это опасности, которые могут привести к полному вымиранию человека и поставить под угрозу существование Земли. За пределами психологии и психотерапии термин «экзистенциальный кризис» иногда используется для обозначения того, что существование чего-то находится под угрозой. Агрессивные шаги недружественных государств создают экзистенциальную угрозу для России, в этом нет никаких сомнений. Такое мнение выразила замглавы Еврокомиссии Маргрете Вестагер, выступая в Американском институте предпринимательства. Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель.
Климатологи заявили об «экзистенциальной угрозе» для жизни на Земле
Сам термин «экзистенциальная угроза» (англ. existential threat) стал активно употребляться в исследованиях области безопасности. это опасности, которые могут привести к полному вымиранию человека и поставить под угрозу существование Земли. Впрочем, как и в случае с астероидами и кометами, поистине экзистенциальную угрозу представляют затемненные небеса. Президент США Джо Байден считает, что «единственной экзистенциальной угрозой» для человечества является глобальное потепление. Читайте статью о причинах, симптомах, стадиях, последствиях и лечении Экзистенциальный кризис на сайте клиники Rehab Family. Экзистенциальный кризис – переживание чувства мучительной тревоги при мыслях о смысле собственного существования.
Опасности искусственного интеллекта - 12 экзистенциальных рисков
Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами. это "экзистенциальная угроза" для Польши и РИА Новости, 09.02.2023. это понятие, которое описывает ситуацию или событие, которое представляет собой серьезную угрозу для существования человечества. Кризис снабжения породил угрозу на экзистенциальном уровне для большинства немецкого населения, что может привести к очень опасной ситуации, заявил социолог Вильгельм Хайтмайер 29 октября в интервью газете Die Zeit. Экзистенциальная угроза. Ну вот объясните мне, какой смысл вести трэвел-блог на языке страны, чьих граждан никуда не пускают. Экзистенциальная угроза и риск для здоровья.
Климатологи заявили об «экзистенциальной угрозе» для жизни на Земле
Экзистенциальный кризис — Википедия | Понятие экзистенциального кризиса пришло в психологию из философского течения XX века — экзистенциализма (от латинского existentia — существование или философия существования). |
Экзистенциальная угроза: что это такое и как ее понимать? | Экзистенциальная угроза и риск для здоровья. |
В чем суть экзистенциального конфликта Россия – Коллективный Запад: s_tarasenko — LiveJournal | Новая концепция вообще объявляет Запад "экзистенциальной угрозой для России", а создание новой концепции было вызвано "потрясениями" в международных отношениях, о которых сказал в своей речи на Совете безопасности президент Путин. |
Экзистенциальная катастрофа | Что такое экзистенциальный кризисПростыми словами — это распространённая проблема материально обеспеченных людей в благополучных странах. |
ЕС предупредили об экзистенциальной угрозе из-за действий США на Украине | довольно мутное в международных отношениях, но легко предположить, что речь идет об угрозе самому существованию, в более мягком варианте – угрозе самостоятельному существованию. |
Байден заявил, что единственная экзистенциальная угроза человечеству - это изменение климата
Экзистенциональная угроза (Денис Фоменко) / Проза.ру | Первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что ядерная доктрина России предусматривает возможность использования ядерного оружия в случае "экзистенциальной угрозы" стране. |
Telegram: Contact @Irinamuhinaexpert | В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. |
Генсек ООН: «искусственный интеллект - экзистенциальная угроза человечеству»
Неспособность адаптироваться может привести к катастрофическим последствиям, которые выйдут далеко за пределы цифровой сферы. Итак, ставки высоки. Необходимость действовать реальна, а риск для стабильности общества огромен. Эрозия человеческой самостоятельности: Порабощение выбора Системы искусственного интеллекта все больше вплетаются в ткань повседневной жизни, влияя на все - от персонализированной рекламы до содержания новостной ленты. Эти алгоритмы, созданные для повышения удобства пользователей, также несут в себе риски, связанные со стремлением к власти. Манипулируя выбором, они ставят под угрозу индивидуальную автономию.
Могут создаваться эхо-камеры, укрепляющие предубеждения и подавляющие интеллектуальный рост. Разрушение человеческой самостоятельности не просто вызывает беспокойство, оно представляет собой экзистенциальную угрозу. Она подрывает концепцию свободы воли - краеугольный камень демократических обществ и человеческого достоинства. По мере продвижения к ИИ уровня человека ставки становятся еще выше. Нынешние технологии уже способны оказывать значительное влияние.
Но стремящийся к власти ИИ с неограниченными целями может привести к экзистенциальной катастрофе, связанной с ИИ. Функции вознаграждения, которые не соответствуют человеческим ценностям, могут ускорить эту катастрофу. Центр безопасности ИИ подчеркивает настоятельную необходимость культуры безопасности при разработке ИИ. Речь идет не только о том, чтобы не дать мощным технологиям спровоцировать немедленные кризисы, как, например, ядерное оружие; речь также идет о защите от долгосрочной эрозии человеческих способностей. Потенциальные последствия выходят далеко за рамки индивидуального опыта и угрожают основным принципам, на которых держится наше общество.
Моральная опасность при внедрении ИИ: Кто берет на себя ответственность? Развертывание систем искусственного интеллекта затрудняет подотчетность и создает моральный риск. Когда ИИ дает сбой, возложить на него вину становится сложно. Кто виноват - разработчик, пользователь или сама система ИИ? Такая неопределенность способствует слабому надзору и слабому регулированию.
Этические и правовые нормы не успевают за стремительным развитием технологий, оставляя бреши в системе ответственности. Эти пробелы - не просто теоретическая проблема, они имеют реальные последствия. Возьмем неисправный ИИ, который приводит к аварии со смертельным исходом. Кому грозят юридические последствия? Если никто не будет привлечен к ответственности, это подорвет основы общества, основанного на справедливости.
Такой пробел в системе ответственности чреват не только отдельными случаями причинения вреда, он представляет собой экзистенциальную угрозу. Наши общественные структуры опираются на четкие системы ответственности и справедливости. Когда ИИ нарушает эти системы, это подрывает общественное доверие и социальную сплоченность. А по мере того как технологии ИИ становятся все более сложными и автономными, потенциал безотчетного причинения вреда возрастает. Этот растущий потенциал делает проблему морального риска в ИИ не просто актуальной, а критически важной.
Решение этой проблемы требует срочных реформ в правовой и этической сферах. Регулирующие органы должны действовать оперативно, чтобы установить четкие правила, которые будут развиваться вместе с возможностями ИИ. Речь идет не только о предотвращении случаев причинения вреда, но и о сохранении целостности общественных структур, которые держат нас вместе. Поэтому разговор о моральном вреде при внедрении ИИ должен перейти от дискуссий к действиям. Бездействие чревато тем, что в будущем ИИ станет дестабилизирующей, а не укрепляющей силой.
Монополии данных: Концентрация информационной власти Данные все больше концентрируются в руках нескольких крупных технологических компаний. Такая консолидация вызывает экзистенциальные опасения. Эти технологические гиганты контролируют огромный спектр информации, от привычек покупателей до глобальных новостей. Такой контроль нарушает честную рыночную конкуренцию и ставит под угрозу демократическое управление. Представьте себе крайний случай, когда технологический гигант манипулирует общественными настроениями или злоупотребляет персональными данными.
Такие действия были бы не просто неэтичными, они были бы опасными. Они могут подорвать основы демократических обществ, где власть распределена, а ответственность очевидна. Эта тенденция бросает вызов основным принципам демократии. Когда несколько организаций накапливают такое большое влияние, баланс сил смещается. Подотчетность становится мутной.
Общественное доверие ослабевает. В этом новом ландшафте риск заключается не только в чрезмерном влиянии корпораций, но и в фундаментальной дестабилизации структур общества. Необходимость вмешательства регулирующих органов становится очевидной. Если монополии на данные не будут контролироваться, демократическая структура общества окажется под угрозой. Необходимы срочные меры, чтобы противостоять растущей концентрации данных и власти.
Хорошая новость в том, что рукотворное изменение климата можно обратить. Плохая — в том, что Земля и сама по себе может климат. Изменения в солнечном излучении и повторная балансировка атмосферных газов способна создать климатический сдвиг. Он произойдет медленно, зато его гораздо сложнее остановить. Крупные астероиды Частота инцидентов: раз в 1-10 млн лет Падение всего одного крупного астероида 65 млн лет назад уничтожило каждый наземный вид животных, весивший больше 100 кг. Столкновение было настолько мощным, что оно сотрясло всю Землю и вызвало серию вулканических извержений, чей дым объял планету на долгие годы. Подобные катастрофы случаются гораздо реже, чем падения мелких астероидов, но тем не менее. Вспышки гамма-излучения Частота инцидентов: раз в 10 млн лет Вспышки гамма-излучения происходят, когда в ядре взрывающейся звезды возникает черная дыра. Материя мертвой звезды вращается вокруг дыры, постепенно сжимаясь и нагреваясь. Комплексные силы запускают в открытый космос огромные потоки гамма-радиации — самого мощного типа радиоактивного излучения.
Если Земля попадет под один такой поток, то он запросто лишит планету защитного слоя озона — мы будем подвержены полной мощи ультрафиолетовой радиации Солнца.
Осознание неизбежности конца жизни может привести к тревоге, беспокойству и даже панике. Человек может испытывать страх перед неизвестностью, перед тем, что произойдет после смерти.
Еще одним негативным последствием экзистенциальной угрозы является потеря смысла жизни. Когда человек осознает, что его существование временно и что в конечном счете все исчезнет, он может чувствовать, что его усилия и достижения бессмысленны. Это может привести к депрессии, апатии и чувству безысходности.
Читайте также: Как проверить, жив ли человек, если о нем нет информации в интернете по городу, имени и фамилии Также экзистенциальная угроза может вызывать вопросы о смысле жизни и ценностях. Человек начинает задаваться вопросами о том, что на самом деле имеет значение и что действительно стоит ценить. Это может вызвать внутренний конфликт и неопределенность, особенно если человек не может найти однозначных ответов.
Как справиться с экзистенциальной угрозой? Экзистенциальная угроза — это состояние, когда человек осознает, что его жизнь подвергается опасности или лишается смысла и цели. Для того чтобы справиться с этой угрозой и продолжать жить полноценно, необходимо понять и осознать свою собственную сущность, а также найти те факторы, которые придают жизни истинный смысл.
Важным этапом в справлении с экзистенциальной угрозой является осознание собственной сущности. Это подразумевает поиск ответов на вопросы о своей роли в мире, о своих ценностях, о том, что действительно важно для нас. Понимание того, кто мы есть и чего мы хотим достичь, поможет нам построить более осмысленную жизнь и стать более устойчивыми к угрозам.
Кроме того, важно находить и создавать смысл в своей жизни. Экзистенциальная угроза может вызывать страх и чувство бесполезности, и для преодоления этих чувств необходимо найти цели и интересы, которые помогут нам ощутить, что наше существование имеет значение. Это может быть любовь к близким людям, признание в профессиональной сфере, творчество или служение другим.
Не менее важным фактором в справлении с экзистенциальной угрозой является формирование понимания собственных страхов. Зачастую наши страхи ограничивают нашу способность вести осмысленную жизнь, поэтому важно осознать их и научиться с ними справляться. При этом необходимо помнить, что переживание страха не значит, что мы бессильны, а лишь показывает, что перед нами стоит важная задача, которую мы можем решить.
Борьба с физическими проявлениями Страх — это неизбежный фактор в жизни каждого человека. Он связан с нашей сущностью и основан на страхе за свою жизнь и благополучие. Экзистенциальная угроза — это выражение страха перед потерей смысла и цели в жизни.
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с различными угрозами — физическими и ментальными. Физические угрозы это то, что является непосредственной угрозой для нашего тела и здоровья. Борьба с физическими проявлениями экзистенциальной угрозы — это путь к пониманию и осознанию своей сущности.
Для этого необходимо развивать свое физическое тело, укреплять его и заботиться о нем. Спорт, физические упражнения, правильное питание — все это помогает нам сохранять наше физическое здоровье и бороться с угрозами окружающего нас мира. Все это, конечно, не единственный способ борьбы с физическими проявлениями экзистенциальной угрозы.
Важно также осознавать свою уязвимость и учиться справляться с неожиданностями. Будь то обучение самообороне или овладение навыками выживания в экстремальных условиях — всё это помогает нам чувствовать себя более безопасно и уверенно в мире, где существует постоянная угроза. Помощь профессионалов Выражение «экзистенциальная угроза» обозначает состояние, когда из-за осознания смерти человек начинает задаваться вопросами о смысле жизни и своем месте в мире.
Такая угроза часто вызывает в нас страх и неопределенность. Понять сущность экзистенциальной угрозы и найти себе смысл жизни иногда бывает сложно самостоятельно. В таких случаях рекомендуется обратиться за помощью к профессионалам — психологам, психотерапевтам или консультантам.
Квазикультовые организации преимущественно сайентологи и мунниты получают доступ в школы, колледжи, вузы и внешкольные учреждения. Избегать таких негативных последствий экзистенциальных угроз возможно в том случае, когда целью и мотивом деятельности человека в самых критических условиях будет оставаться стремле- ние к подлинному бытию. Когда «... И здесь одну из самых значимых ролей «играет» философия, которая призвана формировать не «костное», а критическое и плюралистическое мировоззрение человека, с однозначно гуманистической направленностью.
Литература 1. Акулова, И. Акулова, М. Баева, Л.
Baev L. Бек, У От общества нужды к обществу страха [Электронный ресурс]. Бехманн, Г. Антоновского, Г.
Гороховой, Д. Ефременко, В. Каганчук, С. Жилина, В.
Под редакцией Жилиной В. Мамардашвили, М. Магнитогорский металл газета. Маркс, К.
Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс, Ф. Мудрик, А. Урсул, А.
Урсул, Т. Урсул, В.
Экзистенциальная угроза что это значит простыми словами кратко и понятно
Цель документа не допустить повышения среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем и сделать все возможное, чтобы удержать рост на отметке 1,5 градуса. Ученые полагают, что более значительное потепление может привести к необратимым последствиям для экологии. По данным Всемирной метеорологической организации ООН, средняя температура в 2022 году была на 1,15 градуса 1,02 - 1,27 градуса выше, чем среднегодовые показатели в 1850-1900 годах.
Научиться справляться с переживаниями экзистенциального кризиса в конечном итоге поможет нам вырасти, но пока это очень сложно. Мы перестаем получать удовольствие и начинаем более объективно относиться к тому, как мы проводим время и как мы вписываемся в этот мир. Вы чувствуете бессилие Когда мы молоды, возникает ощущение, что Вселенная всегда работает на нас, а не против нас. Вселенная — наш друг и наставник. Когда мы становимся старше, мы сталкиваемся с новыми проблемами и финансовыми обязанностями, и жизнь усложняется. Со стороны общества и со стороны людей оказывается больше давления, чтобы мы что-то делали со своей жизнью. Игривые отношения со вселенной закончились, и начинает казаться, что они работают против нас. Мы начинаем чувствовать, что нам навязывают.
Другие люди теперь контролируют наше время и нашу жизнь. Это заставляет нас ощутить сильное чувство бессилия. Дело больше не в развлечениях, а в том, как мы вписываемся в этот опыт. Неужели всё это стоит того? Многие, переживая экзистенциальный кризис, не чувствуют, что это так. Вы чувствуете себя совершенно отличным от других Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах. Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.
Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие. Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу. В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем. Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно конкурировать с чем-то непостижимым? Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис? Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его — вторая мысль, которая посещает умного человека.
Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами: 1.
Напомним, помощник президента Владимир Мединский, возглавлявший российскую делегацию на переговорах, заявил, что Россия искренне хотела договориться с Украиной на переговорах в 2022 году, делегация Киева также выражала такое желание. По его словам, украинская сторона вынуждена была согласовывать свои действия с «тремя начальниками». В ноябре Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной.
Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино. К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин. Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт.
В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики. Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области.
По словам телеведущей, экс-главнокомандующего планировали назначить на пост посла в Лондоне, однако он подозрительным образом отсутствует в поле зрения общественности, его никто не видел в последние недели, передает РИА «Новости». Также высказываются предположения, что он якобы был убит вместе с несколькими высокопоставленными украинскими офицерами. Салливан сказал, что Украина находится в «глубокой яме». По его словам, это произошло из-за задержки американской помощи, передает ТАСС.
Напомним, Маск заявил, что боится отсутствия стратегии выхода из украинского конфликта. Как пишут «Военкоры Русской Весны» , беспилотник удалось сбить бойцу третьего батальона 91 отдельного стрелкового полка рядовому Хатамову из Узбекистана. Сообщается, что российские военные выполняли боевую задачу в Никольском. Когда шли эвакуационные мероприятия, они попали под обстрел, один из военных был ранен.
Хатамов «возвратился за ним и был атакован FPV-дроном-камикадзе», но сбил беспилотник вещмешком — в результате у БПЛА были «повреждены лопасти», дрон «потерял управление». Российские военные провели «успешную эвакуацию боевого товарища».
Событие, которое может привести к вымиранию человечества или навсегда и резко сократить потенциал человечества, известно как экзистенциальный риск.
Каковы основные экзистенциальные угрозы? На этой основе мы выделяем четыре различные экзистенциальные угрозы, имеющие отношение к межгрупповым отношениям: a Индивидуальная физическая угроза, ориентированная на будущее — личная смерть ПД: например, «Меня беспокоят мысли о собственной смерти» ; b Коллективная физическая угроза, ориентированная на будущее — физическое коллективное уничтожение PA: например, … Что такое экзистенциальное простыми словами? Если что-то экзистенциально, это имеет отношение к человеческому существованию.
Если вы боретесь с большими вопросами, связанными со смыслом жизни, возможно, у вас экзистенциальный кризис.
Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей
Что такое экзистенциальная угроза Понимание и примеры | Экзистенциальный кризис – это состояние тревожности, глубокого дискомфорта человека, которое возникает когда ставится вопрос о смысле существования. |
Экзистенциальный кризис личности - что это такое, как преодолеть | довольно мутное в международных отношениях, но легко предположить, что речь идет об угрозе самому существованию, в более мягком варианте – угрозе самостоятельному существованию. |
Байден озвучил главную экзистенциальную угрозу всему живому
Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни. Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система. Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий.
Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования.
В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить. Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера. Как говорить Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии». Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».
Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен». Источник «А какой смысл? Когда вы чувствуете, как интерес к жизни угасает с каждой выпитой чашкой кофе, и все что хочется — это сбежать на край света. Простыми словами — вы переживаете потерю смысла жизни. Плохая новость — кризис вряд ли будет последним. Хорошая — вы с ним справитесь. Разбираемся, что стоит за понятием экзистенциальный кризис и почему он внезапно стал частью поп-культуры. Что такое экзистенциальный кризис?
Простыми словами это та самая потеря смысла жизни. И, как говорят специалисты, это одна из важнейших проблем психологии. Изначально экзистенциализм был понятием сугубо философским. Экзистенциалисты не просто изучали существование в рамках отдельной категории, а заостряли внимание на том, как сам человек оценивает и осмысливает свою жизнь. Проблему смысла жизни, кризиса его утраты, и собственно экзистенциального кризиса была хорошо описана психиатром Виктором Франклом, который побывал в фашистском концлагере. Тогда он заметил что в одних и тех же условиях люди примерно одного возраста жизненного даже опыта, сникали и погибали, а другие продолжали жить. Он пояснил, что заключенные находили в себе силы противостоять обстоятельствам, потому что смогли сформулировать для себя смысл — зачем все это. Вера в то, что они проходят все эти нечеловеческие испытания, ради чего-то большего, помогала им продержаться.
Более того, по статистике послевоенных лет люди, которые смогли найти ответ на этот вопрос, имели более счастливую и долгую здоровую жизнь.
Как правило, такое случается, если у них нет особой надежды на выигрыш, который можно приобрести за счет этих усилий и риска. Поэтапный отказ от жизни и уход от нее может привести к наркотической зависимости, алкоголизму и другим формам ухода. В конечном счете, эти стратегии ведут к изоляции и растворению. Идущие по этой дороге обычно заканчивают полным погружением в пучину отчаяния, которое приносит сумасшествие и жизненный крах. Они притворяются, будто такое Движение и есть жизнь, что эта жизнь и их сделала такими, каковы они есть, и что в этом ничего нельзя изменить. Когда нет мнения, нет и тревоги» - пишет Э.
Мадди называет такой не-выбор выбором прошлого, выбором сохранения статус кво — это выбор ухода от осознания, выбор попытки законсервироваться, которая все равно не может привести, в конечном счете, к успеху. Бессмысленное, неосознаваемое погружение в бытие может лишь ненадолго заглушить тревогу. Если же жить так, будто ты представляешь собой некий объект, прочный и с предрешенной судьбой, то появление экзистенциальной тревоги может быть лишь отложено до тех пор, пока эта псевдоопределенность не докажет свою ложность на деле. В статье «О значении страха смерти для развития личности» С. Мадди отмечает, что в жизни, помимо реальных ситуаций смерти, нам приходится сталкиваться со многими «малыми смертями». Смертью в каком-то смысле являются все те случаи, когда что-то прекращает свое существование внезапно и нежелательно для нас, когда внезапно прекращаются какие-то значимые отношения, когда неожиданно прекращаются какие-то события, дела, не обязательно связанные с гибелью человека. Самый типичный пример — несчастливая любовь, разрыв отношений.
Это переживание оказывается во многом подобно переживанию смерти. Именно в таких «малых смертях», говорит С. Мадди, прежде всего, отрабатывается отношение человека вообще к жизни в целом, его жизненная философия. Экзистенциальная вина часто переживается теми людьми, которые чувствуют, что прячутся от экзистенциальной тревоги бытия, делая что-то, что дает им временную передышку, но остается при этом, как они чувствуют, сущностно ложным. Это может проявляться в виде скуки, когда не сделано ничего плохого, но и ничего хорошего для того, чтобы достойно встретить вызовы жизни. Такой тип ухода от бытия ведет к интенсивному переживанию бессмысленности. Второй способ избежать тревоги состоит в таком восприятии жизни, как будто выбора не было и вовсе фатализм.
Экзистенциальная тревога рождается из осознания человеческой способности активно участвовать в бытии. Выбор и ответственность - глубочайшие корни всякой тревоги. Таким образом, избежать тревоги можно, если начнешь считать, что ни выбора, ни ответственности нет в принципе. Это - путь самообмана, или маловерия. Люди могут жить так, будто их жизни полностью предопределены, и исключить, таким образом, свою ответственность конформизм. Они воображают, что они в безопасности, потому что они - Ивановы, и удачно устроились с местом жительства и семьей, или потому, что они - водители такси, или почтальоны, или личные помощники, или зубные доктора. Их жизни организованы вокруг множества привычек и стандартных моделей, которые они как раз и считают самой жизнью.
И хотя они жаждут почувствовать вкус свободы, их жизнь будет поставлена под угрозу одной лишь мыслью о том, чтобы отказаться от этой размеренности «с девяти до шести» и выйти раз навсегда из накатанной колеи. Их осторожные экскурсии в свободу под названием отпуск или выходные, как правило, ничуть не хуже организованы и ограничены их собственными ожиданиями, связанными с тем собственным образом, который они для себя создали. Это - значительные люди, живущие значительной жизнью, защищающие себя от опасностей реальности защитным колпаком. Они осознают, что выбрать свободу значит выбрать тревогу, и выбирают поэтому долг. Эта стратегия работает, поскольку культура, продукт такого отношения, обладает разветвленной сетью разделенных иллюзий и реальностей, поддерживающих личность в такой игре. Такая стратегия терпит крах, когда личность теряет свое безопасное место и обнаруживает, что эта система радикально неспособна защитить ее от ее собственной внутренней пустоты, защитить ее от жизни и смерти. Это случается рано или поздно с каждым человеком.
Существование редко бывает так хорошо организовано, чтобы человеку удалось миновать все жизненные невзгоды.
Мощная солнечная активность Частота инцидентов: раз в 100 лет В 1859 году Землю накрыл мощнейший электромагнитный шторм, который сейчас также известен как «Событие Кэррингтона». После этого шторма северное сияние можно было увидеть даже в Майами — он был самой мощной солнечной вспышкой в истории наблюдений.
