Статьи Исламский календарь Исламский календарь религиозных дней и праздников. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году.
Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря
Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры араб. Структура календаря [ править править код ] Сутки , согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Началом месяца считается неомения , то есть тот день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолуния. Обычно неомения наступает через 1—3 дня после новолуния. Продолжительность синодического месяца составляет в среднем приблизительно 29,53 суток, поэтому в месяце исламского календаря может быть 29 или 30 дней. Если Луна видна на небе вечером после 29-го дня, то наступающие сутки считаются первым днём нового месяца. Если Луны не видно, то новые сутки являются 30-м днём текущего месяца. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Мечеть "Сердце Чечни" в Грозном - крупнейшая в России.
Здесь могут молиться больше десяти тысяч человек. Ведь они отмечаются по лунному календарю Хиджре, который каждый год смещается относительно светского. Для этого "РГ" публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла. Сразу отметим, что месяц Рамадан в 2023 году начинается 23 марта, а Ураза-байрам наступит 21 апреля. Курбан-байрам выпадает на среду 28 июня. Вот каким образом выглядит мусульманский календарь праздников на 2023 год: С 26 на 27 января - Ночь Рагаиб. Это первый праздник в календарном году и его связывают с историей жизни пророка Мухаммеда, точнее, его родителей. В эту ночь прошла их свадьба, предположительно, пророк был зачат. Световой день перед Ночью Рагаиб верующие постятся до заката солнца.
С 17 на 18 февраля - Ночь Мирадж. Считается, что в эту ночь пророк Мухаммед прижизненно вознесся на небеса после того, как к нему явился архангел Джабраил Гавриил. В темное время суток принято не ложиться спать, а посвятить это время молитве.
Сейчас официально установлено и принято летоисчисление, разделяющее историю от предполагаемого года рождения Христа на период до нашей эры и на нашу эру. Понятно, что для христиан эта дата есть действительное начало истории. У мусульман начало истории — относительно молодо, и связано оно с переселением по христианскому календарю в 622 г. Почему мусульмане отказались практически использовать разработанный к тому времени христианский юлианский календарь, названный по имени Юлия Цезаря, который ввел его по совету египетского астронома в качестве реформы старого римского календаря? Этот вопрос не отработан тщательно в историографии. К тому же в VI веке — времени появления ислама — в Византии использовалась и другая система исчисления, отправной точкой которой стало 1 марта 5508 года до Р.
Счет дней в ней велся от Адама. На наш взгляд, когда спустя 17 лет второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб ввел мусульманский календарь, он преследовал главную цель — с переселением Пророка в Медину обозначить через новое летоисчисление наступление новой эры в истории человечества, знаменующей завершение «победоносной силы» христианства. Николай Рерих.
Последней от него отказалась Саудовская Аравия в 2016 году, когда из-за падения цен на нефть решили сократить зарплаты чиновников.
Какая связь? Прямая: григорианский год на 11 дней длиннее года по хиджре, и эту разницу можно не оплачивать. Павел Густерин востоковед «Мусульманский календарь выходит из употребления. Он продолжает дублироваться на сайтах, в газетах.
Но из употребления он выходит, потому что очень непрактичен. Нет никакого смысла мучиться в буквальном смысле с мусульманским календарем даже самим мусульманам. Это неудобно. Все живут по европейским канонам».
Начало эры хиджры — 622 год, когда Мухаммед и его последователи мигрировали из Мекки в Медину, где основали первую мусульманскую общину. Календарь хиджры — лунный, в нем 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый, продолжительность года — всего 354 дня или на день больше.
Мусульманский календарь на 2024 год
Начало месяца Рамадан является одним из самых важных событий в мусульманском календаре. Хиджра – это начало мусульманского летоисчисления, отсчет которого начинается со дня переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мусульманский исламский календарь является лунным календарем мусульман, летоисчисление которого начинается от даты переселения Пророка Мухаммеда ﷺ из Мекки в Медину (хиджры) — 16 июля 622 года нашей эры по григорианскому календарю. Таким образом, исламская религия умела проявлять терпимость по отношению к другим конфессиям, в том числе христианству. Исламский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников.
16 июля 622 года - начало летосчисления по исламскому календарю
1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам.
Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов
По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский? Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря. Сравните карты на с. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить? Проверьте себя Подумайте 1 Как и в христианстве, в исламе единый бог, так же есть священная книга — Коран. В Исламе были те же предписания: не убей, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Так же нельзя было есть свинину. Эти различия существуют, и посей день. В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев.
Лунный месяц составляет 29 суток 12 часов 44 минуты. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный — 355. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперёд. Для перевода даты из Хиджры в григорианский милади , ныне действующий солнечный календарь, есть формула, по которой дата по Хиджре умножается на 0,97 и к полученному числу прибавляется 621,6 — так и получается год по милади. Для обратного перевода из милади в Хиджру от даты по милади отнимается 621,54, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5.
Основные праздники по мусульманскому календарю: Месяц Рамазан Рамадан начнется 11 марта; Ляйлят аль-Кадр Ночь Предопределения, Кадыр тун — с 5 на 6 апреля; Ораза айт праздник разговения — 10 апреля; Первый день Курбан айта — 17 июня. Дни религиозных праздников могут быть перенесены в зависимости от новолуния, отметили в Духовном управлении мусульман. Летоисчисление у мусульман ведется от Хиджры 16 июля 622 года н.
Они приходились на зимний период, когда начинались заморозки и замерзала вода. Раджаб 177. По-арабски «раджаб» означает «безопасный», от «иджабу» - воздерживаться от войн и набегов. Шаабан 207 - означает «разветвляться», «расходиться». В этом месяце доисламские арабы совершали набеги. Рамадан 236 - жаркий месяц, от слова «рамида» — «быть жгучим». Как утверждает Беруни, в этот месяц даже камни горят от сильной жары. Шавваль 266. Название произошло от «шаля» — «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки жилища-то у них были переносные. Зу-ль—каада 295 - от древнеарабского «каада» — «сидеть, оставаться дома».
Мухаммед достаточно долго проповедовал свою религию на территории Мекки, однако не все были этим довольны. Изначально Мухаммед никак не затрагивал аристократию Мекки, потому на его проповедования мало кто из правящих людей обращал внимание. Но вскоре отношение изменилось. Это произошло из-за того, что Мухаммед стал обращаться к родственникам живым и умершим. Для аристократов семья и память о родственниках считалась священной. Поэтому вокруг пророка стало нарастать недовольство. Многие мусульмане — последователи веры Мухаммеда, вынуждены были бежать в 614-615 году. Мухаммед вынужден был скрываться в соседних городах. Только в 622 году он официально переселился в Медину. Именно этот год и считается началом мусульманства как отдельной веры. Что такое Хиджра: определение по истории Исламское летоисчисление у мусульман по Хиджре: начальная дата Началом считается 16 июля 622 года. Именно этот день считается официальным переездом мусульманской общины и пророка в Медину. Затравленные гонениями аристократии мусульмане вынуждены были бежать из города и искать себе новое пристанище. Нашли они его в Медине. На тот момент население города было самое разнообразное. В основном это были евреи. В некоторых мусульманских странах используется исключительно календарь с отсчетом от Хиджры, то есть от переселения. Но в основном эта дата применяется исключительно для определения религиозных праздников.
Вы точно человек?
Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением. В интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года. Причиной этого запрета было стремление к обеспечению безопасности паломников, которые прибывали к Каабе. Благодаря этому запрету оживлялась торговля, и торговцы получали большие прибыли. Однако если ведение войны оказывалось неизбежным, то арабы-язычники меняли расположение месяцев, отодвигая «запретный» месяц назад или вперед. Вместе с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует и мусульман в Медину открылась новая страница в мировой истории. Ислам, который изменил направление в истории мира, нашел себе убежище, пристань.
Медина превратилась в центр, способный влиять на положение мировой истории. Хиджра, наряду с тем, что дала название началу исламского летоисчисления, еще и являлась тем, что основные события, связанные с мусульманским календарем в основном появились после хиджры. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Запрещенное Творцом они превращают в разрешенное [находя тому свои оправдания]. Приукрасилась им грешность их деяний [они даже не понимают, не осознают, что совершаемое ими является очевидным грехом. Удивительно, смогли же они переубедить себя и трансформировать мышление так, как им больше подходит, как им более выгодно]!
Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им. Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли.
Ураза-байрам 10 апреля Ураза-байрам, или праздник разговения — особый день для мусульман. Ему предшествует сложный и длительный пост, который начинается в первый день новолуния месяца Рамадан а. Согласно преданию, именно в этот месяц Мухаммеду покорилась Мекка и мусульманам был послан Коран. До совершения праздничной молитвы нужно раздать обязательную "милостыню разговения" — закят аль-фитр.
Каждый человек должен помочь малообеспеченным семьям деньгами или продуктами. Вечером в преддверии праздника мусульмане совершают дома намаз. А на рассвете начинается гает-намаз. Верующие поздравляют друг друга, произнося фразу: "Ид мубарак! Подробнее читайте в этом материале. Намаз — ритуальная молитва в исламе. Арафа 15 июня День Арафа также известен как день Арафат — это время паломничества мусульман к священной горе Арафат, предпоследний день Хаджа, после которого верующие празднуют один из главных праздников в году — Курбан-байрам. Почему принято совершать паломничество на гору?
