Нынешний сезон Гродненского театра кукол, 43-й по счету, продолжит радовать высокохудожественными спектаклями не только детей, но и взрослых. В Гродно театр кукол располагается в прекрасном историческом здании, похожем на могилевский драмтеатр.
Кого еще потерял Гродненский театр кукол за последний год?
- Кого увольняют?
- Смотрите также:
- МЧС и театр кукол создали спектакль «Неземные приключения» для школьников - Гродно Плюс
- В Нижнем Новгороде впервые пройдут гастроли Гродненского театра кукол
- Лялькi над Неманам: в Гродно пройдет международный фестиваль кукольных театров
Гродненский кукольный театр
Брестские кукольники представят на могилевской сцене спектакль по сказке Светланы Макарович «Пекарня Мыш-Маш» в постановке словенского режиссера Роберта Вальтла. Герой истории — искусный кулинар, лучше которого никто не сможет испечь хлеб. Его верные помощники — мышки, которые в полночь превращаются в человечков, веселятся и танцуют. Однажды завистливая соседка пекаря Ярина раскрыла тайну Мыш-Маша и рассказала всем, что он колдун.
В те годы театр кукол среди могилевчан не был столь популярен. Помню, когда мы совместно с телевидением выпускали серию передач, проводили такие акции: становились с камерой напротив театра по улице Первомайской, я спрашивал прохожих, как пройти к театру кукол. Из десяти человек только двое знали, что мы стоим рядом с ним.
Потом мы все-таки достигли того минимума, к которому я стремился. Когда в один прекрасный день прибежала администратор и сказала: «Олег Олегович, представляете, мужик приехал на шикарной тачке и купил билеты на все представления! Это был где-то 95-96 год. Меня окружали удивительные люди, 9 месяцев в году мы с труппой гастролировали: объездили и Россию, и Латвию, и Украину, были в Болгарии. Даже в Норвегии на фестивале произвели фурор с кукольной оперой «Красная шапочка». У Николая Стешица актер Могилевского театра кукол, заслуженный артист Беларуси — прим.
Также у меня были постановки в Могилевском драматическом театре: «Тристан и Изольда», «Снился мне сад в подвенечном уборе», «Сестры Психеи», два детских спектакля и « Принцесса Турандот». В общем, в Могилеве было интересно жить и работать, это был наш город. Здесь я встретил свою жену Ларису — сейчас она актриса Гродненского театра кукол. Олег Жюгжда в спектакле «Маленький принц», 1986 г. Быть актером — это все время исполнять чьи-то желания. Иногда это надоедает, особенно когда есть свои мысли, свое видение, свои истории, которыми ты хочешь поделиться со зрителями.
А театр — это прежде всего хорошо рассказанные и показанные истории. Мой первый самостоятельный спектакль «Маленький принц» мы с могилевской труппой вывезли на белорусский театральный фестиваль, который проходил в Гродно. Знаковый для меня спектакль и знаковый момент: там меня наградили за дебют в режиссуре. Кстати, спустя много лет один театральный критик заметил, что спектакль «Маленький принц» стал для меня программным: я уже тогда показал, как буду работать дальше, определил свой стиль. После этой постановки я решил заняться режиссурой профессионально и поступил в Ленинградский институт театра музыки и кино имени Н. Черкасова 1990.
К моменту, когда заканчивал учебу, в Могилевском театре кукол меня уже назначили главным режиссером. Помню, приходилось самому себе подписывать характеристики в институт о проделанной практике. Спектаклей в Могилеве в то время мы поставили очень много. Все эти спектакли были отмечены на фестивалях. Из взрослых спектаклей — это «Трагедия о Макбете», «Чай на двоих», — мы их забрали с собой в Гродно, когда переезжали. Прокатили эти спектакли и по всевозможным европейским фестивалям.
Время было трудное, решил, что нужно сделать такую работу, которая могла бы нас в случае чего прокормить. И спектакль удался, жил долго. Почему вы уехали из Могилева? В Гродно театр кукол располагается в прекрасном историческом здании, похожем на могилевский драмтеатр. Ну, и конечно, хотелось быть поближе к родителям — из Гродно мне было проще ездить в Вильнюс — я родился в Литве.
