Закончил экономический факультет МГУ, имеет степень доктора экономических наук. Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Декан экономфака МГУ Александр Аузан и научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов обсудят, за какие невыученные уроки наказывает история и что мешает проведению реформ.
Аузан Александр Александрович
Александр Аузан: «В этом мире нет совершенства, зато в нем есть разнообразие» — Учёба.ру | ↑ Александр Аузан — Декан экономического факультета, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (рус.). |
Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий | Декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу «Культурные коды экономики» / Людмила Прохорова. |
«Социально-авторитарный контракт»: экономист из МГУ описал Россию при новой Конституции | Об этом декан экономического факультета Московского государственного университета Александр Аузан рассказал Ольге Орловой, ведущей программы «Гамбургский счет» на Общественном телевидении России. |
Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет
Ранее TopNews писал о том, что экономисты дали прогноз на падение стоимости жилья в 2023 году. Новости СМИ2 Причиной такой ситуации специалисты назвали «ценовой пузырь». Похожие записи:.
Первый связан с тем, что ее институты устроены неправильно, и таково положение вещей уже много лет. В Советском Союзе была поговорка: процесс образования есть борьба между системой образования и природной одаренностью человека. Система стала выигрывать в этой борьбе. К сожалению, во многом она дает ухудшающий отбор, причем именно в странах с экстрактивными институтами и рентной экономикой. Такой экономике "сложные мозги" не нужны, она начинает их не запрашивать, а выпихивать. Поэтому мы страдаем от того, что наши студенты, исследователи, ученые, инженеры работают в других странах. Образование стали трактовать как рыночную услугу. Но понимаете, какая штука, как экономист, я могу сказать, что это очень странный рынок. Потому что там асимметрия информации, олигополии, специфичные активы.
Иными словами, простой рыночный механизм там работает чрезвычайно плохо. По моему разумению, нужно переходить к модели, которую я называю инвестиционной. Это инвестиции в человеческий капитал. Нужно считать, не что у вас будет через семестр, а что у вас будет через десять лет, ведь человеческий капитал дает эффект через десять лет. И строить эту модель, вы правы, нужно не в рамках министерства образования. Поскольку для того, чтобы построить, надо начинать с начальной школы, соединяться с университетами, которые глобально конкурентоспособны, а не все обладают таким свойством в наших странах, и с компаниями, которые конкурентоспособны. Они заинтересованы в конкурентоспособных мозгах на поддержке в виде новых работающих, занятых". Ставка на правое полушарие "Второй кризис образования — и тут ответ на вопрос, чему надо учиться, — состоит в том, что мы вступили и вступаем с все более высокой скоростью в эпоху искусственного интеллекта, — продолжил Александр Аузан. Он будет поедать профессии только так.
Какие профессии? Те, которые основаны на алгоритмах: делай раз, делай два, делай три. А очень много профессий, которым мы учим в университетах, основаны на алгоритмах, — все аналитики, включая финансовых, юристы, психоаналитики и т. А нам с вами куда деваться? Преимущество естественного интеллекта в том, что у нас есть правополушарное мышление, есть интуиция, которой нет у искусственного интеллекта, пока, по крайней мере. Чему, мне кажется, стоило бы поучиться у Китая и китайской истории. Конфуций предложил экзамен для чиновников, где они должны были показать владение каллиграфией, стихосложением и т. До начала прошлого века этот экзамен был обязательным. И нынешние эконометрические исследования показывают, что наиболее успешны те регионы страны, где этот экзамен был введен.
Нам нужно будет мировое образование перестраивать — и очень быстро — на поддержку правополушарного мышления. Аналитические способности держать надо, но не они будут главными. А математика важна, потому что это язык цифровой экономики". Почему Стругацкие актуальны В завершение беседы спикер дал совет, какую литературу полезно читать. Александр Аузан: "Что почитать — это непростой вопрос. У меня отношения с книгами такие: я очень долго выбираю, что читать, а потом начинаю читать очень глубоко, с карандашом. Важно выбрать книгу, которая повлияет на вас надолго. Но я скажу сейчас, может быть, странную вещь. Не буду говорить о книгах по экономике, философии, социологии.
В эпоху перелома важно читать книги по истории: нужно увидеть себя не в 10-20-летней, а в тысячелетней истории, потому что можете пропустить очень важный поворот. Важно читать книги фантастические, science fiction, фэнтези. Например — Стругацких; неслучайно именно в 1960-е годы Аркадий и Борис стали кумирами, потому что это были годы открытия Космоса и попыток увидеть совершенно другой мир. Тут важно даже не что читать, а как читать, и, я бы сказал, что важно еще — читать". Декан экономического факультета МГУ им.
Нам нужно обдумывать, как Россия будет входить в новый поток глобализации, с чем", — заявил он. В этой ситуации, по словам Аузана, Россия могла бы пойти по свойственному для себя "пути Левши". Он пояснил, что подобное заключается в способности россиян делать нестандартные вещи. Вместе с этим эксперт отметил, что передовые цифровые технологии являются преимуществом РФ.
Главная мысль Аузана в том, что отчасти отечественные экономические успехи и столь же очевидные экономические неудачи могут объясняться культурными особенностями. Одна из которых, например, «читать инструкцию от телевизора только тогда, когда телевизор сломался». Это, конечно, шутка про российский менталитет, но есть особенности и более значимые с экономической точки зрения. Например, «избегание неопределенности». Здесь Россия дает фору даже Японии и Южной Корее. А что значит для общества страх неопределенности? Это готовность действовать в рамках заданных программ в течение длительного периода, сравнительная эффективность в реализации задач, предполагающих низкую степень риска.
Наднациональное достояние. Главные научные награды 2023 года
- Зачем экономике культура
- Слушайте подкаст там, где удобно
- Общество профессионального потребления
- Экономист рассказал, что поможет России стать лидером глобализации
Александр Аузан: «Мы столкнулись с очень тяжёлым ущербом, который ещё не осознали»
После информационной войны глава европейской сети Sony был вынужден подписать мировое соглашение, после чего так же поступили и другие компании. Международная Конфедерация обществ потребителей также выиграла суд против правительства Москвы по поводу эвакуаторов и блокираторов. Александр Аузан входит в состав Экономического совета при Президенте России. Кроме того, Александр Александрович стоит у истоков журнала «Спрос», где работает главным редактором его жена. Из-под пера Александра Аузана вышло более ста тридцати научных работ, в числе которых четыре монографии и университетский учебник. Похожие авторы.
Думаю, схватка гигантов будет решаться на поле конкуренции цифровых платформ". Рентной экономике "сложные мозги" не нужны Кайрат Келимбетов задал очередной вопрос: "Вы говорили, что важно использовать возможности цифровой глобальной трансформации, чтобы преодолеть эффект колеи и перейти в новое состояние, где мы не догоняем технологическое развитие развитых стран, а можем оказаться в одной ситуации благодаря хорошему академическому и образовательному потенциалу. Человеческий капитал — это задача не только университетов, министерства, но и всего общества. Как мы должны построить новую образовательную систему, которая тоже испытала шок с точки зрения теста на онлайн-технологии. Чему учиться, какие навыки будут востребованными в ближайшие 10-15 лет? Александр Аузан: "Мне думается, система образования сейчас столкнулась с двойным кризисом. Первый связан с тем, что ее институты устроены неправильно, и таково положение вещей уже много лет.
В Советском Союзе была поговорка: процесс образования есть борьба между системой образования и природной одаренностью человека. Система стала выигрывать в этой борьбе. К сожалению, во многом она дает ухудшающий отбор, причем именно в странах с экстрактивными институтами и рентной экономикой. Такой экономике "сложные мозги" не нужны, она начинает их не запрашивать, а выпихивать. Поэтому мы страдаем от того, что наши студенты, исследователи, ученые, инженеры работают в других странах. Образование стали трактовать как рыночную услугу. Но понимаете, какая штука, как экономист, я могу сказать, что это очень странный рынок.
Потому что там асимметрия информации, олигополии, специфичные активы. Иными словами, простой рыночный механизм там работает чрезвычайно плохо. По моему разумению, нужно переходить к модели, которую я называю инвестиционной. Это инвестиции в человеческий капитал. Нужно считать, не что у вас будет через семестр, а что у вас будет через десять лет, ведь человеческий капитал дает эффект через десять лет. И строить эту модель, вы правы, нужно не в рамках министерства образования. Поскольку для того, чтобы построить, надо начинать с начальной школы, соединяться с университетами, которые глобально конкурентоспособны, а не все обладают таким свойством в наших странах, и с компаниями, которые конкурентоспособны.
Они заинтересованы в конкурентоспособных мозгах на поддержке в виде новых работающих, занятых". Ставка на правое полушарие "Второй кризис образования — и тут ответ на вопрос, чему надо учиться, — состоит в том, что мы вступили и вступаем с все более высокой скоростью в эпоху искусственного интеллекта, — продолжил Александр Аузан. Он будет поедать профессии только так. Какие профессии? Те, которые основаны на алгоритмах: делай раз, делай два, делай три. А очень много профессий, которым мы учим в университетах, основаны на алгоритмах, — все аналитики, включая финансовых, юристы, психоаналитики и т. А нам с вами куда деваться?
Преимущество естественного интеллекта в том, что у нас есть правополушарное мышление, есть интуиция, которой нет у искусственного интеллекта, пока, по крайней мере. Чему, мне кажется, стоило бы поучиться у Китая и китайской истории. Конфуций предложил экзамен для чиновников, где они должны были показать владение каллиграфией, стихосложением и т. До начала прошлого века этот экзамен был обязательным. И нынешние эконометрические исследования показывают, что наиболее успешны те регионы страны, где этот экзамен был введен. Нам нужно будет мировое образование перестраивать — и очень быстро — на поддержку правополушарного мышления. Аналитические способности держать надо, но не они будут главными.
А математика важна, потому что это язык цифровой экономики". Почему Стругацкие актуальны В завершение беседы спикер дал совет, какую литературу полезно читать. Александр Аузан: "Что почитать — это непростой вопрос. У меня отношения с книгами такие: я очень долго выбираю, что читать, а потом начинаю читать очень глубоко, с карандашом. Важно выбрать книгу, которая повлияет на вас надолго. Но я скажу сейчас, может быть, странную вещь.
Мой прогноз в том, что мир пройдет через рецессию в ближайшее время.
А вот после рецессии начнется процесс глобализации, новый виток, прилив, — отметил эксперт. На данный момент в мире действуют две противоположные силы, одна из которых «расталкивает» нации. Вторая сторона, напротив, подталкивает их к сотрудничеству и кооперации в условиях разделения труда, поскольку «люди лучше всего делают то, что умеют и любят делать».
Я производитель человеческого капитала. Не вы. Вы производители некоторых идей. А я про человеческий капитал.
Так вот, чтобы произвести примерно эту квалификацию, эти навыки и так далее, понадобится от 7 до 10 лет. И это, заметьте, если утечка не будет продолжаться, в заметных масштабах. Вспоминается школьная задачка с бассейном, где в одну трубу вытекает, в другую вытекает. Здесь, в Московском университете, мы стараемся, чтобы натекло ума, таланта, - но всё равно, труба, из которой вытекает, её никто не отменял, я бы сказал. Поэтому, мы столкнулись с очень тяжёлым ущербом, который скажется через пять — десять лет. В наших возможностях развития. Класс страны определяется теми мозгами, которые в стране есть.
Менять в нынешних условиях что-то можно и нужно, потому что мы понимаем, что раз есть такой отток, для начала не надо обрезать вот эти ниточки. Споры-то идут. Надо устраивать систему, которая бы позволяла работать нашей диаспоре из Армении, Казахстана, Израиля, Турции, продолжать работать на частные компании. Надо менять налоговое законодательство.
Торжественное вручение дипломов МВА и лекция декана ЭФ МГУ Аузана А.А.
Человеческий капитал -наиболее трудновоспроизводимый фактор. У России есть одна колоссальная особенность, и она десятилетиями сохраняется: мы по качеству человеческого капитала в первой тройке в мире, а по качеству институтов очень сильно уступаем другим странам. Вот это огромный разрыв человеческого потенциала и правил, в которых живет страна. Знаменитый русский реформатор Михаил Сперанский в начале XIX века, вернувшись из Европы, сказал: "Государь, у них учреждения лучше, а у нас люди".
Вот мы, может быть, еще с тех пор живем в ситуации, когда у нас люди лучше, чем учреждения, но в результате мы все время теряем людей. Плохие институты, как мы бы сказали уже современным языком, так или иначе все время выдавливают за границу большое количество талантливых и образованных людей. Многие политики, по-моему, этого не понимают, потому что начинаются рассуждения: "Ну все, забыли, сейчас быстро поднимутся новые".
Вы меня спросите, я производитель человеческого капитала, не вы. Чтобы воспроизвести примерно эту квалификацию, навык и так далее, понадобится от 7 до 10 лет. И это если утечка не будет продолжаться в заметных масштабах.
Вспоминается школьная задачка с бассейном, где в одну трубу втекает, а в другую вытекает. Вот здесь Московский университет старается, чтобы натекло ума, талантов, способностей, но трубу, из которой вытекает, никто не отменял. Поэтому мы столкнулись с очень тяжелым ущербом, который скажется через 5-10 лет в наших возможностях развития.
Класс страны определяется теми мозгами, которые в ней есть". Как остановить утечку "Если мы понимаем, что такой отток - это очень плохо, то для начала не надо обрезать вот эти самые ниточки. Споры по этому поводу идут: устраивать систему, которая позволяла бы работать нашей диаспоре из Армении, Казахстана, Израиля, Турции и т.
Поэтому первое, что надо сделать - надо понять, что мы не хотим терять этих людей, что мы хотим сохранения сотрудничества и интеграции. Для этого нужно поменять кое-что в законодательстве, чтобы люди могли двигаться туда-сюда, сравнивать ситуацию, находить здесь проекты, включаться в какие-то работы. А по гамбургскому счету я вам скажу, что надо поменять.
Дело в том, что в мире, в принципе, существует всего два типа институтов. Экстрактивные институты, которые умеют выжимать ренту из чего угодно - из камня, из песка, монопольную, административную, какую хочешь. Экстрактивные институты у нас в стране налажены, мы понимаем, что мы выкачали за успешные нулевые годы триллионы долларов.
И где?
Но потом пошло торможение, некоторые исследователи объясняют это тем, что культурный код страны был поврежден. И именно отсюда высокий уровень самоубийств среди населения, нежелание молодежи работать и так далее. По этой версии, японцы фактически заплатили за экономический успех слишком высокую цену — они сломали свою идентичность.
Мы знаем, как они преобразовывали культурные коды, как они их использовали и меняли. Мы знаем, что всюду рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, снижалось избегание неопределенности. В ходе длинных реформ и преобразований, которые мы теперь называем Восточноазиатской модернизацией, процесс проходил успешно. И тут важно уточнить: почему успешно?
Я и мои коллеги по экономическому факультету Института национальных проектов делали в 2012 году доклад о культурной модернизации в ходе «восточноазиатского скачка». Главным моментом нашего доклада был тезис: не столько важно то, что страны меняли в ходе реформ, сколько важно, что они оставляли, выбирали внутри своей культуры, чтобы опереться. Они не сносили целиком идентичность, а убирали то, что мешает развитию, при этом оставляя и используя какие-то важные для своего народа характеристики. Можете привести пример?
Давайте возьмем Южную Корею — это самый, может быть, красивый пример. Весь мир сейчас знает об успехах Samsung, крупнейшего конкурента Apple. Этот успех закладывался в очень странной конструкции, когда в 1950-е годы в Южной Корее стали создавать чеболи — крупные машиностроительные концерны на базе — внимание! Не отказываться от традиционного уклада, не ломать его оказалось чрезвычайно правильным решением.
Работники этой семьи-предприятия понимали, кто старший, кто авторитет, кто кому должен подчиняться. В итоге: низкие трансакционные издержки, хороший экономический результат. Мы говорили выше, что во время реформ самое важное — опираться на что-то значимое для нации. В Южной Корее это были поведенческие установки, привычка населения к рисоводству: культура, которая требует точного соблюдения правил, следованию многовековым традициям и определенным инструкциям.
Корейским крестьянам во времена реформирования объяснили, что в машиностроении все так же: вам просто надо следовать инструкции, делать последовательно первое, второе, третье, двадцать четвертое, и у вас все получится. Им такой подход был близок, и все действительно получилось. Опираясь на традиционную культуру, получили заметный экономический рывок? Знаете, какой еще важный шаг сделал Samsung после кризиса 1997 года?
Он обязал всех своих инженеров снять галстуки и получить образование в сфере искусства. Это и стало условием последующих прорывов. РФ, много и подробно обсуждали взаимосвязь культурного развития государства и его экономики. Расскажите, какие детали, особенности культуры страны влияют на развитие экономики государства в первую очередь?
В своей книге «Культурные коды экономики» я рассказываю о нескольких важных кодах, или законах, которые связывают ценности, поведенческие установки с экономикой. Первый состоит в том, что самого высокого результата в уровне валового продукта на душу населения достигают страны, жители которых стремятся к самореализации и относятся к религии как к частному делу человека. Второй код, который мне кажется наиболее интересным и важным, связан с конкурентными специализациями стран. Почему у одной нации все получается в одной сфере и не получается в другой, и наоборот.
Все мы, в России, понимаем, о чем речь, когда говорим об «эффекте Левши». В нашей стране часто делается какое-нибудь важное техническое открытие — скажем, русский Владимир Зворыкин придумал телевизор. Но экономический эффект от изобретения телевидения получают другие страны. Или наш Жорес Алферов, нобелевский лауреат, создал гетеросхемы, очень важные для телекоммуникационной связи, — и опять-таки развитие телекоммуникаций дало экономический результат, скорее, в других странах.
Поколению Z нужен «интеллектуальный бокс» Фото: pixabay Вторая проблема, решение которой может предложить образование, — это особенности поколения Z. Юлия Цезаря считали великим человеком, потому что он умел три дела делать одновременно. В поколении Z каждый второй может слушать лекцию, общаться в соцсетях и что-то «гуглить» в один и тот же момент. Профессор делился этим наблюдением со своими студентами. Слабость людей поколения Z заключается в том, что их память «находится в дополнительных устройствах». Они не могут оперировать большими системами. Александр Аузан сравнил ситуацию с последствиями первой промышленной революции, когда люди начали физически «хиреть», потому что за них работали машины. Две вещи: бокс и футбол. Вот и нам нужно придумать интеллектуальный бокс и футбол, чтобы у человека развивалась память», — сказал он. Что касается самих по себе форматов обучения, то онлайн — прекрасное средство демократизации образования, благодаря которому можно слушать профессоров Стэнфордского или Оксфордского университетов, не выходя из дома.
Это театр, это энергетика, это разговоры в коридоре. Ведь кинематограф не убил театр. Он превратил его в элитное, дорогостоящее занятие», — отметил профессор. Один из них — доверие между людьми. Кроме того, для быстрой эволюции нужно не бояться новых возможностей и неудач. Вот, Силиконовая долина. Средний возраст успешного стартапера — 42 года. У него было 10-15 неудач до того, как он пришел, наконец, к своему золотому решению. А у нас, как и в очень многих странах, человека могут прервать после первой или второй неудачи: «Ну, лузер же, с ним дело невозможно иметь». Провал очень часто может быть школой.
Если человек не закончил 7-8 классов этой школы, он как раз и есть лузер», — считает экономист. Здесь тоже речь идет о доверии. Можно сколько угодно представлять, что мир станет абсолютно новым, но правда в том, что некоторые процессы волнообразны. После взлета цифровой революции обязательно что-то вернется на круги своя.
К своему правительству: «Как вы это допускаете и как мне жить? Аузан считает, что у естественного интеллекта остается точка конкурентоспособности, связанная с эмоциональным интеллектом.
Причем они тоже развиваются. Я начинаю думать, что, чтобы обеспечить это предложение, во-первых, мы должны решить проблему конкурентоспособного естественного интеллекта. Это означает, что учить надо в спектре от математики, потому что она производит алгоритмы, до искусств. Причем не того человека, который будет заниматься искусствами, а того, который будет в этом мире жить и намерен активно действовать. Очень широкая цепочка. При этом Аузан уверен, что у цифровизации есть предел.
Образовался офлайн и онлайн.
Экономист из МГУ счёл "путь Левши" спасительным для России
Декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу «Культурные коды экономики» / Людмила Прохорова. Экономический факультетЭкономический Факультет МГУ имени сова. Александр Аузан — декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор, публицист, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, общественный деятель. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова.
Карманная ртуть
- Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет
- Александр Аузан: «Мы столкнулись с очень тяжёлым ущербом, который ещё не осознали»
- Эксперт МГУ Александр Аузан рассказал, что в результате СВО в России уменьшится бедность
- Декан МГУ про экономику-дегенерата и перспективу страны | Пикабу
- Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации России поможет «эффект Левши»
Александр Аузан: В России «две страны в одной»
декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, доктор экономических наук. доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан рассказал RTVI об угрозе экономической спирали в 2024 году.
Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий
Александр Аузан — шаман обанкротившегося либерализма | Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации России поможет «эффект Левши». |
Аузан Александр Александрович – Telegram | Декан экономфака МГУ Александр Аузан и научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов обсудили с ректором Антоном Суворовым роль доверия, современных СМИ и других институтов в обществе и экономическом росте. |
Александр Аузан: "Мы полгода не можем разобраться с этим малюсеньким вирусом" | | Посмотрел я тут большое интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, которое он дал РБК. |
Александр Аузан | Гость RTVI «Вы держитесь!» — декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан. |
Декан МГУ о преодолении локальных изменений и комплексной трансформации: Эффект колеи | Об этом декан экономического факультета Московского государственного университета Александр Аузан рассказал Ольге Орловой, ведущей программы «Гамбургский счет» на Общественном телевидении России. |
«Социально-авторитарный контракт»: экономист из МГУ описал Россию при новой Конституции
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, предваряя свой доклад, пошутил, что отвечать за проблемы профильного образования и экономические неурядицы придется именно ему, поскольку его фамилия начинается на «а». Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что спецоперация России в Украине будет иметь важные экономические последствия, пишет Телеграмм-канал «Логика Маркова». Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Александр Аузан декан Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Содержание
- Последние новости
- Председателем правления Федерации креативных индустрий избрали Александра Аузана - ТАСС
- Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: «В России начинается когнитивный диссонанс»
- Необходимая защита
- - Год Литературы
- Аузан отвел 7-10 лет на замену уехавших из России в 2022 году специалистов