Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор СПбГУ, российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. Татьяна Черниговская даже допустила такое, что если человек доиграется в игры с природой и все мы однажды взорвемся, на планете останется один искусственный интеллект (ИИ), который станет высшей формой на планете. Это само по себе любого человека валит на землю. Мне на днях кто-то написал: «Ты не представляешь, что творится в сети, я тебе сейчас пришлю». Указом Президента РФ 9 января 2010 года Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ». Татьяна Черниговская — все новости о персоне на сайте издания Выходные в Петербурге: фестивали, мастер-классы и большой детский праздник.
Правила жизни Татьяны Черниговской
овская, в и ан обсудят эволюцию психики. Биография профессора Татьяны Владимировны Черниговской: лекции, выступления, книги, статьи и советы нейролингвиста. Советы для тех, кто хочет развиваться.
Татьяна черниговская личная жизнь дети фото
Татьяна Черниговская: Почему мы никогда не узнаем правду о реальности? | If you have Telegram, you can view and join Татьяна Черниговская right away. |
Биография Т. В. Черниговской – читайте об авторе на Литрес | – Я заканчивала филологический факультет Университета, английское отделение, и вот кто учился со мной в одной группе. |
Нейролингвист Черниговская: «У детей сегодня зачастую какое-то извращенное представление о мире» | Личная жизнь Татьяны Черниговской – это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. |
Черниговская, Татьяна Владимировна
Гершуни Г. Розенблюм А. Вартанян И. Труды по знаковым системам. Балонов Л. Деглин В.
Еще одна шокирующая идея Черниговской состоит в том, что мы не можем быть уверены в реальности окружающего нас мира.
Ведь наш мозг способен обманывать нас и создавать ложные галлюцинации, которые кажутся нам вполне реальными. Это заставляет усомниться в надежности собственного восприятия. Татьяна Черниговская также утверждает, что человек и его мозг — это не одно и то же, и мозг не принадлежит нам по умолчанию. По ее мнению, у нас нет оснований считать мозг «своим», а отношения между человеком и мозгом скорее напоминают отношения между пользователем и мощным компьютером с собственной операционной системой. Эти и другие смелые идеи Татьяны Черниговской, озвученные в ее лекциях на YouTube, вызывают много споров и критики. Однако они заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи и бросают вызов устоявшимся представлениям о работе нашего сознания и окружающей реальности.
Возможно, в них есть доля истины, которую предстоит еще открыть современной науке. Почему стоит посмотреть выступления Черниговской на YouTube Лекции и выступления Татьяны Черниговской на ее YouTube-канале стоит посмотреть всем, кто интересуется работой мозга и психологией человека. Во-первых, она доходчиво и увлекательно рассказывает о сложных научных концепциях, сопровождая их яркими примерами и демонстрациями. Во-вторых, Татьяна Владимировна затрагивает самые актуальные и дискуссионные темы в области когнитивистики. Ее идеи и открытия помогают по-новому взглянуть на привычные вещи и лучше понять работу собственного мозга и психики. В-третьих, лекции Татьяны Черниговской отличает яркая подача материала с большим количеством конкретных научно подтвержденных фактов и отсылок к исследованиям.
При этом она не боится высказывать спорные и даже шокирующие тезисы, которые вызывают оживленную дискуссию в комментариях под ее роликами на YouTube. В целом лекции Татьяны Черниговской — это уникальный источник актуальных знаний о человеческом мозге, сознании и познании мира, поданный живым и захватывающим языком.
Я говорю студентам: «Представьте себе ситуацию, что люди доигрались, и больше их на Земле нет.
Математика при этом есть, музыка есть, но это не тетрадки, в которых написаны формулы, и не партитуры, в которых написаны ноты. Есть или нет? Галилей говорил: «Книгу природы создатель написал языком математики.
Будешь знать математику — поймешь книгу природы». Есть и другие взгляды. Наш мозг умеет так, а какая математика вне Солнечной системы или в другой комнате, мы не знаем.
Может быть, есть другой тип математики? Так и музыка: мы разговариваем, идет физический сигнал, ударяется о барабанную перепонку, косточки, молоточки, на нерв слуховой и приехало в мозг. Оно стало музыкой, только если мы владеем этим языком.
Если мы им не владеем, тогда это просто физический сигнал, запятая. Математика — это продукт нашего мозга или во Вселенной так есть, а наш мозг оттуда кое-что вырвал? Физик-теоретик Людвиг Фаддеев без секундной паузы сказал: «Конечно, это человеческое».
Когда мы говорим о том, что творится в мозге, то встает вопрос: «Это же все описывается алгоритмами? Там не только алгоритмы, там есть часть, про которую Эйнштейн говорил: «Интуиция сильнее разума». Неизбежность такова, что встает вопрос: «А есть ли математика такая, которая описывает функции мозга?
Ответ: «Нет, пока у нас нет математического аппарата, который бы описывал то, что делается в мозгу». С одной стороны — математика — это продукция мозга, а с другой стороны — там такое, что математика, созданная этим мозгом, описать его не может. Какое будущее с искусственным интеллектом нас ждет?
Роджер Пенроуз говорит: «Ничего у нас не получается с описанием того, что такое сознание, потому что сознание — не только вычисление, там есть проблема понимания». Что такое понимание — это не вычисляется никак. Предположим, перед вами программа искусственного интеллекта, которая библиотеку в три минуты прочтет, все запомнит и выводы сделает.
А если задать вопрос «Поняла ли она, что сделала? Нужно задать еще вопрос: «А понимание — это что? Сейчас те, кто понимают, боятся, что программы, доиграются до того, что у них появится рефлексия и «я».
Они станут личностями, и тогда нам конец. И вот рефлексия будет, а это возможно? А мы узнаем про это?
Техника может разгуляться. Я часто в подобных диспутах участвую. Мне говорят: «Что вы панику в людей вселяете?
Мы создали, мы и выключим». Смешно это слышать от людей такого высокого уровня. Вы не сможете выключить!
Мы зачем в эту игру играем? Если техника нужна для того, чтобы свою лень удовлетворить, то я согласна полностью.
Tkachenko, Т. Marijanovic eds. Russian in Contrast, Oslo Studies in Language 2 2 , 2010.
ISSN 1890-9639. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? Фундаментальные и прикладные проблемы. По материалам сессии Общего собрания Российской академии наук 15-16 декабря 2009» под редакцией академика А. Gor, G.
Kataeva, A. Korotkov, K. Memetova, Sv. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? Калининград, 18-24 июня 2012 г.
Калининград, — 2012. Москва, — 2012. СПб, — 2012. Дубасова, Е. Chernova D.
Чтение как эволюционное достижение. Проблема преодоления неоднозначности: нужны ли язык и тело роботу? Нижний Новгород, — 2013. Prokopenya V. Khrakovskaya, T.
Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. Коллектив авторов. Конференция, посвященная 150-летию Кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета: тезисы. Kireev, N. Slioussar, A.
Korotkov, G. Kataeva, S. Slioussar N. СПб, — 2013. Данько С.
Бойцова, М. Исследование методом вызванных потенциалов мозговых механизмов обеспечения регулярных и нерегулярных явлений в русском языке. Сочи — Дагомыс, 8-12 октября 2014 г. Сочи, — 2014. Функциональная асимметрия мозга и язык: что изменилось в наших знаниях за 30 лет?
Slioussar, N. Kireev, M. Связанные с событиями потенциалы мозга при спряжении русских глаголов: к вопросу о модулярности языковых процедур. Сборник статей — г. Маслова — г.
СПб, — 2014. Danko S. Boytsova, M. Solovjeva, T. Changes in functional connectivity within the fronto-temporal brain network induced by regular and irregular Russian verb production.
Книги, вышедшие под редакцией Т. Черниговской Proceeding of the Symposium in Neurolinguistics in St. Chernigovskaya , St. Petersburg, 2000. Bichakjian, T.
Chernigovskaya, A. Kendon, A. Вербицкая, Т. Черниговская, Л. Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов ред.
Величковский, Т. Черниговская, Ю. Александров, Д. Специализированный выпуск журнала «Психология» ред. Черниговская , 2006.
Ютуб татьяна черниговская: кто она и почему стоит посмотреть ее выступления?
В 2023 году Черниговская Татьяна Владимировна продолжает радовать своих поклонников новыми выступлениями на высшем уровне. Может, Черниговская замечательный специалист, конечно, но иногда околонаучную ерунду несёт с видом эксперта. Татьяна Черниговская призналась, что ее страшит развитие искусственного интеллекта.
Татьяна черниговская семья муж дети: биография, личная жизнь, муж и дети
«Прогноз мой плохой. Запахло Дарвином». Профессор Черниговская о шрамах COVID-19 | Татьяна Черниговская о цивилизации праздности и недоверии к информации. |
Татьяна Черниговская: «Когда мозг занимается сложной работой, он становится лучше» | По окончании школы Татьяна Черниговская поступила в местный университет (СПГУ), выбрав факультет английской филологии. |
Татьяна Черниговская - новости, биографии, компромат и скандалы | Татьяна Черниговская: "Мы оказались перед зеркалом – есть шанс увидеть себя без прикрас". |
Черниговская Татьяна Владимировна | доктор биологических и филологических наук, специализируется на когнитивной. |
Татьяна Черниговская: «Bce человечество спятило» | Последние новости в 2023 году на 24СМИ. дети, образование, воспитание, права, обязанности, принуждение, татьяна черниговская, интервью По мнению профессора Черниговской, «элемент принуждения имеет большой воспитательный момент». |
Татьяна Черниговская — последние новости
Татьяна Владимировна Черниговская — профессор, доктор биологических наук, доктор филологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Личная жизнь Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Татьяна Черниговская даже допустила такое, что если человек доиграется в игры с природой и все мы однажды взорвемся, на планете останется один искусственный интеллект (ИИ), который станет высшей формой на планете. Указом Президента РФ 9 января 2010 года Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ». Нельзя 20 лет человека держать, чтобы он что-то там потом начал», — отмечает Черниговская. Главная» Новости» Черниговская татьяна владимировна последние выступления.
Татьяна Черниговская о генах и способностях: «Кто такие наши дети?»
Татьяна Владимировна Черниговская | Институт когнитивных исследований СПбГУ | Советы для тех, кто хочет развиваться. |
Татьяна черниговская личная жизнь дети семья | Мозг ничего не забывает Татьяна Черниговская. |
Ютуб татьяна черниговская: кто она и почему стоит посмотреть ее выступления? | Татьяна Черниговская — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. |
Татьяна Черниговская - биография и личная жизнь профессора | В интервью РИА «Новости» Татьяна Черниговская, глава Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор, в ответ на вопрос о самом важном выводе из общения с Далай-ламой и другими буддийскими монахами-учеными сказала, что человечество. |
Черниговская, Татьяна Владимировна
Статьи[ править править код ] Учёным опубликовано более 360 статей, среди них: Черниговская Т. Морозов В. Гершуни Г. Розенблюм А. Вартанян И. Труды по знаковым системам.
Сейчас мы имеем дело с другим типом работы мозга. Никакая эволюция нас не готовила общаться с квадратиками экранов в ZOOM. Идет перестройка нейронной сети. Тут много вопросов для ученых, нужно выяснить процент участия зрительных зон коры головного мозга, слуховых зон коры, отсутствие эмоций, или наоборот, постоянные негативные эмоции... Педагога, который передает информацию, больше не существует Вынужденный эксперимент с дистантом показал, что ученикам не нужен учитель, существующий в виде говорящей головы. В принципе он давно был не нужен, но ситуация с пандемией продемонстрировала это в условиях чистого научного эксперимента. Учителю бессмысленно соревноваться с Яндексом или Google в способности передавать информацию. Нужен учитель, который объясняет и помогает понять. Дети хотят от взрослых человеческого отношения и эмоций. Но у меня такое ощущение, что большое количество учителей не годятся для такой работы. Для чего этот маразм, объясните? Он же не нужен никому! Я много раз приводила этот пример. Когда я поступила на первый курс филфака Петербургского университета, а конкурс там был, между прочим, 30 человек на место, я навсегда запомнила свое первое занятие. Это была английская филология. Приходит дама, достает желтую книжечку и начинает по ней читать лекцию. Я подумала: кто-то из нас двоих ненормальный, потому что если я не умею читать, то как я прошла конкурс 30 человек на место? А если я умею читать, то зачем она мне это читает? Я сама могу это прочитать лежа дома на диване. Вот мы этой безумной ситуации должны избежать. Учитель существует совсем для другого.
