Вместе с этим читают: Слово "пацанам": Максим Фадеев рассказал, как бился "стенка на стенку" Исчезнут ли из сериала "Слово пацана" песни "Ласкового мая"? Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. + Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Хронология Казанского феномена.
Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана»
- Роберт Гараев: другие книги автора
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х — Википедия
- «Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ // Новости НТВ
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1)
«Улицы Казани 90-х залиты кровью»: опера и участники ОПГ о вреде фильма «Слово пацана»
Режиссер Жора Крыжовников готовил сериал про становление бандитской группировки горбачевских времен больше двух лет, взяв за основу документальную книгу-исследование Роберта Гараева «Слово пацана. После выхода книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды идеологии АУЕ*. «Слово пацана» стал самым громким сериалом в России в прошлом году, рассказав стране про казанский феномен и обилие молодежных банд в Татарстане в конце 20 в. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней. Это тем более верно, так как позиция Гараева также является «включенной»: на рубеже 1980-х и 1990-х он был участником одной из казанских группировок и выступает скорее как составитель масштабного коллажа свидетельств, одним из которых является его собственное. Среди тех, чьи голоса звучат на страницах книги, — милиционеры, журналисты, бывшие «неформалы», но в первую очередь, конечно, сами «пацаны», представляющие несколько поколений «казанского феномена»: от Сергея Антипова, одного из лидеров легендарной группировки «Тяп-Ляп» в 1970-е, до участников группировок 2010-х. Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах.
Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы. Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов». Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана». Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер. Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике.
Участие в подростковой группировке не только не препятствует интеграции в этот внешний мир, но как бы подготавливает к его более адекватному восприятию.
При этом первые занимались классическим криминалом, а вторые пытались делать бизнес. В сериале происходит практически то же самое: «Кащей» и другие «старики» зарабатывали деньги, обманывая людей в уличной игре в наперстки. А Вова «Адидас» вместе со школьниками открыли видеосалон. Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана». Кстати, актер Леон Кемстач, сыгравший «Пальто», тоже придерживается этой версии. А Гараев намекнул на это, опубликовав совместную фотографию с актером, на которой у них одинаковые образы. Судьба Гараева сложилась хорошо, в отличие от многих других членов группировок, которые были убиты или осуждены. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву.
С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы», — писал Гараев. Sport24 сделал свой тест Кто ты из «Слова пацана» , а еще мы рассказывали про образ Вовы Адидаса как нового Данилы Багрова, находили в сериале киноляпы и вспоминали историю слов « пацан » и « чушпан ».
Его убили у собственного дома.
После смерти Хаматова бизнесмены перешли под крышу Мартина. Методы, которыми «казанские» устанавливали контроль над привлекательными активами, они явно отработали еще в пору своей юности в «группировках» — так в октябре 1992 бандиты устроили налёт на Торжковский рынок: в 13 часов дня, заблокировав центральный и запасной выходы, боевики устроили настоящий погром, избивая торговцев арматурой, переворачивая прилавки, стреляя по убегающий толпе. Погром продолжался около пяти минут, в ход были пущены пистолеты, обрезы и автомат, 13 человек были серьезно ранены, один из торговцев-азербайджанцев застрелен.
Кто стоял за тем погромом, до сих пор не выяснено, но Мартина начали бояться. Мартин слыл в Питере человеком страшным и непредсказуемым. Говорили, что он мог, сидя в ресторане, улыбнуться собеседнику, а потом разбить о его голову бутылку… или сделать с ним еще кое-что похуже… Дважды отсидевший в тюрьме, Мартин никогда не ночевал две ночи подряд в одной и той же квартире».
Его влияние росло — «казанские» контролировали знаменитый «Невский палас», а также позволяли себе сцепляться с «тамбовскими», подминая под себя точки на Лиговском и Невским проспектах. Также, по информации издания «БИЗНЕС Online», в эпоху агонии Татфондбанка , в котором, помимо прочего, застрял «общак» казанской братвы, спасением криминальных сбережений занимался именно Мартин. Он был близок и к одному из самых известных в России авторитетов — Хайдеру Хайдар Закиров.
Тот начинал как лидер знаменитой группировки «Жилка», сумевшей объединить почти половину казанских подростковых банд, но в начале 90-х перебрался в Петербург, подальше от оппонентов, объединившихся в группировку под условным названием «Севастопольские». В 1993 году его ОПГ сцепилась с «тамбовскими» из-за спорного сегмента рынка нефтепродуктов. Бригада Хайдера потеряла трёх человек, но ей удалось потеснить противника.
Однако междуусобная брань его сгубила — и в 1996 году автомобиль Хайдера вместе с телохранителями попал в засаду на улице Руднева в Петербурге. На месте осталось 37 гильз, стреляли из всех видов оружия. Охранники были убиты на месте, а сам Хайдер получил несколько ранений и скончался в больнице.
Роберт Гараев. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х. Содержание Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х.
Ключевые вопросы данного исторического периода «С какого района? А если найду? Однако если профаны «лохи» были обречены жить и страдать лишь в мире вопросов, то для посвященных, «пацанов», был открыт мир правильных ответов — «понятий». Эти «понятия» носили не нормативный, а перформативный характер — их нельзя выучить, принять как кредо или завершенный свод правил, но можно лишь постичь изнутри жизненных практик уличного сообщества.
При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его. Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней.
«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу
Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. «Слово пацана» стал самым громким сериалом в России в прошлом году, рассказав стране про казанский феномен и обилие молодежных банд в Татарстане в конце 20 в. В издательстве Individuum вышла книга исследователя криминальной Казани Роберта Гараева «Слово пацана.
фотографии >>
- "Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
- Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
- Роберт Гараев: другие книги автора
- Банды из сериала «Слово пацана»: 5 самых страшных ОПГ Казани | Ямал-Медиа
- Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х краткое содержание
- Читайте новые книги:
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице | АиФ Санкт-Петербург | Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. |
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР | Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. |
Пересказ всех серий «Слова пацана»: что происходит в каждом эпизоде | Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. |
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана» | Криминал «Слово пацана» «Всё равно грохнули бы, попозже только». |
«Слово пацана»
А закончили они не очень», — говорит милиционер. Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым Все происходило тогда на примере сицилийской мафии, именно поэтому ребят учили вести здоровый образ жизни. За участие в этой массовой драке он получил срок за хулиганство. Отсидев, ушел в армию, а потом снова сел за вымогательство», — рассказывает милиционер. Он вспоминает, как в те годы могли убить случайного человека, который попался на пути разъяренной толпы гопников. В начале 90-х у милиции пересменка была с 8 до 9 утра.
Группировщики в это время собирались и шли на разборки. Соберутся с утра человек 20-30, пробегутся по чужой территории и всех, кого встречали, без разбора бьют. Если раньше было правило не бить лежачего, присутствовало какое-то благородство, то потом стали применять и арматуры, и кастеты, и ножи», — вспоминает Борис Сагадеев. Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Сначала делили асфальт, потом начали делить бизнес» Прощайки, трико и телогрейки — вот универсальная одежда членов ОПГ тех лет. Опознавательный признак каждой отдельной группировки — шапки.
Различали своих именно по головному убору — красная, синяя или с помпоном, поделился Сагадеев. Под одежду подкладывали фанеру, сковородки или ледянки. Места сбора в основном были на хоккейных площадках, клюшки брали всегда с собой, это было очень удобное орудие в бою», — рассказывает полковник. Групповые драки превратились в точечные удары, вспоминает Борис Сагадеев. Стали решать, кто будет собирать общак.
Было две кандидатуры. Если город поделить пополам речкой, то с одной стороны был Хайдер, с другой — Ринат Игламов по кличке Иглам. Воры решили, что будет собирать последний, Хайдер не согласился. В итоге убили Иглама, затем началась война группировок. Они начали убивать друг друга, красть и пытать.
Все из-за власти и денег. Как мы знаем, власть порождает деньги, а деньги порождают власть», — поделился полковник. На Хайдера совершалось множество покушений. В итоге одно из них оказалось удачным. А мой собеседник тогда порвал штаны и зашел назад в квартиру, чтобы зашить.
Телохранители погибли на месте, Хайдера тяжело ранили. Его доставили в больницу в Подмосковье. Через два часа его перевели в другую палату, и туда, где он лежал, прилетела граната. Тогда ему повезло. Но в другой раз в него попал снайпер.
Прямо в шею. Как говорится, сколько веревочке ни виться, все равно конец будет», — рассказал Сагадеев. По его словам, в ОПГ шли с двумя целями — получить силовую поддержку и заработать денег. Свое имя он попросил не называть. Не сказать, что я помудрел, но многое осознал.
Такие люди, как Борис Сагадеев, тогда находились в эпицентре этого страшного котла. Сейчас мне 50 лет, тогда было 25.
Тогда в КГБ было распространено мнение, что неформалы, как и диссиденты, — главные враги Отечества. И лучше всего, если их на место поставит рабочая молодёжь. Но молодёжь работать уже тогда не особо хотела, а предпочитала стрясти деньжат с благополучных сверстников. Немалую роль сыграл и тот фактор, что рядом с Казанью в советское время было много колоний. В ОПГ Татарстана 80-х и 90-х годов состояли школьники, студенты, учащиеся ПТУ, молодые специалисты, рабочая молодёжь, интеллигенция и даже дети партийной номенклатуры. Они использовали группировки как охрану для грузов и просчитались: бойцы выросли, поделили сферы влияния в городе и поставили предпринимателей на счётчик — занялись рэкетом.
Не брезговали и обычной уголовщиной: грабежами, гоп-стопом, убийствами. Количество банд едва ли поддаётся счёту: они возникали, распадались, соединялись с другими группировками и объединялись в союзы. В одном Баумановском районе орудовало пять ОПГ по 40—50 человек, во главе которых стояли опытные и циничные рецидивисты. Бандитская иерархия Основной состав банды называли коробкой. Банды состояли из детей и подростков разных возрастов. Младшим было по 10—13 лет, их звали "шелухой", "скорлупой". Затем шли супера, молодые, средние, старшие старшаки и старики. Каждую банду возглавляли авторитеты.
Они, как и старики, были вооружены не монтировками и арматурой, а огнестрельным оружием и шли на серьёзные преступления и конфликты с конкурентами. Секретная "Белая стрела": Кто на самом деле стоял за ликвидаторами бандитов из девяностых Общее количество членов группировки доходило до 150—300 человек. В ОПГ состояли школьники, студенты, учащиеся ПТУ, молодые специалисты, рабочая молодёжь, интеллигенция и даже дети партийной номенклатуры. Все, кто не входил в банду, считались ботанами и чушпанами. Унизить их, побить и вывернуть карманы было нормой. Банда "Тяп-ляп" Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани. Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке.
Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу. Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства. Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш. Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем.
Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал. Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила. Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали]. Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него. Я понял, что так больше не могу. Первое время я думал, что ребята из «Низов» — моя защита: у меня не было с ними особых проблем. Но потом я вдруг стал ощущать исходящую от них опасность.
Мне так не хотелось опять ходить на сборы, во всем этом участвовать — и я начал сливаться. Тогда тот самый Абаж инициировал мое «отшивание». Когда тропинка превратилась в небольшую полянку, Абаж со словами «Ну все, будем тебя отшивать» ударил меня и плюнул в лицо. Я ударил Абажа в ответ, плюнул в него и побежал в кромешную тьму. Вблизи было небольшое болотце, я забежал в него и спрятался в камышах. Двадцать минут парни кидали в мою сторону все, что было под руками, а потом просто ушли Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» После этого я постарался забыть все, что было связано с группировщиками. И только спустя 30 лет как бы заглянул ужасу в глаза — взялся за книгу. Чувствуются ли сейчас в городе отголоски «казанского феномена»? Может ли он возродиться в том или ином виде?
Нет, сегодня Казань совсем другая, хотя группировки на окраинах города все еще существуют. Однако на их территориях подросткам никто не позволит создать свои. С другой стороны, мне кажется, что «Слово пацана» — сериал Жоры Крыжовникова — к таким мыслям и не ведет.
Что в сериале правда, кто выступил прототипом главных героев, что известно о подростковых группировках и судьбах криминальных авторитетов — в материале «Ямал-Медиа». Группировка «Тяп-Ляп» Авторы сериала «Слово пацана» не раскрыли прототипы главных героев криминальной истории.
Однако всем известно, что сюжет сериала разворачивается в Советском Союзе 1989 года. Картина показывает так называемый «казанский феномен» изнутри. Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале News. Там находился одноименный приборостроительный завод. ОПГ состояла из нескольких сотен человек.
Участники банды вели почти здоровый образ жизни — им запрещалось курить, пить алкоголь, а также бросать в беде товарищей по группировке. Антипов был самым старшим из лидеров группировки, сидел в тюрьме и прослыл авторитетом среди школьников. Он был боксером, способным нокаутировать оппонента всего с одного удара, и организовал спортзал для подростков в подвале. В этой «качалке» вместо спортинвентаря использовали батареи и утюги. Хантимирова считали неофициальным лидером группировки.
Когда ОПГ создали, ему было 18 лет. Скрябин был ровесником Хантимирова, с которым дружил с начальной школы. Он считался «самым хитрым» лидером «тяпляповских». Следователям удалось доказать гибель четырех человек. В результате чего Хантимирова приговорили к смертной казни и расстреляли в 1982 году.
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу старшие нас более-менее щадили.
Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь.
В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву.
Родители начинали переживать уже позже, если дети попадали в неприятности, а по большей части взрослым было не до того — тяжелое время диктовало свои правила, все крутились как могли, и на отпрысков часто не хватало ни сил, ни времени. Жора Крыжовников — У меня дочь всё возмущалась, какая глупая мать этого белобрысого Андрея, как неправдоподобно волосы себе поджигала, типа так не бывает, у тебя двое детей, а ты то шапку проигрываешь, то в психушку попадаешь. Дети, что с них взять, хорошо, что не понимает, считает, что выдумка. Я так скажу: 100 рублей действительно не поставила бы простая баба — не потому, что не было, просто не так это делалось: потихоньку ставили, а тут сцена, которую, видимо, нужно было уложить в определенное время.
Но сходящая с ума мать — это правда, — говорит наш собеседник. Равиль хорошо помнит то отчаяние, в котором пребывали его собственные близкие — мать, тетка и бабушка, отца у него не было. Как женщины в его семье перешивали одежду по нескольку раз, как на кухне вполголоса решали, как растянуть скудный набор продуктов на несколько дней и на какие шиши покупать ему новую пару обуви взамен изношенной. Я, конечно, и себя обидеть не хотел, деньги нужны были и на шмот, и на пожрать, и девчонок выгулять. Но и про семью я тоже всегда думал: хоть что-то им дать, лучше сесть, но что-то присвоить, чем жить честным нищебродом, как мы всегда и жили.
Жора Крыжовников Равилю про сериал рассказала дочь, она в свое время очень интересовалась тем, как проходила молодость ее родителей, и была в курсе того, чем занимался ее отец. Хотя Равиль и признаётся, что рассказал далеко не всё, упрекнуть его во лжи собственному ребенку никто не сможет. Своего прошлого я не стесняюсь, оно осталось где-то там, но было. Ну а еще ее мать всегда меня бандитом называла за глаза после развода, мне легче было сказать правду, чем придумывать себе новую биографию, чтобы выглядеть хорошим, — рассуждает Равиль. Равиль считает, что в сериале нет никакой романтизации бандитизма и опэгэшников, однако и всю правду он не показывает, так, берет по верхам.
Жора Крыжовников — Это такой кинчик для подростков, которые не читают книжки, им не у кого спросить, как было на самом деле. Много моментов, которые не так показаны. Ну вот по героям тоже, ладно, Марат и Андрей — пацаны еще, мелкие, такие были, да, но Адидас этот ваш? Да такого Адидаса на районе быстро бы размотали, не было таких идеалистов, типа с собственными понятиями. Как лидер он вообще никакой, не пошли бы за ним даже пацаны.
Реальный там только Кащей, а Адидас ваш — сопля розовая для малолеток, — негодует бывший опэгэшник. По словам Равиля, то, как решал в сериале вопросы герой Никиты Кологривого — Кащей, больше всего напоминает реальную обстановку того времени. Если погибал кто-то из группировки по вине парней из другого района, толпа не ходила устраивать разборки, всё старались решать по-мирному.
Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы».
Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов».
В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы.
Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.
Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни.
Что он будет делать? Хорошо, если у него нет зависимостей, он возьмется за ум и не вернется к прежней жизни», — вспоминает Азат Гайнутдинов. Но чаще всего люди, которые встали на эту скользкую дорогу, уже не могут с нее выбраться, говорит он. У меня в деревне мальчишки насмотрелись, надели плащи, пришли в сельский магазин.
Закрыли продавщицу и сказали, что будут ее крышевать. Она просто отшлепала их и выгнала. Я тогда очень долго смеялся. Главное, чтобы это все не повторялось и дети не думали, что это круто», — говорит Азат Гайнутдинов.
Михаил Основ: «Я никогда не думал, что приду работать в милицию. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать» Фото: пресс-служба МВД по РТ «Те, кто не одумался, сейчас уже на кладбище» Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Казани, полковник милиции в отставке Михаил Основ пришел на службу в 1982 году. Эти мраморные памятники в полный рост легко узнать. И на всех знакомые фамилии», — говорит он.
В милицию Михаил Основ пришел работать после службы в горячих точках. Увидел, что творится в городе, и в отличие от других сверстников не встал на сторону криминала. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать. Уже в процессе работы он узнал, что с одним из лидеров ОПГ когда-то учился вместе в институте.
Говорит, помнит, как навещал его в больнице после одной из драк. Тогда никто не знал, почему он оказался на больничной койке. Для меня улица Зинина, Чеховский рынок, Калуга, Гвардейская — это асфальт, политый тонким слоем крови. Столько голов они проломили», — говорит он.
Михаил Основ считает, что преступность в те годы развивалась из-за экономических причин. Парней учили не пить и не курить, собирать общак. Но общак, как правило, оседал в кармане того, кто стоял у руля ОПГ. Говорит, что через него прошли сотни ребята, которые выбрали не тот путь.
Были лишь единицы, кого ему удалось вразумить. Он пять лет отсидел за изготовление гранат. Ему тогда лет семнадцать было. Один подросток получил после этих взрывов осколочные ранения, осколки тогда несколько квартир повредили.
Еще одна граната взорвалась в кармане его приятеля, он попал в больницу. Я с его пальтишком, с дырой сантиметров в пятнадцать, ходил потом по школам, показывал последствия бандитской жизни. Еще один взрыв прогремел в ДК Маяковского, он бросил гранату в лидера группировки с улицы Аделя Кутуя. И вот прошло сколько лет, и он поблагодарил меня за то, что вовремя его остановил и спас.
Мне было так приятно, что я увидел его с детьми. А сколько тех, кого не удалось спасти. Главное ведь финал — чем они жизнь закончат. Один застрелен в гостинице, другой обнаружен, когда снег сошел, третий сожжен в своей машине.
Остается только мраморная плита», — вспоминает полковник милиции Михаил Основ. А закончили они не очень» Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, сейчас — чтобы заработать» Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Кровь на асфальте» произвел настоящий фурор и внес значимый вклад в отечественный кинематограф. Молодые талантливые актеры с первых серий стали любимчиками широкой публики, а судьбы их персонажей волнуют миллионы зрителей. Создатели сериала опирались на книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки. Как все было на самом деле? Как сложились судьбы реальных прототипов героев сериала? Фото: яндекс. Режиссер сериала Жора Крыжовников и все причастные к созданию ленты утверждают, что проект является самостоятельной единицей в кинематографе, а все герои — собирательные образы людей, которые так или иначе были связаны с криминалом в конце 20 века.
Однако, у героев сериала были реальные прототипы, а названия тех же уличных группировок не были вымышлены, потому как действительно существовали. В 1980-х уровень преступности в Казани бил все рекорды, а виной тому были участники группировок, которые отстаивали свой авторитет в разных частях города. Так, группировка «Универсам», участники которой являются главными героями сериала «Слово пацана», имеет много общих черт с казанской ОПГ «Тяп-ляп». Несмотря на несколько комичное название, группировка данная была одной из самых опасных и влиятельных в Казани. Члены этой ОПГ систематически устраивали массовые дебоши, драки и убийства членов вражеских группировок. Нередко во время стычек на улицах жертвами оказывались и обычные прохожие, которые, попав под горячую руку, получали тяжелые травмы. Интересен тот факт, что никто не писал заявления в милицию, так как все граждане прекрасно понимали, что правоохранительные органы практически бессильны.
ОПГ «Хади Такташ». В сериале упоминается и группировка «Хади Такташ», члены которой до смерти избили героя картины по прозвищу Ералаш. Они и враждовали с «Универсамом», члены которого отомстили за своего парня. В сериале «Хади Такташ» показана одной из самых опасных группировок, что является достоверным фактом. Члены данной ОПГ часто устраивали жуткие столкновения, последствия которых были катастрофичными. После распада СССР участники группировки стали еще более неуправляемыми. Кроме того, они начали «крышевать» сферу ритуальных услуг и сбыт запрещенных веществ.
Эти мраморные памятники в полный рост легко узнать. И на всех знакомые фамилии», — говорит он. В милицию Михаил Основ пришел работать после службы в горячих точках. Увидел, что творится в городе, и в отличие от других сверстников не встал на сторону криминала. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать. Уже в процессе работы он узнал, что с одним из лидеров ОПГ когда-то учился вместе в институте. Говорит, помнит, как навещал его в больнице после одной из драк. Тогда никто не знал, почему он оказался на больничной койке. Для меня улица Зинина, Чеховский рынок, Калуга, Гвардейская — это асфальт, политый тонким слоем крови. Столько голов они проломили», — говорит он.
Михаил Основ считает, что преступность в те годы развивалась из-за экономических причин. Парней учили не пить и не курить, собирать общак. Но общак, как правило, оседал в кармане того, кто стоял у руля ОПГ. Говорит, что через него прошли сотни ребята, которые выбрали не тот путь. Были лишь единицы, кого ему удалось вразумить. Он пять лет отсидел за изготовление гранат. Ему тогда лет семнадцать было. Один подросток получил после этих взрывов осколочные ранения, осколки тогда несколько квартир повредили. Еще одна граната взорвалась в кармане его приятеля, он попал в больницу. Я с его пальтишком, с дырой сантиметров в пятнадцать, ходил потом по школам, показывал последствия бандитской жизни.
Еще один взрыв прогремел в ДК Маяковского, он бросил гранату в лидера группировки с улицы Аделя Кутуя. И вот прошло сколько лет, и он поблагодарил меня за то, что вовремя его остановил и спас. Мне было так приятно, что я увидел его с детьми. А сколько тех, кого не удалось спасти. Главное ведь финал — чем они жизнь закончат. Один застрелен в гостинице, другой обнаружен, когда снег сошел, третий сожжен в своей машине. Остается только мраморная плита», — вспоминает полковник милиции Михаил Основ. А закончили они не очень» Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, сейчас — чтобы заработать» Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе. Считает, что книга «Слово пацана» — это попытка автора пропиариться. Нужно понять, какую подоплеку он несет.
Если раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, то сейчас — чтобы заработать. Ну а те, кто помнит те времена, был участником событий, потерял близких, вряд ли захотят об этом вспоминать. Если посчитать, сколько человек тогда погибло, цифра превысит тысячу. Это молодые парни, которые могли бы работать, создавать семьи. А их убивали просто так. А закончили они не очень», — говорит милиционер. Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым Все происходило тогда на примере сицилийской мафии, именно поэтому ребят учили вести здоровый образ жизни. За участие в этой массовой драке он получил срок за хулиганство.
Ездили на жёлтых "хаммерах", жили богато, но недолго. Гибли в перестрелках, сами убивали ни в чём не повинных людей, попавших под перекрёстный огонь. Их захватывали в заложники и казнили бандиты из других ОПГ — в Казани разгорелись войны между бандами. Попытки перемирия часто завершались разборками. Например, война межу "Перваками" и борисковскими началась с инцидента в ресторане "Нарат", где бандиты мирились, но перепились и открыли стрельбу. В 1998 году лидер "Хади Такташа" объявил награду за каждого убитого первака. В результате резни на тот свет отправились семь перваков. В середине 1990-х были убиты авторитеты Николаев и Гусев, в 1998-м до смерти забили Павла Кудряшова и убили Марата Исхакова. На счету "Перваков" тоже немало смертей. Вы удивитесь, но многие из бандитов до сих пор на свободе их вина в суде не доказана или числятся в розыске. Но другие сидят пожизненно или "скончались" во время следствия. Чем известен одиозный киллер из 1990-х годов Саша Солдат, который скоро выйдет на свободу "Жилка" Эта группировка вошла в силу в лихие 1990-е годы, вобрав в себя более мелкие банды. Основным лидером стал Хайдар Закиров. В банде существовала жёсткая дисциплина: провинившихся избивали и убивали. В Питере казанские подчинили себе магазины Невского проспекта, рынки, под их влиянием оказались банки. Затем Закиров распространил контроль и на север Москвы. Вскоре за эти территории разгорелась нешуточная война внутри ОПГ. В результате конкуренции Закирова убили в 1996 году. Остатки банды орудовали вплоть до нулевых. В 2002 году бандитов взяли. Им были предъявлены обвинения в преступлениях, в том числе в 20 убийствах. Лидер ОПГ Марухин был приговорён к пожизненному сроку, а другие получили от 17 до 25 лет.
Материал — из первых рук. Инсайдерский взгляд на проблему. В восьмидесятые, возвращаясь к страхам времён перестройки и гласности, пошёл вал скандальных публикаций в прессе. Красивые, хлёсткие, жёсткие очерки про молодёжь: неформалы, хулиганы, бандиты. Страшило то, что эти «хулиганы и безобразники», выражаясь училкинским языком — система. Некая никому не понятная система. Но — система. Причём уже давно. Меньше знаешь — крепче спишь, но страна тогда как раз просыпалась, пусть и чересчур резко. Никогда не забуду нашумевшую статью про люберов в «Огоньке», живой динамичный лонгрид — и особенно пассаж о том, как какой-то жертве полоснули по лицу опасной бритвой, и он побежал, поддерживая отваливающийся подбородок… Ну и как дальше было жить с этим знанием? На улицу страшно выйти. Надо сказать, что с тех пор тема молодёжных группировок никогда особо далеко из медиапространства не уходила. То и дело демонстрировались разные телефильмы с плохо разыгранной реконструкцией событий , в основном на дальних малосмотрибельных телеканалах.
Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле
Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев дал зрителям намеки, которые дают ответы на некоторые вопросы. Сериал «Слово пацана» местами может показаться преувеличенным и забавным, особенно зрителям помладше, родившимся после 1980-х. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о подростковых группировках Казани прогремел на всю страну. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала.
Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана»
- «Теперь ты считался пацаном»
- «Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х: краткое содержание, описание и аннотация
- Что реальные бандиты говорят про сериал «Слово пацана» - 6 января 2024 - УФА1.ру
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. |
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников? - Год Литературы | Роберт Гараев выложена на , чтобы бесплатно читать онлайн без регистрации. |
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР | Результатом его путешествия по своей — и еще сотни человек — памяти стало «Слово пацана», которое вобрало в себя свидетельства как тех, кто сделал насилие своим кредо, так тех, кто пытался остановить уличное настиле. |