В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда).
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда - Российская газета | Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. |
8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество | Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. |
8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество | В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. |
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Она спасла не только сотни тысяч жизней, но и была примером единения и сплоченности всего многонационального народа СССР. Выполняя задачу, поставленную Президентом Российской Федерации В. Путиным о создании полного, доступного всем гражданам комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, архивистами Санкт-Петербурга совместно со специалистами учреждений культуры, науки, образования, транспорта, здравоохранения, Министерства обороны РФ, органов безопасности РФ реализуется межрегиональный мемориальный проект «Сплоченные войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой». Задача проекта — восстановить имена тех, кто в 1941 — 1943 гг.
На долю Ленинграда выпала самая длительная и массовая эвакуация. К апрелю 1943 г.
К октябрю 1942 г. Последствия блокады для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью. Продовольствие в блокадном Ленинграде Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин, стариков и больных, оставшихся в осаждённом городе, создавало дополнительные трудности.
С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней.
Вспоминает, о начале войны им никто не говорил. Дети, кто хочет — объявите родителям. И пусть они вас собирают.
Мы домой пришли, маме объявили. Таким образом этот детский сад стал детским домом», — рассказала житель блокадного Ленинграда Галина Мицкевич. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Из-за наступления немецких войск воспитанникам уже детского дома номер 51 пришлось вернуться в Ленинград и пережить в городе самую страшную, первую, блокадную зиму. Вторая попытка эвакуации — уже в марте 42-го — в Краснодарский край. В поезде, который следовал до Краснодарского края, воспитателям пришлось столкнуться с такими страшными попутчиками детей, как цинга, дистрофия и воспаление лёгких.
На выставке можно услышать воспоминания педагогов детского дома. Всю дорогу болела и самая маленькая путешественница Виктория Борк. И в конце концов они оказываются в Армении, где война их оставляет в покое», — рассказал куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев.
Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942.
Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года.
Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус. Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году.
После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда. Жертвы На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции. Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию.
В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин.
Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка. Сами пытались искать родственников, потому что многие из детей не умели даже толком говорить. Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го.
Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре.
Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте.
В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города.
Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными.
В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы. Однако она провалилась.
Вы видите реальные фотографии того времени, документы пермяков, которые находились на обороне Ленинграда. Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля. Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь.
Справа в два яруса сколочены нары, на которые накинуты тонкие одеяла, тут же несколько небольших чемоданов. В центре вагончика — печка-буржуйка, чайник, тарелка и несколько листов бумаги для розжига. Зачастую в таком вагончике ехало 8-10 человек, спали по очереди. Была печка, на которой готовили еду, грели воду, грелись сами так как ехали поздней осенью-зимой. Путь от Ленинграда до Перми тогда занимал 2-3 недели, порой месяц. Но добираться были вынуждены без особых условий для жизни: не помыться, не переодеться.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов.
При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей.
Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше?
Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода.
Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны.
Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери. Естественно, что набранные резервисты в смысле подготовки уступали немецкой армии. Поэтому прорыв получился лишь у 2-й ударной армии, сравнительно далекой от Ленинграда.
Расширить его к северу и к югу она не могла, и после многих недель «тыканий» в оборону противника немцы нанесли срезающие удары по клину 2-й армии, и она в основном погибла. Разумеется, часть советских военных прекрасно понимала, что с резервистами против довоенной армии наступать надо совсем иначе. Одним из них был Георгий Жуков. Он прямо говорил Сталину в первой половине 1942 года, что наступать сразу везде — от десанта в Крыму в декабре 1941 года, до Ростова, Харькова, Москвы, Новгорода и Ленинграда — нерационально.
Блокадников было много, разместить всех в Данилове не представлялось возможным. Все лучшие помещения Середы, Торопова, Федурина, Вахтина, Хабарова были предоставлены эвакуированным ленинградцам. Местное население оказывало всяческую помощь в их устройстве. Даниловская земля приняла 7 детских домов и 14 детских садов.
Помню, когда мы всей семьей усаживались за стол, за окном собирались целая толпа из местной детворы. Да что там: и взрослые иногда приходили.
Прилипали к окнам и смотрели, как мы едим. А мы никак не могли понять, что им кажется таким забавным. Потом как-то один мальчонка объяснил: «Вы едите, как собаки». Мы страшно удивились и спросили, почему они так думают. Он ответил: «А потому что каждый ест из своей миски». В сибирских деревнях так было не принято, вся семьи, даже очень большие, ели из одной.
Блокадников, впрочем, тоже многое удивляло в незатейливом быте сибирских деревень. Да еще водой из шайки, которая льется прямо на земляной пол. Стоишь по щиколотку в грязи, пачкаешься, а считается, что ты моешься! Еще нас очень удивляло, что полы в избах здесь не метут и не моют, а скребут. Сейчас сложно поверить, но хорошая сибирская хозяйка каждый день добела, до блеска выскребала ножом полы из струганных досок. Удивляло уроженцев северной столицы и то, что зимой большинство сибиряков пили не воду, а отвар из сосновых иголок — он помогал спастись от цинги, но на вкус был очень горьким и неприятным.
Кадки с ним стояли в каждой избе. Вообще, много всего такого было, чему стоило у деревенских поучиться, — вспоминает Зоя Трошкова. Здесь их считали поганками, и когда мама впервые решила нарезать грибов на жарку, на нее пальцами показывали: «Смотрите, докторша детей поганками кормить собралась! Даже обычную пучку, это сорняк такой, вся детвора из земли выкапывала и ела. Основание у толстых стеблей пучки, когда их почистишь ножичком, было очень сладкое. Еще мы выкапывали и варили корни саранок — сибирских лилий.
Рвали крапиву, лебеду. А самым лучшим лакомством была порезанная ломтиками и запеченная в духовке свекла.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го. Сначала тех, у кого родители вернулись с фронта. Потом подростков, которые успели получить рабочие профессии.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады Два региона первыми в стране создадут единую электронную базу блокадников. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга Петербург и Ярославская область создадут цифровой исследовательский проект, посвящённый эвакуации жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. По словам главы Ярославской области Михаила Евраева, два региона создадут первую в стране единую электронную базу блокадников.
Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга С 1941 по 1943 годы из Ленинграда эвакуировали более 1,7 млн человек, в том числе около полумиллиона детей.
В январе 1943 года кольцо блокады удалось прорвать войскам Красной Армии, а в 1944 году 27 января она была полностью снята. Сегодня мир почти не знает об этом, предпочел забыть — как забыли современные немцы, потомки тех солдат и офицеров, что обстреливали город на Неве. Но для любого нормального человека, рожденного в России, в СССР, блокадный Ленинград остается горячей точкой исторической памяти.
Для ярославцев эта память предметна и предельно конкретна и по сей день. О том, что до сих пор связывает наш регион и город на Неве, переживший ад на Земле в годы Второй мировой войны, шла речь на заседании медиаклуба экспертов в информационном агентстве «Верхняя Волга». Земля обетованная Ярославская область уже в начале войны, начале блокады стала настоящим местом спасения ленинградцев. Сюда вывозили в эвакуацию детей и взрослых, переводили целые предприятия и учреждения.
Почему я говорю про историческую память? Вспомним Михаила Пришвина: знаменитый писатель тогда жил в эвакуации на территории Переславского района. У него есть замечательные рассказы о ленинградских детях, о тех людях, которые их спасали… Но есть и большой пласт — может, не до конца оцененный нами — это то, как Ленинград восстанавливали, когда блокада была прорвана. Например, морская блокада города окончательно была снята только в 1946 году, когда закончилась Вторая мировая война.
Вот масштаб трагедии, с которой столкнулся наш народ. Во время Великой Отечественной войны Ярославская область включала в себя и Костромскую — очень много людей было вывезено именно в наши края. Благодаря архивным документам мы знаем, что более 600 тысяч блокадников перевезены в Ярославскую область и остались здесь, из них по разным оценкам от 90 тысяч до 140 тысяч детей — жителей Ленинграда и Ленинградской области. Демидова Виктория Марасанова.
Те, кто принимал ленинградцев — на территории области было 400 детских домов, более 200 — в Ярославле. Более 100 ярославцев получили медаль за оборону Ленинграда. Я считаю, что Ярославль в те годы делился самым необходимым. Город, где снабжение тоже было по хлебным карточкам — 400 грамм на членов семьи, 800 грамм на работающего.
И в таких условиях ярославцы делились, чем могли. Не случайно сейчас у нас в регионе третья по численности в стране после Москвы и Санкт-Петербурга общественная организация, объединяющая блокадников. Ярославская область, где эвакуированные люди — голодные, больные, истощенные — смогли спастись, выправиться, стала второй родиной для многих блокадников. Дети вырастали, получали образование — и оставались жить, работать здесь, на «земле обетованной», которая приютила и спасла.
Проезжали мимо здания, где мама работала — она быстро спрыгнула, забрала трудовую книжку. Вот эта трудовая книжка была ее самым большим богатством. Первое наше впечатление от Ярославской области — и в этом многие сходятся — как же тут хорошо! Как много сочной травы!
В Ленинграде травы не осталось совсем — ее мелко резали и ели, или варили что-то похожее на суп… Сегодня бывшие блокадники живут во всех районах Ярославской области. Правда, время уходит, и сейчас из более чем 2000 членов Областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» осталось всего 250 человек. Изучайте архивы! Давние связи Ярославля с Петербургом известны еще с момента строительства столицы Российской Империи.
Немало ярославцев были отходниками — исторически уходили на заработки в Санкт-Петербург, впоследствии города соединила ветка Северной железной дороги.
На улицах веселье и радость. Мало кто шел с печальным лицом. Все, что хочешь, можно было достать. Вывески «горячие котлеты», «пирожки, квас, фрукты», «кондитерские изделия» — заходи и бери, только и дело было в деньгах. Прямо не улица, а малина. И чем ты стал, Ленинград? По улицам ходят люди печальные, раздраженные. Едва волочат ноги. Что он нам несет — тайна, покрытая мраком.
А этот суп хуже воды, но голод не тетка, и мы тратим талоны на такую бурду. В комнате только и слышно, что об еде. Люди все жалуются и плачут. Что-то с нами будет? Выживу ли я в этом аду? Боря не выжил. В марте 1942-го двое его братьев вместе с матерью покинули Ленинград, а сам он, не дождавшись эвакуации, ушел с группой комсомольцев в феврале 1942-го по Дороге жизни и погиб. По мере изменений, происходивших на фронте, настроения ленинградцев только ухудшались. Масла в огонь подливала еще и немецкая пропаганда: с неба постоянно сбрасывались листовки, в которых содержались слухи о непобедимости гитлеровской армии и скором поражении СССР. Но несмотря на все тяготы, горожане в большинстве своем не допускали даже мысль о том, что Ленинград может быть сдан врагу.
Невероятное мужество и волю проявляли все горожане, от мала до велика. Даже дети, многие из которых наравне со взрослыми трудились на заводах и получали мизерный паек, демонстрировали завидную стойкость. В этом был феномен блокадного Ленинграда: из-за нескончаемого голода, бомбежек и пронизывающих до костей зимних морозов жизнь здесь текла невыносимо медленно, как будто время вовсе замерло. И вместе с этим дети здесь взрослели слишком быстро. Например, обрубают человеку руки и ноги и этот еще живой обрубок бросают в огонь. Нет, они заплатят сполна. За погибших от бомб и снарядов ленинградцев, москвичей, киевлян и многих других, за замученных, изуродованных, раненых бойцов Красной Армии, за расстрелянных, растерзанных, заколотых, повешенных, погребенных живыми, сожженных, раздавленных женщин и детей они заплатят сполна. За изнасилованных девушек и маленьких еще девочек, за повешенного мальчика Сашу, который не побоялся и надел красный галстук, за изрешеченных разрывными пулями маленьких ребятишек и женщин с младенцами на руках, за которыми эти дикари, сидящие за штурвалом самолетов, охотились ради развлечения, — за все, за все это они заплатят! Блокадный дневник Лены Мухиной стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады наряду с дневником другой ленинградской школьницы — Тани Савичевой. В отличие от последней, Лене повезло: она выжила.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Эвакуация населения из блокадного Ленинграда, начавшаяся 29 июня 1941 года и продолжившаяся до 1 апреля 1943 года, проходила в три этапа. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Проблемы эвакуации жителей | Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. |
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России | Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. |
Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья | Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал. Я понял, что мы с мамой остались живы…» «Между тем в южном ночном небе, с западной стороны, стали появляться всполохи взрывов приближающегося фронта. И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня. Но… на станции Тихорецкая поезд разбомбили. Ленинградцев поселили в двухэтажных бараках. В сентябре 1942 года Иван, как и часть других ленинградских детей, не смог пойти в школу, потому что вырос из старой одежды, а новую купить было не на что.
Потом пришли холода, вновь наступил голод. Тогда семья была вынуждена отправиться дальше — к родственникам в Туркмению, в Ашхабад.
Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город. Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней.
Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью.
Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию. С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация.
На этот раз она была подготовлена гораздо лучше. Прямо на местах развернулось строительство новых озёрных барж, как деревянных, так и металлических. Были усовершенствованы уже имеющиеся порты и построены новые, что позволило создать новые маршруты. По дну озера был проложен "кабель жизни", благодаря которому в город вернулось электричество, ранее доступное только высоким партийным чинам и предприятиям. Только в октябре 1942 года по воде было перевезено 158 тысяч тонн грузов.
Это в шесть раз больше, чем за всю осеннюю навигацию 1941 года. Суда также занимались эвакуацией ленинградцев и вывезли из города около 450 тысяч человек включая военных. Поскольку население города значительно уменьшилось, а завоз продовольствия многократно вырос, оставшимся ленинградцам был значительно увеличен паёк. А городское руководство смогло сделать внушительные запасы на случай перебоев с доставкой грузов. А во вторую блокадную зиму она даже упала ниже довоенной.
Если бы с самого начала блокады снабжение города было организовано так хорошо, ленинградцы не столкнулись бы с голодом. Во всяком случае, в таких масштабах, как в первую блокадную зиму. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года. Но к этому надо было подготовиться заранее. Увеличить количество пригодных к навигации барж, построить несколько портов.
Эвакуировать из города как можно большее количество человек. Но спрогнозировать именно продолжительную осаду было трудно. Такие осады, в принципе, были не в стиле той войны, отличавшейся мобильностью и быстрым изменением обстановки. Вермахт предпочитал брать города штурмом, а не измором. Отказ немцев от финального штурма стал сюрпризом.
По воспоминаниям начальника инженерных войск Ленинградского фронта Бычевского, Жуков поначалу даже не поверил донесениям разведки о переброске немецких войск из окрестностей Ленинграда. А когда стало ясно, что город штурмовать не будут, но и снять блокаду не получится, момент уже был упущен. Его ширина не превышала 11 километров, но этого было достаточно, чтобы провести по нему автомобильную трассу и железную дорогу.
Заводчане В книге Александра Карасёва «Ленинградцы в годы блокады» упомянуто, что из 333 функционировавших в Ленинграде и области промышленных предприятий всесоюзного и республиканского подчинения полной эвакуации подверглись 133. Большая часть из оставшихся 200 заводов, хоть и сократив темпы производства, продолжала свою работу и в период блокады. Именно поэтому эвакуация не затронула людей, трудившихся на этих производствах. Учёные Среди лиц, оставшихся в блокадном Ленинграде, насчитывалось примерно 6 000 научных сотрудников высших учебных заведений города, принимавших участие в решении оборонных проблем.
Занимаясь научно-исследовательской и испытательной работой, они развернули широкую деятельность по созданию новых образцов боеприпасов и артиллерийского вооружения, а также их апробации. В интересах фронта функционировали Артиллерийский научно-исследовательский и Морской полигоны, Институт прикладной химии и Горный институт, проводившие смежные изыскания и сотрудничавшие с оставшимися в Ленинграде промышленными предприятиями. Артисты Понимая, что не хлебом единым жив человек, власти Ленинграда осенью 1942 года приняли решение о создании в городе очередного театра, который ныне носит имя Веры Комиссаржевской, а в народе известен под названием «Блокадный». По воспоминаниям театрального деятеля Акима Барского, в сентябре 1942 года его вызвал к себе начальник Управления по делам искусств Борис Загурский и велел в кротчайшие сроки собрать новую труппу для постановки патриотического спектакля «Русские люди».
Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни». Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть. Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины. В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования. Через каждые 6-10 км ледовой трассы в утепленных палатках были оборудованы перевязочно-обогревательные пункты. В каждом из них находились фельдшер, 2 санитарных инструктора и 2 санитара.