После актов жестокости, совершённых при высадке в Нормандии, движение войск с севера Франции на Берлин по началу не было отмечено стольким насилием и непристойным поведением в отношении женщин.
Поделиться
- "И третья часть моря сделалась кровью"
- 75 лет назад началась операция «Оверлорд» по высадке союзников в Нормандии -
- Высадка в Нормандии — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
- Читайте также
- Журнал Международная жизнь - Высадка в Нормандии и преступления освободителей
Нормандия 1944 - настоящие реальные кадры высадки
День Д — дата высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года. Высадка в Нормандии — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией.
Высадка в Нормандии, или Операция Нептун презентация
Также по теме «Попытка избежать советизации Европы»: как Квебекская конференция повлияла на ход Второй мировой войны 17 августа 1943 года в Канаде началась Квебекская конференция — встреча лидеров США и Великобритании, на которой обсуждалась стратегия... По словам эксперта, начиная с лета 1942 года политические элиты США и Великобритании стали пытаться подменить понятие «второй фронт» действиями на второстепенных театрах, оставив Советский Союз один на один с главными силами «оси» на Восточном фронте. Наоборот, то, что лучшие силы Германии были задействованы на Курской дуге, позволило союзникам успешно действовать в Италии», — подчеркнул Дмитрий Суржик. Весной 1943 года отношения между членами Антигитлеровской коалиции стали напряжёнными. Постоянный перенос сроков открытия второго фронта заставил официальную Москву перейти к более жёсткой риторике. В советских заявлениях откровенно говорилось о том, что позиция западных союзников производит на руководство СССР тяжёлое впечатление. Рузвельт прямо заговорил о том, что «если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится»», — рассказал Дмитрий Суржик. Уинстон Черчилль всё ещё рассматривал возможность замены высадки во Франции активными действиями в Италии и на Балканах, но Франклин Рузвельт уже решил готовиться к десантной операции в Западной Европе.
Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции. Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал». Также по теме Безоговорочная капитуляция: почему Запад не может простить Красной армии взятие Берлина 16 апреля 1945 года советские войска начали наступление на столицу нацистской Германии. Красная армия проводила операцию без участия... По его словам, это стало одним из факторов, склонивших командование союзников в пользу Нормандии при выборе места высадки в Западной Европе. Также в Лондоне и Вашингтоне приняли во внимание то, что Нормандия находится достаточно близко от британских портов, а её обширные песчаные пляжи идеально подходили для высадки морских десантов. Путём распространения слухов, передачи информации через двойных агентов, строительства макетов военной техники они убедили нацистов в том, что собираются высаживаться в районе Па-де-Кале.
Им это удалось настолько хорошо, что даже после начала высадки в Нормандии германское командование некоторое время считало, что имеет дело всего лишь с отвлекающим манёвром», — подчеркнул Кнутов. Операция «Оверлорд» Операция союзников получила кодовое название «Оверлорд» в переводе с английского — «повелитель».
И Франции тоже. Там как-то забыли, что немецкие дивизии, вошедшие в Париж , были начисто истреблены под Сталинградом. Мы действительно ждали открытие второго фронта. Долго ждали. И они наконец пришли и высадились.
Но вовсе не за тем, чтобы нести свободу. Они высадились чтобы не допустить того положения, когда русские дойдут до Парижа первыми. И всё шло к тому. И всем было ясно, что советские войска могли справиться с фашизмом сами, без какой-либо помощи. Вот тогда они и высадились. И при этом не поставили в известность даже де Голля. Вроде бы их главного союзника по освобождению Франции.
Не нужен им был этот генерал. Путается под ногами. Де Голль высоко оценил этот шаг, и предложил задействовать на Восточном фронте французских летчиков и авиамехаников. Так было положено начало эскадрилье, а затем полку «Нормандия — Неман». Французские лётчики не могли этого не знать. Операция по высадке получила название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года.
Генерал Эйзенхауэр открыто заявил, что после высадки в Нормандии французы должны полностью подчиняться предписаниям «союзного командования», а организации де Голля нет места в этом раскладе сил.
Остался ли Сталин доволен этой крошечной компенсацией, Черчилль не сообщает. На рассвете 19 августа 1942 г. На их борту находились танки, 5000 канадских солдат, тысяча британских и американских, а также группа борцов французского Сопротивления. Недалеко от места высадки один конвой союзников наткнулся на конвой немецких торговых судов.
Завязался морской бой. К сожалению, самое главное — элемент внезапности — был утерян. Предчувствуя неминуемую опасность, немцы сосредоточили в Дьепе большую военную группировку. Для сил союзников дело окончилось катастрофой. Немцы с вершин утесов и из прибрежных отелей открыли по ним ураганный огонь.
Некий канадский военный корреспондент так описал высадку десанта: «Солдаты шли к берегу на полуметровой глубине под свинцовым дождем. У кромки воды грудами высились тела убитых». Поддержка десанта с воздуха не удалась — британские самолеты были уничтожены немецкими штурмовиками. Только 29 танков смогли выйти на берег, где их гусеницы тотчас увязли в гальке. Из них лишь 15 сумели подойти к береговым укреплениям, но бетонные блоки не позволили им войти в город.
Немцы сбили 106 самолетов. Лейтенант армии США Эдвард Лустало стал первым американцем, погибшим на европейском театре военных действий. Несмотря на неудачу в Дьепе и огромное число потерь, союзники извлекли для себя важный урок: прямого наступления на хорошо укрепленные порты противника следует избегать, да и о превосходстве в воздухе забывать тоже нельзя. По словам Черчилля, рейд в Дьеп стал «кладезем боевого опыта». Ответственный за операцию, вице-адмирал лорд Луис Маунтбеттен, кузен короля Георга VI, позднее сказал: «Если бы мне еще раз пришлось принимать подобное решение, я поступил бы точно так же.
Один солдат, погибший в Дьепе, спас десяток солдатских жизней при высадке в Нормандии». Гитлер также извлек для себя урок. Зная, что враг снова попытается высадиться в Европе, он сказал: «Мы должны быть готовы к абсолютно иному способу наступления в совершенно ином месте». Планирование: конференция в Касабланке Встретившись в январе 1943 г. Правда, на этом этапе лидеры двух стран придерживались диаметрально противоположных взглядов на дальнейшее развитие боевых действий.
По мнению Черчилля, фокус войны в Европе следовало перенести в Италию, начав с высадки союзных войск на Сицилии. Главным приоритетом Рузвельта были военные действия на Тихом океане. Сталин также получил приглашение на конференцию, однако в Касабланке так и не появился, ибо следил за ходом Сталинградской битвы. Отсутствовал на конференции и другой авторитетный политический лидер, глава патриотического движения «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль. После падения Франции в июне 1940 г.
Вишистское правительство Филиппа Петена, сотрудничавшее с немецкими захватчиками, заочно признало де Голля виновным в измене и приговорило к смерти. Отношения де Голля с союзниками были далеко не теплыми. Особенно его не любил Рузвельт. Американский президент отказывался признавать самопровозглашенного французского лидера, опасаясь, что такое признание укрепит статус де Голля. В планы союзников отнюдь не входило содействовать освобождению Франции лишь затем, чтобы во главе страны встал де Голль.
Рузвельт настаивал на том, что до проведения выборов в стране должна действовать военная администрация. Президент США и премьер-министр Великобритании намеренно держали де Голля в неведении относительно планов высадки во Франции и известили его лишь за два дня до начала операции. Операция получила название «Оверлорд» и включала в себя морскую десантную операцию «Нептун». Морган занял пост начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил, хотя в то время союзники еще не решили, кто именно станет их Верховным главнокомандующим. Тем не менее штаб Моргана, располагавшийся в Лондоне на Сент-Джеймс-сквер, приступил к работе.
Было известно, что во Франции немцы держат 59 дивизий. Начальник штаба столкнулся с настоящей головоломкой — как десантировать на французский берег максимально возможное количество солдат, которое было бы способно противостоять немцам до прибытия подкрепления. Атака на какой-либо порт, как то показал рейд в Дьеп, исключалась. Морган и его штаб предложили высадку на берег. Но где именно?
При этом следовало обеспечить превосходство в воздухе еще один урок, извлеченный из дьепского рейда , а значит, участок берега должен был располагаться в пределах оперативной досягаемости с территории Англии. Двумя годами ранее Би-би-си обратилась к соотечественникам с просьбой присылать в военное министерство фотографии и открытки с изображением прибрежной Европы. Англичане с воодушевлением откликнулись на этот призыв и передали военным почти 10 миллионов открыток. И вот теперь штаб Моргана внимательно их изучал, по крупицам отыскивая нужную информацию. Одновременно британские разведывательные самолеты совершали полеты над побережьем стран оккупированной немцами Европы, собирая сведения, относящиеся к местному рельефу.
Люфтваффе практически не препятствовало им, поскольку большая часть немецких самолетов была задействована в боях на Восточном фронте. Разведывательные полеты совершались над всем атлантическим побережьем — от Голландии до Испании. Такой широкий охват был намеренным. Делалось это для того, чтобы немцы не догадались, где именно начнется вторжение. Имели место и вылазки небольших разведгрупп для фотографирования, а также сбора образцов песка и прибрежного грунта с тем, чтобы установить возможность высадки на берег танков.
Еще одним источником информации были пленные немцы — так называемые «языки». Вскоре стало очевидно, что для высадки есть только два варианта — район Кале или местность в 225 км западнее, побережье Нормандии на полуострове Котантен. Хотя Нормандия и была в пределах досягаемости самолетов-истребителей, Кале имел преимущество по причине большей близости к южному берегу Англии. Расстояние составляло всего 33 км, что позволяло десантным кораблям быстрее пересечь Ла-Манш. Однако высадка в Кале имела существенный недостаток: этот участок береговой линии надежно охранялся немецкими танковыми дивизиями и именно здесь ожидалась десантная операция англо-американских войск.
Морган остановил выбор на Нормандии. Его штаб приступил к планированию операции. По замыслу Моргана высадка пехоты должна была состояться на 48-километровом отрезке береговой линии, в то время как сброшенным с самолетов десантникам надлежало захватить столицу Нормандии, город Кан, расположенный в 12 км от берега. Закрепившись там, пехота сможет захватить порт Шербур в западной части полуострова Котантен, что позволит переправлять сюда припасы и снаряжение. Одновременно началось планирование еще одного вторжения, на юге Франции, под кодовым названием «Дракон».
Причалы «Малберри» Более всего Моргана и его штаб волновала следующая проблема: без доступа к глубоководному порту транспортные корабли не имели возможности пристать к берегу. Для успешной высадки союзников на побережье Нормандии огромную важность имела максимально быстрая доставка подкрепления и припасов транспортными судами. В этих целях было придумано уникальное решение: построить в Англии два плавучих причала — один для англичан, другой для американцев и канадцев, — которые будут отбуксированы на другую сторону Ла-Манша и установлены возле берега. Черчилль одобрил это предложение: «Разработайте лучшее решение. Не оспаривайте этот вопрос.
Трудности скажут сами за себя». Причалы, изготовленные точно по размерам порта в Дувре, состояли из нескольких бетонных волнорезов и понтонных причалов, которые предполагалось удерживать на месте при помощи якорей. Понтоны соединялись отрезками стального настила, для которого они служили опорами. Для борьбы с морскими волнами к побережью Нормандии предстояло отправить примерно 60 старых торговых судов. Их следовало затопить там рядами, создав тем самым условия, близкие к условиям защищенной гавани.
Одновременно начались первые в истории работы по прокладке подводного трубопровода протяженностью 112 км для перекачки топлива от острова Уайт до французского Шербура. Саперы также разработали сборные взлетно-посадочные полосы, которые можно было разместить на пляжах Нормандии, чтобы облегчить высадку последующих волн десанта и обеспечить эвакуацию раненых. Пожалуй, самым известным был танк-амфибия, для которого пехотинцы придумали прозвище «Дональд Дак» «Утенок Дональд».
По мнению историков, власти США и Великобритании решились на открытие второго фронта, только когда поняли, что Красная армия способна без их помощи разбить Германию и освободить всю Европу. Тем не менее, по словам экспертов, наступление союзников со стороны Атлантического побережья ускорило разгром германских войск и ограничило возможности нацистов по переброске резервов против Красной армии. В 1941 году было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Третьего рейха и Атлантическая хартия между Москвой, Вашингтоном, Лондоном и правительствами ряда оккупированных Германией государств. Однако сотрудничество развивалось крайне медленно.
Призывы Иосифа Сталина перебросить англо-американский контингент на советско-германский фронт, а также высадить войска на Балканах или во Франции Лондон и Вашингтон всерьёз не рассматривали. Однако премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль поддерживал данную идею только на словах. На самом деле он считал целесообразным для Лондона ведение боевых действий в Северной Африке и склонял к этому американцев», — рассказал в интервью RT методист Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик. Также по теме «Попытка избежать советизации Европы»: как Квебекская конференция повлияла на ход Второй мировой войны 17 августа 1943 года в Канаде началась Квебекская конференция — встреча лидеров США и Великобритании, на которой обсуждалась стратегия... По словам эксперта, начиная с лета 1942 года политические элиты США и Великобритании стали пытаться подменить понятие «второй фронт» действиями на второстепенных театрах, оставив Советский Союз один на один с главными силами «оси» на Восточном фронте. Наоборот, то, что лучшие силы Германии были задействованы на Курской дуге, позволило союзникам успешно действовать в Италии», — подчеркнул Дмитрий Суржик. Весной 1943 года отношения между членами Антигитлеровской коалиции стали напряжёнными.
Постоянный перенос сроков открытия второго фронта заставил официальную Москву перейти к более жёсткой риторике. В советских заявлениях откровенно говорилось о том, что позиция западных союзников производит на руководство СССР тяжёлое впечатление. Рузвельт прямо заговорил о том, что «если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится»», — рассказал Дмитрий Суржик. Уинстон Черчилль всё ещё рассматривал возможность замены высадки во Франции активными действиями в Италии и на Балканах, но Франклин Рузвельт уже решил готовиться к десантной операции в Западной Европе. Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции. Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал».
Учитесь воевать, или Высадка в Нормандии. Эйзенхауэр, Монтгомери, Брэдли – редкостные бездарности
Высадка в Нормандии или операция Оверлорд В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. В статье приведены новые факты о подготовке и высадке английских и американских войск в Нормандии в 1944 г.
Эйзенхауэр
- Материалы рубрики
- Капитан Америка. Как Дуайт Эйзенхауэр спасал мир | Аргументы и Факты
- Комментарии
- "И третья часть моря сделалась кровью"
Орденами «Победа» награждены командующие союзников Эйзенхауэр и Монтгомери
За считанные дни американский десант вынудил силы подконтрольные марионеточному правительству Виши сложить оружие. С начала следующего года эпицентр событий переместился в Тунис. Здесь воевал 2-й американский корпус под командованием генерал-майора Ллойда Фредендалля. У перевала Кассерин произошло первое столкновение немецких и американских войск, в результате которого последние были отброшены более чем на 80 километров. Однако к маю 1943 года совместно с британскими войсками американский корпус освободил города Бизерта и Тунис — последний оплот итало-немецких войск в Северной Африке. За всю Североафриканскую кампанию погибло 2 715 американских солдат, 15 506 было ранено. С июля 1943 года войска Соединенных Штатов участвуют в Итальянской кампании. Только к маю 1944 года удалось переломить ход событий на Апеннинах. Черчилль надеялся, что прорыв откроет перед союзными армиями путь на северо-восток — к Венгрии и Австрии, что вызвало неодобрение в Вашингтоне. Американскому руководству куда важнее была Западная и Южная Европа.
Британский премьер уступил. В Южной Франции главной стратегической точкой являлся Марсель. Эйзенхауэр считал, что с захватом этого портового города будет ускорено прибытие американских дивизий из США и это окажет определенную поддержку операциям союзников на севере «в оперативном и стратегическом отношении». Освобождение Марселя было очень своевременным, так как союзники к осени 1944 года начали испытывать трудности со снабжением. Нормандский барьер 6 июня 1944 года согласно договоренностям принятым союзниками на Тегеранской конференции 1943 год был открыт Второй фронт. Любопытно, что перед операцией под кодовым названием «Оверлорд» американский военачальник оставил конверт, в котором сообщал, что всю ответственность за возможный провал берет на себя. Место высадки американского десанта — 8-километровый участок пляжа близ города Лонгвиль — стал настоящим адом для бравых янки. Несмотря на то, что больше половины оборонявшей этот сектор 352-й немецкой пехотной дивизии составляли подростки и ветераны, они смоли до вечера сдерживать натиск 5-го американского корпуса нанеся ему серьезный урон. Армия США потеряла свыше 50 танков, около 60 судов и более 3000 солдат.
Из 2 400 тонн припасов, предназначенных для высадки в день «Д», было выгружено лишь 100 тонн.
Поддержку с моря осуществляли два линкора, три крейсера, 12 эсминцев и 105 прочих судов в основном из состава американского флота, но в их числе были британские и французские корабли сил Свободной Франции. Вскоре американцам удалось прорваться вперёд, противнику не удалось скинуть десант обратно в море.
В ход пошли огнемёты. Бункеры вспыхнули ярким пламенем. Оборона была прорвана.
Первые жертвы не прошли даром, и уже после 6 июня на берег начали высаживаться всё новые и новые войска союзников, продвигаясь вглубь обороны немцев. Операция "Оверлорд" продолжалась до 31 августа 1944 года, закончившись освобождением Парижа. Командовали операцией генерал США Дуайт Эйзенхауэр внизу и британский генерал Виконт Монтгомери под первым портретом , прославившийся во время боевых действий в Северной Африке.
Среди участников высадки в Нормандии был и американский танковый ас Лафайет Пул фото ниже. За 80 дней боёв принял участие в 21-й танковой атаке во Франции и Бельгии. За время боевых действий Лафайет Пул совместно со своим экипажем подбил и уничтожил 258 немецких бронемашин и автомобилей, из которых не менее 12-ти танков и штурмовых орудий, более 1000 солдат и офицеров, а также взял в плен 250 солдат противника.
Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены. К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор. Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен. Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли.
Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13].
Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта».
После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета.
Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта».
Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня.
Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Общий замысел морской десантной операции В разделе не хватает ссылок на источники см. Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья. Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения.
Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км.
Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр требовал ежеминутного отчёта о погоде. Вся ответственность легла на главного метеоролога и его команду. Военная помощь союзников в борьбе с нацистами 1944 год. Вторая мировая война идёт уже четыре года. Немцы оккупировали всю Европу. Разведка докладывала, что скоро немцы начнут применять управляемые ракеты и атомные бомбы.
Энергичное наступление должно было прервать планы нацистов. Самый простой способ - это пройти через оккупированные территории, например через Францию. Секретное название операции - «Оверлорд». Высадка в Нормандии 150 тысяч солдат союзников намечалась в мае 1944 года. Их поддерживали транспортные самолёты, бомбардировщики, истребители и флотилия в 6 тысяч кораблей. Наступлением командовал Дуайт Эйзенхауэр. Дату высадки держали в строжайшем секрете. На первом этапе высадка в Нормандии 1944 года должна была захватить более 70 километров французского побережья. Точные районы штурма немецких войск держали в строгом секрете. Союзники выбрали пять пляжей с востока на запад.
Тревоги главнокомандующего 1 мая 1944 года потенциально могло стать датой начала операции «Оверлорд», но от этого дня отказались по причине неготовности войск. По военно-политическим мотивам операцию перенесли на начало июня. В своих мемуарах Дуайт Эйзенхауэр писал: «Если эта операция, высадка американцев в Нормандии, не состоится, то виноват буду только я». В полночь 6 июня начинается операция «Оверлорд». Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр лично посещает 101 воздушную дивизию перед самым вылетом. Однако всё пошло не так. Пилотам двух дивизий нужна была хорошая видимость, они не должны были сбросить десант в море, но они ничего не видели. Парашютисты скрылись в облаках и приземлились в нескольких километрах от точки сбора. Затем бомбардировщики должны были расчистить путь для морского десанта. Но они не фиксировали свои цели.
На пляж Омаха должны были лечь 12 тысяч бомб, чтобы уничтожить все препятствия. Но когда бомбардировщики достигли берегов Франции, пилоты оказались в трудной ситуации. Кругом были тучи. Основная часть бомб упала в десяти километрах южнее пляжа. Планёры союзников оказались неэффективными. Через несколько часов солдаты пересели на маленькие деревянные лодки, чтобы добраться наконец-то до пляжа. Огромные волны раскачивали маленькие лодки, как спичечные коробки, в холодных водах Ла-Манша. Только на рассвете началась десантная высадка союзников в Нормандии фото см. На берегу солдат ожидала смерть. Кругом находились заграждения, противотанковые ежи, всё вокруг было заминировано.
Флот союзников обстреливал немецкие позиции, но сильные штормовые волны мешали прицельному огню. Первых высадившихся солдат ждал яростный огонь немецких пулемётов и пушек. Солдаты гибли сотнями. Но они продолжали бороться. Это казалось настоящим чудом. Несмотря на мощнейшие немецкие заграждения и плохую погоду, крупнейший в истории десант начал своё наступление. Солдаты союзников продолжали высадку на 70-километровом берегу Нормандии. Днём облака над Нормандией стали рассеиваться. Главным препятствием для союзников стал Атлантический вал, система долговременных укреплений и скалы, которые защищают побережье Нормандии. Солдаты начали взбираться на береговые скалы.
Сверху их обстреливали немцы. К середине дня войска союзников стали численно превосходить фашистский гарнизон Нормандии. Старый солдат вспоминает Рядовой американской армии Гарольд Гаумберт спустя 65 лет вспоминает, что ближе к полуночи все пулемёты замолчали.
30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году
Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии. Генерал Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников, отдает последние приказы перед погрузкой десантников в транспортные самолеты, готовые к вторжению в Нормандию.
Высадка союзников в Нормандии: когда Гитлера обвели вокруг пальца
Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования "Запад". Боеспособность соединений на Западе была невысокой: 33 дивизии считались "стационарными", то есть не имели автотранспорта, до 18 дивизий только формировались или восстанавливались. Начальник штаба командования "Запад" генерал Вестфаль в связи с этим писал: "Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии. Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые "стационарные дивизии", были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов". Значительная часть немецких военно-морских сил группы "Запад", выполнявших задачи противодесантной обороны побережья, находилась в базах Атлантического побережья 49 подводных лодок, 5 эсминцев, 34 торпедных катера, 163 тральщика, 57 сторожевых кораблей и 42 артиллерийские баржи. Гитлер и Роммель не верили в техническую осуществимость высадки в Нормандии и не считали ее с оперативной точки зрения возможной. Гитлер считал, что высадка в Нормандии или на полуострове Котантен явится лишь отвлекающим маневром, за которым последует основная десантная операция в другом пункте, возможно, в районе Па-де-Кале. Однако в 1944 г.
Германия уже не имела возможности держать во Франции силы, достаточные для отражения высадки американо-английских войск и надежно укрепить оборону Атлантического побережья. К 20 мая 1944 г. Гитлеровцы стремились прежде всего укрепить побережье на участке пролива Па-де-Кале, где они ожидали высадку главных сил противника, создать систему обороны крупнейших портов Франции, Бельгии и Нидерландов. Противодесантная оборона побережья Северной Франции представляла систему опорных пунктов, большинство которых не имело между собой огневой связи. Долговременные инженерные сооружения были лишь на отдельных участках. Следовательно, "Атлантический вал", о котором в то время много говорилось в немецкой и англо-американской прессе, в действительности оказался не таким, как его рисовали. По свидетельству генерал-фельдмаршала Рундштедта, "Атлантический вал" был иллюзией, выдуманной для того, чтобы ввести в заблуждение как немецкий народ, так и противника.
Было нелепо называть это валом. Гитлер никогда не посещал его и не видел, что представлял он в действительности". Но главную мысль в отношении положения Германии высказал другой немецкий генерал Мюллер-Гиллебранд: "1943 год показал, что Германия более не располагала силами для того, чтобы одержать решающий воинский успех на каком либо театре военных действий. Крушение Германии являлось уже лишь вопросом времени и зависело от того, насколько большие усилия приложит для этого противник, в каком направлении и какой последовательности мыслится им предпринять наступательные действия". Выбор союзников пал на северное побережье Нормандии. Американский генерал Эйзенхауэр как главнокомандующий всеми союзными войсками и английский генерал Монтгомери как командующий сухопутными силами решили высадить сразу пять дивизий. Предполагалось, что такой район высадки, как полуостров Котантен, до участка побережья восточнее Курсель вплоть до устья реки Орн не даст немцам возможности создать прочную оборону.