Эта традиция связана с историей Адама и Хаввы Евы — первых людей на земле согласно как христианской, так и мусульманской вере. Согласно исламу, именно на горе Арафат изгнанные из рая первые люди впервые встретились. Кроме того, там же Адам получил прощение своих грехов. Паломники, совершающие Хадж, проводят этот день на склонах самой горы и в долине около нее. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым, как младенец. Курбан-байрам 16 июня Курбан-байрам — один из двух главных мусульманских праздников. По-арабски его название звучит как Ид аль-Адха. Этот день напоминает верующим о преданности человека Аллаху и милосердии Бога.
Традиционно мусульмане вспоминают жертву пророка Ибрагима, молятся в мечетях и подают милостыню нищим и лишенным крова. Согласно исламу, однажды Ибрагиму во сне явился ангел Джабраил, отождествляемый с библейским архангелом Гавриилом, и сказал, что Аллах просит принести в жертву его старшего сына Исмаила в Ветхом Завете это был Исаак. Ибрагим страдал, но в итоге согласился. В последний момент Аллах заменил Исмаила на барана.
Лидеры как первого, так и второго движения были казнены по приказу исламских властей. Восторжествовавшая исламская ортодоксия утверждала, что человек способен поступать по своим пожеланиям, но осуществление их возможно только с позволения Аллаха. Вера в предопределенность и наличие зла в мире Каким образом соотносятся идеи перманентного творения и доктрины о совершении всех действий только с позволения Аллаха с наличием зла в мире? Настаивая на том, что всякое действие своим подлинным источником имеет волю Аллаха, исламская доктрина предлагает различать два вида Божественного волеизъявления. Первый вид связан с проявлением Божественной милости. Им определяются все деяния, совершенные в согласии с заповедями.
Второй вид также принадлежит Творцу. Этот вид обнаруживает стремление к наказанию преступника, и поэтому в сердце грешника зарождается злой замысел. Будучи реализовано на практике, зло получает достойное воздаяние, что служит, в свою очередь, назиданием для прочих людей. Человеку невозможно познать волю Аллаха о себе. По мнению исламских знатоков веры, такая ограниченность человека должна побуждать каждого земнородного к исполнению предписаний Создателя. Творя дела праведности, человек приходит к осознанию Божественной милости, явленной на нем. Этика и практика мусульманского благочестия. Базовые нормы этико-ритуального характера именуются по числу содержащихся в нем предписаний «пятью столпами ислама»: 1. Таухид араб. Подобно тому как первая доктрина ислама предписывает веру в Единого Бога, первый столп ислама указывает на необходимость постоянного, в том числе демонстративного ее исповедания.
Именно поэтому с произнесением шахады связан ключевой момент при обращении человека в ислам. Это происходит в процессе сознательного, добровольного произнесения вероучительной формулы, совершенного после ритуального омовения, как правило, в присутствии свидетелеймусульман. Для мужчин также считается похвальным совершение обрезания 175 , однако оно далеко не всегда рассматривается как обязательная норма. Строгое соблюдение единобожия, его декларирование не только словами, но и поступками — главная исламская добродетель. И напротив, отклонение от монотеизма, в каком бы виде оно ни происходило, составляет основное содержание религиозных преступлений, грехов — ширк араб. К грехам, представляющим собой ширк, относятся, в частности, неверие в Бога, поклонение чему-либо кроме Аллаха, лицемерное исполнение религиозных норм, клятва чем-либо иным кроме Аллаха ср. Различают два вида ширка: — большой, совершение которого отсекает человека от единства с исламской общиной, делая его немусульманином. Совершивший большой ширк становится неверным, то есть обреченным на вечную погибель. В правовом отношении такой человек изгой, чья смерть и имущественный урон ненаказуемы. Примеры большого ширка: открытое неверие; глумление над Аллахом, Кораном или пророком; колдовство, требующее отступления от ислама и предания себя в волю шайтанов или джиннов и т.
К подобным прегрешениям можно отнести духовные сомнения, «фарисейскую» показную набожность, обман мусульманина, вооруженное противостояние мусульман друг другу и т. Джихад как форма таухида С принципом исламского монотеизма связана особая мусульманская религиозная практика — джихад араб. По сути, джихад — это утверждение единобожия и искоренение всего, что ему противостоит. В зависимости от того, на каком поприще происходит приложение этого «усилия», говорят о «великом», или внутреннем, джихаде либо о «малом», или внешнем, джихаде. Великий джихад подразумевает борьбу человека с собственными греховными наклонностями. Малый же джихад подразумевает вооруженную защиту и распространение ислама в человеческом сообществе. Если термин «джихад» не содержит дополнительного определения, это означает, что речь идет о священной войне. Синонимами этого понятия в исламе являются термины газават мн. Именно такое понимание джихада укоренилось в европейском сознании. Намаз перс.