Но 10 000 лет назад происходили корональные выбросы и помощнее, причем люди совершенно не замечали их, так как электромагнитная буря не повреждала электронику. По п рогноз ам специалистов, следующий шторм той же мощности, что и Кэррингтон, произойдет в течение века, но, в лучшем случае, не причинит больших проблем. Мелкие астероиды Частота инцидентов: раз в 1 000 лет Каждые несколько лет в атмосферу Земли врезается астероид размером с автобус.
При взрыве он выделяет примерно столько же энергии, сколько выделяет ядерная бомба среднего размера. К счастью, большая часть этих объектов взрывается над открытым океаном и достаточно высоко в небе, но всегда есть шанс, что нам не повезет. Например, мы можем наткнуться на богатый металлами астероид, который сможет пробиться через верхние слои атмосферы и попадет в населенную часть земного шара.
Единственная надежда здесь — это разработка инструментов раннего предупреждения и отражения космических объектов. Естественное изменение климата Частота инцидентов: раз в 100 000 лет Изменение климата — самая опасная угроза жизни человечества. Земля была более теплой в прошлом, но климат никогда раньше не менялся настолько быстро и серьезно.
В итоге она уволилась и нашла другую работу, на которой ей комфортно». Диана Бергерсен Экзистенциальный терапевт, руководитель кризисного центра «Без паники» и психологического центра МИПИП Как вести дневник эмоций: Возьмите шаблон дневника: можно скачать дневник эмоций в интернете или взять обычный бумажный блокнот. Поставьте три будильника в течение дня — например, в 9:00, в 14:00 и в 20:00. Каждый раз по звонку будильника спрашивайте себя: «А что я сейчас чувствую? Ведите дневник две недели, а затем посмотрите результаты — что повторяется? В какое время? На какие выводы это вас наталкивает? С помощью дневника эмоций можно заметить, например, что вам нравятся прогулки или раздражают встречи с определенными людьми.
Исходя из этого можно добавлять больше занятий, которые нравятся, и убирать то, что злит и расстраивает. Маша две недели вела дневник эмоций, потом проанализировала его и заметила, что раздражается в рабочее время. Она посмотрела в календарь и увидела: эмоция появляется, когда она анализирует продажи в разных каналах. Маша решила делегировать сбор информации помощнику — и раздражения стало меньше. А радость регулярно появляется вечером по понедельникам и четвергам. Она связана с хобби — можно освободить под него еще один вечер. Обратиться к опыту других людей. Многие люди проживали кризис и испытывали похожие ощущения.
Узнать о том, как справляются другие, можно двумя способами: через разговор с друзьями и родными. Можно задавать им вопросы о состоянии: «Было ли у тебя вот такое?
Экзистенциальная угроза: что это значит?
Выражение "экзистенциальная угроза" означает угрозу, которая может стереть с лица земли какой-то объект, а вернее, его качественно-ценностное состояние. Сам термин «экзистенциальная угроза» (англ. existential threat) стал активно употребляться в исследованиях области безопасности. Экзистенциальная угроза: что это значит? Президент США Джозеф Байден заявил, что изменение климата является угрозой самому существованию человечества.
Что такое экзистенциальная угроза Понимание и примеры
В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования. В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории. Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К.
Поппера, Т. Адорно, Ж. Доменака, К. Мангейма, Е. Развивая идею «паноптикума» И. Бентама — власти как всевидящего ока, М. Фуко анализирует такие механизмы тотального контроля как биовласть, психиатрический и дисциплинарный порядок [4, с. Однако, наиболее опасную форму реализации идеи «паноптикума» аналитики усматривают в возможностях, открываемых перспективой глобализации информационного пространства и конвергенции информационных и высоких гуманитарных технологий.
Тотальные формы социального контроля и манипуляции в постмодерном обществе анализируются Ж. Бодрийяром в работе «Символический обмен и смерть». Описывая механизмы контроля «бинарного пространства» информационного общества, в котором на смену традиционным ценностям пришли симулякры, мыслитель подчеркивает, «сколь велико различие между этим полем контроля и репрессивным пространством традиционного общества — пространством полицейского порядка, который еще соответствовал что-то значащему насилию» [5, с. Время торжества симулякров Ж. Бодрийяр отождествляет с виртуальным апокалипсисом, который имеет место здесь и теперь. Вопрос опасности утраты мирового культурного наследия поднимает Поль Рикер в статье «Всемирная цивилизация и национальные культуры». Представители культурологического направления Э. Тейлор, Дж.
Фрезер, Б. Девидсон основную угрозу человечеству усматривают в столкновении различных по содержанию культур. Причинами социокультурных конфликтов, по их мнению, являются различия в традициях, верованиях, социальных нормах, искусстве, провоцирующие социальное напряжение во взаимоотношениях между представителями различных этнических и конфессиональных групп. Поэтому диалог между носителями различных моральных идеалов, сориентированный на достижение базового консенсуса, по убеждению О. Ахиезера, должен определяться как прогрессивные человеческие усилия осознанного противоборства с социокультурным расколом, как противостояние опасности дезорганизации [7, с. Проблема межцивилизационного конфликта является ведущей в работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Автор выдвигает тезис, что в отличие от прошлых времен, когда главным источником глобальных и локальных конфликтов были экономика и идеология, в будущем им станет культура.
Столкновение цивилизаций, по его мнению, является наибольшей угрозой миру во всем свете, и международный порядок является самым надежным способом предупреждения мировой войны [8, с. Важной предпосылкой устойчивости цивилизационных образований Хантингтон считает цивилизационную идентичность. Она образуется как культурная идентичность наивысшего ранга и имеет общие черты объективного характера: язык, историю, религию, институты, обычаи, традиции, а также субъективную самоидентификацию людей. К группе экзистенциальных угроз и рисков мыслители относят опасность, таящуюся в возможности использования новых знаний во зло человечеству. Этот феномен, названный В. Поттером «опасным знанием», наиболее ярко проявляется в развитии оружия массового уничтожения, создании новых видов вооружения, технологиях манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено, по мнению мыслителя, опережающим ростом научного знания по отношению к возможностям его осмысления и адаптации к новым реалиям бытия, опережением темпов социальной трансформации по отношению к возможностям науки отвечать на вызовы социальных изменений. Опасное знание определяется исследователями как информация, полученная в результате научных исследований, негативные последствия которой общество не в состоянии эффективно контролировать на данном этапе своего развития [9, с.
