9 февраля 2024 г. в рамках мероприятий, приуроченных к 300-летнему юбилею старейшего вуза России, в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось торжественное открытие галереи портретов ректоров.
Вы точно человек?
Рейтинг: 2 Наверх 16 июля 2004 0:33 Санкт-Петербургский университет — был учреждён 8 20 февраля 1819 года в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института. За дату основания в этом случае принимается дата, указанная на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя А.
С осени 1862 года был открыт физико-математический факультет, а осенью 1863 года открылись все четыре факультета, уже на основании нового университетского устава 1863 года. Первым выборным ректором по уставу 1863 года стал проф. При действии устава 1863 года университет видел на своих кафедрах С. Пахмана , А. Чебышева-Дмитриева , Н. Таганцева , А.
Градовского , В. Сергеевича , М. Горчакова , И. Фойницкого , Э. Вредена , Ф. Мартенса , Ю. Янсона , Д.
Менделеева , Ф. Овсянникова , А. Советова , Н. Вагнера , Ф. Петрушевского , А. Иностранцева , А. Бутлерова , Н.
Меншуткина , В. Бауера , Ф. Соколова , В. Васильевского , А. Веселовского , К. Бестужева-Рюмина , И. Помяловского , О.
Миллера , В. Ламанского , К. Люгебиля , В. Васильева , В. Григорьева , В. Розена , Д. Хвольсона , Д.
Пещурова , И. Березина , К. Учебно-вспомогательные учреждения кабинеты и лаборатории при университете были поставлены на надлежащую высоту; образованы три ученых общества химическое, естественно-испытательное и филологическое; см. В конце 1867 года был организован при университете первый съезд естествоиспытателей. В 1870-х и 1880-х годах почти периодически возникали студенческие волнения, принимавшие иногда довольно острый характер. После издания Устава 1884 ректорами по назначению от правительства были последовательно И. Андреевский , М.
Владиславлев , П. Никитин , В. Сергеевич , А. Гольмстен , А. И при действии нового устава происходили студенческие волнения. В 1887 году было закрыто «студенческое научно-литературное общество» и решено принимать в Санкт-Петербургский университет только молодых людей, получивших аттестат зрелости в гимназиях Санкт-Петербургского округа, или тех, родители или родственники которых живут в Петербурге. Эта мера вскоре была отменена.
Студенческие волнения 1899 года имели последствием оставление университета несколькими преподавателями. В 1905 году под влиянием революционных событий власть пошла на расширение автономии университетов, вернув профессорским советам право избирать ректора и деканов.
В галерее, расположившейся в здании Двенадцати коллегий, представлены портреты ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета и СПбГУ. Это всегда удавалось СПбГУ.
И назвал решение государя лучшей наградой для всех служащих и учащихся. Со своей стороны также могу заверить, что указ нашего Президента — лучший подарок к грядущему юбилею», - подчеркнул Владимир Литвиненко. Напомним, что Санкт-Петербургский горный университет был основан 21 октября 1773 года по старому стилю. Первыми студентами, приступившими к обучению 28 июня 1774 года, стали 19 студентов Московского университета, уже прошедшие изучение основ химии, арифметики и геометрии, немецкого, французского и латинского языков, 4 пробирных ученика из химической лаборатории Берг-коллегии и 6 отроков на «собственный кошт».
Первый выпуск горных офицеров состоялся в 1776 году.
В СПбГУ объяснили причину замены «Крылатого гения» на памятник имперскому министру
Санкт-Петербургский горный университет будет носить почетное наименование в честь императрицы Екатерины II. Санкт-Петербургскому горному университету присвоено почётное наименование «императрицы Екатерины II». Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербургский университет — был учреждён 8 (20) февраля 1819 года в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института. Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. Здание Европейского университета в Санкт-Петербурге (Фото: Никита Попов / РБК). Суд в Санкт-Петербурге оштрафовал на 70 тыс. руб.