Намаз должны выполнять все взрослые мусульмане, за исключением тяжелобольных, беременных женщин и воинов, находящихся в боевых условиях. Однако и тогда необходимо участвовать в намазе хотя бы мысленно. Он всегда совершается на арабском языке независимо от степени владения им молящегося. Перед началом осуществляется обрядовое малое омовение вуду , состоящее из ополаскивания и отирания водой рук, полоскания рта, омовения лица, головы, ног. Все это сопровождается произнесением вслух особых формул, после чего человек считается ритуально чистым и может приступать к совершению молитвы. При отсутствии воды например, в условиях пустыни имитацию омовения можно производить песком или даже пылью — такое омовение имеет особое именование — таяммум. Кроме того, существует великое омовение гусль , состоящее из троекратного полного омовения всех частей тела без исключения. Его необходимо совершать при актах покаяния тауба , накануне особых дней постов, праздников , а также в случаях особого осквернения, например, после физиологических выделений, прикосновения к нечистому вино, свинина, кровь, гной, фекалии и т. С учетом приведенных перечислений вполне очевидно, что ритуальной чистоты никак невозможно достичь при физиологических истечениях любого рода. Поддержанию ритуальной чистоты призвано способствовать использование особого коврика, на который во время молитвы встает коленями мусульманин.
Знаком религиозного почтения и благоговения служит также акт снимания обуви при входе в мечеть или при вступлении на молитвенный коврик. В суннитской традиции намаз совершается пять раз в сутки в строго установленное время, согласованное с движением небесных светил. В шиитской традиции намаз совершается три раза, поскольку объединяются обеденная и послеобеденная, а также вечерние и послевечерние молитвы. О времени начала молитвы возвещается специальными возгласами, именуемыми азан 176 и возносимыми особыми служителями — муэдзинами с минаретов от араб. В мечетях особо торжественно совершаются общие моления в священный для мусульман день — пятницу, а также в дни праздников см. Считается похвальным приходить на молитву в мечеть на каждое из пяточисленных ежедневных молений. Однако на практике это соблюдать далеко не всегда возможно, поэтому полагается допустимым совершение намаза в том месте, где верующего застигло соответствующее время. При молитве в мечети ее ритуал синхронизируется у всех участников обряда благодаря ритму, задаваемому движениями предстоятеля — имама араб. В сакраментальном плане все члены общины равны. Имам является именно «предстоятелем», то есть стоящим впереди всех во время молитвы.
Как правило, эту роль выполняет наиболее уважаемый и образованный в вопросах веры мужчина общины джамаата. Впрочем, в больших, так называемых соборных мечетях существуют и «штатные» имамы, обладающие необходимым религиозным образованием и квалификацией. В российском исламе представители исламского духовенства именуются также муллами от араб. В имперской России муллы назначались особым государственным указом и приписывались к конкретной мечети, в связи с чем фактически были приравнены в своем статусе к представителям православного священства. Имаму принадлежит право учительства, в соответствии с которым он произносит проповедь хутба во время торжественных праздничных, в том числе и пятничных намазов. Для этого используется специальное сооружение в виде кафедры с лесенкой — минбар. Существует строго определенное направление молитвенных действий, соответствующее географическому положению Мекки. Это направление именуется кибла араб. В архитектуре мечетей оно обозначается специальной нишей, устроенной в стене храма михраб. По двум сторонам михраба обычно размещаются надписи, выполненные арабской вязью: «Аллах» и «Мухаммад».
Главное содержание всех действий и слов намаза во всех его вариантах — демонстрация Богу и окружающим покорности перед волей Всевышнего. Алгоритм намаза, существовавший дотоле в рамках бытовой практики, был зафиксирован письменно в VIII веке трудами Мухаммада аш-Шайбани и в основных чертах выглядит следующим образом. Встав на коврик лицом к Мекке, молящийся, держа руки опущенными вдоль тела: 1 произносит возможно мысленно ният — формулу намерения. В данном случае — совершить намаз; 2 затем поднимает руки ладонями вперед на уровень лица и произносит фразу «Аллаху акбар» «Аллах велик» ; 3 взяв правой ладонью левую, прижимает ее к груди и читает отрывок из Корана, чаще всего — первую суру «Фатиху»; 4 делает поясной поклон, упирается ладонями в колени, вновь произносит формулу славословия Аллаха; 5 выпрямляется и произносит фразу: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его»; 6 становится на колени, делает земной поклон, по завершении которого садится на пятки и повторяет «Аллаху Акбар»; 7 вновь совершает земной поклон, воздает хвалу Аллаху и поднимается на ноги, держа опущенные руки одну в другой. Данная последовательность действий называется ракаатом. Каждый из ежесуточных намазов включает в себя несколько ракаатов, повторяемых последовательно. В частности, в суннитской традиции количество ракаатов на ежесуточных молениях различно: на рассветной молитве — два, на полуденной — четыре, на предвечерней — четыре, на закатной — три, на ночной — четыре. Возможен также облегченный вариант намаза, допустимый для больных, при котором полноценные поклоны заменяются наклонами головы. Существуют некоторые суточные периоды, когда молитва запрещена: непосредственно на восходе и на закате солнца, а также в момент, когда солнце находится в зените. В исламе существует практика обращения к Богу на родном языке молящегося, с изложением его нужд, что часто составляет дополнение к нормам намаза.
