В Год исторической памяти – о том, как переправляли раненых по незамерзшей Волге, в воспоминаниях ветерана, санинструктора Марии Рохлиной. Воспоминания саткинца-участника Сталинградской битвы. Июль 1943 гoдa зaстaл Аслямa Султaнoвa и егo вoеннoе пoдрaзделение в oкружении пoд Стaлингрaдoм. Разрушенный дом Павлова в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов.
Воспоминания участника операции «Уран». К 80-летию контрнаступления Красной армии под Сталинградом
Потомки участников Сталинградской битвы и добровольцы, занимающиеся сохранением исторической памяти, приняли участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню на Мамаевом кургане, а также сопроводили Парад войсковых частей Волгоградского. Борис Михайлович Гаврилов был ребёнком, когда началась Сталинградская битва. В преддверии юбилея Сталинградской победы особое внимание уделяется участникам легендарной битвы на Волге, очевидцам тех страшных событий, детям Сталинграда. Потомки участников Сталинградской битвы и добровольцы, занимающиеся сохранением исторической памяти, приняли участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню на Мамаевом кургане, а также сопроводили Парад войсковых частей Волгоградского.
«Я сам для себя событие»: в Волгоград из Ярославля приехал 99-летний участник Сталинградской битвы
Ольга МАРЧЕНКО, дочь участника Сталинградской битвы Михаила Евгеньевича Чуклина. 2 февраля 1943г. была закончена Сталинградская битва. В честь Победы все участники сражения получили медали «За победу под Сталинградом». Шестнадцать гвардейцев показали всем нам, участникам битвы под Сталинградом, что значит презирать смерть ради победы над врагом, что значит быть честным гражданином Советской страны. Одним из решающих сражений в мировой военной истории стала Сталинградская битва.
Сталинградская битва: воспоминания ветерана
Немецкие танки стали останавливаться, а из некоторых начинал клубиться черный дым, горели их танки. Бурдов Денис Максимович О боевых действиях 235-й отдельной танковой огнеметной бригады в районе х. Верхне-Кумский Как заявил один командир танка противника, взятый в плен, что немецких танков в селе было всего 12 шт. Гусев Виктор Васильевич Воспоминания помощника начальника штаба по разведке 17 мехбригады На мое счастье в это время вновь появилась луна, полоса была похожа на железнодорожную насыпь.
В это же время были замечены перемещающиеся по пояс фигуры в касках. По угловатым каскам стало ясно, что это немцы. Фрицы безусловно слышали шум работы двигателя машины, может быть не знали, кто это?
Немцы от этих выстрелов отступили. Это первый бой пришлось видеть под Сталинградом». Хотя наград за освобождение города на Волге так и не получили. После войны всю жизнь трудились на железной дороге в поселке Карымское.
Борис Арсентьевич вспоминал о сильном морозе и глубоком снеге, что сопутствовали боям. Противостояли армии Паулюса, сформированные в том числе в Забайкалье 304-я, 116-я, 321-я, 399-я дивизии. Борис Леонов, участник Сталинградской битвы: «Бомбежка большая, мы приехали, замкнули окружение, он начал нас тут угощать хорошо. Ну и дальше больше.
Наша авиация тут стала действовать, танки наши пошли, артиллерия сильно там у нас играла. Сильная война была». В год 65-летия со дня освобождения Сталинграда они ещё полны сил. Проводят уроки мужества, встречаются со школьниками.
В качестве педагога часто выступал офицер, ветеран Пограничной службы - Николай Лусиков. Николай Лусиков, участник Сталинградской битвы: «Я таким же, как они, мальчонкой на фронт ушел. Меня там воспитывали, вот и молодежь сейчас воспитывать нужно, прививать им патриотизм и любовь к Родине». Алексей Лепский тоже герой сюжета.
В 18 лет как командир противотанкового отделения попал под осаждённый врагом Сталинград. Однажды, когда боеприпасы уже были на исходе, а танки шли на окопы, почти попрощался с жизнью. Алексей Лепский, участник Сталинградской битвы: «Вдруг всё загремело, зазвенело, и мы думали, небо на нас обрушилось. А это Катюша дала залп по этим танкам.
А снаряды полетели через нас.
От очереди из пулемета упала моя подруга, которая стояла рядом со мной", — делится Розалия Абгарян 99 лет. Я был командиром боевой части минеров", — рассказывает Владимир Кузнецов 100 лет. По закону всех, кто повинен, судят и полк расформировывают. Замполит и начальник штаба погибли. Когда их занесли в квартиру, они оттаяли — печати у них в руках!
Судьбу Сталинграда и его защитников решали уже не дни, а часы. Мой отец рассказывал: Василий Чуйков, вспоминая день 14 сентября, говорил, что, будь у Фридриха Паулюса в резерве хоть один батальон, он действительно вышел бы к Волге, захватив при этом центральную переправу. О том, как оценивало сложившееся положение в районе Сталинграда высшее военное руководство, вспоминал Георгий Жуков: «13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжёлыми, слишком тяжёлыми днями. Противник, не считаясь ни с чем, шаг за шагом прорывался через развалины города всё ближе и ближе к Волге... Сил с каждым часом оставалось всё меньше. Перелом в эти тяжёлые и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейской дивизией А. После переправы в Сталинград она сразу же контратаковала противника.
Её удар был совершенно неожиданным для врага. Родимцева отбила Мамаев курган». Дивизия Александра Родимцева начала переправу в ночь с 14 на 15 сентября. Перед этим у отца состоялся примечательный разговор с заместителем командующего фронтом генерал-лейтенантом Филиппом Голиковым, отвечавшим за переброску дивизии. На просьбу отца дать ещё один день на подготовку и получение разведданных Голиков ответил, что в городе остались лишь отдельные очаги сопротивления и начинать переправу необходимо немедленно. Передавать данные о противнике некому, поэтому помочь обороняющимся артиллерией невозможно — никто толком не знает, где свои, а где чужие. Обстановка на том берегу теперь стала ясна Родимцеву: нельзя было медлить ни часа.
Отец вспоминал: «Город представлял сплошное пожарище. Горело всё, что только могло гореть. Врагу уже удалось захватить большую часть города». Родимцев беседует с бойцами. Сталинград, 1942 год О переправе дивизии через Волгу отец всегда вспоминал так: это было форсирование широкой водной преграды под воздействием противника, причём без авиационного и артиллерийского прикрытия. К выбору батальона, который начнёт переправу первым, Родимцев отнёсся очень серьёзно. Он понимал, как трудно придётся тем, кто пойдёт первым, и как много будет зависеть от того, насколько удачными будут их действия.
Обсудив этот вопрос с командиром 42-го полка Иваном Елиным, Александр Родимцев принял решение: первым в бой пойдёт батальон старшего лейтенанта Захара Червякова. Ему было приказано обозначить ракетами передний край. Комбат Захар Червяков сражался на фронте с первых дней войны. Большинство бойцов батальона было вооружено автоматами и хорошо экипировано. В подразделениях имелись противотанковые ружья и пулемёты. Вместе с первыми частями переправу начинали миномётчики и артиллеристы с 45-миллиметровыми пушками. Для борьбы с танками бойцы имели гранаты и бутылки с зажигательной смесью.
Такими же опытными и подготовленными были командиры и бойцы других батальонов полка. Отец был уверен в этих людях. Родимцев лично руководил погрузкой бойцов и вооружений на катера, баржи и плоты. О том, что первые отряды высадились на берег, стало понятно по непрерывной автоматной стрельбе, а чуть позже и по звукам выстрелов противотанковых ружей. Отец вспоминал, что он был озадачен: неужели немецкие танки так близко подошли к Волге? В январе 1943 года в своём штабе, расположенном в бетонной трубе на крутом берегу Волги, Александр Родимцев, рассказывая о событиях тех дней историкам из комиссии академика Исаака Минца, заметил: «В ночь на 14-е уже у самого берега противник был. Если бы я только на одни сутки опоздал, Сталинграда бы не было».
За ночь удалось переправить два полка. Родимцев вместе со штабом переправился на катере в 10 часов утра под сильным обстрелом противника. Связи с Василием Чуйковым не было, но днём от него прибыл связной и сообщил, что командующий армией вызывает Родимцева к себе. Они отправились в путь группой из пяти человек. По дороге несколько раз попали под сильную бомбёжку, и к командарму добрались только двое — мой отец и адъютант Д. Связной и один солдат охраны погибли, а другой был тяжело контужен и остался ждать их в укрытии. Отец уже знал от других командиров, что Чуйков сразу же зарекомендовал себя волевым и решительным командующим.
Увидев Родимцева, едва успевшего привести себя в порядок после авианалёта, он заметил: «Вижу, товарищ Родимцев, вам досталось. Ну что, прочувствовали обстановку в Сталинграде? Василий Чуйков ознакомил Александра Родимцева с обстановкой и приказал продолжать наступление, используя для этого любую возможность, а 39-му полку дивизии 16 сентября с рассветом начать бой за Мамаев курган. В завершение разговора Чуйков неожиданно спросил у Родимцева: «Как настроение, выполните задачу? Не пропустите врага к Волге? И добавил ещё, что ему стыдно будет сидеть на своём КП позади командного пункта армии.
«Я сам для себя событие»: в Волгоград из Ярославля приехал 99-летний участник Сталинградской битвы
Фото: © РИА Новости/Аркадий Шайхет. О деталях этого легендарного сражения и воспоминания участников Сталинградской битвы – в материале РЕН ТВ. Сталинградская битва, самое масштабное сражение Второй мировой войны, яркое свидетельство героизма советского народа. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945гг., участника Сталинградской битвы, Елисеева Андрея Ивановича, об одном бое с немцами, который произошел в конце декабря 1942 года под. Часть I Часть II Часть III Часть IV На подступах к Сталинграду Мы все надеялись, что лето 1942-го будет для нас грандиозным. участник Сталинградской битвы полковник Куропатков Евгений Петрович.
Анатолий Мережко: я дрался за Сталинград
Мне после войны Сталинград часто снился, не отпускала меня война. Разрушенный дом Павлова в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Воспоминания ветеранов. Живых участников Сталинградской битвы сегодня осталось очень мало, с одним из них, 97-летним ветераном Алексеем Буфетовым, встретился Sputnik.
«О смерти никто не думал»: истории ветеранов, сражавшихся под Сталинградом
В. Баранов, кандидат исторических наук, участник Сталинградской битвы. В фондах музея-заповедника "Сталинградская битва" хранится много воспоминаний об истории великой битвы на Волге. В том числе и воспоминания юных горожан, которые стали очевидцами битвы за Сталинград. Воспоминания записаны со слов Григория Игнатьевича Фролова 2 февраля 1993 года. Филончик Семён Минович, боец 48 отдельной танковой бригады, участник Сталинградской битвы. Текст научной работы на тему «Воспоминания участников и современников события как источник по истории Сталинградской битвы». Несмотря на волгоградскую жару, 99-летний ветеран не отступил от намеченного плана и сразу после посещения Мамаева кургана отправился в музей «Сталинградская битва», а после этого вновь вернулся на теплоход, чтобы продолжить путешествие. Музейно-выставочный комплекс Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета продолжает публикацию воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны об их участии в Сталинградской битве.
«О смерти никто не думал»: истории ветеранов, сражавшихся под Сталинградом
В его сгорбленной фигуре чувствуется былая стать, а рукопожатие крепкое, несмотря на столетний возраст. Василий Демьянович — ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, старейший житель Нижнетёплого и, вероятно, всей республики, ему исполнилось 100 лет. О своей жизни и фронтовых приключениях Чередниченко рассказывает много и с удовольствием, хотя порой это и нелегко ему даётся — возраст всё-таки. О нём старик шутит: "Вторую сотню жить уже не интересно". Оказался я в Харькове.
Определили меня курсантом в танково-огнемётное училище. Василий Демьянович в молодости. Через три дня немцы сожгли все огнемётные танки и курс Василия Демьяновича отправился на передовую. Спустя несколько дней обороны из сотни курсантов в живых осталось лишь 60.
Затем была эвакуация в Ташкент, девятимесячное обучение и, наконец, Сталинград. На марше войско разбили немцы, разделив его пополам. Началась бомбёжка, немцы начали наступление и вклинились в этот женский батальон. Почти половина этих женщин погибла.
Бои начались жестокие.
Нефтяные цистерны были охвачены огнем. Нефть льется в реку, и кажется, что вода горит. А над этой горящей водой трассирующие пули. И каждая может оказаться твоей... Зрелище пугающе-завораживающее.
Но нам на него долго смотреть не приходилось. Мы, сестры, под оглушительным огнем противника и бомбежками выносили с передовой — с поля боя — раненых. Потом грузили их на баржи и эвакуировали по Волге. Мы не спали по несколько суток, но усталости почти не чувствовали. Потому что опасность преследовала везде. Там ведь и линии фронта как таковой не было, а были дома, подвалы, узлы обороны, окопы...
И наши солдаты боролись за каждый этаж. А потом мы видели пленных. Они шли нескончаемой колонной. Обмороженные, в женских нелепых платках, в каких-то лаптях чуть ли не из соломы. Мы знали, что они в окружении ели все живое, даже крыс. Чувство ненависти перемешалось с жалостью.
Но вслух я об этом не сказала. Ведь наших там столько полегло!.. Ушла на фронт в августе 1942 года. Прошла войну от Сталинграда до Берлина. Расписалась на Рейхстаге. Обучали фронтовому делу в спешном порядке...
Я носила 35—36, а выдали 43-й размер! Подстригли всех — и под Сталинград, в самое пекло. А там не только уличные бои шли, бились за каждый цех тракторного завода! Если пройдем 20—50 метров по заводу, это считалось очень большим достижением.
Еще одна значимая тема, отразившаяся в публикуемых документах, — возрождение почти полностью разрушенного города и налаживание мирной жизни. Именно в Сталинграде в 1943 году по инициативе работницы одного из детских садов, Александры Черкасовой, возникло движение добровольческих бригад, занятых прежде всего на восстановительных работах. Их стали называть черкасовскими бригадами, а само движение — черкасовским оно получило отклик и поддержку по всей стране.
К концу 1943 года в Сталинграде трудилось более 820 таких бригад, причем работали в них в основном женщины. В книге также приводятся воспоминания участников восстановления Сталинграда, среди которых есть и энтузиасты из черкасовских бригад. Каракулина имени в архивных материалах не осталось, на конверте и в письме указаны только инициалы писала, что все делалось вручную, от земляных работ до строительных. Среди работников было много 17-летних подростков, которые, как и взрослые, работали при строжайшей дисциплине. Василий Веремеенко, житель села Мариновка Сталинградской области, в описании первой посевной после окончания битвы задавался вопросом, откуда бралась сила в исхудалых детских руках для работы в полях. По мнению автора, свобода бытия, ощущение бескрайней шири, хотя и изуродованной войной, но родной степи, сознание того, что совершаешь важное и необходимое дело — прокладываешь дорогу к хлебу, — все это облегчало труд. Среди публикуемых материалов выделяются воспоминания Семена Лопатина, в годы Великой Отечественной войны — начальника тракторного цеха Сталинградского тракторного завода, одного из руководителей заводского народного ополчения.
Уже 4 февраля 1943-го, вернувшись из кратковременной эвакуации в Свердловск, Семен Лопатин пришел на свой завод, где только что закончились ожесточенные бои, и трудился над его восстановлением. В воспоминаниях он писал, что в свободное от дежурства на постах время ополченцы по указанию дирекции завода грузили на вагоны оборудование — станки, приспособления к ним, приборы, инструменты, всего около 200 единиц разных станков.
Это великое событие, которое не стирается из памяти. Михаилу Николаевичу тяжело дышать, тяжело говорить, тяжело ходить, но в нем всё еще чувствуется несгибаемая воля и дух защитника отечества.
Это великое событие для народа, сравнимое с подвигом Александра Невского — Куликовской битвой. Мое отношение к этому городу особое. Волгоград — это святое. По словам ветерана, забыть события тех дней невозможно Источник: Алексей Волхонский По словам Михаила Пеймера, в Сталинградской битве он потерял множество друзей и сослуживцев.
Именно поэтому посетить зал воинской славы и возложить цветы в память о них для ветерана давно было главной мечтой. У нас было очень мало самолетов. В какой-то мере наши «Катюши» восполняли этот пробел, но несильно. Основные потери и мирного населения, и в войсках были от бомбежек, а не от наземных атак.