Командование союзников стремилось прежде всего не допустить, чтобы боевые действия высадившихся на континенте войск приняли позиционный характер. Эйзенхауэр считал, что самый верный путь избежать этого - высадиться одновременно в Нормандии и в Южной Франции на побережье Средиземного моря. Но для двух одновременных операций не хватало транспортных и десантных средств. Поэтому высадка на юге была отложена до августа 1944 г. Одной из главных проблем десантирования была проблема портов. Предпринимавшиеся до сих пор высадки в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии показали, что без портов высадка и снабжение крупных соединений неосуществима. Совершенно иными были условия высадки во Франции, так как здесь порты были сильно укреплены и овладеть ими с моря не представлялось возможным.
Задача осложнялась еще и тем, что в Атлантике даже летом свирепствуют сильные штормы. Из всего этого был найден поистине гениальный выход, явившись в высшей степени неприятным сюрпризом для немецкой обороны.
Они не только стойко оборонялись, но и переходили в контратаки. В первые двое суток союзники, судорожно вцепившиеся в небольшую часть отвоеванной суши, не могли продвинуться вперед. Более того, временами даже казалось, что на некоторых участках германцы вышвырнут их в море. К слову, германские дивизии, оборонявшие Западный вал, были укомплектованы отнюдь не лучшими воинами. Здесь служили бывалые, но отнюдь не юные и не столь расторопные солдаты. Часть из них вполне могла быть отпущена домой из-за болезней, но Гитлеру уже некого было ставить под ружье. Потому сгодились и недужные… Однако было понятно, что наступление союзников просто обречено на победу.
Англичане, американцы, канадцы были молодыми и здоровыми парнями, за ними громоздились несметные резервы и горы еды, десятки тысяч пушек и самолетов. Только в силе духа, характере они уступали немцам. Те отступали, но — лишь после упорных, кровопролитных боев. Читайте также Через пять после начала операции «Оверлорд» французский берег буквально заполонили союзники. Война грохотала по-прежнему, люди не выключали радио, ожидая военных сводок, и сердца охватывала тревога при виде почтальонов. Но уже не было той острой, болезненной тоски, как в сорок первом, не томились души от тяжелого баритона Левитана: «От Советского Информбюро. В течение прошедшего дня наши войска…». Да и улыбок стало больше, и смеха. Никто уже не сомневался, что Гитлеру капут.
Отношения СССР и союзников казались превосходными. На Украине, в гоголевских местах — Полтаве и Миргороде — появились американские авиабазы для челночных бомбардировок. С них взлетали «летающие крепости» для рейдов на территорию Германии и ее союзников. Но, кажется, ни русские, ни американцы не считали эту затею полезной и, тем более, стратегически важной. Увы, она оказалась еще и опасной. В конце июня немцы совершили опустошительный налет на полтавский аэродром. Большая часть американских самолетов была уничтожена, сгорели склады с горючим. Зато радио в экстренных выпусках проинформировало о важном событии. На другой день, 7 июня, большой репортаж о десантной операции во Франции был опубликован на первой полосе «Правды».
К нему был подверстан портрет 53-летнего командующего англо-американскими силами, генерала Дуайта Эйзенхауэра.
Гембл схватил ее и бросил назад в сторону врага. Двое из экипажа корабля были убиты, а трое ранены, когда мичман Фаулер закончил выгрузку танков и тут только обнаружил, что его корабль завяз в прибрежном песке. Мичман сошел на берег, где упросил водителя тяжелого бульдозера столкнуть судно в воду. Волнение на море было сильным, дул порывистый ветер, а легкий сам по себе, да еще разгруженный, танко-десантный корабль не имел к тому же рулевого управления. Однако бесстрашный мичман Фаулер, который до этого никогда не командовал кораблем, повел корабль в Англию и достиг через несколько часов ее южного побережья».
Одновременно сюда, используя замешательство немцев, врываются англичане. Этому немало способствует наличие на пляжах специальной бронированной техники, под прикрытием которой десант преодолевает первую линию укреплений немецкой 716-й дивизии береговой обороны и продвигается вглубь. С моря наступление поддерживается огнем корабельной артиллерии.
Но удивительно не то, что высадка состоялась; гораздо удивительнее то, что она оказалась успешной.
Вермахт и руководство Германии ждали этой высадки почти два года, лихорадочно готовились к ней, возводили невероятные противодесантные сооружения, но вся эта подготовка оказалась бесполезной. Впрочем, нужно отдавать себе отчет: в немалой степени успеху операции «Нептун» способствовали мужество и героизм Красной армии, перемалывавшей на Восточном фронте самые боеспособные части германской армии. На Западном фронте гитлеровцы держали гораздо менее боеспособные дивизии, в чем и убедились английские и американские десантники и пехотинцы. Кто придумал операцию «Нептун» Союзники начали планирование операции по высадке во Франции в конце января 1943 года, и тогда она еще не носила названия «Нептун».
Ответственным за разработку деталей плана назначили британского генерал-лейтенанта Фредерика Моргана, получившего назначение на должность начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Первый вариант подготовленного руководством Моргана плана высадки был готов к 1 марта, но как только союзники предприняли первые шаги по его воплощению, начались корректировки. Самое, пожалуй, серьезное предложение, обеспечившее в итоге успех высадки, внес британский генерал Бернард Монтгомери. Он настаивал на том, что первоначально запланированная численность десанта — три дивизии в первом эшелоне и шесть во втором — категорически недостаточна.
В итоге численность войск выросла до полутора сотен тысяч человек, что обеспечило союзникам существенный перевес в силе над соединениями вермахта, оборонявшими побережье Франции. Цель — Нормандия! Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт. Это было очевидно командованию союзников.
Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции — Кале и Булонь-Сюр-Мер — были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической.
Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию.
6 июня – 75 лет операции "Оверлорд". Высадка Союзников в Нормандии.
