Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Великий пост в 2024 году начался 18 марта и завершится 4 мая. В канун Великого поста заголовки российских СМИ пестрят темами, связанными с тем, как правильно провести пост.
Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- История и смысл Великого поста
- Какой пост — Великий и почему
- Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
- Великий пост — как правильно поститься?
- ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
- Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы
Великий пост – 2024: что можно и нельзя делать православным 48 дней
Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор.
Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально.
Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние.
Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».
Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.
Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы.
А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным.
Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».
Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие.
Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи.
Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца.
О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю!
Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения.
Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью.
Также из круп можно сделать различные запеканки или растительные котлеты. Настоящей палочкой-выручалочкой в дни строгого поста можно назвать картофель. Из него готовятся самые разнообразные, но при этом простые блюда: суп, салат, запеканка, драники, пюре без молока и сливочного масла. Сытный картофель тушат, варят, запекают или жарят, добавляя к нему другие овощи или грибы. Совет Чтобы постные блюда, такие как салат, суп или рагу, были разнообразными, используйте больше различных специй и ароматной зелени — они помогут открыть новые вкусовые сочетания.
Чем заменить сладости в пост Во время поста допустимо употреблять небольшое количество сладостей, если они не содержат компонентов животного происхождения. Например, можно добавлять в чай сахар, позволить себе дольку горького шоколада без молока, мармелад без желатина, халву, козинаки или натуральное варенье. Многие хозяйки в пост, желая разнообразить рацион, пекут пироги, булочки, кексы и блинчики из постного теста. Рецептов выпечки без добавления яиц и молока много. Совет Постной можно сделать практически любую выпечку, если рецепты предполагают, что яиц в ней немного и они не главный компонент. Так, одно или два яйца в тесте замените небольшим количеством растительного масла с добавлением разрыхлителя, банановым или яблочным пюре, крахмалом, льняной или овсяной мукой, разведенными в небольшом количестве воды до консистенции кашицы. А молоко в тесте легко заменить простой водой.
Полезными и вкусными сладостями в пост будут свежие фрукты, которые можно есть просто так или сделать десертный салат, сухофрукты и цукаты. Помимо того, что они легко удовлетворят потребность в сладком благодаря высокому содержанию углеводов, они насытят организм полезными веществами: витаминами и минеральными элементами. Поскольку Великий пост нельзя назвать диетой, включать сладости в постное меню разрешено. Если вы поститесь духовно, следует помнить, что церковный пост предполагает умеренность в еде и тем более в любимых лакомствах.
В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. А вот сам Пост состоит из двух периодов — Святая Четыредесятница и затем Страстная седмица. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя к встрече с Христом Воскресшим. Страстная седмица — дни, когда сам Христос идет к нам через последние проповеди, Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение.
Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Самыми строгими неделями поста считаются первая и Страстная седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не едят ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. И сразу добавим, что к еде во время поста нужно подходить разумно. Не стоит слушать чужих советов, а тем более погружаться в Интернет. Опереться нужно на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. И, пожалуй, тут важнее всего понять, что пост — это не диета, не лечебное голодание.
Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого поста — не в табу на творог или колбасу, а в покаянии. Что еще? Если говорить о супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Ведь об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. Тем более что цель поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его.
Не в тягость, а в радость Если углубиться в духовную составляющую поста, то просто и лаконично, например, об этом рассказывает на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им. Стоит прислушаться к его советам. И первый из них - нужно научиться молиться. Прибавлять к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтирь, или главу из Евангелия.
Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели термин «мясопустная» соответствует греч. В субботу сырную последнюю субботу перед В. В воскресенье сыропустное последнее перед В. В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15. В 3-ю субботу память св. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине Лк 10. В 5-ю субботу - память св. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре Лк 16. В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570. Основу В. Наиболее ярким отличием будних дней В. Василия Великого как первоначально и во весь год ; по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ Быт, Притч, Пс, Ис , по одному чтению на тритекти с 2 прокимнами и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров также с 2 прокимнами. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» она произносилась и на полных литургиях. Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. Весь В. В течение В. Структура памятей В. IX-X вв.
Великий пост – 2024: что можно и нельзя делать православным 48 дней
Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина.
Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й. Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам. Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста. Как понять, правильно ли ты постишься Как понять, правильно ли ты постишься? Существует один критерий того, правильно ли проходит твой пост. Значит, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах.
Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя. Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста.
Многие верующие выбирают неправильный подход к посту и делают акценты не тех вещах.
Вегетарианство — это мирской образ жизни, который не сопровождается духовной работой. Пост — это наша малая жертва Богу, наше духовное упражнение и доказательство любви и веры, потому что как сказано в священном писании: «вера без дел мертва». Кстати, верующие люди часто спрашивают совета у священника и благословения на пост, некоторые также предварительно консультируются с врачом. Разрешенные продукты в пост. Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино.
