Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить 00:22:26 ПРАВМИР. Его отец – протоиерей Константин Островский, впрочем, в то время он еще трудился в должности простого столичного инженера.
Почему священники уходят из церкви? Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить
Батюшка не вписывается в общепринятые стереотипы о священниках, как о мрачных людях, говорящих сложные вещи. Священный синод Русской православной церкви назначил епископа Зарайского Константина (Островского) исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки вместо митрополита Клинского Леонида (Горбачева). При этом Островский приводит историю, когда пострадавшая в теракте девушка, придя в православный храм за помощью священника, получила вместо утешения, осуждение: «Повеселилась? Иерей Павел Островский объяснил, почему церковь отрицает концепцию сексуальной свободы до брака. об этом размышляет протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области.
НЕ ВЕРЮ! СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ОСТРОВСКИЙ И ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ
Осторожно, Собчак! Павел Островский — смотреть интервью онлайн на Ютуб | Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости. |
Священник Константин Островский "Умереть нам не удастся" | Священник Павел Островский распрощался со «Спасом» в этом году, но лишь сейчас нашел себе силы рассказать то, что публика и предположить не могла. |
Умереть нам не удастся: Записки и проповеди | Родился 3 августа 1977 г. в Москве в семье священника. Отец, протоиерей Константин Островский. |
РПЦ сменила Патриаршего экзарха Африки
Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет.
Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними.
В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет.
Священник Константин Островский родился в Москве в 1954 году. Окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения и четыре года работал по специальности. В 1978 году стал алтарником в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в 1987 году принял священный сан.
Какие воспоминания друг о друге вам особенно дороги? Отец Константин: Не могу выделить особенно дорогое воспоминание, но считаю очень важным для себя один двухчасовой разговор с отцом Павлом несколько лет назад. Мне в то время не нравилась его миссионерская активность и особенно — деятельность в социальных сетях, и я старался отговаривать отца Павла от этого, призывал к сдержанности. Помню, что его это очень огорчало, но — слава Богу — наши отношения не испортились.
И вот мы как-то разговорились, гуляя возле его храма, и отец Павел мне сказал приблизительно следующее: «В соцсетях сидят в основном люди, такие же далекие от духовности, каким был я сам. Поэтому я говорю с ними на их языке, и они меня понимают. А некоторые потом начинают интересоваться Церковью. За последние несколько месяцев больше тысячи человек попросили меня прислать им материалы для подготовки к исповеди и причастию». Тогда для меня открылась простая в общем-то истина, что духовник и миссионер — это разные духовные дары. И каждый христианин должен служить Церкви своим даром. Иногда они бывают одновременно у одного человека, но, всё же, духовник должен ждать людей в храме, а миссионер идти туда, где живут нецерковные люди. Где жили язычники во времена апостола Павла?
В Эфесе, Риме, в Коринфе. Туда он к ним и шёл. Стефан Великопермский шёл к язычникам в леса. Но современные язычники живут не в городах и не в лесах, а в социальных сетях. Туда и приходится к ним идти. Отец Павел: Мой папа стал священником, когда мне было всего четыре года. А как мы знаем, у священников не особо много времени, чтобы возить детей на рыбалку. Но одно я помню точно: мои детство и юность были пронизаны ощущением доброты и света.
Отец всегда хорошо относился ко мне, ко всей семье, всегда показывал пример щедрости и любви.
Благочинный протоиерей Константин Островский. - "Умереть нам не удастся"
Достоинства и недостатки товара — Протоиерей Константин Островский "Умереть нам не удастся. В новую книгу протоиерея Константина Островского включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам. Батюшка не вписывается в общепринятые стереотипы о священниках, как о мрачных людях, говорящих сложные вещи.
Священник Островский назвал власть тяжелейшим испытанием
Встреча была посвящена теме пастырского душепопечения. В своей беседе отец Константин затронул многие вопросы священнической жизни: о молитве, духовном трезвении, исповеди, духовничестве, созидании «малой церкви» и т. Отец Константин, опираясь на свой многолетний пастырский опыт, отвечал на вопросы собравшегося духовенства, рассказывал поучительные истории, приводил назидательные примеры. В своей беседе отец Константин подчеркнул, что каждый пастырь должен совершать свое служение с искренней верой и желанием помочь прихожанам.
И правило такое, что если человек исповедуется и не ждет твоего совета, то вот совета не давать. Ну кроме случаев каких-то, ну там, очевидно, где требуется сказать: ну знаешь, брат, ты не прав. Но в молчании принять исповедь, помолиться и отпустить грехи человеку, да. Если человек спрашивает совета, и ты точно можешь его дать — дай этот совет. Но я сторонник той теории, не той теории, той мысли, что не знаешь — не говори. Не имеешь опыта — скажи, что не имеешь опыта. Вот сейчас, да, уже будучи архиереем и отвечая тем же студентам или священникам, когда меня спрашивают о вопросах семейной жизни — ну какие-то вопросы, конечно, я в силу просто общей грамотности знаю. Но многие вопросы я не знаю, я не имею опыта семейной жизни, и решение сложных вопросов там супругов или воспитания детей, я честно говорю: вот знаете, отцы, вот у нас есть тот, тот, сходи к нему, посоветуйся. Я не знаю. И я считаю, это правильно. Или там: подожди, я спрошу, потом отвечу. Это честно. Хуже, когда мы боимся и начинаем что-то нести от ветра головы своей, и какую-нибудь благочестивую чушь, только чтобы о нас не подумали, что мы не знаем. Но сам я первым стараюсь не лезть. Лаврентьева — И мы уже два года ведем этот цикл программ «Путь к священству». И очень часто мы задаем вопрос, что сложнее всего в служении у алтаря. И часто священники говорят, что это исповедь, кто-то говорит, что очень сложно, когда ты бьешься с человеком, долгое время, а воз и ныне там. То есть через какое-то время он приходит все равно к началу. Это получается, что все твои труды и молитвы, они как будто в пустоту. Кто-то говорит, что, например, там выгорание от количества людей, вопросов, еще чего-то. А что сложнее всего для вас как для епископа? Епископ Константин — Вы знаете, вопрос, на который действительно может быть много ответов. Но мне кажется, что вот если главное — это быть цельным человеком, помнить всегда, что в первую очередь ты православный христианин, задача твоя подготовить свою душу к вечности. И если эта основа есть, то остальное все, какие бы ни были колоссальные проблемы, решаемо. Если эта основа, ты внутренне от нее отрекся — это страшно. Кстати, это касается не только даже священников, но священников в первую очередь, потому что священники находятся как бы на острие — то здесь катастрофа. Поэтому самое трудное — сохранить цельность. Не оказаться в ситуации, что ты для одних один, а для других другой, а самое худшее для всех ты тот, а для себя другой. Быть цельным. Лаврентьева — Владыка вы сказали, что священник вообще находится на острие. А каково это? Не страшно ли это? Потому что спрос ведь, получается, совсем другой, иной, чем даже с мирянина. Епископ Константин — Вы знаете, я, к примеру, счастлив, могу сказать. Я вижу очень многих своих собратьев и архиереев, священников, которые счастливы. Потому что если ты призван, если ты делаешь... Мы, понимаете, мы же делаем не свое, мы же дело Божие делаем, мы ж служители Божии. Лаврентьева — В гостях у «Светлого вечера» епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии.
Вот и мои дети сейчас говорят, что мое служение показывает им красоту веры. Но в то же время, кроме помощи в алтаре, я занимался многими другими вещами, музыкой, например. Правда, мне никогда не хотелось сделать какое-то из своих увлечений делом всей жизни. А потом я вдруг просто влюбился: ощущение красоты христианства и богослужения было со мной с детства, но в какой-то момент я просто решил посвятить этому всю свою жизнь. Какие воспоминания друг о друге вам особенно дороги? Отец Константин: Не могу выделить особенно дорогое воспоминание, но считаю очень важным для себя один двухчасовой разговор с отцом Павлом несколько лет назад. Мне в то время не нравилась его миссионерская активность и особенно — деятельность в социальных сетях, и я старался отговаривать отца Павла от этого, призывал к сдержанности. Помню, что его это очень огорчало, но — слава Богу — наши отношения не испортились. И вот мы как-то разговорились, гуляя возле его храма, и отец Павел мне сказал приблизительно следующее: «В соцсетях сидят в основном люди, такие же далекие от духовности, каким был я сам. Поэтому я говорю с ними на их языке, и они меня понимают. А некоторые потом начинают интересоваться Церковью. За последние несколько месяцев больше тысячи человек попросили меня прислать им материалы для подготовки к исповеди и причастию». Тогда для меня открылась простая в общем-то истина, что духовник и миссионер — это разные духовные дары. И каждый христианин должен служить Церкви своим даром. Иногда они бывают одновременно у одного человека, но, всё же, духовник должен ждать людей в храме, а миссионер идти туда, где живут нецерковные люди. Где жили язычники во времена апостола Павла? В Эфесе, Риме, в Коринфе. Туда он к ним и шёл. Стефан Великопермский шёл к язычникам в леса. Но современные язычники живут не в городах и не в лесах, а в социальных сетях. Туда и приходится к ним идти.
Один "игумен" второй "эконом". Наворовали и ушли. Не верующие люди в сане! Войной не взяли , революциями так с другого бока грызть начали. А батюшек это раньше из поколения в поколениеосуждать не нужно, они тоже из людей особенно молодые, user-dt8wq6lr1v Господь вам в помощь, но где Гундяев он же богач?
«Он стал священником, когда мне было всего четыре года»
Священник осудил иереев, назвавших теракт карой Бога за поход на концерт в Великий пост. Островский: Поражён словами священников о том, что жертв теракта наказал Бог. Константин Островский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. На эти вопросы "Первый русский" отвечает вместе с известным православным пастырем и проповедником священником Павлом Островским. Решение Синода Александрийского Патриархата о лишении сана епископа Константина (Островского) говорит как минимум вот о чем.
Умереть нам не удастся: Записки и проповеди
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Но если он имеет в кармане благословение от Синодального миссионерского отдела — это дело Церкви, и Церковь за него отвечает.
Я не считаю, что священноначалие должно благословлять такие вещи. Оно конечно не должно и запрещать, не должно быть защитником либералов. Если человек надевает непристойную одежду или выходит голым на улицу, он должен быть готов к тому, что его могут и побить. И я не считаю, что Церковь должна усиленно защищать таких людей, которые непристойным поведением вызывают раздражение нашего народа, в том числе и верующего. Но благословлять сами акции побивания Церковь не должна. Среди либеральных активных людей не одни только преступники и враги Бога. Там есть люди и верующие, и православные.
Может быть, они заблуждаются, все мы не без греха. Церковь должна всякого принять. Если Церковь поддержит такие акции, какие проводит Дмитрий Цорионов, то это значит, что мы заняли партийную сторону и оттолкнули всех несогласных. Если я Цорионова поддержу, то те, кого он оскорбил и напугал, люди, которые такие акции не приемлют, мною отвергнуты. Приведу пример. Ко мне несколько лет назад ходил неонацист. Но он себя считал православным.
Я совершенно его не поддерживаю, я не считаю, что евреи источник всех наших бед. Но я ему не говорил «ты враг Божий, я не буду с тобой разговаривать». Я для начала предлагал ему их простить. Если даже все, что он говорил — правда, что евреи действительно такие страшные его обидчики, надо простить их. А здесь получается что мы, благословляя Цорионова на его акции, берем на себя ответственность других людей отталкивать. Насилие над душой отпугнет интеллектуалов Скажу как священник, который какой-никакой, но все-таки поставлен пастырем, по крайней мере, с людьми общаюсь. Из всего своего пастырского и просто человеческого опыта я знаю, что когда человек начинает участвовать в таких акциях, это ломает его душу.
У человека есть естественная скромность. Чтобы вот так вдруг рвануть в помещение и начать так кричать, как они кричали во время акции, нужно над своей душой примерно то же самое сделать, вы меня простите за сравнение, как для того, чтобы снять штаны в автобусе. Хотя произносили они правильные слова — «храните супружескую верность», «любите друг-друга» — не поспоришь. Участник акций, подобных цорионовским, должен переступить через какое-то естественное и здоровое, и верное чувство стыда. Другое дело, когда вы должны переступить через что-то, а может и жизнью пожертвовать ради дела Божьего. Но здесь не тот случай, так вот врываясь и крича, нельзя никого привлечь к Богу. Привлечь можно любовью, молитвой, терпением, страданием.
Но не таким насилием над своей душой.
Островский убежден, что такие пастыри «напрочь забыли самые основы христианской веры, своими действиями предавая Церковь в тот момент, когда люди больше всего нуждаются в духовной опоре». Можно вспомнить, что отец Павла Островского, епископ Константин Островский, еще несколько лет назад высказал такое мнение по поводу терактов и их жертв: «Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время». Между тем, юристы, которых опросил «Брифинг», считают, что в таких высказываниях православных священников могут содержатся экстремистские призывы и оправдание терроризма «волей Бога»: «Все материалы должны быть изучены следственными органами.
РПЦ также должно принять соответствующие меры». К примеру, Патриарх Кирилл на следующий после теракта день совершил в храме Христа Спасителя литию по его жертвам, перед началом которой он, в частности, сказал: «На московской земле произошло страшное преступное злодеяние, были безумно, зверски погублены ни в чем не повинные люди». А в день траура, 25 марта, по благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы в течении всего дня каждые 2 часа на месте трагедии священники Одинцовской епархии совершали панихиды «по убиенным и скончавшимся от ран». Более того, в ходе общественной дискуссии о том, что следует построить на месте сгоревшего «Крокус Сити Холла», одним из вариантов предлагается возвести там храм. Замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе по этому поводу отметил , что РПЦ пока не получала официальных предложений о его строительстве, но по его словам, «церкви с древних времен до нашего времени очень часто выполняют мемориальные функции и функции поминовения усопших людей».
Читайте также:.
«Он стал священником, когда мне было всего четыре года»
Главное — наладить службу И это для нас как раз образец: главное дело настоятеля — наладить в храме богослужение. В том числе требы. К ним иногда относятся с каким-то пренебрежением, но ведь требы состоят из молитв и священнодействий. Помню, когда я служил на Дальнем Востоке, священников было очень мало, а требования начальства большие, порой служили по нескольку недель вообще без выходных. Конечно, я очень уставал, поначалу внутренне роптал, но потом как-то подумал: «Что плохого, послужу ещё один молебен или панихиду, ведь это же молитва Богу». Слишком сухо — тоже плохо Но ограничиваться уставной сухостью тоже как-то не хочется. Ведь под первое уставное определение общины подходит и ситуация, когда настоятель приезжает на службу пару раз в неделю, выполняет некие обязательные действия и уезжает; с прихожанами вне Литургии, треб и поверхностной исповеди перед причастием не общается; сотрудники между собой не дружат, прихожане друг друга не знают.
Так быть не должно. Хочется, чтобы отношения духовенства с сотрудниками и прихожанами, и всех их между собой были неформальными, глубокими, искренними. Именно такой приход мы согласны называть настоящей общиной. Это третий тип после уставного и старческого. Я хочу создать общину. Если я хочу создать общину, то полезно подумать: зачем и почему?
Может быть, из решимости исполнить в этом Божью волю. А может быть, из гордости: «Я создал настоящую общину». Может быть, из любви к большим компаниям, потому что одному или в семье тоскливо. Может быть, из жалости, из желания помочь скучающим или огорчённым людям православно и духовно провести время. Пусть каждый из нас смотрит, на каком основании он строит. И ещё вопрос: если я стремлюсь духовно руководить людьми, не получается ли, что я как бы говорю им словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» Мф.
Ведь это уже напоминает антихриста. И ещё на ту же тему. В эпиграфе к «Властелину колец» Толкиена говорится: «Чтобы всех отыскать, воедино созвать и единою чёрною волей сковать…» Не бывает ли и такого в благом, по-видимому, пастырском намерении? Думаю, что зачастую складывается так. Людям одиноко на работе, одиноко в семье, одиноко без Бога в душе, и они хотят избавиться от одиночества — на приходе. И священнику, к сожалению, тоже бывает одиноко и пусто, и ему тоже хочется избавиться от этого чувства, создав вокруг себя единодушное и единомысленное сообщество с собой, кстати, во главе.
Так между двух электродов одиночества может загореться дуга общинности добрый, умный, обаятельный батюшка светит своим духовным чадам , и всем тогда становится тепло. Само по себе это неплохо, важно только знать и помнить, что эта теплота — душевная, плод нашей активности — душевной, добродетелей — душевных. Душевность в общении людей необходима, как необходим хлеб для поддержания земной жизни, но для вечной жизни нужен иной — Небесный Хлеб. Конечно, приятно, когда на приходе царит атмосфера любви: все доброжелательны, приветливы, помогают друг другу. Так и должно быть. Но не будем обольщаться и называть наши милые душевные переживания и отношения исполнением заповеди Христовой о любви к ближнему.
Только исполнив первую заповедь о любви к Богу нам до этого, как от земли до неба , человек может поистине любить ближнего по второй заповеди. Наша любовь Наша любовь друг к другу, даже самая пылкая, искренняя, жертвенная, пока мы не исполнились благодати Святого Духа, всего лишь человеческая привязанность. И это хорошо, это образ любви, но не следует путать образ с прообразом. А пример исполнения второй заповеди у нас есть, всем известен, это Христос, распятый на кресте. Он не был в нас влюблён, не был ни к кому и ни к чему привязан, у Него не было от нас зависимости. И, кстати сказать, Он не получил взаимности от нас.
Но ради нашего спасения от вечной безлюбовной пустоты, ради того, чтобы мы могли соединиться с Ним в Божественной любви, Христос принял на себя мучительную смерть. Это и было исполнением второй заповеди — любить ближнего, как самого себя, а не то, что мы склонны искать, а то и приписывать себе в наших общинах. А возможна ли община в Церкви, но не приходская? С одной стороны — да, конечно. Православные люди всегда общались между собой и собирались в самые разные общности иногда официально, а зачастую неофициально. Если говорить о монашестве, то, как раз, монастыри в прошлом, бывало, вырастали из неофициальных общин духовно настроенных и стремящихся к монашескому подвигу мирян, да и в наше время такие случаи известны.
Но это настолько редко и уникально, что нет смысла обсуждать. Если же имеется в виду устроение в миру церковной общины, но не тяготеющей к монашеству и не приходской, то возникает вопрос о целях. Если цели внешние например, благотворительность или помощь наркозависимым , то это довольно обычное дело. Ну, и хорошо. Если предполагается совместная религиозная деятельность, но не организованная, тоже не вопрос. Ну, собрались, поговорили, почитали что-нибудь духовное, помолились перед едой, чаю попили… Ну, вместе с батюшкой… Ну, батюшка для всех участников чаепития — духовник… Дело доброе: и полезно, и утешительно.
Если же кто-то хочет именно организовать религиозную деятельность, но вне церковной иерархии, то вопрос: почему? Не хочется склонять свою выю под иго церковного начальства? Конечно, иерархия — это некое иго. И святого-то батюшку или архиерея, бывает, слушаться тяжело, да и неохота, а тем более — не святого. И поруководить хочется, а сам, хотя и священник, но не настоятель и не дождёшься, бывает, настоятельства. Или поруководить хочется, а принимать сан значит, самому встраиваться в иерархию и подчиняться ей не хочется.
Или канонические препятствия не позволяют принять сан. Или желает духовно «порулить» женщина тоже путь к священству закрыт. Пусть человек, который предался помыслам о создании общины в миру, но не приходской, а какой-то особенной, подумает об истинных мотивах своего намерения. И если намерение от Бога, то — с Богом! А, если под видом благочестивой активности скрываются наши страсти, то будем не разжигать их, а бороться с ними. Проблемы «Большой семьи» Шире круг — слабее связи «Наш приход — большая семья».
В 1997—2002 годах исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В 2002—2012 годах исполнял послушание проректора Коломенской духовной семинарии далее в тексте — КДС по воспитательной работе. В 2003—2012 годах руководил хором КДС. В 2003—2006 годах и с 2012 года по настоящее время исполняет послушание члена Епархиального совета Московской епархии. В 2004-годах исполнял послушание секретаря Богослужебной комиссии Московской епархии.
В 2012 году был освобожден от должности секретаря комиссии с оставлением в ее составе.
А вот именно разочарования в церковной жизни были? Это больше касается неофитов, которые, будучи взрослыми, приходят в храм и даже не столько к Богу, сколько в поиске чудес, в том числе внутренних, и в надежде, что в церкви их встретят исключительно святые люди. А, оказывается, там такие же люди, как и везде, и священники тоже люди, и вот — разочарование. Я рос в церковной среде, у меня многие друзья верующие, и ни я, ни они в школе, например, не были ангелами.
Мне нечего было разочаровываться, я знал, что к Богу идут самые обычные люди, не ангелы. В школьном детстве за обидчиков мы не молились — Что от отца Константина вы взяли в свою священническую и семейную жизнь? С самого детства мы понимали, что богослужение, то есть служение Богу — это серьезно. Помню, как мы со старшим братом, сейчас он — владыка Константин, епископ Зарайский, были алтарниками — ему 10 лет, мне 8, с нами старенький дедушка, но он не в счет, все было на нас. И я помню, что папа к нам очень жестко относился, спрашивал абсолютно за все.
Не дай Бог кадило не будет разожжено и вовремя подано, или кто-то Апостол прочтет неправильно. Помню, как папа посылал делать замечания народу, если кто-то разговаривал. Мне такая строгость с самого начала моей церковной жизни была полезна, я уже тогда воспринимал все именно как служение, а не игру. А что касается семейной жизни, моего родительства, то я стараюсь действовать, исходя из своего опыта. Может быть, больше даже беру мамин опыт — папа много служил, и воспитание все-таки больше лежало на маме.
Но все-таки я иду своим путем, может быть, делая какие-то ошибки и потом их исправляя. Священник Иоанн Островский с детьми — В школе к вам относились как-то иначе, ведь тогда дети из семьи священника были редкостью? Дома — молились, читали Евангелие, в храм ходили. Пионером я не был, просто отказался. Крестик не снимал в школе никогда, мне было без разницы, что говорят.
Если одноклассники что-то гадкое говорили, сразу получали за это. В школьном детстве мы за обидчиков не молились. Вообще со стороны, глядя на наше поведение, было трудно догадаться, что у нас отец священник смеется. Дрались, когда надо было. Но воспитывали нас в достаточной строгости, наказывали, могли и ремнем.
Мы, хоть и не были от этого в восторге, понятное дело, но и тогда понимали, что родители нас любят и хотят, чтобы нам было лучше. А мы и подраться могли, причем сильно, могли и в школе, и между собой, и на кухне что-нибудь стащить. Нам запрещалось заходить на кухню без спроса: семья небогатая, четыре мальчика, и если каждый будет заходить на кухню и брать без спроса, другим ничего не останется. Не приветствовалось в семье, если мы обижали маленьких, слабых. Но помню этот момент очень хорошо.
Я пошел в армию в 1997 году, через два дня после выпускного вечера. И это было потрясением — впервые оторваться от родителей, от семьи — на целых два года, резкое взросление. Мамы рядом нет, папы нет, и надо самому начинать думать о себе, зарабатывать себе имя среди своих сверстников. Я служил в частях, где в то время была дедовщина, но, чтобы меня били там, такого не было. Возникали потасовки, но, думаю, — это было обоюдное.
Все были неправы, и я никогда не молчал. Потом и сам был «дедом», но все-таки православным и никогда не издевался над молодыми бойцами. От общепринятых тогда вещей — погладить «деду» форму, заправить постель — я не отказывался. Но чтобы унизить, оскорбить, а уж тем более избивать — такое мне в голову не приходило. Прихожане прощали мне неопытность — После рукоположения вы сразу возглавили приход.
Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа.
Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?
Священник Иоанн Островский – о Рождестве в родительской семье и о том, как празднует сейчас, со своими детьми. Одной из тем, по которой высказался священник, стала демография. Встреча с Островским прошла в Атриуме Тульского кремля. Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Павел Островский — священник Русской Православной Церкви, блогер, телеведущий и автор книг.