Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года. 1834 – 27 января (8 февраля) – В семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился сын Дмитрий.
Дмитрий Менделеев - биография
В этот день вспомним 10 самых ярких фактов из жизни ученого. Три раза не смог получить Нобелевскую премию Было установлено, что великий химик Дмитрий Иванович Менделеев, скончавшийся 73 лет от роду 2 февраля 1907 г. Однако на тайном голосовании, которое проводилось членами Императорской академии наук, его кандидатура постоянно проваливалась, и одной из самых веских причин — создателя Периодической системы элементов номинировали исключительно иностранцы, а не соотечественники. Все это отображено в архивах Королевской академии наук в Стокгольме. Так получилось, что отстаивали великое открытие и приоритет русского мыслителя лишь иностранные ценители его творчества, шведы прежде всего. Одними из главных причин — почему среди его номинаторов ученых, наделенных правом выдвигать кандидатов не оказалось ни одного соотечественника, были зависть недоброжелателей и тяжелый характер ученого. Об этом в своих мемуарах упоминал министр финансов России Сергей Витте. Невыносимый характер Современники свидетельствовали, что у гениального ученого был тяжелый и беспокойный характер.
Его даже прозвали львом, который рычит, когда к нему приближаются люди. Мало кто знает, что ученого с мировым именем, автора фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике и химической технологии еще в 1880 году выгнали есть версия, что ученый ушел сам из университета из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказывается принять от Менделеева петицию студентов. Ловец приключений Дмитрий Менделеев не был неудачливым человеком, однако, приключений в его жизни хватало. В 1887 году он поднимался в небо на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение и выполнить несколько важных измерений. Для тех лет эта операция уже была безопасной — учёный превосходно знал свойства газов и рассчитывал подъёмную силу аэростатов. Но затмение Солнца продолжалось две минуты, а Менделеев летал на шаре и потом добирался обратно пять суток, чем обеспокоил друзей. Тяга к вечному и прекрасному Создатель знаменитой Периодической таблицы химических элементов очень увлекался музыкой.
Его любимыми композиторами были Бетховен, Бородин, Беллини.
Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д. Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования.
В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901. Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем.
Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным».
Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре.
В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей.
Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов.
Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях.
Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении.
В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования.
Менделеева Катетометр, изготовленный по заказу Д. Менделеева Работы в области воздухоплавания Работы Менделеева по изучению свойств газов инициировали его интерес к проблемам в области геофизики и метеорологии. Разрабатывая эти вопросы, Менделеев заинтересовался исследованиями атмосферы с помощью летательных аппаратов.
В процессе исследований верхних слоев атмосферы он начал разрабатывать конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления, влажности и других параметров на больших высотах. В 1875 г. Менделеевым был разработан также проект управляемого аэростата с двигателями. В 1878 г. В 1887 г. Менделеев совершил подъем на воздушном шаре близ г.
Он поднялся на высоту более 3000 м и пролетел более 100 км. Во время полета Дмитрий Иванович проявил незаурядное мужество, устранив неисправность управления главным клапаном аэростата. За полет на воздушном шаре Д. Менделеев был отмечен Международным комитетом по аэронавтике в Париже: ему присуждена медаль французской Академии аэростатической метеорологии. Воздушный шар «Русский», на котором Д. Менделеев совершил полет для наблюдения солнечного затмения.
Большой интерес проявлял Менделеев к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Ученого очень интересовал один из первых самолетов с воздушными винтами, изобретенный А. Менделеев — автор фундаментальной монографии по вопросам сопротивления среды, где рассматриваются проблемы воздухоплавания. Исследования в области кораблестроения С работами в области воздухоплавания и сопротивления среды связаны и работы Д. Менделеева в области кораблестроения и арктического мореплавания. Монография Д.
Менделеева «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» 1880 г. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. В начале 1880-х гг. На основе отзыва Д. Менделеева на отчет об испытаниях было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытового бассейна пятого в мире , который сыграл значительную роль в создании российского флота. Менделееву была поручена экспертиза проекта адмирала С.
Макарова о строительстве ледокола для изучения высоких широт и достижения Северного полюса. Ученый дал на проект положительный отзыв. При участии С. Макарова и Д. Менделеева в течение 13 месяцев в Англии был построен первый в мире линейный ледокол мощностью 10 тыс. Горячую поддержку у Д.
Менделеева получили и предложения адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана. Они вместе представили проект экспедиции для проведения такого исследования. Летом 1900 г. В 1901 — 1902 гг. Менделеев самостоятельно разработал проект высокоширотного экспедиционного ледокола. Им был намечен высокоширотный «промышленный» морской путь, проходящий вблизи Северного полюса.
В ознаменование большого вклада Д. Менделеева в развитие судостроения и освоения Арктики его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и современное научно-исследовательское океанографическое судно. Ледокол конструкции Д. Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого. Работы в области промышленности Десятки значительных трудов Д. Менделеева посвящены изучению новых путей развития промышленности России.
В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии Вагнера. В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством. И уже в ближайшем выпуске энциклопедии появилась его статья по оптической сахарометрии. Особый интерес он проявил к производству спирта. В 1863 году Менделеев занимался конструированием приборов для определения концентрации спирта спиртомеров. А в течение 1864 года выполнил большое и тщательно подготовленное исследование удельных весов спирто-водных растворов во всем интервале концентраций при нескольких температурах.
Эта экспериментальная работа стала основой докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой». Он вывел уравнение, связывающее плотность спирто-водных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. Результатом нескольких поездок на юг России с целью изучения нефтяных месторождений явилось предложение Д.
Менделеева о расширении районов промышленного освоения район Кубани, Закаспийский край и др. После поездки в США в 1877 г. Весной и летом 1880 г. Менделеев работал на Константиновском нефтеперегонном заводе близ Ярославля. Здесь он не только реализовал ряд своих технических усовершенствований, но и провел новые исследования нефти. Так, Д.
Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Много внимания уделял Д. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов.
Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля.
Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы.
При выборе состава нитрующей смеси Д. Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности.
Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г.
Получив в январе 1859 года разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках», Д. Менделеев только в апреле, по завершении курса лекций в университете и занятий во 2-м кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии, смог выехать из Санкт-Петербурга. Он имел ясный план исследований - теоретическое рассмотрение тесной взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе изучения сил сцепления частиц, чему должны были служить данные, полученные экспериментально в процессе измерений при различных температурах поверхностного натяжения жидкостей - капиллярности.
Через месяц, после ознакомления с возможностями нескольких научных центров - отдано предпочтение Гейдельбергскому университету, где работают незаурядные естествоиспытатели: Р. Бунзен, Г. Кирхгоф, Г.
Гельмгольц, Э. Эрленмейер и др. Есть сведения, которые говорят о том, что впоследствии Д.
Менделеев имел в Гейдельберге встречу с Дж. Оборудование лаборатории Р. Бунзена не позволяло проводить такие «деликатные опыты, как капиллярные», и Д.
Менделеев формирует самостоятельную исследовательскую базу: провёл в арендуемую квартиру газ, приспособил отдельное помещение для синтеза и очистки веществ, другое - для наблюдений. В Бонне «знаменитый стеклянных дел маэстро» Г. Гесслер даёт ему уроки, сделав около 20 термометров и «неподражаемо хорошие приборы для определения удельного веса».
У известных парижских механиков Перро и Саллерона он заказывает специальные катетометры и микроскопы. Большое значение работы этого периода имеют для понимания методики масштабного теоретического обобщения, чему подчинены хорошо подготовленные и построенные тончайшие частные исследования, и что явится характерной чертой его универсума. Это теоретический опыт «молекулярной механики», исходными величинами которой предполагались масса, объём и сила взаимодействия частиц молекул.
Рабочие тетради учёного показывают, что он последовательно искал аналитическое выражение, демонстрирующее связь состава вещества с тремя этими параметрами. Предположение Д. Менделеева о функции поверхностного натяжения, связанной со структурой и составом вещества позволяет говорить о предвидении им «парахора», но данные середины XIX века не способны были стать основой для логического завершения этого исследования - Д.
Менделееву пришлось отказаться от теоретического обобщения. В настоящее время «молекулярная механика», основные положения которой пытался сформулировать Д. Менделеев, имеет лишь историческое значение, между тем, эти исследования учёного позволяют наблюдать актуальность его взглядов, соответствовавших передовым представлениям эпохи, и обретшим общее распространение только после Международного химического конгресса в Карлсруэ.
В Гейдельберге у Менделеева был роман с актрисой Агнессой Фойхтманн, которой он впоследствии посылал деньги на ребёнка, хотя в своём отцовстве уверен не был. Декабрь 1868 года - февраль 1869 года - по поручению Вольного экономического общества проводил обследование артельных сыроварен Тверской и других губерний. Принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский в Ярославской губернии, который ныне носит его имя.
Планировался как первый ректор этого университета, но в силу ряда семейных причин в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет он активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки. Ушкова впоследствии - имени Л.
Карпова; п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия.
Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». О посещении Д. Менделеевым института в дни защиты первых дипломных работ, в числе других воспоминал через 60 лет Иван Фёдорович Пономарёв 1882-1982.
Член многих академий наук и научных обществ. Один из основателей Русского физико-химического общества 1868 год - химического, и 1872 - физического и третий его президент с 1932 года преобразовано во Всесоюзное химическое общество, которое тогда же было названо его именем, ныне - Российское химическое общество имени Д.
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева
В год, когда родился Менделеев его отец ослеп и все хлопоты многодетной семье легли на плечи необразованной dia3. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой. Когда родился и умер Дмитрий Менделеев, памятные места и даты важных событий его жизни. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года. Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске и был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, занимавшего в то время должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В этот же день, но ровно 90 лет назад, в 1834 году родился великий русский учёный-энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев.
Please wait while your request is being verified...
еев родился 8 февраля 1834 г., будучи последним – 17-м по счету – ребенком. 8 февраля 2024 года — 190 лет со дня рождения одного из величайших ученых в истории, Дмитрия Ивановича Менделеева. 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. первой столице Сибирского края. С ней в браке у Менделеева родились: Любовь, Иван, близнецы Мария и Василий.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Менделеева в развитие судостроения и освоения Арктики его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и современное научно-исследовательское океанографическое судно. Ледокол конструкции Д. Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого. Работы в области промышленности Десятки значительных трудов Д. Менделеева посвящены изучению новых путей развития промышленности России. В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии Вагнера. В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством. И уже в ближайшем выпуске энциклопедии появилась его статья по оптической сахарометрии. Особый интерес он проявил к производству спирта.
В 1863 году Менделеев занимался конструированием приборов для определения концентрации спирта спиртомеров. А в течение 1864 года выполнил большое и тщательно подготовленное исследование удельных весов спирто-водных растворов во всем интервале концентраций при нескольких температурах. Эта экспериментальная работа стала основой докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой». Он вывел уравнение, связывающее плотность спирто-водных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. Результатом нескольких поездок на юг России с целью изучения нефтяных месторождений явилось предложение Д.
Менделеева о расширении районов промышленного освоения район Кубани, Закаспийский край и др. После поездки в США в 1877 г. Весной и летом 1880 г. Менделеев работал на Константиновском нефтеперегонном заводе близ Ярославля. Здесь он не только реализовал ряд своих технических усовершенствований, но и провел новые исследования нефти. Так, Д. Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти.
Много внимания уделял Д. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности.
Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы.
При выборе состава нитрующей смеси Д. Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности. Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии.
К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д.
Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет. Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России.
Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии. Менделеева по сельскому хозяйству.
Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг. В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития.
Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. В работах Д. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С. Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России.
Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей.
Муассаном , А. Ле Шателье , М. Бертло один из руководителей работ по производству пороха , и со специалистами по взрывчатым веществам А. Готье и Э. Сарро директор Центральной пороховой лаборатории Франции и другими. Фрейсинье за разрешением посетить заводы взрывчатых веществ — через два дня Э. Сарро дал Д.
Менделееву согласие на посещение своей лаборатории, где тот присутствовал при испытании пороха. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы установить его состав и свойства — этот порох был непреминим для крупноколиберной артиллерии. Менделеев тщательно продумал её устройство, подразумевавшее возможность вести исследования широкого класса взрывчатых веществ, паров и сжиженных газов. Лаборатория была открыта только летом 1891 года. Не дожидаясь того, Д. Менделеев начал опыты в университетской лаборатории. К этой работе он также привлёк хорошо знавших пороховое дело и известных работами в области органической химии азотистых соединений Н. Меншуткина, Н. Фёдорова, Л.
Шишкова, А. Шуляченко и других. Ванновскому , предлагая включить в работу организации, связанные с пороходелием, и химиков — специалистов по взрывчатым веществам — Л. Шишкова, Н. Фёдорова и Г. В ноябре в рабочих тетрадях учёного «Охтинский завод», «Сырьё», «Порох» появились сведения об испытаниях пороха, о различных видах его, и расчёты нитрационных смесей, а в декабре в унивеситетской лаборатории Д. Менделеевым была получена растворимая нитроклетчатка, тогда же он обратился с секретной запиской к П. Ванновскому «Об экономических условиях приготовления принятого для перевооружения армии бездымным порохом». С 1 по 14 января 1891 года он проводил опыты в поисках оптимального состава нитрующей смеси для получения гомогенного вещества, а 23 января — получил, наконец, нитроклетчатку, которая «растворяется, как сахар», и назвал её пироколодием.
Большое значение Д. Менделеев придавал промышленной и экономической стороне пороходелия. Ставя задачу использовать сырьё исключительно отечественного производства, он изучил возможности получения серной кислоты из местных колчеданов на заводе П. Ушакова в Елабуге и использования хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий. Производство пороха в незначительном объёме было налажено на заводе П. Осенью 1892 года были проведены испытания, в том числе и адмиралом С. Макаровым , пироколлодийного пороха, получившие высокую оценку военных специалистов. За полтора года под руководством Д. Менделеева разработана технология пироколлодия, ставшего основой бездымного отечественного пороха, своими характеристиками превосходящего иностранные.
Высокую оценку пироколодийному пороху дал адмирал С. Макаров, главный инспектор артиллерии морского флота — испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров. Менделеев уделял значительное внимание вопросам пороходелия вплоть до 1898 года. Бондюжинский завод оказался нерентабелным из-за своей удалённости от других пороховых производств, в том числе — от Охтинского, мало того, он не был засекречен. Преобразование Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге под новую технологию, предложенное Д. Менделеевым, вылилось в противостояние ведомственных интересов: комиссия Охтинского завода безосновательно отказывает технологии пироколлодия в оригинальности по отношению к пироксилсину, — С. Макаров памятной запиской отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, в котором в сложившейся ситуации учёный в 1895 году отказывается от должности консультанта. Он добивается снятия секретности — «Морской сборник» печатает его статьи общей рубрики «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 , особо концентрирующей внимание на химизме технологии, с приведением реакции формирования пироколлодия, — оценки объёма газов при его горении, анализа сырья.
Менделеев сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации». Влагая то, что могу в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу, по мере сил, мирному развитию своей страны и научному познанию вещей, слагающемуся из попыток отдельных лиц осветить узнанное. На тот час, как, впрочем, и всегда в России придавали мало значения отечественным изысканиям, и вместо развития их предпочитали и предпочитают покупать иностранные привилегии и патенты — право на «авторство» и производвтсво пороха Д. Менделеева нагло присвоил себе Бернаду, в ту пору военно-морской атташе США в Санкт-Петербурге, раздобывший рецептуру; и Россия, «по извечной своей традиции», в Первую мировую войну в огромном количестве покупала его, этот порох, в Америке, а изобретателем до сих пор указывается моряк Бернадоу. Об электролитической диссоциации Существует мнение, что Д. Менделеев «не принял» концепции электролитической диссоциации, что он якобы неправильно её истолковывал, или даже и вовсе не понимал… К развитию теории растворов Д. Менделеева продолжал проявлять интерес и в конце 1880-х — 1890-х годов. Эта тема приобрела особое значение и злободневность после оформления и начала успешного применения теории электролитической диссоциации С. Аррениус , В.
Оствальд , Я. Менделеев пристально наблюдал за развитием этой новой теории, однако воздерживался от какой-либо категорической её оценки. Менделеев обстоятельно рассматривает некоторые доводы, к которым обращаются сторонники теории электролитической диссоциации при доказательстве самого факта разложения солей на ионы, в том числе понижения температуры замерзания и других факторов, определяющихся свойствами растворов. Этим и другим вопросам, связанным с пониманием данной теории, посвящена его «Заметка о диссоциации растворённых веществ» [17]. Он говорит о возможности соединений растворителей с растворёнными веществами и влиянии их на свойства растворов. Не утверждая безаппеляционно, Д. Из этого следует, что Д. Менделеев не отрицал огульно саму теорию, а в большей степени указывал на потребность её развития и понимания с учётом последовательно разработанной теории взаимодействия растворителя и растворённого вещества. В конце 1880-х годов между сторонниками и противниками теории электролитической диссоциации развернулись интенсивные дискуссии.
Наибольшую остроту приобрела полемика в Англии, причём связана она была именно с работами Д. Данные по разбавленным растворам явились основой доводов сторонников теории, а противники обращались к результатам исследований растворов в широких областях концентраций. Наибольшее внимениее отводилось растворам серной кислоты, хорошо исследованным Д. И Менделеевым. Многие английские химики последовательно развивали точку зрения Д. Менделеева на присутствие в диаграммах «состав—свойство» важных точек. Сведения эти использовали в критике теории электролитической диссоциации Х. Кромптон, Э. Пиккеринг, Г.
Армстронг и другие учёные. Их указание на точку зрения Д. Менделеева и данные о растворах серной кислоты в виде основных аргументов своей правоты расценивалось многими учёными, в том числе и немецкими, как противопоставление «гидратной теории Менделеева» теории электролитмческой диссоциации. Это привело к предвзятому и остро критическому восприятию позиций Д. Менделеева, например, тем же В. Тогда как данные эти относятся к очень сложным случаям равновесий в растворах, когда, помимо диссоциации, молекулы серной кислоты и воды образуют сложные полимерные ионы. В концентрированных растворах серной кислоты наблюдается параллельное протекание процессов электролитической диссоциации и ассоциации молекул. Отрицать справедливость теории электролитической диссоциации не даёт основания даже выявляемое благодаря элктропроводности по скачкам линии «состав—электропроводность» присутствие разнообразных гидратов в системе H2O — H2CO4. Требуется осознание факта одновременного протекания ассоциации молекул и диссоциации ионов.
В своём труде «К познанию России» он скажет: «В моей жизни мне пришлось принимать участие в судьбе трёх... Из Уральской экспедиция учёный привёз бесценный материал, использованный им в дальнейшем в трудах «Учение о промышленности» и «К познанию России». Менделеев выступал горячим сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах «Письма о заводах», «Толковый тариф…» Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. Учёный отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья , пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья. Этот порядок, по его мнению, «имущему отдаёт весь перевес над неимущим». Будущее русской промышленности Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Конкретно он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой — фабрично-заводскую на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда.
Фабрика или завод при каждой общине — «вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным». Богатство и капитал Менделеев считал функцией труда. Состояние без труда может быть нравственно, если только получено по наследству. Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Выступая против паразитического спекулятивного капитала, Менделеев считал, что его можно избежать в условиях общины, артели и кооперации. К познанию России В 1906 году Д. Менделеев, будучи свидетелем первой русской революции, и чутко реагируя на происходящее, видя приближение больших перемен, пишет свой последний крупный труд «К познанию России». Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения; в своих выводах учёный опирается на скрупулёзный анализ результатов переписи населения. Менделеев обрабатывает статистические таблицы со свойственной ему тщательностью и мастерством исследователя, совершенно владеющего математическим аппаратом и методами расчёта.
Достаточно важным компонентом явилось присутствующее в книге вычисление двух центров России — поверхности и населения. Для России уяснение территориального центра государства — важнейшего геополитического параметра, сделано впервые именно Д. Учёный приобщил к изданию карту новой проекции, в которой нашли отражение идея единого промышленного и культурного развития европейской и азиатской частей страны, что должно было служить сближению двух центров. Три службы родине В приватном письме С. Витте, оставшемся неотправленным. Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, называет «три службы Родине» [1] : Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности...
Эти направления в многогранном творчестве учёного между собой связаны теснейшим образом.
Менделеев читает курсы теоретической и органической химии. Статьи о газовом топливе и о металлургии. Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию и производит ряд выдающихся исследований по физической химии изучение сил сцепления, расширения жидкостей и др. Открытие температуры абсолютного кипения. Чтение в университете лекций по органической химии. Менделеев составляет для студентов обширный курс «Органическая химия», удостоенный Демидовской премии. Преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно- инженерной академии.
Работы по вопросам заводской, промышленной России.
Балласт отсырел и ученый выкидывал мокрый песок руками. Вскоре шар скрылся за облаками, наступило затмение и все резко помрачнело. Через несколько часов обеспокоенной жене учёного пришла телеграмма: "Шар видели - Менделеева нет". Между тем, полет прошел успешно, Дмитрий Иванович, поднявшись на высоту трех километров наблюдал полную фазу затмения. Правда, во время спуска запуталась веревка, идущая от газового клапана, но Менделеев забрался на борт корзины и, вися над пропастью, распутал её. Шар приземлился в Калязинском уезде Тверской губернии, и крестьяне проводили Дмитрия Ивановича к ближайшему поместью. Иностранные ученые выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах соотечественники — никогда. Премия подразумевала, что давность научного открытия не должна быть больше 30 лет. Но фундаментальное знание периодического закона получило подтверждение только в начале XX века, с открытием инертных газов.
В 1905 учёный оказался в "малом списке", но премию получил Адольф Байер. В 1906 году Нобелевский комитет присудил Дмитрию Ивановичу премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, а лауреатом стал французский учёный А. Муассан — за открытие фтора. В 1907 году было предложено поделить премию между итальянцем Канниццаро и Менделеевым. Но в феврале учёный скончался. В начале XX века, Менделеев, отмечая, что население Российской Империи удвоилось за сорок лет, пришел к выводу, что к 2050 году при таком же темпе роста оно достигнет 800 миллионов. Однако история внесла свои коррективы - войны, революции и их последствия не дали населению вырасти до таких цифр. Однако показатели в регионах, по тем или иным причинам меньше затронутых этими факторами, подтверждают справедливость его прогнозов. На один из юбилеев Дмитрию Ивановичу подарили драгоценный подарок - весы, изготовленные из чистого алюминия. В то время электрохимический способ получения этого дешевого материала был неизвестен, хотя в своих работах Менделеев указывал на возможность этой технологии.
В 1895 году Менделеев ослеп, но продолжал руководить Палатой мер и весов. Деловые бумаги и документы ему зачитывали вслух, распоряжения и письма он диктовал секретарям, а дома занимался своими любимыми делами - вслепую что-то клеил и мастерил. Оказалось, что у ученого развилась катаракта. Профессору Костеничу потребовалось всего две операции, чтобы удалить ее, и зрение к Дмитрию Ивановичу вскоре вернулось.
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
Верхние Аремзяны вблизи г. Тобольска скульптор Н. Распопов, 2004 г. Менделеев был ученым-энциклопедистом. Все, кто его знал, отмечают многогранность его натуры, многоплановость его деятельности, которая выходила далеко за рамки чистой науки.
Чугаев 1873—1922 , выдающийся русский химик, писал: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др. С одной стороны, разносторонность научных интересов, а с другой — глубокое проникновение в любую область исследования. Ученик Менделеева Г. Густавсон 1842—1908 в докладе, прочитанном в декабре 1907 г.
Менделеев работал страстно, вдохновенно, не щадя себя, ибо работа, по его словам, приносила ему «радость и полноту жизни». Он сосредотачивал свои знания и волю на чем-то одном и упорно шел к цели. Образец такого подхода он проиллюстрировал еще в 1861 г. С таким же увлечением он взялся за разработку бездымного пироколлодийного пороха и взрывчатых веществ.
Работал с утра и до вечера, изучая процесс нитрования клетчатки а это органическая химия, которой он активно не занимался около 30 лет! С задачей Менделеев справился быстро и блестяще: уже через год в 1892 г. Младенцев 1872—1941 , один из ближайших помощников Дмитрия Ивановича, работавший вначале лаборантом, а затем — секретарем Главной палаты мер и весов, свидетельствует, что интерес к делу заставлял Менделеева работать круглосуточно, забывая о сне; порой он засыпал с пером в руке. Менделеева часто называли гением, но он этого не любил и, как правило, сердился: «Ну какой же я гений?
Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Он любил и уважал физический труд. В первое время, когда ученый приобрел имение в Боблово Клинский уезд в 1865 г. Менделеева дачей, он сам занимался сельскохозяйственными работами.
Привычка трудиться с полной самоотдачей, неутолимая жажда знаний, любовь к науке проявились у него еще в студенческие годы. Был даже случай, когда Менделеев, прикованный к лазаретной койке, готовился к экзамену. Он мог сдавать этот экзамен и осенью, но предпочел и в болезненном состоянии своевременно сдать его — и сдал блестяще. Мы знаем, что Менделеев был человеком эрудированным, разносторонним, знатоком самых различных областей знаний.
На своих лекциях по неорганической химии, которые всегда собирали полную аудиторию, он часто углублялся в область физики, механики, астрономии, астрофизики, геологии, агрономии, физиологии, техники, истории химии... Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы, отмечая, что «эти отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение». Но он видит и обратную связь: «В настоящее время уже вполне поняли всё значение естественных наук как твердой опоры философских воззрений, как средства для улучшения внешнего быта, без чего не может развиваться образованность». А вот что пишет Менделеев применительно к конкретной науке, с которой была связана вся его жизнь: «Химия уже своим учением о самостоятельности химических элементов, очевидно, занимает серединное положение, оправдывающее тот интерес, который она представляет для философской мысли».
Склонность Менделеева к философскому осмыслению обсуждаемых вопросов прослеживается из следующих слов: «Без определенного философского воззрения на науку… весьма трудно или даже невозможно составить... В учебнике... Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащихся к обобщениям... Чугаев тоже подметил эту черту педагогического творчества Менделеева: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии.
Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений». Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения». Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление. А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии».
Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи». Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д. Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей.
Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам. Менделеев же только осуществлял общее руководство. Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать. Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы.
В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры. Портреты Менделеева писали И. Репин, М. Врубель, И.
Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого. Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини. Портрет Д.
Менделеева Обращал внимание на себя и его голос. Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная. Речь Менделеева не была гладкой, легкой.
Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных. Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы. По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором.
М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г.
Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России». Так оно и случилось.
Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона. Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г.
Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России. Капустина-Губкина 1855—1922 — племянница Менделеева. В Менделееве сочеталось два заметных начала — доброта и крутой нрав. Вспыльчивость, вспышки возбуждения, граничащего с гневом, признавались всеми, кто его знал.
Однако Дмитрий Иванович был отходчивым: покричит-покричит без зла! У Менделеева было на этот счет оправдание: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев не умел ругаться, все держал в себе и скоро помер». Но есть один нюанс, на который обратил внимание его сын Иван: «Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово.
Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью — и это действовало сильнее уговоров и приказаний».
Им был намечен высокоширотный «промышленный» морской путь, проходящий вблизи Северного полюса. В ознаменование большого вклада Д. Менделеева в развитие судостроения и освоения Арктики его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и современное научно-исследовательское океанографическое судно. Ледокол конструкции Д.
Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого. Работы в области промышленности Десятки значительных трудов Д. Менделеева посвящены изучению новых путей развития промышленности России. В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии Вагнера. В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством.
И уже в ближайшем выпуске энциклопедии появилась его статья по оптической сахарометрии. Особый интерес он проявил к производству спирта. В 1863 году Менделеев занимался конструированием приборов для определения концентрации спирта спиртомеров. А в течение 1864 года выполнил большое и тщательно подготовленное исследование удельных весов спирто-водных растворов во всем интервале концентраций при нескольких температурах. Эта экспериментальная работа стала основой докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой».
Он вывел уравнение, связывающее плотность спирто-водных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. Результатом нескольких поездок на юг России с целью изучения нефтяных месторождений явилось предложение Д.
Менделеева о расширении районов промышленного освоения район Кубани, Закаспийский край и др. После поездки в США в 1877 г. Весной и летом 1880 г. Менделеев работал на Константиновском нефтеперегонном заводе близ Ярославля. Здесь он не только реализовал ряд своих технических усовершенствований, но и провел новые исследования нефти.
Так, Д. Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Много внимания уделял Д. Менделеев экономике нефтяной промышленности.
В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г.
Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей.
Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы. При выборе состава нитрующей смеси Д.
Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности.
Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д.
Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д.
Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет.
Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы.
Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии.
Менделеева по сельскому хозяйству. Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг.
В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство.
В работах Д. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С.
Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России.
Укреплённый городок изначально рассматривался как передовой форпост для покорения Сибири. Но важная задача требует, помимо прочего, солидного статуса.
Поэтому уже через три года крепость получила гордое наименование полноправного города первого в Сибири! Так возник город Тобольск. Новый город стал оплотом русских землепроходцев — лихих молодцев, которые за считанные десятилетия прошли всю Сибирь вдоль и поперёк. И генеральный штаб всей этой многолетней землепроходческой эпопеи находился именно в Тобольске.
Карта из «Чертёжной книги Сибири» С. Wikimedia Commons Лидерские позиции Тобольска были ещё раз подтверждены Петром I в 1708 году, когда Тобольск стал административным центром самой большой в России губернии — Сибирской она включала в себя территорию от Урала до Камчатки. Через город проходил российский аналог Великого шёлкового пути — Сибирский тракт. По Сибирскому тракту шли товары не только из Восточной Сибири, но и из Китая.
А следовательно, Тобольск быстро богател и своей архитектурой уже не уступал многим более древним городам. Но в 19-м веке ситуация изменилась. Трасса Сибирского тракта была перенесена южнее Тобольска. Там же, южнее, строились и железные дороги.
Причина — изменение характера освоения Сибири. Основные массы населения, а вместе с ними и пульс экономической жизни передвинулись на юг, в лесостепь. Тобольск вступил в полосу относительного застоя… Детство в эпоху депрессии И вот как раз в этой обстановке относительной экономической депрессии в 1834 году в Тобольске произошло вполне заурядное событие: в семье директора Тобольской гимназии Ивана Менделеева родился сын. Мальчика назвали Дмитрием.
Будущий учёный был последним, семнадцатым ребёнком в семье из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве. В 1841 году мальчик поступил в Тобольскую гимназию. Отец его к тому времени в гимназии уже не работал в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию , так что никаких поблажек новый ученик не получал. Вид на Тобольск.
Фото С.
В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил Тобольскую классическую гимназию, директором которой был поэт и писатель Пётр Павлович Ершов. В 1850—1855 годах Дмитрий Иванович обучался в Главном педагогическом институте и закончил его с отличием в звании старшего учителя. Во время учёбы опубликовал статью «Об изоморфизме». В 1856 году Менделеев защитил диссертацию на тему «Об удельных объёмах». Став приват-доцентом Петербургского университета, с 1857 года читал курс органической химии. В 1867 году Дмитрий Иванович был назначен заведующим кафедрой химии Петербургского университета.
В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, учёный ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. В 1871—1875 годах Менделеев занимался исследованием упругости и расширения газов. В 1875 году он разработал проект стратостата, а в 1887 году совершил подъём на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоёв атмосферы. В 1876 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, но из-за тяжёлого характера членом Академии так и не стал.
Менделеев Дмитрий Иванович
В год, когда родился Менделеев его отец ослеп и все хлопоты многодетной семье легли на плечи необразованной dia3. Менделеев родился в Сибири и был в семье самым младшим из четырнадцати детей. В 1887 году Менделеев совершил рискованный полет на воздушном шаре для наблюдений за солнечным затмением. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. Дмитрий Иванович родился в семье директора Тобольской гимназии Ив. 27 января (8 февраля) - в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился сын Дмитрий 1841 - Поступление в гимназию 1847 - Смерть отца Менделеева 1849 - Окончание гимназии 1850-1855 - Обучение в Петербургском Главном. Умер Д. И. Менделеев 20 января (2 февраля) 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких в возрасте 72 лет.
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева | Дмитрий Менделеев, его таблица, водка и нефтепереработка. День рождения самого известного в мире русского химика. 8 февраля исполнилось 189 лет со дня рождения (а 2 февраля — 116 лет со дня смерти) Дмитрия Менделеева. |
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907) | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Отец учёного, Иван Павлович Менделеев родился в 1783 и умер в 1847 году. |
Почему Дмитрий Менделеев признал японскую внучку | Дмитрий Иванович, родился 27 января (8 февраля) 1834 в Тобольске семье Менделеева Ивана Павловича, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Менделеевой Марии Дмитриевны (Корнильевой). |
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА | «В первой половине января 1907 года Менделеев принимал в Палате мер и весов нового министра торговли и промышленности Философова. |
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева | Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
27 января (8 февраля) - в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился сын Дмитрий 1841 - Поступление в гимназию 1847 - Смерть отца Менделеева 1849 - Окончание гимназии 1850-1855 - Обучение в Петербургском Главном. 2 февраля 1907 года умер легендарный русский ученый Дмитрий Менделеев. Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Менделеев родился в семье директора, отвечающего за местные гимназию и училища Тобольского округа.