Запрещенные продукты в пост. Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья. Телевизор и развлекательные шоу во время поста лучше заменить на чтение, — говорит Протоиерей Сергий Моздор. Почитайте, Лескова вместо вечернего времяпрепровождения у телевизора.
Глаза — это ворота в нашу душу. И во время поста стоит внимательно относиться к тому, что мы смотрим, какие образы пускаем внутрь своей души. Есть рекомендации и по супружеской жизни: так в пост рекомендуется воздержание.
По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. За несколько недель до заветной даты можно сократить употребление мяса. Вместо него используйте белок растительного происхождения. А за неделю до начала Великого поста рекомендуется убрать из рациона все кисломолочные продукты.
Что можно есть в Великий пост Во время священного православного праздника разрешается употреблять следующие продукты: Любые виды злаков;.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года | В 2024 году Великий пост у православных перед Пасхой продлится семь недель. |
Навигатор Великого поста: не пропустите главное | Начало Великого поста в 2023 году выпадает на 27 февраля и заканчивается на Пасху (16 апреля). |
Ответы на главные вопросы о Великом посте: что есть, о чем думать и как себя вести
Великий пост в 2024 году начался 18 марта и завершится 4 мая. А чем в духовном смысле Великий пост отличается от других ограничительных практик? Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.
Великий пост
О Великом посте: суть Великого поста | В преддверии наступающего Великого поста рассмотрим эти и другие понятия подробно. |
Великий пост | Великий пост в этом году по православному календарю начался 15 марта. |
Ответы на главные вопросы о Великом посте: что есть, о чем думать и как себя вести | Великий пост — время для внутренних изменений, духовного развития и семьи. |
Великий пост 2024 - Православный журнал «Фома» | Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. |
О Великом посте
Великий пост появился еще в апостольские времена и длился, как считается, от 24 до 40 часов. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Великим постом служится Литургия Преждеосвященных Даров, звучит молитва Ефрема Сирина. В 2024 году Великий пост начнется в понедельник, 18 марта, и продлится до 4 мая. Чтобы понять суть Великого поста, нужно провести вдумчивую работу. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
Великий пост в 2024 году: когда начинается, что можно есть, календарь питания
Великий пост или Великая Четыредесятница установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Великий пост — время для внутренних изменений, духовного развития и семьи. А чем в духовном смысле Великий пост отличается от других ограничительных практик? вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Какие правила существуют для монахов и мирян, какая еда в пост запрещена, а что допустимо употреблять в РИА Новости, 21.04.2024.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ВЕЛИКИЙ ПОСТ | Пост – это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. |
Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы | Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. |
Великий пост — Википедия | Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. |
В чём смысл Великого поста? | Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. |
Великий пост в 2024 году: когда начинается, что можно есть, календарь питания
Происходит это и потому что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека. Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей — основным периодом поста к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое Вербное воскресенье а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница. Длительность Великого поста — шесть седмиц недель к ним добавляется Страстная седмица он захватывает период от начала февраля не раньше 2 числа до начала мая не позже 7 числа.
Дата зависит от дня Пасхи. Любой пост — это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв проповедей и чтения духовной литературы.
Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Показывая свою солидарность с язычниками остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы. Общее послушание вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти страстей искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи мясо молоко животные жиры яйца кондитерские изделия изготовленные с добавлением молока жиров и яиц.
Одухотворение человека. Молитва покаяние очищение от злых помыслов воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом. Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию.
Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение: Неделя о Закхее. Призывает к свободному желанию человека идти к Богу. Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой. Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины.
Неделя мытаря и фарисея. В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один мытарь — как кающийся грешник, а другой фарисей — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея.
Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились.
Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.
Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.
Важно: рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение 7 апреля и в Вербное воскресенье 28 апреля. А в Лазареву субботу 27 апреля можно подать к столу рыбную икру. Что нельзя есть в Великий пост Одно из важных правил, о котором иногда забывают постящиеся: важен не только состав блюд, которые вы подаёте к столу, но и умеренность. Не стоит объедаться даже постными продуктами. В Великий пост следует исключить из рациона: мясо; мясные изделия, в том числе сосиски, колбасу, паштет и т. Важно: в некоторые дни правилами запрещается даже растительное масло. А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье. Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред.
Сергей КуценкоПросветленный 24284 9 лет назад Иностранец-где живешь? З Церкви постились. А здесь говорится, что перед избранием апостолов и рукоположение апостолы постились. Зачем апостолы и Церковь постились? Никому в этом вопросе не следует судить другого. И Библия показывает: Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает это делать.