Главные новости о персоне Александр Македонский на Будьте в курсе последних новостей.
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке. В связи с этим мы решили побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Великий полководец Александр Македонский: место рождения, годы правления, кто отец военачальника, чем известен царь мира и что сделал.
Город за науку
- Великий Александр Македонский и 10 особенных фактов о нем
- 8 малоизвестных и спорных фактов об Александре Македонском, который покорил полмира
- Александр Македонский - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
Александр Македонский: каким он был на самом деле
Квинт Курций писал: «Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства. Нигде больше нет такого жаркого климата, как в Месопотамии; многих животных, застигнутых на голой почве, солнце там убивает. Когда друзья смогли наконец отдаться заботам о бездыханном теле и вошли в зал, не заметили никаких признаков тления, ни даже бледности смерти; с лица его не сошла и та живость, которая поддерживается дыханием. Так что египтяне и халдеи, которым было приказано приготовить тело по обычаю, сначала не решались тронуть его руками, думая, что оно дышит; затем, помолившись, они очистили тело, наполнили благовониями и положили на золотое ложе, украсив его знаками его сана». Тело Александра по распоряжению полководца Птолемея, впоследствии первого эллинистического царя Египта, было доставлено в Мемфис, а оттуда было перевезено в Александрию, столицу Египта времен эллинизма.
Спустя 300 лет первый римский император Август, согласно римским историкам, неловко коснулся мумии великого завоевателя и повредил у нее нос. Последнее упоминание о гробнице Александра в анналах истории относится к 210 —м гг. С тех пор о прахе царя ничего неизвестно.
Мечеть Наби Даниэль, Александрия В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниэль пророка Даниила в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги.
Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию. Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниэль спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города.
Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено». В 1879 г. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну. Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Наби Даниэль в старой части Александрии.
Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость. Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна. Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать. Оазис Сива Египетский Верховный Совет официально признал более ста сорока попыток найти гробницу Александра, в том числе и внутри мечети Наби Даниэль в Александрии. В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Сантария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр».
А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости. Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба! Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове.
Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове». Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его. Возвратившись домой, Александр позвал к себе своего цирюльника и потребовал объяснений, а тот чистосердечно рассказал царю, как было дело. Царь, удовлетворенный чистосердечным признанием цирюльника, сказал ему: «Нет тайны, которая не сделалась бы явною… Иди, — ты свободен» 20. Очень не трудно заметить, что приведенная легенда весьма близко напоминает древний классический миф о Фригийском царе Мидасе, записанный Овидеем 21. По этому мифу, царь Мидас сначала выпросил себе у бога Вакха силу обращать в золото все, к чему он, Мидас, прикоснется рукой. Но даже пища и питье, до которых касался царь Мидас, превращались в золото и золотую жидкость, — царь голодал. Тогда он раскаялся в своем безумном желании, очистился от греха в реке Пактоле, возненавидел богатство и стал жить просто и умеренно.
Часто после того царь бродил по лесам и лугам и стал ревностным чтителем бога лесов и полей, Пана. Но так как и прежде Мидас не далек был разумом, то и еще раз, благодаря своему неразумию, получил от бога неприятный подарок, с которым не разлучался уже до самой смерти. Однажды бог Пан, разыгрывавший перед нимфами своими веселые песни, дерзнул состязаться в музыке с Аполлоном. Тмол, бог горы, избранный обоими соперниками судей, сел на своем почетном месте, и вокруг него собрались нимфы и другие божества той местности, а так же и царь Мидас. Начал бог Пан играть на своей флейте, и Мидас с наслаждением внимал его варварским звукам. Потом выступил соперник Пана, бог Аполлон, увенчанный парнасским лавром. В левой руке держал он блиставшую слоновой костью и драгоценными камнями четырехструнную кифару, а в правой — плектрон 22. Искусною рукою так дивно забряцал Аполлон по струнам своей кифары, что Тмол, очарованный сладкими ее звуками, не задумался провозгласить за ним победу, и все слушатели и слушательницы согласились с этим приговором. Один Мидас не одобрил судью и назвал его несправедливым.
