В советскую эпоху печать подчинялась партийным органам, но выполняла и самостоятельные регулирующую и контролирующую функции по отношению к различным учреждениям, поэтому однозначно определить статус прессы в обществе непросто. 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав.
Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР
История советской журналистики: развитие и становление | Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием. |
Перестройка СМИ в годы перестройки | В начале 1956 году «Телевизионные новости (Первая программа ЦТ)» стала выходить в эфир под названием «Последние известия». |
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
Они полны недовольством. В письмах читатели выразили своё возмущение тем, что местные чиновники нередко ещё путают «государственный карман со своим собственным». Эти пассажи, а их в статье было немало, тут же вызвали широкую дискуссию в обществе. Цитаты из статьи составили фонд «вражеских голосов», а на саму Самолис давили и продолжали давить даже в обход положительному мнению Горбачёва о её статье. Эксцессы реакции сопровождали весь перестроечный период, причём это необязательно было связано с желанием чиновников снять личную ответственность.
Мотивы бывали и посложнее. Ярким примером было освещение в СМИ Чернобыльской аварии. Зачитанное 29 апреля 1986 года в эфире программы «Время» сообщение из 23 слов долгое время было всей известной общественности информацией. Первым отправившемся туда журналистом был корреспондент «Правды» Владимир Губарев, который в своих воспоминаниях говорил о том, что руководство страны долго не могло понять, что же именно произошло, подозревая, что снизу им врут.
Тогда-то и сложились условия, когда сверху транслировались идеи «нового человека», «гласности» и, в конце концов, «перестройки», и пресса получила мандат на смещение акцентов с описаний партийных планов к бурной полемике об их исполнении. Опять же, нужен был только повод, и с этим задалось — это и разгромная статья идеолога перестройки Александра Яковлева в «Правде», ответ на оправдывающее сталинизм письмо в «Советской России», и громкие расследования коррупции в Узбекской ССР, на то время пришлись ещё и кадровые перестановки, в том числе и в руководстве СМИ. За перестроечный период сложилась удивительная ситуация, когда центральная печать стала для либерального крыла Политбюро настоящим ленинским «организующим» началом — факт публикации материала отзывался во всех слоях советского общества смыслом «об этом можно говорить! Пафосно, но иначе ещё не получалось: в то время «Московские новости» и журнал «Огонёк» мешали громаду официоза с раскрепощением.
Вместе с лозунгом «Трезвость — оружие революции! Прибегание к просторечию сокращало дистанцию между журналистами и читателями. Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк. Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране».
За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями. Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина.
Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина. Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком. Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов.
Засим и без того тягостная жизнь продавщицы магазинчика из глухой деревушки становится совсем беспросветной, а потому ей нужно решить: сохранить верность больному и давно нелюбимому человеку или искать путь к новому счастью. Впрочем, последнее сделать крайне трудно, живя под одной крышей с властной и набожной свекровью, смутно напоминающей Кабаниху из «Грозы» Островского. К тому же с определённого момента Шуре чудится, будто муж где-то рядом: непонятно откуда взявшийся в ванной помазок и больничная пижама на чердаке, исчезновение из коробки недавно купленных супругу-пироману ботинок, отчётливые следы мужской обуви на крыльце... Нагнетание обстановки в хичкоковском стиле достигает апогея, когда героиня, охваченная параноидальными страхами, узнаёт, что Найдёнов действительно исчез из больницы. И тогда она решает бежать в город вместе с сыном.
Мальчишке, между прочим, тоже приходится нелегко: сверстники постоянно дразнят его Лёшкой-шизиком, да и сам паренёк боится когда-нибудь, подобно отцу, угодить в психлечебницу. Однако новая жизнь у Шуры не задалась, тем более что в скором времени её находит свекровь, вместе с которой приходится ехать в морг на опознание тела мужа, наложившего на себя руки. Способ ухода Найдёнова из жизни не позволяет ему быть отпетым в церкви, а для матери это едва ли не страшнее самой потери сына. Просьба женщины, на коленях умоляющей батюшку совершить обряд по всем правилам, не находит понимания: сие, по мнению священнослужителя, каждое воскресенье вещающего о «пути крестных страданий», столь же невозможно, как снег в июле. В итоге Шура со свекровью, объединённые горем, но по-прежнему не питающие друг к другу тёплых чувств, сами читают молитвы над могилой умершего и продолжают жить дальше.
Финал ленты очень символичен: в разгар ясного летнего дня в деревне вдруг крупными хлопьями пошёл снег. Именно это знаковое природное чудо и послужило названием картины, ведь el nevado в переводе с испанского означает снегопад. Картина, местами напоминающая психологический триллер, на самом деле — история драматического противостояния двух женщин, оставшихся без крепкого мужского плеча: фактически Найдёнов, появляющийся в кадре лишь раз, — символ всех представителей сильного пола, на которых по тем или иным причинам ушли в себя, запой или на войну больше нельзя опереться. Яркая совместная работа Тюриной и Мусы — ещё одно грустное повествование о непростой женской доле, горьких разочарованиях, вечном выборе между долгом и личным счастьем, попытке вырваться из домостроя и вере, превратившейся в схоластику. Говоря о «Неваде», нельзя не отметить блистательный дебют актрисы Татьяны Дмитриевской, сыгравшей Шуру, и очередной успех Ольги Лапшиной, великолепно воплотившей на экране образ свекрови.
Очень трогательным получился Лёшка в исполнении юного Анатолия Угольникова, которого, по мнению создателей фильма, ждёт большое будущее, если, конечно, он решит связать дальнейшую жизнь с кино. Фильм, впервые показанный в 2023 году на фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе, снимали в Нижегородской области, в селе Бармино, откуда родом отец Анны Тюриной. При этом если актёрский состав был полностью российским, то съёмочная группа — аргентинской. Вообще аншлаги на «Русских премьерах» — наглядное свидетельство того, что одной из важнейших тенденций нынешнего киносмотра в Первопрестольной стал огромный интерес зрителей и критиков к современной отечественной киноиндустрии. Притом речь идёт не только о коммерческих проектах, с недавних пор зарабатывающих в прокате миллиарды, о чём ещё лет пять назад даже не мечталось, но и о так называемом авторском кино, прекрасные образцы которого как раз собраны в самом молодом конкурсе ММКФ.
Судя по лентам, представленным в цикле, российский кинематограф шаг за шагом выходит из-под влияния массовой голливудской продукции, предназначенной для разового использования неприхотливой кинопубликой, которой на протяжении многих лет целенаправленно прививалась всеядность, а теперь ещё и насаждается культура, направленная на разрушение базовых ценностей и деградацию человека. Отличительной же особенностью нашего киноискусства всегда являлась духовность, и, на время утраченная под давлением западных штампов, она, по счастью, постепенно возвращается, в том числе благодаря картинам участников программы «Русские премьеры», не отпускавшим аудиторию до последней минуты. Хочется, чтобы эти незаурядные, запоминающиеся работы не остались лишь волшебными фестивальными мгновениями, а вышли на кино- и телеэкраны. Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.
Материалы по теме Показать ещё.. Другие материалы.
Однако они просуществовали недолго, уже через год были преобразованы в районные газеты. Замечание 2 В 1960-е годы в России выходило примерно 3 тыс. Печатная пресса находилась в постоянном развитии. В 1970- году в стране издавалось 7250 газет, тираж которых составлял 140 миллионов экземпляров. Такие огромные тиражи печатной периодики в СССР свидетельствовали о том, что население любит читать.
Это справедливо, если говорить о массовых изданиях , публикации которых были популярны в читательской среде. Продолжала действовать директива об обязательной подписке каждым гражданином на партийный журнал и партийную газету. Это говорит о том, что высокие тиражи партийных журналов и газет свидетельствует об уровне дисциплинированности и материальной поддержки коммунистов, но не являются критерием интереса читательской аудитории.
Их душило выпадение из мирового исторического процесса, «железный занавес», изолировавший СССР от внешнего мира и отъединивший отечественную интеллигенцию от европейской культуры.
Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма. Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество. Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура.
Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой.
Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже.
Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым.
Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников? Определенно не мировоззрение и тем более не идеология. Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения.
Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так. В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований. И главное отличие диссидентского типа культурной активности от «подцензурного инакомыслия» состоит в том, что он реализовывался в формах, вовсе не предполагавших какое бы то ни было взаимодействие с властью.
Вывешивая картины в своих мастерских а в случае неимения оных — в собственных квартирах и открывая эти мастерские и квартиры в определенный день недели для всех желающих, перепечатывая свои стихи на собственной пишущей машинке и раздаривая их друзьям и знакомым, художники и поэты отказывались от «посредничества» государства в презентации своего творчества публике, объявляя его как бы своим частным делом. И действительно, ведь нигде не записано, что нельзя дарить стихи или показывать людям свои картины. Конечно, существовала и вовсю действовала статья Уголовного кодекса об «антисоветской пропаганде», но подогнать под эту статью внешне аполитичное творчество Владимира Бурича, Александра Аронова, Булата Окуджавы или Юло Соостера составляло правовую проблему даже для более чем гибкой хрущевской юстиции. Этот способ творческого существования обеспечивал не только определенный иммунитет к наиболее жестким видам преследования иммунитет, к слову сказать, весьма зыбкий и неустойчивый — ведь власть, со своей стороны, искала и находила новые репрессивные инструменты против инакомыслия.
Гораздо более важным с точки зрения развития диссидентского мировоззрения было то, что деятельность этого содружества вполне вписывалась в тот тип общественной активности, которую много позже Андрей Амальрик охарактеризует как освоение «серой зоны», лежащей в промежутке между безусловно одобряемыми и абсолютно запрещаемыми властью нормами общественного поведения.
Самые популярные газеты в СССР
А вот сейчас в книжных магазинах Москвы я что-то не вижу подобных переводных изданий по войне в Ираке, Сирии, Афганистане и т. Новейшее советское оружие в брежневские времена было совсекретно. Кстати, при Сталине меньшую часть вооружений секретили, а большую, наоборот, рекламировали. У меня в библиотеке лежит «Руководство службы на 76-мм пушку ЗИС-3» Москва: Воениздат, 1942 , на задней обложке которой цена!
Зато в брежневские времена рядом со зданием Моссовета, напротив памятника Юрию Долгорукому был книжный магазин «Дружба», где продавалась литература стран социалистического лагеря — две трети на родных языках, треть на русском. Там постоянно лежали на полках десятки, если не сотни, справочников по экономике, политике и военному делу. У меня три полки заняты польскими и ГДРовскими справочниками по военной технике, сухопутным войскам, авиации и флоту.
Лично я в брежневские времена был подписан на следующие издания: польские «Може» «Море» , «Пшенгленд морский» главный орган ВМФ Польши, аналог нашего «Морского сборника», на который я тоже был подписан ; на главный орган министерства обороны ГДР «Армее Рундшау». Ах, какие там были фотографии наших «Лун» и «Точек» и в каждом номере обязательно одна-две голых девицы, причем совсем! Из авиационных журналов я был подписан на чехословацкий журнал «Летецство» «Авиация».
Летом после 9-го класса мы с Мишей ровесником с соседней дачи подписались на двоих для нас было дорого! Правда, не на оригинал, а на репринт, где периодически встречались белые пятна — изымались статьи о наиболее «крутых» советских ракетах. Да зачем лезть в какие-то журналы?
Даже индекс нельзя было поминать. Зато напротив знаменитого здания на Лубянке в магазине «Детский мир» продавалась большая сборная модель самолета Ту-20 у нас изделие называлось Ту-95К с ракетами К-20. Модель сверхточная, а в описании по сборке были приведены столь же точные данные как об изделии, так и о крылатых ракетах, которые оно несло.
В СССР, бесспорно, была жесточайшая цензура. Но все познается в сравнении. Я готов доказать, что цензуры в царской России и в нынешней демократической Российской Федерации куда больше, чем в Советском Союзе.
Какая разница, под каким грифом секретят очевидные вещи — государственная тайна, коммерческая тайна и т. Так, из советских СМИ куда легче было судить о состоянии невоенных отраслей экономики, чем сейчас.
Особенно заметной эта проблема становится в области издания нехудожественной литературы. В постановлении ЦК ВКП б от 28 декабря 1928 года "Об обслуживании книгой массового читателя" указывается на необходимость увеличения выпуска массовой производственной литературы, способствующей повышению уровня технических знаний рабочих и крестьян. Этой цели призваны были служить производственные пособия, учебники и справочники.
Более широкой профессиональной постановкой вопроса отличалось постановление ЦК ВКП б от 15 августа 1931 года "Об издательской работе". В нем было сформулировано положение о соответствии типа книги, ее содержания и языка целевому назначению, уровню и потребностям различных групп читателей, которым она призвана была служить. Данное положение ставило перед редактором задачи предъявления адекватных требований к произведениям литературы, обоснования связи целевого назначения и качества различных компонентов произведения. Редактор получает управляющие функции по отношению к труду автора. Причем сам он действует не столько исходя из собственных знаний, сколько опираясь на решения, постановления, указы государственных и партийных органов.
Появилась проблема "новый читатель -постоянно обогащающийся производственный материал - автор". Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы их понимали читатели - рабочие или крестьяне. С другой стороны, неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность. Поэтому, как писал журнал "Красная печать", издательства "ставят себе цель создать не только новую книгу, но и нового автора". Эта работа растянулась на долгое время, и постепенно сформировался корпус редакторов и авторские активы различных издательств.
За годы Советской власти накоплен огромный опыт подготовки и выпуска в свет классиков мировой и отечественной литературы и искусства, научного, учебного, справочно-энциклопедического книгоиздания. С 1918 по 1986 годы в стране было выпущено свыше 381 тыс. Только за 1940-1986 годы выпуск в стране учебной литературы составил 359 тыс. Были созданы основы национального книгоиздания народов, входящих в состав СССР. За 1928-1986 годы было выпущено 3,4 млн изданий общим тиражом 62 млрд экз.
Значительный размах получила система издательств. Основными тенденциями ее развития были укрупнение книгоиздательских предприятий и их специализация. В 1986 году в стране насчитывалось более 225 издательств и значительное количество издающих организаций. Сложилась и довольно четкая иерархическая структура книгоиздательской сети. Она охватывала все звенья книгоиздания, включая универсальные и специализированные на определенной тематике выпуска книгоиздательские предприятия разной подчиненности.
Так, верхний уровень книгоиздательской системы представляли центральные книгоиздательства, подчиненные или непосредственно Госкомиздату СССР "Высшая школа", "Мысль", "Советская энциклопедия", "Экономика", "Машиностроение", "Медицина", "Недра" и др. Второй уровень составляли республиканские издательства.
Нэповское перерождение ответственного работника. Это значит, что мы сделали для города возможным хозяйственно оплодотворять деревню, а для деревни сделали возможным хозяйственно оплодотворять город. Другими словами, самый глубокий смысл новой экономической политики заключается в том, что мы впервые открыли возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, различных хозяйственных факторов, а только на основе этого и получается хозяйственный рост. Крестьянское чаепитие. Из писем Долго и оживленно обсуждался у нас, в Ункосовской вол. Сасовсого у. После разъяснения специальных докладчиков закон одобрили.
Кустари и ремесленники в связи с налогом грозились повысить плату за вырабатываемые изделия, но встретили дружный отпор со стороны середняков и бедняков: - Закон о налоге выработан нами самими, - говорят крестьяне, - наши представители есть и во ВЦИК, и в Наркомземе, Наркомфине, и в других центральных учреждениях. В село Нижние-Прыски Калужской губ. Не успели войти в хаты, как крестьяне потянулись к ним за новостями. Первый вопрос - о новом сел. Отпускники устроили беседу. На все свои вопросы крестьяне получили разъяснения.
Источник: rg. Они были законодателями моды. Чёрные кожаные куртки, браслеты со стальными шипами, джинсы и рваные штаны, волосы самых разных цветов — всё это стало модным во многом благодаря образам артистов, игравших тяжёлую музыку.
Также во время перестройки заявили о себе такие коллективы, как «Ария», «Агата Кристи», «Наив», «Король и шут», «Сектор газа» и многие другие. Сейчас многие группы, образовавшиеся в годы правления Михаила Горбачёва, уже распались. Однако их творчество до сих пор вдохновляет молодых людей брать в руки музыкальные инструменты и играть рок. Развитие киноиндустрии в годы перестройки В Советском Союзе власти уделяли огромное внимание киноиндустрии. Перед выходом в прокат фильмы подвергались жёсткой цензуре. Неугодные социалистическому государству фрагменты картины необходимо было убрать для того, чтобы лента увидела свет. Например, цензоры вынудили режиссёра Никиту Михалкова внести около сотни правок для выпуска фильма «Родня» 1982 года. Всё изменилось с приходом гласности в отечественную культуру. В фильмах второй половины 80-ых годов открыто критикуется советская система, социализм, исторические события, связанные с революционерами.
Также на экраны вышли картины, снятые по мотивам ранее запрещённой в СССР литературы. Так, режиссёр Владимир Бортко снял злободневную социальную сатиру «Собачье сердце», в которой автор высмеивал нравы пролетариев и вообще строй, закрепившийся в России после октября 1917 года. Фильм был создан по мотивам одноимённой повести Михаила Булгакова , ранее запрещённой цензурой. Кадр из фильма «Собачье сердце».
Духовная жизнь общества в период оттепели
В левом правом углу счётчик отсчитывает секунды до конца программы, пока ведущий рассказывает о гниющих продуктах на складах при пустующих прилавках, о том, куда из морга деваются золотые зубы покойников, о маньяках и их жертвах. Читайте также наш материал «Александр Невзоров. Спектакль длиной в жизнь». Вся эта круговерть находилась под пристальным вниманием западных стран, которые вплоть до 1987-го недополучали информацию о происходящем в СССР. Сообщения от ТАСС поступали с большой задержкой: ведь вся без исключения информация подвергалась утомительнейшей редакции — проверялась и перепроверялась, из-за чего говорить об актуальности не приходилось, как, впрочем, и о неангажированности.
В этих условиях Запад обращает внимание на первое в Советах независимое информагентство «Интерфакс», самиздатовские газету «Экспресс-хроника» и журнал «Гласность». Информагентство с самого начала ориентировалось на политиков и бизнесменов, за плату передавая новости зарубежным изданиям при помощи только вот появившихся телефаксов, а позже при помощи сети SprintNet. Если для иностранных источников сообщения от «Интерфакс» обрисовывали картину в верхах и в целом по стране, то информация, получаемая от «Экспресс-хроники» и «Гласности», характеризовала настроения низовой бюрократии. Оба издания были непримиримыми противниками как чиновничьего аппарата, так и Политбюро Горбачёва.
Оба издания были правозащитными, их главными темами были репрессии и властный произвол — из-за международной известности «Гласности» её изобличающие материалы всё же приводили к необходимым подвижкам и порой некоторым решениям давали откат. Газета «Экспресс-хроника» Газета «Экспресс-хроника» Становилось заметно, что репрессивное начало всё более отчуждается от общества: если раньше кампания против начиналась в печати, то к 1989 году партия почти полностью потеряла контроль над руководством СМИ, а тем более над отдельными журналистами. Без конструируемого общественного фасада стало очевидно, что партия состоит из соперничающих группировок, делящихся на консерваторов и либералов. Журналистика уже не пыталась целенаправленно создать реальность, её нескончаемый новостной поток определялся средой, которую она населяла.
Созданная 9 августа 1990 года радиостанция «Эхо Москвы» тогда ещё «Радио-М» была ярким тому примером — она была изначально задумана в качестве конкурента иностранным радиостанциям за советский коммерческий эфир. Рыночное мышление позволило разным изданиям транслировать самые разные точки зрения: «600 секунд» Невзорова в 1990-ые склонились в сторону русского национализма, ведущие «Взгляда», в обход цензуры, сняли подпольный выпуск с критикой Политбюро из-за событий в Вильнюсе в 1991 году. Попытка Августовского путча, так или иначе стремившегося восстановить советский строй, натолкнулась на резкое неприятие этих новых СМИ. В этих условиях «Интерфакс», полагавшийся на сеть SprintNet, оказался почти единственным каналом связи Советского Союза с внешним миром.
В самой Стране Советов в эти дни вещает четырежды заглушаемое «Эхо Москвы», а ведущие «Взгляда» Александр Любимов, Владислав Листьев и Александр Политковский обустраивают в «Останкино» студию и записывают специальные выпуски программы, охватившие последний день путча и его немедленные последствия. Читайте также наш материал «Августовский путч в видео». Эти люди уже совершенно не напоминают доперестроечных журналистов. Их действия начинаются не в каком-то едином центре.
Они ведомы своими интересами, будь те благородны, корыстны или где-то посередине. Такой интерес не был чужд советским журналистам, но они всегда были ограничены в поводе написания новости. Снятие этого запрета приблизило журналистов к своей аудитории, чья жизнь, отражённая в СМИ, вызвала сначала волнение, а затем и самое настоящее недовольство. Многое в перестроечной журналистике было отдано дискуссии, долгому разговору о том, как быть советским людям с самими собой и своей страной.
Юферову — выносился выговор за невнимательное прочтение номера. Газету Шрейера в цензурном ведомстве характеризовали как бьющую на скандал, ориентированную на низшие круги общества. В начале издания Н. Редактором газеты был утвержден бывший издатель «Производителя и промышленника» Н. После четырехлетних прошений в Главное управление по делам печати Нотович впервые подписал номер Н. Издатель обратился в Главное управление по делам печати с уверением, что подцензурная редакция не получала никаких официальных инструкций.
Распоряжение министра внутренних дел было отменено, цензору Смирнову сделано замечание. Нотович подал прошение об освобождении Н. Решающую роль сыграло исключительное положение Н. Среди первых нарушений бесцензурных Н. Герцена в июльском фельетоне и обнаруженная младшим инспектором типографий незаконная розничная торговля газетными номерами в чайной и табачных лавках. В 1880 г.
Газету цензуровали Е. Богданов, В. Ведров, П. Голохвостов, С. Коссович, Н. Лебедев, Н.
Пантелеев, Н. Ратынский, А. Сватковский, Д.
Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места.
Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда. Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей. Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по—прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа а значит, кое—какие недели на самом деле были семидневными. От праздников по—прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские. При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально на 4.
Перестройка СМИ в годы перестройки
Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Не хватало мяса, поэтому советские ученые стали разрабатывать продукт с таким же высоким содержанием белка, который мог бы его заменить. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. Новости / Люди и события. 4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными.
«Правда» и «Известия»
Булгаков А если серьёзно, то мой отец тоже был военным, но почему-то «Красную Звезду» мы не выписывали, так что о том, что её обязывали выписывать я впервые узнала от автора. Зато вот ненавистную «Пионерскую правду» в школе выписывать заставляли. Я там только последнюю страницу читала.
А на кухне и коридоре - прямо беда: собаки грызутся, возятся, детишки - вместе с ними. Того и гляди, какой-нибудь пес искусает ребенка.
Кроме того, ихние собаки едят, видите ли, котлеты... Собаки рычат, воют, детишки плачут, кричат... Одно недоразумение... Несмотря на это, суд нашел иск доказанным и постановил: выселить собак ответчика.
Рекламные объявления в газете "Правда. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка, с ее бесконечными палатками, ларями и лавками и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках, сверкавшие свежим лаком вывесок магазины и конторы первых нэпманов и аудитории рабфака имени Покровского на Моховой, где вчерашние токари, слесари и машинисты спешно готовились к поступлению в университет; огромная черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской "Анархия - мать порядка" и замысловатая живопись в кафе "Стойло Пегаса" на углу Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике свои стихи поэты-имажинисты. Лев Шейнин, писатель, 1923 г. Кустарная промышленность Из доклада А.
Рыкова на XIII Всероссийском съезде Советов По отношению к кустарной промышленности у некоторых товарищей установилась совершенно неправильная точка зрения, характеризующаяся недооценкой значения и роли этой промышленности в системе народного хозяйства. Я помню, на какой-то выставке одно время висел плакат: кустарь - враг - не помню хорошо, - не то народа, не то промышленности. То и другое утверждение - величайшая глупость.
Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжёлый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели ученый С.
Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер В. Шнейдеров, дикторы И.
Кириллов, Н. Бодрова, В. Привлекательность их передач делало телевидение одним из центральных институтов формирования советского человека. А содержание передач значительно различалось в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей.
Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год... Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама». В будние дни прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов", "Время". На втором канале преобладала информационно-публицистическая н художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера».
Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли. На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи. Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы. В 60-е гг.
Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг". Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей.
А «Вечерний Ленинград» 13 октября 1962 года сообщал о бережном отношении к природе. Газета «Социалистическая Якутия» в этот день в 1971 году рассказывала о том, как на Белом море рыбачили краеведы. А газета «Смена» 10 октября 1963 года сообщала о важной роли математики в животноводстве.
Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?
новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. "Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка". Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. Теперь они независимы, но их тиражи по России стали меньше в разы, если сравнивать с советской эпохой и началом 1990-х. Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием.
Газеты СССР
Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы. Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда». Советская цензура в эпоху тотального террора.
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг
Булгаков А если серьёзно, то мой отец тоже был военным, но почему-то «Красную Звезду» мы не выписывали, так что о том, что её обязывали выписывать я впервые узнала от автора. Зато вот ненавистную «Пионерскую правду» в школе выписывать заставляли. Я там только последнюю страницу читала.
Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места.
В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград. Тем не менее, даже с поправкой на перечисленные факторы, существующий массив источников позволяет изучить историю советского радио, в т. Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Это касалось не только технической стороны вопроса построение радиосети, тем более на огромной территории Советского Союза, требовало колоссальных усилий и инвестиций , но и содержательной по вопросу о том, что и как передавать по радио, единого мнения тоже не было. К началу Отечественной войны в стране действовало около 5 млн. В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг.
Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника. Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению.
Новости Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. Обычные информационные выпуски начали выходить с 1956 года ещё под названием "Последние известия", унаследованным с радио и шли в эфире в плавающем графике. Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений.
Установление новой памятной даты России «призвано способствовать привлечению в Повторяется ежегодно День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Росгвардии 27 апреля в России отмечается День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Войск национальной гвардии Российской Федерации, которые ранее до 2016 года входили в состав Внутренних войск МВД Росс.
В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы
Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР. В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. Главная» Новости» Новости из ссср.