C-47 с 505-м не испытали тех трудностей, с которыми столкнулся 101-й. Следопыты на DZ O включили свои маяки «Эврика», когда первый 82-й серийный самолет пересек начальную точку и зажег голофановые маркеры на всех трех местах сбора батальона. В результате 505-й обладал самым точным падением в день «Д»: половина полка приземлилась на или в пределах мили от своей зоны действия, а 75 процентов - в пределах 2 миль 3,2 км. Остальные полки были рассредоточены сильнее. Половина полка опустилась к востоку от Мердере, где была бесполезна для выполнения своей первоначальной задачи. Примерно половина приземлилась неподалеку, в травянистом болоте у реки. Оценки потерь от утопления варьируются от «нескольких» до «десятков» против общих потерь в день «Д» в дивизии в 156 убитых в бою , но большая часть оборудования была потеряна, и войска не смогли собрать войска. Своевременная сборка позволила 505-му полку выполнить две миссии в срок. С помощью француза,который привел их в город, 3-й батальон к 04:30 захватил Сент-Мер-Эглиз, столкнувшись с «незначительным сопротивлением» немецких артиллеристов. Ни одна из задач 82-го полка по расчистке территорий к западу от Мердере и разрушению мостов через Дув не была достигнута в день «Д».
Однако один импровизированный батальон 508-го ПИР захватил небольшой холм у Мердере и на три дня сорвал немецкие контратаки на Шеф-дю-Пон, эффективно выполнив свою задачу. Два кармана 507-го полка размером с роту протянулись за немецким центром сопротивление в Амфревилле до тех пор, пока не будет облегчено захватом дамбы 9 июня. Посадка планеров в день Д Предрассветные нападения Два предварительных - посадка планеров на рассвете, миссии «Чикаго» 101-я и «Детройт» 82-я , каждая по 52 планера CG-4 Waco, приземление противотанковых орудий и войск поддержки для каждое подразделение. Миссии стартовали во время десантирования с парашютом и следовали за ними два часа, приземлившись примерно в 04:00, за 2 часа до рассвета. Детройт был разрушен тем же облаком, что и парашютисты, и только 62 процента приземлились в пределах 2 миль 3,2 км. Несмотря на это, обе миссии предоставили тяжелое вооружение, которое было немедленно принято на вооружение. В двух вылетах погибло всего восемь пассажиров, но одним из них был помощник командира 101-й воздушно-десантной дивизии бригадный генерал Дон Пратт. Пять планеров из 82-го серийного выпуска, брошенные в облаках, пропали без вести через месяц. Вечерние миссии подкрепления Вечером дня «Д» две дополнительные планерные операции и миссия «Эльмира» обеспечили дополнительную поддержку 208 планерам.
Оба они прибыли и приземлились еще до наступления темноты. Обе миссии сопровождались истребителями P-38 , P-47 и P-51. Кеокук был миссией по подкреплению 101-й воздушно-десантной дивизии, состоящей из 32 буксиров и планеров, которые взлетели в 18:30. Он прибыл в 20:53, на семь минут раньше, зайдя через Юта-Бич , чтобы ограничить воздействие наземного огня, в зону приземления, четко обозначенную желтыми полосами и зеленым дымом. Немецкие войска в районе Тюрквилля и Сен-Ком-дю-Мон, в 2 милях 3,2 км по обе стороны от зоны приземления E, сдерживали огонь до тех пор, пока планеры не падали, и, хотя они причинили некоторые потери, были слишком далеко, чтобы причинить большой вред.. Хотя только пять самолетов приземлились на самой LZ, и большинство из них было выпущено досрочно, планеры Horsa приземлились без серьезных повреждений. Двое приземлились в пределах немецких позиций. Эта миссия важна, как первая операция союзников по планерам дневного света, но не имела большого значения для успеха 101-й воздушно-десантной дивизии. Эльмира была важна для 82-й воздушно-десантной дивизии, однако она доставила два дивизиона планерной артиллерии и 24 гаубицы.
Он состоял из четырех сериалов: первая пара прибыла через десять минут после Кеокука, вторая пара - через два часа на закате. Первые планеры, не подозревая, что LZ был перемещен в зону высадки O, попали под сильный наземный огонь немецких войск, которые заняли часть зоны приземления W. C-47 выпустили свои планеры для первоначального LZ, где большинство из них доставили свои грузы в целости и сохранности. Вторая волна миссии Эльмира прибыла в 22:55, и, поскольку никакие другие средства следопыта не работали, они направились к маяку Эврика на LZ O. Эта волна также подверглась серьезному наземному огню, когда проходила прямо над Немецкие позиции. Один серийный выпуск был выпущен рано и упал около немецких позиций, но второй упал в зоне высадки O. Почти все оба батальона присоединились к 82-му воздушно-десантному дивизиону к утру, и 15 орудий действовали 8 июня. Последующие операции по высадке и снабжению 325-й планерный пехотный полк Две дополнительные планерные миссии «Галвестон» и «Хакенсак» были выполнены сразу после рассвета 7 июня, доставив 325-й планерный пехотный полк. Полк 82-го ВДВ.
Опасности и результаты миссии Эльмира привели к изменению маршрута через долину реки Дув, которая избежала сильного наземного огня накануне вечером, и изменила зону приземления на LZ E, зону 101-й воздушно-десантной дивизии.
Большая часть высадившихся вели себя сдержанно, однако «были отмечены случаи мародёрства, совершенного с особой жестокостью», говорит Энтони Бивор Antony Beevor в своём произведении «Высадка в Нормандии День «Д». Случай, увиденный офицером военной полиции 101-ой дивизии ВДВ тому пример: «Командир обнаружил труп немецкого офицера — кто-то отрезал ему палец, чтобы украсть обручальное кольцо». В день высадки пришлось наблюдать за убийством десятков немецких солдат, сдавшихся в плен союзникам. Некоторых пронзали штыками несколько раз, просто чтобы проверить насколько остро они были заточены. Жестокость отдельно взятых десантников поражала самих сослуживцев. Один из бойцов, чьи воспоминания попали в «Высадку в Нормандии», рассказал, что спросил у сослуживца, почему его перчатки не жёлтые, а красные. Он же, пошарив по карманам брюк, достал связку ушей, пришитых на старый шнурок от ботинка. Он резал их всю ночь».
Однако, большинство авторов сходятся в том, что такие действия были больше редкостью.
Later that same afternoon, he scribbled a note intended for release, accepting responsibility for the decision to launch the invasion and full blame should the effort to create a beachhead on the Normandy coast fail. Much more polished is his printed Order of the Day for June 6, 1944, which Eisenhower began drafting in February. The order was distributed to the 175,000-member expeditionary force on the eve of the invasion.
Teach with this document. This document is available on DocsTeach, the online tool for teaching with documents from the National Archives. Find teaching activities that incorporate this document, or create your own online activity.
Для сохранения секретности портовые города южной Англии и Уэльса были объявлены закрытой зоной. К началу 1944 года весь юг Великобритании превратился в один большой военный лагерь, где находились до 3,5 миллионов военнослужащих. Группировка войск союзников состояла из одной французской, одной польской, трех канадских, четырнадцати британских и двадцати американских дивизий. Генерал Эйзенхауэр, назначенный в декабре 1943 года верховным главнокомандующим объединенными силами союзников, был вынужден в своих мемуарах признать, что если бы работы немцев по созданию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 были завершены на полгода раньше и "противник сумел бы использовать такое оружие в течение этого времени против основных объектов в районе Портсмута, Саутгемптона", то вся операция "Оверлорд" могла бы оказаться перечеркнутой. Генерал Эйзенхауэр Lenta. Эйзенхауэр назначил генерала Беделла Смита в качестве начальника штаба, заместителем которого был назначен генерал Морган.
Именно Морган и его подчиненные в течение всего 1943 года разрабатывали детальный план высадки и последующего укрепления плацдарма. Масштабная переброска войск сопровождалась не менее впечатляющими диверсионными и разведывательными операциями. Британской разведке при помощи разветвленной сети двойных агентов удалось переиграть своих германских противников. До самого момента высадки в Берлине не были уверены, где именно она произойдет. Два величайших командира танковых войск в истории — Хайнц Гудериан и Эрвин Роммель — разошлись во мнениях по поводу того, как правильно отразить вторжение союзников во Францию. Роммель полагал, что высадка произойдет на побережье Па-де-Кале напротив Дувра, и именно здесь были сосредоточены основные силы так называемого "Атлантического вала". Кроме того, возможными местами вторжения считались также полуостров Котентен, а также пляжи Нормандии. Если бы Роммель, Гудериан, фельдмаршал Рунштедт согласились в том, что вторжение могло осуществиться в одном из этих мест и нигде более, тогда размещение равного количества танков в каждом из этих трех пунктов было бы оправданным. Однако этого не произошло.
Еще за месяц или два до высадки Роммель упорно считал, что побережье Па-де-Кале — единственно возможный вариант. А поскольку Гудериан и Рунштедт мыслили no-другому, окончательное решение о районе сосредоточения мобильных дивизий предстояло принять Адольфу Гитлеру. А фюрер в присущей ему нерешительной и неуверенной манере распределил десять танковых и панцергренадерских дивизий на линии от Северной Бельгии до Южной Франции. Фельдмаршал Роммель Lenta. Так, незадолго до высадки в английской "Дейли телеграф" был опубликован кроссворд, ответами на который служили глубоко зашифрованные коды всей операции, вплоть до названия "Overlord". Агенты британской контрразведки в поисках немецкого супершпиона арестовали почти всех сотрудников издания. Выяснилось, что кроссворд составлял невинный школьный учитель, и все совпадения оказались чистейшей случайностью. Уинстон Черчилль проинформировал Эйзенхауэра, что собирается наблюдать за высадкой с корабля, который находился вблизи берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит.
Король Георг VI, узнав о намерениях Черчилля, в свою очередь, объявил, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Лишь после этого Черчилль уступил. В течение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150—200 самолетов. Для орудийного обстрела с моря было выделено шесть линкоров, два больших монитора, 22 крейсера и большое число миноносцев и мелких судов. Несмотря на то, что союзникам было хорошо известно расположение войск неприятеля, его основные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, огневые точки и траншеи вдоль побережья, большого урона немцам авиационные и артиллерийские удары не нанесли. Густой туман, скрывавший побережье и часть Ла-Манша, мешал прицельному бомбометанию.
Орденами «Победа» награждены командующие союзников Эйзенхауэр и Монтгомери
Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий союзниками во время вторжения в Нормандию в 1944 году, принял решение, которое помогло бы освободить континент от нацистской оккупации. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». Генерал Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников, отдает последние приказы перед погрузкой десантников в транспортные самолеты, готовые к вторжению в Нормандию.
Поиск по этому блогу
- Продолжение высадки в Нормандию
- Американские учения "Тигр", ставшие катастрофой: pantv — LiveJournal
- Мо Вейнер, уроженец Бруклина, США:
- На помощь Сталину: как открывали Второй фронт
- Материалы рубрики
- Высадка в Нормандии
Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»
Тем больше мероприятий проводилось для сохранения в тайне времени и места высадки. В армии вторжения ввели почтовую цензуру. С целью обмана противника распространялись ложные сведения, а в юго-восточных портах Англии было сосредоточено огромное количество транспортных судов и даже макетов судов. Части, погрузка которых на суда должна была происходить позже, по возможности, демонстративно перебрасывались в район Фолкстона и Дувра. Изготовлено было большое число чучел парашютистов, которые сбросили в ночь накануне вторжения над неатакуемыми районами. Парашютно-десантные части 3 воздушно-десантных дивизий после полуночи 6 июня высадились в намеченных пунктах. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку. Обе менее подготовленные американские воздушно-десантные дивизии высадились на участке шириной 40 и глубиной 25 км, простиравшемся от района севернее Сент-Мер-Эглиза до района севернее Карантана. При этом было потеряно значительное количество вооружения и снаряжения, войска оказались разбросанными на большом пространстве. Тем не менее они в течение дня смогли выполнить задачи.
С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Штормовой силы северо-западный ветер поднял уровень прилива выше, чем предполагалось. Много мелких десантных судов было выброшено на берег или опрокинуто. Лишь в 2 пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу, но и их много потонуло из-за большого волнения на море. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись на 352-ю дивизию немцев и понесли тяжелые потери. Удачнее происходила высадка 2 английских и канадской дивизий у Арромаша, Курселя и Лион-сюр-Мер, но и они не выполнили задачи дня. Им оказывала сопротивление 716-я пехотная дивизия, оборона которой вскоре распалась на отдельные узлы сопротивления. Англичане и канадцы захватили плацдарм глубиной до 10 и шириной 30 км.
Переправив на континент 5 дивизий по морю и 3 по воздуху, союзники располагали численным превосходством при полном господстве авиации, которой должна была исключить подход немецких резервов. В ставке фюрера все заботы сводились к тому, чтобы предотвратить прорыв англо-американских войск на Париж. Именно по этой причине немецкое командование ожидало более крупной высадки севернее Сены и все происшедшее до сих пор рассматривало как отвлекающие действия. Этого предвзятого мнения немецкое командование твердо придерживалось и в последующие дни, и даже недели. Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась. Сталин прислал Черчиллю телеграмму следующего содержания: "Как видно, массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Мои коллеги и я не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения". Открытия второго фронта Советский Союз ждал с начала формирования антигитлеровской коалиции, особенно в наиболее трагичные периоды Великой Отечественной войны: в битве под Москвой, летом 1942 г.
Мир, затаив дыхание, ждал, куда качнется стрелка весов. И если бы пала Москва или Сталинград, а Япония открыла второй фронт на Дальнем Востоке, нашей стране было бы неизмеримо труднее. Сталин все время настойчиво требовал от союзников открытия второго фронта.
Были также созданы временные искусственные порты и искусственные гавани для швартовки судов у побережья Франции. Вкопанная башня танка. Берег «Омаха» Из-за плохих погодных условий «День Д» пришлось перенести на сутки позже, и высадка союзников в Европе началась 6 июня 1944 года. На первом этапе в час ночи десантировалось 24 тысячи британских, американских, канадских и французских парашютистов; в половине седьмого утра на участке побережья шириной 80 километров начал высадку морской десант.
Благодаря мощной поддержке авиации на большинстве направлений союзникам сразу удалось создать плацдармы и закрепиться. К концу «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и танковая бригада общей численностью 150 тысяч солдат.
И главное, опыт Дьепа доказал, что необходима сложная комбинированная военная операция всех видов вооружённых сил, в которой вопросы взаимодействия будут играть исключительно важную роль [11]. Чтобы минимизировать переброску германских войск с восточного фронта, СССР согласился начать крупномасштабное наступление одновременно с высадкой союзников в Нормандии [12]. Поиски района высадки морского десанта В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Союзники исходили из того, что полностью скрыть процесс подготовки к вторжению миллионной группировки невозможно, но противнику неизвестно главное — место и время начала операции «Оверлорд». Поэтому главной задачей было правильно выбрать места высадки, которые будут наилучшим образом удовлетворять ряду требований: наличию удобных пляжей для высадки войск, степени мощности береговых укреплений противника, расстоянию районов высадки до портов Великобритании и возможности эффективного применения союзниками истребительной авиации, исходя из радиуса их действия с целью поддержки флота союзников и десанта. Командование союзников тщательно обследовало всё атлантическое побережье, где немцами был построен так называемый « Атлантический вал » от Норвегии до Бискайского залива.
Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , потому что остальные районы — побережье Нидерландов , Бельгии и Бискайского залива — были на значительном расстоянии от Великобритании и не соответствовали определённым требованиям дальнейшего снабжения морским путём. Немецкое командование считало, что вероятнее всего местом вторжения союзников на континент будет район Па-де-Кале, за то, что оно ближе всего к Британским островам. Поэтому системы фортификационных сооружений «Атлантического вала» на этом направлении были мощнейшими. Руководство союзников, тщательно проанализировав масштабы вероятных потерь в случае вторжения на этом участке, сразу отказалось от такого простейшего варианта высадки морского десанта. Англо-американские союзники прекрасно понимали грандиозность масштабов запланированного вторжения и настоятельную потребность в мощной морской инфраструктуре для обеспечения успешного продвижения своих армий во Франции. Немецкое командование также признавало тот факт, что противнику в случае их вторжения в континентальную Европу будет необходимо иметь порты, через которые должны снабжаться войска. Поэтому немцы считали, что лучшего варианта, чем Па-де-Кале , где существовало множество отличных портов, не существует. Исходя из этого, Верховное командование Вермахта и, в частности, командование войск «Запад» концентрировало свои главные силы в этом регионе. Позже выяснилось, что немцы менее всего ожидали высадки союзников именно на нормандском участке « Атлантического вала ». Это объясняется тем, что немецкое командование считало Нормандию непригодной для высадки из-за отсутствия соответствующей морской береговой инфраструктуры для выгрузки войск и военных запасов, и не догадывалось, что союзники на начальном этапе вторжения рассчитывали обойтись без захвата морских портов, вместо этого планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри» , которые должны были компенсировать эти недостатки.
Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены. К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор. Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен. Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли. Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13].
Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета.
Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут.
Многим из нас повезло, потому что мы выросли среди тех парней Второй мировой войны, которые вернулись домой, повзрослели, стали отцами, построили Америку, восстановили Европу и состарились, став дедами. Те, кто живы по сей день, это пожилые люди, обладающие ценнейшими знаниями. И об этих их знаниях я хочу поговорить.
Стоя на пляже Омаха 40 лет спустя после высадки союзников, я был молод. Я пытался увидеть то, что видели они; пытался представить, что сделали эти мальчишки, которые были моложе меня, как они страдали, что чувствовали, что пережили и что совершили. Откровенно говоря, мне это не удалось. У них есть такие знания, которые не в силах передать Голливуд и книги.
Учась в колледже, я одно лето работал в Ассоциации молодых христиан. За этим местом присматривал тихий ветеран Второй мировой войны, который был глуховат. Как-то раз я попросил его рассказать про войну. Его рассказ оказался коротким.
При подходе к берегу в его пехотно-десантный катер попала минометная мина. Все погибли, кроме него. Он получил контузию и потерял слух, но выжил. Он благодарен за каждый день жизни.
Я рос в небольшом поселке с населением 500 человек. Один из моих учителей, отец шестерых детей, был в тот роковой день на пляже Омаха. Он никогда об этом не рассказывал.