95 лет назад во время гастрольной поездки наш город посетила знаменитая певица, солистка Большого театра – Антонина Васильевна Нежданова. И Нежданова сполна воплотила и развила всё это в своём творчестве. Знакомство Рахманинова с Неждановой состоялось, когда Антонина Васильевна обучалась в Московской консерватории. 16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950). Антонина Нежданова служила в Большом театре и создала множество незабываемых образов на сцене.
Русская «канарейка» Антонина Нежданова
Антонина Васильевна Нежданова родилась 4 16 июня 1873 года в с. Кривая Балка, близ Одессы. Родители Тони обладали хорошим голосом, музыкальной памятью и прекрасным слухом. С раннего детства Антонина пела в церковном хоре.
В 9 лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию, где она заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С 5-го класса Антонина начала выступать соло.
Пятиэтажке в Большом Кисловском переулке, где была квартира певицы, сейчас больше 100 лет. Здание в неоклассическом стиле построили в начале XX века по проекту архитектора Николая Чернецова.
Капитальный ремонт дома длился четыре месяца. За это время специалисты обновили фасад здания.
В том же году исполнила партию Марфы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Постоянным партнёром Н.
Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. В работе над сценическим воплощением партий Н. Шаляпина, М. Ермоловой, К.
Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В концертный репертуар певицы выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. Рахманиновым, А.
Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти.
Можно с уверенностью сказать, что он «подарил» Неждановой её голос. Мазетти проявил себя как тонкий и умный педагог. Первые четыре месяца он вообще не занимался с новой подопечной и, лишь присмотревшись к Неждановой, оценив её необычный, яркий голос, начал вокальные упражнения. Диапазон певицы, по её собственному утверждению, не превышал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса.
Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения «подталкивая» голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности. Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля «Лакмэ» подошёл антрепренёр и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места. Заметив недоумение Неждановой, антрепренёр пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию, он решил, что Антонина Васильевна спела упрощённый вариант, поскольку её пение было очень лёгким.
Антрепренёр не знал, что лёгкость исполнения — первый и самый главный принцип, который она переняла у Мазетти. Он же, Мазетти, научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше двух трех часов в сутки — двадцать минут упражнений, потом обязательный двадцатиминутный отдых. Нежданова берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей. Она относилась к голосу свято, словно осознавала, что дан он ей не за какие то особые заслуги, а просто так… случайно, и она не вправе распоряжаться им, как транжира.
Зато до конца дней Антонина Васильевна сохранила нежный звонкий «колокольчик» своего природного инструмента и никто никогда не слышал старческого, плавающего дребезжания в её пении. А свой последний концерт Нежданова дала на радио 4 августа 1943 года. Фото Сахарова и Орлова. Напряжённые занятия с Мазетти они не прекращались даже в каникулы и выходные дали свои положительные результаты.
Как утверждали газеты, «свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А. Нежданова, спевшая партию Лючии». Однако в тот раз наша героиня в театр не попала. Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась.
Во первых, певица навсегда отдала своё сердце Москве, городу, который в неё поверил; во вторых, она не хотела отказываться от уроков Мазетти. И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом. Стать артисткой Большого певице помог «его величество» случай. Неизвестно, как сложилась бы судьба Неждановой, если бы однажды не заболели все три!
Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила её «выручить» спектакль.
В Москве отремонтировали дом оперной примы Неждановой
Детство и юность в Одессе Антонина Васильевна Нежданова появилась на свет 16 июня 1873 г. Деревня Кривая Балка, в которой она родилась, в наши дни входит в городскую черту Одессы. Её родителями были сельские школьные педагоги. Одной из традиций в их семье были регулярные музыкальные вечера. В самом раннем детстве у маленькой девочки обнаружились великолепные способности к музыке. С семилетнего возраста она в составе приходского хора пела во время церковных богослужений. В 1891 г. Антонина завершила обучение в гимназии и стала работать преподавательницей русского и немецкого языков. Она рано осталась без отца и старалась помочь овдовевшей матери материально. Переезд в Москву и начало профессиональной музыкальной карьеры В 1899 г. Антонина Нежданова переехала в Москву и приступила там у учёбе в консерватории.
Рубинштейна, романсы и русские народные песни. Как всегда в концертах Неждановой, главным номером в программе была песня А. Алябьева «Соловей». Следующее выступление певицы — 2-е и оно же последнее, было дано 8 апреля. Впоследствии те, кому посчастливилось побывать на её концерте, так будут вспоминать этот день: «Концерт окончился поздно. Улица имени Гоголя была полна людьми.
День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой. Уже в первом сезоне она выступила в восьми операх.
Но не все предлагаемые ей партии были в пределах ее лирико-колоратурного сопрано. Природа голоса, нежнейший тембр его не сразу были учтены руководителями театра. И какая же дебютантке нужна твердость характера, уверенность в себе и своих возможностях, чтобы отказаться от неподходивших ее голосу партий драматического характера например, Венера в "Тангейзере" Вагнера. Однако вскоре по распоряжению дирекции Большого театра Неждановой был передан весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман. И посыпались блестящие рецензии, цветы от поклонников, признание критики. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических. На вопрос Неждановой, почему же Рахманинов не поправляет ее, он ответил: "Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор".
На одном из концертов композитор сидел в публике и слушал в исполнении Антонины Васильевны арии Франчески из собственной оперы "Франческо да Римини". Как же должно было взволновать Рахманинова пение Неждановой, если при его сдержанности, даже высокомерии, композитор вышел на эстраду и стал экспромтом аккомпанировать певице. Однако самые теплые чувства Нежданова питала к Леониду Витальевичу Собинову, который являлся практически постоянным партнером певицы на оперной сцене. Собинов трогательно называл Антонину Васильевну в письмах: Нежданчик, это он, ведя переговоры о гастролях, рекомендовал дирекции Миланского театра Нежданову для партии Амины в "Сомнамбуле" Беллини. Он утверждал, что Нежданова - единственная в Европе певица, способная спеть эту партию. Интересной особенностью нашей героини было то, что она редко гастролировала, отказывала в ангажементах лучшим мировым театрам. В наше время трудно представить перспективную артистку, у которой не закружилась бы голова от оглушительного успеха, выпавшего на долю Неждановой. И совсем уж невозможно объяснить, почему Нежданова с таким упорством отвергала предложения Ла-Скала, оперного театра в Монте-Карло и Нью-Йорке.
Рим-ского-Корсакова при условии, что хореографически иллюстрировать известное произведение станет знаменитая балерина Карсавина. С возмущением певица отвергла "кощунственное", по ее мнению, внедрение в знаменитую оперу. Римская-Корсакова, жена композитора, благодарила Нежданову за то, что она "оберегла честь русского искусства... Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному.
Бардадым писал об этой гастроли на Кубани: «Зимний театр здание Краснодарской филармонии. Нежданова пела арии из опер Верди, Россини, Римского-Корсакова, романсы Чайковского, Глазунова, Грига, русские и зарубежные народные песни. Венцом её выступления, как всегда, был «Соловей» А. Алябьева, которого Антонина Васильевна исполнила легко и вдохновенно. Этот романс пришлось повторить несколько раз.
Необычайная гибкость голоса, высокий артистизм, разнообразная программа вызвали восхищение у всех». Большой театр СССР. Подольская, В.
Творческий путь Антонины Неждановой
Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).Русская певица, лирико колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1936). Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы.
"Мой район. Обратная связь": капремонт столичного дома, где жила певица Антонина Нежданова
Действительно, на свои заработанные до начала войны деньги Русланова приобрела "Катюшу", которая в скором времени была отправлена на Первый Белорусский фронт, где также находился муж артистки. Русланова не раз рассказывала, что вместе с композицией "Валенки не подшиты, стареньки" эта песня стала визитной карточкой артистки они дошли до самого Берлина. На последнем концерте, который советская звезда давала вместе с ансамблем, с Лидией Андреевной приключился памятный случай. Я пою русскую песню "Степь широкая" и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Подняла его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил", — рассказывала об одном из выживших бойцов Русланова.
Лидия Русланова С самого начала боевых действий артистка в составе одной из ведущих концертных бригад выступала вместе Владимиром Хенкиным, Михаилом Гаркави и могими другими. Начальником сформировавшегося ансамбля был директор Центрального дома искусств Борис Филиппов. Русланова могла отказаться от концертов еще в первые дни войны, ведь приходилось репетировать в катастрофических условиях. Некоторые дома культур, где собирались музыканты, находились под обстрелом, но они продолжали подготовку. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов... Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже... В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца, — так вспоминала Русланова свое первое крупное выступление под Ельней. Как потом рассказывала певица Тамара Ткаченко, многих солдат ничто не могло остановить от того, чтобы пойти и послушать Русланову. По словам, артистки, выступавших всегда тепло встречали и сопровождали концерты бурными аплодисментами.
Одно из главных "передвижных" выступлений Лидии Андреевны состоялось у стен Рейхстага 2 мая меньше недели оставалось до составления Реймского договора и подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Один из участников боевых событий, Борис Уваров, делился вскоре, что это был впечатляющий концерт. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова... Ком в горле встал, слез не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь.
Она отправилась в Московскую консерваторию, и там ей встретился Умберто Мазетти, который поверил в нее.
Благодаря его педагогическому мастерству, помноженному на упорство самой певицы, голос ее окреп, а диапазон достиг самых высоких звуков, доступных колоратурному сопрано. В консерватории она считалась лучшей ученицей-вокалисткой, при окончании ее удостоилась золотой медали, но в Большой театр ее не приняли. Однако вскоре удача улыбнулась ей: все три певицы, в репертуаре которых была партия Антониды в «Жизни за царя», внезапно заболели. Нужно было срочно спасать положение — и вот тогда-то руководство театра вспомнило об отвергнутой претендентке, исполнившей на прослушивании арию Антониды… Так Нежданова получила приглашение в Большой театр. Певица не стремилась к успеху любой ценой, и если она ощущала, что та или иная партия не подходит для ее голоса, то не бралась за нее — по этой причине она отказалась, например, от роли Даши во «Вражьей силе» и Венеры в «Тангейзере». Впрочем, недостатка в ролях не было в любом случае: Татьяна, Лакме, Розина в «Севильском цирюльнике»… Особой удачей и сама певица, и критики считали партию Марфы в «Царской невесте». Прекрасные вокальные данные в сочетании с блестящей техникой позволяли певице творить чудеса — например, она могла с видимой легкостью исполнить арию Царицы ночи со всеми ее сложнейшими фиоритурами, не распеваясь.
Но певица никогда не увлекалась «техникой ради техники» — например, она не позволяла себе фермат ради «кокетничанья» высокими нотами. Нежданова покоряла публику не только небывалой красотой голоса, но и бесподобной актерской игрой. Не сразу ей удалось достичь таких высот — на заре сценической карьеры случались и ошибки.
Москва, 1913 Над опусом 34 Рахманинов работал в любимой Ивановке в июне 1912 года. Практически каждый день из-под пера композитора выходил очередной номер. Однако создание Вокализа заняло три года — от первого наброска весной 1912 года до чистовой рукописи финальной редакции. Поэтому первое издание опуса издательство А. Гутхейля, 1913 содержало лишь первые тринадцать романсов. Первая редакция полного авторского текста Вокализа была завершена 1 апреля 1915 года — эта дата зафиксирована Рахманиновым в рукописи, ставшей его даром Неждановой.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. Мы вместе с ним для более удобного исполнения обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы». Первая редакция Вокализа, хранящаяся ныне в Музее музыки, содержит те самые авторские правки, сделанные по замечаниям певицы: добавления вариантов нотного текста, темповые и динамические обозначения, штрихи, отметку о замене тональности ми-бемоль минор на до-диез минор. Здесь же — несколько тактов с пометами самой Неждановой. Музей музыки обладает и полным автографом финальной авторской редакции опуса 34.
Следующее выступление певицы — 2-е и оно же последнее, было дано 8 апреля. Впоследствии те, кому посчастливилось побывать на её концерте, так будут вспоминать этот день: «Концерт окончился поздно. Улица имени Гоголя была полна людьми. Зрители нетерпеливо ожидали появления А. Когда же она вышла вместе с дирижером Большого театра Н. Головиным, публика устроила грандиозную овацию.
Антонина Нежданова
Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы. Антонина Васильевна Нежданова умерла в Москве 26 июня 1950 года. Учредители — Нежданова Антонина Васильевна, Граждан Татьяна Михайловна. Предлагаемый вниманию читателей сборник "Антонина Васильевна Нежданова" подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. овой Всероссийского театрального общества.
Антонина Нежданова - кратко
Мемориальная доска солистке Большого театра Антонине Васильевне Неждановой (1873-1950) установлена на доме в Брюсовом переулке, 7 (бывшая улица Неждановой), где жила певица. Нежданова Антонина Васильевна. Родилась 17 (29) июля 1873 года в Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина. Путь Антонины Васильевны Неждановой на сцену Большого состоял из счастливых случайностей.