Работники Гродненского городского отдела МЧС пригласили школьников из школ областного центра на премьеру постановки «Неземные приключения». Перед началом спектакля спасатели городского отдела окунули малышей в мир безопасности: провели интерактивную викторину, организовали выставку снаряжения и оборудования, аварийно-спасательной и пожарной техники.
Далее школьников ждала увлекательная история об инопланетных любителях приключений, которые из-за короткого замыкания на корабле попали на Землю. Здесь они нашли настоящих друзей и узнали важные правила безопасности, соблюдая которые можно избежать беды.
В основном они ставят российскую классику. И взгляд со стороны иногда оказывается более интересным и передовым. Не зря практически все спектакли, поставленные этими режиссерами либо выдвигались на «Золотую маску», либо получали ее, либо как минимум входили в шорт-лист. А в какой точке находится театр спустя 30 лет? Мы работаем с другими материалами, с другим светом, с другими аудио- и видеоносителями. Казалось бы, мелочи, но много нового было привнесено именно с развитием техники.
Приходится работать в условиях огромной конкуренции с шоу-бизнесом, кино, компьютерными играми. Там все «спецэффекты», конечно же, ярче, громче, насыщеннее. Но все это «неживое». Театр ценен тем, что происходящее на сцене, происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Это искусство мгновения. После нас ничего не остается. Записи спектакля не передают ни актерской энергетики, ни зрительской. Безусловно, сегодня на театр повлияло и клиповое мышление, которое нам навязали.
Я не ретроград, но бежать за этим паровозом не хочу. Театр — это живой процесс, своя вселенная. При этом он должен быть интересным и трогать за живое, чтобы через катарсис человек становился лучше. Здесь каждый раз нужно придумывать заново какую-то Вселенную, в которой обитают странные персонажи, происходят интересные истории... А драматический театр в некотором смысле ограничен. Есть актер, есть зритель. В театре кукол между ними находится кукла, которая и воплощает в себе внутренние качества персонажа, и существует в условной реальности. Но дело в том, что со временем жанры сближаются, происходит их взаимопроникновение.
В драмтеатре начинают использовать кукольные приемы, иногда даже маски, ростовые куклы. Поэтому не стоит удивляться и тому, что театр кукол давно уже вышел из-за ширмы, работает напрямую со зрителем, а не просто пытается изобразить какую-то абстрактную сказочную жизнь. Олег Жюгжда в спектакле «Дракон» по пьесе Е. Шварца, 1990 г. Над этим нужно было очень долго работать, заманивать зрителя в театр, чтобы в конце концов люди сказали: «А у вас интересней, чем в драме». Кстати, взрослые спектакли нам очень сильно помогли во время эпидемии ковида, когда театры теряли зрителя. Мы же благополучно перескочили эпидемию и одновременно приобрели зрителя за счет того, что начали показывать больше спектаклей для взрослых. Сейчас после ковида люди снова начинают возвращаться в театр.
И все мои проекты расписаны на два года вперед. Материал выбрали необычный: «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского — есть у него такая маленькая солдатская сказка.
От режиссера до актера: в Гродно открывается инклюзивный детский кукольный театр
главный режиссёр Гродненского театра кукол сотрудничает и с рязанскими артистами. Мешал стереотип: зрители привыкли, что в театре кукол показывают сказки для малышей. – Мы создаем инклюзивный кукольный театр, участники которого – дети с особенностями развития – будут создавать свои собственные спектакли (от подготовки сценария (в качестве режиссеров) до создания персонажей (кукол) и оживления их на сцене.
В Гродно стартует фестиваль кукольных театров «Лялькі над Нёманам»
Литвинский детектив для взрослых поставил заслуженный деятель искусств Беларуси главный режиссер театра Олег Жюгжда. Брестский зритель сможет увидеть эту постановку вечером 8 апреля. Детские показы состоятся с 6 по 9 апреля. Брестские кукольники привезли в Гродно для взрослой аудитории комедию по пьесе Жана-Батиста Мольера "Жеманницы" в постановке заслуженного деятеля искусств Беларуси лауреата Национальной театральной премии Олега Лелявского.
Вниманию маленьких гродненцев представят добрую и трогательную сказку Григория Остера "Котенок по имени Гав".
Страшная месть», «Кошкин дом», «Чеховъ. Чайка», «Неземные приключения», « Комедия Юдифи ».
Александр Енджеевский работал в театре кукол с 1996 года. Как режиссер поставил спектакль «Ванильное мороженое с лимоном». Александра Енджеевского многие знают и любят как яркого ведущего многих театральных капустников на первом снимке.
На втором снимке слева — в спектакле «Пиковая дама» Кого еще потерял Гродненский театр кукол за последний год? После выборов и протестов 2020 года из театра кукол ушел актер Александр Ратько. С сентября он учится в Вильнюсе, в ЕГУ.
Также в Вильнюсе сейчас Виталий Леонов.
Гродненский театр кукол готовит премьеру спектакля о войне «Похождения жука-носорога». О военной теме в постановках рассказал главный режиссер театра Олег Жюгжда Накануне Международного дня театра кукол корреспондент «ГП» пообщался с главным режиссером Гродненского областного театра кукол, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Олегом Жюгждой.
Однажды из дворца вышла прачка, а до театра так не дошла. И вот иногда можно услышать стук в пустых коридорах — как будто кто-то идет. Но никого нет, — рассказывает Настасья. Сейчас Гродненский театр кукол оснащен современной световой и звуковой техникой.
Он считается одним из самых посещаемых театров в Беларуси. А еще он — один из самых старейших после Белорусского государственного театра кукол. Здание же — самое старое театральное сооружение в стране. При этом использовалось оно всегда именно как театральные подмостки. Мечтатель Антоний Тизенгауз и театральная школа А все начиналось 250 лет назад при гродненском старосте Антонии Тизенгаузе. Градоначальник, конечно, был идеалистом и мечтателем и на окраине Гродно строил «квартал будущего» — эдакую свободную экономическую зону и центр культурной жизни в одном месте. Пригласил мастеров со всей Европы, запустил мануфактуры, которые изготавливали штучный дорогой товар, организовал медицинскую академию, ботанический сад и театральную школу.
Так в Гродно началось становление театральной жизни — а до этого в городе выступали лишь заезжие артисты. Все начиналось с небольшого ансамбля, который за короткий период времени превратился в известный коллектив. Сюда приглашали даже итальянских артистов. А с 1778 года в постановках уже участвовали ученики Гродненской музыкально-театральной школы — те самые дети крепостных. Однако долго просуществовать этой труппе в Гродно было не суждено: Тизенгауз после раздела Речи Посполитой покинул город, а артистов передали в Варшаву, театральная же школа переехала в Поставы. Но здание театра осталось. Здесь выступали заезжие коллективы, а потом его взяла в аренду местная прима Соломея Дешнер, которая создала в Гродно профессиональный коллектив — и он очень быстро завоевал популярность у тогдашней публики.
Гастроли Гродненского театра кукол прошли в Рязани
В рамках гастролей Гродненского театра кукол в Рязани в общей сложности состоялось семь показов. А самое первое его рождение состоялось семьдесят лет назад, что делает театр старейшим кукольным коллективом в нашей стране вслед за Белорусским государственным театром кукол. главный режиссёр Гродненского театра кукол сотрудничает и с рязанскими артистами. Под руководством мастера сцены вместе создадите экспромт-спектакль и почувствуете себя настоящими актёрами театра кукол! Мы узнали, что здание кукольного театра старосты Гродно Антония Тызенгауза, относится к памятникам архитектуры XVIII века!
Брестский и Гродненский театры кукол обменяются гастролями
Гастроли Казанского театра в Минске стали настоящим театральным событием. Гродненский областной театр кукол (городской театр, театр Тизенгауза, театр Понятовского) — театр в городе Гродно. В Гродно 21 сентября стартует третий Международный фестиваль кукольного искусства «Лялькі над Нёманам», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Гродненский театр кукол к своему 40-летнему юбилею подготовит для жителей замечательные спектакли. – После длительного перерыва Гродно вновь станет фестивальной столицей театрального кукольного искусства, – рассказывает директор заслуженного коллектива Республики Беларусь «Гродненский областной театр кукол» Мария Шабашова. Совместный проект театра и областного управления МЧС станет постоянным спектаклем в репертуаре актёров театра кукол.