Закят с араб. Цель данных сборов — поддержка малоимущих собратьев по вере. Исламские богословы, трактующие этот термин, нередко устанавливают связи между первым значением слова — «очищение, чистота» — и уплатой милостыни, толкуя его в том смысле, что после уплаты сборов имущество, с которого оно было выплачено, становится ритуально чистым. С точки зрения происхождения, слово, скорее всего, является заимствованием из иврита, где «закут» обозначает всякую добродетель вообще. Имущество, облагаемое данным налогом: — посевные площади; — виноградники и финиковые деревья; — скот; — золото и серебро; — товары. При этом существует налогооблагаемый минимум. Собранными средствами заведует особо уполномоченное лицо, как правило, знаток мусульманского закона шариата и судья единоверцев — кади. При этом существуют правила использования денег, поступивших после сбора пошлин: они должны расходоваться в том регионе, где собраны, за исключением тех случаев, когда средства направляются на войну с неверными см. Ураза тюрк. Rozah , или Саум араб.
Поскольку лунные месяцы не равны по продолжительности месяцам григорианского календаря, то ежегодно происходит смещение периода поста на 11—12 дней. Календарная фиксация поста именно в рамадан связана с представлением о том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран. Об этом непосредственно говорится в самом его тексте и содержится указание на необходимость пощения: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь». Коран 2:185 Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток 179. Об этом прямо сказано в Коране: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи». Коран 2:187 Кроме того, возбраняются вдыхание дыма например, кальянного или табачного , половая близость, прием лекарств за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ , вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в темное время суток. Нарушение поста в чем-либо даже при невозможности его соблюдения требует компенсации в последующее время: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней, в другое время». Коран 2:184 Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать с намерением затем его восполнить кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам. В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста например, при глубокой старости или серьезной, прогрессирующей болезни , дается следующее предписание: «Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка».
Коран 2:184 Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности, помощь нуждающимся в пище. Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения — Ид аль-Фитр тюрк. Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца — шаввала — и продолжается в зависимости от региона 3—4 дня. В первый день совершается особая общая молитва , затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздается сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей. Хадж с араб. При этом сами мусульмане признают, что поклонение их святыням имеет доисламские корни и восходит к доисламским временам: «Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян» 181. Совершение хаджа хотя бы раз в жизни предписано всякому мусульманину.
Однако в силу экономических, политических, социальных, личных и других причин далеко не каждый способен совершить хадж. Таковые люди освобождаются от обязанности хаджа. Существует практика замены паломника другим человеком. Тот, кто не имеет возможности сам участвовать в поклонении святыням Мекки например, ввиду слабого здоровья , может послать вместо себя заместителя, ранее уже бывшего у святынь ислама. Ритуал хаджа осуществляется в двенадцатый месяц зуль-хиджа мусульманского календаря. Паломники прибывают в Мекку 7 числа и приступают к особому обряду ритуального очищения, вводящего их в состояние ихрама араб. Для этого совершается омовение в специально выделенных для этого местах микатах , постригаются волосы и ногти, при возможности тело умащивается благовониями. Затем паломники облачаются в особые одежды, состоящие из двух отрезов белой материи, и вслух выражают свое намерение относительно поклонения святыням, после чего и наступает состояние ихрама. С этого момента и до окончания ритуала запрещено носить обычную одежду, покрывать чем бы то ни было голову это не касается женщин , необходимо хранить половое воздержание, избегать употребления благовоний, недопустимо стричь волосы и ногти, охотиться и обламывать ветки с растений. Далее паломники направляются к Каабе.
По представлениям мусульман, она является первым святилищем Единого Бога, построенным еще Адамом и восстановленным впоследствии Ибрахимом Авраамом , а после Мухаммада ставшим главной святыней ислама. Ныне Кааба расположена посредине огромного комплекса зданий, именуемых в совокупности Запретная Заповедная мечеть. Внутри стоят три колонны, висят светильники, а также хранятся списки Корана, пожертвованные в святилище. В один из внешних углов здания вмонтирован Черный камень, вставленный в серебряную оправу. По преданию, это камень был подарен ангелом Адаму после его изгнания из рая как символ верности в поклонении Единому Богу и изначально был светлым белым , но потом почернел от людских грехов. Здесь участники действа совершают умру 182 — малое паломничество, состоящее из семикратного обхода Каабы, намаза из двух ракаатов, вкушения воды из источника Замзам и восхождения на холм Сафа. Далее творится молитва в сторону Каабы и делаются семь перебежек с холма Сафа на холм Марва и обратно, что знаменует метание Хаджар между этими высотами. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки. Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь.
Утром 10 зуль-хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб скалу — символ шайтана. Следующий акт хаджа — жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила. После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва. С этого дня состояние ихрама прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая ташрика с араб. Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана. По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества. Начиная с 10 числа месяца зуль-хидж и в течение последующих трех дней когда завершается ритуал хаджа проходит один из самых главных мусульманских праздников — праздник жертвоприношения араб.
Ид аль-адха; тюрк. Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек до 10. Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека. Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся. В Курбан-байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки.
Оформление норм исламской морали К IX веку в исламе сформировался определенный кодекс поведения мусульманина, получивший название адаб с араб. Данный комплекс этических, а во многом даже эстетических норм, восходящих к примеру 184 пророка Мухаммада, составил своеобразный исламский этикет, похвальный образ поведения, следовать которому был обязан всякий воспитанный мусульманин. В современном исламе термин «адаб» чаще всего используется для обозначения должного, верного с позиций мусульманской морали поведения. Исламское право Шариат. Источники исламского права Совокупность юридических норм, принципов правоприменения, обрядовых предписаний, а также норм поведения именуется шариат 185. Буквально это слово переводится с арабского как «правильный, ясный путь». Сущностным или, используя юридические категории, материальным источником мусульманского права признается исключительно воля Аллаха. В то же время Божественная воля не явлена человеку непосредственно, поэтому в качестве формальных источников права, то есть документов, содержащих соответствующие указания, признаются прежде всего Коран и Сунна. Очевидно, что Коран не может содержать исчерпывающих сведений о всех возможных казусах. Более того, его священный текст нуждается в интерпретации и соотнесении его с определенными обстоятельствами, конкретной ситуацией.
Более широкий спектр правовых установлений может быть выведен из текстов хадисов. Однако, учитывая факт принадлежности описываемых в ней событий к первым векам существования ислама, поиск в Сунне ответов на вопросы, возникавшие в последующие времена и связанные с новыми условиями жизни, не всегда приносил желаемый результат. Это вызвало необходимость появления следующих по степени авторитетности источников права. Иджма с араб. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Кияс с араб. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан с араб. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» Коран 2:185.
Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф с араб. От урфа следует отличать адат с араб. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права. К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву. Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом муфтием либо знатоком веры факихом, улемом. При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме.
Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права. Регламентация поведения мусульман Шариат выработал специальную градацию поступков мусульманина. В соответствии с ней любое действие может быть отнесено к одному из следующих разрядов: 1 обязательные фард, ваджиб ; 2 желательные, или одобряемые суннат, мандуб, мустахабб ; 3 нейтральные, или дозволенные мубах, джаиз ; 4 нежелательные, или порицаемые макрух ; 5 запрещенные харам, мазхур. Обрядовые предписания ислама также регулируются шариатом. Это касается в том числе и матримониальных норм. Однако может быть сделано исключение в отношении невест, принадлежащим к иудейской или христианской вере. Свойственная исламу практика полигамии многоженства ограничивает максимально возможное количество жен четырьмя. Шариат настаивает на необходимости равного отношения ко всем женам со стороны мужа, а также определяет порядок развода. Шариатом определяется также совершение похоронных обрядов.
Умершего предписывается хоронить в тот же день до заката солнца, завернув в саван и сориентировав его тело в соответствии с киблой. Обряд инициации — обрезания — регламентируется шариатом в отношении мальчиков, а в некоторых мусульманских странах Египет, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Судан и др. Традиционно обрезание проводится на 6—8-м году жизни ребенка. Различные школы исламского права В разных регионах исламского мира сформировались различные правовые школы, именуемые мазхабами с араб. Исторически оформились четыре основных суннитских мазхаба: — ханифитский; — маликитский; — шафиитский; — ханбалитский. В русле шиизма сложился также джафаритский 186 мазхаб. Различия между мазхабами состоят главным образом в терри ториальном распространении, правовых оценках тех или иных явлений, а также в принципах соотносимости перечисленных выше источников права, на основании которых эти оценки делаются. Ваххабизм Ваххабизм является одним из модусов понимания ханбалитского мазхаба. Этот религиозный лидер убеждал своих единоверцев возвратиться к простоте, свойственной раннему исламу, очистить его от нововведений последних веков. Он порицал роскошь, проникшую в среду зажиточных мусульман, призывал к солидарности и братству.
