В статье будет рассмотрена понятие увертюры в музыке, ее история и использование в разных музыкальных жанрах. При этом часто вместо увертюры композитор создаёт просто маленькое вступление, где передаёт исключительно одну основную музыкальную мысль. Другой вид самостоятельных выступлений в опере — музыкальные антракты, то есть музыка, исполняемая оркестром между действиями и служащая вступлением к сценическому действию, то есть «увертюра местного значения» антракты к 4-ому акту «Руслана и Людмилы». Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром,А программная увертюра это специальная музыка которая имеет мму или сюжетное название.
Презентация на тему Что такое увертюра?
Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года — это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир». Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции.
По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации. За пушками и звуками марша слышна мелодия Российского национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее. Настоящая пушечная канонада, задуманная Чайковским, обычно заменяется басовым барабаном. Иногда, однако, используется пушечная канонада.
Концертное оркестровое произведение в сонатной форме. Испанская увертюра Глинки. Бородин, Музыкальные заметки. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Концертная у. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: вдвоём — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она помогает установить настроение и привлечь внимание слушателей перед началом основного действия. Увертюра может иметь различные формы и стили, включая классическую симфоническую увертюру, театральную увертюру или увертюру к опере. Она может быть инструментальной или вокальной, и может содержать сольные партии для отдельных инструментов или групп инструментов. Увертюры были популярны в классической музыке XVIII и XIX веков, но они также продолжают использоваться сегодня в оперной и театральной практике, а также в музыкальных композициях различных жанров. Увертюра как музыкальное произведение Увертюра представляет собой отдельное музыкальное произведение, которое обычно служит вступлением или вводной частью в более крупное музыкальное произведение, такое как опера, балет или симфония. Она предвещает основную тему и атмосферу произведения, а также подготавливает слушателя к его содержанию и стилю исполнения. Увертюра как жанр имеет свою долгую историю. Впервые она появилась в XVII веке, когда она использовалась для вступления или вводной части оперы. С течением времени увертюра стала развиваться и приобретать самостоятельность как музыкальное произведение. Сама структура увертюры может варьироваться в зависимости от эпохи и композитора. Однако, обычно увертюра имеет несколько секций, включая вступление, экспозицию и развитие основных музыкальных тем, а также заключительную часть. Известные композиторы, которые написали знаменитые увертюры, включают Моцарта, Бетховена и Россини. Увертюры также стали популярными в концертном репертуаре и часто исполняются оркестрами как самостоятельные музыкальные произведения. Увертюра в опере В истории оперы увертюры играют важную роль.
Увертюра может быть использована для введения в музыкальное произведение сюжета или истории. Она может намекать на персонажей, события или настроение произведения, создавая некую интригу и интерес у слушателя. Переходы и разделы. Увертюра может содержать музыкальные переходы и разделы, которые связывают между собой различные части музыкального произведения. Они помогают создать плавный и органичный переход от одной секции к другой. Подготовка крайней части. Увертюра также может служить подготовкой к заключительной части музыкального произведения. Она может создать напряжение или поднять интенсивность перед своего рода ударом финала, добавляя эффектности и эмоциональной глубины в произведение. Все эти функции в целом делают увертюру важным и неотъемлемым компонентом многих музыкальных произведений. Строение увертюры 1. Вступление Introduction — это начальная часть увертюры, которая устанавливает общую атмосферу произведения. Вступление может быть спокойным и медленным, либо напротив, энергичным и динамичным. Часто вступление содержит мотивы и темы, которые впоследствии развиваются и повторяются в остальных частях увертюры. Экспозиция Exposition — это основная часть увертюры, в которой представляются главные мелодические и тематические идеи, которые будут дальше развиваться в различных вариациях. В экспозиции обычно представляются главные персонажи или сюжетные линии. Развитие Development — это часть увертюры, в которой представленные в экспозиции темы и мотивы преобразуются и развиваются. Развитие может включать в себя конфликты, напряжение и переходы в различные тональности. Реприза Recapitulation — это возвращение к темам и мотивам, представленным в экспозиции, но уже с новыми вариациями.