Владимир Путин переименовал Горный университет в честь Екатерины II
Татьяна Черниговская: Наш прекрасный дом Санкт-Петербургский Императорский университет Отрывок беседы Дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Университет будущего». Здание Европейского университета в Санкт-Петербурге (Фото: Никита Попов / РБК). Суд в Санкт-Петербурге оштрафовал на 70 тыс. руб. Ученые Самарского университета им. Королёва и Московского городского педагогического университета при поддержке Российского научного фонда (РНФ) проведут исследование, в ходе которого история Древнего Рима императорской эпохи будет впервые проанализирована с. Императорский Санкт-Петербургский университет. Личный состав Императорского С.-Петербургского университета Санкт-Петербург: Типография Б. М. Вольфа, 1901-1912. к 1 января 1909 года.
Альма-матер великих. Выдающиеся выпускники Петербургского госуниверситета
С 1830-х годов в университете учились студенты из аристократических семей. Новый университетский устав 1835 г. Мундир факультета Петербургского университета 1834 г. В 1824-1831 гг. Было принято 244 студента, из которых 115 окончили курс. В 1831-1836 гг. Было принято 382 студента, из них 198 окончили курс. Всего с момента открытия университета до 1837 года его закончили трехлетний курс обучения 365 человек. В 1829 году в университете было 19 профессоров и 169 студентов дневного и заочного отделения. В 1830 году царь Николай вернул университету все здание Двенадцати коллегий , и там возобновились курсы. В 1835 г.
Он предусматривал создание юридического, историко-филологического и физико-математического факультетов, которые были объединены в философский факультет в качестве 1-го и 2-го факультетов, соответственно. В 1839 г. В 1849 году, после Весны народов , Сенат Российской Империи постановил, что ректор должен назначаться министром национального просвещения, а не избираться собранием университета. Однако Петр Плетнев был повторно назначен ректором и в конечном итоге стал ректором Санкт-Петербургского университета дольше всех 1840—1861. Мундир и мундир студентов Петербургского Императорского университета 1834 г. Потребность в переводчиках привела к созданию в 1845 г. Для тех, кто готовился к службе в Королевстве Польском в судебной системе, было введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польской юриспруденции. В 1843 году на юридическом факультете была сформирована особая категория «коммерческих наук» с целью «подготовки людей, способных выполнять экономические или административные функции».
Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация. На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней! И пусть наша семья соберется тесней! Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации. Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер. Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг. Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала. С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов». Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений. До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли. Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования. А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным. Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением. Дуэлей, доведенных до кровавой развязки, было мало. По правилам, студенты дрались до первой царапины, что воспринималось как лучший повод к примирению, в знак чего противники должны были обняться и вместе отправиться на пирушку. Мода на дуэли продержалась столько времени, сколько были популярны сами корпорации — около полутора десятилетий, и кончилась в конце 1840-х гг. Законодательство тех лет, как известно, предусматривало жесткое наказание за участие в дуэлях, и распространялось не только на военных, но и на гражданских чиновников. Но для студентов тех лет дуэли были частью корпоративных традиций, хотя нередко не имели серьезного повода, почти никогда не совершались из-за женщин студенты и женщины — это особая тема. Участие же в университетских дуэльных историях обходилось слишком дорого. Вердеревский и Д. Бибиков с товарищами ужинали в ресторации Дюсо, где между молодыми людьми произошел «пустяковый спор». Разгоряченные вином юноши договорились о дуэли. В тот же вечер об этом было доложено попечителю округа вывод: среди ужинающих был осведомитель! Будучи вызваны к начальству, молодые люди уверяли, что уже помирились. После чего Бибиков был отослан к матери, а Вердеревский, замеченный и прежде в «неблагонадежном поведении», оставлен под арестом на 3 дня. Как ни удивительно, непримиримые студенты вновь условились драться, и снова информация об этом просочилась «наверх». На этот раз судьба обоих решалась уже самим министром народного просвещения с одобрения императора. Бибикова все же решено было оставить в университете «из уважения к долговременной службе его отца», Киевского военного губернатора. А Вердеревский был исключен из университета и выслан на Кавказ рядовым, с выслугой не прежде трех месяцев. Прочие студенты, участвовавшие в пирушке, за неуведомление университетского начальства о дуэли были арестованы на неделю. Условия заключения в карцере или «комнате уединения» были, впрочем, весьма мягкими, да и служители, охранявшие «узника», ему потворствовали, понимая, что он не солдат и не колодник, а лишь молодой повеса. Сторож, посещавший заключенного, приносил то миску щей, то стакан горячего сбитня. Правда, не было никаких развлечений. Давать, например, перья и бумагу строго запрещалось, студент мог довольствоваться только чтением Библии. Поэтому заключенные в карцер, в основном, развлекались, создавая рисунки и целые композиции на его стенах. Однако мемуаристы, бравирующие опытом заключения в карцере, утверждают, что по вечерам наступала полная свобода: подкупив сторожа, к ним приходили товарищи, «у кого в кармане был ликер, у кого паштет, у кого рябчики, у кого под шинелью бутылка клико… начинался пир до позднего вечера». Таким образом, даже в суровое николаевское время торжествовала истина: университет — не казарма и не тюрьма. В период расцвета студенческих корпораций, по свидетельствам мемуаристов, в них участвовало не более пятой части студентов. После упадка этих иерархизированных конспиративных объединений, где преобладали игровые формы общения, их место среди форм студенческой самоорганизации заняли землячества, объединявшие студентов по территориальному или национальному признаку. Землячества, складывающиеся уже в 1840—50-х гг.
Особое внимание будет уделено анализу эпиграфических памятников, то есть надписей - на стенах, погребальных плитах, камнях, монетах. Проект исследования рассчитан до конца 2025 года. По итогам ученые планируют опубликовать статьи в ведущих научных журналах по антиковедению, создать историческую карту, отражающую региональные связи сенаторов и преторианцев.
А вот знаменитого «Крылатого гения», который пока стоит перед входом, перенесут во двор здания Двенадцати коллегий. Об этом сообщили в пресс-службе СПбГУ. Также он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет.
Как поступали в Санкт-Петербургский Университет 200 лет назад
Памятник министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову разместят у главного входа в Санкт-Петербургский государственный университет. Скульптуру "Крылатый гений" перенесут во двор здания Двенадцати коллегий, сообщает пресс-служба университета. С появлением монументов визуальная линия "Пётр I — Михаил Ломоносов — Сергей Уваров — Дмитрий Менделеев" станет хронологически верной и свяжет между собой различные вехи развития Университета", — предложила общую концепцию группы памятников Коллегия почётных профессоров. Граф Сергей Уваров был президентом Императорской академии наук и министром народного просвещения Российской империи.
Так, в душ "советуют ходить с арбузом", отдыхать видимо, сами томичи — в Томске. По факту это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы — тут тебе и теннис, и аэрохоккей, и спортзал. А корпуса Высшей школы менеджмента — памятники архитектуры XIX века, старинные усадьбы и даже конюшни, приспособленные под современные нужды. Просто потому, что они оборудовались по технологиям, которые использовались в Мариинском театре-2", — рассказал сотрудник университета. Конкурс в этом году для иностранцев более 20 человек на место. А еще с 1 сентября университет запустил свою онлайн-школу, в которой учится ребята из 44 стран.
Наша школа пока с 5-го по 10-й класс.
Пыпин — русской словесности, П. Прейс и И. Срезневский — славянских литератур, Г. Дестунис — византийских древностей, Джафар Тончибашев и А. Казем-Бек — персидского языка, Л. Будагов и И. Березин — турецко-татарского языка, В.
Васильев — китайского языка, Д. Хвольсон — еврейского языка. Ректором университета в то время был П. Плетнёв 1840—1861. Особым оживлением жизнь Санкт-Петербургского университета отличалась в конце 1850-х годов. Студентам были разрешены сходки для обсуждения своих дел; они имели отдельную библиотеку, читальный зал, кассу для помощи бедным товарищам, в пользу которой устраивались концерты и публичные лекции; издавался «Студентский сборник». В 1861 году Александр II принял предложение графа С. Строганова о преобразованиях в университетах, которые вели к превращению их в учебные заведения для имущих и благонадежных.
Осуществить это было поручено новому министру народного просвещения адмиралу Е. Путятину , издавшему 21 июля 2 августа 1861 Циркуляр, запрещавший студенческие организации, сокращавший число освобождаемых от платы за обучение. За нарушение дисциплины полагалось наказание, вплоть до исключения из университета. Профессора и преподаватели должны были продемонстрировать свою благонадежность. Циркуляр содержал правила о точном посещении лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины. Циркуляр вызвал недовольство в университетах, осенью 1861 года возникли студенческие волнения, состоялись манифестации и демонстрации, носившие часто политический характер. Против студентов бросили войска, пожарных, жандармов, начались аресты. Санкт-Петербургский университет открыли с месячным опозданием, но студенты не посещали лекции, рвали студенческие книжки с путятинскими правилами.
Лекции были прекращены, а затем последовало высочайшее повеление Александра II 20 декабря 1861 1 января 1862 о временном закрытии университета впредь до пересмотра университетского устава 1835 года. Почти половина студентов Санкт-Петербургского университета была арестована и уволена из университета: 5 человек, признанных наиболее виновными, были высланы в отдаленные губернии под надзор полиции; 32 человека исключено с разрешением держать выпускной экзамен на правах вольных слушателей. Молодые профессора — М. Стасюлевич , К. Кавелин , Б. Утин , А. Пыпин , В. Спасович , а затем и Н.
Костомаров — не нашли возможным оставаться долее в университете и вышли в отставку. Была учреждена для заведования делами университета «временная комиссия» с правами и обязанностями совета и правления; для лиц, желавших держать окончательный экзамен, учрежден «испытательный комитет»; факультет восточных языков, как единственный в империи, вновь был открыт. В то же время некоторые профессора открыли для студентов чтение публичных лекций в залах городской думы и Петропавловского училища, но оно вскоре было прекращено. С осени 1862 года был открыт физико-математический факультет, а осенью 1863 года открылись все четыре факультета, уже на основании нового университетского устава 1863 года. Первым выборным ректором по уставу 1863 года стал проф. При действии устава 1863 года университет видел на своих кафедрах С. Пахмана , А. Чебышева-Дмитриева , Н.
Таганцева , А. Градовского , В. Сергеевича , М. Горчакова , И. Фойницкого , Э. Вредена , Ф. Мартенса , Ю. Янсона , Д.
Менделеева , Ф. Овсянникова , А. Советова , Н.
Щедрин закончил переделку здания Двенадцати коллегий, университет вернулся на прежнее место. Его церковь была размещена над главным входом с Университетской линии.
Она заняла на верхнем этаже сводчатый зал в шесть окон и была освящена 29 июня 1837 года епископом Псковским Нафанаилом Павловским во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей Санкт-Петербурга. Первым настоятелем был определен о. Павел Солярский , который также преподавал в университете богословие. Иконы в одноярусном иконостасе из белого стюка написал на медных и кипарисных досках академик П. Шамшин, лепку исполнил Е.
Кисти Шамшина принадлежали и двенадцать живописных вставок на стенах с изображением пророков, евангелистов и апостолов. Ко дню освящения князь М. Дондуков-Корсаков, попечитель учебного округа, подарил две картины: "Святое семейство" итальянской школы и "Страсти Христовы" голландского мастера, а купец В. Пивоваров, 20 лет бывший церковным старостой, - богатую утварь из золоченого серебра, в том числе дарохранительницу в виде готического храма, кресты, Евангелие, плащаницу и три бронзовых паникадила. В 1849 году он поставил на главном фасаде кресты, а на дворовом фасаде повесил на кронштейнах колокола.
В 1862 году другой староста, купец С.
Под Петербургом построят академгородок почти за 50 млрд рублей
Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербург. В 2017 Ученые Санкт-Петербургского университета провели исследование, посвященное топографии поверхности ядерных структур. Актуальные новости административных районов Санкт-Петербурга, все события культурной столицы.
Памятник универсанту возле СПбГУ заменят на скульптуру министра Уварова
Именно они позволяют реконструировать связи между представителями этих социальных групп. Например, почетные надписи, оставленные клиентами своему патрону, позволяют нам узнать личность и социальное происхождение их покровителя, определить сенатор он или нет. Анализ данных надгробных надписей колумбариев вольноотпущенников помогает определить патрона усопших, установить примерную численность его клиентов", — сказал Андрей Маркелов. В мире существуют специальные научные издания надписей. Самое известное и крупное это "Corpus Inscriptionum Latinarum". Он состоит из 17 томов собственно надписей и 13 дополнительных томов с индексами и иллюстрациями.
Сейчас выходит новое обновленное издание. Поиск и отбор необходимых надписей облегчает наличие электронных баз по латинской эпиграфике, созданных рядом университетов и научных организаций. Все эти базы находятся в свободном онлайн-доступе. Еще одним важным источником станут нумизматические данные, то есть, данные с монет — изображения и надписи. Монеты являются хорошим источником для датировки событий, помогают определить официальное восприятие и отношение императора к представителям сенаторов, преторианцев и плебса.
Существуют специальные каталоги римских монет как в печатной, так и электронной форме. Проект исследования рассчитан до конца 2025 года. По итогам ученые планируют опубликовать статьи в ведущих научных журналах по антиковедению, создать историческую карту, отражающую региональные связи сенаторов и преторианцев, а также провести мероприятие и, возможно, не одно , направленное на популяризацию интереса публики к изучению античности. Клиентами называли тех, кто искал покровительства и расположения более влиятельных и знатных граждан — патронов.
Широкому кругу зрителей Евгений Анисимов может быть известен как ведущий телевизионных программ «Дворцовые тайны», «Пленницы судьбы», «Кабинет истории», а также как автор книг «Женщины на российском престоле», «Петр Первый: Благо или зло для России?
Помощь [ показать ] Поиск по определенным полям Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
Некоторое оживление академической деятельности университета началось в 1827 году, когда шесть студентов университета были отправлены в Дорпат , Берлин или Париж для подготовки к профессорскому званию. С приходом в Министерство народного просвещения Сергея Уварова 1832 , сначала в качестве друга министра, а затем министра, развитие Петербургского университета пошло быстрыми темпами. С 1830-х годов в университете учились студенты из аристократических семей. Новый университетский устав 1835 г. Форма факультета Петербургского университета 1834 г. В 1824-1831 гг. Было принято 244 студента, из которых 115 окончили курс. В 1831-1836 гг. Было принято 382 студента, из них 198 окончили курс. Всего с момента открытия университета до 1837 года его закончили трехлетний курс обучения 365 человек. В 1829 году в университете было 19 профессоров и 169 студентов дневного и заочного отделения. В 1830 году царь Николай вернул университету все здание Двенадцати коллегий , и там возобновились курсы. В 1835 г. Он предусматривал создание юридического, историко-филологического и физико-математического факультетов, которые были объединены в философский факультет в качестве 1-го и 2-го факультетов, соответственно. В 1839 г. И 1849-1851 гг. В 1849 году, после Весны народов , Сенат Российской Империи постановил, что ректор должен быть назначен министром национального просвещения , а не избираться Ассамблея университета. Однако Петр Плетнев был повторно назначен ректором и в итоге стал ректором Санкт-Петербургского университета дольше всех 1840—1861. Форма и пальто студентов Петербургского Императорского университета 1834 г.
Как поступали в Санкт-Петербургский Университет 200 лет назад
Из профессоров пользовались известностью, кроме вышеупомянутых: И. Янышев и В. Полисадов — богословия, П. Калмыков и В. Милютин — энциклопедии законоведения и русского государственного права, И. Ивановский — общенародного права и дипломатии, К.
Неволин и К. Кавелин — гражданского права, Я. Баршев — русских уголовных и полицейских законов, В. Спасович — уголовного права, П. Рождественский — законов благочиния и благоустройства, И.
Горлов — политической экономии и статистики, О. Сомов, В. Буняковский, П. Чебышёв — математики, А. Савич — астрономии, Э.
Ленц — физики, И. Шиховский и Л. Ценковский — ботаники, М. Куторга и М. Стасюлевич — всеобщей истории, Н.
Костомаров — русской истории, Ф. Фрейтаг и Н. Благовещенский — римской словесности, М. Сухомлинов и А. Пыпин — русской словесности, П.
Прейс и И. Срезневский — славянских литератур, Г. Дестунис — византийских древностей, Джафар Тончибашев и А. Казем-Бек — персидского языка, Л. Будагов и И.
Березин — турецко-татарского языка, В. Васильев — китайского языка, Д. Хвольсон — еврейского языка. Ректором университета в то время был П. Плетнёв 1840—1861.
Особым оживлением жизнь Санкт-Петербургского университета отличалась в конце 1850-х годов. Студентам были разрешены сходки для обсуждения своих дел; они имели отдельную библиотеку, читальный зал, кассу для помощи бедным товарищам, в пользу которой устраивались концерты и публичные лекции; издавался «Студентский сборник». В 1861 году Александр II принял предложение графа С. Строганова о преобразованиях в университетах, которые вели к превращению их в учебные заведения для имущих и благонадежных. Осуществить это было поручено новому министру народного просвещения адмиралу Е.
Путятину, издавшему 21 июля 2 августа 1861 Циркуляр, запрещавший студенческие организации, сокращавший число освобождаемых от платы за обучение. За нарушение дисциплины полагалось наказание, вплоть до исключения из университета. Профессора и преподаватели должны были продемонстрировать свою благонадежность. Циркуляр содержал правила о точном посещении лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины. Циркуляр вызвал недовольство в университетах, осенью 1861 года возникли студенческие волнения, состоялись манифестации и демонстрации, носившие часто политический характер.
Против студентов бросили войска, пожарных, жандармов, начались аресты. Санкт-Петербургский университет открыли с месячным опозданием, но студенты не посещали лекции, рвали студенческие книжки с путятинскими правилами. Лекции были прекращены, а затем последовало высочайшее повеление Александра II 20 декабря 1861 1 января 1862 о временном закрытии университета впредь до пересмотра университетского устава 1835 года. Почти половина студентов Санкт-Петербургского университета была арестована и уволена из университета: 5 человек, признанных наиболее виновными, были высланы в отдаленные губернии под надзор полиции; 32 человека исключено с разрешением держать выпускной экзамен на правах вольных слушателей. Молодые профессора — М.
Стасюлевич, К. Кавелин, Б. Утин, А. Пыпин, В.
Эта группа подразделялась еще на 3 подгруппы: 1 здоровые младенцы, которых сразу при поступлении их в Воспитательный дом отправляли в деревни кормилицам, а в возрасте 6 лет детей вновь привозили в город; 2 младенцы, требующие временного врачебного присмотра, находились в городе до полного выздоровления, а затем отправлялись также в деревни; 3 слабые и болезненные дети, за которыми был необходим постоянный присмотр, воспитывались в городе, в Доме.
Во вторую возрастную группу входили питомцы от 6 до 9 лет; в третью - 9—12 лет; в четвертую - 12—15 лет; в пятую - 15—18 лет. С декабря 1798 г. Это изменение было связано с учебным и трудовым процессом. Обучение в Санкт-Петербургском Императорском воспитательном доме Реформы, начатые в 1797 г. Санкт-Петербургский воспитательный дом превратился из организации, патронируемой обществом, в образцовое официальное учреждение, пользовавшееся особым покровительством монархов.
Однако сохранялось главное ядро плана основателя дома - бессословный подход к брошенным детям, широкое их образование и стремление к развитию способностей. В 1771 - 1780 гг. В 1780 г. Мужчин и женщин было примерно поровну - 22 8 русских и 20 6 русских. Основанием для приема на службу являлась предыдущая деятельность либо рекомендации.
Бецкой выражает программу обучения в 6 положениях: 1 языки, 2 арифметика, 3 география, 4 рисование, 5 домоводство и садоводство, 6 закон христианский. По достижении 14-15 лет воспитанников обоего пола надлежало отдавать учиться ремеслам, к которым они выкажут склонность. На это обучение отводилось от 4 до 5 лет. В своем «Показании, чему учиться питомцам обоего пола», Бецкой пишет об обучении «познанию веры», чтению, письму, арифметике, географии, рисованию, правилам гражданской жизни, искусству вести счетные книги, мануфактуре, коммерции, садоводничеству, изящным художествам, рукоделиям. Тех же воспитанников, кто «государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств», отсылать в университеты и академии.
Отдельного внимания заслуживают указания, вызываемые специальными потребностями того или иного возраста, что закладывало основы возрастной физиологии. Так Бецкой пишет об обучении детей от 5 лет: «Все отцы, матери, начальники и приставники обыкновенно стараются обучать детей, как скоро начинают говорить… Намерение само в себе хорошее: но безвременное в том упражнение вредит слабому еще понятию детскому». В следующей части указывает на особенности обучению детей с 10 лет: «Не принуждать детей учить много наизусть… В великую слабость приводят сложение тела их, порабощая разум и требуя от них то знать, чего не понимают и вовсе не разумеют». В соответствии с этим обучение подразделялось по возрастам. В возрасте 6-9 лет изучали познание веры, чтение и письмо, рисование и танцы.
В возрасте 9-12 лет — арифметику и геометрию, начала истории и географии, начала славянского языка, правила учтивости. В возрасте 12-15 лет — продолжение всего прежнего и в дополнение часть математики и механики, красноречие, натуральную историю, историческую географию, экономию и ведение бухгалтерских счетов. Для старших воспитанников 15-18 лет - окончание прежних наук, а также коммерция, право и экономия, художества и мастерства. Кроме того, ставятся вопросы о спокойствии духа, страстях и четырех темпераментах, что можно рассматривать как учет, говоря современным языком, психофизиологических особенностей детей. Бецкой подробно описывает черты представителей разных типов темперамента, указывая, что «Не моложе пятнадцати лет начинает оказываться свойство сложения, которое будет владычествовать в человеке.
Подлинное познание онаго необходимо нужно». Уделяя должное внимание быту и содержанию детей, Бецкой говорит о необходимости гигиенического воспитания: «нельзя не упомянуть здесь, что посредством чистоты можно не только сохранить здоровье, но и завести порядок жизни, и к наблюдению благопристойности привыкнуть». При Марии Федоровне обучение в Воспитательном доме начиналось с 6 лет. В этой возрастной категории 6—9 лет дети изучали чтение и письмо на русском и немецком языках, катехизис, прядение, вязание и другие несложные ремесла. Воспитанники 9—12 лет продолжали более углубленно изучать русский и немецкий языки, катехизис, знакомились с азами арифметики, географией России.
Девочек учили шить белье и одежду, а мальчики начинали постигать портняжное и сапожное ремесла. Следующая возрастная категория воспитанников 12—15 лет изучала Закон Божий, более углубленно арифметику, языки русский и немецкий , географию, рисование. Воспитанникам в возрасте от 15 до 18 лет преподавались те же дисциплины, что и в предыдущей возрастной категории только уже на более высоком уровне. Отдельно следует отметить ориентацию не только на общеобразовательную, но и профессиональную подготовку воспитанников. Для воспитанников старшего возраста было введено обучение различным профессиям.
Были устроены мастерские — переплетная, столярная, слесарная, сапожная, портняжная, позументная, ткацкая, вышивальная, кружевная и др. Для учеников, обладавших выдающимися способностями, предоставлялось право поступления в университеты и академии Медико-хирургическую академию и Академию Художеств. Французские классы В 1808 г. Обучение продолжалось 6 лет и делилось на два класса. В каждый из них полагалось принимать 25 воспитанниц 11-12 лет.
Девочек обучали «закону веры», арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, чистописанию и рисованию, истории, географии позднее добавили логику, риторику, педагогику и дидактику , музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. По окончании теоретического курса воспитанницы проходили педагогическую практику в младших классах дома, а также в Смольном институте и училище ордена св. Латинские классы Способные воспитанники поступали в университеты и академии, прежде всего, в Медико-хирургическую. Однако, их успехи останавливались незнанием латинского языка. Для подготовки воспитанников в 1805 г.
Из наиболее способных к наукам мальчиков разного возраста было отобрано 20 человек, в 1806 г. Эти воспитанники составили два Латинских класса — 1 низший и 2 высший. В первый Латинский класс поместили тех воспитанников, которые еще не знали грамоты, но уже выделялись способностями среди остальных. Во второй класс были зачислены дети, уже проявившие успехи в начальных знаниях, и особенно те, кому легко давалась латынь. Первоначально в обоих Латинских классах преподавали Закон Божий, чтение и письмо на трех языках русском, немецком и латинском , грамматика этих языков и арифметика.
Когда ученики второго Латинского класса начинали относительно свободно ориентироваться в этих предметах, то приступали к сочинениям и переводам на русском, немецком и латинском языках. Изучали также новые дисциплины: алгебра, геометрия, география, всеобщая история, история России, рисование, анатомия и физиология человека. Первый выпуск из Латинских классов состоялся в 1811 г. Несколько учеников высшего Латинского класса по приказанию императрицы поступили в Медико-хирургическую академию. Прием осуществлялся по результатам экзамена в присутствии министра народного просвещения графа А.
Разумовского, президента Медико-хирургической академии Я. В последующие годы экзамены посещали попечитель учебного округа С. Уваров и статс-секретарь Марии Федоровны Г. Из 22 студентов первого набора изначально поступило 25 человек, из них 2 умерло, 1 отчислен по болезни 13 окончили академию со званием лекарей, 3 - кандидатами. Отчисление студентов происходило как из-за нерадения, так и по причине обнаружившегося у некоторых из них природного отвращения к анатомии и хирургии, таких молодых людей определяли в писари.
Очевидно, это имело в своей основе недостаточно продуманное зачисление в Латинские классы без учета личностных склонностей воспитанников. Впоследствии отношение к неуспевавшим студентам ужесточалось. Некоторые объясняли свое отставание в учебе нелюбовью к анатомии. Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной.
Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении. Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры». Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг. Особым покровительством Марии Федоровны пользовались два ее первых пансионера - Ф.
Депп и С. Лучших выпускников награждали книгами и хирургическими инструментами. Молодые врачи получали от Воспитательного дома капитал, положенный на имя каждого из принятых в академию. Воспитательный дом заботился и о трудоустройстве выпускников, их старались определять на места в учреждениях опекунского совета, где они были обязаны прослужить по назначению не менее 6 лет. Однако скоро штатных вакансий стало не хватать, таких невостребованных воспитанников передавали медицинскому начальству для распределения.
Долго не могли получить места выпускники 1816 г. Так, лекарь Андрей Филисов был определен при Александровской мануфактуре подразделение Воспитательного дома , кандидат Кирилл Андреев помещен «при доме», еще двух кандидатов направили в Костромскую и Симбирскую губернии. В 1820-1830-е гг. Выпускник 1832 г. Александр Маклерой год провел на стажировке в военном госпитале, еще два года находился при Александровской мануфактуре в помощь медикам.
Отчаявшись получить штатное место, он попросил уволить его из Воспитательного дома для службы по морскому ведомству, на что немедленно получил согласие. Многие воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома всю жизнь отдали служению медицине и внесли серьезный вклад в ее развитие. Прежде всего, следует упомянуть о первом пансионере императрицы Марии Федоровны в Медико-хирургической академии Филиппе Филипповиче фон Деппе 1793-1855.
Об этом сообщили в пресс-службе СПбГУ.
Также он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. Это был один из этапов трехвекового развития Санкт-Петербургского университета, - отметили в пресс-службе.
Делаем акцент на подготовку инженерных кадров и технических специалистов. Именно им предстоит решать поставленную Президентом задачу укрепления технологической независимости и достижения технологического лидерства России, добавил он. Автор памятника — народный художник России, академик Российской академии художеств Салават Щербаков, сообщается на сайте администрации Санкт-Петербурга. Сергей Уваров стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт Петербургский университет.