Научная деятельность, лишенная ценностных императивов, по взглядам ученых, способна завести человечество в цивилизационный тупик. Тогда, как решение вопроса об использовании новейших знаний с учетом критериев «добра и зла» открывает пути практического решения проблемы существования человеческой цивилизации, находящейся под угрозой ядерного апокалипсиса. Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с. Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым. Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации. Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11]. Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества.
Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека. Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У. Бек, Е. Ласло, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность. Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с.
Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы. Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с. Пробуждение у людей осознания уязвимости природы, ответственности за ее сохранение и последствия своей деятельности, рассматривается как ведущий тренд переформатирования общественного сознания. В таком мышлении мораль, по отношению к истине, выступает как система ценностных критериев, определяющих этические требования и гуманитарные границы применения научных знаний. В качестве единственного возможного пути сохранения человеческой цивилизации выдвигается идея преобразования внутреннего мира человека, его сознания и культуры. По убеждению В. Наряду с экзистенциальными угрозами экологического и технологического характера в психологическом, интеллектуальном и духовном мире происходят непредсказуемые процессы, связанные с «изменением человеческой субъективности» [15, с. Ведущим фактором рискованной, радикальной трансформации человеческой природы выступает синергетическое взаимодействие нанонаук, генной инженерии, информационных и высоких гуманитарных технологий, предупреждают ученые [16, с.
В связи с этим, констатируется появление новой гуманитарной угрозы «деантропологизация человека». Современный человек не только утратил свою идентификацию, но и умирает как антропологическая данность. Разговор идет, по своей сути, не о преобразовании человеческой природы, а об ее утрате, подчеркивает П. Гуревич [17, с. Постепенное вытеснение человека — «постчеловеком» вследствие интервенции в природу человека высоких «конвергирующих технологий BNIC био-, нано-, инфо- и когнитивных , ведущих к утрате смыслов человеческой жизни, по мнению В. Лекторского, порождает экзистенциальную угрозу «коллективного самоубийства человечества» [18, с. На наш взгляд, инструментом предотвращения подобных гуманитарных рисков может стать аксиологическая экспертиза новейших технологий на их соответствие общечеловеческим и экзистенциальным ценностям, определяющим общепризнанные смыслы человеческого существования и учитывающие, по мысли К. Апеля, «регулятив выживания».
Аксиологическую экспертизу можно рассматривать как составляющую гуманитарной экспертизы, которая должна быть органично вплетенной в любую экспертную деятельность, ориентированную на человека [19, с.
Кризис среднего возраста. Случается в среднем между 35 и 55 годами. В это время человек начинает переосмысливать свою жизнь и осознавать упущенные возможности. Он снова ищет себя. Признаки экзистенциального кризиса Психологи в ходе теоретического анализа выделили 17 компонентов экзистенциального кризиса, которые условно разделили на три группы: Эмоциональный компонент. Сюда отнесли чувство вины , ощущение одиночества, отчаяние, беспомощность, потерю чувства целостности, эмоциональную боль, страх и уязвимость. Это переоценка ценностей, утрата смыслов и целей, острая необходимость принятия решений. Человек перестает справляться с обычными повседневными делами, нередко впадает в зависимости, рушит отношения с окружающими людьми, испытывает проблемы со здоровьем, начинает протестовать против общественных устоев.
Какие еще симптомы экзистенциального кризиса выделяют психологи: Начинает мучить страх смерти. Пожалуй, это один из самых ярких маркеров экзистенциального кризиса. К этому может привести, например, смерть близкого человека и последующее острое осознание конечности жизни. Мысль о собственной смертности вызывает сильный страх и тревогу, а также наталкивает на сомнения и заставляет задуматься, для чего вообще тогда жить и в чем смысл. Теряются жизненные ориентиры. Еще одна ведущая проблема — это потеря смысла жизни и жизненных целей. Человек ощущает себя одиноким, не видит мотивации что-то планировать на будущее, теряет чувство опоры под ногами, перестает мечтать, желать, у него пропадает вдохновение и азарт. Нарушается сон и бытовой распорядок. Когда человек находится в стрессе, постоянно крутит в своей голове мрачные мысли, ему становится сложно заснуть, нарушается режим сна, а недосыпание только усугубляет проблему, влияя на самочувствие и взгляд на мир.
Может ухудшаться аппетит, снижаться концентрация внимания, человеку становится сложно выполнять привычные бытовые задачи. Такое состояние очень схоже с депрессией. Снижается настроение. Человек в кризисе испытывает растерянность, жизнь теряет для него былые краски. Ему кажется, что все проходит мимо, ничего не имеет смысла, что он зря теряет время. Приходит страх перед будущим, чувство беспомощности, грусти. В такие периоды нередко можно наблюдать частые смены настроения, когда временные улучшения вновь сменяются глубокой апатией и подавленностью. Появляются проблемы в общении. Человеку в кризисе кажется, что его перестали любить, ценить и уважать.
Снижается доверие к людям, отношения теряют смысл и больше не доставляют приятных эмоций. Виктор Франкл рассказывал еще об одном признаке экзистенциального кризиса. Он говорил о так называемом воскресном неврозе. Это ощущение бесполезности и опустошения, которое возникает в конце рабочей недели. Человек осознает, что впереди у него нет никаких срочных дел, и эти дни будто бы теряют смысл. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Начать развиваться Причины возникновения Чаще всего экзистенциальный кризис возникает в те моменты, когда личность сталкивается с какими-то данностями бытия, на которые она никак не может повлиять. Например: Смерть или тяжелая болезнь близкого, постановка жизнеугрожающего диагноза самому человеку. Все это напоминает о том, что все мы смертны и тоже умрем.
Из-за конфликта между свободой и ответственностью.
Мы хотим жить свободно и выбирать то, что нам нравится. Но этот выбор влечет за собой определенные последствия. И часто мы на самом деле не можем делать только то, что нам захочется, потому что у нас есть обязательства и ответственность перед другими людьми. Когда очень хочется уехать в путешествие на несколько месяцев, но дома семья, а на работе важные проекты, может возникнуть чувство неудовлетворенности собственной жизнью. Из этой неудовлетворенности возникают вопросы о смысле жизни, на которые нужно найти какой-то ответ.
К основным группам глобальных угроз относят: глобальный экологический кризис и связанный с ним блок экологических, антропологических, демографических вызовов существованию человечества; ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов, детерминирующая экзистенциальные риски; угрозу катастрофического роста обнищания населения вследствие асимметричности мирового экономического и демографического развития, влекущую ряд миграционных и этнических проблем; опасность развязывания мировой ядерной войны, ядерного терроризма и ряд экзистенциальных рисков, связанных с разработкой новых видов оружия массового уничтожения.
Однако, основные пути решения глобальных проблем до сего времени остаются в границах методов, предлагаемых технократическими подходами, с привлечением институционального инструментария, разработанного в рамках политологических теорий национальной и международной безопасности. Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого — феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота — как бытие присутствия и «проект в будущее», по М. В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования. В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях.
Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории. Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К. Поппера, Т.
Адорно, Ж. Доменака, К. Мангейма, Е. Развивая идею «паноптикума» И. Бентама — власти как всевидящего ока, М. Фуко анализирует такие механизмы тотального контроля как биовласть, психиатрический и дисциплинарный порядок [4, с. Однако, наиболее опасную форму реализации идеи «паноптикума» аналитики усматривают в возможностях, открываемых перспективой глобализации информационного пространства и конвергенции информационных и высоких гуманитарных технологий.
Тотальные формы социального контроля и манипуляции в постмодерном обществе анализируются Ж. Бодрийяром в работе «Символический обмен и смерть». Описывая механизмы контроля «бинарного пространства» информационного общества, в котором на смену традиционным ценностям пришли симулякры, мыслитель подчеркивает, «сколь велико различие между этим полем контроля и репрессивным пространством традиционного общества — пространством полицейского порядка, который еще соответствовал что-то значащему насилию» [5, с. Время торжества симулякров Ж. Бодрийяр отождествляет с виртуальным апокалипсисом, который имеет место здесь и теперь. Вопрос опасности утраты мирового культурного наследия поднимает Поль Рикер в статье «Всемирная цивилизация и национальные культуры». Представители культурологического направления Э.
Тейлор, Дж. Фрезер, Б. Девидсон основную угрозу человечеству усматривают в столкновении различных по содержанию культур. Причинами социокультурных конфликтов, по их мнению, являются различия в традициях, верованиях, социальных нормах, искусстве, провоцирующие социальное напряжение во взаимоотношениях между представителями различных этнических и конфессиональных групп. Поэтому диалог между носителями различных моральных идеалов, сориентированный на достижение базового консенсуса, по убеждению О. Ахиезера, должен определяться как прогрессивные человеческие усилия осознанного противоборства с социокультурным расколом, как противостояние опасности дезорганизации [7, с. Проблема межцивилизационного конфликта является ведущей в работе С.
Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Автор выдвигает тезис, что в отличие от прошлых времен, когда главным источником глобальных и локальных конфликтов были экономика и идеология, в будущем им станет культура. Столкновение цивилизаций, по его мнению, является наибольшей угрозой миру во всем свете, и международный порядок является самым надежным способом предупреждения мировой войны [8, с. Важной предпосылкой устойчивости цивилизационных образований Хантингтон считает цивилизационную идентичность. Она образуется как культурная идентичность наивысшего ранга и имеет общие черты объективного характера: язык, историю, религию, институты, обычаи, традиции, а также субъективную самоидентификацию людей. К группе экзистенциальных угроз и рисков мыслители относят опасность, таящуюся в возможности использования новых знаний во зло человечеству. Этот феномен, названный В.
Поттером «опасным знанием», наиболее ярко проявляется в развитии оружия массового уничтожения, создании новых видов вооружения, технологиях манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено, по мнению мыслителя, опережающим ростом научного знания по отношению к возможностям его осмысления и адаптации к новым реалиям бытия, опережением темпов социальной трансформации по отношению к возможностям науки отвечать на вызовы социальных изменений. Опасное знание определяется исследователями как информация, полученная в результате научных исследований, негативные последствия которой общество не в состоянии эффективно контролировать на данном этапе своего развития [9, с. Научная деятельность, лишенная ценностных императивов, по взглядам ученых, способна завести человечество в цивилизационный тупик. Тогда, как решение вопроса об использовании новейших знаний с учетом критериев «добра и зла» открывает пути практического решения проблемы существования человеческой цивилизации, находящейся под угрозой ядерного апокалипсиса. Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с. Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым.
Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации. Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11]. Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека. Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У.
Бек, Е. Ласло, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность. Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с. Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы. Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с.
Пробуждение у людей осознания уязвимости природы, ответственности за ее сохранение и последствия своей деятельности, рассматривается как ведущий тренд переформатирования общественного сознания. В таком мышлении мораль, по отношению к истине, выступает как система ценностных критериев, определяющих этические требования и гуманитарные границы применения научных знаний. В качестве единственного возможного пути сохранения человеческой цивилизации выдвигается идея преобразования внутреннего мира человека, его сознания и культуры. По убеждению В. Наряду с экзистенциальными угрозами экологического и технологического характера в психологическом, интеллектуальном и духовном мире происходят непредсказуемые процессы, связанные с «изменением человеческой субъективности» [15, с. Ведущим фактором рискованной, радикальной трансформации человеческой природы выступает синергетическое взаимодействие нанонаук, генной инженерии, информационных и высоких гуманитарных технологий, предупреждают ученые [16, с. В связи с этим, констатируется появление новой гуманитарной угрозы «деантропологизация человека».
Современный человек не только утратил свою идентификацию, но и умирает как антропологическая данность. Разговор идет, по своей сути, не о преобразовании человеческой природы, а об ее утрате, подчеркивает П. Гуревич [17, с.
Генсек ООН: «искусственный интеллект - экзистенциальная угроза человечеству»
Происходить это может в результате загрязнения питьевой воды. Также на ситуацию может оказать воздействие миграция животных и людей, которая обусловлена климатическими изменениями. Ранее ученые рассчитали , когда население нашей планеты начнет сокращаться. Автор: Татьяна Хитрушко Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
Возможно, самое тревожное, что почти каждый пятый профессиональный эксперт по искусственному интеллекту, кажется, согласен с ними. Половина опрошенных членов сообщества ИИ предсказали, что ОИИ, вероятно, начнет стучаться в нашу дверь где-то между 2040 и 2065 годами. В прошлом месяце исследователи из Силиконовой долины подписали письмо с аналогичными предупреждениями.
Люди, очевидно, побеждают, поскольку мы намного умнее и можем использовать более продвинутые технологии, чтобы победить их. При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна Последние аномальные новости.
Экзистенциальная угроза требует от нас внимания и действий для предотвращения и минимизации рисков. Это также вызывает необходимость размышления о наших ценностях и целях в жизни, о том, что именно для нас важно и как мы можем принять активное участие в решении данных проблем. Примерами экзистенциальной угрозы могут быть изменение климата, которое грозит глобальным потеплением и разрушением экосистем; ядерная угроза, связанная с наличием ядерного оружия и возможностью его использования; планетарная пандемия, такая как пандемия COVID-19, способная уничтожить часть населения и нанести серьезный ущерб здоровью людей, экономике и обществу в целом.
Проблемы экзистенциальной угрозы требуют от нас коллективных усилий и междисциплинарных подходов в борьбе с ними. Необходимо развивать и реализовывать планы действий, основанные на научных исследованиях и обеспечивающие безопасность и благосостояние всего человечества. Раздел 1: Определение экзистенциальной угрозы Одним из примеров экзистенциальной угрозы является ядерная война, которая может привести к разрушению городов, множеству жертв и негативным последствиям для окружающей природной среды. Еще одним примером может быть глобальный климатический кризис, который вызывает все большую активность стихийных бедствий, изменение климата и исчезновение видов. Эти угрозы угрожают не только конкретным областям или группам людей, но и всему человечеству в целом. Подраздел 1.
Эта угроза может возникнуть как из-за внешних обстоятельств — войн, природных катаклизмов, пандемий, так и внутренних — личных потрясений, разочарований, потери веры. Примеры экзистенциальной угрозы включают в себя ситуации, когда человек ощущает отчуждение от окружающего мира, чувство беспомощности или бессмысленности своей жизни, осознание необратимости времени и непреодолимости смерти. Экзистенциальная угроза может вызывать страх, тревогу, а иногда приводить к депрессии или психическим расстройствам. Читайте также: Как зовут всех героев в фильме Наследники Дисней Descendants Осознание экзистенциальной угрозы является значимым моментом в жизни человека, так как может спровоцировать внутренний поиск и стремление найти смысл, цель и гармонию. Часто это приводит к размышлениям о смысле жизни, изменениям во взглядах, ценностях и приоритетах, а также к стремлению к личностному развитию и самоосознанию. Понимание этой угрозы может быть сложным, так как она часто выражается через абстрактные и сложные концепции.
Давайте рассмотрим несколько примеров экзистенциальной угрозы, чтобы лучше понять ее суть: Ядерная война: Угроза ядерной войны является одним из наиболее ярких примеров экзистенциальной угрозы. Эта угроза может уничтожить всю жизнь на планете и нарушить баланс между разумными существами. Глобальное потепление: Изменение климата и глобальное потепление представляют угрозу для жизни на Земле. С ростом температуры планеты возникают разрушительные последствия, такие как учащение стихийных бедствий и уничтожение экосистемы. Распространение ядерного оружия: Появление ядерного оружия во всем мире приводит к увеличению вероятности его использования в конфликтах и угрожает всему человечеству. Это создает нестабильность в отношениях между государствами и повышает риск возникновения глобальной конфронтации.
Пандемии и эпидемии: Вспышки инфекционных болезней, таких как пандемия COVID-19, представляют экзистенциальную угрозу для здоровья населения и нормального функционирования общества. Вирус может привести к массовым смертям, социальным и экономическим кризисам. Эти примеры иллюстрируют различные формы экзистенциальной угрозы, которые может принести нам современный мир. Понимание этих угроз помогает нам осознать их серьезность и принять меры к их предотвращению и устранению. Раздел 2: Понимание экзистенциальной угрозы Выражение экзистенциальной угрозы может проявляться в различных формах, как физических, так и эмоциональных, и каждый индивид может воспринимать и реагировать на нее по-разному.
Технология дипфейк применяется для соединения и наложения посторонних изображений и видео на исходные изображения или видеоролики. С помощью нее например можно поменять лицо Шварценеггера в фильме «Терминатор» на лицо Мерлин Монро. И, конечно же, не все подделки так невинны, с помощью данной технологии можно создать фейковые заявления политиков, несуществующие интервью террористов и многое другое.
Черные дыры и гамма-радиация: 7 экзистенциальных угроз жизни на Земле
Полянский выразил уверенность, что в случае экзистенциальной угрозы России его можно применить. Экзистенциальные угрозы формируются сегодня на нескольких фундаментальных основаниях. В заключение, экзистенциальная угроза остаётся вопросом, требующим пристального внимания и активных действий со стороны всего мирового сообщества. Китай представляет для США угрозу экономического уровня, что, безусловно, угрожает господству США, как центру принятия решений и первичному бенефициару капитала и технологий.
Немецкий социолог заявил об опасности экзистенциального кризиса в Германии
довольно мутное в международных отношениях, но легко предположить, что речь идет об угрозе самому существованию, в более мягком варианте – угрозе самостоятельному существованию. Экзистенциальная угроза — это то,что угрожает самому существованию той персоны, что об той угрозе вещает е фундаментальным целям и ценностям — тому, на чм сия персона основывает свою жизнь, наиглавнейшим принципам, без которых. Угроза со стороны России: чего опасаются США? Кульминацией всех этих рисков является экзистенциальная угроза, которую ИИ может представлять для будущего самого человечества. Станислав Крапивник объяснил, почему власти ЕС провозгласили Россию экзистенциальным врагом. У человека может развиться экзистенциальная депрессия, если он постоянно размышляет над неразрешимыми экзистенциальными вопросами.