Министры в и глу подтвердили, что Туркменистан и Турция придают большое значение как двустороннему сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах, так и взаимодействию в рамках международных организаций. Помимо этого, Туркменистан рассматривается с недавних пор турецкими пантюркистами как важное звено в реализации нацеленного и на Центральную Азию проекта «Великого Турана». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в среду в Туркменбаши для участия в первом трёхстороннем саммите с лидерами Туркмении и Азербайджана – Сердаром Бердымухамедовым и Ильхамом Алиевым. Официальные представители Turkish Airlines в Туркменистане побывали с ознакомительным туром в Турции. Он обсуждался на Первом трехстороннем Саммите президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана, который прошел 14 декабря прошлого года в Авазе.
Президенты Туркмении и Турции подписали пакет документов по итогам переговоров
После переговоров с туркменским коллегой Рашидом Мередовым турецкий министр возложил цветы к Монументу независимости Туркменистана, открытому в Ашхабаде в 2001 году.
Как передаёт турецкое информационное агентство «Анадолу», по завершении переговоров глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил на пресс-конференции, что потенциал сотрудничества двух тюркоязычных государств и стран региона в целом раскрыт не в полной мере. По его словам, высокий уровень политического взаимодействия между Турцией и Туркменистаном должен найти отражение в таких сферах, как энергетика, экономика, транспорт и логистика.
Сейчас помимо Туркмении как экспортера газа, основной стороной, заинтересованной в этом проекте, стала Турция. Это и понятно, российская идея о создании газового хаба в Турции открывает для Анкары огромные перспективы. В результате Турция может стать крупнейшей транзитной страной для поставок газа в Европу. В начале 2000-х годов, до того как были построены "Северный поток" и "Турецкий поток", такая роль была у Украины. Это позволяло получать Киеву максимально низкие цены на газ из России. Переговоры о доставке туркменского газа в Европу ведутся уже 30 лет, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Активность Турции понятна в контексте тех преград, которые были возведены европейцами для прямой торговли с Россией. Роль посредников в этих условиях значительно возросла. В том числе и идея газового хаба в Турции получила новое дыхание. А уже под это дело Анкара активизировала работу по туркменскому газу, считает эксперт. Сейчас Турции нужны большие объемы газа, проходящие через ее территорию в Европу.
По данным Дэвида Кэмерона, которые ему подкинула секретная служба МИ-6, Киргизия стала для России крупнейшим антисанкционным хабом. Сложная западная техника, высокотехнологичная оптика, роботизированные станки, компьютеры, компоненты для создания лёгких летательных аппаратов — всё это сейчас ввозится в Киргизию на сотни миллионов долларов. А потом данная продукция якобы переправляется в Российскую Федерацию, что способствует проведению СВО. Трудно сказать, с какой степенью доверия власти Киргизии восприняли вышеперечисленные доводы мистера Кэмерона. Можно предположить, что степень эта не была слишком высокой, поскольку у себя на родине нынешний глава британского МИД известен как поклонник наркотических веществ. На сей счёт имеется свидетельство лорда Майкла Эшкрофта, автора книги «Зовите меня Дэйв». Мистер Эшкрофт человек авторитетный и хорошо информированный — в своё время он был казначеем Консервативной партии Великобритании, а нынешний министр иностранных дел как раз и позиционирует себя в качестве консерватора.
В Анкаре прошла встреча турецкого президента с воспитанниками Döwletliler köşgi Туркменистана
Наш общий объем торговли за первые 8 месяцев 2022 года достиг 1 млрд 330 млн долларов. Мы стремимся как можно скорее достичь цели в 5 млрд долларов, поставленной нашими президентами", - написал посол в статье, которая поступила в распоряжение ТАСС.
В целях развития сотрудничества в туристической сфере турецкое ведомство ежегодно организовывает обменные туры для представителей туркменских СМИ, деятелей культуры и туроператоров. В настоящее время делегация туркменских специалистов находится в Турции, где в рамках четырехдневной программы знакомится с историей и гастрономией городов Шанлыурф и Газиантеп, а также посещает старинные музеи Гебеклитепе и Зеугма. Посол Демирок подчеркнул, что Турция придает большое значение расширению сотрудничества с Туркменистаном во всех сферах, особенно в культурно-гуманитарной.
Долгие годы прокладывать трубы по дну Каспия мешала неурегулированность статуса акватории. В 2018-м была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая закрыла этот пробел. Но, согласно документу, прокладывать трубы можно только с согласия всех сторон, то есть без подписей России и Ирана сделать это невозможно. Кому-то может показаться выходом возить туркменский газ танкерами, как предлагает Эрдоган. Но для этого газ нужно сжижать, потом разжижать, поэтому у стороны-отправителя и у стороны-приёмщика должны быть соответствующие терминалы, а их нет. Европа пока не может решить вопрос с получением сжиженного природного газа из Катара по той же причине — отсутствие нужного количества терминалов для приёмки.
Если в теории представить себе, что поставки по турецкому маршруту возможны, то на реализацию такого проекта уйдёт лет 10, которых у Европы просто нет. Ещё одна деталь: в середине прошлого десятилетия Туркмения полностью сменила экспортную зависимость от России на зависимость от Китая, который является не только ключевым покупателем, но и разработчиком туркменских месторождений. Можно предположить, что без разрешения Пекина Ашхабад не осмелится менять основные экспортные маршруты. Декабрь 2009 года.
А экспорт в Европу уже несколько десятилетий остается мечтой. Такое желание главы Турции понятно, ведь Анкара готовится в феврале провести международную конференцию по газовому хабу», — говорит глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. Он вспоминает, что 25 лет тому назад BOTAS и «Туркменгаз» подписали коммерческие соглашения о купле-продаже природного газа в 30 млрд кубометров год. Турецкая госкомпания планировала продавать 10 млрд в стране, а еще 20 млрд в Европе. Именно тогда и родилась идея Транскаспийского газопровода, которая так и не осуществилась. Официальная Анкара стремится стать значимым игроком в поставках газа в Европу. Ведь с будущего года Турция еще приобретет статус газодобывающей страны», — Ильхам Шабан отмечает, что у политического руководства Турции есть желание создать площадку, где бы определялась цена газа: «Поэтому для Турции так важно иметь как можно больше поставщиков, и туркменский газ — один из перспективных вариантов». Проблема поставок туркменского газа — отсутствие инфраструктуры, по которой его можно было бы подавать в Азербайджан через Каспийское море.
Узбекистан, Туркменистан, Турция и Иран создают транспортный коридор
Турция и Туркмения планируют нарастить взаимный торговый оборот в 2,5 раза, увеличив его до $5 млрд. Об этом говорится в статье турецкого посла в Ашхабаде Тогана Орала по случаю Дня Турецкой Республики. Власти Туркменистана призвали Афганистан рационально использовать ресурсы трансграничных рек и иных водоемов, руководствуясь нормами международного права. Новости. Туркменистан и турция подписали документы о сотрудничестве в энергетической и авиационной сферах. Глава МИД Турции также отметил, что в ходе встречи с туркменским коллегой был обсуждён вопрос возможной даты визита турецкого лидера в Туркменистан, который запланирован на июне или июль 2021 года.
В Анкаре прошла встреча турецкого президента с воспитанниками Döwletliler köşgi Туркменистана
И отца, и сына Бердымухамедовых, кроме всего прочего, связывают и великолепные личные отношения с Владимиром Путиным, который, кстати, недавно наградил экс-президента Туркмении орденом "За заслуги перед Отечеством " IV степени, а нынешнего лидера Туркменистана орденом Дружбы. Уж, поверьте, на Востоке знают цену таким жестам и поступкам. Впрочем, первостепенное значение в наших отношениях все-таки имеют показатели взаимной торговли. А она растет. Причем, каждая из стран импортирует из государства-партнера те товары, которые в недостаточном количестве производит сама. Из Туркмении в Россию идут текстиль и обувь, продукты питания, каучук и продукция химпрома.
В обратную сторону Россия поставляет машины, оборудование, сельхозсырье и продовольствие, металлы и многое другое. А впереди — участие Ашхабада в торговом пути "Север — Юг" и на обустройство этого транспортного коридора он наверняка получит мощные инвестиции от Ирана и Индии. Ничуть не менее значимый торговый путь, чем предлагаемый Эрдоганом коридор в Европу, все более теряющую свою торговою привлекательность. А самое главное, Россия не стремится никого подчинять своей воле, не строит партнеров, а лишь хочет стабильности, спокойствия и определенности на своих границах и в соседних государствах. Чего должны желать и сами руководители этих стран.
Ашхабаду совсем не нужен посторонний контролер, который будет сам иметь возможность "перекрыть краник", если что-то в политике партнера его не будет устраивать. Тем более, что и сам Эрдоган периодически "перескакивает с одного стула на другой" или пытается усидеть на двух сразу.
С «Набукко» все было ровно по такому же принципу.
Продумать контраргументы со стороны Москвы и Пекина. В случае с Ираном и Узбекистаном требовалось учитывать различные санкционные веяния, в случае Турции — преодолеть сопротивление ряда европейских потребителей, которые не хотели некоторые не хотят до сих пор усиления Анкары на европейском сырьевом рынке. В итоге большой концепт распадался на множество локальных, хотя потенциально и крупных проектов, из которых реально работающими стали «Южно-кавказский трубопровод» — ЮКТ или «Баку — Тбилиси — Эрзрум», «Трансанатолийский газопровод» через территорию Турции и «Трансадриатический газопровод» Болгария — Италия.
Проблема тут состояла не только в трудоемкости прокладки трубопроводов по перевалам и долинам, но и в объеме сырья от поставщиков. Мощности Азербайджана были и остаются ограниченными. Требовалось получить доступ к действительно крупным объемам на долгосрочной основе, а это либо Россия, либо Туркменистан, либо южные месторождения Ирана, либо полноценная разработка месторождений в Иракском Курдистане.
Иранские объемы с месторождения Южный Парс выпали первыми по причине санкций, да и самому Ирану в условиях ограниченного финансового ресурса требовалось подавать газ прежде всего в свои северные районы. Иракский Курдистан потенциально может дать до 31 млрд куб. К примеру, по нефтепроводу «Киркук — Джейхан» этот вопрос всплывает ежегодно, постоянно идут суды, разбирательства.
Российские объемы обременялись политической обстановкой и решениями вроде «Третьего энергопакета», затем, опять-таки, санкциями. А объемы из Туркмении необходимо было тянуть либо по дну Каспия, либо через Иран. Одно время туркменский газ шел через российскую систему, но в 2010-х стороны не пришли к согласию, и Ашхабад стал качать газ в Китай.
Для западного потребителя наиболее логичным решением было бы проложить трубы по дну Каспийского моря проект «Транскаспийского трубопровода». Каспий разделяется на две глубоководные зоны своего рода хребтом, который на первый взгляд является наиболее комфортным по глубине и по длине между Туркменистаном и Азербайджаном. Но это на бумаге, а на практике прокладка оказывается крайне затруднительна в плане технологии, сейсмоустойчивости, ну и понятно, что Иран и Россия как страны каспийского бассейна всегда найдут нужные экологические аргументы.
Иран тут прямо нацелен работать по принципу — либо тянете через нас, либо не тянете вовсе. Западных проектных структур так или иначе связанных с идеями Транскаспийского трубопровода, в регионе до сих пор работает не одна и не две, и они получают даже регулярное финансирование. На саммитах в том числе последнем по линии ЕС — Центральная Азия этот маршрут упоминается регулярно, но до практической реализации как было далеко, так далеко и остается.
До 2022 года все бы и продолжалось в таком вялотекущем режиме, с поправкой на то, что с трудом, но маршрут из Ирака в Турцию все-таки строился. Из крупного кластера «Хор-Мор» газ решили подавать не только на север Иракского Курдистана, но расширить сеть и продолжить маршрут через провинцию Дахук в Турцию.
В мероприятии приняли участие президент Турции Реджеп Эрдоган, а также главы Туркменистана и Азербайджана.
В ходе мероприятия были подписаны пять соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между тремя странами.
Посол Демирок подчеркнул, что Турция придает большое значение расширению сотрудничества с Туркменистаном во всех сферах, особенно в культурно-гуманитарной. В октябре 2023 года в ходе официального визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Турцию был подписан пакет двусторонних документов , включающий соглашение о сотрудничестве в области культуры между профильными ведомствами стран.
Туркменистан хочет газопровод по дну Каспийского моря
Наряду с этим, глава Туркменистана передал Президенту Турции тёплые слова приветствия и наилучшие пожелания от Национального Лидера туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова. На туркменском курорте «Аваза» прошла встреча лидеров Турции, Азербайджана и Туркмении, главная тема которой звучала более чем амбициозно — организовать поставки туркменского газа в Европу. Новости Туркмении сегодня, Все новости Ашхабада, Республики Туркменистан, СНГ и СССР. Туркменистан и Турция нацелены активизировать межпарламентский диалог Председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и председатель Великого Национального собрания Турции Мустафа Шентоп обсудили по телефону. Два независимых источника «Хроники Туркменистана» сообщили о том, что Ашхабад и Анкара рассматривают возможность отмены безвизового режима въезда для туркменских граждан в Турцию. Энергетические вопросы в контексте планов создания газового хаба в Турции могут стать одной из тем обсуждений на предстоящей трехсторонней встрече президентов Азербайджана, Туркмении и Турции, которая пройдет 13–14 декабря в Туркменбаши.
Объем торговли между Туркменией и Турцией за девять месяцев превысил два миллиарда долларов
Анкара поможет Ашхабаду вывести природный газ и электроэнергию на мировые рынки, заявил вице-президент Турции Джевдет Йылмаз на бизнес-форуме в Ашхабаде. Турция и Туркмения планируют нарастить взаимный торговый оборот в 2,5 раза, увеличив его до $5 млрд. Об этом говорится в статье турецкого посла в Ашхабаде Тогана Орала по случаю Дня Турецкой Республики. Туркменистан является одним из крупнейших закупщиков турецкого вооружения. Официальные представители Turkish Airlines в Туркменистане побывали с ознакомительным туром в Турции.