В главной мужской роли режиссер сразу видел уже известного актера — Алексея Баталова. ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ – – Кинороман с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью. Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. кадр Летят журавли 18. Актеры и роли.
Летят журавли (FullHD, драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.).mp4 — Video
Летят журавли — описание, постер, кадры и фото, видео. Беседка.ТВ | Актриса Татьяна Самойлова в роли Вероники, Василий Меркурьев в роли отца Бориса в художественном фильме Летят журавли. |
«Летят журавли». История невыдуманной любви | Летят журавли 1957 фильм смотреть онлайн на Смотрим в хорошем качестве бесплатно Татьяна Самойлова Алексей Баталов Василий Меркурьев Александр Шворин Светлана Харитонова Константин Никитин Валентин Зубков Антонина Богданова Борис Коковкин. |
Актёры, режиссер и создатели фильма Летят журавли (1957) | Татьяна Самойлова и Василий Меркурьев в фильме «Летят журавли» 1957 Василий Меркурьев, исполнивший роль доктора Федора Ивановича, был самым известным на тот момент актером из всех приглашенных в картину. |
12 октября 1957 года на экраны кинотеатров вышла картина Михаила Калатозова «Летят журавли» | Драма Михаила Калатозова "Летят журавли"По мотивам пьесы "Вечно живые". |
Актеры и роли фильма «Летят журавли» (1957) | Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад. |
Пронзительные судьбы звезд советской драмы «Летят журавли»
Последняя пленила режиссера необычной внешностью и раскосыми миндалевидными глазами. Между тем Виктор Розов первоначально возражал против Самойловой, считая её недостаточно опытной. Сразу же после "Журавлей" Калатозов снял Самойлову в другом своем фильме - "Неотправленное письмо" 1959 год. Картина не менее гениально снята тем же оператором Сергеем Урусевским, но предыдущей славы не имела. Алексей Баталов главную роль тоже получил не сразу Кадр из фильма "Летят журавли". И вот как-то сидел он расстроенный, пил кофе в мосфильмовском кафе, и тут подбегает к нему ассистентка фильма "Летят журавли". Мол, Алексей, выручите, некому актрисе подыграть. Делать нечего - надо помочь.
Дядя Лёша, ни на что не надеясь, пошёл и просто ассистировал, особо не напрягаясь. И после этого его взяли на роль. Мне кажется, что это просто судьба, вот и всё". Страдания Вероники давались Самойловой поразительно натурально, так как актриса сама мучилась во время съёмок Кадр из фильма "Летят журавли". Когда снимали сцену, где её героиня идёт в разбитый во время бомбежки дом, Татьяна потеряла сознание. У совсем ещё молодой девушки, не выдержавшей режима съёмок - с 8 утра до 12 ночи, - разболелось сердце. Врачи констатировали у Самойловой микроинфаркт.
После "Журавлей" понятие "камера Урусевского" прочно прописалось во всех учебниках мира по операторскому мастерству Оператор Сергей Урусевский.
Тем не менее миллионы зрителей и в Союзе, и за рубежом полюбили Веронику, сопереживали и продолжают сопереживать ей. Вот так нетипичная актриса встретилась с «идеологически невыдержанной» героиней и оставила в золотой коллекции кино неповторимый образ. Москва в фильме Москва у Калатозова очень разная. Веселая, светлая и беззаботная в первых сценах фильма, серая и унылая во время войны и вновь светлая, но уже далеко не беззаботная в конце — после Победы. Фильм начинается с прогулки главных героев, Бориса и Вероники, в ночь на 22 июня 1941 года — в ночь, когда началась война. Но герои еще ничего об этом не знают. Они гуляют, болтают, любуются на стаю журавлей и договариваются о следующем свидании.
Крымский мост в качестве фона для первой сцены выбран неслучайно. Это один из символов Москвы того времени, шедевр предвоенной архитектуры. Дальше Борис и Вероника бегут по Красной площади. Мы видим крупным планом, как часы на Спасской башне бьют четыре часа утра именно это время принято считать началом войны. Очень сильная и яркая сцена — проводы добровольцев. Вероника пробивается сквозь толпу в поисках своего любимого, и благодаря динамичной камере Урусевского мы оказываемся в самой гуще событий вместе с главной героиней. Напряжение усиливает марш «Прощание славянки», который играет оркестр. Сцену снимали около школы в Армянском переулке.
Кстати, здесь действительно в июне 1941 года формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и отсюда солдаты уходили на фронт. В первые месяцы войны Вероника и ее мама прогуливаются по Болотной площади, заставленной противотанковыми заграждениями. Город, показанный в первых сценах, не узнать: все серое, дождливое, тревожное. Также в фильме можно увидеть Спиридоньевский переулок, Андроньевскую набережную, железнодорожный мост через Яузу и, конечно, Белорусский вокзал, на котором встречали победителей. Канны и не только Еще одна причина пересмотреть шедевр Михаила Калатозова — то, что его по достоинству оценило, пожалуй, самое строгое жюри киноиндустрии. На тогда еще молодом, одиннадцатом по счету Каннском кинофестивале фильму присудили «Золотую пальмовую ветвь» за единство и высокое качество всех его художественных компонентов и гуманизм. Как было сказано выше, отдельных призов были удостоены Татьяна Самойлова почетный приз за исполнение главной роли и Сергей Урусевский Первый приз высшей технической комиссии Франции.
В начале августа 2011 года актриса уже во второй раз потерялась в Москве.
К ее поискам подключилась московская полиция. Ближе к вечеру 18 августа актрису нашли в одной из московских больниц. К сожалению, актеру уделено не так много экранного времени, чтобы зрители смогли составить полное представление о личности и характере его героя. Но в том, что картина получила «Золотую пальмовую ветвь», была немалая заслуга Баталова. Если Самойлова до выхода на экраны фильма «Летят журавли» была широкой публике неизвестна, то Баталов успел запомниться зрителям по ролям в нескольких фильмах, включая картину Иосифа Хейфица «Большая семья», где актер исполнил одну из главных ролей и, кстати, получил за нее «Серебряную пальмовую ветвь». После выхода на экраны «Журавлей», карьера актера продолжала набирать обороты. В конце 50-х годов он снялся еще в двух картинах Хейфица — «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Последняя заставила говорить о Баталове как о зрелом и разностороннем актере.
В расцвете славы Баталов получил предложение от М. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» в роли физика-атомщика, получившего смертельную дозу радиации на эксперименте. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Свой вклад в кинематограф Баталов внес не только как актер, но и как режиссер. Одной из форм творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины: «Шинель» по повести Н. Гоголя, «Игрок» по Ф.
Достоевскому и «Три толстяка» Ю. Олеши, в котором сыграл одну из главных ролей. Но главным в творчестве актера, безусловно, стала роль Гоши в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В фильме, получившем «Оскар», Баталов сыграл роль рабочего интеллигента и воплотил на экране мечту тысяч советских женщин. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. Советские женщины просто не рассмотрели моего героя как следует», — уверен Баталов.
Видео Краткое содержание: Кинороман с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью... В центре фильма - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.
Летят журавли 1957 смотреть онлайн
Лауреат Сталинской премии. Единственный советский режиссёр, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за фильм «Летят журавли». Уроженец города Тбилиси, где и начал работать на местной киностудии еще в 20-е годы прошлого века. Прошёл путь от подсобного рабочего, водителя, склейщика киноленты, до второго режиссера и автора сценариев. После того как окончил Коммунистическую академию и аспирантуру Государственной академии искусствознания был назначен директором родной студии в должности которого прослужил до 1938 года после чего перебрался на «Ленфильм», где снял, как режиссер фильмы «Мужество» и «Валерий Чкалов» вошедшие в золотой фонд советского кинематографа. Эта должность подразумевала пропаганду советского кино, отбор американских фильмов для советского проката и установление деловых контактов. В 1946—1948 годах был заместителем министра кинематографии СССР. В 1950 вернулся к творческой деятельности и как режиссер снял на «Мосфильме» драму «Заговор обреченных» и замечательную лирическую комедию «Верные друзья». Вершиной его творчества стал фильм «Летят журавли» принесший ему не только главный приз Каннского кинофестиваля, но и мировую славу Зарубежные афиши фильма «Летят журавли» Зарубежные афиши фильма «Летят журавли» Скончался знаменитый кинорежиссер 26 марта 1973 года. Похоронен на 7-м участке Новодевичьего кладбища в Москве.
В 2009 году вместе с ним упокоился внук кинорежиссёр Михаил Калатозишвили. Начинал свой творческий путь, на киностудии «Межрабпомфильм», в дальнейшем преобразованную в «Киностудию имени Горького». Во время Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором. С 1951 года штатный кинооператор на «Мосфильме».
