Новости эмоции и эмоциональный интеллект

Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение? Участники обсудили важную связь между эмоциональным интеллектом и успехом в школе и социальной сфере. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, успех человека, эмоции, эмоциональное состояние, понимание, распознание эмоций.

Об эмоциональном интеллекте и не только – в интервью с Федором Шаньковым

Чтобы внимательно искать ошибки, важно избавиться от эйфории и самоуверенности, а когда сдаешь экзамен — иногда помогает хорошенько разозлиться. Анна Хегай рассказала о современных мета анализах, которые подтверждают, что развитие эмоционального интеллекта тесно связано с повышением успеваемости не только в школе, но и в высших учебных заведениях. В сентябре участники обучающего курса представят индивидуальные проекты тренингов развития эмоционального интеллекта для различных целевых групп и получат дипломы о повышении квалификации. Все вебинары курса можно посмотреть на нашем канале в ютуб. Проект «Развитие.

Если все серьезно, предпринимаем шаги к изменению ситуации, если нет — плевать. Сам процесс анализа в такой последовательности уже ослабляет обиду. Страх, паника Очень часто мы оказываемся в плену страха, который мешает нам жить и быть счастливым, даже когда все идет не так уж плохо.

Боимся быть уволенными, не сдать экзамен. Идея — управлять страхом-установкой и уметь ликвидировать его, работая более высоким сознанием. Инструмент похож на тот, что применяется в случае с обидой, но окончательное перепрограммирование происходит другим путем. После пережитой эмоции страха нужно пережить его еще раз в своем сознании и освободиться из плена, стать свободным человеком. Этап I. Держим паузу и ждем, когда волна страха откатит от двух секунд и дольше. Время наката волны всегда невелико в отличие от обиды.

Этап II. Начинаем конкретизировать страх. Мы представляем, что то, чего мы боимся, произошло. А затем еще 20—30 минут нашей жизни после события. Страх силен неизвестностью, наша работа — конкретизировать его в настоящем и будущем. В кодексе самураев это называется «умереть заранее» перед решающей битвой. Этап III.

После конкретизации страх уйдет. Выбрасываем представленное в воображаемый костер и вперед по жизни. Типичный случаи: боязнь стать безработным. Представим, что вас выгнали. Подсчитайте, на какое время хватит денег, что можно в крайнем случае продать. Какую работу будете искать, чем во время поисков можно будет подзаработать. Я, например, готова быть барменом, заодно можно с людьми поговорить.

Помните фильм «Мои черничные ночи» Вонга Карвая. Лавры Джуда Лоу, стоящего за стойкой бара, очень для меня привлекательны. Вывод: страх уходит, когда вы его конкретизируете. После визуализации страха сожгите картинку в воображаемом огне и вперед. Рестарт всегда возможен. Подозрительность Подключайте более высокое «Я» и снимайте подозрения прямо и без обиняков. Конечно, есть риск не победить.

Но в таком случае всегда можно начать рестарт. Все будет интереснее и энергичнее, чем отравлять себе жизнь подозрениями. Ярость, гнев, злость, агрессия Чтобы быстро сменить установку, повторяем выученный алгоритм: 1. Ждете, делая более глубокие вдохи.

Направление отношений в нужное русло. Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля. Эмоции — это система навигации Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого.

Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя. Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей. Лишь осознав и приняв свои эмоции, вы увидите, какой сигнал они вам подают. Источник Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит? Какой подает сигнал?

Что вас на самом деле тревожит? Чего вы боитесь? Чем вызваны гнев или печаль? Эмоции могут преподать ценный урок. Они позволяют понять, что для вас действительно важно и как этого достичь. Управлять ими означает не искоренять их, а эффективно использовать, не давая им контролировать ваше поведение. Тело не лжет Представьте, что вы идете по темной улице в опасном районе около двух часов ночи. Внезапно кто-то выскакивает из переулка и бежит в вашу сторону. Какую эмоцию вы испытаете?

В большинстве случаев это будет страх, вызывающий немедленную физиологическую реакцию: сердце заколотится быстрее, во рту пересохнет, дыхание участится или станет прерывистым, тело задрожит, зрачки расширятся, на теле выступит пот, а в крови подскочит уровень сахара. Наш организм моментально отзывается на эмоциональное состояние изменением пульса и другими реакциями. Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу. Участилось ли сердцебиение? Появилась ли сухость во рту? Сбилось дыхание?

