Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие - Российская газета | Рембрандт, «Даная» (1636-1647), фрагмент. Компьютерный анализ показал, что после акта вандализма около 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. |
Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023) | Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. |
Воскрешение “Данаи” | картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. |
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества. Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя на картине снизу и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных шедевров Эрмитажа.
В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале экспонируется копия. Ещё одним вариантом предлагалась реконструкция «за Рембрандта», то есть максимально правдоподобное воспроизведение утраченных участков картины. Звучит довольно парадоксально по отношению к реставрации, но предложения такого рода нельзя назвать дилетантскими: во Франции таким образом дали вторую жизнь фрескам Пьеро делла Франческо и картинам Андреа дель Сарто.
Алексей Брянцев, бывший в то время старейшим реставратором в Эрмитаже, считал единственно правильным вариант консервации «Данаи». Он говорил: «Предложи мне хоть самый высокий начальник воссоздать и раскрасить Рембрандта — наотрез отказался бы. А с моими товарищами, выполнившими консервацию, у меня расхождений нет». Однако консервацией дело не закончилось: живописные утраты было решено восстанавливать тонированием, то есть восстановлением цветов без прописывания деталей. Такой подход помогает и восстановить целостность изображения, и максимально сохранить авторскую работу. Главное здесь — попытаться собрать уцелевшие фрагменты живописи в единый образ и сохранить впечатление, которое он порождает. Но прежде чем восстанавливать полотно, нужно было найти качественный образец. Поиски копий и фотографий начались сразу же. От варианта с фотографией в итоге пришлось отказаться: качественный снимок был найден его сделали на выставке в Японии в 1978 г. Поэтому вся надежда была на работы художников-копиистов.
Для реставрации «Данаи» было найдено шесть лучших копий. Самой близкой к оригиналу оказалась картина из музея изобразительных искусств им. Решающим фактором стал её размер: она всего на три миллиметра больше подлинника! Это большая редкость, поскольку схожесть размеров оригинала и копии у живописцев не приветствуется: подлинник всегда должен выделяться. Работа неизвестного мастера Об этой картине известно немного. В 1927 г. До этого она была частью коллекции художественных картин иностранной школы Государственного Русского музея. А ещё раньше — хранилась в музее Императорской Академии художеств, учеником которой и была написана в 1875-1876 гг. Его фамилию до сих пор не удалось установить: в документах не разобрать, то ли это Земцов, то ли Удальцов. А ещё скопированную Данаю от оригинала отличает её тело.
Но свет, пространство, мерцание туфелек — всё передано прекрасно». Знаменитая копия на выставке «Искусство и Химия» музея изобразительных искусств им. Врубеля, 2021 г. После выделения картинной галереи в музей изобразительных искусств омская «Даная» находилась в его постоянной экспозиции до 1950-х гг. Она не просто давала возможность омичам увидеть репродукцию известной картины, но и была учебным пособием. Высокая точность исполнения и размер, близкий к оригинальному, помогали молодым художникам постигать мастерство Рембрандта. Но из-за того, что копия была написана быстро и слои краски не успевали высыхать, полотно постепенно темнело. Поэтому картину на тридцать с лишним лет поместили в запасники. Исключения сделали в 1956 г. А после 15 июня 1985 г.
В Эрмитаж она попала в 1987 г.
К сожалению, это далеко не единственный случай порчи произведений искусства. В Эрмитаже он подошел к «Данае» и облил ее серной кислотой. После чего нанес по холсту два удара ножом.
Картина сильно пострадала, после нападения «Данаю» реставрировали 12 лет. Сегодня картина снова в музее, но уже под бронированным стеклом.
Как известно, Эрмитаж всегда сам занимается реставрацией картин.
Тогда группа советских специалистов сделала невозможное. На лакокрасочном заводе, тогда еще Ленинграда, были заказаны краски, которые по своему составу максимально точно совпадали с составом красок Рембрандта. Перед тем, как приступить к реставрации, картину покрыли слоем лака.
Это делается на тот случай, если когда-нибудь появится возможность усовершенствовать работу реставраторов, то слой XX века можно будет без труда снять, чтобы вернуться к первоначальному варианту. Но это не так. Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы».
Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат.
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Михаил Пиотровский: «Даная» Рембрандта ранена, но спасена! Дек 10, 2019 В музее по традиции отметили Дни Эрмитажа — 7-9 декабря, учитывая, что первые коллекции появились 7 декабря, в день Святой Екатерины, его и считают днем рождения. А празднование Дней всегда связано с открытием новых выставок, военными церемониями в Георгиевском зале, в целом с годовым отчетом о событиях в одном из крупнейших хранилищ художественных ценностей. В эти дни в музей приезжают посланцы Обществ друзей Эрмитажа со всего мира, ветеранам по традиции вручают гранты Фонда Потанина, бриллиантовые знаки. В этом году, рассказал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, премьер-министру Монголии подарят копию «Чингисова камня» — старейшего письменного памятника монгольского языка, надпись на котором свидетельствует о племяннике Чингиса, отличившемся в стрельбе из лука. В дни торжеств в Эрмитаже посмотрят два документальных фильма.
Российские документалисты сняли фильм о великом ученом Николае Николаевиче Никулине, знатоке нидерландской живописи, который рядовым прошел всю войну и написал о ней книгу. Его труд стоит в одном ряду с томом «Подвиг Эрмитажа», повествующим о том, как музей возвращал людям память о ленинградской блокаде. И вторая лента итальянцев — «Эрмитаж. Сила искусства», в которой к зрителям обратится с экрана знаменитый актер Тони Сервилло. Среди выставок — экспозиции «Это сам Потемкин», к 280-летию государственного деятеля, ассирийские рельефы из Британского музея, Фрагменты римской скульптуры Виктории Кальватоне, найденные в Италии в XIX веке.
Позднее статуя оказалась в Берлине, а после войны — в Эрмитаже, ее исследованием российские реставраторы занимались совместно с немецкими. Скульптуру много раз переделывали, в результате решено было оставить как есть — как памятник европейской реставрации античного искусства.
История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах.
Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Исследователи-искусствоведы терялись в различных догадках, почему сходство с Саскией на этой картине не было так очевидно, как на других полотнах мастера этого периода. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.
Но Даная родила Персея от Зевса. Разъярённый Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда. Главное - отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX - первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса. Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину, жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображёнными на картине, но этому не придавали значения.
Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины вероятно, 1636 года , на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда бог уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние. Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а тёплая, домашняя. Как показала рентгеновская съёмка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Живот непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги...
Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства в нашем понимании, жителей XXI века. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, - Даная прощается с возлюбленным. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику - царь Олимпа к ней не вернулся. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности. Жемчуг считался украшением богини любви Афродиты Венеры. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра. Орёл считался спутником и символом Зевса. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием.
На голове у служанки не положенный чепец, а тёмный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя на автопортретах он часто в берете. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса. Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда.
Рембрандт часто писал портреты жены. В Данае также угадываются её черты Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Саскии в красной шляпе», 1633-1634 годы Местонахождение: Картинная галерея, Кассель, Германия Современный рентгенографический анализ картины показал, что Рембрандт действительно вносил изменения в свою работу приблизительно через десять лет после начала написания.
В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру. Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись. Уж не знаю, почему «Даная» не приживалась ни в одном доме. Но, с другой стороны, это хорошо. В итоге произведение попало в коллекции Пьера Кроза, у которого творение Рембрандта приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Полотно оказалось в России, а вскоре уже украшало Эрмитаж.
Но судьба «Данаи» оказалась печальна. Ничем с виду не приметный субъект проследовал прямиком к творению Рембрандта, после чего вынул нож и несколько раз полоснул холст. Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна | Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. |
Даная 20 лет спустя // Новости НТВ | Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. |
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Смотрите 60 фотографии онлайн по теме даная рубенса. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. Опубликовано 15.10.2019 автором Новости храма. FILE—— Rembrand’s painting «Danae» is shown on this 1985 file photo after it was attacked by a man who threw acid on the canvas and. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто.
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания | Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. |
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта | Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. |
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет.
История о том, как копия спасла оригинал
«Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним.
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его. Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта. Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту. Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г. Холст, прорезанный ножом, продублировали. В этом плане «Данае» повезло: мощное деревянное крепление минимизировало удары ножа, не позволив преступнику изрезать полотно. После этого была проведена большая работа по реставрации лака: где-то его слои сняли, где-то выровняли. Это позволило лучше изучить палитру Рембрандта, что также помогло реставраторам. К концу 1985 г.
Следующие полтора года реставраторы под микроскопом удаляли следы кислотной реакции. Последний шаг заключался в восстановлении самой живописи. И он вызвал среди искусствоведов споры. Дискуссия о восстановлении Параллельно с подготовкой к реставрации специалисты и искусствоведы начали обсуждать, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале экспонируется копия. Ещё одним вариантом предлагалась реконструкция «за Рембрандта», то есть максимально правдоподобное воспроизведение утраченных участков картины. Звучит довольно парадоксально по отношению к реставрации, но предложения такого рода нельзя назвать дилетантскими: во Франции таким образом дали вторую жизнь фрескам Пьеро делла Франческо и картинам Андреа дель Сарто. Алексей Брянцев, бывший в то время старейшим реставратором в Эрмитаже, считал единственно правильным вариант консервации «Данаи».
Он говорил: «Предложи мне хоть самый высокий начальник воссоздать и раскрасить Рембрандта — наотрез отказался бы. А с моими товарищами, выполнившими консервацию, у меня расхождений нет». Однако консервацией дело не закончилось: живописные утраты было решено восстанавливать тонированием, то есть восстановлением цветов без прописывания деталей. Такой подход помогает и восстановить целостность изображения, и максимально сохранить авторскую работу. Главное здесь — попытаться собрать уцелевшие фрагменты живописи в единый образ и сохранить впечатление, которое он порождает. Но прежде чем восстанавливать полотно, нужно было найти качественный образец. Поиски копий и фотографий начались сразу же. От варианта с фотографией в итоге пришлось отказаться: качественный снимок был найден его сделали на выставке в Японии в 1978 г. Поэтому вся надежда была на работы художников-копиистов.
Для реставрации «Данаи» было найдено шесть лучших копий. Самой близкой к оригиналу оказалась картина из музея изобразительных искусств им. Решающим фактором стал её размер: она всего на три миллиметра больше подлинника! Это большая редкость, поскольку схожесть размеров оригинала и копии у живописцев не приветствуется: подлинник всегда должен выделяться. Работа неизвестного мастера Об этой картине известно немного. В 1927 г.
Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении.
Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Одновременно с подготовкой к реставрации возникла дискуссия, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту.
Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале будет выставлена копия. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала способы дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублирующего холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю.
Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя двенадцать лет, 14 октября 1997 года, когда была проведена «Торжественная встреча с Данаей». С тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Реставраторы совершили настоящий подвиг, «но отдельные фрагменты и тончайшие лессировки красочного слоя невосстановимы. Отражение в культуре[ править править код ] Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» «Журналист-2» , по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон».
Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей. Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры.
Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Одновременно с подготовкой к реставрации возникла дискуссия, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале будет выставлена копия. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала способы дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублирующего холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя двенадцать лет, 14 октября 1997 года, когда была проведена «Торжественная встреча с Данаей». С тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Реставраторы совершили настоящий подвиг, «но отдельные фрагменты и тончайшие лессировки красочного слоя невосстановимы. Отражение в культуре[ править править код ] Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» «Журналист-2» , по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон». Упоминается, что картина была облита серной кислотой, и процесс её реставрации. История картины описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.
Воскрешение “Данаи”
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. . Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. «Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. . Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта Даная с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.