Основатель ваххабизма акцентировал внимание своих последователей на необходимости вооруженного джихада для утверждения правоверия. Несмотря на радикализм ваххабитских взглядов, они вполне укладываются в рамки ханбалитского мазхаба. Сами последователи Абд аль-Ваххаба именуют себя салафитами от араб. Сегодня ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Кроме того, он получил широкое распространение в других странах с преимущественно арабским населением, откуда в последние десятилетия проник на территорию Кавказа и Средней Азии. Ислам и запрет на художественные изображения Особых пояснений требует тема, связанная с отношением ислама к созданию художественных изображений живых существ. Прямого запрета на создание изображений в Коране нет. Но вслед за ветхозаветной традицией сохраняется твердый запрет на создание ваяний, поскольку скульптурные изображения могут склонить человека к идолопоклонничеству. В отношении рисунков и высеченных на камне изображений живых существ отсутствует единодушное мнение улемов и нет общих правил. В целом благочестивая традиция считает любые изображения одушевленных существ, особенно пророков, запретными.
Как сообщает известный современный исламский богослов шейх Юсуф аль-Кардави, «в каждом конкретном случае выносится свое решение исходя из следующих вопросов: что изображено на картине, где она располагается, для чего она предназначена, какую цель преследовал художник, работая над картиной? Изображение, служащее объектом поклонения или запечатлевшее стремление художника подражать в создании творений Аллаху, есть харам, с точки зрения ислама. И наоборот, «если ктолибо изобразил живое существо не с целью освятить, возвеличить или подражать творениям Аллаха, то это не запрещается» 188. Фотография разрешается при условии, что она не передает запретное. В зависимости от региона и от мазхаба отношение к изображениям может варьироваться. Подтверждением тому является существование феномена восточной миниатюры арабо-месопотамская, персидская, турецкая, индийская миниатюры 189. Мистический ислам. Суфизм Все исследователи суфизма сходятся во мнении, что данный феномен описывать сложно. Вплоть до XIX века понятия «ислам» и «суфизм» просто невозможно было противопоставить друг другу. До этого времени в сознании большинства мусульман суфизм был своеобразной духовно-мистической сердцевиной ислама.
Он выражал возвышенные этические и духовные идеалы мусульманства. Именно в суфизме ислам сформировался как религия в прямом смысле этого слова, предлагая человеку пути соединения с Создателем. В XIX веке, когда Аравия — колыбель ислама — окончательно перешла под контроль ваххабитов — сторонников радикального направления в исламе и буквалистского толкования Корана и текстов Сунны, отношение к суфизму кардинально изменилось. За истекшие столетия неоднократно делались попытки дискредитировать это религиозное явление, представлявшие суфизм не более чем одним из многочисленных течений в исламе. История происхождения термина тасаввуф с араб. Суфии имели обыкновение носить одежду именно из этого материала. Исламские мистики, обсуждая, что есть истинный суфизм, любили играть со значениями этих двух слов: «Тот, кого очистила любовь, чист сафи , а тот, кого очистил Возлюбленный, — суфи" 190. Существует и еще две гипотезы относительно этимологии термина. Одна из них гласит, что суфий — это не кто иной, как продолжатель дела ахл ас-суффа букв.
Событием, которое было определено в качестве стартовой точки для нового летоисчисления, является Хиджра — переселение пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего и его соратников из Мекки в город Ясриб. Именно в Ясрибе, позже получившим название Мединат ан-Набий, формируется мусульманская община как полноправный участник общественно-политических отношений. Таким образом, наступление нового года с момента Хиджры вписано скорее в общественный, нежели религиозный контекст. Однако решением халифа Умара ибн ал-Хаттаба начало года было закреплено за месяцем Мухаррам — одним из четырех т. Обычай этот касался в одинаковой степени общин всех религиозных традиций древней Аравии. Именно пренебрежение правилом «запретных месяцев» и порицается в упомянутом 36-м аяте суры «Покаяние». Мусульмане проводят этот день в мечети и за праздничным столом, в чтении молитв, поминании усопших и мольбах о милости Создателя. Считается, что по своей значимости месяц Мухаррам уступает только Рамадану. Всевышний таким образом дал преимущество одним периодам времени над другими и сделал некоторые часы, дни, месяца особенными.
Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению. Мусульманский календарь и летоисчисление
Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. Для этого "РГ" публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла. На наш взгляд, когда спустя 17 лет второй Халиф Умар ибн аль-Хаттаб ввел мусульманский календарь, он преследовал главную цель — с переселением Пророка в Медину обозначить через новое летоисчисление наступление новой эры в истории человечества.
Исламский календарь на 2023 год
Мусульманское летоисчисление (хиджра) | Исламский календарь, или мусульманский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. |
Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря | Мусульманский календарь, или календарь хиджры, сегодня используется только для определения исламских праздников. |
История возникновения мусульманского календаря | Начало исламского летоисчисления связано с переселением по христианскому календарю в 622 г. н.э. пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину. |
Что известно о мусульманском празднике Маулид ан-Наби | С этого времени и начинается мусульманское летоисчисление, которое ввёл в 639 году (уже после ухода из жизни Пророка ﷻ) второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб ﷺ в связи с необходимостью датирования событий и документов. |
История возникновения мусульманского календаря
Старейшины Йасриба предложили Мухаммеду переселиться в их город и стать их правителем. Евреи и арабы, совместно проживавшие в Йасрибе, постоянно враждовали друг с другом, но и те и другие доверяли Мухаммеду и надеялись, что его правление покончит с непрерывными распрями и принесет долгожданный мир и спокойствие. Вскоре после прибытия Пророка и его последователей в Йасриб, город был переименован в Мадинат ан-наби в переводе с арабского - «город Пророка». Позже он стал сокращенно называться Мединой.
Месяц Мухаррам Для правоверных Мухаррам — это месяц покаяния и богослужения, однако первые десять дней Нового года в мусульманском мире считают благодатными для любых хороших начинаний. Поэтому в эти дни проводят свадьбы, начинают строить дома и планируют в целом будущее. В течение всего месяца Мухаррам верующим рекомендуется поститься по четвергам, пятницам и воскресеньям. Во время поста в месяц Мухаррам, как и в священный Рамадан, правоверные отказываются от пищи в светлое время суток, молятся, каются и духовно очищаются, чтобы заслужить от Всевышнего прощение грехов и многократное воздаяние за добрые дела. Материал подготовлен на основе открытых источников.
Умра является одним из видов поклонения, который требует материальных и физических затрат, но в то же время, по мнению мусульман, приносит пользу как одному человеку, так и обществу в целом. Фаджр араб. Является первой по счёту из пяти обязательных ежедневных молитв, образующих в совокупности второй из Пяти столпов ислама. В Коране это слово в смысле как чуда, так и коранического стиха упоминается 382 раза. К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ураза, закят и хадж.
Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам. Празднуются ежегодно по лунному исламскому календарю, летоисчисление по которому ведётся с 16 июля 622 года от Хиджры. Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. В отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, не переводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «король» или «царь». Так, королями называют маликов — правителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Марокко, а сами эти страны, называемые по-арабски «маликствами» араб. Этим титулом в арабской... Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман...
Арабская система имён считается одной из наиболее сложных среди современных традиций именования: большинство арабов не имеет простого имени, состоящего из личного имени и фамилии, но обладает длинной цепочкой имён. Арабская система имён сформировалась полностью в эпоху позднего Средневековья. Она стала основой для дальнейшего развития систем арабских личных имён во всех странах Востока. Благодаря важности арабского языка в исламе большинство мусульман по всему миру использует первые имена исм... Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины. Исламское богословие включает в себя такие дисциплины как исламское право фикх , вероубеждение акида , рационалистическое богословие калам , толкование Корана тафсир , хадисоведение ильм аль-хадис и т. Динар Арабского халифата — средневековая золотая монета, служившая денежной единицей на территории Арабского халифата с конца VII века до самой ликвидации халифата монголами в середине XIII века. Мусульманские государства, возникшие на развалинах халифата, также использовали золотые монеты с названием динар в качестве денежных единиц. Во многих странах современного Арабского мира, а также в некоторых республиках бывшей Югославии динар используется в качестве денежной единицы до сих пор. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю.
С наступлением очередного нового года, мы часто не замечаем, что, по сути, мы прощаемся не с каким-то абстрактным временем, а с конкретными, живыми, составляющими частями своей жизни. Каждое уходящее мгновение — это уходящая часть нашей жизни, приближающая нас к концу пути, это еще одна перелистанная страница книги жизни, опавший лист с древа нашего жизненного пути. Время будет безвозвратно бежать, пока часы отведенного нам времени не остановятся для нас навсегда. Мусульмане не празднуют наступление нового года по Хиджре каким-то особым образом, но его начало должно стать для мусульман поводом, чтобы остановиться и задуматься. Всевышний сказал: «В тот день, когда пошлет Аллах их всех и сообщит им то, что они делали. Счел это Аллах, а они забыли. Аллах — свидетель всякой вещи!