Эстанислао Бахрах. Издательство МИФ. Вот очень простое определение эмоционального интеллекта EQ : это способность отмечать, понимать, контролировать и эффективно использовать свои эмоции. Такое определение EQ на научном уровне появилось не так давно. Впервые его предложили в 1990 году исследователи Джон Майер и Питер Саловей. Они утверждали, что эмоциональный интеллект — это «способность регулировать эмоции и чувства и использовать их для управления собственным поведением». Однако намного раньше, еще в 1964 году, Майкл Белдок впервые изучил и описал понятие EQ. У всех разный уровень EQ. Многие люди вообще не различают эмоции и не представляют, как они влияют на разум, тело и жизнь в целом. Между тем свободное владение языком эмоций облегчает профессиональную деятельность, а также отношения с людьми. Огромное количество исследований снова и снова показывает, что совершенствование EQ расширяет возможности разума, помогая сделать жизнь счастливее. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Если вы уравновешенный, чуткий и общительный человек, то, скорее всего, лучше понимаете свои эмоции, чем немотивированный и равнодушный. Об эмоциональном интеллекте в прессе и обществе заговорили после исследований Дэниела Гоулмана в 1995 году. Он описал качества, присущие людям с высоким EQ: способность распознавать собственные эмоции; способность принимать эмоции других людей; способность слушать других без осуждения; способность активно участвовать в межличностном общении, считывая невербальные поведенческие сигналы; способность управлять своими мыслями и чувствами; способность контролировать и выражать эмоции социально приемлемым образом; способность позитивно воспринимать критику и извлекать из нее пользу; способность прощать, забывать и действовать рационально. Мне очень нравится определение: «Эмоциональный интеллект — это способность находить баланс между тем, чего не знаешь, и тем, что знаешь и можешь улучшить». Если IQ коэффициент рационального интеллекта отражает вашу способность к анализу и логическому мышлению, то EQ демонстрирует, насколько хорошо вы приспосабливаетесь к реальности и сосуществуете в гармонии с другими людьми. Саловей и Майер, а позже и Гоулман выделили факторы, которые лежат в основе эмоционального интеллекта: 1 самосознание, 2 управление эмоциями, 3 понимание эмоций других людей и 4 социальные навыки. Как измерить эмоциональный интеллект За прошедшие годы выдающиеся ученые разработали различные способы измерения EQ. Большинство этих тестов можно пройти самостоятельно, в то время как другие более структурированы и требуют оценки профессионала. Стоит помнить, что эмоции субъективны и возникают вследствие личных переживаний, которые у всех разные. Несмотря на существующие тесты, выделить подобные ориентиры для измерения эмоционального интеллекта непросто.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный ИИ, также известный как аффективные вычисления, представляет собой широкий спектр технологий, используемых для изучения и восприятия человеческих эмоций с помощью искусственного интеллекта (ИИ). В беседе с «» она объяснила, что эмоциональный интеллект — врожденная когнитивная способность замечать, понимать значение и назначение эмоций, применять их в жизни и управлять ими. Эмоциональный интеллект включает в себя способности распознавать, понимать свои и чужие эмоции, контролировать желания и порывы. ‍ Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить

Эмоциональное противопоставляют интеллектуальному, и в эпоху гонки за профессиональной экспертизой прокачивать софты — это новый панк. Но так ли оправдана эта двойственность? Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта EQ , не снижая ценности IQ. Вместо изоляции одного от другого попробую объединить и взаимно усилить их. С этой темой я дважды выступила на внутренних митапах и обнаружила воодушевляющий отклик.

Да кто такой этот ваш EQ? Если коротко, эмоциональный интеллект emotional quotient — это совокупность коммуникационных способностей распознавать эмоции, понимать мотивацию, желания других людей и свои собственные. Иными словами, это способность правильно интерпретировать своё и чужое эмоциональное состояние и пользоваться этими знаниями. EQ — вовсе не обязательно волшебная палочка для манипулирования людьми.

В первую очередь, мне важно разобраться, как я сам устроен в эмоциональных реакциях, чтобы находить те же отблески человеческого в окружающих. Выражаясь языком Инстаграм-цитат, «selfcare is a preparation for community care». Морфология эмоций По определению из учебников, эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное отношение к существующим или мыслимым ситуациям и реальному миру. Ультрабазовый, ядровый функционал, отточенный эволюцией и вшитый крепче некуда.

Процесс, который начинается и заканчивается. Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций» В. Пелевин, «Непобедимое солнце» Эмоции возникают как ответная реакция, но сами по себе никуда не деваются, их нужно проживать. Эмоция — маленькое, но неизбежное путешествие, дорога, по которой каждый движется с разной скоростью.

Именно поэтому тактика подавления не эффективна. Избегая эмоций, мы только удлиняем финальный путь. Некоторые источники выделяют 8 эмоций. Где-то пишут, что есть 6 базовых эмоций, из которых в разных пропорциях складываются комплексные чувства и настроения.

Методологи не делят эмоции на негативные и позитивные. Любой эмоциональный опыт важен для мозга и тела. Базовые эмоции Задаваясь вопросами о природе эмоций, мы можем отследить факторы, которые вызвали их. Нас интересуют эмоции как реакции, порождающие цепочки телесных и ментальных явлений.

Первостепенная задача — научиться наблюдать. Анализируя входящие параметры и исходящие реакции, мы можем выводить паттерны, прогнозировать своё поведение. Сперва это банальные вопросы для самоанализа в духе: «Почему я это чувствую? Это кропотливая работа над собой.

Или с самим собой. А понимание самого себя постепенно становится ключом к пониманию других. Таким образом, чтобы удержать необходимые компетенции и не спалить себя на костре профессиональных достижений, нужно вписывать в жизнь новые аспекты. И всё это на базе старых привычек, но в новом времени, которое так торопит жить, и его бешеной акселерации.

На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны? Паттерн — синоним привычки, шаблона поведения, который не нуждается в рефлексии.

С этой точки зрения, базовые эмоциональные реакции — тоже паттерны. Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности. Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность. Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь?

Я — с большим скрипом. Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus. Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали.

Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook.

И главное — не бойтесь учиться. Постигайте принципы правильного общения, самоорганизацию, креативность, работу в команде, критическое мышление, составьте стратегию борьбы со стрессом, работающую в вашем случае. К слову, стрессы и депрессии вызывают нарушения эмоционального интеллекта. Обучение — это не тяжкая ноша, а поиск новых возможностей, которые обязательно откроются с увеличением багажа знаний и умений.

Вопросы спикеру Какие навыки еще очень важны, помимо эмоционального интеллекта? Эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки тесно взаимосвязаны. Это лидерство, харизма, умение общаться с людьми. Следующий момент — стрессоустойчивость. Дело в том, что в современном мире крайне много факторов, которые могут выбить из колеи.

Также Наталья порекомендовала работать над творческими способностями. Для этого подойдут специализированные тренинги и литература. Сколько нужно времени, чтобы развить эти навыки? По мнению гостьи, soft skills — не бег на короткую дистанцию, а длинный марафон. Для формирования таких навыков существуют специальные курсы и упражнения.

В дополнение к теме Что такое эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект emotional intelligence? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Это также связано с высокими социальными компетенциями, например, в коммуникации с другими людьми, чтении языка тела, понимании мотивов поступков собеседников. Эмоциональный интеллект определенно важен в различных сферах жизни, таких какое развитие. Наибольшие шансы на успех имеют люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Точное распознавание и чтение сигналов, исходящих от эмоций, может повлиять на принятие лучших жизненных решений, повысить эффективность решения проблем и конфликтов и позволить более эффективно общаться с другими.

В своей работе, я много внимания уделяю эмоциям клиента да и своим тоже, вовремя сессии и эмоциональному интеллекту. Понимание своих эмоций, углубляет человека внутрь себя. Например, счастье исходит из сердца, гнев из печени, страх из почек. Это и сейчас находит подтверждение. Когда человек болеет, то в первую очередь важно понять какую эмоцию он у себя блокировал.

Так, составляя модель эмоционального интеллекта, авторы разложили личность на несколько субсистем: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень. На высоком уровне личность удовлетворяет внутренние потребности, проявляет интраперсональные качества, например, понимание себя, и интерперсональные качества — понимает, что социально приемлемо и неприемлемо. На среднем уровне личность оперирует мотивационными и эмоциональными взаимодействиями, например, пытается блокировать мотивы, приводящие к злости, а также эмоционально-когнитивными, то есть пытается распознать эмоции — свои и других людей.

Низкий уровень связан с биологически обусловленными механизмами: мотивационная направленность — например, потребность в еде, выраженность и экспрессия эмоций, и простой когнитивный компонент — восприятие партнера. Эмоциональный интеллект в более широком значении определяется авторами как способность объяснить, как меняется эмоциональное восприятие людей и их понимание. Данная модель в исходно сжатом виде включала в себя три основных навыка: перцепцию и выражение эмоций, понимание и анализ эмоций, рефлексивное регулирование эмоций. Перцепция и выражение эмоций включали в себя следующие параметры: идентификация эмоций и их выражение определяются такими показателями, как физическое состояние, чувства и мысли; эмоции способны направлять мышление на продуктивные способы поведения; эмоции помогают мышлению и памяти. Понимание и анализ подразумевают: способность разделять эмоции и включать как сложные эмоции, так и одновременные чувства; способность понять отношения, которые связаны с изменениями эмоций. Рефлексия включает в себя: способность оставаться открытым для чувств; способность контролировать и регулировать эмоции посредством рефлексии, чтобы эмоционально и интеллектуально расти. Мэейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект непосредственно связан с когнитивным интеллектом, так как они оба являются суть единством аффектов и интеллекта.

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

В начале даже не обращайте внимания на эмоции, а просто вернитесь в настоящий момент. Обыденным языком «заземлитесь»: почувствуйте ощущение в ногах, окружающие звуки, запахи. Если за рулем, можно сфокусироваться на хватке, если гуляете, на шаге или вкусовых ощущениях во время еды, но чаще всего люди фокусируются на дыхании, потому что, как и эмоции, дыхание испытывается непосредственно. Первое упражнение: просто вернуться в настоящее время, прислушаться к дыханию, стараясь откинуть попытки его как-либо контролировать. Сфокусируйтесь на процессе и ритме: в какой-то момент поток воздуха более теплый, в какой-то момент более холодный, где-то ритм вдруг сбивается. Вам обязательно придут какие-то мысли в голову, ощущения, например, тревога — отметьте это. Это такая панацея против депрессивных и других эмоциональных расстройств наряду с фармакотерапией. На это упражнение уйдет 10-15 минут в день, но будет значимый эффект. Такую осознанную медитацию я рекомендую своим клиентам. Фокус на эмоциях и рефлексии может дать побочный эффект, например, депрессию?

Как с этим бороться? Да, безусловно. Леонтьева, исследователя мотивационно-смысловой сферы, есть понятие «порочной рефлексии». Умственной жвачки или самокопания. У митрополита Антония Сурожского — это священник, но в то же время профессор нескольких университетов — есть замечательный пример. Он выходит из храма и вдруг видит, что в прекрасный весенний день старушка копается в помойном ведре. Священник спрашивает, что она делает. Оказывается, в этот чудесный день ей интересно, о чем переписываются соседи. Мы часто обращаемся с собой подобным образом: не ценим то, что дано и то, что есть, а пытаемся докопаться до причин, самоуничижая себя, пытаясь взять под контроль эмоциональную сферу, в то время как она — живой организм.

Недаром в психотерапии говорят про внутреннего ребенка, который любит заботу. Если он кричит и плачет, то нужно определить, какая потребность у него сейчас. К сожалению, очень часто люди с депрессивными и тревожными расстройствами чересчур погружаются внутрь, теряют контакт с окружающей реальностью, с важными предметами и людьми и пытаются все больше и больше ухватиться за этот ускользающий хвост. Возникает порочный круг: человек, стремясь избежать ошибок и что-то изменить в себе, теряет все самое ценное. Организм начинает кричать громче, а человек снова пытается его забить и проконтролировать, и еще больше организм кричит. Поэтому один из признаков депрессии — это выученная беспомощность. Человек перестает доверять себе, верить в самоэффективность и все больше застревает в эмоциональных ловушках. Если подразумевать под эмоциональным интеллектом «дикий психоанализ» с докапыванием до истинных сущностных причин — это пагубно. Нужно в словосочетании «эмоциональный интеллект» не забывать об интеллекте.

Здесь очень важен вопрос: «Зачем? Человек в депрессии всегда хочет подтвердить мысль о том, что будущего нет, все ужасно, все критично, и он абсолютно ужасен. В итоге, целью анализа становится подтверждение негативной установки, от чего внутреннее состояние становится только хуже. Завязываются внутренние эмоциональные узлы. Часто это связано с травмой, нанесенной кем-то из близких. Так часто происходит при разрыве с партнером: он уходит, отворачивается или грубо называет меня, значит, я плохой. Несмотря на то, что человек может сказать: нет, это не правда. Все равно это непосредственно проникает как эмоциональный опыт, и в психотерапии это часто обнаруживается. Здесь актуально исследование эмоционального дистресса, или эмоционального выгорания.

Это сейчас расхожий термин, но на самом деле — серьезное явление, которое включено в международную классификацию болезней. Сейчас это актуально в связи с переработками медицинских сотрудников, волонтеров, священников, помогающих практиков-психологов. И вот интересный момент, что часто в обыденном сознании излишнюю чувствительность человека связывают с эмоциональным выгоранием. В реальности дистресс возникает не потому, что человек излишне эмпатичен, а из-за того, что не может назвать свои чувства вовремя. Это доказано в исследовании Т. Карягиной на российской выборке. Эмоциональное выгорание наступает, в первую очередь, когда человек начинает замыкаться на себе и не просит о помощи. Часто это происходит, когда в организационной культуре не развита обратная связь, то есть руководители не дают сотрудникам оценку деятельности. Они не акцентируют внимание на плюсах, а критикуют.

Или вовремя промолчать — тоже хороший навык. Московская служба психологической помощи населению - прекрасная возможность поработать с психологом и разобраться в себе Фото: Николай Мохначев Заключение Эмоциональный интеллект — концепт, обращающий внимание на то, что в ряде важных сфер жизни человека положение в обществе, образование, профессиональная успешность, отношения в семье и др. Концепт нашел широкое распространение в житейской психологии и организационной среде. Пока научный статус понятия низок, недостаточно достоверных научных свидетельств, результаты исследований противоречивы, существует большой разброс не согласованных альтернативных моделей и способов измерения. В то же время, польза ряда компетенций и навыков, включенных в эмоциональный интеллект эмпатия, переработка эмоциональной информации, эмоциональная грамотность, коммуникативная компетентность, самоэффективность и др. Научно подтвержденными, доступными средствами развития способностей, связанных с эмоциональным интеллектом, является регулярность следующих занятий: чтение художественной литературы, здоровый сон, занятие практиками осознанности, регулярное получение обратной связи о своем поведении от окружения, межкультурное взаимодействие, занятия творчеством, получение помощи и поддержки в рамках психологического консультирования и психотерапии. Название видео Литература по теме: Андреева И. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Бенджамин Б.

Совсем другой разговор! Василюк Ф. Психология переживания. Дегтярев А. Том 4. Зарецкий; В.

Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой. К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке.

Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни. Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект». Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни. В этом, безусловно, ценность этого конструкта. Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере. В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно. Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек.

Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И. Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке. В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т. Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам. Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы. В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна. Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков.

Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е. Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований. Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории. В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность. То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека.

Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект. В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману 1995 Источник: m. Возраст, социальный опыт, гендер имеют значение? Есть противоречивые исследования, но в целом, если говорить о гендере, женщинам более свойственно считывать эмоции других. В то время как у мужчин больше выражена регуляция эмоций. Здесь важно, что мы говорим про гендер, то есть то, что культурно присвоено, а не про какие-то биологически заданные механизмы. Как раз нейрофизиологические исследования отражают, что физиологически могут быть абсолютно одинаковые показатели, но при этом женщина говорит, что испытывает печаль, а мужчина — что испытывает гнев или вообще ничего не чувствует.

