ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, один из наиболее почитаемых Рус. православной церковью чудотворных образов Божией Матери. «Державная»; сложилось представление, что Богоматерь приняла верховную власть над Россией.
Молитва Пресвятой Богородице «Державная»
Началось шествие Святого образа по церквям области, и даже по различным предприятиям Москвы. Продолжительное время Вознесенский девичий монастырь Московского Кремля хранил лик Владычицы в своих стенах. В 1812 году икону перевезли на сохранение в Коломенское, так как в это время начали совершаться нападения Наполеона на столицу. Потом ее отправили в Государственный Исторический музей, после — в Московский отдел издательства у Патриархата. По сей день, подлинная икона находится там же, в Казанской церкви с. Явление иконы «Державная» икона явилась перед народом 15 марта 1917 года по старому стилю 2 марта , в один день с решением государя Николая II отказаться от власти.
Узнав об отречении правителя с царского престола, люди были в растерянности: кто будет править страной, кто будет их защищать. В этот же день они узнали о найденной иконе. Это был знак свыше, что никто не останется без защиты, Богородица убережет каждого, кто попросит у нее о помощи. Своим явлением она еще раз доказала надежность, могущество и невероятную силу. Празднование иконы Почитают «Державную» Богоматерь 15 марта, а каждое воскресенье в Казанском храме читают акафисты Святой.
Также почитают ее 27 июля.
Следует читать следующую молитву: О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево.
Потом открыл тумбочку, вытащил винегрет и кашу, оставшиеся с завтрака, обеда и ужина, и начал потчевать нас с Натальей Николаевной. После кашки подал супчик, который как раз сварился.
Наталья Николаевна к тому времени сошла с дистанции, поэтому остатки мне пришлось взять на себя. Этот суп стал первым испытанием, которое нам нужно было пройти для того, чтобы возник контакт, и стал возможен доверительный разговор между наставником и желторотым чадом… Первый урок был окончен, первый опыт — опыт послушания — получен, батюшка благословил нас обоих и отпустил на рабочие места». Их встреча оказалась очень теплой. Было ощущение, как будто они друг друга всегда знали и любили. Протоиерей Сергий также замечает в своей книге: «Сына батюшки звали Сергеем. Может быть, потому, что меня звали так же, как его сына, я и пользовался особым его отеческим расположением».
Наталья Николаевна: «Мы стали собирать «двадцатку», в основном это были работники больницы — верующие или сочувствующие. Учредительное собрание планировали провести на Покров. Благочинным тогда был отец Павел Красноцветов, он смог приехать только 23 декабря 1993 года. Тогда же мы провели собрание, на нем утвердили Приход и начали оформлять документы. По разным приходским вопросам впоследствии я часто ездила к Владыке Иоанну Снычеву. Сидишь, ждешь его, он подъезжает, и по коридору разливается радость».
Параллельно искали архитектора, ходили по инстанциям, получали необходимые документы для начала строительства. Наталья Николаевна: «В начале строительства было много сложностей — все нужно было начинать с нуля. В нашем медицинском квартале четыре организации разного подчинения — и федерального, и городского, и областного, и ведомственного. Разобраться и получить необходимые разрешения на выделение земли под храм оказалось очень трудно. Затем были поиски архитектора. Три раза я никак не могла с ним встретиться.
Только под Покров этого же, 1993 года, наша встреча, наконец, состоялась». Родился в Ленинграде 16 июня 1951 года. С 1974 по 2008 год работал в ЛенНИИпроекте. В настоящее время руководит архитектурным бюро «Слои». Награжден орденом Андрея Рублёва третьей степени. Стало легче, когда под празднование Державной в 1995 году состоялось рукоположение протоиерея Сергия Филимонова.
На закладку храма 15 марта 1996 года к нам пришло много патриотично настроенных людей. Событие это было знаковое». Сейчас в своих проповедях на праздники Божией Матери настоятель протоиерей Сергий Филимонов часто повторяет, что хозяйка в нашем храме — Богородица! Она сама собирает под Незримый Покров Своих чад. Евгения Ивановна в то время работала бухгалтером, она же создавала приходскую бухгалтерию, много лет ее возглавляла, сейчас является руководителем отдела по внешним связям прихода, а также занимается руководством строительства Дома милосердия.
В работе над ними активное участие принимал высокопреосвященный Тихон, занявший к тому времени патриарший престол.
Тогда же молитва Державной иконе Божией Матери была включена в Православный молитвослов. Сам же образ пребывал в Вознесенской церкви Коломенского до тех пор, пока её не закрыли в конце 20-х годов, на волне одной из многочисленных антирелигиозных кампаний. Судьба иконы в XX веке В то время воинствующими атеистами было уничтожено много святых икон, но на этот раз Господь не попустил случиться беде. После закрытия церкви богородичный образ «Державная» был надёжно укрыт в запасниках Московского исторического музея, где и провел весь период лихолетья. В Коломенское он вернулся уже в 1990 году, когда перестроечные процессы в корне изменили отношение государства к религии. Находится он там и сегодня, но не в Вознесенской церкви, как это было в прежние времена, а в Казанской.
Существует поверье, согласно которому Россия преодолеет все трудности и вновь воссияет своим величием, когда, наконец, икона её державной правительницы займёт своё прежнее место. Что ж, недалёк этот день, и надежда не покидает сердца россиян. Поездки за рубеж В последние десятилетия чудный образ трижды побывал за границей. В 2007 году, после объединения Русской Православной Церкви с её заграничной сестрой, икона совершила путешествие по русским приходам Америки, Европы и Австралии. Кроме того, в 2003 и 2014 гг. Молитвы об Отечестве Вера в благодатную помощь, ниспосылаемую через этот святой образ, не иссякла и по сей день, несмотря на все беды, попущенные Господом на протяжении XX века.
Перед многочисленными её списками, имеющимися сегодня в большинстве православных храмов, неугасимо горят свечи и лампады. В чем помогает Державная икона Божией Матери и о чём возносят перед ней молитвы? Об этом нетрудно догадаться, взглянув на образ. Прежде всего у Небесной Самодержицы, наделённой атрибутами высшей земной власти, просят оградить государство Российское от войн и внутренних потрясений, сохранить его в целости, избавить от территориального распада и междоусобиц.
Кто под защитой Богородицы?
Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. В советские годы у верующих икона ассоциировалась прежде всего с русским рассеянием. Чудеса «Державной»: о чем молятся и кому помогает в просьбах этот святой лик Божьей Матери. Икона «Державная Божья Матерь»: ее история и в чем она помогает? Образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское Икона Божьей Матери «Державная».
Державная икона Божией матери — значение и в чем помогает
Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф Каллистов доносил митрополиту Московскому святителю Тихону Белавину будущему Патриарху , а тот в донесении от 13 октября 1917 г. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы.
В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.
Сохранилось 11 ответных писем к ней Царицы и Её Дочерей. Это значит, что Державная икона находилась на груди, под верхней одеждой, у кого-либо из Царственных Мучеников, и там, в Ипатьевском подвале, Первая приняла на Себя удары Бого- и Царененавистников. В лесу, у Ганиной Ямы, при снятии с Царских Тел верхней одежды, перед тем как Их расчленить, а может, и перед отделением Честных Царских Глав, Икона была обнаружена изуверами и отброшена в сторону…» С.
Долговременные поиски увенчались успехом, и из-под завалов разрушенной церкви был вынесен образ Богоматери. После того, как с иконы удалили грязь и копоть, перед изумленными селянами предстал чудесный образ Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса. Икона выписана в красных тонах. Богоматерь изображена сидящей на царственном троне, с короной на голове, державой и скипетром. Над ее челом находится нимб, символ святости. Чудесное известие быстро распространилось.
Некая уездная крестьянка по имени Евдокия стала видеть во снах Богородицу, которая повелевала ей идти в Коломенское и отыскать там «черную» икону, сделав её «красной». Уже позже, после того как образ был найден, смысл этих слов стал ясен. Черная и красная икона — это икона до и после реставрации. Евдокия не стала таить свои сны и рассказала всё настоятелю Коломенского храма. Долго и тщательно искали они образ по всей церкви, пока наконец в храмовом темном подвале не обнаружили старую почерневшую от времени икону. На доске еле видно проступало изображение Христа, восседающего на коленях у Богородицы, а в руках у Богородицы были царские регалии - скипетр и держава.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
В дальнейшем представители духовенства сумели восстановить историю богородичной иконы. Они выяснили, что в село Коломенское реликвия попала еще в 1812 г. Период, в который имело место явление чудотворной вседержавной иконы, был нелегким для российского государства. Это происходило параллельно с трагическими событиями, во время которых последний российский император Николай II был вынужден отречься от своего царствования. Чудеса и почитание Открывшись православным людям, икона сразу стала являть разные чудеса. Евдокия, обнаружившая святыню, решила собрать средства на ризу для реликвии. Вскоре ей вновь явилась Богородица и велела вернуть людям деньги. Она предупредила, что все церковное имущество вскоре разграбят, а риза придет к ней сама. В 1917 г. Люди стали опасаться возмездия, однако Евдокии удалось успокоить их. Женщине было открыто, что Пречистая Дева Мария вовсе не гневается на мастеров.
Державная икона быстро приобрела славу чудотворной. Большое количество ее копий разошлось по всей России. При участии патриарха Тихона был составлен специальный акафист, в котором объединились фрагменты текстов, прославляющих другие иконы Богородицы. Его назвали «Акафист акафистов для Царицы цариц». Описание святыни Икона Божией Матери выглядит как крупное полотно, которое поражает своим величием. Она во многом напоминает другой, не менее почитаемый в православии вариант — Самодержавный образ Богородицы. На этой картине изображены: царский трон с восседающей на нем Небесной Царицей; атрибутика, свидетельствующая о правлении государством; Младенец Иисус Христос, которого Богородица бережно удерживает на коленях.
Молитва «Державной» Божией Матери Желательно перед прочтением молитвы зажечь свечу, поставить рядом с иконой. Нужно постараться забыть обо всех проблемах, отстраниться от окружающего мира и полностью погрузиться в священный процесс. Искренние слова, идущие от чистого сердца, обязательно будут услышаны. Державная икона Божией Матери в Коломенском Когда об иконе распространились вести, с окрестностей начали приезжать люди, чтобы поклониться Деве Марии. Началось шествие Святого образа по церквям области, и даже по различным предприятиям Москвы. Продолжительное время Вознесенский девичий монастырь Московского Кремля хранил лик Владычицы в своих стенах. В 1812 году икону перевезли на сохранение в Коломенское, так как в это время начали совершаться нападения Наполеона на столицу. Потом ее отправили в Государственный Исторический музей, после — в Московский отдел издательства у Патриархата. По сей день, подлинная икона находится там же, в Казанской церкви с. Явление иконы «Державная» икона явилась перед народом 15 марта 1917 года по старому стилю 2 марта , в один день с решением государя Николая II отказаться от власти. Узнав об отречении правителя с царского престола, люди были в растерянности: кто будет править страной, кто будет их защищать. В этот же день они узнали о найденной иконе.
Вечером того же дня после нахождения этого образа, в 23 часа 40 минут император России Николай Второй подписал отречение от престола. В стране более некому было держать ни скипетр, ни державу. Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране. Акафист и службу образу составлял сам патриарх Тихон. А в советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.
На заднем плане можно увидеть уже взрослого Христа, а в более поздних списках изображены святые или ангелы. Это один из немногих образов, где Богородица запечатлена без традиционного креста. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия, которые наступили после Октябрьской революции. День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году — обретение образа Согласно преданию, Богородица явилась во сне некой крестьянке Евдокии из слободы Перерва Московской губернии и повелела разыскать большую черную икону, которая находилась в подвалах церкви в селе Коломенском близ Москвы. Эксперты рассказали, почему икона Богородицы Казанской является символом Дня народного единства Следуя видению, Евдокия отправилась на поиски и вместе с настоятелем храма Вознесения Господня нашла ту самую икону, о которой говорилось во сне. Это и был явленный образ Божьей Матери.
Державная икона Божией Матери в чем помогает? Молитвы о здравии своих родных, о мире в стране
Видимо, появление образа Божией Матери «Державная» одновременно с отречением помазанника Божия Николая II Александровича и его последующим зверским убиением вместе с семьей, имеет глубинный смысл. На сегодняшний день Державная икона Божией Матери находится в Московском храме Казанской иконы Божией Матери, где принимает молитвы и поклонение верующих. Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет "Фома" приводит воспоминания священника Сергия Булгакова, которого выслали за границу в 1922 году. Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране.
Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?
Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Празднование иконе Божией Матери «Державная» совершается в день ее обретения — 15 марта (2 марта по старому стилю). Любая икона Пресвятой Богородицы занимает особое место в жизни православного человека.
Державная икона Божией Матери в чем помогает, значение, молитва, день памяти
Христиане с огромной благодарностью восприняли ее появление. Величественное изображение давало понять, что во все эпохи в мире правит только Бог, а остальное является временным и скоротечным. Скипетр и держава символизируют собой государственную власть. В руках Девы Марии они трактуются как знаки того, что по воле Господа Пречистая является преемницей земного престола, а Ее покров простирается над всем Отечеством. Утверждают, что явление Державного образа Богородицы произошло в день отречения государя от престола. Православные расценили обретение этой иконы как указание о том, что Царица Небесная взяла управление страной в Свои руки и стала ее небесной заступницей. Предполагается, что красные одеяния Пресвятой Богородицы символизируют бедствия и испытания, выпавшие русскому народу в революционные годы. Своим видом Дева Мария предупреждает о большом количестве невинных смертей, о грядущих испытаниях для Православной церкви и всей страны. В то же время алый цвет несет в себе безраздельную любовь и сострадание к человечеству.
Как удалось сохранить образ Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. Святой образ подвергался постоянному преследованию, а все его списки беспощадно уничтожались. Чтобы спасти реликвию, ее передали Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Настоятельница этого монастыря отослала образ в Екатеринбург. Именно здесь картина была обнаружена после трагических событий, связанных с расстрелом царской семьи. Сохранилась информация о том, что икона Богородица Державная находилась буквально в обезображенном состоянии. Святыня была исколота военными штыками, в связи с чем подверглась тщательной реставрации. В течение нескольких последующих лет образ значился как пропавший без вести.
Когда икона отыскалась, ее поместили в Государственный исторический музей.
Православная церковь 15 марта празднует явление иконы Божией Матери «Державная». В этот день верующие вспоминают о чуде, которое произошло в непростой для России 1917 год. Причем, нашли святой образ в день отречения царя Николая II от российского престола. Рассказываем о событиях, произошедших больше 100 лет назад в селе Коломенское под Москвой. Царский образ Церковь знает немало историй чудесного явления образов Богородицы. В марте 1917 года икона «Державная» также была обнаружена случайно — люди увидели ее в подвале небольшого храма среди других старых икон. Евдокия Андрианова из села Перерва была обычной крестьянкой.
Как-то во сне Евдокии явилась Богородица и велела той пойти в Коломенское, чтобы найти старую икону и сделать ее «красной», то есть восстановить и представить людям для молитвы. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся», - сказала Богородица.
Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время. Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время — в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.
Иконе отслужили акафист, а весть ее о чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского. Икону постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало — Божья Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: она снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию.
После гибели от рук террориста мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых. После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем — в Алапаевск. Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Шахту взорвали, забросали бревнами и засыпали землей. Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв. А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией матери, исколотая штыками. Дальнейшие перемещения иконы неизвестны, но в итоге она попала в Государственный Исторический музей, где и пребывала в запасниках все десятилетия безбожия, насажденного советской властью. Где находится оригинал образа В 90-х годах прошлого столетия вера в Бога в России постепенно начала возрождаться. Отстраивались храмы, увеличивалось количество прихожан, восставали из небытия, казалось бы, утраченные святыни.
В 1990 году произошло знаковое событие: образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское. Ныне он пребывает в церкви иконы Казанской Богоматери, возле правого клироса. Подлинность образа установлена независимой экспертизой. Вознесенский храм в Коломенском, где был обретен чудотворный образ, восстановлен и освящен, так что не исключено, что икона вернется на свое исконное место.