Что такое увертюра? презентация
Так в опере Люлли « Тесей » увертюра начинает и завершает пролог оперы. У Люлли встречаются и медленные заключения увертюры: две части, выдержанные в «торжественном» духе, разделены между собой второй оживлённой [8] [9]. При этом медленные части увертюры написаны для пяти голосов — возможно, здесь сказалось влияние мадригальной музыки — с увеличенными наполовину длительностями. Завершающая медленная часть у Люлли чаще отличается от первой [10]. Французская увертюра использовалась в английской опере, например в « Дидоне и Энее » Генри Перселла. Этот стиль чаще всего используется в прелюдиях к сюитам и встречается в вокальных произведениях, таких как кантаты, например, в первом припеве кантаты Баха Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 61. Гендель также использует французскую увертюру, например, в « Юлии Цезаре » [11]. Значительный вклад в развитие французской увертюры внёс Жан-Филипп Рамо. В его первой музыкальной трагедии « Ипполит и Арисия », написанной для Королевской оперы, музыка увертюры образно связывается с содержанием самого произведения. При сохранении чередования частей, введённого Люлли, увертюра «Ипполита и Арисии» отражала конфликт двух главных героев драмы: Федры и Ипполита [12]. В середине XVIII века французский тип увертюры уже считался не отвечавшим запросам времени, а итальянская увертюра захватила первенство [13] , получив развитие в произведениях таких композиторов, как Гендель, Хассе , Галуппи и Йоммелли [14].
Неаполитанская увертюра[ править править код ] Неаполитанский тип увертюры, введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году , состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе аллегро , 2-я — в медленном адажио или анданте. Именно эта форма, заимствованная у скрипичной сонаты и получившая название «итальянской», постепенно стала доминирующей [1] [3]. Функции оперной увертюры уже в первой половине XVIII века вызывали споры; не всех устраивал её преимущественно развлекательный характер исполняли увертюру обычно в то время, когда публика ещё только заполняла зрительный зал. Требование идейной и музыкально-образной связи увертюры с самой оперой, выдвинутое авторитетными теоретиками И. Маттезоном , И. Шайбе и Ф. Альгаротти , некоторым композиторам, в том числе Г. Генделю и Ж.
Отдельного слова заслуживает вся музыка, в том числе и вступительная часть, Роберта Шумана к произведению Байрона «Манфред», а также, предварительные части к операм Керубини. Увертюра Но увертюры к фильмам заслуживают отдельных слов и внимания. Кому из проживающих на постсоветском пространстве людей не знакома музыка к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему на экраны в 1936 году? Эта увертюра настолько хороша, что ее сохранили и в сериале 1985 год , посвященном поискам все того же капитана. Дети капитана Гранта - Увертюра А кому сейчас не знакома увертюра к «Призраку оперы»? Уэббер - 1. Overture В начале 70-х годов XX века советскому зрителю был недоступен просмотр нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Отечественных фильмов, ставших известными благодаря музыкальному сопровождению к титрам, очень много. В кино увертюры создают особую атмосферу, делают фильм более запоминающимся. Чего стоит вступительная музыка ко всем сериям о Гарри Поттере! Juice Music - Harry Potter Theme.
Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга. Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым. Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как самостоятельное музыкальное произведение. Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее. Образ порабощённого народа отражает медленное вступление. Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха. Обратимся к другому представителю Венской классической школы — Вольфгангу Амадею Моцарту. Значительное место в его творчестве занимают оперы. Задача увертюры к опере или балету — настроить зрителя на будущее действие на сцене, задать настроение. Увертюра исполняется при закрытом занавесе или затемнённых декорациях. Обычно в этот момент зрители заканчивают усаживаться на местах, вбегают последние опоздавшие, и спектакль начинается. Не нужно знать сюжет произведения и читать либретто, чтобы догадаться, что сейчас зрители окунутся в лёгкую комедию. Сама музыка настраивает нас на нужный лад. Слово «либретто» также имеет два значения. Это либо словесный текст большого музыкально-вокального произведения, либо краткое изложение содержания оперы, балета. Автор первых русских классических опер —Михаил Иванович Глинка перенимал опыт иностранных композиторов. Согласно итальянской традиции, его оперы начинаются с увертюры. Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы. Лейтмотив — гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.
Появилось даже понятие «французская увертюра» в отличие от итальянской. Они отличались друг от друга темпом исполнения отдельных частей — начальной, средней и заключительной. Спор не был выигран ни одной из сторон, и право на существование получили оба вида этого оркестрового произведения. Яркий пример отечественной увертюры Развиваясь и совершенствуясь, музыкальное вступление превратилось в самостоятельное произведение, и не только оркестровое. Примеры увертюры этого вида представляет грандиозное произведение П. Чайковского, посвященное судьбоносному событию российской истории — победе над Наполеоном. В ней кроме оркестра звучат колокола, хор, а заключают «Торжественную увертюру в память 1812 года» орудийные залпы. Только так можно было определить и подчеркнуть популярность армии-победительницы в мире и значимость самой победы. В этом случае грандиозное музыкальное произведение — вот что такое увертюра. Необходимость, обусловившая появление А задумывалась такая вступительная часть изначально как третий звонок. То есть предоставление возможности зрителям рассесться по своим местам и внутренне, ориентируясь на звучащую музыку, подготовиться к прослушиванию произведения. Разумеется, талант композитора определяет все, и некоторые увертюры так красивы, что живут самостоятельной жизнью в разделе «Популярная классическая музыка».
Толковый словарь Ушакова
- Найдено научных статей по теме — 6
- Исторические корни
- Что такое Увертюра
- Преддверие – вот что такое увертюра
- Посмотреть еще слова :
- Яркий пример отечественной увертюры
Увертюра в музыке: определение и применение
При отборе для У. В итал. Россини, в основном сохраняется старый тип У. Достижения европ. Берлиоза и Ф. В сонатной форме таких У. Листа; позднее этот жанр встречается у Б. Сметаны, Р. Штрауса и др.
Жанр У. Глинки в 18 в. Бортнянского, Е. Фомина, В. Пашкевича, в нач. Козловского, С. Ценный вклад в развитие разл. Глинка, А.
При этом важно указать, что «увертюры» того времени не были связаны с содержанием музыкальных спектаклей. Это была развлекательная музыка, которая играла роль сигнала, призывающего публику занять свои места в зрительном зале. Прошло немало времени, за которое «увертюра» претерпела немало изменений. Композиторы XVIII века открывали ею не только музыкальные спектакли, но и кантаты с ораториями и даже инструментальные сюиты. Однако в тот период назначение увертюры не устраивало авторов опер, которые часто задумывались над тем, что вступительный раздел, предваряющий музыкальную драму должен быть взаимосвязан с сюжетом произведения. Революционный прорыв в вопросе преобразования увертюры помогла осуществить оперная реформа немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка , один из пунктов которой гласил, что вступление оперного спектакля должно являться музыкальным предисловием к действию, в дальнейшем происходящему на подмостках сцены. Постепенно «увертюры» стали преобразовываться в одночастные композиции с сонатно-симфоническим принципом развития, и с музыкальным материалом, основанным на темах, характеризующих главных героев или важные события произведения. Таким образом, когда поднимался занавес, зритель посредством музыкальных звуков непроизвольно настраивался на лад, соответствующий тематике спектакля. Моцарт значительно расширил содержание музыкальных предисловий к оперным спектаклям, а для более точной передачи смысла и настроения оперы, не переставая, занимался усовершенствованием формы.
Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование. Так появился новый музыкальный жанр— концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера , «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона , «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди образцов данного вида необходимо отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова. Постепенно во второй половине XIX века отношение композиторов к увертюре заметно меняется. Всё чаще наряду с замечательными образцами увертюр в сонатной форме, какими являются «Сила судьбы» Верди , «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Князь Игорь» Бородина , «Псковитянка» Римского-Корсакова, музыкальным предисловием к операм и балетам становятся вводящие в действие небольшие интродукции, например, к операм «Евгений Онегин» Чайковского , «Кармен» Бизе и балету «Коппелия» Делиба.
Помимо этого, концертные увертюры тоже впоследствии уступили место симфоническим поэмам, музыкальную форму которых создал Ференц Лист. В XX веке композиторы тоже нередко обращаются к жанру «увертюры», однако если в операх и балетах они используют различные виды вступлений, то довольно часто сочиняют произведения, приуроченные к торжественным датам. Среди таких композиций выделяется «Приветственная увертюра» Хачатуряна , «Праздничная увертюра» Шостаковича , «Торжественная увертюра» Глиэра. Также нельзя оставить без внимания увертюры, написанные к кинофильмам и мюзиклам — жанрам, зарождение которых произошло лишь в прошлом веке. Интересные факты Увертюра к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, ещё при жизни композитора получившая признание слушателей, и в нынешнее время причисляется к хитам классической музыки. Огромной популярностью она стала пользоваться после того, как прозвучала с экранов телевизоров в мультфильме «Кролик из Севильи» выпущенного 1950 году студией Warner Bros. Россини написал оперу «Севильский цирюльник» в сжатые сроки: всего за двадцать дней. Партитуру оперы нужно было сдавать, а времени на написание увертюры совсем не было. Долго не раздумывая, композитор взял вступление, изначально предназначенное к опере «Аврелиан в Пальмире», а затем послужило музыкальным прологом к спектаклю «Елизавета, королева английская».