Дело в том, что мальчикам с детства даются те игрушки, которые не развивают способность считывать и выражать эмоции, а больше управлять, руководить, разбираться в механизмах. Родители бессознательно покупают их для адаптации в нынешней культуре. Девочкам соответственно дают кукол, которые общаются между собой и таким образом с самого детства у них идет развитие коммуникативных компонентов эмоционального интеллекта. Если отвечать на вопрос о возрасте, то нужно говорить о психологическом возрасте. Парадокс в том, что с помощью эмоционального интеллекта как раз могут замерять эмоциональную зрелость. Есть такой расхожий термин за рубежом — «кидалт», то есть «дитятя», «взрослый ребенок». Часто руководители или те, кто занимает высокую должность, вызывают смущение у подчиненных, потому что начинаются сложные процессы коммуникации, например, руководитель деспотично себя ведет. В американской культуре это означает, что человек не умеет управлять своими эмоциями в кризисных ситуациях, и его психологический возраст чрезвычайно мал. В данном контексте он не обладает высоким эмоциональным интеллектом.

С другой стороны, мы должны сказать, что с возрастом, приобретая опыт, человек лучше дифференцирует контексты, в которых возникают эмоции. Например, человек, который испытывает тревогу, с развитым эмоциональным интеллектом может различить: это тревога из-за того, что сейчас происходит что-то чрезвычайно важное или это предчувствие угрозы. В зависимости от этого человек строит свое дальнейшее поведение. Закадровое фото с интервью Закадровое фото с интервью Фото: Николай Мохначев Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. Например, если у родителя хорошо развит эмоциональный интеллект, то при чувстве раздражения к ребенку он может определить, что именно является его источником переживания и эмоций: не то, что ребенок раздражает, а, например, что он не успел выпить воды, или не знает, как поступить. Тогда гнев сменяется на печаль, и хорошо, если рядом находятся родственники, которые могут помочь и принять участие в этом процессе. Родитель просит помощи, а не срывает свою агрессию на ребенке или любом другом объекте, который в данный момент может восприниматься им как преграда к спокойствию. Напротив, человек с неразвитым эмоциональным интеллектом не считывает эти предыдущие стадии и доводит себя до интенсивных аффектов, которые сужают сознание и очень пагубно воздействуют на коммуникативные стратегии, разрушая отношения. А что насчет детей?

У них развит эмоциональный интеллект или интуиция? Ведь если учительница зайдет в класс в плохом настроении, дети не станут себя плохо вести. Здесь важно развести понятия интуиции и эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это участие интеллекта, языка, знаков в том, как распознавать и регулировать эмоциональные процессы.

Подразумевается способность распознавания конкретных эмоций у себя и других людей. Стимуляция мышления эмоциями. Подразумевается использование эмоций в качестве мотивационного и стимулирующего факторов для мыслительного процесса. Понимание эмоций. Умение находить взаимосвязь мыслей и возникших эмоций, а также способность понимать причину появления конкретных эмоций в различных условиях. Управление эмоциями. Способность подавлять или пробуждать эмоции. Зачем нужно развивать EI? Причины очевидны: понимание коллег, близких и себя самого позволяет эффективно коммуницировать, строить профессиональные и личные отношения. Как развить эмоциональный интеллект? Сначала необходимо понять, какие именно навыки развивать конкретно в своём случае. Для этого стоит задать себе несколько вопросов: Каковы особенности моей профессии и что ценится в моём профессиональном сообществе? Насколько быстро меняется моя жизнь или профессия? Что для меня по-настоящему важно? Что мне делать сложно, а что — легко? Насколько быстро меняется моя жизнь или отрасль, в которой я работаю? Отталкиваясь от ответов, определите первые шаги, с которых можно начать развитие личности. И главное — не бойтесь учиться. Постигайте принципы правильного общения, самоорганизацию, креативность, работу в команде, критическое мышление, составьте стратегию борьбы со стрессом, работающую в вашем случае. К слову, стрессы и депрессии вызывают нарушения эмоционального интеллекта.

Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, создавать эффективные стратегии, которые помогаю использовать эмоции для достижения целей. Общий балл эмоционального интеллекта если 69 и ниже баллов — это низкий уровень и необходимо развитие. В этой зоне могут быть некоторые трудности для жизни, работы человека. Будет полезно улучшить навыки и знания. Хотя показатели не очень высокие, человеку следует продолжить развитие навыков данного направления, если это является важной частью его повседневной жизни, работы. От 90 до 109 — средний уровень - Компетентность. Человек обладает удовлетворительными навыками, чтобы добиться в этой области определенного успеха. Навыки владения эмоциями они делятся на 3 подуровня: 90-95 — низкие значения, 96-99 — средние значения, 100-109 — высокие значения. От 110-129 — высокий уровень — Профессионал. Это человек уже опирается на эту сторону, он даже может не иметь представление что это ЭИ, человек может даже не осознавать, а его научила жизнь и он эти навыки просто встраивает, он не осознает, что он использует способности ЭИ, на уровне бессознательной компетенции владеет разными приемами, может сам научился, может быть жизнь заставила, сформировалось это умение. От 130 и выше — Высокий уровень — Эксперт. Человек полностью использует способности ЭИ. У человека большой потенциал в этой сфере. Распознавание эмоций, 2. Использование эмоций Стратегический ЭИ: 3. Понимание эмоций, 4. Управление эмоциями Баллы по доменам в отчете мы не увидим, но можем ориентироваться по величине столбцов. Есть два вида отчетов тестов ЭИ: Стандартный отчет.

Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект

В беседе с «» она объяснила, что эмоциональный интеллект — врожденная когнитивная способность замечать, понимать значение и назначение эмоций, применять их в жизни и управлять ими. Эмоциональный интеллект необходимо отличать от выраженности эмоций и силы их проявления. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг. По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор.

Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте

В отличие от привычного всем понятия интеллекта, эмоциональный интеллект – своего рода эмоциональная компетентность, способность осознавать и управлять эмоциями, адекватно интерпретировать ситуацию и влиять на нее. Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать, оценивать и использовать эмоции для эффективного и конструктивного. «Если говорить простыми словами, то эмоциональный интеллект — это наша врожденная когнитивная способность что-то делать с эмоциями: замечать, понимать их значение и назначение (эмоции – это сигналы нам о чем-то), применять их в жизни и управлять ими. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.

Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом

В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он.

Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20].

Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23]. В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18].

А также мнение Е. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И. Андреевой, Д.

Ушакова, Д. Люсина, С. Деревянко, О. Гулевич, В.

Овсянниковой, Е. Сергиенко, Т. А, Сысоевой, О. Белоконь и многих других [16].

Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [6]. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [25]. Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества.

Так, работы О. Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [8]. Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д.

Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом [15].

По мнению Д. Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. Поэтому «эмоциональный интеллект» можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками. Следовательно, «эмоциональный интеллект» — это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [13].

Модель, предлагаемая Д. Люсиным, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Не представляется также возможным отождествить эту модель с трактовкой эмоционального интеллекта как черты.

Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники.

До начала частной практики работал инженером-разработчиком, руководил департаментом продаж IT-проектов, формировал команды для реализации IT-проектов. Aletheia Digital Практики и мышление руководителя для реализации цифровых проектов.

Как всё это связано с мозгом? Юлия Самойлова руководитель Академии смысла Андрея Курпатова Когда мы говорим про эмоции, то часто подразумеваем, что они сами по себе живут в нас.

Словно достаточно знать список всех чувств, их признаки и иметь инструкцию о том, что с ними делать. На самом деле всё чуть сложнее. Для развития EQ важно понимать механику возникновения эмоций в мозге человека. Наш эмоциональный фон определяют скрытые в подкорке базовые потребности. Их три: потребность в безопасности, социальная и половая.

Если мы строим социальные отношения, увеличиваются шансы на продолжение рода. Как итог — образуются положительные эмоции. И наоборот — если жизнь оказывается под угрозой, есть негатив со стороны социальной группы, а наша сексуальная чувствительность лишена встречного интереса, мы будем страдать. Например, во время страха учащаются сердцебиение и дыхание, из-за стыда или злости краснеют щеки. Эти реакции мы не можем контролировать сознательно.

Здесь идут желание доминирования, сексуальное возбуждение, чувство боли и поисковый интерес. В случае страха появляются пугающие картины того, что может случиться. При сексуальном возбуждении — мысли о любви. При чувстве боли — картины смерти. Таким образом, эмоции проявляются на трёх уровнях: телесном, поведенческом и когнитивном.

Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными. Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек. Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами». В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта.

Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана « Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ». В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ. Внутренний диалог Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас.

Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает? Определившись с причиной эмоций, ослабьте их. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника.

Эмпатия Чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник. Позитивное мышление Чтобы увеличить самомотивацию и достичь успеха, начните мыслить позитивно. Скажите себе: «Люди, которые думают, что могут изменить причины своих фейлов, легко не сдаются.

Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех». Поэтому если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя дурные мысли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий