последняя седмица перед праздником Великой Пасхи. Разбираемся, почему неделю перед праздником Пасхи называют Страстной, в чем вообще ее смысл и какие запреты существуют в эту семидневку. Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой.
Страстная неделя 2023: что означает каждый день, как подготовиться, запреты
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Страстная седмица — это последняя неделя поста. Что происходило по дням в этот период и какие евангельские события вспоминаются в каждый Великий день этого периода перед Пасхой? Почему седмица перед Пасхой называется Страстной? Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христа — его предательство, суд над ним, истязания и позорную смерть. Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость.
Что значит страстная неделя
Во время Страстной недели проводилось множество обрядов. Разные обряды относились к каждому из дней Страстной недели. Но особенно много обрядов приходится на Страстной четверг, который также называется Чистым Великим четвергом. Великий понедельник В этот день Церковь вспоминает образ ветхозаветного патриарха Иосифа, который согласно евангельскому преданию, был предан родными братьями, продавшими его в Египет за 20 сребреников, о том как Иосиф простил их. Вспоминают также проклятие Господом бесплодной смоковницы. В Великий понедельник Святейший Патриарх совершает великий чин мироварения варение миро — специально приготовленного и освященного ароматического масла, используемого в чине «миропомазания».
Великий вторник В Великий вторник православные вспоминают проповедь Христа, которые пришел в Иерусалимский храм и начал проповедовать. Старейшины и священники были возмущены «дерзостью» незваного гостя и думали схватить и убить Его, но не решились из-за народа, который слушал Иисуса с благоговением. Великая среда В Великую среду православные вспоминают предательство Иуды и помазание Христа миром. На вечери в Вифании в доме Симона жена-грешница, омыла своими слезами ноги Христовы и смазала их миро. Тогда же Иуда решил продать Христа старейшинам за 30 сребреников.
В этот день верующие стараются исповедоваться, в храмах совершается таинство исповеди, так как исповедаться в этот день считается особым благом. Великий четверг В этот день состоялась Тайная вечеря , на которой Сын Божий установил новозаветное таинство Святого Причастия — Евхаристии. В этот день православные христиане, исповедовавшиеся накануне, стремятся причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день в храмах на литургии архиереем совершается обряд омовения ног 12 своих священников, представляемых ему учениками. Великая пятница Это день строгого поста и великой скорби — Иисус Христос был осужден на смерть.
Церковь в этот день вспоминает его страдания на распятии. Начиная с четверга во всех православных храмах читаются 12 отрывков Нового Завета, рассказывающих о предательстве Иуды, прошедшем суде и распятии Сына Божия. Великая суббота В Великую субботу православные вспоминают о погребении Спасителя, пребывании его тела во гробе и сошествии в ад для возвещения победы над смертью, избавлении от мучения душ, которые с верой ждали Его пришествия, а также награду, которую Спаситель даровал разбойнику за благоразумие, вознеся его в рай. В ночь с субботы на воскресенье Церковь празднует Воскресение Христово: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Пасха Редактировать Поминовение предков Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы.
Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников.
Красная или Червонная неделя в честь крови Христа, которая была пролита во спасение людей. Нередко ее называют Страшной неделей, и это словосочетание не нуждается в особых комментариях. Интересно, что у католиков тоже есть свой аналог Страстной седмицы. Богослужения накануне Пасхи идут в течение всей недели. При этом особым почтением пользуются Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота — они объединяются в так называемое Великое триденствие.
Великий понедельник В этот день вспоминают две библейские истории: Первая даже не связана с Христом напрямую. Верующие читают ветхозаветное послание об Иосифе, который был продан в рабство своими братьями. Близкие люди предали этого человека, однако он все равно остался верен Богу. Прошли годы, и Иосиф стал вторым лицом Египта после фараона. Поэтому этот герой предстает в образе страдальца, который потерпел огромные испытания, но все же был возвышен Богом. Также и Христос, которого предал Иуда, в итоге воскрес из мертвых и победил смерть и грех.
Второй эпизод связан с биографией Иисуса. Однажды он шел со своими учениками и увидел смоковницу инжирное дерево , которое хоть и росло, но не давало никаких плодов. Спаситель сравнил ее с людьми, которые хоть и живут, и выполняют все свои обязанности, но страдают от духовной бесплодности. Вера, милосердие, снисходительное отношение к ближним — это то, что помогает человеку почувствовать душевный мир и получить настоящие плоды. Интересно, что на Руси издавна в Великий понедельник было принято полностью прибраться в доме, побелить углы, очистить хлев, помыть скотину. К празднику начинали готовиться заранее — ведь ожидание торжества приближает нас к светлому дню, не правда ли?
Великий вторник В этот день вспоминают сразу о нескольких проповедях Христа. Спаситель учил народ о воскресении мертвых, о том, что необходимо исполнять обязанности не только перед Богом, но и властью, а также рассказывал о Страшном суде. Все эти и другие истории назидали людей и пробуждали в них веру. Ведь они искренне были убеждены в том, что Христос — Сын Бога, Мессия, приход которого уже давно ожидался благодаря предсказаниям пророков. Великая среда В среду вспоминают историю о предательстве Иуды Искариота, который выдал Христа фарисея всего за 30 серебреников. Примечательно, что впоследствии Иуда раскаялся в содеянном, пришел в отчаяние и совершил еще один тяжкий грех — он повесился на ветви осины.
Легенда гласит, что сначала предатель выбрал березу, но та побелела от страха. А вот осина после повешения стала постоянно дрожать на ветру — как бы с ужасом содрогаясь от случившегося.
С понедельника по среду С понедельника по среду Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме. Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации. По традиции, во время службы в храме священники вспоминают в эти дни притчи о засохшей смоковнице, о 10 девах и зарытых в землю талантах, о втором пришествии. В среду происходит два важнейших события: закостеневшая в грехах женщина выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, а один из его учеников — Иуда, задумывает предательство. Великий четверг В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение.
Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя. Но апостолы засыпают, и, преданный Иудой, Христос в ночь с четверга на пятницу попадает в руки римских солдат. На долю Христа приходится еще одно предательство: перепуганный Петр отрекается от учителя перед солдатами.
В соответствии с Евангелием, в этот день Иисус явил людям чудо, одним своим словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов. Это деяние несет в себе символическое значение — дерево символизирует нераскаявшуюся душу. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Кроме того, в Великий понедельник верующие вспоминают историю патриарха Иосифа. Собственные братья позавидовали его божественному дару провидения, продали его в рабство египтянам, а одежду измазали кровью, инсценировав нападение диких зверей. Однако в Египте Иосиф возвысился еще больше, став помощником фараона.
В Великий вторник богослужения повествуют о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме, верующим напоминают о напутствиях Сына Божиего. Великая среда — день предательства Иудой Христа. Ученик Мессии продал наставника за 30 сребреников, указав на него преследователям в Гефсиманском саду. В этот же день вспоминается эпизод, в котором женщина омыла ноги Иисуса и совершила обряд помазания благовонным маслом миро.
Страстная неделя — 2024: когда начинается и какие правила соблюдать
Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Великая суббота, 15 апреля: На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. В этот вечер начинается главная служба. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху.
Что запрещено делать в Страстную неделю Самое главное, что нужно знать каждому верующему — на это неделе самый строгий пост. Этот пост затрагивает не только еду, но и душу человека. Строго-настрого запрещено делать что-то плохое, ругаться, обижать людей, распускать сплетни и тому подобное. Что касается именно поста, то в понедельник желательно есть фрукты и овощи, а также хлебобулочные изделия и мед с орехами. Во вторник и среду разрешается есть неприготовленную сырую еду и обязательно кушать все без масла.
Накануне он воскресил умершего Лазаря, и люди вышли навстречу Спасителю, встречая его как царя — с пальмовыми ветвями. Поэтому в западной церкви этот день именуется Пальмовым воскресеньем. Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. В нашей стране именно это дерево является символом пробуждения к новой жизни, потому что первое оживает после зимы. В некоторых других странах также нашли замену пальме: в Италии праздник встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции используют самшит, розмарин и лавр. По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу.
Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения.
Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой.
В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются. После длительного поста важно постепенно выходить из него, избегая излишеств и переедания жирной и тяжелой пищи на Пасху, чтобы не навредить своему здоровью. Рекомендуется не сразу употреблять в больших количествах творог, куличи, яйца и мясо после окончания поста.
Чего нельзя делать на Страстной неделе На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках. Самое главное правило на этой неделе — уделить внимание молитве, помощи ближним и избежать развлечений и бытовой суеты. В этот период важно бороться с завистью, обидами и раздражением, избегать шумных застолий с алкоголем, курения и блуда. Это время глубокого покаяния, анализа собственной жизни и стремления к духовному совершенству. Цель — преодоление пороков и стремление к улучшению себя, соблюдение ограничений предписывается добровольно и искренне. Сохрани номер URA.
RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В квартире необходимо убраться, починить все, что сломалось и выбросить лишнее. Таким образом, вы расчищаете пространство для чего-то нового и не отвлекаетесь на быт непосредственно во время праздника. Не менее важно помыть окна, чтобы встречать Пасху в полной чистоте. Кстати, избегание помывки окон грозит несчастьями, так как является плохой приметой. Великий вторник Второй день недели традиционно посвящают одежде: стирке, штопанью, шитью. Самое время разобрать шкаф и избавиться от вещей, которые больше не планируете носить. Сейчас самое время, чтобы заняться благотворительностью. В этот день уже можно начать планировать пасхальное застолье и закупать все продукты для него.
Делать это раньше вторника — плохая примета. Важно приобрести белоснежную скатерть к воскресному застолью. Если встречать Пасху с грязной скатертью, то весь год семью будут преследовать невзгоды. В этот день готовили четверговое мыло, его нужно вынести за порог дома и оставить, а утром забрать. Тогда мыло убережет от сглаза. В середине недели также принято выбирать пасхальные яйца, так они дольше сохранят свежесть. Чистый четверг Четверг необходимо посвятить очищению не только физическому, но и духовному. В идеале искупаться еще до рассвета, после чего приступать к делам.
Страстная неделя
Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христа — его предательство, суд над ним, истязания и позорную смерть. Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели. Что символизирует эта неделя, почему так называется и как предписано вести себя верующим в это время — читайте в нашем материале. Страстная неделя в 2024 году у православных. Страстная седмица посвящается воспоминаниям о последних днях жизни Христа на Земле, в том числе о его лишениях, распятии, смерти и погребении.
Пасхальная неделя по дням (страстная седмица): хронология Пасхи
В этот период вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскресении. Каждый день Страстной недели наделен особым смыслом. Страстная неделя в 2024 году Страстная неделя — дни, предшествующие Пасхе. В 2024 году великий праздник отмечается 5 мая. Соответственно Страстная неделя начнется 29 апреля и продолжится до 4 мая. При этом в строгом смысле этот период нельзя называть неделей, поскольку он охватывает шесть дней.
В Страстную неделю православные вспоминают о последних днях жизни Христа на земле, о его лишениях, распятии, смерти и погребении. Слово "страсть" в названии этого периода означает "страдание". Страстная неделя по дням Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящен событиям из жития Спасителя. В этот период в храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году.
Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Так начинается Литургия и в наши дни. Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим: Да молчи1тъ всsка пл0ть чlча, и3 да стои1тъ с8 стрaхомъ и3 трeпетомъ, и3 ничт0же земнaгw въ себЁ да помышлsетъ, цRь бо цRю1ющымъ, и3 гDь гDьствующымъ, хrтосъ бGъ нaшъ происх0дитъ заклaтисz, и3 дaтисz въ снёдь вёрнымъ. Пусть молчат все люди и стоят со страхом и трепетом, не думая в душе своей ни о чем земном: потому что Царь царей и Господь над владыками идет на заклание, чтобы дать Себя в пищу верующим. Ему предшествуют лики ангелов со всеми Началами и Властями, многоокие многовидящие Херувимы и шестокрылые скорые в исполнении воли Божией Серафимы, закрывая с благоговением лица свои и воспевая песнь: аллилуиа. Не рыдай обо Мне, Мать, видя в гробе Сына, которого безсеменно зачала во чреве, потому что Я встану и прославлюсь и, как Бог, вечно буду прославлять с верою и любовью Тебя величающих.
Фреска на северной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. До 1156 г. После заамвонной молитвы бывает обычное благословление хлебов и вина, которыми в древности молящиеся подкрепляли себя для слушания книги Деяний апостольских и затем на бдение ночное. В новообрядчестве принято освящать яйца и куличи днем в Великую Субботу. Старообрядцы делают это после окончания Пасхальной службы, рано утром в воскресенье. Сборник «Страсти Христовы» В старообрядчестве большое распространение имела книга «Страсти Христовы», которую читали всей семьей на Страстной седмице. Это сказание стало также источником и богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов. Книга «Страсти Христовы» с миниатюрами Этот сборник рассказывает о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, смерти, схождении во ад и воскресении. Особенно подробно описывается то, о чем вкратце или совсем не говорится в канонических Евангелиях. Это главы «О поставлении друга Христова Лазаря архиереом в Китейский град», «О совете первосвященников и книжников жидовских на Господа нашего Исуса Христа», «О сошествии предотечи и крестителя Господня во ад», «О возвещении Господа нашего Исуса Христа Пречистой своей Матери, яко идет на страсть вольную, и о поручении ея женам-мироносицам», «О болезни Иуды», «О пришествии Пречистыя Богородицы и жен-мироносиц к Пилату», «О соборе жидовском», «О плаче Пресвятыя Богородицы, стоявшей у креста Господня», «О пришествии благообразного Иосифа от Аримафей во Иеросалим и снятии со креста тела Исусова», «О сошествии Христовом во ад и об изведении праведных в рай», «О совете жидов убить Иосифа, и о возвещении им о Христе, яко воскресе от мертвых», «О пришествии из Иеросалима в Рим к Тиверию кесарю Марфы, Марии и сестер Лазаревых», «О раскаянии и страдании Пилатове», «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».
Снятие со Креста. Ярославский художественный музей. Последняя четверть XVI в. Часто они украшались миниатюрами. Современное издание книги «Страсти Христовы» можно приобрести в книжном магазине на Рогожском, книжных лавках других старообрядческих храмов. Народные традиции Великого Четверга К четвергу Страстной недели в деревенской жизни были приурочены некоторые символические приемы, сформированные под влиянием церковных обрядов. Первые места в этот день принадлежали серебряной монете, соли и хлебу. Омочивый на тайной вечери руку в солило, в знак предстоящего отступничества и предательства, вызвал обычай очищать ту соль, которая некогда была осквернена прикосновением нечистых рук нечестивого Иуды. Пережженную, сероватого и черного вида, соль перемешивали с квасною гущею, клали в старый лапоть и бросали в огонь. Пережженную соль толкли, просеивали и затем считали настолько чистою и священною, что приписывали ей даже целебную силу, помогающую как людям, так и скоту.
Эта соль считалась в особенности пригодной для того, чтобы просолить ею первые, освященные после святой заутрени, пасхальные яйца. Николай Пимоненко, 1887 г. В память омовения Спасителем ног апостолов, предшествовавшего осквернению соли Иудой, умываться в Страстной Четверг старались «с серебра», для чего клали в воду серебряную монету — прообраз тех сребреников, за которые было совершено величайшее из всех людских преступлений. В воспоминание о преломлении хлеба, каждый крестьянин подавал в церкви заздравную просфору. Крестьяне верили, что в Великий Четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собирались и хранились, как святыня, пригодная и полезная к употреблению во время болезни. Чистый Четверг признавался крестьянами не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании крестьянки считали своим долгом мыть даже поросят, а также чистить избы. В деревнях существовал обычай омовения, который состоял в следующем.
Глухой ночью, далеко до света, чтобы ворон не успел выкупать своих птенцов, женщины шли на речку вода для обряда должна быть непременно проточная с ведрами и кувшинами. Черпали воду на восходе солнца и перед домом сначала обливались сами, а потом будили мужа и взрослых детей, заставляя их также обливаться с головы маленьких детей мыли в подогретой воде. Девушки мылись в Чистый Четверг со специальными целями, твердо веруя, что, если на утренней заре хорошенько «вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце «оброшнику», то от женихов отбою не будет, и в самом скором времени непременно выйдешь замуж. Кроме всеобщего мытья, крестьяне старались приурочить к Чистому Четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делалось на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый Четверг сохраняет мясо от порчи. Страстная Седмица. Нестеров, 1933 г. Наряду с обычаями, находящими объяснение в христианских верованиях, к Великому Четвергу отнесены были и иные, ничего общего с верой не имеющие. Например, обычай исключительно приуроченный к этому подвижному церковному празднику первого пострижения волос у тех малых ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись и успели вырасти настолько, что потребовались ножницы. В этот же день подстригали у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей хвосты.
Делалось это в той уверенности, что от подобных пострижек у овец будет руно длиннее и гуще; лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не потеряется молоко. В некоторых местностях существовал обычай гадать о судьбе своей скотины. Также считалось, что нет наиболее удобного дня в году для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее. Во многих местностях соблюдался обычай считать деньги, чтобы велись они круглый год. Душеполезное поучение в Великую Пятницу «Боюся глаголати языком, и коснутися страшной повести Спасове, страшно бо есть о сей глаголати: Бог бо наш днесь предан бысть в руки грешником и нечестивым человеком. Чесо ради убо предан бысть Святый Небесный Владыка, без греха сый; ничтоже бо согрешив предан бысть днесь. Приидем и уведим, чесо ради предан бысть Христос Спас наш; нас ради нечестивых предан быть Владыка» Прп. Ефрем Сирин. Ныне всему Писанию исполнение совершися, и таин глубины от начала света известишася ясно» «Страсти Христовы». В Ветхом Завете часто встречаем мы пророчества будущих событиях, о высших сокровенных тайнах Божественного Промысла.
Особенно же много можно сказать здесь об Иосифе Прекрасном, воспоминанием о котором начинается Страстная седмица. Ибо как на Иосифа восстали из зависти его собственные родные братья, так и на Господа восстали из зависти единоплеменники Его от еврейского рода. Как Иосиф продан был измаильтянам аравитянам , так и Господь наш продан был лукавым учеником на неправедное осуждение. Пестрая риза Иосифа, которую отняли у него его братья, — ризы Господни, о которых писано: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребия Пс. Иосиф был ввержен в темницу с двумя царедворцами, один из которых был казнен, а другой отпущен на свободу. Господь также распят был посреди двух разбойников: один из них получил спасение, другой отошел к вечной погибели. Темница Иосифа — Гроб Господень. Царская колесница — Воскресение Христово и слава вечного Царства Небесного. И как узнан был Иосиф своими братьями, так и Господь, явившись во славе, познается всему роду человеческому и тем, кто распял Его. Братья сажают Иосифа Прекрасного в ров.
Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада.
Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро специальными веслами для мироварения. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Действующая мироварница Русской православной церкви находится в Донском монастыре Москвы. В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров. В Великий понедельник начинается самый строгий пост — можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.
Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи.
На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться. В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла. По Церковному Уставу «последование святых страстей» должно начинаться в 8 часов вечера в Великий четверг. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой пятницы до вечера. Богослужение в Чистый четверг еще называется "страстями" или "великим стоянием", так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого.
После литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин омовения умовения ног. В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, омывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем. В новейшей истории впервые чин умовения ног был совершен в 2009 г. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются.
Но есть приходы, где исповедь совершается как обычно. Как можно чаще посещать церковные службы. С понедельника по среду в храме совершается литургия Преждеосвященных Даров. Это последняя возможность в текущем году принять участие в этой прекрасной службе. Но самые главные богослужения проходят с четверга по субботу.
В четверг утром вспоминаются события Тайной Вечери, когда было установлено таинство Причастия. Вечером читаются 12 Страстных Евангелий — отрывков из Евангелия, где содержится описание страданий и смерти Христа. В пятницу мы переживаем события смерти и погребения Господа. Из алтаря выносится плащаница с изображением Спасителя, и в этот же день совершается служба с чином погребения: плащаницу обносят вокруг храма и полагают для поклонения в центре храма, где она находится до вечера Великой Субботы.
Страстная неделя (страстная седмица)
Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм). Седмицу называют Страстной, потому что она связана с воспоминаниями о последних днях Иисуса. Страстна́я седми́ца, Страстная неделя, ранее также Великая седмица — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя. Страстную седмицу можно назвать самым строгим периодом поста. Красная неделя, Червоная, Страстная седмица, Святая неделя, Страшная неделя[5]; укр. Білий тиждень, Чистий тиждень; полес. У славян-католиков (хорватов, словенцев, чехов и словаков) Страстная суббота также называется bijela subota, biela sobota.
Страстная неделя перед Пасхой: Как её нужно провести и чего категорически нельзя делать
Тогда этим словом обозначали муки и страдания. Вот почему неделя так и называется: мы вспоминаем о страданиях Христа, которые длились всю эту неделю перед его воскрешением. Это время для печали и скорби. Последние дни земной жизни Иисуса подробно описаны в Евангелии. В это время произошли несколько очень значимых для христиан событий: Тайная Вечеря, измена Иуды, суд над Иисусом Христом, исполнение приговора, а также чудесное воскресение Господне. Богослужения, которые проходят на этой неделе в каждом храме, объединены одной знаковой тематикой — страдания Иисуса. На Страстной неделе не проводятся таинства венчания и крещения. А также в эти дни не поминают умерших. Это самое подходящее время для того, чтобы понять глубокий смысл мук Христовых. Значение дней недели на Страстной седмице В последнюю неделю Великого поста каждый день также носит название Великого.
Великий понедельник. В этот день две с лишним тысячи лет назад Иисус иссушил смоковницу, которая не приносила плодов.
И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает?
Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова. Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет». Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть» Елеонская гора. Современный вид, аэрофотосъемка. Фото с сайта en.
Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне.
По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу. Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.
На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы.
Общество В РПЦ поддерживают предложение сделать некоторые дни Страстной недели выходными Решение о том, чтобы сделать некоторые дни Страстной недели и Пасхи государственными выходными, должно базироваться на общественном согласии. Факт, что каждое воскресенье в России является выходным, уже свидетельствует о признании государством этого важного для христианства дня. Замглава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом Вахтанг Кипшидзе считает, что это выражает уважение к христианской традиции. Он также подчеркивает, что запрос на новые выходные дни должен происходить на основе общественного консенсуса.
Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь»
Другое название — Страстная седмица — в Типиконе встречается лишь однажды в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм. Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления , к воспоминанию которого мы готовимся. Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.
Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает.
Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на 2 притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.
Это время для христиан задуматься о своем служении и вновь взять на себя обязательство любить и служить другим, как это делал Иисус во время своего пребывания на земле. Омовение ног и смирение В Иоанна 13 есть рассказ об Иисусе, омывающем ноги Своим ученикам перед последней вечерей. Это действие символизирует смирение и служение, а также имеет более глубокое духовное значение для современных христиан. Омовение ног в библейские времена было признаком гостеприимства и смирения. В то время люди часто ходили босиком по пыльным дорогам, поэтому было принято, чтобы хозяин давал воду своим гостям, чтобы они могли вымыть ноги.
Однако в рассказе об Иисусе, омывающем ноги Своим ученикам, Он взял на себя роль слуги, что обычно предназначалось для члена семьи самого низкого ранга. Этот акт служения и смирения был урок для учеников и для нас сегодня также. Иисус показал, что быть лидером или важной персоной не означает, что мы имеем право смотреть на других свысока или отказываться служить им. Вместо этого истинное лидерство и служение требуют смиренного отношения, признания ценности и достоинства каждого человека. Уроки омовения ног Вот ценные уроки, которые христиане могут усвоить от Иисуса, омывающего ноги Своим ученикам: Смирение — важная добродетель, и гордости нет места в жизни последователя Христа. Служение и любовь должны мотивировать наши действия по отношению к другим, независимо от их статуса или положения. Мы должны быть готовы служить другим, даже в задачах, которые считаются второстепенными или недостойными нас.
Великий Четверг В народе его называют также Чистым Четвергом. Соответственно, в этот день хозяйки занимаются генеральной уборкой. А может быть название говорит как раз о том, что все должно быть убрано заранее, чтобы пойти в храм хотя бы к службе Страстей Христовых? Утренняя служба в этот день бывает длиннее обычного, потому что Литургия Василия Великого совершается на вечерни. Из песнопений этого дня также особенно трогателен тропарь дня «Егда славнии ученицы», который поется на утрени после «аллилуиа». Когда славные ученики просвещались на вечери умовения ног , тогда нечестивый Иуда, заболев недугом сребролюбия, омрачился безумием, и вот предает беззаконным судьям Тебя, праведного Судию. Смотри, любитель богатства, на того, кто удавился из-за них: не подражай несытой душе, которая дерзнула на такое в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. Россия В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии. Этот обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним. В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног»: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен — братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился. Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого Пятка в церковной традиции день начинается с вечера. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет: «Слaва страстeмъ твои1мъ, гDи» земной поклон. Евангелия чередуются с антифонами — особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос. Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия passio — страдание лат. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием Борисовым сравнительно недавно — в 19 веке. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год по числу Евангелистов : во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья или пятницы Великого поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например архимандрит Киприан Керн , отмечают латинское происхождение этой службы. Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга. Библиотека Русской веры Читать онлайн Великая Пятница Ночью, после Тайной Вечери, Господь Исус Христос пошел со своими учениками молиться в Гефсиманский сад, был взят воинами, судим у первосвященников Анны и Каиафы, после чего подвергся поруганиям со стороны служителей первосвященников. Вспоминая все это, и верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании. Великий Пяток — день самого строгого воздержания и сугубой молитвы, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Исуса Христа, которые претерпел Он нашего ради спасения, чтобы избавить нас от власти греха и смерти и даровать вход в жизнь вечную. Желая мысленно последовать на Голгофу, в течение всего дня верующие не вкушают пищи. Поздно вечером они собираются в святые храмы к утрени. На этой утрени читаются 12 Евангелий, в которых подробно изложены прощальная беседа Исуса Христа, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие воинами, суд над Ним у первосвященников Анны и Каиафы, Пилата и Ирода, крестные страдания, смерть и погребение. Верующие же стоят все это время с зажженными свечами. Стоит отметить, что в городах традиция совершать службу в ночь на Великий Пяток уже почти утрачена, однако по-прежнему остается в некоторых местностях, например на юге Украины — прим. Шествие на Голгофу Ведение ко кресту. Андрея Рублева. Вместо неё служат «Царские часы», составленные святителем Кирилом Александрийским V век. Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях Апостола и Евангелия на каждом часе говорится о страдании и искупительной жертве Сына Божьего, «взявшего на Себя грехи всего мира». Особенностью Царских часов Великого Пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером. Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм. Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы — писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления. После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени. Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским братом преподобного Иоанна Дамаскина , Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом. Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи! Нисшествие Христа в ад изображается трогательным с хоругвями и свечами обнесением Плащаницы вокруг храма при колокольном, медленном, так сказать, погребальном звоне. После этого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. Великая Суббота Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни. На ней в песнопениях изображается печаль ада о потере своей власти. На вечерни читается 15 паремий — отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Так начинается Литургия и в наши дни. Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим: Да молчи1тъ всsка пл0ть чlча, и3 да стои1тъ с8 стрaхомъ и3 трeпетомъ, и3 ничт0же земнaгw въ себЁ да помышлsетъ, цRь бо цRю1ющымъ, и3 гDь гDьствующымъ, хrтосъ бGъ нaшъ происх0дитъ заклaтисz, и3 дaтисz въ снёдь вёрнымъ. Пусть молчат все люди и стоят со страхом и трепетом, не думая в душе своей ни о чем земном: потому что Царь царей и Господь над владыками идет на заклание, чтобы дать Себя в пищу верующим. Ему предшествуют лики ангелов со всеми Началами и Властями, многоокие многовидящие Херувимы и шестокрылые скорые в исполнении воли Божией Серафимы, закрывая с благоговением лица свои и воспевая песнь: аллилуиа.
В Иерусалимской Церкви еще до восхода солнца молились сначала у столба, где бичевали Христа, затем на Голгофе, перед епископской кафедрой перед Крестом ставился стол, на котором полагалось святое древо Креста под охраной диаконов. Охрана была необходима, поскольку народ сходился, чтобы приложиться к святому древу и был случай, что кто-то отгрыз и похитил частицу. Перед святым древом Креста сперва читались псалмы, в которых говорится о страданиях Господа. Затем - отрывки тестов из Апостола, где повествуют о страданиях Господа Его ученики. Читались евангельские повествования, где Он страдает, читались отрывки из пророческих текстов, которые предвещают страдания Господа. Итак, в течении этих трех часов весь народ поучается тому, что не произошло ничего, что не было бы предречено, ничего, что не исполнилось бы всецело. С чтениями постоянно чередуются молитвы, которые приспособлены к дню, И при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь. После этого, при начале девятого часа, читается то место из Евангелия от Иоанна, где Он испустил дух». Так рассказывает о богослужении Великой пятницы Страстной недели иерусалимская паломница. В наши дни по традиции утреня Великой пятницы служится вечером четверга. И это — главная богослужебная тема, раскрывающая мистическое значение Великого Пятка Страстной недели. Читается двенадцать отрывков из четырех Евангелий, в которых раскрывается вся картина самых страшных моментов евангельской истории: от предательства до Его крестной смерти. Евангельские чтения чередуются с особыми, принадлежащими только этому дню песнопениями — антифонами. Первый фрагмент текста из Евангелия от Иоанна Ин. Господь говорит прямо о Своем Божественном достоинстве. Далее Он дает своим ученикам заповедь, ставшую центральной в христианском вероучении: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» Ин. Любовь проявляется в Церковном единстве верующих. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есма. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» Ин. У этого единства красивый поэтический образ: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» Ин. Условием этого плодоносного единства выступает единство со Христом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» Ин 15. В песнопениях, следующих за чтением евангельского текста, Церковь призывает верующих на самом трудном отрезке пути к Святой Пасхе очистить свои чувства, и принести души в жертву ради Христа. Эта жертва заключается во внимании, отвержении от житейской суеты: «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас». Житейская суетность в эти дни представляется опасной, и на это указывают другое песнопение, в котором рефреном служат слова: «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети». То есть Иуда не вразумился ни тогда, когда Господь воскресил Лазаря, ни тогда, когда Христа встречал народ криками «Осанна! Ни умовение ног, когда вместе с остальными учениками Иуде были Господом вымыты и отерты ноги, ни то, что Христос дал понять Иуде, что знает о замыслах предателя, не остановили его и не заставили задуматься. Второе Евангелие рассказывает, как в Гефсиманском саду после иудина поцелуя взяли Господа, отвели к первосвященнику Анне, и об унижениях, которые Он там претерпел Ин. Фрагмент заканчивается рассказом о троекратном отречении апостола Петра, которое было предречено Господом. В антифонах, следующих за чтением, слышно недоумение в отношении Иуды: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость». Каким образом ученик превратился в предателя? Ведь Иуда не был лишен дарования исцелений, не был лишен возможности причаститься с апостолами и оставался апостолом даже тогда, когда Господь знал о предательстве. Говорит ему Иисус: ты сказал. Но Я говорю вам: отныне будете видеть Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках небесных» Мф. В этом же фрагменте рассказано об отречении апостола Петра и об его раскаянии. В следующих за Евангелием антифонах воспевается вольное страдание Христа за нас: «Емшым Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец ученики Моя, можах вяшше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе» Напряжение нарастает. Четвертый фрагмент Иоан. Он же принимает удары от человеческих рук, которые Сам же создал: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся». Шестой фрагмент евангельского текста дополняет рассказ предыдущего чтения. По наущению иудейских руководителей народ потребовал помилования преступника Вараввы, а невинному Христу требовали смерти: «Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» Мф. Римские легионеры издеваются над Христом, о чем рассказано и в конце пятого чтения и в начале шестого. Терновый венец, ударение тростью по голове, долгий путь на голгофу с крестом на плечах и, наконец — распятие… Песнопения окружающие это чтение, раскрывают смысл страданий Богочеловека Христа: «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Господь искупил нас от проклятия тем, что пригвоздился на Кресте и пролил за нас Свою кровь. Следующие евангельские чтения, седьмое Мф.
Страстная седмица
С 18 по 23 апреля православные отмечают Страстную седмицу, или Страстную неделю. Все дни Страстной недели называют великими. Страстная неделя называется страстной из-за связи с мученичеством и страданиями Иисуса Христа.