Новости сколько времени в космосе провел гагарин

A posteriori вероятность благополучного возвращения Гагарина разными исследователями была оценена в 40–70%. Кто написал буквы «СССР» на шлеме Гагарина. Эту прощальную фразу Юрий Гагарин произнес во время заключительной стадии своего эпохального полета, который открыл новую эру освоения космоса. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос.

Стратегический космос

Она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области. Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор».

Всем стало известно: Гагарин — первый в космосе! Спустя 1 час 48 минут тормозная двигательная установка была активирована. Полет Юрия Гагарина в космос приближался к своему завершению. Из-за неисправности корабль беспорядочно вертелся 10 минут перед входом в атмосферу — это случилось по причине недобора импульсов. Автоматика отвергла команду разделения отсеков. Гагарин в космосе решил не сообщать о сложной ситуации на борту и обозначил руководству, что все под контролем. Спуск производился по баллистической траектории.

Как только корабль достиг атмосферы, пламенем покрылась обшивка аппарата. Металл стал резко плавиться, превращаясь в жидкость.

Чего опасались советские ученые при запуске корабля? Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль.

Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код.

Рекорды по наибольшей продолжительности пребывания в космосе принадлежат преимущественно советским и российским космонавтам. Помимо них в топ-10 среди рекордсменов входит только американский астронавт Пегги Уитсон, первая женщина — командир МКС. Кто провел больше всего времени в космосе — в инфографике ТАСС. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Гагарин Юрий Алексеевич

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Из-за столь трагической новости запуск в космос решили отложить до апреля. (в техническом отчёте время старта - 09:06:59,7) 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вошёл в историю.

10 неизвестных фактов о полете Гагарина

Среди приборов в кабине космонавта находится глобус, вращение которого синхронизировано с движением корабля по орбите. Глобус позволяет космонавту определять текущее местоположение корабля". Этот большой тассовский материал, содержал и такие пафосные, однако вполне уместные слова: "Важнейшим принципом, положенным в основу подготовки космонавта, было следующее условие: первый космический полет мог совершить только человек, который, сознавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, сознательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь для совершения этого выдающегося подвига". Примечательно, что уже тогда материал ТАСС был иллюстрирован графикой - схемой полета корабля- спутника "Восток".

Особо мощный напор восторженных откликов на событие века шел в ТАСС из-за рубежа. Найденная ЮПИ фраза "Американцы снимают шляпу" задала тон журналистским комментариям в Новом свете и на других континентах.

Поэтому решено было ускорить старт советского космического аппарата «Восток». О том, что риск был велик, свидетельствует факт, который долгое время оставался под грифом «совершенно секретно». Перед полетом Юрия Гагарина были заранее подготовлены три правительственных сообщения. В первом «успешном» говорилось о победе советской науки и подвиге первого космонавта планеты.

Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане. И, наконец, третье «трагическое» — о гибели космонавта. Предусмотрительность руководства страны оказалась, к счастью, излишней: выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 часов 55 минут и 34 секунды по московскому времени на 108 минуте полета корабль, пилотируемый Юрием Гагариным, успешно приземлился. Правда, не в запланированном районе — в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Подвела система торможения спускаемого аппарата. Они были первыми Первыми живыми существами в космосе были четвероногие друзья человека — собаки Белка и Стрелка, которые в августе 1960 года на борту корабля «Восток» совершили суточный облет Земли.

Эпоху пилотируемых космических летательных аппаратов открыл Юрий Гагарин. Второй космонавт планеты Герман Титов стал первым человеком, который провел на орбите более суток, — 25 часов 18 минут. Валентина Терешкова стартовала на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года, пробыла в космосе почти трое суток и вошла в историю как первая женщина-космонавт. К слову, в это время она была не одна на орбите: там находился космический аппарат «Восток-5», который пилотировал летчик-космонавт Валерий Быковский. Вторым по значимости после полета Юрия Гагарина стал выход человека в открытый космос. Этот подвиг совершил Алексей Леонов.

Только три года спустя Гагарин смог вновь записаться в аэроклуб и продолжить обучение. В аэроклубе ДОСААФ После окончания училища и получения диплома летчика-любителя, Гагарин встал перед выбором: стать литейщиком по распределению или сразу уйти в армию. Юрий Алексеевич выбрал второй путь, попросив в военкомате отправить его доучиваться на военного летчика. Гагарину пошли навстречу и зачислили его в Чкаловское Оренбургское летное училище без экзаменов. Отец Гагарина не одобрил выбор сына, считая, что нужно работать по полученной специальности литейщика, а не заниматься ерундой.

