Новости переносное жилище некоторых народов севера

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. я, последняя - а).

Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу

Пока все в чуме На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера».
Презентация, доклад Жилище народов Севера Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов.
Переносное Жилище Некоторых Народов Севера 6 Букв - ответ на кроссворд и сканворд • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.
Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель.

Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов

Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален.

Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов

Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый — чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой.

Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется — чум. Чум - жилище кочевых народов, проживающих на Ямале и Югре, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия.

Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете?

Древние традиционные жилища народов мира Люди стали использовать жилище еще со времен первобытно-общинного строя. Сначала это были пещеры, гроты, земляные укрепления. Но изменения климата вынудили их активно развивать мастерство строительства и укрепления своих домов. В современном понимании «жилища», скорее всего, возникли во время неолита, а в 9 веке до нашей эры появились каменные дома. Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными.

Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам. Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно. Жилища народов севера Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера. Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты.

Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги. Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться. Их летом накрывают мешковиной, зимой — шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег. В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи.

На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур. Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика. Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой. Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин. Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму. Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола.

Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло. Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря алеуты, эскимосы, чукчи. Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний — через многометровый подземный коридор, летний — через крышу. Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное.

По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами. В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик. Жилища кочевых народов Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.

Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

Он строится в виде конуса из жердей, обтянутых покрышкой из сшитых оленьих шкур зимой или брезента летом. Полом служат доски, на них настилают шкуры. В центре чума находится очаг на металлическом листе или жестяная печка; дым выходит в отверстие на верхушке конуса.

В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг». Только женщина могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу.

Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни.

Переносное жилище некоторых народов Севера.

ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга.

Традиционные жилища народов российской Арктики

Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: многоязыкий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума.

Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища.

Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей.

На ее остов натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи, по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3—1,5 метра, длиной 2—4 метра, шириной 1,3—2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и оленьими шкурами. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 метров, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши.

Яранги и дома коренных народов Камчатки Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка Уважаемая редакция «Усадьбы»!

Всегда с интересом читаю материалы о жилищах в разных странах. Хотел бы попросить вас рассказать об уникальных постройках коряков и ительменов с далекой Камчатки. Любопытствую, потому как сам занимаюсь строительством. Увидев графические изображения яранг и домов, был просто поражен их необычностью и оригинальностью. По роду занятий и образу жизни они традиционно делятся на тундровых и береговых. Первые — кочевники, разводят оленей, вторые — оседлые жители побережий, занимаются морским рыбным промыслом. Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Кроме того, многие северяне отказались от оленеводства и осели в северных поселках с традиционными деревянными домами, и чумы стали использовать гораздо меньше. Сегодня технологии изготовления чумов изменились, оленьи шкуры заменяют брезентом, что связано как со сложностью изготовления нюков, так и с дороговизной оленьего меха. Шкура для нюков должна быть "зимняя", то есть снятая с оленя в зимнюю пору, когда шерсть густая и длинная. Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова. И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется.

Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня.

Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке.

Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла.

В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле.

Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный.

На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей. Священный шест вместе с очагом не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника. Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур каждая из 15-20 , придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом. Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер содержимое чума, обитатели чума.

Несмотря на довольно внушительные размеры диаметр 3—8 м , чум собирали и разбирали всего за полчаса.

Притом что традиционно это делали женщины! Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу. На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно.

При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь.

Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными.

Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу.

Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу

Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

Значение слова «яранга»

Записей не найдено. В данном конкретном случае речь пойдет о национальных домах народов севера России. Надо сказать, что они не только радикально отличаются от традиционного понятия «дом», но и несут множество национальных, характерных именно этим народам, элементов местного колорита, особенностей природы, культуры, а самое главное вынужденной необходимости и отсутствия многих традиционных средств при строительстве домов. Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи.

Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети.

Но когда ничего другого под рукой нет, то для строительства жилья сгодится и он.

Если соблюдать ряд правил, то домик из снега не даст замерзнуть и надежно укроет от ледяного ветра. Искусством снежного строительства в совершенстве владеют канадские эскимосы , живущие в невероятно экстремальных условиях. О том, что эскимосы живут в иглу, большинство из нас слышали еще в школе. Это куполообразный домик из снежных кирпичей, название которого переводится с эскимосского языка просто — «зимнее жилье». Эскимосы строят иглу именно зимой, правда, в краях, где они живут, эта пора длится большую часть года. Многие считают, что иглу строят из снега и льда.

Это не так, ведь в распоряжении северных строителей только снег. При этом снег подходит далеко не любой — эскимосы хорошо различают разные его виды и безошибочно выбирают самый подходящий. Для возведения иглу берут только тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги. Иглу строится из снежных кирпичей-блоков, которые не лепятся, а нарезаются специальным «снеговым ножом».

Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел. В зависимости от рода занятий семья выбирает место для сезонного стойбища — высокие берега рек или ягельные пастбища с оленьим мхом. На выбор места для строительства чума влияет и время года: летом место должно быть открытым и хорошо продуваемым, чтобы людям и животным меньше досаждали комары и гнус. Зимой ненцы выбирают лесные поляны, окруженные высоким лесом для защиты от холодных ветров. Зимой чум покрывают нюками — это шкуры северных оленей, плотно сшитые нитками из сухожилий.

Арктика: новые вызовы В XIX веке северяне переняли у русских другой тип жилья - балок, передвижной дом на полозьях, более мобильный и не требующей постоянной сборки-разборки в условиях кочевья. Кроме того, многие северяне отказались от оленеводства и осели в северных поселках с традиционными деревянными домами, и чумы стали использовать гораздо меньше. Сегодня технологии изготовления чумов изменились, оленьи шкуры заменяют брезентом, что связано как со сложностью изготовления нюков, так и с дороговизной оленьего меха. Шкура для нюков должна быть "зимняя", то есть снятая с оленя в зимнюю пору, когда шерсть густая и длинная. Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов.

Традиционные жилища народов Сибири

Шатер народов Севера - слово из 6 букв Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи.
ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.
Переносное жилище народов Севера России Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.

Переносное жилище некоторых народов Севера.

Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На ее остов натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи, по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3—1,5 метра, длиной 2—4 метра, шириной 1,3—2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и оленьими шкурами. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 метров, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее — шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру.

В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег.

К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры. Балаган В нем жили якуты в зимний период времени.

Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра.

Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище.

Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага.

Иглу Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков.

Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола.

Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло. Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки.

Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Яранга Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников.

Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток.

Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей. Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там. По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей. В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт. В Ненецком автономном округе такой программы нет.

По словам Выучейского, выручают гранты семейно-родовым общинам. Получить можно около 100 тысяч рублей в год. На готовый чум, конечно, не хватит, но если он уже есть, то можно сделать ремонт, например обновить брезент или печь. Также в регионе есть программа для оленеводов. Если отработать в колхозе 10 лет, можно встать на очередь и получить в разумные сроки дом в поселке. До этого никаких построек не было, люди всю жизнь проводили в чумах. Культура поселков, может, в чем-то и хороша, но она превращает оленеводство в вахтовый метод. Со временем люди начинают считать, что их дом - изба в поселке, а чум - это так, временное пристанище. Есть те, кого все устраивает, но у нас есть и общины, которые принципиально не встают на очередь за жильем и остаются в чумах, - говорит Владислав Выучейский. Люди ищут способы ходить с оленями, годами шьют чумы, живут в вагончиках.

Ведь никакой город, никакие самые выгодные ипотечные программы или даже жилье по соцнайму не могут заменить для оленевода то удивительное чувство свободы, которое дает тундра.

Настоящие нюки На полуострове Таймыр на севере Красноярского края кочевое оленеводство и древние жилища сохранились только у ненцев Тухардской тундры, которая располагается на западе полуострова. На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише.

Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий