Россия, Москва, Подсосенский переулок 21/1 (у арки, на месте необходимо быть за 10 минут до начала события. Усадьба в Подсосенском переулке известна еще с XVIII века, а в основе бывшего главного дома до сих пор сохраняются старинные палаты. Здание в Подсосенском переулке, построенное в XIX веке по проекту Михаила Чичагова и перестроенное Федором Шехтелем, — одно из красивейших в столице. Усадьба Морозова в Подсосенском переулке является объектом культурного наследия.
Собянин: Приступили к реставрации уникальной городской усадьбы Морозова
Абрамцево, Короткий день 01. Холст, масло. Бумага, акварель, 2023 Многие из работ созданы специально для выставки "Два желания" и вступают в диалог с пространством особняка. Саша Нестёркина создает собственную версию утраченной люстры в одном из залов, Николай Онищенко устраивает в старинной библиотеке вечеринку, на которую невозможно попасть, а художницы Дарья Киселёва и Ульяна Подкорытова фантазируют на тему недосягаемого праздника. Выставку "Два желания" можно будет посмотреть в свободном режиме с картой и аудиогидом: его записал актер Евгений Цыганов. Также будут доступны туры в сопровождении арт-медиаторов - по регистрации больше слотов будет доступно накануне открытия.
Для входа в особняк с собой необходимо взять удостоверение личности.
Особняк построен в 1879 г. Фасад здания обильно украшен лепниной. У парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Поражают разнообразие и богатство отделки парадных залов: мрамор, редкие сорта дерева, инкрустации, причем все парадные залы отделаны в разных стилях. В некоторых помещениях можно увидеть сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой.
В создании интерьеров принимал участие М. Врубель, написавший панно на темы "Фауста". Очень красивы готический кабинет с библиотекой, приемная, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждую из которых можно назвать произведением искусства. Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, правнук основателя династии, не занимался делами фабрики, его целиком захватила одна страсть - коллекционирование. Морозов собирал старинный фарфор и серебро, иконы, гравированные и литографированные портреты.
После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. По воспоминаниям архитектора И. Бондаренко, "Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя... Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. Этот дом памятен тем, что отсюда 16 февраля 1907 г.
Он был родственником владельцев особняка Морозовых, богатым человеком, которому принадлежала мебельная фабрика на Пресне, и в то же время активным участником вооруженного восстания во время первой русской революции.
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлён путём направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты e-mail a. Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение.
При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления.
Вместе с братом Алексеем он исполнил завещание отца, который оставил 400 тысяч рублей на строительство больницы архитектор И. Теперь это Морозовская детская городская клиническая больница, являющаяся одним из крупнейших в стране медицинских центров. Морозовская детская клиническая больница в Москве. Иван Морозов, его братья и сёстры взялись за возведение Воскресенско-Покровского храма поморского согласия — первого после того, как в 1905 году царь издал «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости». Строительство храма поручили Илье Евграфовичу Бондаренко, по проекту которого в Зуеве был расширен и реконструирован храм Рождества Богородицы. Как вспоминал сам архитектор в мемуарах, в правлении Викуловской мануфактуры по поводу строительства московского храма ему сказали: «Вот Вы, говорят, крепко знаете Русь, так вот церковку нам выстройте, чтобы она была наша, своя, родная! Освящение храма в Москве состоялось 8 июня 1908 года. В торжественной церемонии по этому случаю принял участие и ореховский хор беспоповцев этот храм, в котором продолжаются реставрационные работы, находится по адресу Токмаков переулок, 17, недалеко от станции метро «Бауманская».
Однако всё изменилось в жизни Морозовых и многих других предпринимателей после революции 1917 года. Вся их собственность была национализирована, в том числе и особняк Ивана Викуловича в Леонтьевском переулке, а его семье оставили лишь одну комнату во флигеле. Морозовский особняк был отдан посольству Германии, после того как оно лишилось прежнего здания в Денежном переулке, где в июле 1918 года был убит германский посол граф Вильгельм фон Мирбах. Немцы обосновались в новом здании в Леонтьевском переулке, Постоянно рос штат посольства, поскольку хорошо развивались торгово-экономические отношения между СССР и Германией. В апреле 1922 года на Генуэзской конференции был подписан Рапалльский договор между РСФСР и Веймарской республикой о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов. Здание Посольства Германии. После прихода к власти Гитлера германское посольство и его сотрудники были основными поставщиками информации в Берлин, поскольку немецкие дипломаты уже знали, что вскоре начнётся война Германии против СССР. О косвенных признаках приближения роковых событий поведал недавно журнал «Международная жизнь». Оказывается, что сам германский посол в Москве Вернер граф фон дер Шуленбург часто ездил в Берлин и будто бы уговаривал Гитлера не начинать войну на Восточном фронте.
Другие дипломаты германского посольства начали отправлять членов своих семей и даже мебель на родину, а их жёны скупали в комиссионках всё то, что могло им пригодиться дома. Жители же домов, стоявших вблизи посольства Германии в Леонтьевском переулке, замечали, как в его дворе беспрерывно жгли какие-то бумаги. Не могло быть сомнений в том, что дипломаты избавлялись таким образом от ненужных документов. В ночь на 22 июня посол Шуленбург получил из Берлина телеграмму с текстом ноты об объявлении войны Советскому Союзу. В половине шестого утра, через два часа после начала военных действий, он был принят в Кремле и вручил ноту наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову. Переводчик советской стороны Павлов записал, что Шуленбург от себя лично добавил, что считает решение Гитлера безумием. После начала войны посол Шуленбург со всем штатом посольства был интернирован и затем через Турцию передан немецкой стороне в обмен на советских дипломатов из Берлина.
Экскурсия «Особняк Морозовых в Москве»
Введенском) переулке известна ещё с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты. В Москве началась реставрация городской усадьбы Морозова в Подсосенском переулке. Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Как я в особняк Морозовых в Подсосенском переулке ходила. 12+. Особняке Морозова в Подсосенском переулке, д. 21 стр. 1., проводит выставку скульптуры и мозаики Теймураза Рашоева в Москве. Особняк был построен в конце 1890-х годов, и этот проект стал для Шехтеля знаковым – он принес ему славу и позволил на вырученные (естественно, немалые) деньги выстроить себе небольшой дом в Ермолаевском переулке. Подсосенский переулок, 21/1 (Москва). 7-14 декабря 2023 года.
Прогулки по Москве. Как я в особняк Морозовых в Подсосенском переулке ходила.
Особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке | 17 декабря в усадьбе Морозовых в Подсосенском переулке пройдет новогодний Vintage Marketplace, который соберет 50 лучших винтажных проектов со всей России. |
Усадьба Викулы Морозова в Барашах | Алексей Морозов наследовал особняк во Введенском переулке (теперь — Подсосенский пер., 21, стр. 1) от отца Викулы Елисеевича Морозова, мануфактур-советника, купца 1-й гильдии. |
Экскурсии в особняк Морозовых в Подсосенском переулке в Москве 2024
Екатерина Абрамовна частично перестроит особняк, устроив в нем богадельню для староверов Рогожской старообрядческой общины. Здесь же находилась и старообрядческая домовая церковь апостолов Петра и Павла, которую вместе с богадельней закрыли после революции. В этой усадьбе в Шелапутинском переулке родились все пятеро сыновей Саввы Васильевича, разлетевшихся из родительского гнезда и также отстроивших собственные дома по всей Москве. Настоящее время В этом здании Москвы расположен Государственный литературный музей. Бывший особняк Морозовых отреставрирован, и двери здания открыты для всех интересующихся. Адрес владения Саввы Морозова: Шелапутинский переулок, 1. Проходит от Барашевского переулка до улицы Воронцово Поле. Мне очень нравится бывать на экскурсиях, которые проводит экскурсовод Ирина Стрельникова. Интересный рассказ о династии Морозовых и о строительстве особняка я передать не смогу, но краткую историю, взятую из статей Ирины Стрельниковой и её коллеги Марии Подъяпольской, я расскажу.
Так как в усадебном доме находились разные организации, то и экскурсии туда крайне редки. Фотографировать тоже сложно, все залы были затемнены плотными занавесями. Может быть, здесь, когда-то будет создан музей… Усадьба в Подсосенском ранее — Введенском переулке известна ещё с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом это здание, расположенное чуть в глубине владения, в советское время было надстроено тремя этажами. Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. Елисей Саввич — промышленник и миллионщик, обладатель медали на Парижской выставке 1867 года за окраску хлопчатобумажных тканей, в Москве был известен как лучший специалист по Антихристу. В своём доме он держал вместительную беспоповскую моленную. Из конторщиков фабрики сформировал хор певчих. Не мирщился со сторонними, то есть без особого дела не бывал в гостях у никониан, никогда не ел и не пил из их посуды.
А на случай, если к нему кто зайдёт, держал у себя дома особую посуду, отмеченную на дне красным сургучом, чтобы не смешивать со своей. Многие считали, что Елисей Саввич не столько придерживается веры отцов, сколько изобрёл свою, елисееву веру. После Елисея Саввича владельцем усадьбы стал его сын, Викула Елисеевич. Дом с атлантами построил именно он, обратившись к архитектору Михаилу Чичагову. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» Морозовы. В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях — классическом, русском, ренессансном.
А в 1895 году его наследник — Алексей Викулович, пригласил Франца Шехтеля переделать часть интерьеров. Шехтель в это время строил особняк Зинаиды Морозовой жены представителя другой ветви Морозовых — Тимофеевичей на Спиридоновке. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Алексея Викуловича Морозова — одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высокий уровень мастерства, которые и сделали его одним из самых ярких и самобытных зодчих своего времени. И многие интерьерные находки использовал в обоих морозовских домах. Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова. Кабинет и библиотека особняка выполнены в излюбленном архитектором готическом стиле, они целиком отделаны деревом, кессонированные потолки оформлены резьбой и росписями, кабинет освещается высокими витражными окнами. Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, ее необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках.
Под лестницей устроен большой мраморный камин. Деревянные панели кабинета в уровне второго этажа были оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте сейчас они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Гостиная в стиле рококо иногда её ещё называют угловым кабинетом декорирована французскими гобеленами, её украшенный золочёной резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами. К счастью, эти великолепное убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде. Последний владелец усадьбы — потомственный почётный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную и главные фабрики — Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего — коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных ещё в «дониконовские» времена. Читайте также: Тайная история Кремля: как сносили его стены и строили детский сад Своё уникальное собрание Морозов хотел завещать и дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция как и усадьба, и всё, что ему принадлежало была национализирована и разошлась по разным музеям.
Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля. Здание на Спиридоновке — это бывший особняк Зинаиды Морозовой Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей — Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники благочестивые старообрядцы — восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела.
И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет. Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому. Настоящее время Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня — административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел. Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт. Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память.
Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Дмитрия Чичагова. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Внешний вид Следующий наследник — Алексей Викулович — вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора Франца Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке — одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства.
К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков. Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» Морозовы В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса в Древней Греции и Меркурия в Древнем Риме , что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России Читайте также: Как посещать рестораны Москвы летом 2021 года: гид от KudaGo Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи. У каждой ветви была своя мануфактура предприятие в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению. Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым.
Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами. Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих. Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов.
Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа Фотографии внутри помещений редко получаются удачными, поэтому далее будут использоваться в том числе и фотографии, взятые с сайта «Дворянские усадьбы. Эти снимки легко определить по логотипу сайта в углу. Итак, с верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка. Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве Вот росписи верхней части стен Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой: Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов Внутри кессонов живописные изображения Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью. Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов Оформление дверного портала в танцевальной гостиной особняка Морозовых в Подсосенском переулке Впечатляющий потолочный плафон под люстру люстра современная, я её не показываю В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно Впечатляет пышная лепнина потолка и стен Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф. Во-первых, это парадный вестибюль помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька?
Он решен в египетском стиле Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф. Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина Вот вид в противоположную сторону, на входную арку Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение У подножия лестницы сидит гном или старичок У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно» Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй. А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;- В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа — «Полет Мефистофеля» все подлинники хранятся в Третьяковской галерее Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»… …и «Маргарита» этот образ Врубель писал со своей жены Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным.
В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей примерно как в баснях Крылова Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке — С. Рябушинского на Малой Никитской. Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А. Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения.
Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов. Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А. Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево — так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам Вообще, резное дерево во всём кабинете — это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О.
Мандельштама: …красота — не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П. В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф. Шехтеля Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом.
Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф. Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников. Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле… …а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей. Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри.
И, конечно, высочайшее искусство резчика Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения.
Мы очень любим ваших детей в любом возрасте, но опыт показывает, что этот пункт важен. Место встречи Начало экскурсии в Подсосенском переулке. Точное место встречи вы узнаете сразу после бронирования. Остались вопросы? Группа до 20 человек.
В ходе экскурсии Ольга Любимова и другие участники мероприятия ознакомились с историей и особенностями усадьбы, а также с планами по дальнейшему развитию объекта и экскурсионного проекта в целом. Гости осмотрели изысканные интерьеры, в оформлении которых принимали участие Михаил Врубель и архитектор Фёдор Шехтель.
В советское время здесь располагались офисы общественных организаций. Алексей Меньшов сообщил, что планируется проводить не менее 30 таких экскурсий в год: «Мы опубликуем на нашем сайте перечень объектов, которые будут участвовать в этой программе, даты, когда их можно будет посещать, а также состав участников из профессионального и непрофессионального сообщества». Он рассказал, что в ближайшее время в качестве таких объектов планируется рассмотреть усадьбу Быково и ближайшие подмосковные усадьбы, а также те объекты Москвы, которые представляют особый интерес. Ольга Любимова, в свою очередь, выразила надежду, что последующие 30 экскурсий также пройдут при участии добровольцев.
Для входа в особняк с собой необходимо взять удостоверение личности.
Здание, в котором пройдет выставка, достойно отдельного осмотра. Особняк в Подсосенском переулке, обычно закрытый, скрывает за своими дверями интерьеры гениальных архитекторов - от Чичагова до Шехтеля - и историю Алексея Морозова, одного из наследников династии промышленников, филантропа, страстного коллекционера искусства. В советское время его коллекция была национализирована и разошлась по разным музеям. Этой зимой на краткий период в особняке снова появятся работы современных художников. О галерее Grabar Gallery работает как pop-up галерея, показывая работы молодых художников на разных площадках - от классических музеев до индустриальных пространств.
Каждое событие превращается в художественный диалог с местом, где оно проводится.
Дом недели: усадьба Алексея Морозова в Подсосенском переулке
Здание, расположенное в Подсосенском переулке неподалеку от станции метро Курская, за несколько столетий практически не изменилось. Алексей Морозов наследовал особняк во Введенском переулке (теперь — Подсосенский пер., 21, стр. 1) от отца Викулы Елисеевича Морозова, мануфактур-советника, купца 1-й гильдии. встречаемся в Подсосенском переулке недалеко от особняка, точное место встречи будет у вас на билете. Поистине роскошный двухэтажный купеческий особняк под номером 21 красуется в Подсосенском (бывшем Введенском) переулке, служивший некогда главным домом городской усадьбы известных на всю Европу «ткацких королей» России Морозовых. Мой рассказ об одной из великолепных городских усадеб, что высится в пределах Садового кольца, недалеко от Курского вокзала в тихом Подсосенском переулке. Здание в Подсосенском переулке было построено в 1879 году, раньше оно впечатляло деловых партнеров купца Викулы Морозова.
Особняк Морозова в Трехсвятительском переулке - как неотъемлемая часть Морозовского сада
Внутри усадьбы Морозова в Подсосенском пер. Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. Началась реставрация усадьбы Морозова. В Москве началась реставрация городской усадьбы Морозова в Подсосенском переулке. Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Особняк Морозова в Подсосенском Вместе с Ириной Левиной приглашаем вас посетить один из самых интересных московских особняков — особняк Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском! Введенском) переулке известна ещё с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты. Как я в особняк Морозовых в Подсосенском переулке ходила. 12+.
Особняк Морозова в Трехсвятительском переулке - как неотъемлемая часть Морозовского сада
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке | В 1839 году Елисей Саввич Морозов приобрел владение в Подсосенском переулке. |
Особняк морозова в подсосенском переулке интерьеры - 97 фото | Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке дом 21 стр. 1. Сегодня мы попадем внутрь этого прекрасного особняка, принадлежавшего до революции Морозовым. |
Особняк А.В.Морозова в Подсосенском | Особняк в Подсосенском переулке известен ещё с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом, принадлежавшим фабрикантам Плавильщиковым. |
Дом недели: усадьба Алексея Морозова в Подсосенском переулке - Москвич Mag | 14 сентября Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова приняла участие в пилотной экскурсии по объекту культурного наследия – городской усадьбе Морозовых (XIX в.) в Подсосенском переулке в Москве, организованной для участников проекта «Волонтёры. |
Незаконный ремонт усадьбы Морозова XIX века в центре Москве остановлен | Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке – Барашевская слобода – Лялина площадь "Особняк с вензелем «М»". |