Одной из форм творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины: «Шинель» по повести Н. Гоголя, «Игрок» по Ф.
Достоевскому и «Три толстяка» Ю. Олеши, в котором сыграл одну из главных ролей. Но главным в творчестве актера, безусловно, стала роль Гоши в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В фильме, получившем «Оскар», Баталов сыграл роль рабочего интеллигента и воплотил на экране мечту тысяч советских женщин. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется.
Советские женщины просто не рассмотрели моего героя как следует», — уверен Баталов. В 1999 году Алексей Владимирович Баталов, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии им. Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. Последняя на сегодняшний день работа Баталого в кино — камео в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». У Баталова две дочери: Надежда от первой жены Ирины Баталовой и Мария от второй супруги Гитаны Леотенко, с которой актер прожил уже более 50-ти лет. Александр Шворин Марк Двоюродного брата Бориса, влюбленного в Веронику Марка, ставшего впоследствии ее мужем, сыграл советский актер театра и кино Александр Шворин. До того, как сняться в фильме «Летят журавли», актер три сезона отработал в театре имени Станиславского.
В кино Александр Шворин дебютировал в 1955 году у классика советского кино Бориса Барнета в фильме «Ляна». Затем последовала роль Сокольничка в сказке «Илья Муромец». Роль Марка также стала для Шворина звездной. Она позволила актеру раскрыть его многогранный драматический талант. В дальнейшем Шворин чаще играл образы сильных и мужественных героев и характерные роли. Среди лучших работ актера роли в таких фильмах, как «Небо зовет», «Деловые люди», «Ты — мне, я — тебе». С 1975 и до самой смерти он играл на сцене Московского академического театра им.
Александр Борисович так же занимался концертной деятельностью, участвуя в концертах от Московской филармонии.
Но началась война, сломавшая надежду на счастливое будущее, и Борис уходит добровольцем на фронт. Вскоре Вероника узнает, что Борис погиб. Раздавленная и отчаявшаяся, она пробует создать семью с нелюбимым человеком, но страдает от этого еще больше.
Видео Краткое содержание: Кинороман с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью... В центре фильма - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.
Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад
«Летят журавли» (1957) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма | Сомневался в том, что Самойловой удастся сыграть трагическую роль в киноленте «Летят журавли», лишь писатель Розов. |
Фильм «Летят журавли» смотреть онлайн | Драма Михаила Калатозова "Летят журавли" По мотивам пьесы "Вечно живые". |
Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли» / Новости города / Сайт Москвы | После съемок в фильмах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Мать» стал одним из популярнейших актеров Советского Союза, а после того, как сыграл главную мужскую роль в фильме «Летят журавли», несомненно, стал кинозвездой мирового масштаба. |
Летят журавли — Википедия | "Летят журавли" — признанный шедевр мирового кинематографического искусства, заслуга создания которого принадлежит всем участникам съемочной группы. |
«Летят журавли»: как снимали «случайный шедевр»
Летят журавли — история создания, сюжет, режиссёр, актёры, награды и критика — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Фильм «Летят журавли» был снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».
«Летят журавли» (1957) — сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу | Летят журавли (1957). Актеры, режиссер, продюсеры и другие участники съемочной группы. |
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу | Драма Михаила Калатозова "Летят журавли"По мотивам пьесы "Вечно живые". |
Летят журавли — Википедия | Актер из фильма «Летят журавли» – о съемках легендарного кино. |
Главные актеры фильма «Летят журавли» и их роли | сюжет, актеры и роли, кадры из фильма. |
Летят журавли (1957) — актёры и создатели
Фильм «Летят журавли» сняли 63 года назад, но он до сих пор вызывает у зрителей всего мира слезы, а его главная героиня Вероника — восхищение. Военный, мелодрама, экранизация. Режиссер: Михаил Калатозов. Фильм «Летят журавли» был снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Летят журавли: Directed by Mikhail Kalatozov. With Tatyana Samoylova, Aleksey Batalov, Vasiliy Merkurev, Aleksandr Shvorin. Veronica plans a rendezvous with her lover, Boris, at the bank of river, only for him to be drafted into World War II shortly thereafter. "Летят журавли" — признанный шедевр мирового кинематографического искусства, заслуга создания которого принадлежит всем участникам съемочной группы. 8 декабря в спектакле "Летят журавли" роль Любы первый раз сыграла артистка Алёна Ревнёва.
Летят журавли - актеры и роли
«Летят журавли» не был классическим фильмом о войне – в нем не шла речь о героических подвигах и сражениях, а вместо этого в центре сюжета была любовная линия. Легендарная картина Михаила Калатозова "Летят журавли" выходит в повторный кинопрокат. Актер, сыгравший в картине «Летят журавли» врача Федора Ивановича, дебютировал в кино еще в 20-е.
Фильм Летят журавли актеры и роли / 1957
Сергей Урусевский сконструировал их для съемок сцены гибели Бориса. В этом эпизоде вообще много изобразительных приемов, потому что момент очень важный и эмоциональный. Там и многослойная экспозиция, и нестандартные ракурсы, и легендарная пробежка героя по лестнице, которую мы уже видели в начале фильма. Легендарная опять же с точки зрения операторского мастерства. Как плавно провести в кадре героя, который бежит вверх и по кругу?
Для этого установили столб, на котором закрепили операторскую люльку. Урусевского дубль за дублем поднимали с помощью веревок по спирали. Кстати, это не единственный раз, когда оператора в буквальном смысле слова носили на руках в погоне за определенным ракурсом. Чтобы снять сцену, в которой Баталов несет на себе раненого солдата, осветители тащили Урусевского по земле на листе железа.
Интересных кадров и планов много — на них можно разложить практически весь фильм. Очень компактная для того времени камера позволила снимать с рук. Благодаря этому мы как будто оказываемся вместе с Вероникой в толпе провожающих, а в конце фильма — в потоке встречающих людей. Более того, в одной из сцен камеру держит сама Самойлова — когда Вероника бежит на мост с мыслью покончить с собой.
Здесь же используются приемы субъективной камеры и смены кадровой частоты. Все вокруг очень сумбурно, двигается то быстро, то медленно — зритель как будто смотрит глазами Вероники, решившейся на самое страшное. Каждый кадр у Сергея Урусевского был продуман до мелочей. По воспоминаниям участников съемок, все группа четыре раза подряд приезжала в четыре часа утра к Крымскому мосту, выставляла оборудование, но ничего не снимала: небо было не то.
Но Михаил Калатозов не считал это капризами и шел навстречу. Он сам, будучи в прошлом оператором, понимал лучше других, чего хочет добиться Урусевский. Возможно, именно поэтому фильм и получился таким, каким получился. Кстати, в Каннах новаторство Сергея Урусевского оценили по достоинству.
Ему вручили отдельную награду — Первый приз высшей технической комиссии Франции.
В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова. В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе. Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой.
Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана. Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует. Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали.
На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий! Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы. Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет! Сколько интересного и нового открыли они этим фильмом!
Музыку к фильму написал Моисей Вайнберг, друг и последователь Шостаковича, человек нелегкой судьбы, прошедший тюрьму и преследования. Также он был композитором в наверняка знакомых вам мультфильмах: «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина». Недавно альбом скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра Kremerata Baltica с записями произведений Моисея Вайнберга был номинирован на музыкальную награду «Грэмми». А «Пассажирка» Вайнберга спустя десятилетия вышла на мировую сцену!
В этой новелле Зофьи Посмыш рассказ ведется от лица бывшей надзирательницы фрау Лизы, случайно встретившей бывшую польскую узницу Марту. Произведение поразило Шостаковича.
Я и люди моего поколения и представить не можем, через что прошли те доблестные герои, которые ценой собственной жизни защитили нас от фашизма. К сожалению, с каждым днем все отчетливее понимаю, что мы не достойны их усилий. В наше время, люди не ценят друг друга: брат предает брата; мы отворачиваемся от людей, которым негде жить, даже хлеба купить не на что; повзрослевшие дети забывают о своих родителях; каждый норовит урвать свой кусок, не думая об остальных; сущность человека познается лишь после его смерти. Во время просмотра кинокартины «Летят журавли» 1957 года, у меня снова и снова возникал вопрос, на который я так и не сумел дать удовлетворяющего меня ответа: зачем?
Сказать по правде, я намеревался гораздо больше разузнать о данной кинокартине, а не только, что Михаил Константинович Калатозов оживил героиню пьесы Виктора Розова «Вечно живые», но после просмотра фильма, я решил написать лишь то, как подействовала картина целиком и Вероника в частности на меня. Вероника, хоть и достаточно взрослая, но умом легкомысленная красивая девочка. Она задорная и кокетливая, видящая жизнь в розовом цвете, однако, благодаря своему опрометчивому поступку, она становится взрослой женщиной. К сожалению, урок, который преподносит ей сама жизнь — слишком горька и жестока. Вероника, выходит замуж за музыканта, который ложным путем добыл себе бронь от войны в то время, как ее молодой человек защищает родину с оружием в руках. Больше всего меня раздражал тот факт, что Вероника прекрасно понимала, что поступает гнусно, но осознанно шла на встречу подлости.
Она не переставала ждать от Бориса письма, хоть каких-то известий. И тут я возвращаюсь к вопросу, про который упомянул выше. Зачем она так поступила? Ведь была в здравом уме. Актриса Татьяна Самойлова прекрасно продемонстрировала все эмоции героини. Она, уставшая, потерянная, приходит на вокзал встречать своего Бориса, который уже никогда не вернется, но она ждет его и верит.
В ее красивых глазах еще теплится огонек надежды, и не угасает он и тогда, когда смерть любимого становится очевидной. Однако ни создатели фильма, ни Татьяна Самойлова не дали мне ответа на уже упомянутый вопрос. Безусловно, с технической стороны — картина выполнена безукоризненно, чего только стоит работа Сергея Урусевского: даже тонкие линии на одежке героев отчетливо прослеживаются. Кино может быть сделано в высшей степени профессионально: работа режиссера, оператора, художника-постановщика и т. В конце 50-х годов. Особенно это касается фильмов о войне.
На этом фоне на экраны выходит фильм Летят журавли, который был признан шедевром мирового киноискусства. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале, положительные отзывы в отношении актёров Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, замечательная постановка режиссёра Михаила Колотозова и блестящая операторская работа Сергея Урусевича. Не могу не пройти мимо музыки. Моисей Вайнберг написал гениальную музыку, которая держит нерв фильма. Мне понравилось, как герои преодолевают себя. Я считаю Веронику и Бориса Ромео и Джульттой военного времени.
Они, как вечные двигатели прогресса, навсегда стали эталоном героев вечной любви. Есть и другие персонажи, но на фоне Бориса и Вероники, они настолько второстепенны, но их образы незабываемы. Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но Летят журавли всегда будут стоять выше остальных. Очень точно показано в деталях, чем на самом деле была война для обычных людей: человек делает шаг в пропасть, потому что, а кто еще, если не он? А там уже как повезет, кто-то вернется, кто-то — нет.
Да, никому не хочется. И никому не хочется покидать своих близких. Слова отца бьют прямо в точку — нет такой награды, которая бы искупила тот подвиг. Именно войны, военных действий, в фильме почти нет. Показано то, что происходит, когда солдат уходит: опустевшая квартира, тоска, страх, что свиделся с родным человеком в последний раз. Сцена проводов тоже разрывает сердце — это не просто белый платочек, которым махают вслед.
Это вцепившиеся в сыновей матери, которые не хотят их отпускать, жены, которые просят писать с фронта, толпа, неразбериха, попытка оттянуть момент ухода на фронт — эмоции переданы очень точно. И это можно сказать про весь фильм. Он очень чувственный. Как средство выражение этих чувств, конечно нельзя не отметить и это делали уже миллион раз до меня операторскую работу. Во-первых, очень красиво, как художественная фотография. Во-вторых, из-за выбранных ракурсов очень сопереживательно — эффект погружения в сцены.
В некоторых сценах, эффекта погружения нет, но так точно показана жизнь, что хочется восклицать: «Ну да, так и есть. Так бы и я поступил! После этого фильма понимаешь, что действительно значат слова «они отдали свои жизни за то, чтобы могли жить мы». Именно что ЖИЗНИ свою любовь, семью, детей, ночные прогулки, карьеру, семейные завтраки, смех, дурачество, подарки… они отдали, они от этого всего добровольно отказались, потому что понимали, что по-другому ну никак. Вот эти вот жизни, а не цифры в статистике были жертвой. Чувственный шедевр.
О том, как все есть на самом деле. О неопределенности, недосказанности, о диалогах настоящих, живых людей. Новаторство данной картины заключается в реалистичности, с которой изображены персонажи. Особенно это прослеживается в поведении героини Татьяны Самойловой — Веронике. Живая, сильная, добрая, но запутавшаяся и раскаивающаяся девушка.
Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа.
Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники.
Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён насмерть точным выстрелом.
Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли»
В ГДР фильм занял пятое место в прокате с 2,8 млн зрителей. Французский режиссер Клод Лелуш , известный по фильму «Мужчина и женщина», был влюблен в картину Калатозова. Спустя десятилетия он признался, что постоянно пересматривает советскую ленту, и в своей автобиографии внес ее в личный топ фильмов — наряду с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса и «Наполеоном» Абеля Ганса. А в 1957 году еще неизвестный 19-летний Лелуш приехал в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов с тургруппой в качестве оператора документального фильма. Он случайно попал в павильон «Мосфильма», где Калатозов работал над картиной «Летят журавли».
Режиссер показал Лелушу 20 смонтированных минут. Этот день, наверное, останется самым значительным в моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а режиссером», — заявил Лелуш. После возвращения во Францию он позвонил директору Каннского фестиваля и заявил, что Калатозов снимает шедевр.
Триумф в Каннах В том числе благодаря убеждениям Лелуша дирекция фестиваля приняла фильм «Летят журавли» в конкурсную программу. На Лазурном берегу картину представляли Самойлова и Урусевский — Калатозов перенес инфаркт, а Баталова не выпустили из страны его семья дружила с Анной Ахматовой и считалась неблагонадежной. Об этом Самойлова рассказала в своем последнем интервью изданию «7 дней» весной 2014 года. Почему молчат?
Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует. Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали. На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий! Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы.
Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет! Сколько интересного и нового открыли они этим фильмом! Музыку к фильму написал Моисей Вайнберг, друг и последователь Шостаковича, человек нелегкой судьбы, прошедший тюрьму и преследования. Также он был композитором в наверняка знакомых вам мультфильмах: «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина». Недавно альбом скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра Kremerata Baltica с записями произведений Моисея Вайнберга был номинирован на музыкальную награду «Грэмми».
А «Пассажирка» Вайнберга спустя десятилетия вышла на мировую сцену! В этой новелле Зофьи Посмыш рассказ ведется от лица бывшей надзирательницы фрау Лизы, случайно встретившей бывшую польскую узницу Марту. Произведение поразило Шостаковича. Он предложил взяться за нее своему товарищу Моисею Вайнбергу. Ему тема была особенно близка — его родители и сестра погибли в концлагере.
Во Франции «Летят журавли» посмотрели 5,4 млн зрителей. Это был грандиозный успех!
Он сыграл жениха Вероники, и хотя на экране появляется не часто, игру главной героини он дополнял от и до. Потом у Баталова будет в карьере еще масса отличных картин, включая мелодраму «Москва слезам не верит». Активно работал он и в театре. А вот в личной жизни далеко не всегда все было гладко. В 16 лет он женился на Ирине Ротовой.
Но несмотря на рождение дочери, супруги разошлись. Второй супругой актера спустя десять лет стала циркачка Гитана Леонтенко. И снова родилась дочь. Но у маленькой Маши выявили ДЦП, но честь и хвала родителям. Они не только не опустили руки, но и сделали все, чтобы девочка смогла жить как все нормальные люди. Позднее Мария получила блестящее образование, поступив на сценарный факультет ВГИКа, выпустила собственную книгу и вошла в Совет кинематографистов России. Сам Баталов, уже будучи пожилым и практически не снимаясь, не сидел без дела.
Его постоянно можно было видеть в жюри всяких конкурсов и фестивалей, он занимался благотворительностью и преподавал. Но потом у него начались проблемы с сосудами. И однажды из-за головокружения он оступился и упал, получив тяжелую травму. Потом Шворин сыграет еще во многих больших картинах: «Небо зовет», «Деловые люди» и других. И все-таки главным местом работы актер продолжал считать театр. Был женат на Александре Ляпидевской. Но брак распался, и позже актриса найдет свое счастье с «товарищем Суховым» Анатолием Кузнецовым.
Потом у Шворина был роман с Лилией Гриценко, которая была старше его на 14 лет. Но когда выяснилось, что Лилия нужна была Шворину лишь для протекции в Вахтанговский театр, влюбленная по-настоящему актриса пыталась повеситься. Хорошо заметили, вытащили прямо из петли. В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой. И лишь этот брак оказался счастливым.
Владимир Лаптев — командир партизанского отряда, спасающий Веронику из немецкого плену. Евгений Зарубин — старый доктор села. Владимир Беляев — нацистский врач, пытающий Веронику. Леонид Шумовский — врач отряда партизан.