В состав выставки вошли свыше сотни картин и графических листов – от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» (обе – Государственная Третьяковская галерея) до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази».
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
Между ними существовала невидимая, но четкая граница, которую хорошо чувствовал Александр Бенуа, отмечавший: «Он любит действительной трепетной любовью мшистую хижину и еще дороже ему юрта кочевника. Я же не променяю ни на что на свете праздничность San Pietro или царственную гармонию Эскуриала… Я тяготею к определенности и к очерченным формам... Рерих же любит рыхлость, он тяготеет к каким-то отголоскам хаоса, к недовершенной формации, к невыясненности… Мне дорого все то, что накоплено, в чем уже наметились созревшие идеалы... Рериха тянет в пустыню, вдаль, к первобытным людям, к лепету форм и идей. Мне дорога пушкинская речь, и хотелось бы, чтобы все говорили на этом языке богов… Рериху-художнику, мечтателю Рериху, его исконному вкусу не страшно было бы вернуться к бедной речи дикарей, лишь бы только инстинкты выражались четко и прямо, лишь бы только не было лжи и путаницы, внесенной так называемой цивилизацией. Как всегда, однако, настоящая правда в середине, и с противоположных концов мы подходим к ней». Другой современник, Игорь Грабарь, признавался, что Рерих для него загадка, поскольку в нем уживается сразу несколько ипостасей: «Бывало, придешь к нему в его квартиру, в доме «Общества поощрения», вход в которую был не с Морской, а с Мойки, и застаешь его за работой большого панно. Он охотно показывает десяток-другой вещей, исполненных за месяц-два, прошедшие со дня последней встречи: одна лучше другой, никакой халтуры, ничего банального или надоевшего — все так же нова и неожиданна инвенция, так же прекрасно эти небольшие холсты и картины организованы в композиции и гармонированы в цвете.
Проходит четверть часа, и к нему секретарь приносит кипу бумаг для подписи. Он быстро подписывает их, не читая, зная, что его не подведут: канцелярия была образцово поставлена. Еще через четверть часа за ним прибегает служитель: — Великая княгиня приехала. Он бежит, еле успевая крикнуть мне, чтобы я оставался завтракать. Так он писал отличные картины, подписывал умные бумаги, принимал посетителей, гостей — врагов и друзей — одинаково радушно тех и других первых даже радушнее , возвращался к писанию картин, то и дело отрываемый телефонными разговорами и всякими очередными приемами и заботами.
Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании. Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства. Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке. Его площадь — больше 200 квадратных метров.
Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства. Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова.
Обширная экспозиция включила в себя произведения мастера за период с 1897 по 1947 год. Гости увидят не только живопись и графику, но и документальные материалы о Рерихе. Самый ожидаемый экспонат выставки — театральный задник к балету «Половецкие пляски», который был поставлен в Париже в рамках первого сезона антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева».
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, отметила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова. Посетительница фотографирует картину "Армагеддон", представленную на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Николай Рерих», приуроченную к 150-летию со дня рождения художника. Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве.
Выставка работ Николая Рериха пройдет в Третьяковской галерее
Николай Рерих — один из самых мистических русских художников. Третьяковская галерея впервые за 65 лет открыла выставку картин Рериха. В Третьяковской галерее 10 октября открывают самый ожидаемый проект 2023 года – выставку «Николай Рерих». Пресс-конференция в преддверии открытия в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха, которое состоится 10 октября. Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Николай Рерих», приуроченную к 150-летию со дня рождения художника. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — русского живописца, театрального художника, путешественника и общественного деятеля XX века.
Выставка работ Николая Рериха пройдет в Третьяковской галерее
Поход Владимира на Корсунь». Портрет отца. Он создал свыше 5 тыс. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы.
Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.
Выставка «Николай Рерих» Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.
Эти картины позднее были показаны на Весенней выставке в Академии Художеств. Затем их приобрела Великая княгиня Ольга Александровна. До 1919 года диптих украшал имение в Ольгино.
Позднее он оказался в воронежском музее. Как сообщается на сайте Третьяковки, «выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год.
Рассказываем, какой она получилась. Николая Рериха можно назвать космополитом с этим согласится и Нобелевский комитет, который в 1929-м номинировал художника на премию мира. Родился и прожил больше 40 лет в Петербурге, накануне революции по настоянию врача уехал из России в Финляндию и вскоре из-за закрытых границ оказался отрезан от СССР. Работал в Европе и Америке — устраивал персональные выставки в Хельсинки, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Буэнос-Айресе и других городах, параллельно организовал международные культурные сообщества и писал книги.
Нашел себя в Индии — долгие годы он изучал Гималаи, искал Шамбалу, основал институт научных исследований "Урусвати", а последние 12 лет жизни провел у подножия гор в индийском поселке Наггар. Поэтому выставку визуально поделили всего на две части: первая посвящена русскому периоду, вторая — индийскому. Свои первые раскопки он начал проводить еще в родительском имении Извара под Петербургом, его наставником был выдающийся археолог Александр Спицын. Учебу в художественном училище Рерих совмещал с обучением на юридическом факультете Петербургского университета, где особенно его увлекала история. Его интерес всегда был направлен к древности — к курганам и обрядам, эпосу и сакральным мотивам. Рядом с каменными идолами в Третьяковке расположили "Идолов" живописных — эскиз 1910 года к большой одноименной картине, которая сегодня хранится в Хорватии: на фоне воды и холмов капище, частокол которого усеян лошадиными черепами.
Поддерживают хтоническую тему две мрачные картины, расположившиеся друг напротив друга, — "Город. Утро" 1901 и "Зловещие" 1901. Согласно свидетельству искусствоведа Александра Гидони, изначально они были двумя частями одного полотна, но Рерих решил разрезать холст. Главные герои "Зловещих" — вороны, выжидающие чего-то на камнях у реки. По первоначальному замыслу, птицы должны были смотреть на древний город который впоследствии стал образом для отдельной картины.
Выставка работ Николая Рериха пройдет в Третьяковской галерее
Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник» обе — Государственный музей Востока. Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русские балеты Сергея Дягилева».
Выставка, приуроченная к 150-летию художника, путешественника и мыслителя, пройдёт с 10 октября по 10 марта 2024 года в здании Новой Третьяковки на Крымском валу. Работы «Утро княжей охоты» и «Возвращение с охоты» были созданы Рерихом в Париже в 1901 году. Эти картины позднее были показаны на Весенней выставке в Академии Художеств.
Затем их приобрела Великая княгиня Ольга Александровна. До 1919 года диптих украшал имение в Ольгино.
В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.
Государственная Третьяковская галерея В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя. Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Город строят. Государственная Третьяковская галерея Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре.
Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан».
Можно лишь представить, в каком удрученном состоянии дошел этот экспонат до наших дней. Как сказала Александра Орловская, основание его ветхое, холст вытянут в разных местах, а порой и вообще превратился в труху. Тем не менее, коллеги хотели сохранить «физику полотна» и обратились за помощью к методикам реставраторов тканей. Посредством мелких магнитов собирали из трухи тканевые нити, используя плотный и тонкий шелк. Для работы пришлось соорудить металлическую станину, которая позволила проводить реставрацию вертикально, на весу.
Длина декорации 23 метра, высота 10 метров, а площадь повреждения 18 метров. Понимая, что лишь один из 150 экспонатов экспозиции потребовал трехлетней работы 20 человек, можно представить сколь грандиозная выставка открывается в Москве в здании Новой Третьяковки на Крымском валу к 150-летию Николая Рериха. Продлится она до марта 2024 г.
Большая выставка к 150-летию Рериха откроется в Третьяковке
Выставка «Николай Рерих» с 10 октября 2023 по 10 марта 2024, Новая Третьяковка в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024-го гостей Новой Третьяковки на Крымском Валу ждет масштабная монографическая выставка произведений Николая Рериха. третьяковка, ретроспектива, николай рерих Рерих стилистически безошибочно узнаваем. В Новой Третьяковке на Крымском Валу с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года проходит монографическая выставка «Николай Рерих», посвященная 150-летию Выдающегося художника и философа.
Выставка к 150-летию Николая Рериха в Новой Третьяковке - Версия для печати
К открытию в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Пресс-конференция в преддверии открытия в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха, которое состоится 10 октября. Открытие крупнейшей монографической выставки одного из наиболее известных русских художников конца XIX — первой половины ХХ вв.
Экспозицию работ Рериха оформили в виде двух больших пространств. Одно посвящено России, другое — Востоку, рассказал архитектор выставки Евгений Асс. Первый зал оформлен в виде прямоугольника, в основе которого лежит крест, — в зеленых тонах. Второй зал имеет циркульную форму, в основе которой лежит Дхармачакра — колесо Сансары, и оформлен в желтом цвете", — подчеркнул Асс.
Выставка будет проходить на Крымском Валу, 10, залы 60-61. Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства.
Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии.
Бажанова в Санкт-Петербурге. Вторую часть выставки составили разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Показанные там произведения — горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания — представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания «Ступа. Ладак», 1937; «Кришна», 1946. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
В Москве в Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих"
Цель выставки — показать Рериха не только как мастера сине-фиолетовых горных пейзажей, но и как разностороннего творца. Для этого собрали свыше 140 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, костюмы, книги — из 18 музеев и одного архива, в том числе из Национальной галереи Армении, что придает проекту международный статус. Куратор выставки — Владимир Никишин. Выставку открывает «Гонец. В названии использована строка из «Повести временных лет», но на самой картине ничто об усобицах не напоминает.
Темной ночью по реке плывут двое; этнографический интерес представляет их одежда, а также вырубленная из цельного бревна лодка. В гимназические годы Рерих участвовал в археологических раскопках в окрестностях Петербурга, и воспоминания об этом вдохновили его на создание картины. Сюда вошли 90 архитектурных этюдов, созданных Рерихом в начале XX века во время путешествий по русским городам. Сергей Маковский писал: «До Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей...
Позднее серию продали за границу, а в середине 1970-х часть ее была подарена Музею народов Востока в Москве. Николай Рерих.
В целом выставка разделена на три части. Первая знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. Например, в разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается интерес Николая Рериха к древнему прошлому, а в разделе «Памятники русской старины» экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей.
Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Выставка «Николай Рерих» Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.
Он создал свыше 5 тыс. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.