Тем временем, французы шли своим путем. Во Франции вступления к операм — в частности, у Жана-Батиста Люлли — тоже были трехчастными, но последование разделов было иным. Начиналось все с торжественного, размеренного раздела, далее следовал быстрый, а в заключении вновь звучала медленная и величавая музыка, либо воспроизводившая материал вступления, либо перекликающаяся с ним. Именно во Франции — во второй половине XVII столетия — возникло и утвердилось наименование «увертюра». Но композиторы других стран позаимствовали у французов не только слово, но и тип увертюры — вступления такого типа писали Георг Фридрих Гендель , Иоганн Себастьян Бах … Но причем здесь Бах — он же не создавал опер? Дело в том, что увертюрами открывались не одни лишь оперы, ими предварялись оратории, кантаты и даже сюиты.
Но вернемся к оперной увертюре. Новое слово в ее развитии сказал Кристоф Виллибальд Глюк. Как известно, этот композитор считал, что в опере не место какому бы то ни было пустому «украшательству» — все в ней должно подчиняться драматическим задачам. Такие же требования он предъявлял к увертюрам — по мысли Глюка, они должны в сжатой форме отражать содержание произведения. Какая музыкальная форма ближе всего к драме?
Вагнера и его последователей, в том числе у Н. Римского-Корсакова , — лейтмотивы. Порою композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму», как увертюры к « Вольному стрелку » К.
Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р. Вагнера [8]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [9] [8]. Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [8]. Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р. Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в « Лоэнгрине » Р.
Вагнера или « Евгении Онегине » П. Чайковского , с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере [8]. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж.
Что такое Увертюра простыми словами
Тональная организация d-moll вступление — D-dur главная партия — показ двух полярных сторон, определяет тональное развитие в финале оперы. Увертюра к «Волшебной флейте» является вершинным творением Моцарта; в рамках жанра, раскрывая смысловой подтекст философской сказки посредством оркестра. Основной структурный принцип организации этой увертюры — полифония, содержащая в себе тематическую насыщенность и интенсивность развития, гармонирующая с основной идеей оперы. Новый виток развития жанра увертюры В творчестве Л. Бетховена увертюра занимает особое место наравне с его симфоническим творчеством. Обособление жанра от оперы определило ставшее традиционным обращение к сонатной форме. Поэтому произошло теснейшее сближение увертюры с симфонией, что и породило программную увертюру как самостоятельный жанр. Те же традиции в немецкой оперной увертюре продолжил К. Вебер построение основано на оперных темах в увертюре к «Волшебному стрелку» 1821 и Дж. Россини в увертюре к «Вильгельму Теллю» 1829.
Формируется новый облик увертюры, она является «симфоническим прологом» оперы, отражая развитие сценической ситуации, музыкального тематизма и развязку оперы. Оперные увертюры Вагнера — вершинные образцы произведений этого жанра. В рамках творчества Вагнера можно найти разнообразные по структуре и назначению увертюры: фантазия на оперные темы «Риенци» , программные увертюры «Летучий голландец», «Тангейзер», «Мейстерзингеры» , однородные по музыкальному материалу обобщающие вступления «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» , небольшие вступления, которые вводят в начальную сцену оперы музыкальные драмы тетралогии «Кольцо Нибелунга».
В XVII в. Во французской увертюре медленное торжественное вступление и такого же характера заключение обрамляли среднюю — быструю — часть обычно полифонического склада. Подобный тип увертюры особенно часто встречался в музыке Ж. Итальянская увертюра состояла из иного последования частей и строилась по схеме: быстро — медленно — быстро.
Она может быть своеобразным гайдом для слушателя, указывая на повторяющиеся мотивы или разделы, которые будут развиваться в последующих частях. Подготовка к зрелищным эффектам. В опере, балете или драме, увертюра может использоваться для создания атмосферы и подготовки к грандиозным и зрелищным моментам произведения. Она может включать яркие и театральные элементы, такие как фанфары или мощные аккорды, которые предвещают эпические сцены или драматические высоты. Использование увертюры в музыкальном произведении зависит от жанра, композитора и идеи, которую он хочет передать. В любом случае, увертюра играет важную роль в музыкальном произведении, подготавливая слушателя к глубокому и эмоциональному погружению в мир музыки. Примеры известных увертюр Увертюра к опере «Вольный стрелок» К. Вебер Наиболее известной увертюрой Карла Марии фон Вебера является увертюра к его опере «Вольный стрелок». Работа была написана в 1821 году и сразу же завоевала популярность благодаря своей энергичной и драматической музыке. Увертюра открывается яркими фанфарами и затем обращается к мелодии главного героя, Самуила. Разнообразные темы и конфликтующие силы музыкально отражают главные события оперы и создают бурную атмосферу. Увертюра к опере «Набукко» Дж. Верди Увертюра к опере «Набукко» является одной из наиболее известных увертюр Джузеппе Верди. Она была написана в 1841 году и с самого начала завоевала сердца публики. Увертюра открывается свирепыми аккордами, которые символизируют власть Вавилонского царя, а затем развивается в яркую и эмоциональную музыку. В ней присутствуют разнообразные темы и страстные мелодии, которые отражают главные темы оперы и создают ее напряженную атмосферу.
Спор не был выигран ни одной из сторон, и право на существование получили оба вида этого оркестрового произведения. Развиваясь и совершенствуясь, музыкальное вступление превратилось в самостоятельное произведение, и не только оркестровое. Яркий пример отечественной увертюры Пётр Ильич Чайковский - Торжественная увертюра 1812 год с хором Примеры увертюры этого вида представляет грандиозное произведение П. Чайковского, посвященное судьбоносному событию российской истории — победе над Наполеоном. В ней кроме оркестра звучат колокола, хор, а заключают «Торжественную увертюру в память 1812 года» орудийные залпы. Только так можно было определить и подчеркнуть популярность армии-победительницы в мире и значимость самой победы. В этом случае грандиозное музыкальное произведение — вот что такое увертюра. Необходимость, обусловившая появление А задумывалась такая вступительная часть изначально как третий звонок. То есть предоставление возможности зрителям рассесться по своим местам и внутренне, ориентируясь на звучащую музыку, подготовиться к прослушиванию произведения. Разумеется, талант композитора определяет все, и некоторые увертюры так красивы, что живут самостоятельной жизнью в разделе «Популярная классическая музыка». Увертюра к опере "Травиата" - Д. Верди Рассказ о трагической судьбе героев, о жестокости, на которую способна безответная любовь и ревность, переданный при помощи очень красивой музыки — вот что такое увертюра в данном конкретном случае.
Увертюры: что это значит?
Увертю́ра — развёрнутая пьеса, инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому. Увертюра Увертюра (ure от ra «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также Сохранено в музыка Музыка. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Однако с развитием музыкальной техники и экспериментов в музыке, увертюра начала претерпевать изменения. В немецкой музыке 1-й половины 18 в. французская увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха BWV 828), причём увертюрой могло называться и всё сочинение (оркестровые увертюры, или сюиты, Баха BWV 1066–1071).
История увертюры
- УВЕРТЮРА - Словарь музыкальных терминов - Музыка -
- Что такое увертюра. Увертюра - FDSTAR. Электронная музыка. Сайт композиторов, CJ-ев и DJ-ев
- Что такое увертюра? презентация
- Найдено научных статей по теме — 6
- Увертюра: определение и история
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Музыка увертюры восприни-мается как своего рода «симфони-ческий конспект» всей оперы. Некоторые из увертюр настолько узнаваемы сами по себе, что, я не сомневаюсь, многие из вас легко напоют увертюру к опере «Кармен» или к балету «Лебединое озеро» ского. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки. В XIX веке увертюра становится самостоятельной оркестровой пьесой, в большей степени программной. Позже увертюра стала использоваться, как пересказ краткого содержания к предстоящему сюжету оперы.
Что такое Увертюра простыми словами
Увертюра к «Волшебной флейте» является вершинным творением Моцарта; в рамках жанра, раскрывая смысловой подтекст философской сказки посредством оркестра. Основной структурный принцип организации этой увертюры — полифония, содержащая в себе тематическую насыщенность и интенсивность развития, гармонирующая с основной идеей оперы. Новый виток развития жанра увертюры В творчестве Л. Бетховена увертюра занимает особое место наравне с его симфоническим творчеством. Обособление жанра от оперы определило ставшее традиционным обращение к сонатной форме. Поэтому произошло теснейшее сближение увертюры с симфонией, что и породило программную увертюру как самостоятельный жанр. Те же традиции в немецкой оперной увертюре продолжил К. Вебер построение основано на оперных темах в увертюре к «Волшебному стрелку» 1821 и Дж. Россини в увертюре к «Вильгельму Теллю» 1829. Формируется новый облик увертюры, она является «симфоническим прологом» оперы, отражая развитие сценической ситуации, музыкального тематизма и развязку оперы.
Оперные увертюры Вагнера — вершинные образцы произведений этого жанра. В рамках творчества Вагнера можно найти разнообразные по структуре и назначению увертюры: фантазия на оперные темы «Риенци» , программные увертюры «Летучий голландец», «Тангейзер», «Мейстерзингеры» , однородные по музыкальному материалу обобщающие вступления «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» , небольшие вступления, которые вводят в начальную сцену оперы музыкальные драмы тетралогии «Кольцо Нибелунга». В увертюрах Вагнера ясно заметны тенденции: программного симфонизма, ведущая к образцам чисто инструментального жанра, а также превращение увертюры в тесно связанное с оперой оркестровое вступление.
Она придает произведению структуру, вводит слушателя в атмосферу и дает возможность развить основные идеи в дальнейшем. Благодаря своей разнообразности увертюра продолжает занимать важное место в музыкальной культуре и остается популярной среди композиторов и слушателей разных жанров. Читайте также: Где сдать ноутбук в Москве: лучшие сервисные центры и пункты приема Исторические корни Истоки увертюры находятся в давние времена. Еще в Древнем Египте и Древней Греции использовались кооперетивные музыкальные произведения, которые можно назвать первыми формами увертюры. Также можно отметить, что увертюры использовались в ранней русской и итальянской музыке, особенно в оркестровых симфониях. Однако настоящий прорыв в развитии увертюры произошел в эпоху барокко. В это время появились более сложные и насыщенные музыкальные композиции, включающие в себя оркестры, хоры и солистов. Увертюры стали выполнять функцию вступительного музыкального куска, который предвещал грядущее музыкальное произведение и создавал настроение для его восприятия. Самый известный композитор, активно использовавший увертюры в своих произведениях — Иоганн Себастьян Бах. Он поднял увертюру на новый уровень, внедрив в нее сложную полифонию и множество инструментальных партий. В эпоху классицизма увертюра стала неотъемлемой частью симфонических произведений. Именно в это время увертюра получила свои классические черты — яркую, динамичную, эмоциональную музыкальную композицию, обычно состоящую из нескольких частей. В XIX веке развитие увертюры продолжилось, и уже не только в симфонической музыке, но и в опере, балете, драме. Увертюра стала неотъемлемой частью этих жанров, создавая особую атмосферу перед началом постановки. Таким образом, исторические корни увертюры простираются на протяжении многих веков и отражают вклад различных культур и композиторов в развитие этой музыкальной формы. Изначально она использовалась в опере как вступление к действиям на сцене. В те времена увертюра не имела четкой структуры и формы, и ее роль заключалась в создании атмосферы перед представлением. Она получила более развитую форму и стала более драматической и выразительной. Стилистически увертюра в то время была связана с оперой и используется как предварительное вступление к ней.
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная у. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Увертюра "1812 год" стоит особняком среди программно- симфонических произведений Чайковского - как историческое полотно. Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Образ русского народа - мелодии русских народных песен. Чайковский в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна - его роль скажется в заключении увертюры. Разработка развитие всех главных тем очень коротка. Главный перелом наступает в коде финале , где идёт противопоставление "Марсельезы" и темы "У ворот... Мощное проведение темы "Марсельезы" на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное с преображённой темой православной молитвы "Спаси, Господи, люди твоя" Слушать здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов , символизирует победу русского народа. Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо очень громко!!! Таким образом была воплощена главная мысль увертюры: оплот России - это триединство Православие, Самодержавие, Народность.
Что такое Увертюра
Симфоническая увертюра – это музыкальная композиция, принадлежащая к жанру симфонической музыки. Моцарт одним из первых начал писать увертюры к своим творениям, после чего увертюра заняла достойное место в музыке. Увертюра Увертюра (ure от ra «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также Сохранено в музыка Музыка.
История увертюры
- что такое увертюра в музыке определение кратко
- Яркий пример отечественной увертюры
- Увертюра в современном искусстве
- История термина