В училище Юрия назначили помощником командира взвода, с чем связана одна неприятная история в его биографии. На своем посту Гагарин не терпел разгильдяйства и нарушения устава, а потому предъявлял справедливые и жесткие требования к вверенным курсантам. За это сослуживцы избили Гагарина. Впоследствии Юрию Алексеевичу пришлось поправлять здоровье, а зачинщиков хулиганства военный трибунал приговорил к заключению. В летном училище.

Даже после драки с сослуживцами Гагарин не утратил уставной требовательности В ходе учебы Гагарину хорошо давалось управление реактивным МиГ-15, но с посадкой были проблемы — пилот выравнивал самолет над полосой ниже необходимого, что могло привести к поломке стойки шасси и приземлению на «брюхо». Тем не менее, два года спустя Гагарин закончил училище с отличием и в звании старшего лейтенанта отправился проходить службу в авиационному полку в Мурманской области. Юрий сам попросился служить на север страны. Запуск «Спутника-1» на ракете Р-7 стал результатом кропотливой работы советских ученых в области ракетной техники. Ракета Р-7 была не просто чудом техники — она дала людям возможность вывода рукотворных объектов на орбиту.

Ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли. На ее модифицированной версии полетит Гагарин «Спутник-1» был лишь демонстративной пробой пера. Эксперименты с запуском собак на геофизических ракетах начались в далеком 1951 году, но это были полеты по баллистической траектории. После успеха Р-7 в орбитальные полеты начали отправлять собак, первой из которых была Лайка. Этот полет оказался неудачным и заведомо гибельным для Лайки, но в награду ее портрет украсил все газеты мира, включая обложку журнала Time.

Отправка человека в космос была лишь вопросом времени. СССР и США начинали космическую гонку и шли ноздря в ноздрю — разведка докладывала, что американцы хотят запустить человека уже в марте 1961 года. Сергей Павлович Королёв нервничал и торопился, не желая упускать завоеванное страной на старте лидерство. Общие черты будущего обитаемого космического аппарата сформировались к весне 1958 года, а в апреле 1960 года разработали эскизный проект корабля, получившего имя «Восток-1». Работая над советской космической программой, Королёв мыслил глобально, строил планы на десятилетия вперед.

По его мнению, первыми космонавтами должны стать исключительно молодые, едва за 20 лет, летчики, чтобы к зрелости успеть наработать большой опыт и вести будущих покорителей космоса за собой. Набор проводился из числа летчиков-истребителей, способных выдерживать высокие перегрузки. Программа подготовки полета человека в космос строжайше засекретили. Не летчики подавали заявление о зачислении в отряд космонавтов, а особая комиссия под руководством генерала Николая Петровича Каманина рассматривала кандидатуры самых отличившихся из числа подходящих летчиков, после чего вызывала их в Москву. Предполагается, что отобранные кандидаты даже не знали об истинных причинах их командировки в столицу.

Первый отряд космонавтов и учебный персонал. Гагарин справа от Сергея Королёва в центре Неизвестно, знал ли Юрий Гагарин, что его утвердили, или же действительно он отправлялся в Москву по неизвестной для него причине. Так или иначе, в декабре 1960 года Гагарин покидает родную часть и отправляется на обследование в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. После успешного прохождения медкомиссии Юрия Алексеевича официально зачисляют в группу кандидатов в космонавты и вместе с семьей переводят в Подмосковье. Всего комиссия рассмотрела дела 3461 летчика, из которых 347 вызвали для собеседования, 206 допустили для глубокого медобследования.

В течение полугода 72 человека отказались быть космонавтами, 105 не прошли по медицинским показаниям. Врачи одобрили кандидатуры 29 человек, но только 20 из них сформировали Первый отряд космонавтов. Поговаривают, что Гагарин сразу приглянулся Королёву. Со временем вера Сергея Павловича в молодого летчика только утвердилась — получив однажды заслуженный нагоняй за отвлечение на занятиях, Юрий Алексеевич начал с максимальной ответственностью относиться ко всей программе подготовки. По воспоминаниям нескольких участников событий, Гагарин был единственным из отряда, кто при осмотре капсулы корабля «Восток-1» снял обувь, прежде чем влезть внутрь.

Королёв, относившийся к технике с любовью, был тронут таким отношением. Сергей Королёв планировал запуск «Востока-1» с человеком на борту на декабрь 1960 года, но испытания с необитаемым кораблем не ладились. Два пуска закончились аварией, еще два были успешными лишь условно, и только три прошли удачно. Работа велась в авральном режиме, некоторые решения не проходили должных проверок. Конструктор Борис Евсеевич Черток, работавший над «Востоком», впоследствии вспоминал, что подписал документы о готовности корабля на свой страх и риск.

Если бы не спешка, ни он, ни кто-либо другой не допустили бы «Восток-1» к полету в том состоянии, в каком он пребывал в начале 1961 года. Корабль «Восток-1», в котором предстояло совершить свой полет Юрию Гагарину Когда дата старта была наконец определена, настал черед выбора того, кто займет место в космическом корабле. Все в первом отряде космонавтов были по-своему равны и по-своему различались. С одной стороны, имя первого человека войдет в историю, а значит им должен стать лучший из лучших. С другой, первый полет состоял из одного витка вокруг Земли в течение полутора часов, тогда как второй полет, запланированный на тот же 1961 год, предусматривал нахождение на орбите целые сутки.

Для такой задачи требовался больший профессионализм и стойкость, которыми, по мнению Каманина, отличался Титов. Возможно, в вопросе выбора кандидатуры для первого космонавта точку поставил лично Никита Сергеевич Хрущев, посчитавший имя Герман Титов недостаточно русским для первого советского космонавта. Вечером 8 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин был утвержден комиссией в качестве первого человека, которому суждено проникнуть в космическое пространство.

Продолжительность полета составила 143 суток. Второй космический полет Олега Новицкого состоялся 17 ноября 2016 года. Олег Новицкий завел аккаунт в Instagram, чтобы, как он сообщил в своем видеообращении к подписчикам, рассказывать о жизни экипажа. Гагарин" "Союз МС-18" совершил свой третий полет в космос в качестве командира корабля. Во время экспедиции планируется проведение более 50 научных исследований и экспериментов.

Олег Новицкий и бортинженер Петр Дубов должны будут совершить пять выходов в открытый космос. Олег Артемьев - участник двух экспедиций на МКС, проведший в космосе чуть больше года. Космонавт совершил три выхода в открытый космос общей продолжительностью более 20 часов. Во время своих полетов он снимал ролики из МКС и публиковал их в соцсетях. Олег Артемьев 22 июля 2012 года Беларусь с космодрома Байконур в Казахстане успешно запустила собственный космический аппарат БКА - спутник дистанционного зондирования Земли, благодаря чему стала полноправным членом "клуба" космических государств. Первые космические снимки со спутника начали поступать 29 августа 2012 года. Запуск БКА продемонстрировал всему миру наличие у Беларуси современных технологий, наукоемких производств. Как заявил Президент Республики Беларусь: "Мы запустили свой спутник.

Беларусь стала космической державой, как мы когда-то и планировали. Мы сохранили и приумножили очень важную для Беларуси школу. Все-таки космос - это высочайшие технологии. Мы создали и новое предприятие, готовы уже сами изготавливать спутники". Запуск кластера спутников Получаемая от БКА и совместной группировки космическая информация используется в Беларуси для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изучения состояния и прогноза развития природных ландшафтов, сельского хозяйства, ведения государственного земельного кадастра, проектирования, реконструкции и строительства дорог. Космические снимки - основа для создания топографических карт и навигационных карт, широко применяются в геологоразведке и процессе аэрокосмического образования. В 2013 году Генеральная ассамблея ООН приняла Беларусь в комитет по исследованию космического пространства в мирных целях. В январе 2016 года в Беларуси реализован проект создания национальной системы спутниковой связи и вещания.

С китайского космодрома "Сичань" успешно осуществлен запуск ракетоносителя с первым белорусским телекоммуникационным спутником "Белинтерсат-1". Он рассчитан на передачу телевизионного и радиосигнала, а также обеспечение доступа в интернет. Председатель КНР Си Цзиньпин в поздравительной телеграмме в адрес Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко отметил: "Проект спутника связи "Белинтерсат-1" является важным воплощением белорусско-китайских отношений всестороннего стратегического партнерства, а также важным итогом белорусско-китайского взаимодействия в области развития космоса". Он выразил уверенность, что данный спутник окажет содействие развитию белорусской экономики, росту народного благосостояния и общественному прогрессу. Спутник "Белинтерсат-1". Фото Синьхуа - БелТА. В Беларуси создана и продолжает развиваться система подготовки кадров для космической отрасли и отраслей, использующих космическую информацию. В вузах открыты новые специальности по аэрокосмическим дисциплинам.

В сентябре 2018 года в Минске прошел 31-й Международный космический конгресс Ассоциации участников космических полетов. В нем участвовало более 80 космонавтов из 17 стран. Космонавт Олег Новицкий отметил, что решение провести конгресс в Беларуси говорит о признании страны как космической державы. Заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Сергей Килин отметил: "Это особенное мероприятие, такого в Беларуси еще не было. Была довольно серьезная конкуренция за право проводить конгресс, и мы выиграли.

Новости и события Российского исторического общества

Судьба моя — я сам…», которое экранизировали. Но вообще-то космос — это, конечно, гармония. Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, «схлопывания» галактик, снятые телескопом «Хаббл», — вот это хаос и это страшно. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда сдвигаешься с Солнца на ночь — это Кент, а в обратную сторону — Рерих. Музыка тоже звучала. На темной стороне Земли, где нет помех, я отчетливо слышал звук своего дыхания и как бьется мое сердце.

Эти звуки выстраивались в какое-то музыкальное повествование. Сравнить его можно со звучанием терменвокса, электронными композициями Вячеслава Мещерина». Судьба моя — я сам…» 2017 Георгий Гречко Космонавт Георгий Гречко совершил несколько полетов в космос — первый в 1975 году на орбитальную станцию «Салют-4». А в 1977—1978 годах вместе с летчиком-космонавтом Юрием Романенко стал первым, кто встретил Новый год на орбите. В течение 13 лет Гречко оставался самым пожилым человеком, который побывал в космосе, — ему на тот момент было 54 года. Оторванность от Земли, от семьи?

Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов. За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение. Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти. Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы. В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток. Также по теме «России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик,... Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Сергей Королёв принял решение максимально оперативно устранить неисправность, и это удалось сделать в кратчайшие сроки. Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали! С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды. До них было ещё далеко — ой как далеко! Космонавт номер один поддерживал связь с Землёй и контролировал работу систем управления кораблём. В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. Причём речь в нём шла не о старшем лейтенанте, а о майоре Гагарине. Кадр из документального фильма «Советы в космосе» РИА Новости По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности.

Так обычно при взлете на самолетах говорил его инструктор Марк Галлай, который искренне не понимал, зачем обращаться к экипажу, если он состоит всего из одного человека. Юрий Гагарин перед стартом корабля "Восток-1". Sputnik 4. Корабль Гагарина «Восток-1» управлялся в автоматическом режиме, поскольку никто не мог предсказать, как поведет себя человек в таких экстремальных условиях. На крайний случай Юрию дали конверт с кодом для активации ручного управления. Получить код можно было решив простую арифметическую задачу, что было бы сложно для человека в состоянии паники. Космический корабль "Восток-1" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на старте. Sputnik 5. Перед своим вылетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо своей жене Валентине, которое ей должны были вручить в случае его гибели. Супруга первого человека в космосе все-таки получила это письмо спустя семь лет, когда Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года. Валентина Гагарина и ее дочь Лена читают письма, пришедшие в редакцию журнала "Огонек" после гибели Юрия Алексеевича Гагарина. В то время не имели четкого представления, как космический корабль при спуске проходит через плотные слои атмосферы.

Этот запуск нельзя было назвать успешным и сведения о нём тоже скрыли. Все полёты до этого были не совсем удачными. Иными словами, на начало 1961 года из пяти космических полётов только один завершился безаварийно. Это была недопустимая результативность. Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания. В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток». Только на борту был не живой астронавт, а манекен. Вместе с Иваном Ивановичем как его в шутку назвали поместили собаку Чернушку. На этот раз всё прошло без эксцессов. Корабль совершил полёт и приземлился, только не там, где было запланировано. В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано. Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние. Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском. Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур. Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос.

55 лет первому полету человека в космос. Справка

Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, «пребывания один на один с Вселенной». Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме. Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти.

Система управления кораблем была «закрыта» от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, — 125, и набрать их на пульте. Только тогда включалось питание в системе ручного управления. В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск.

Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки «Восток» должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория «Востока» в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок.

Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение». Небывалые риски Гигантские риски представлял в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине. Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе например, пожара в ракете Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей или немного поднявшейся и рухнувшей ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей. Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену «Востокам» пришел корабль «Союз», оснащенный специальной системой аварийного спасения САС.

И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным. Но, слава Богу, старт прошёл штатно.

Полёт проходил тоже в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов. Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Так быстро еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику.

Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал. Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха. Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла...

Я почувствовал, как заработала ТДУ тормозная двигательная установка — С. Через конструкцию ощущался небольшой шум. Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью.

Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит.

Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно было произойти через 10—12 секунд после выключения ТДУ. По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет... Я решил, что тут не всё в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет.

Прикинул, что всё-таки сяду, тут еще всё-таки тысяч шесть километров есть до Советского Союза. Потом тысяч восемь километров до Дальнего Востока. Где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать. По телефону, правда, я доложил, что ТДУ сработала нормально, и доложил, что разделения не произошло. Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил: «ВН» - всё нормально.

Лечу, смотрю — северный берег Африки, Средиземное море, всё чётко видно. Всё колесом крутится — голова, ноги. В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут». Как потом выяснили специалисты, Гагарину крупно везло. При спуске температура поверхности корабля настолько повысилась, что кабели сгорели, модули разделились, и угроза катастрофы миновала. Из технического отчета Гагарина: «Разделение я резко почувствовал.

Есть и другая версия: кандидатуру Гагарина лично поддержал курировавший будущих космонавтов ученый Сергей Королев. Был еще один «конкурент» Гагарина — Григорий Нелюбов, как и Титов выступавший в запасе. Судьба Нелюбова была трагической.

Многочисленные конфликты и несоблюдение дисциплины закрыли ему путь в космос, а позже он погиб, будучи раздавленным поездом. Некоторые считали, что это был суицид. Во время старта Гагарин произнес легендарную фразу «Поехали!

Причины того, что Гагарин сказал так вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю», точно неизвестны. По одной из версий, «Поехали! Впрочем, здравого смысла в этом слове было больше, чем хулиганства, — кроме самого Гагарина, других членов экипажа на борту «Востока» не было.

Текст письма публиковался не раз. В нем космонавт сообщает, что техника подвести не должна, однако «бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею». При этом Гагарин просит супругу воспитать дочерей и, если уж так случится, устроить и свою личную жизнь.

Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел — и я катапультировался - быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел как на стуле. Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону. Я сразу увидел: река большая — Волга.

Думаю, что здесь больше других рек таких нет, — значит, Волга. Потом смотрю, что-то вроде города, на одном берегу большой город и на другом значительный. Думаю, что-то вроде знакомое. Катапультирование произошло над берегом, по-моему, приблизительно около километра. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют — и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло.

Я стал спускаться на основном парашюте... Думаю, наверное, Саратов здесь, в Саратове приземляюсь. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца... Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался... Но беда, как говорится, не приходит одна. Не открылся клапан подачи воздуха для дыхания. Вновь слово Гагарину: «Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку … минут шесть я всё старался его достать.

Но потом взял расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально». Весь полет был риском, цена риска — жизнь. Гагарин рисковал ради славы своей страны. Ради продвижения человечества по пути прогресса. И победил все трудности. Реакция в мире Первый полет за пределы Земли вызвал огромный резонанс в мире. Лондонская «Таймс» писала: «Юрий Гагарин стал героем в глазах всего мира.

Он летал туда, куда до него не проникал ни один человек. Он расширил горизонты познания и открыл космическую эру. Он показал нам, что век путешествий и открытий еще не закончен». На улицах Европы, Азии, Африки собирались стихийные митинги, люди танцевали, пели. Буквально на следующий день повсюду появились самодельные скафандры. И лишь в США праздником не пахло. Американский сенатор Генри Джексон назвал те дни «неделей позора и опасности».

А сенатор Линдон Джонсон, будущий президент США, описал этот день в своих воспоминаниях так: «Теперь вдруг небо выглядело почти чужим. Я также помню глубокий шок от осознания того, что другая нация смогла достичь технологического превосходства над этой великой нашей страной». То, что полет в космос — прежде всего политическая победа, прекрасно понимали все. Газета «Нью-Йорк геральд трибьюн» высказалась прямо: «С точки зрения пропаганды, первый человек в космосе стоит, возможно, более 100 дивизий или дюжины готовых взлететь по первому приказу межконтинентальных баллистических ракет». Американские историки в книге об отце американской космической программы немце Вернере фон Брауне написали: «... Очень негативное событие произошло 12 апреля 1961 г. Но эта новость о полете совсем не удивила начальника оперативной группы NASA Гилруфа: «Мы знали, что СССР занимается такими же разработками, как и мы, но наша разведка не имела сведений об их успехах.

Но я знал, потому что, когда я встретился с некоторыми специалистами из СССР на международной конференции, они у меня спросили: «Для какой вертикальной скорости при посадке вы ведёте разработки? Уолтер Липпман, известный журналист, написал в своей статье: «Тот факт, что СССР обогнал нас, нельзя объяснить случайным изобретением. В СССР должно быть большое количество учёных, инженеров и рабочих, а также высокоразвитая промышленность, хорошо управляемая и обильно финансируемая». Президент США потребовал форсировать космическую программу. Три дня спустя ракета «Маленький Джо», поднимающая очередную капсулу «Меркурий», во время проверки системы выживания при чрезвычайной ситуации вышла из-под контроля, и была уничтожена. На следующий день в Овальном кабинете заседала комиссия, которая решала, что делать дальше. Многие настаивали на том, что полёт американца в космос нужно отложить.

Но президент США был непреклонен. Тогда пошли на хитрость. Полёт не откладывать, но провести его в значительно урезанном виде, то есть короткий прыжок в космос и сразу — обратно, а от американского обывателя эту «деталь» скрыть. Полёт в общей сложности длился 15 мин. На 8-й минуте корабль достиг космоса, а на 10-й минуте наступила фаза быстрого торможения. Полноценный орбитальный полёт американцы смогли осуществить только в феврале 1962 года. Космические «утки» Почти сразу после приземления корабля «Восток-1» на Западе началось шельмование полета Гагарина.

Самая распространенная «утка»: он не был первым космонавтом. В публикациях западных СМИ за полвека пилотируемой космонавтики названы около десяти фамилий, якобы погибших до 12 апреля 1961 года космонавтов. В Книге рекордов Гиннесса издание 1964 года первым человеком, полетевшим в космос, назван Владимир Ильюшин. На самом деле сын знаменитого авиаконструктора 8 июня 1960 года попал в автокатастрофу. Автомобиль с пьяной компанией молодых людей вылетел на встречную полосу и столкнулся с машиной Владимира, который ехал на аэродром. Молодого человека долго лечили в Москве, а затем в Китае, что дало повод для зарождения в западной прессе «утки» о неудачном космическом запуске и аварийном приземлении в Поднебесной. Рассказ самого Ильюшина о подробностях аварии на страницах журнала «Юность» в доказательство обратного почему-то не принимался.

Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами. А таких насчитывается девять человек. Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска.

В 09:57 "Восток" вышел за пределы досягаемости советских наземных станций. После этого связь держали при помощи кораблей в Тихом океане. Затем связь на некоторое время исчезла вовсе. Буквально через пару секунд система торможения начала сбоить. Гагарин, надо сказать, не потерял самоконтроля и наблюдал за происходящим. Ещё через десять минут система торможения заработала, как положено по запасному варианту.

Шёл спуск, кабина нагревалась. Затем на несколько секунд перегрузки резко подпрыгнули — и на высоте семь километров Гагарина катапультировало. Спуск на парашюте тоже не обошёлся без приключений: вместе с основным раскрылся запасной, а аварийный запас просто оторвался. Как бы то ни было, ровно в 11 часов по Москве Гагарин приземлился под Саратовом. Космическая женщина: она первой встретила Гагарина после полёта, а теперь растит шестерых сирот-"космонавтов" Спуск произошёл несколько не там, где ожидали. Однако сориентироваться удалось быстро. Всего через несколько минут первого космонавта обнаружили крестьяне, а через некоторое время примчалась машина из находившейся неподалёку части ПВО. Майор Гасиев, встретивший Гагарина первым из офицеров, взял у космонавта автограф. Расписался Гагарин прямо в партбилете зенитчика.

Из расположения дивизиона летит депеша в вышестоящий штаб, с аэродрома в Энгельсе вылетает вертолёт, которым Юрия Алексеевича доставляют на базу. Встреча, как положено, была восторженной. Поздравительная телеграмма от Хрущёва, внеочередное звание майора и огромные толпы встречающих. На следующий день последовал подробный доклад о полёте.

Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю

Продолжительность полета Гагарина в космосе минут. Кто написал буквы «СССР» на шлеме Гагарина. Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. 10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». Гагарин запустил процесс невероятного прогресса в освоении космоса. Сейчас космонавты проводят гораздо более длительное время на орбите.

Что получил Юрий Гагарин за полет в космос

• 108 минут и дальше
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Гагарин Юрий Алексеевич
  • Юрий Гагарин
  • Арабский халифат и его распад

Стратегический космос

Декларация по случаю 50-й годовщины первого полета человека в космос напоминает об истории освоения космоса человеком и выдающихся результатах, достигнутых со времени первого полета человека в космос. Декларация по случаю 50-й годовщины первого полета человека в космос напоминает об истории освоения космоса человеком и выдающихся результатах, достигнутых со времени первого полета человека в космос. О том, сколько длился полет Гагарина, знали все ученые и конструкторы, имеющие отношение к запуску первого человека в космос, ведь они следили за кораблем в режиме реального времени. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. Полет Юрия Гагарина с учетом реалий того времени проходил в достаточно строгой и секретной обстановке.

У Королёва настроение в это время было вовсе не таким бодрым: он-то прямую связь с космонавтом потерял. Только в 09:52 из Казахстана на Дальний Восток пришёл приказ сообщить Гагарину, что всё идёт нормально. В 09:57 "Восток" вышел за пределы досягаемости советских наземных станций. После этого связь держали при помощи кораблей в Тихом океане. Затем связь на некоторое время исчезла вовсе. Буквально через пару секунд система торможения начала сбоить.

Гагарин, надо сказать, не потерял самоконтроля и наблюдал за происходящим. Ещё через десять минут система торможения заработала, как положено по запасному варианту. Шёл спуск, кабина нагревалась. Затем на несколько секунд перегрузки резко подпрыгнули — и на высоте семь километров Гагарина катапультировало. Спуск на парашюте тоже не обошёлся без приключений: вместе с основным раскрылся запасной, а аварийный запас просто оторвался.

Расписался Гагарин прямо в партбилете зенитчика. Из расположения дивизиона летит депеша в вышестоящий штаб, с аэродрома в Энгельсе вылетает вертолёт, которым Юрия Алексеевича доставляют на базу. Встреча, как положено, была восторженной.

За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет [71]. В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику Египет по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. В октябре 1963 года вместе с В. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран [6].

Дальнейшая жизнь и карьера[ править править код ] Космонавты: Юрий Гагарин третий слева на фотографии , Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии [75]. В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем [76]. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс [77].

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов. Советские космонавты слева направо: Павел Попович , Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность. Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [79] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ». Он был назначен дублёром Комарова , который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа [80].

Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель [81]. Водные лыжи[ править править код ] Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов [82].

Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета.

Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е. Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно.

Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться.

Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов». Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки.

Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали! Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался.

Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку.

Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома.

Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных. Нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу.

Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд. Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Хрущеву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился. Две-три тренировки устранили этот недостаток. Выступление на Красной площади также было подготовлено довольно быстро. Я уже знал по выступлениям Юры еще до полета, что он обладает задатками неплохого оратора.

По всем признакам его детство должно было сложиться самым обычным образом — если бы не война. А уже в октябре в Клушино вошли немцы. Учеба остановилась, началось выживание в условиях оккупации. Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалась она печкой-буржуйкой, освещалась — лучиной. Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот. Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха. Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние.

Что скрывали власти про первый полёт Юрия Гагарина

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. К тому времени старший лейтенант Гагарин уже имел квалификацию «Военный лётчик 3-го класса». Гагарин провел некоторое время без доступа воздуха. На орбите Гагарин проводил простейшие эксперименты: ел, пил и делал записи карандашом.

Как Юрий Гагарин подарил человечеству космос