А вы знаете, что в Англии есть министерство одиночества? Потому что это страна с самым большим количеством одиноких людей. И после этого скажите мне, что происходит? Планета вообще что планирует дальше делать? Это же все потенциальные страшные социальные взрывы, медицинские взрывы, потому что люди попали в ситуацию диффузного мира, который непонятно как устроен, им как жить вообще? Вот, собственно, что такое культура? В широком смысле? Да, культура как не-биология. То есть все, что сделано не природой. Так вот, культура — это система запретов. Иначе жить невозможно. Ты не сиди вот так за столом, потому что остальным неудобно, не наступай людям на ноги, не ори как ненормальный и так далее. В данном обществе принято это, это, это, это и это, поэтому оно может жить. Так жили много тысяч лет. Вот сейчас надоело, что ли? А почему все-таки мы, действительно, скатываемся в какой-то сумбурный мир, где непонятно, что будет нормой, что будет не нормой?.. Да будут ли нормы вообще? Потому что если мы декларируем, что "я сам себе король и как хочу, так все и делаю" — да, но ведь и все остальные тоже такие же короли, кругом одни короли. У нас есть шанс выжить в этой ситуации? В чем причина? Виноваты технологии? Не знаю. Я, если честно, даже думала но это дешево стоит, мое думанье , может быть, действительно, какая-то мутация злостная пошла, что люди все просто спятили. Вы правда считаете, что это мутация? Для того, чтобы это утверждать, я должна — как ученый — иметь доказательства. Разумеется, таких доказательств у меня нет. Если бы здесь сидели мои друзья генетики — могу назвать список, кто были бы эти люди. Это были бы очень сильные генетики: и зарубежные, и наши. Они бы сказали: "Подожди, что ты плетешь вообще? Ты доктор биологических наук, среди прочего. Ты должна бы знать, что мутации происходят все время, у каждого человека их несметные тысячи. Ты о чем говоришь? Я имею в виду, что что-то щелкнуло — может, мы стали куда-то развиваться в другую сторону, в самоубийственную? А может быть, все-таки на нас как-то влияют новые технологии, которые сейчас наводняют нашу повседневность? Вот смотрите, в Японии это уже норма — не встречаться с девушками, а просто с роботами общаться. И чем дальше — тем больше. Будут сексуальные куклы для мужчин и для женщин… Они уже есть. Да, мы идем в эту сторону. Это обсуждается на разных серьезных научных конференциях, на всяких форумах: а что дальше-то будет? И каков ваш ответ? Мы должны сами для себя решить: у нас какие планы? Нам есть место на Земле? Если да, то какую роль мы планируем играть? Если мы собираемся конкурировать с компьютерами, кто мощнее, кто быстрее посчитает, то эту игру мы проиграли уже несколько лет назад. Или же мы делаем ставку на человеческое, на то, что компьютеру недоступно, но тогда мы должны и поведение другое выработать. Ну а если мы согласны на конец нашей человеческой истории, тогда остаются одни роботы и никакой любви с людьми. Я говорила с одним профессором из Корнелльского университета, он изобретает самосовершенствующихся роботов. В частности, спросила его, могут ли роботы любить. Он говорит: они могут самосовершенствоваться только в рамках тех программ, которые мы в них закладываем. А так как мы сами не знаем, точней, человечество не знает, что такое любовь, то мы и не можем их научить любить. И я подумала, что на самом деле наше спасение в том, что мы не знаем, что такое любовь. Потому что если бы мы знали и их научили, то вообще была бы катастрофа. Да, я согласна с этим, но я к этому списку добавлю еще кое-что. Оно будет сначала научно звучать, а потом ненаучно. Есть такое понятие, очень широко сейчас обсуждаемое в мировой философии, которое носит название first person experience. Можно перевести его как ощущение или восприятие от первого лица. Это качество присуще людям, а возможно, не только людям, обладающим сознанием. Оно не измеряется никакими приборами, ни децибелами, ни спектрами, ни сантиметрами, ни наночастицами. Не помню, кто это сказал вспомнила! Витгенштейн , что любой текст — здесь под текстом имеются в виду не обязательно буквы, а все что угодно — это ковер, сложно сплетенный ковер, из которого каждый вытягивает свою нить. Например, мы с вами сидим пьем вино грузинское, и вы говорите: "Сладковато", а я говорю: "Кисловато". Нет и никогда не будет прибора, который покажет, почему вам это вино нравится, а мне — нет. Или вы говорите: "Терпеть не могу этого писателя". А я говорю: "Чудесный писатель". Вот что мы с этим будем делать? Понимаете, для меня аргументы специалистов, которые скажут: "Это хорошее, а это плохое", ничего не стоят. Мне важно, как я сама воспринимаю эту еду, эту прозу, эту ткань… Вы сейчас напрямую подводите к слову "чувство". Человеческие чувства — робот их никогда не испытает. А чего нам друг в друге не хватает, почему нам нужен какой-то идеальный робот? Отчасти это от лени. Я про лень ничего плохого сказать не могу, она вообще-то двигатель прогресса, и не будь ее, мы бы до сих пор коромыслом носили воду с речки. Но с другой стороны, нам хочется, чтобы кто-то делал вместо нас ту работу, которую мы делать не хотим. Пусть искусственные системы выполняют простые дела: квартиру убирают, руду добывают.
Он ответил: «Вы не думайте, что я такой дурачок и не понимаю, что я не мог жить в таком маленьком домике! Это жуткое дело. Это огромная опасность для человечества. Знаете, как врачи шутят: «Не каждый доживает до своего Альцгеймера». Татьяна Черниговская сейчас В апреле 2021 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство нашего мозга. В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером. В 2021 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности. Российская академия наук номинировала Татьяну Владимировну на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Татьяна Черниговская стала лауреатом Золотой медали в номинации «Наука о жизни». Что это значит? Нейронная сеть — это сочетание того, с чем родился человек, и того, с чем он имеет дело жизненный опыт. Таким образом, важна не только наследственность, но и все, что формирует нас как личностей: книги, прочитанные нами, музыка, которую мы слушаем, люди с которыми общаемся, и многое другое. Читайте также: Жена Монатика показала безусловную любовь: фанаты в восторге Таким образом, важно понять, что мы полностью зависим от нашего мозга. Мы можем смотреть, но видит именно мозг, мы можем слушать, но слышит мозг. Он интерпретирует получаемую информацию и воспринимает ее своими способами — так, как нужно именно ему. Поэтому, я полагаю, не нужно объяснять, как важны исследования работы мозга на данном этапе развития общества. Сама Черниговская Т. Этой информации теперь такое количество, что на самом деле почти что все равно, есть она или нет. Каждый день несметные тонны разных данных. Их не только невозможно осмыслить, их невозможно даже хранить. Собственно говоря, даже непонятно, зачем хранить, если мы не можем это осмыслить, переварить. Как учить людей учиться? И правда, каждый день появляется множество новых знаний, которые невозможно охватить, даже если выбирать информацию лишь по своей специальности. Как построить систему образования под эти новые условия жизни? Обучать детей не 11, а может быть, 15, 20 лет? Действительно, ответа пока на этот вопрос нет, но становится очевидно, что нужно что-то делать с системой образования, необходимо создавать какую-то новую схему обучения, новые методы и способы нахождения и усвоения информации, получения качественных всесторонних знаний. Это важно еще и потому, что процесс освоения новой информации является главной силой, формирующей нас как личностей, как индивидуальностей. Как рассуждает сама Черниговская: Мы — это то, что мы помним. Мы — это то, как мы себя идентифицируем. Мы — это то, как мы размещаем себя в объективном пространстве. Мы — это наше собственное время и способность удерживать в сознании индивидуальную временную ось, «узнавать себя», несмотря на все происходящие перемены.
«В мире рухнуло сразу всё». Татьяна Черниговская о цивилизации праздности и недоверии к информации
Татьяна Черниговская получила филологическое образование, специализировалась в области экспериментальной фонетики. Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Татьяна Черниговская о цивилизации праздности и недоверии к информации.