождаются от поста и люди, занимающиеся тяжким физическим трудом. Разрешено не поститься по состоянию здоровья, чтобы не ухудшить свое состояние. Прежде всего это относится к пожилым и людям с хроническими заболеваниями. Так, воздерживаясь от питья воды, мусульманин всё же может сделать глоток, принимая лекарство. Послабления также распространяются на беременных, кормящих и недавно родивших женщин. Тем, кто был освобожден от поста, шариат предписывает восполнить его, когда они будут в состоянии это сделать. Если в дневное время мусульманин непреднамеренно забылся и случайно что-то съел или выпил, пост можно продолжать.

Можно бриться в пост Рамадан и почему?

С какого возраста можно привлекать детей к посту? — Знаете, вопрос очень неоднозначный, так как все зависит от воспитания в семье и от телесных сил младенца, от его здоровья. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. А когда пост закончится, то тогда можно смело приступать к решительным действиям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий