На этот вопрос в интервью журналу "Фома" отвечает ректор РПУ игумен Петр (Еремеев). Должность ректора РПУ игумен Петр (Еремеев) занимал с 2011 по 2021 год, наместником Высоко-Петровского монастыря он был в 2013-2021 годах. Игумен Петр (Еремеев): В слое мусора мы нашли части надгробий родственников Петра I [Интервью]. Мероприятие провел и прокомментировал игумен Петр (Еремеев), доктор богословия, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. О том, как готовят сотрудников для нужд Церкви, много ли находится желающих и можно ли в принципе научить церковному служению, рассказывает ректор РПУ и наместник мужского ставропигиального Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев).
Патриарх Кирилл лишил священного сана экс-ректора РПУ игумена Петра
Так, известный церковный релокант, бывший ответственный редактор Журнала Московской Патриархии и член Межсоборного присутствия Сергей Чапнин в своём тг-канале «Время Ч» опубликовал пространный комментарий , в котором предложил свою версию случившегося. Согласно Чапнину, Еремеев лишён сана в результате многолетней травли. Его история «иллюстрирует нравственное падение ключевых фигур в Моспатриархии». Еще одна «злодейка» — игумения Ксения Чернега , которая «захотела отжать храм», в конечном итоге ее «доносы, ложь, интриги» победили. Петр решил не ходить на этот цирк, который по недоразумению некоторые продолжают называть церковным судом», — излагает свою версию «гонений на честнейшего и безупречного игумена Петра» Чапнин. Хотя Чапнину прекрасно известно, что его «солнцеликий друг» не пришёл на заседание суда, поскольку сбежал заграницу.
Любопытно, что версию Чапнина без каких-то комментариев перепечатала его бывшая жена Ксения Лученко тг-канал «Боярыня Морозова». Несмотря на развод и разницу во взглядах на многие вопросы церковной жизни, бывшие супруги по данному вопросу сохраняют трогательное единодушие. Не менее любопытно, что солидаризировалась с оценками Чапнина и Анастасия Коскелло автор тг-канала «Чёрное и белое» , несмотря на то что она порой шпыняет Чапнина, изображая из себя объективную журналистку, которой чужды как крайний либерализм Чапнина, так и крайний консерватизм Фролова. Но здесь опять же — полное единомыслие с Чапниным. Согласно ее оценке лишение сана игумена Петра Еремеева — совершенно беспричинное событие, «имитация бурной деятельности чисток, как в 1930-е годы в ВКП б ».
Разумеется, попытки Чапнина, Лученко и Коскелло оправдать Еремеева совершенно несостоятельны. Представляя лишение сана игумена Петра результатом интриг и даже чистками, наподобие тех, которые имели место в 1930-е гг. Однако всем беспристрастным наблюдателям уже очевидно, что «доносы и интриги» А. Щипкова и игумении Ксении Чернеги как причина извержения из сана — глупые фантазии релоканта Чапнина. На самом деле случившееся — пример нравственного очищения Церкви.
Нормализация деятельности Российского православного университета святого Иоанна Богослова По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Пётр был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. Перед новоназначенным ректором института были поставлены следующие задачи: - получение государственной лицензии на образовательную деятельность и возобновление работы учебного заведения [11] ; - аккредитация образовательных направлений по новым образовательным стандартам; - предотвращение банкротства учебного заведения и создание условий для ликвидации всех имеющихся задолженностей [12] ; - возвращение первоначального наименования учебного заведения — «Российский православный университет св. Иоанна Богослова»; - обеспечение качества образовательной деятельности, соответствующей требованию к получению контрольных цифр приема бюджетных мест в Минобрнауке. В октябре 2021 года в университете проведена смена ректоров. Указом патриарха Кирилла приемником игумена Петра был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. За период руководства вузом игумена Петра Еремеева образовательной организацией достигнуты следующие результаты: июнь - июль 2010 года - получение государственной лицензии на образовательную деятельность, возобновление работы вуза [11] ; январь 2011 года - создание религиозной организации "Российский православный университет" с переводом в данную образовательную организацию из АНО ВО "Православный институт святого Иоанна Богослова" программ религиозного образования [12] ; 2010 - 2012 года - капитальный ремонт основного корпуса Института по адресу: переулок Чернышевского 11а; 2010 - 2011 года - переход на новые стандарты высшего образования и получение государственной аккредитации; 2018 год - возвращение вузу первоначального статуса и наименования "Российский православный университет св. Иоанна Богослова" [19] ; 2018 год - победа в конкурсе на получение контрольных цифр приема Минобрнауки бюджетных мест.
С этого года университет ежегодно побеждал в конкурсах на КЦП; 2021 год - преодоление переходящего дефицита бюджета и переход на планирование бюджета с учетом профицита в 2022 году. Возрождение Высоко-Петровского монастыря [ править править код ] 12 марта 2013 года решением Священного синода назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы [20]. Высоко-Петровский монастырь как монашеское братство был воссоздан решением Священного синода от 10 октября 2009 года [21]. Монастырь стал первой обителью, решение о воссоздании которой патриарх Кирилл принял после своей интронизации. Должность наместника с 2009 по 2013 год занимали епископ Меркурий Иванов и игумен Исидор Тупикин. Перед назначенным на должность наместника игуменом Петром Еремеевым были поставлены следующие задачи [22] : - оформление прав церковной собственности на строения архитектурного комплекса монастыря [23] ; - разработка пакета проектных решений для обеспечения научной реставрации зданий комплекса с последующим началом работ в ансамбле и понижением уровня территории до исторической отметки; - формирование монашеского братства исходя из необходимого соблюдения суточного круга ежедневных богослужений, пастырского окормления паломников и прихожан. За период наместничества игумена Петра Еремеева в Высоко-Петровском монастыре были организованы и успешно завершены: реставрация надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла со святыми вратами, надвратной Покровской церкви с колокольней, святыми вратами и Казанской часовней [24] , Толгской церкви, Петровского собора [25] [26] , а также начаты работы на остальных объектах наследия [27] [28].
Тогда практически вся организация приходской работы, помощь настоятелю и нашим священникам осуществлялась студентами и преподавателями нашего вуза. Эта невероятная энергия и динамика помогла нам создать приходскую общину, в которой каждый нашел свое место - от священника до катехизатора и охранника. Поэтому мне кажется, что при открытии нового храма или расширении деятельности действующего прихода было бы очень важно привлекать к приходской работе учащуюся молодежь и православных педагогов. В Москве очень много вузов, в каждом районе есть тот или иной университет, институт, факультет или филиал, школы. Нам, священникам, надо идти туда и искать там христиан, которые станут благодарными помощниками в обустройстве прихода. Тяжело ли организовать специализированное образование для мирян? Кто идет на такие курсы?
Что делать вузу в условиях конкуренции? Во-первых, само это начинание довольно новое. Думаю, чем шире будет входить в жизнь Церкви такая форма приходской деятельности, тем больше будет желающих пройти специальную подготовку и посвятить свою жизнь церковному служению. И тогда встанет вопрос о подготовке значительного количества приходских работников. Сегодня в Российском православном университете существуют различные образовательные программы в этой сфере. Два года назад совместно с Синодальным отделом по делам молодежи мы начали готовить приходских работников Москвы в сфере молодежной работы и миссионерского служения. Есть методические разработки для работников церковных СМИ.
При РПУ действуют курсы катехизаторов имени священномученика Фаддея, там уже почти 20 лет готовят для Москвы работников сферы религиозного образования и катехизации. Во всех случаях мы принимаем на обучение по этим направлениям подготовки при наличии рекомендации от приходского священника. Что могло бы, по-Вашему, заинтересовать молодых людей, выбирающих подобные занятия? Как Церковь могла бы повысить престиж такой работы? И каждый из наших ребят и девушек относится к этому очень трепетно, воспринимает свой труд как знак доверия к ним, мирянам, со стороны Церкви. Может быть, дело в людях? Я вот не знаю, как можно мотивировать на служение в храме.
Ведь чтобы служить Богу и людям, необходимо иметь призвание. При этом, безусловно, всегда должен решаться вопрос об оплате времени, затраченного на труды в храме. Ведь у каждого есть свои потребности - от коммунальных платежей и пропитания до оплаты за учебу или лекарства. И если отец семейства, к примеру, становится помощником настоятеля, от прихода требуется изыскать, чем оплачивать его труд. Это очень важно, об этом необходимо говорить, не стесняясь - трудящийся достоин пропитания.
Может, они и были, но проносились как волны надо мной. Так и святые Отцы говорят: когда приходит помысел, если возможно, оставь его без внимания. Не рассуждай, не взвешивай, не дай ему возможности зацепить твой ум. Поэтому, слава Богу, мыслей, правильный ли я сделал выбор в жизни, пока не было. И я счастлив, что как черта характера остались у меня готовность к действию и легкость на подъем, которые я помню в себе с детства.
Они мне во многом помогают. Потому что главный вред монаху наносит праздность. Наличие свободного времени — главная проблема для монастырей и для монашествующих. У монаха его быть не должно. Надо молиться и трудиться, насколько позволяют возраст и здоровье. Это в идеале. Я сужу по тем, кого знаю. Для кого нет иллюзий и самообмана в вопросе смысла жизни. Монахи — это те, кто осознает: что бы ни происходило в этой жизни, даже самое прекрасное, самое полезное, — все имеет один знаменатель. Он называется совершенно нейтральным словом «смерть».
Смерть — знаменатель всего, что есть в твоей жизни. И в условиях этого, казалось бы, асоциального взгляда, есть у тебя дети, нет у тебя детей, состоялся ты в жизни как профессионал или не состоялся, сделал головокружительную карьеру или остался разнорабочим, не имеет решающего значения. Все происходящее в жизни не имеет никакой ценности само по себе, а только как условие и среда, в которых формируется вечная человеческая личность, которая не умирает в смерти, но переходит в состояние вечного бытия. И когда человек это понимает, тогда все крючки, которые его удерживали на устойчивых, но ложных временных земных ценностях, исчезают. Когда начинаешь по-настоящему, по-евангельски, верить в Бога и Богу, ты понимаешь, что есть ты как созидающаяся за годы земной жизни личность и есть Бог, который тебя сотворил и который тебя ожидает в Небесном Отечестве. И что тебе надлежит жить там. И кем ты был по профессии, видел ли ты вулканы Камчатки, ничто не имеет значения для Вечности. Но, по идее, этими же принципами должен жить и настоящий семейный христианин. Но я говорю о монашестве, имея в виду образ жизни. Это форма, в которую мы облекаем свою жизнь.
Такой же удобной для спасения души формой в земной жизни является и семья. И Бог, как мы видим в Священном Писании, дает человеку возможность выбирать между одним и другим жизненным путем. Они являются равными друг другу. Потому что, вступая в брачный союз с другим человеком, рождая детей, человек сознательно идет на самоотречение, на жертвенность, без которой любовь и счастье в семье невозможны. Человек в браке сознательно подставляет свои бока обстоятельствам жизни, сложностям, болезням, которые переживаются всей единой семьей. Центрифуга под названием «семейная жизнь» отшелушивает постороннее. И в таком случае в завершение земного христианского брака мы наблюдаем удивительных стариков: когда люди, прожившие жизнь, воспитавшие детей, внуков и правнуков, становятся по образу мысли и даже по внешнему виду похожи на почитаемых нами стариц и старцев, которых мы видим в монастырях. Я порой не нахожу различий, когда вижу стариков в миру ближе к 80—90 годам. Я поражаюсь им не меньше, чем неотмирным старцам, жившим с юности на Афоне. Монашество как форма организации земной жизни — такой же путь совершенствования души, с теми же условиями самоограничения, самопожертвования, которые ты сознательно выбираешь, которые тебя воспитывают и возводят тебя от одной к другой ступенечке духовного опыта.
И тут, и там есть взлеты. И там, и тут есть падения. И то, и другое учит преодолевать каждое следующее испытание с большим усердием и, наверное, с большей легкостью. Практически продолжу Вашу мысль. Известно такое выражение, как «монашеский подвиг», но выражения «семейный подвиг» нет. Ну почему? Есть тоже. Мы нередко можем слышать о семейном подвиге. Есть такое выражение. Оно употребляется куда реже.
Как человек, проживший жизнь в Церкви, я понимаю: быть монахом, что в миру, что в монастыре, то есть в общежитии, непросто. Не каждому такое под силу. С другой стороны, отрешение от общечеловеческих проблем иногда легче. В чем же заключается монашеский подвиг? Вы нашли ответ? Пятеро моих будущих собратьев по монашеству и я, мы принимали постриг подобно постриженникам Троице-Сергиевой лавры — у мощей преподобного Сергия. И мы не отделяем себя от лаврского монашеского братства, потому что, как и они, мы дали обеты Богу у раки этого великого праведника. Я и сейчас приезжаю в Лавру с одной только просьбой: как родного отца просить его о помощи на поприще монашеского служения и его ходатайства у Престола Вседержителя о прощении грехов и немощей. В Академии монахи живут почти в тех же условиях, что и лаврская братия. Это тоже келия и особый режим.
Когда по окончании Академии меня направили в докторантуру богословского факультета Софийского государственного университета, я там тоже жил при семинарии. Это был новый, относительно, конечно, богослужебный опыт. В Болгарии принято византийское пение, но тексты молитв — церковнославянские или болгарские. И эта новая богослужебная культура меня настолько воодушевила, настолько понравилась, что я, по возможности, каждый день ходил на богослужения. Утром и вечером. Разве ежедневное хождение в храм не обязательно для студента-богослова? Докторант — все же в большей степени свободный в выборе человек, чем семинарист. Надо лишь приходить в положенные часы на докторантские испытания, участвовать в научной работе. А проживание при семинарии — это пансион, который выделил Священный синод Болгарской Церкви, позволяющий жить в центре города и в шаговой доступности от богословского факультета. Я старался соблюдать устав семинарии: колокольный звон будил всех в шесть утра, трапеза здесь была согласно церковному уставу.
С удовольствием выезжал служить в болгарские монастыри, что приводило к казусам, особенно в первый год, когда я еще не знал хорошо болгарский язык, поскольку в ряде монастырей и храмов служат по-болгарски, а не по-церковнославянски. Однажды оказался на Страстной седмице в женском монастыре единственным священником, и мне пришлось совершать многочасовые богослужения по болгарскому служебнику. К тому моменту я уже несколько месяцев жил в стране, так что более-менее читал и понимал на болгарском, но этот экспресс-метод освоения языка был для меня настолько интересным, что я часто вспоминаю о нем. Я вернулся из Софии и был оставлен при Академии: нас с отцом Владимиром Шмалием Святейший Патриарх назначил проректорами. Его по научной работе, меня — по организационно-административной. Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса, и отец Владимир отвечал за создание научных направлений, оформление их в виде кафедр и тому подобное. Совершенно потрясающую живую волну энтузиазма в жизни корпорации внес тогда и новоназначенный секретарь Ученого совета отец Павел Великанов. Мне же было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы, и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии дали преподавать историю Поместных Православных Церквей. Снова потекла монашеская жизнь в условиях родного монастыря.
Первый опыт приходской жизни по-настоящему приходской и опыт личной ответственности за конкретный проект я получил в Хабаровске. В праздник Троицы 2005-го года владыка Евгений сообщил, что Патриарх Алексий направляет группу преподавателей из Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий в Хабаровск: принято решение об открытии на Дальнем Востоке Духовной семинарии. Владыка сам занимался формированием нашей группы, которая, к сожалению, значительно «ужалась»: некоторые отказались поехать. В итоге мы выехали вшестером. Каждый год к нам добавлялись выпускники Петербургской и Московской академий, мы принимали и преподавателей из местных вузов. Это было замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении — в Московском Православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля. Пройдя за короткое время вместе со всем нашим коллективом лицензирование в части религиозного образовательного стандарта, а также государственных образовательных стандартов по теологии и параллельно занимаясь организацией остальных сторон жизни семинарии, я понял принцип организации и работы вуза. До того самостоятельного опыта у меня не было. И, Вы знаете, мне это пригодилось сразу после окончания командировки.
Когда неожиданно для себя я получил решение учредителей Православного института св.
Петр Еремеев снова в строю
Покровитель иеромонаха Лаврентия (Полешкевича) — игумен Пётр (Еремеев), который в 2013 г. решением Священного синода РПЦ назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. Комментарий наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, сопредседателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы, ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева). Интервью с игуменом Петром Еремеевым, ректором Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, настоятелем московского храма во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом, доктором теологии на тему: «Семья — подобие Церкви». Хотя отец Петр был женатым протоиреем, у него были прелестные дочки, очень добродушная общительная матушка, и в его семье существовали прекрасные семейные традиции, он постоянно говорил о монашестве. в 2013-2021 годах. Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, рассказал о том, как он получил благословение возглавить вуз, с какими трудностями столкнулся в первые годы руководства.
И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев...
Покровитель иеромонаха Лаврентия (Полешкевича) — игумен Пётр (Еремеев), который в 2013 г. решением Священного синода РПЦ назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. новости Православия @pravoslavie. На малому вході з уваги до трудів на благо Української Православної Церкви Предстоятель возвів пʼятьох ієрархів у сан митрополита та архієпископа. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили исполняющий обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), протоиерей Петр Гриценко, иерей Димитрий Штых. Была свидетелем, как игумен одного из патриарших подворий заграбастал свечной "ящик для пожертвований на храм" и лихо сыпанул содержимое себе на стол, выискивая купюры покрупнее, чтобы оплатить какие-то покупки (вроде билеты на поезд). Завершая заседание коллегии, игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы комиссии за прошедший период. Игумен Петр Еремеев по необьявленным мотивам был лишён сана в Москве.
В день своего 50-летия игумен Пётр (Еремеев) возглавил богослужение в Андреевском храме
Крушение еще двух поповских судеб | Должность ректора РПУ игумен Петр (Еремеев) занимал с 2011 по 2021 год, наместником Высоко-Петровского монастыря он был в 2013-2021 годах. |
Священник посетил ПНИ "Союз" | 14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева). |
Завершилось церковное послушание игумена Петра (Еремеева) на Дальнем Востоке | | Интервью с игуменом Петром Еремеевым, ректором Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, настоятелем московского храма во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом, доктором теологии на тему: «Семья — подобие Церкви». |
Новости. Игумен Петр (Еремеев) покинул пост ректора РПУ святого Иоанна Богослова | В заседании принял участие игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. |
Патриарх Кирилл лишил священного сана игумена Петра
Игумен Пётр (Еремеев). Опять правило 25 - новости церковь Медиапроект | Игумен Петр Еремеев по необьявленным мотивам был лишён сана в Москве. |
игумен Петр (Еремеев) | Монах Пе́тр — священнослужитель Русской православной церкви с 6 декабря 1998 по 11 марта 2024 годы. Доктор теологии (2004). |
Пётр (Еремеев), игумен
Данное решение публикуется с целью дать возможность запрещенному игумену Петру (Еремееву) ознакомиться с ним в срок, установленный статьей 54 пунктом 2 Положения о церковном суде. Игумен Пётр (Руслан Николаевич Еремеев). кандидат богословия, доктор теологии (PhD) Институт кино и телевидения ГИТР Москва, Россия e-mail: ierom@ Новости приходской жизни, рассказы о святынях и анонсы богослужений – в telegram-канале «Священное Ваганьково». Игумен Петр (в миру Еремеев Руслан Николаевич), согласно информации сайта РПЦ, с 2011 по 2021 год был ректором РПУ, с 2013 по 2021 год – наместником Высоко-Петровского монастыря.
Крушение еще двух поповских судеб
Гомоотвечания: dekarmi — LiveJournal | Наместник высоко-Петровского монастыря игумен Петр. |
Патриарх Кирилл лишил священного сана игумена Петра | Игумен Петр (Еремеев) (Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости). Епархиальный суд РПЦ в Москве запретил в служении и постановил извергнуть из сана игумена Петра (Еремеева) после троекратного вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился. |
Неделя извержений и отстранений. События и комментарии
Владыка Каллиник рассказал о региональном этапе Рождественских чтений в Крымской митрополии. Игумен Мелетий Кисняшкин , наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Саранской епархии поделился с аудиторией рассказом об участии монашествующих Мордовской митрополии в региональном этапе XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Представитель Шуйской епархии, наместник Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье архимандрит Филипп Понамарчук рассказал о том, как проходил региональный этап Рождественских образовательных чтений в Ивановской митрополии. Архимандрит Варлаам Максаков , игумен Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря, благочинный по монастырям Уфимской епархии отметил особенность региональных чтений в своей епархии, а именно самостоятельное их проведение в каждом монастыре, дающее возможность большинству насельников принять в них участие. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутово отметил важность современного почитания новомучеников и исповедников и привел слова Святейшего Патриарха Кирилла, призвавшего молитвенно просить святых, пострадавших за Христа в годы репрессий, прежде всего, укрепить нашу веру и вдохновить на подвиг служения ближним. Игумен Николай Золотов , заместитель благочинного по монастырям Смоленской епархии рассказал о круглом столе «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях», прошедшем 14 ноября 2023 года в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре с участием архиереев, игуменов, игумений и монашествующих Смоленской, Брянской, Калужской и Тверской митрополий. Игумения Анатолия Баршай , настоятельница Никольского женского монастыря г.
Приволжска Иваново-Вознесенской епархии выступила с сообщением о круглом столе на эту же тему, прошедшем 23 ноября 2023 года в г. Игумения Иулиания Каледа сделала краткое сообщение о круглом столе по увековечиванию памяти новомучеников, проведенном в Белгородской митрополии. Архимандрит Василий Паскье , наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары рассказал о деятельности комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии, которая была создана в 2008 году по инициативе митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы.
Все проверки прошли в очном формате. Члены Комиссии выезжали на места и, согласно действующему Положению, обеспечивали необходимые нормативные процедуры, соблюдая, конечно, и все требуемые санитарные меры. Поэтому ограничения пандемии хотя и внесли некоторые коррективы в нашу работу, но нисколько не помешали решать стоящие перед нами задачи. Свою практическую пользу в этот период принес и статус нашей Комиссии. Являясь межведомственной, она включает в свой состав представителей Синодального отдела по монастырям и монашеству, Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Члены Комиссии обменивались опытом работы синодальных ведомств в новых условиях и это позволило нам сохранить динамику работы.
По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви. А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви. Во многом такой охват достигается благодаря наличию у ряда Курсов филиальной сети в виде дополнительных учебных площадок в отдаленных монастырях. Всего же обучением на Курсах охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви, как окончившие, так и продолжающие обучение. По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах. Я хотел бы поблагодарить за это архимандрита Феофилакта Безукладникова , наместника Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря, иеромонаха Аполлинария Панина , ректора Перервинской духовной семинарии, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, иеромонаха Павла Черкасова , проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, игумению Фаину Кулешову , настоятельницу Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь, монахиню Анувию Виноградову , секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначею Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Москвы, монахиню Феониллу Харченко и инокиню Спиридонию Свердленко , помощниц секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих.
Большое впечатление на членов Комиссии производит общий энтузиазм и усилия, полагаемые на местах.
И здесь, на Ваганьково, мы поминаем святителя Филарета как нашего храмового святого, ведь именно он освящал церковь Воскресения Словущего на этом старинном столичном некрополе. Мне также дорого то, что святитель освящал и храм апостола Иоанна Богослова под Вязом, и ряд храмов Высоко-Петровского монастыря, с трудом оправившегося после разорения французами. Говоря эти слова, я испытываю радость приобщённости к наследию митрополита Филарета, в день памяти которого был рождён. Ведь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мне выпала честь и служить во всех этих храмах, а некоторые с вашим участием и возвращать к богослужебной жизни. Но наряду с выдающимися епархиальными деяниями мы помним заслуги митрополита Филарета и в деле духовного просвещения. Его призванию на московскую кафедру предшествовало плодотворное служение на ниве богословского образования и науки в Московской духовной академии и академии Санкт-Петербурга. Удивительные страницы его биографии составляют значительную часть истории столичных духовных школ. Именно святителю наши академии обязаны традицией переводов и осмысления богатейшего наследия Святых Отцов.
И именно ему благодарна наша Церковь за первый перевод книг Священного Писания на современный русский язык.
В одном из окраинных городов Хабаровской епархии был священник, который наряду с пастырским служением работал учителем в местной школе - в силу того, что здесь были вакансии, а он имел высшее образование, позволяющее преподавать. Так он помогал местной школе, и вместе с тем, думаю, его труды положительно влияли на восприятие местными жителями церковной жизни. Если же говорить о ситуации в стране в целом, очевидно, что такое отвлечение священнослужителя от приходской жизни - это пока исключение из правила. Не потому что «нельзя», а потому, что для этого нет никакой возможности - в силу катастрофической нехватки духовенства на приходах. Кто может стать помощником настоятеля? Возможны ли при выборе помощника неординарные решения? Святейший Патриарх Кирилл вскоре после назначения меня ректором Российского православного университета определил мне быть также настоятелем в московском Покровском храме в Покровском-Стрешневе.
Тогда храм из приписного стал самостоятельным приходом, и встала необходимость организации с нуля всей приходской инфраструктуры. Понятно, что основная работа легла на плечи наших студентов и преподавателей. Они активно, в основном как волонтеры, работали на приходе по линии образования, молодежного и социального служения. Например, преподаватели и учащиеся факультета психологии проводили приходские психологические консультации. Другие занялись организацией различных образовательных конкурсов и программ для жителей ближайших районов. Тогда практически вся организация приходской работы, помощь настоятелю и нашим священникам осуществлялась студентами и преподавателями нашего вуза. Эта невероятная энергия и динамика помогла нам создать приходскую общину, в которой каждый нашел свое место - от священника до катехизатора и охранника. Поэтому мне кажется, что при открытии нового храма или расширении деятельности действующего прихода было бы очень важно привлекать к приходской работе учащуюся молодежь и православных педагогов.
В Москве очень много вузов, в каждом районе есть тот или иной университет, институт, факультет или филиал, школы. Нам, священникам, надо идти туда и искать там христиан, которые станут благодарными помощниками в обустройстве прихода. Тяжело ли организовать специализированное образование для мирян? Кто идет на такие курсы? Что делать вузу в условиях конкуренции? Во-первых, само это начинание довольно новое. Думаю, чем шире будет входить в жизнь Церкви такая форма приходской деятельности, тем больше будет желающих пройти специальную подготовку и посвятить свою жизнь церковному служению. И тогда встанет вопрос о подготовке значительного количества приходских работников.
Сегодня в Российском православном университете существуют различные образовательные программы в этой сфере. Два года назад совместно с Синодальным отделом по делам молодежи мы начали готовить приходских работников Москвы в сфере молодежной работы и миссионерского служения. Есть методические разработки для работников церковных СМИ.