Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Интро 00:35 - Что такое гештальт? Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века.
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Но часто мы не осознаем первопричину своей проблемы, не умеем или не позволяем себе проявить чувства из-за внутренних запретов, правил, установок. Поясняем на простых примерах Гештальт-терапия — что это такое простыми словами? Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно — найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях — дело хуже.
Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств — обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, — которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем — к болезням и мучениям. Рассмотрим простой пример. Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей.
Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу.
Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…».
Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции.
Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия.
Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей. Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ.
То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу.
На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности. Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом.
Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение. В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта.
И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный. С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем.
Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах.
Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение.
Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов.
Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса. Почему у нас такой жесткий график?
Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока? Насколько я голоден?
Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать. Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки!
Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан.
Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда.
Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить.
Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения.
Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка.
Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино.
А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил.
Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса».
И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим.
Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус.
Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит.
Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси.
Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный!
Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается.
Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же.
И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные.
Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам.
Они есть у всех и всегда. У кого-то более мелкие, у кого-то грандиозные. Каждый из нас сам решает каким образом ему решать свои проблемы: самостоятельно, с помощь друзей или прибегнуть к помощи психологов психотерапевтов.
Вернемся к самому подходу. Гештальт-подход подразумевает рассмотрение человека как целостного организма, наделенного способностью к саморегуляции. Одна из самых важных основ природной саморегуляции — эмоции чувства. Другими словами, чувства — маркеры потребностей человека.
А жизнь — это сложный процесс по удовлетворению наших потребностей. Есть первичные потребности, а есть вторичные. Первичные — еда, сон, собственный угол. Вторичные — отдых на море, машина, семья.
То есть без вторичных потребностей человек спокойно проживет, просто получит минимум удовольствия от жизни. Если копать глубже, то потребность — это основной смыслообразующий фактор восприятия. В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром.
Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать.
Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен. Все потому, что ребенок с пеленок, привыкший подстраиваться под ситуацию, которая ему неприятна, так или иначе, убивает в себе способность ориентироваться в жизни с помощью своих чувств. Спустя время, малыш взрослеет, становится взрослой полноценной личностью.
Все бы хорошо, но… Он расщеплен. Из него в лучшем случае вырастает эгоист, которому очень важно, что хочет он. Рассмотрим несколько путей Человек игнорирует собственные потребности. Так как его потребности ведут к опасности и боли.
Он боится чего-либо хотеть, так из-за него кому-то может стать больно. Он приходит к выводу, что лучше тогда ничего не хотеть вовсе. Со временем чувствительность у ребенка совсем пропадает, и уже во взрослой жизни у него начинают появляться проблемы: он не может различить собственных желаний от чужих.
Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника.
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты, Аминь. Считается, что они помогают восстановить дух, настроиться на конструктивную работу.
Методики лечения Здесь и сейчас Так называется самая основная методика лечения по гештальт-терапии. Пациенту предлагают пережить все его проблемы сегодня же, вне зависимости, когда они начались. Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду.
Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем. Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса. В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему».
Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания.
Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек. Собака сверху-собака снизу Пациент вместе с психологом рассматривает две ипостаси своей натуры, стараясь сгладит внутренний конфликт. Собака сверху более агрессивная, деятельная, а нижняя не хочет перемен.
Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет. Терапевт предлагает пациенту побывать и той и другой «собакой», чтобы вернуть целостность натуры. Сны Сновидения играют немаловажную роль в психоанализе, хотя в гештальт-терапии не играют самую ключевую роль, но помогают при анализе подсознательного.
На основе снов пациента специалист более ясно видит картину личности, его переживания, эмоции. Моделирование событий или ролевые игры Метод лечения при помощи моделирования событий в основном предлагается на групповых сеансах.
В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье. Классический эксперимент Б.
История[ править править код ] Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком Фрицем Перлзом , его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист , в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ , и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа [1]. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии , экзистенциальной психологии , психодрамы и других популярных в 1940-х идей.
Paul Goodman и Ральфом Хефферлином [en] англ. Ralph Hefferline в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» англ. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность.
В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе. Во-первых, стала вновь чаще применяться индивидуальная терапия, которую Перлз недооценивал, считая индивидуальный формат работы устаревшим.
Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Жесткая конфронтация с клиентом, которую нередко применял сам Перлз, уступила место сотрудничеству и диалогической форме терапии.
Исследования Фрица Перлза показали, что человек начинает испытывать дискомфорт даже в тех случаях, когда у него не было значительных психологических травм. Это связано с тем, что незавершённые дела и невыполненные обещания, которые копятся в течение жизни, также негативно влияют на восприятие мира, подавляя психику человека. Таким образом, Фриц Перлз вывел своё понимание слова «гештальт», в которое вложил следующий смысл: целостный, полноценный образ мира, здоровое мироощущение. Из этого следует, что гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку достигнуть гармонии с самим собой, простить себе незавершённые дела и начать смотреть на жизнь объективно, без гнёта незавершённых дел и психологических травм. Как возникает незакрытый гештальт? Существует много социальных явлений, которые приводят к возникновению незавершённых гештальтов. Большинство из них связано с устаревшими традициями, нормами и религиозными догмами. Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека.
Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта. В целом механизм нарушения восприятия мира выглядит следующим образом. Человек узнаёт какую-то информацию, которую боится оспорить или считает единственно верной. Например, окружающие ему говорят о том, что заговаривать с незнакомыми людьми невежливо и даже опасно. Эта информация остаётся в его подсознании, мешая выстраивать социальные связи. С годами проблема усугубляется, всё больше усложняя жизнь человека. Чтобы неверная информация, ведущая к нарушению объективного восприятия мира, была своевременно опровергнута, нужно анализировать свои поступки и причины поведения. Но не всегда это получается сделать самостоятельно. В этом случае нужно обратиться к гештальт терапевту. Кто такой гештальт терапевт?
Итак, гештальт терапевт — кто это? Психолог, психоаналитик , психотерапевт или специалист принципиально другой сферы? Так как гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, то практикующий её гештальт терапевт — это специалист, который занимается изучением и лечением психологических проблем. Роль, которую выполняет гештальт терапевт, принципиально отличается от работы обычного психоаналитика. Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем.
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
В клинической практике, наряду с принципами клинической феноменологии, для определения прогноза терапии и выбора оптимальной стратегии терапии некоторые современные гештальт-терапевты используют диагностические системы психодинамического направления психологии PDM. История[ править править код ] Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком Фрицем Перлзом , его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист , в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ , и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа [1]. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии , экзистенциальной психологии , психодрамы и других популярных в 1940-х идей. Paul Goodman и Ральфом Хефферлином [en] англ. Ralph Hefferline в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» англ. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе. Во-первых, стала вновь чаще применяться индивидуальная терапия, которую Перлз недооценивал, считая индивидуальный формат работы устаревшим. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным.
Любые отклонения от эластичности ведут к тому, что кожа перестает быть надежным барьером и «контактёром»: слишком тонкая кожа легко ранима и болезненно чувствительна; утолщенная, ороговевшая, слишком сухая кожа малочувствительна, затрудняет обмен со средой не «дышит , к тому же начинает легко трескаться, а это причиняет боль и может стать воротами для инфекций. Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами. Представим человека, который надел латы во время войны — тогда они были нужны для защиты, — но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду: насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т. Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними. Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, — в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить.
Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи задействовать свою личность целиком, как гештальт — например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой. Телесные ощущения — ключ к чувствам, эмоциям все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение. Чувства, эмоции — это ключ к потребностям. Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него. Но рассказывать всё-всё — бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме. То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, — все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом — это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии. Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Хотите на практике развеять все мифы о гештальт-терапии? Увидеть пользу метода? Получить результат в виде умения жить счастливо здесь и сейчас?
Делает он это двумя базовыми методами. Беседа в гештальт-терапии — это не разговор в кафе или где-то ещё.
Интроекты — насаженные извне убеждения, к которым человек пришел не сам и, несмотря на их возможную неэффективность, несет их с собой по жизни.