Разгневался бог Аполлон на неразумное слово царя и не хотел он допустить, чтобы глупые уши Мидаса имели вид ушей человека. Поэтому, Аполлон вытянул уши Мидаса, покрыл их серой шерстью, дал им гибкость и удобоподвижность, — и навсегда на человеческом теле Мидаса остались ослиные уши. Устыдился царь Мидас нового своего украшения и бережно прикрыл свои длинные уши пурпурною чалмою. Лишь от одного слуги своего, стригшего ему волосы и бороду, не мог он скрыть своего уродства; но и этому слуге строго запретил царь разглашать тайну. Однако болтливый брадобрей не мог сохранить эту тяжелую тайну и, не осмеливаясь сообщить ее людям, удалился он к соседней реке, выкопал в земле ямку, шепнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», и снова бережно закрыл ямку. Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши». Так и люди узнали про тайну цареву. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А.
Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26. Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27. Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28. Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, то есть божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана. Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их.
Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.
Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать. Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков. В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников. В 330 году были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра. Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра Македонского вторглось в Среднюю Азию Бактрию и Согдиану , местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 году. Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане.
Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал в частности, падание ниц перед царем натолкнулась на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит. После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа 326. Индийцы были повержены. Преследуя их, войско Македонского спустилось вниз по Инду к Индийскому океану 325. Долина Инда была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.
Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
13.06.323 до Р. Х., Вавилон), Александр III из династии Аргеадов, царь Македонии (336-323 до Р. Х.), царь Египта (с 332 до Р. Х.), «царь Востока». Исследователи из греческого университета Аристотеля выяснили, что Александра Македонского погубило пристрастие к тяжелой пище и алкоголю. Но история об этом умалчивает, а сообщает нам, что вернувшись и основав Новую столицу, Александр вдруг, совершенно внезапно, умирает.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
Позже, когда он сжег Фивы, дал команду не трогать дом этого великого поэта. Военной подготовкой с Александром, занимался его отец. Филипп дал шанс Александру организовать свою первую кампанию против фракийцев, которых он победил и наполненный гордостью, основал на их земле свою первую военную колонию, названную в честь себя Александруполис. Восемнадцатилетний Александр справился со своей задачей блестяще. Тогда отец отправил его в качестве посла в Афины, при этом передав прах афинян, погибших в битве. Это был первый и последний раз, когда Александр посетил Афины. Военные победы приносили большое удовлетворение как юноше, так и его отцу. Но не всё так гладко складывалось в их семье, Александр глубоко переживал расставание родителей. Филипп полюбил другую женщину и привёл её жить во дворец. Матери Александра ничего не оставалось делать, как возвратиться на родину, в Эпир.
Александру было всего 20 лет, когда был убит его отец, в возрасте 46 лет. Незадолго до своей смерти, Филипп завоевал всю Грецию, объединив отдельные греческие города-государства и планировал направить войска для завоевания Персии. Молодой царь Александр должен был быстро принять решение, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность внутри государства, так как противники, узнавшие о смерти его отца, уже начали подготавливать восстание. Греческие города также сочли удобным случаем, чтобы скинуть македонское господство. Александр не колебался ни минуты, он начал действовать с молниеносной скоростью во всех направлениях. После того, как внутри государства и на северных рубежах Македонии было завершено подчинение Греции разгромом восставших Фив Александр стал готовить поход на Персию.
Имя Александра Великого, македонского правителя, известно, наверное, всем без исключения. Этот амбициозный молодой человек в своё время завоевал полмира. В родной Македонии Александру воздвигли памятник, а в Азии его величают не иначе как кровавым завоевателем. Эта историческая фигура окружена бесконечным романтическим ореолом и совсем не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. Не всегда можно отделить факты от вымысла в рассказах об Александре, передающихся из уст в уста на протяжении веков. Восемь важных спорных фактов из жизни великого царя далее в обзоре. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами. Александр Македонский. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Мало что известно о трёхлетней опеке Александра, своим мудрым учителем, но, по-видимому, разумные мирские подходы Аристотеля укоренились в сердце мальчика. Существует легенда о том, как ещё будучи греческим принцем, Александр разыскал знаменитого аскета Диогена Циника. Этот философ отвергал все социальные тонкости и спал в большом глиняном сосуде. Будущий царь подошёл к мыслителю на общественной площади и спросил, может ли он в своём огромном богатстве что-нибудь для него сделать. Александр был настолько очарован отказом Диогена, что заявил: «Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном». Александр и Диоген. Годы спустя, в Индии, Александр приостановил свои военные завоевания, чтобы провести длительные дискуссии с гимнософистами, «голыми философами» индуистской или джайнской религий, которые избегали человеческого тщеславия, с коим связывали и ношение одежды. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения. Александр был гениальным военным тактиком и стратегом. Военная тактика и стратегия Александра Великого до сих пор являются предметом изучения в военных академиях. С момента своей первой победы в возрасте восемнадцати лет Александр заработал репутацию лидера у своих людей. Македонский умел провести битву с невероятно впечатляющей скоростью. Его люди со сравнительно небольшими силами быстро достигали позиций врага и ломали их оборону прежде, чем те могли что-либо понять и подготовиться.
Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском. Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17. В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему. По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости. Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба! Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове. Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове». Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его. Возвратившись домой, Александр позвал к себе своего цирюльника и потребовал объяснений, а тот чистосердечно рассказал царю, как было дело.
Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Такова была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить покорённых владык в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. На берегах реки Ганг македонское войско отказалось далее следовать за царём по причине усталости от длительного похода и бесконечных сражений. Непосредственным же поводом явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру не оставалось ничего другого, как повернуть армию на юг. При отступлении в Персию он планировал захватить и другие земли. Примерно с ноября 326 до н. В одном из сражений за город маллов январь 325 до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь см. Штурм города маллов. Раздражённый противодействием и мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности. Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг Индийского океана. Летом 325 до н. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль океанского побережья. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее сражений— в дороге от зноя и жажды погибло множество македонцев. В феврале 324 до н. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход. В следующий раз европейцы сделали попытку завоевать Индию только через две тысячи лет. Александр организовал поход против арабов но через 5 дней до начала похода Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках. По современным представлениям Александр умер от малярии.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти
Исследователи из греческого университета Аристотеля выяснили, что Александра Македонского погубило пристрастие к тяжелой пище и алкоголю. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. Философ Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Аристотель привил ему любовь к гомеровской «Илиаде», истории троянских воинов.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
RT составил небольшой тренинг личностного роста по сюжету сражения. Неоценимую помощь в этом оказал доктор исторических наук, главный редактор военно-исторического журнала Parabellum novum Александр Нефедкин. Использовать все козыри На вооружении армии Дария стояли боевые слоны. Это отмечено в источниках, но что они делали в бою — неизвестно, летописцы об этом молчат. Завеса тайны со слонов падает только после боя: македонцы отловили их в персидском обозе. Слоны — животные не только полезные, как говорил персонаж романа Булгакова, но и страшные. Весит индийский слон 3-4 тонны, в битве легко впадает в ярость, и что с ним делать без огнестрельного оружия или хотя бы опыта противослоновой борьбы совершенно не ясно.
У македонцев такого опыта не было. Вероятно, слоны до битвы просто не дошли. Дарий оставил их в обозе, чтобы они не пугали лошадей. Этим объясняется и молчание летописцев. А ведь слоны могли если и не переломить ход сражения, то, по крайней мере, сделать итоговый счет потерь не таким разгромным для персов. С угрозой не обязательно сталкиваться лицом к лицу.
Её можно пропустить мимо Бой начался с атаки серпоносных колесниц Дария. Серпоносные колесницы любят режиссеры исторических фильмов и разработчики компьютерных игр. Выглядят они впечатляюще: запряженная четвёркой лошадей двухколесная повозка, на осях которой крепились скребницы, обращенные острыми зубьями к противнику. А на краях скребниц крепили еще и серпы.
И даже Аристотель не совсем поддерживал его в этом вопросе. Стоит также добавить, что, к сожалению, ни он из детей Александра не смог дожить до своего совершеннолетия — их убили как потенциальных претендентов на власть.
Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти Умер Александр в 323 году до н. Он вернулся из своего индийского похода и остановился в Вавилоне, и именно в этом городе его настигла смерть. Известно, что перед тем, как умереть, Македонский болел две недели. Некоторые исследователи данной темы приходят к выводу, что Александр умер от какого-то инфекционного заболевания малярии, брюшного тифа, печёночной недостаточности и т. Однако тот факт, что больше никто из тех, с кем он трапезничал в последние дни, не заболел, делает версию об инфекционном заболевании менее правдоподобной. Имеются и иные версии.
Например, версия об отравлении императора его ближайшим соратником Антипатром. Есть и подходящий мотив: Александр хотел лишить Антипатра должности наместника Македонии. Картина художника Карла фон Пилоти «Смерть Александра Македонского» 1886 год Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом Авторитетный английский археолог Уоллис Бадж сделал предположение, что останки Александра сначала были погружены в мёд для приостановки дальнейшего распада. И лишь позднее труп был забальзамирован в соответствии с тогдашними традициями. Но на этом «приключения» останков Александра не закончились. В какой-то момент их отправили из Вавилона в Македонию.
По дороге их перехватил Птолемей I, бывший генерал Александра. Он решил перевезти столь ценный груз в Египет. Птолемей считал, что раз у него есть тело Александра, он и есть законный правитель империи… Скульптура Птомелея I — человека, значительно повлившего на судьбу останков Александра Мумия Александра не сохранилась до наших дней Позднее могилу Александра, находящуюся в египетской Александрии, посещали римские правители Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан историки пишут о том, что Октавиан, неловко прикоснувшись к мумии Александра, отколол от неё нос и Каракалла. Позднее могила была разграблена, а сведения о её точном местонахождении были утрачены.
Начал бог Пан играть на своей флейте, и Мидас с наслаждением внимал его варварским звукам. Потом выступил соперник Пана, бог Аполлон, увенчанный парнасским лавром. В левой руке держал он блиставшую слоновой костью и драгоценными камнями четырехструнную кифару, а в правой — плектрон 22. Искусною рукою так дивно забряцал Аполлон по струнам своей кифары, что Тмол, очарованный сладкими ее звуками, не задумался провозгласить за ним победу, и все слушатели и слушательницы согласились с этим приговором. Один Мидас не одобрил судью и назвал его несправедливым. Разгневался бог Аполлон на неразумное слово царя и не хотел он допустить, чтобы глупые уши Мидаса имели вид ушей человека. Поэтому, Аполлон вытянул уши Мидаса, покрыл их серой шерстью, дал им гибкость и удобоподвижность, — и навсегда на человеческом теле Мидаса остались ослиные уши. Устыдился царь Мидас нового своего украшения и бережно прикрыл свои длинные уши пурпурною чалмою. Лишь от одного слуги своего, стригшего ему волосы и бороду, не мог он скрыть своего уродства; но и этому слуге строго запретил царь разглашать тайну. Однако болтливый брадобрей не мог сохранить эту тяжелую тайну и, не осмеливаясь сообщить ее людям, удалился он к соседней реке, выкопал в земле ямку, шепнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», и снова бережно закрыл ямку. Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши». Так и люди узнали про тайну цареву. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А. Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26. Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27. Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28. Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, то есть божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана. Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их. Из Фив, как главного центра, культ Амона распространился на запад, в оазисы Ливийской пустыни, и в одном из них, известном под именем Сива, во время царя Тараки 692—664 г. Из описаний этого оазиса 29 видно, что в храме Амона божество объявляло свою волю не словами, а знаками, которые разъясняли жрецы. На найденных изображениях на стенах Карнакскаго храма, Амон представляется рогатым 30. К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу. С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном. Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла. Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса. Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести?
Проявив великую доблесть и мужество, он разгромил войска персидских сатрапов Малой Азии. После этой победы он принял капитуляцию персидской провинции и Сардинскую казну. Македонская армия Александра столкнулась с персидскими войсками под командованием самого царя Дария III на горном перевале в Иссе на северо-западе Сирии в 333 году до н. Несмотря на то, что армия Дария значительно превосходила армию Александра, сражение, известное как битва при Иссе, завершилось большой победой Александра. После битвы Александр захватил в плен жену Дария — Статиру I, его дочерей — Статиру II и Дрипетис, а также его мать — Сизигамбис, но относился ко всем захваченным женщинам очень уважительно. Александр вступил в Египет в начале 331 года до нашей эры. Он осадил Газу по пути в Египет и очень легко завоевал Египет. В Египте он основал Александрию-за-Египтом, город, задуманный как центр греческой культуры и торговли. Александр и его армия вошли в Индию в 327 году до н. К этому времени он стал очень амбициозным и желал завоевать весь мир, который, как думали греки, заканчивался в северо-западной Индии. Величайшей из битв Александра в Индии была битва на реке Гидасп против короля Поруса из королевства Пауравов на берегах реки Гидасп в Пенджабе в 326 году. Македонцы одержали победу и аннексировали Пенджаб. Он хотел продвинуться дальше в Индии и направиться на восток к Гангу, где находилась империя Нанда Магадха. Однако его армия была истощена годами боев и отказалась идти дальше. В ответ на мольбы своего генерала Коэна, Александр решил вернуться домой.
Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
Денис Передельский iStock Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. Об открытии рассказывает Greek Reporter. Греческие ученые начали свое исследование еще в 1995 году. Его результаты не совпадают с данными других исследователей. Чуть ранее были выдвинуты предположения, что Александр Македонский умер от малярии или пневмонии. Доктор Герасимидис и его команда сосредоточились на изучении симптомов, описанных в исторических источниках, которые проявились у великого завоевателя в последние дни его жизни. Они пришли к выводу, что Александр умер от острого панкреонекроза - заболевания поджелудочной железы, вызванного осложнением острого панкреатита. Такая болезнь может стать следствием обильного питания и употребления вина.
Перед штурмом Фив Александр неоднократно предлагает мирные переговоры и получает отказ. Штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство см. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Теперь политическая обстановка позволила Александру осуществить давний замысел его отца Филиппа и вообще многих греков о всеэллинском завоевательном походе против Персидской империи, находившейся в то время в ослабленном положении из-за чехарды царей и бунтов сатрапов. На данном этапе военные экспедиции Александра облекались в форму усмирения противников Коринфского союза и панэллинской идеи отмщения варварам. Все свои завоевательные действия Александр в «македонский» период обосновывает неразрывной связью с целями всегреческого союза. Ведь формально именно Коринфским конгрессом был санкционирован главенствующий в Элладе статус Александра. Завоевания и смерть[ ] Александр очень желал завоевания и он их получил в 334—332 гг. В 331—330 гг. Александр свершил поход в Среднюю Азию где завоевал много земель однако сдерживал натиск Согдиана и Бактрия. После этого путь великого завоевателя лежал далее на восток, в сказочную Индию. Весной 326 до н. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Абхи из Таксила греки называли царя «человеком из Таксилы», то есть Таксилом в районе нынешнего Исламабада Пакистан. Основные боевые действия македонских войск разворачивались в районе Пенджаба, «пятиречья»— плодородной области в бассейне пяти восточных притоков Инда. Таксил присягнул на верность Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Такова была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить покорённых владык в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. На берегах реки Ганг македонское войско отказалось далее следовать за царём по причине усталости от длительного похода и бесконечных сражений. Непосредственным же поводом явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру не оставалось ничего другого, как повернуть армию на юг.
Весит индийский слон 3-4 тонны, в битве легко впадает в ярость, и что с ним делать без огнестрельного оружия или хотя бы опыта противослоновой борьбы совершенно не ясно. У македонцев такого опыта не было. Вероятно, слоны до битвы просто не дошли. Дарий оставил их в обозе, чтобы они не пугали лошадей. Этим объясняется и молчание летописцев. А ведь слоны могли если и не переломить ход сражения, то, по крайней мере, сделать итоговый счет потерь не таким разгромным для персов. С угрозой не обязательно сталкиваться лицом к лицу. Её можно пропустить мимо Бой начался с атаки серпоносных колесниц Дария. Серпоносные колесницы любят режиссеры исторических фильмов и разработчики компьютерных игр. Выглядят они впечатляюще: запряженная четвёркой лошадей двухколесная повозка, на осях которой крепились скребницы, обращенные острыми зубьями к противнику. А на краях скребниц крепили еще и серпы. При удачной атаке эта конструкция могла рубить в строю врага полноценные просеки. Да и просто встретить в лоб несущуюся со скоростью 30-40 километров в час колесницу — удовольствие ниже среднего. Поэтому во время атаки колесниц на правый фланг армии Македонского знаменитая македонская фаланга попросту расступились и пропустила страшное оружие мимо себя. Вероятно, тяжеловооружённые воины не бегали от колесниц по всему полю, а просто заступали друг за друга и тем самым в секунды, сделав всего пару шагов, сокращали линейное построение в два раза. А после растерянных возниц перебили боковой атакой или метательным оружием. На пути к цели не стоит отвлекаться Лошади — существа живые, и им на войне тоже бывает страшно.
Естественно, это нашло отражение в источниках. Известно, что в 48 году до н. Согласно «Жизни двенадцати цезарей» Светония, захвативший Александрию Октавиан Август также выказал уважение великому завоевателю: «в знак преклонения возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами». Дион Кассий даже уверял, будто Октавиан неловким движением отломил у мумии Александра нос, правда, этот автор издавна имеет несколько подмоченную репутацию любителя россказней. Побывал у могилы Александра и Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, собственноручно снявший с тела нагрудник, который потом с гордостью носил по праздникам. Отметились здесь и солдатский император Луций Септимий Север и его сын Септимий Каракалла, посетивший Александрию в 210-х годах и возложивший свою тунику и кольцо на усыпальницу. Рождение легенды Новый метод уже используют для изучения египетских пирамид и храма в Дербенте Но с окончанием эпохи античности гробница была утеряна. Возможно, она исчезла в середине первого тысячелетия во время гонений, которые христиане устраивали на язычников. А может быть, это произошло несколькими столетиями позже, когда северную Африку захватили носители новой религии — ислама. Так или иначе, гробница пропала, причем никаких упоминаний о том, что с ней случилось, до нас не дошло. Отсутствие информации, естественно, породило множество версий, легенд и подделок. Например, известно как минимум два саркофага Александра — один хранится в Британском музее, другой — в Стамбуле, хотя оба имеют весьма косвенное отношение к македонскому царю или вовсе никакого. Россия тоже внесла свой вклад в создание мифа: в 1850 году в отечественной прессе появилось сообщение, что переводчик русского консульства в Каире, некий грек Скилицис, проник в подвал александрийской мечети Наби-Даниэль. Он спустился в узкий и темный подземный проход и якобы увидел деревянные, съеденные червем двери. За ними скрывался стеклянный гроб, а в нем тело с золотой диадемой на голове. Правда это была или игра разыгравшегося воображения потомка эллинов — осталось неведомым. Фото: commons.
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
В истории Древнего мира со времени начала похода Александра началась эпоха эллинизма. Поход Александра Македонского на восток стал поистине переломным моментом в истории античного мира, до неузнаваемости преобразив расстановку сил в Восточном Средиземноморье, военное искусство проживавших там народов и их политическую культуру. Последние новости о персоне Александр Македонский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Фигура Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.), правителя Македонии и Древней Греции, а затем мировой империи, привлекала внимание во все времена.