А в ходе терапии у него формируется новый опыт, восстанавливающий его целостность. Второй важнейший принцип гештальт-терапии — это осознанность. В процессе терапии гештальт-терапевт помогает человеку осознавать, что с ним происходит, что он чувствует, как его тело реагирует на какие-то слова, события.
И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует. И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть.
Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов.
Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию.
И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами.
Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий.
У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года.
Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну.
Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения.
Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом.
Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный.
Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения.
Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит.
Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно.
Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности.
Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность.
Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно.
И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление.
И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Беседа должна быть нацелена на решение определенной задачи. А не просто «все обо всем». Откровенность — обязательна, если хотите получить результат. Но не биография от А до Я. Хотите на практике развеять все мифы о гештальт-терапии?
Принцип подобия: Элементы, имеющие схожие свойства, такие как форма, цвет или размер, имеют тенденцию восприниматься как группы или целостные структуры. Принцип пространства: Восприятие объектов в трехмерном пространстве организовано на основе их относительного расположения и пропорций.
Что значит закрыть гештальт в психологии? Понятие «закрытия гештальта» представляет собой один из ключевых аспектов в теории гештальт-психологии. Эта теория развилась в начале 20 века в работах немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки. Гештальт-психология подчеркивает важность восприятия и понимания целостности и структуры воспринимаемых объектов и событий. Термин «гештальт» в переводе с немецкого означает «форма» или «структура». Закрытие гештальта относится к процессу, при котором ум организует фрагментарные визуальные, аудиальные или другие сенсорные восприятия в цельные, понятные формы или образы.
Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности. Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие. Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы.
Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп. Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики.
Не любое взаимодействие считается контактом. В гештальт-подходе контакт — это процесс полного проживания актуальной ситуации «здесь и сейчас» , чувство единого взаимного функционирования себя и среды с осознанием различий. Условие разворачивания контакта представлено выделением на фоне некоторой фигуры, которая является желанием, потребностью, интересом или переживанием.
Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать. То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований. В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я».
То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания.
Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста. Чем поможет специалист гештальт-терапии? Гештальт-терапия — что это такое простыми словами? Длительность терапии в каждом случае своя — кому-то удастся за 2-3 сеанса справиться с пагубной ситуацией и наладить психоэмоциональное состояние, а кому-то не хватит и нескольких месяцев. За время терапии психолог: поможет понять, что именно вызывает у вас тревогу и негатив; выявит ваши чувства и ощущения, связанные с первопричиной; при помощи специальных психотерапевтических техник поможет завершить гештальт и научит действовать в похожих случаях в будущем. Какие методы использует гештальт-терапевт в работе?
В процессе психотерапевтических сеансов клиенту предлагается делиться с психологом искренними эмоциями, отвечать на вопросы и получать обратную связь. Психологи в гештальт-подходе используют следующие методы: работу с чувствами; упражнения и тесты для выражения своего состояния при помощи движений тела; анализ сновидений и воспоминаний; создание и проигрывание ситуации и ощущений с участием вымышленных персонажей. Согласно принципу гештальт-терапии, главными условиями счастливой жизни являются законченность незавершенных дел и осознание клиентом своих желаний и действий, поэтому терапевт на первых этапах работы старается привести пациента именно к моменту понимания своей проблемы и причин, ее вызвавших, а в финале терапии — научить его брать на себя полную ответственность за свои решения и поступки, чтобы уметь самостоятельно исправлять сложные моменты дальнейшей жизни и проживать события до конца. Овладеть техникой гештальт-подхода поможет наш курс - всего за 4 месяца опытные преподаватели расскажут вам о всех существующих методах гештальт-терапии, а после прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете сами работать в должности психолога-консультанта. Кому подойдет гештальт-терапия Гештальт-терапия — что это такое простыми словами? Терапия решает проблемы здоровых людей или людей с невротической организацией, дает хороший эффект при трудностях, которые вызваны взаимодействием с другими людьми, при недопонимании, негативных ощущениях, обидах.
То есть, пациентам с тяжелыми психическими расстройствами терапия не принесет облегчения.
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
Гештальт в психологии: что это простыми словами. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор.