За 34 года жизни Юрий Гагарин успел совершить невозможное. Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли / Редакция. 90 лет назад, 9 марта 1934 года, в СССР на свет появился Юрий Гагарин.
Хроника жизни Ю. А. Гагарина (1934–1968)
В последние годы жизни Юрий Гагарин за штурвалом бывал редко – его, гордость страны, можно сказать, лицо страны, пытались максимально оградить от риска. День полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года был объявлен праздником — Днем космонавтики. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области, где и пошел в первый класс. В 1949 году Юрий Гагарин поступил в ремесленное училище №10 в подмосковных Люберцах (ныне Люберецкий техникум им. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. А. Гагарина). Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос.
Поделитесь статьей с друзьями
- Детство и образование - GAGARIN - Сайт посвященный Юрию Гагарину
- С чего все началось
- Путь в Первом отряде космонавтов
- Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Сын Земли и звезд: история первого космонавта Юрия Гагарина
- Подвиг и жизнь Юрия Гагарина: 89 лет со дня рождения первого космонавта
Юрий Гагарин
Официальное расследование: причины Официальное расследование аварии показало, что Гагарин сманеврировал, чтобы избежать столкновения с птицей или метеозондом. Резкий маневр вызвал сваливание самолета в штопор, для выхода из которого не хватило высоты. Всего каких-то 200 метров. Многие авиационные специалисты считали этот вывод неправдоподобным, и слухи о причинах крушения циркулировали в обществе самые невероятные: от алкогольного опьянения пилотов до столкновения с неопознанным летающим объектом. Между этими двумя крайностями были версии о разгерметизации кабины и гипоксии пилотов, ошибки пилотирования, диверсии или саботаж по политическим причинам, и много чего еще. За прошедшие десятилетия было выдвинуто множество теорий, от технических до конспиративных. Основной причиной возникновения и распространения таких слухов стала секретность отчета.
Отчет, над составлением которого работало четыре подкомиссии, никогда не был опубликован. Официальные власти впоследствии опровергали некоторые версии катастрофы, получившие широкое распространение. Так, были опровергнуты данные о возможном опьянении или гипоксии пилотов. Исключена версия технической неисправности самолета и столкновения с птицей или метеозондом. Расследования, проведенные непосредственно после крушения самолета, также исключили саботаж. Из документов, рассекреченных в 2003 году, видно, что сотрудники КГБ подозревали авиадиспетчеров и метеорологов.
Якобы из-за неточных или несвоевременных сведений о метеорологической обстановке в зоне полетов пилоты полагали, что нижняя граница облачности значительно выше, чем в реальности. Поэтому им не хватило времени и высоты для вывода самолета из штопора. Эта версия впоследствии тоже была опровергнута. Версия Алексея Леонова Среди всех конспирологических теорий о причинах гибели Гагарина особое место занимает версия, озвученная Алексеем Леоновым. Он изложил ее в эфире телеканала RT 11 июня 2013 года. Алексей Леонов, как и Герман Титов, входил в комиссию по расследованию злополучного происшествия, оборвавшего годы жизни Юрия Гагарина.
В день катастрофы Леонов находился на аэродроме и утверждает, что слышал вдалеке два громких удара с интервалом примерно в полторы-две секунды. По мнению Леонова, первым громким ударом был звук реактивного самолета, преодолевающего звуковой барьер. Второй удар был вызван крушением самолета Гагарина и Серегина. Согласно этой версии, в зоне полетов МиГа-15 пролетел еще один, более тяжелый самолет, Су-15, который по неизвестной причине пролетел намного ниже запланированной высоты полета. Нарушение процедуры испытательного полета пилотом Су-15 и привело к катастрофе МиГа. В условиях густой облачности и минимальной видимости оба самолета оказались в опасной близости друг к другу.
В такой ситуации шансов спастись у пилотов не было. Леонов утверждает, что одной из причин сокрытия правды о произошедшем был страх, что подобные нарушения в режимах испытательных полетов в непосредственной близости от Москвы могут повлечь принятие строгих мер к руководству ВВС со стороны властей. Алексей Леонов отказался назвать имя летчика-испытателя, пилотировавшего Су-15 в день катастрофы гагаринского истребителя, ссылаясь на возраст и плохое состояние здоровья предполагаемого виновника крушения МиГа. О пилоте Леонов сказал: "Он хороший летчик-испытатель. Это ничего не исправит". Эту версию причины крушения самолета и гибели Гагарина и Серегина категорически отвергает член Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы профессор Арсений Миронов.
Он неоднократно публиковал опровержения версии летчика-космонавта Алексея Леонова в специализированных авиационных журналах, но широкая публика их не читает. Миронов располагает документальными подтверждениями непричастности жуковского летчика-испытателя к катастрофе истребителя, пилотируемого Гагариным. При расследовании были изучены журнал регистрации полетных листов аэродрома. В момент крушения МиГ-15 ни одного Су в воздухе не было. Государственная комиссия при расследовании причин обнаружила много других факторов, которые могли стать причиной катастрофы. Но в те годы о них умолчали.
Очевидно, правда была такова, что полетели бы не только погоны, но, возможно, и головы. Поэтому в ней не был заинтересован никто. Уже сам факт того, что на имя Брежнева члены отряда космонавтов написали письмо с обвинениями членов комиссии по расследованию в попытке очернить погибших летчиков Гагарина и Серегина, говорит о многом. Арсений Миронов утверждает, что к катастрофе истребителя привела цепочка нарушений как в организации полетов и обслуживании самолета, так и ошибки пилотирования, допущенные экипажем. Гибель первого летчика-космонавта положила конец и карьере Валентины Терешковой. Ей категорически запретили и полеты на самолетах, и последующие космические полеты.
Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы. Но вновь все обошлось. Вскоре Гагарин пошел на снижение. Из-за неполадок с капсулой, космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее. Корабль сделал полный оборот вокруг планеты. Всего, Гагарин в космосе провел 106 минут.
Однако из-за целой серии внештатных ситуаций приземлился не там, где планировалось, а сотней километров далее, в Саратовской области. Гагарин докладывает руководителям государства о завершении полета. Однако возле капсул космонавта не нашли. Жители рассказали, что летчик отправился в город. На пути в Энгельс встречающие перехватили Гагарина. Он сел в вертолет и улетел на аэродром.
Здесь мужчина получил первую крупную награду. После полета Подготовка отправки Гагарина в космос широкой огласки не получила. Вся кампания проводилась в условиях строжайшей секретности. Однако когда мероприятие увенчалось успехом, достижения советского человека стали активно использовать как выгодный информационный повод. После первого полета в космос Гагарина личным распоряжением Хрущева произвели в майоры. Вскоре его ждала грандиозная встреча в Москве.
Приезд новоиспеченной знаменитости ознаменовался стихийным праздником по всему городу. Встреча Юрия Гагарина в Москве Уже на следующий день Юрий Алексеевич участвовал в пресс-конференции, отвечал на многочисленные вопросы иностранных журналистов. Почти через месяц Гагарин совершил длительную зарубежную поездку. Он побывал на территории Восточной Европы, в Англии, где встретился с королевой, в Финляндии. Ездил в Египет и прочие государства. Когда шумиха немного улеглась, Юрий Алексеевич поступил на инженера в Военно-воздушную академию им.
Гагарин и Н. Хрущев на трибуне Мавзолея. Если он не учился, то встречался с делегациями. А когда ни с кем не встречался, его занимали официальные дела. Фигура такого уровня не могла не участвовать в общественно-политической жизни. Встреча делегации из Египта А.
Леонов и Ю. Гагарин и принимают в Звёздном городке делегацию из Египта. Центр подготовки космонавтов. Фотография А. Моклецова Летной практики стало гораздо меньше. Кроме того, Гагарин набрал почти 10 кг веса, перестал заниматься физическими нагрузками.
Однако подготовка к новым полетам помогла ему вернуться в форму. Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года History Lab. В конце марта 1968 мужчина выполнял полет на самолете МиГ-15. Вместе с ним был опытный инструктор С. По какой-то причине внезапно возникла внештатная ситуация. Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе 28 марта 1968 года в возрасте 34-х лет.
Июнь 1951-го в биографии будущего космонавта отмечен окончанием училища с отличием и получением первой своей специальности — формовщика-литейщика. Также в 1951 году, но уже в августе, Гагарина зачислили в ряды студентов Саратовского индустриального техникума, одновременно с этим юноша начал заниматься в местном аэроклубе. Через четыре года, в 1955 году, Юрий получил новую профессию на этот раз по специальности «литейное производство». Техникум он окончил с отличием. Также будущий космонавт в то время увлекся авиацией. К моменту окончания техникума Гагарин уже совершил 196 полетов на своем первом летательном аппарате, которым стал самолет Як-18. В том же году парень совершил еще одно открытие для себя, прыгнув в первый раз с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров. И взрослые, и дети знают, что Юрий Гагарин — космонавт. Биография этого легендарного человека богата интересными фактами и ярками событиями.
Теперь будущий космонавт становится студентом Первого Чкаловского военного училища имени Климента Ворошилова. В 1957 году гагарин выпускается. Теперь он имеет квалификацию летчика-истребителя. В декабре 1957 года Юрий поступает на службу в 769-й истребительный авиационный полк 122-й дивизии ВВС Северного флота, который находился в поселке Луостари-Новое Мурманской области. Биография Гагарина для детей во все времена являлась примером того, как своим упорным трудом человек может достичь поистине космических высот. Гагарину присвоено было звание старшего лейтенанта. Тогда же он стал военным летчиком первого класса. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Узнав об этом, Юрий Алексеевич немедленно подал рапорт, в котором выразил просьбу зачислить его в этот отряд.
Главным критерием отбора претендентов стили не их заслуги либо навыки, а физические данные.
Чаще всего под руку им попадались именно пуговицы от мундира. После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. Позже в интервью BBC сын Хрущева Сергей, который тоже был на церемонии, рассказал, что на самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков: «Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге». Во время визита космонавта в Англию 23-летняя Оливия Брайден прорвалась сквозь толпу и поцеловала его в щеку. Не устояли перед обаянием Гагарина и кинодивы. Она назвала Гагарина. И я не стала исключением», — вспоминала она.
Французская актриса Бриджит Бардо утверждала, что у нее якобы был короткий роман с советским космонавтом. Однако факты говорят об обратном. Юрий Гагарин был в столице Франции всего лишь дважды с двухдневными визитами. А второй раз он и вовсе приезжал в Париж вместе с женой. Ходили слухи о романах космонавта с Эдитой Пьехой и Светланой Светличной. Но, по воспоминаниям современников, Гагарин был примерным семьянином. Со своей первой и единственной любовью Валентиной Горячевой будущий космонавт познакомился еще будучи курсантом летного училища. Свадьба состоялась в 1957 году.
ЮРИЙ ГАГАРИН
Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. После они вместе посетили мавзолей Ленина.
Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил [8] : Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал. Зарубежные визиты Юрий Гагарин на военном авиапараде, Египет , 1962 Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию.
Он летел на обычном рейсовом Ту-104 на Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П.
Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Далее путь Гагарина лежал в Болгарию.
При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у « памятника Алёше ». В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии.
За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а небесный. Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран.
Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки. Жизнь и карьера после полёта 108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей мире.
Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течении трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. Каманина , дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжелых несчастий в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью [10] за попытку «вести себя как все».
Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юра имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом.
Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года.
Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1 , полёт закончился гибелью космонавта.
Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления наших лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно не летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Трагическая гибель После защиты дипломной работы в aкадемии Жуковского , Ю. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15 УТИ учебно-тренировочном истребитель с двойным управлением — «спарка».
В 10 часов 55 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловка в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полёт, но этим минутам суждено было стать главными в биографии Ю. Первые минуты после приземления. Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошли многолюдный митинг, посвящённый осуществлению первого в мире космического полёта, и демонстрация трудящихся. В ознаменование заслуг Ю. Встреча первого космонавта Земли в аэропорту Внуково. Москва 23 мая 1961 г.
Гагарин назначен командиром отряда космонавтов, а с 20 декабря 1963 г. Огромная нагрузка и ответственность выпали на плечи космонавта в последующие годы, когда он объехал практически весь Советский Союз и побывал с визитами в 30 странах мира. Встречи с главами государств и королями, министрами и чиновниками, простыми людьми требовали от Юрия Алексеевича душевной отдачи и теплоты. Тысячи людей хотели не только видеть космонавта, но и прикоснуться к нему. Тысячи километров в пути порой без сна и отдыха. Бесконечные собрания и заседания, встречи на предприятиях страны и в колхозах, в институтах и школах, в воинских частях — и везде выступления, ответы на тысячи вопросов. Первый космонавт Земли во время зарубежных поездок. Гагарин и Фидель Кастро на Кубе. Фото журнала LIFE. Юрий Алексеевич мечтал снова полететь в космос.
Он прошел весь комплекс тренировок по программе полёта на космическом корабле «Союз» в качестве дублёра космонавта В. Но после гибели В. Комарова путь в космос был для него навсегда закрыт. Юрий Алексеевич защитил дипломный проект в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и окончил академию с отличием по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». Гагарин Его ожидала карьера профессионального учёного-космонавта, но Юрий Алексеевич хотел летать. С трудом Ю. Гагарину удалось добиться разрешения снова сесть за штурвал самолёта.
Начались дни упорного труда, тренировки, полёты, но 27 марта 1968 г. Вместе с ним погиб и летчик-испытатель полковник В.
В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области.
Подготовка к полету в космос Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы Н. Каманин, М. Галлай и др. Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты которого оптимально отвечали нужным требованиям.
Дублером Юрия Алексеевича назначили Германа Титова. Сразу после полета Гагарина повысили в звании до майора. Космонавту организовали пышную встречу в Москве. Брежнев вручил Гагарину орден Ленина и «Золотую Звезду». Последние годы С 1961 по 1968 года Гагарин обучался в Военно-воздушной академии им. По окончанию учебного заведения он получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».
В 1966 году космонавта Гагарина избрали Почетным членом Международной академии астронавтики. Несмотря на длительный перерыв в летной практике, Юрий Алексеевич стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. На борту воздушного судна также был полковник Владимир Серегин. Тела летчиков были кремированы. Интересные факты Родители Гагарина были крестьянами.
Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме. Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон.
Юрий Гагарин. Сила – в любви
Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю...
Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло».
Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу.
Приземление Меньше чем через 2 часа настало время заканчивать первый полет в космос. Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы.
Но вновь все обошлось. Вскоре Гагарин пошел на снижение. Из-за неполадок с капсулой, космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее.
Корабль сделал полный оборот вокруг планеты. Всего, Гагарин в космосе провел 106 минут. Однако из-за целой серии внештатных ситуаций приземлился не там, где планировалось, а сотней километров далее, в Саратовской области.
Гагарин докладывает руководителям государства о завершении полета. Однако возле капсул космонавта не нашли. Жители рассказали, что летчик отправился в город.
На пути в Энгельс встречающие перехватили Гагарина. Он сел в вертолет и улетел на аэродром. Здесь мужчина получил первую крупную награду.
После полета Подготовка отправки Гагарина в космос широкой огласки не получила. Вся кампания проводилась в условиях строжайшей секретности. Однако когда мероприятие увенчалось успехом, достижения советского человека стали активно использовать как выгодный информационный повод.
После первого полета в космос Гагарина личным распоряжением Хрущева произвели в майоры. Вскоре его ждала грандиозная встреча в Москве. Приезд новоиспеченной знаменитости ознаменовался стихийным праздником по всему городу.
Встреча Юрия Гагарина в Москве Уже на следующий день Юрий Алексеевич участвовал в пресс-конференции, отвечал на многочисленные вопросы иностранных журналистов. Почти через месяц Гагарин совершил длительную зарубежную поездку. Он побывал на территории Восточной Европы, в Англии, где встретился с королевой, в Финляндии.
Ездил в Египет и прочие государства. Когда шумиха немного улеглась, Юрий Алексеевич поступил на инженера в Военно-воздушную академию им. Гагарин и Н.
Хрущев на трибуне Мавзолея. Если он не учился, то встречался с делегациями. А когда ни с кем не встречался, его занимали официальные дела.
Фигура такого уровня не могла не участвовать в общественно-политической жизни. Встреча делегации из Египта А. Леонов и Ю.
Гагарин и принимают в Звёздном городке делегацию из Египта. Центр подготовки космонавтов. Фотография А.
Моклецова Летной практики стало гораздо меньше. Кроме того, Гагарин набрал почти 10 кг веса, перестал заниматься физическими нагрузками. Однако подготовка к новым полетам помогла ему вернуться в форму.
Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года History Lab. В конце марта 1968 мужчина выполнял полет на самолете МиГ-15. Вместе с ним был опытный инструктор С.
По какой-то причине внезапно возникла внештатная ситуация.
Циолковского очень интересную записочку, о которой мало кто знает. Он писал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола». Циолковский это написал в 1935-м году. За 26 лет до полета Гагарина!
Тогда Юрию и года не было… Точно знаю, что, когда Юрия выбрали, сей документ известен не был» [12]. Хочется привести здесь ряд воспоминаний родных Юры об этом периоде его жизни. Вот говорит старший брат, Валентин Гагарин: «Сейчас, через годы, вспоминается мне его смущение, когда атаковали мы его вопросами о новой работе, и понимаю я, как невероятно трудно было Юре в те минуты. Он никогда не умел лгать, правдивость была едва ли не самой заметной чертой в его характере. Иногда, чтобы не обидеть нас молчанием или резким ответом, он говорил вынужденную полуправду: да, летаю, да, прыгаю с парашютом, да, занимаюсь спортом. Все это, мол, необходимо летчику-испытателю» [13]. А вот эпизод, сохранившийся в памяти матери, Анны Тимофеевны: «О работе его было нам известно только одно: занят он от зари до зари, упорно учится, занимается спортом, проходит какие-то испытания... Сейчас припоминаю: среди множества тем поднималась и о полете в космос живых существ. Слетали и возвратились на Землю в космическом аппарате собаки.
Однажды я заметила: — Так, пожалуй, и человек полетит. Алексей Иванович вступил в разговор: — Ты, что ль, собрался? Не было в этом вопросе никакого желания разузнать о Юриных планах. Алексей Иванович, как всегда, в разговоре постарался осадить, на его взгляд, нескромного человека. Хвастовства он не любил, никому его не прощал. В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу. Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел.
Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером. Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры. Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях.
Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется. Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама!
Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н.
Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…».
Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа.
Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет.
Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее.
Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги».
А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение.
Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю.
В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях.
За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР. Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность,ощущение коллектива. Любимое слово — "работать".
На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Сегодня у космонавтов-слушателей начались выпускные экзамены. Я — председатель экзаменационной комиссии. Во время экзаменов у меня часто возникал вопрос: кто из них прогремит на весь мир и войдет в историю как первый из людей, совершивших космический полет?
На это трудно ответить однозначно, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ответственной задачей. Гагарин, Титов трудолюбивы. Николаев — самый спокойный из шестерки; Быковский энергичен и жизнерадостен... Попович производит впечатление волевого человека". На нем определили, кто полетит в космос. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Германа Титова утвердить как запасного космонавта. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.
В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космос. Всего было заготовлено три варианта текста: первый на случай гибели космонавта, второй, сообщавший о нештатной ситуации и экстренном приземлении, и третий, рапортующий об успехе СССР. Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после того, как Гагарин отправился в космос. Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь все разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звезды.
До них было еще далеко — ой как далеко! Поделиться Первый полет человека в космос Первый полет человека в космос Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово, выполняя учебный полет. Юрий Гагарин является одним из ярчайших представителей человечества, именно он первый из людей смог совершить полет в космос. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово, выполняя учебный полет.
Курсы валюты:
- ЮРИЙ ГАГАРИН
- Юрий Гагарин | это... Что такое Юрий Гагарин?
- К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
- Биография Юрия Гагарина
- Биография Юрия Гагарина кратко (из "Википедии")
- Сын Земли и звезд: история первого космонавта Юрия Гагарина
Юрий Алексеевич Гагарин
Ему предложили подложить на сидение подушку, и тогда он справился с заданием. Осенью 1957 года Юра с отличием окончил училище. Полёт в космос После училища Гагарина направили в Мурманскую область, где он в течение двух лет служил в военно-воздушных силах Северного флота. Осенью 1959 года у него уже было воинское звание старшего лейтенанта и квалификация «Военного лётчика 3-го класса». В 1959 году руководство Советского Союза издало ряд постановлений и поручило военно-воздушным силам страны заняться отбором и подготовкой космонавтов для полёта в космос на корабле «Восток-1».
Специально назначенная для этого группа специалистов планировала отобрать 20 кандидатов. Узнав об этом, Гагарин написал рапорт, где просил зачислить его в кандидаты. Жёсткая конкуренция, многочисленные проверки, но Юрий всё-таки попал в двадцатку лучших претендентов. В начале 1960 года медицинская комиссия признала Гагарина пригодным для полётов в космос.
Весной этого же года он приступил к тренировкам по подготовке космонавтов. Юра был настолько открытым и доброжелательным человеком, что во время подготовительных тренировок сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Сильный и надёжный юноша не знал такого чувства, как зависть, среди других никого не считал лучше или хуже себя. Он настолько любил небо, что занятиям отдавался полностью.
Когда среди кандидатов провели анонимный опрос, кто должен лететь в космос первым, большинство назвали Гагарина. Комиссия также признала его идеальным для такого путешествия. Начался 1961 год, появились сведения, что во второй половине апреля американцы планируют запустить ракету с человеком на борту. Соперничество между СССР и США подтолкнуло к тому, чтобы быстрее определиться с выбором первого космонавта и совершить полёт в начале апреля.
До полёта оставалось меньше месяца, когда назвали первого человека, который полетит в космос. Им стал Юрий Гагарин, запасным назначили Германа Титова. По причине спешки полёт на корабле «Восток» был рискованным, опасность для жизни Гагарина существовала, и немалая. Некоторые важные системы на корабле не были продублированы.
Весь мир знает, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взмахнул рукой, сказал: «Поехали! Но не каждый знает, что Гагарин поднялся на 100 км выше, чем планировалось.
Каманин, М. Галлай и др. Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты которого оптимально отвечали нужным требованиям. Дублером Юрия Алексеевича назначили Германа Титова. Полет в космос. Сразу после полета Гагарина повысили в звании до майора. Космонавту организовали пышную встречу в Москве.
Брежнев вручил Гагарину орден Ленина и «Золотую Звезду». Последние годы С 1961 по 1968 года Гагарин обучался в Военно-воздушной академии им. По окончанию учебного заведения он получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».
После гибели Юрия Алексеевича она жила памятью о Великом сыне, при её активном участии в родном селе был создан Мемориальный Дом-музей Первого космонавта. В память о сыне А. Гагарина написала две книги: "Слово о сыне" г. Москва, издательство Молодая Гвардия"; 1983 год и "Память сердца" г.
Москва, издательство Агентства печати "Новости"; 1985 год. Вторая книга уже вышла уже после смерти Анны Тимофеевны. Литературная запись обоих книг выполнена Татьяной Копыловой; -.....
Окончив шесть классов средней школы, в 1949-м, юноша был устроен в Люберецкое ремесленное училище в Подмосковье.
Ему хотелось увидеть Москву, открытки с которой он коллекционировал. В столице жил его родной дядя Савелий с семьёй. Будущий космонавт учился с полной отдачей, особенно ему полюбилось черчение. Параллельно он вместе с сокурсниками работал учеником литейщика на Люберецком заводе сельскохозяйственных машин.
Но окончить ремесленное училище ему казалось недостаточно: юноша мечтал иметь диплом о высшем образовании. Для этого ему требовалось получить полное среднее образование или техникум. Но проучился там всего год — учителя в ремесленном предложили ему пробоваться в Саратовский индустриальный техникум по направлению. Он входил в бюро комсомольского отделения учебного заведения, работал секретарём местного спортивного общества, а во время летних каникул — физруком в лагере для детдомовцев.
Литейную практику молодой специалист осваивал на московских и ленинградских заводах. Но его всегда тянуло к авиации, поэтому на последнем курсе он зачислился в Саратовский аэроклуб. Юрий Гагарин в детстве Юрий Гагарин в юности Служба в авиации Окончив обучение, Юрий Гагарин был без вступительных испытаний зачислен в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. Будущий Герой Советского Союза был убеждённым патриотом, из-за чего и предпочёл военную авиацию простым гражданским авиаперелётам и работе в сельскохозяйственной сфере.
Молодому человеку хотелось быть первым во всём. Он усиленно зубрил теорию и осваивал практику. Качества, которые особо подчёркивали в нём его коллеги по космосу, — быстрая обучаемость, пунктуальность и стрессоустойчивость, — были присущи ему уже тогда. В лётном училище его назначили помощником командира взвода.
Спустя ещё два года службы ему была присвоена квалификация лётчика-истребителя. Выпускнику предлагали отправиться в хорошо обустроенные гарнизоны на юге СССР, но он, желая испытать себя, попросил направить его на Север. Лётчик был вписан в ряды 769-м истребительного авиационного полка 122-й истребительной авиадивизии Северного флота. Здесь он, отрабатывая сложнейшие лётные маневры, попадал в т.
Юрий Гагарин Отбор и подготовка к полёту в космос Начиная с подросткового возраста Юрий Гагарин пристально следил за достижениями СССР в исследовании космического пространства. Позднее в автобиографии он делился, что на него сильнейшее впечатление произвёл запуск первого искусственного спутника Земли. А когда объявили о намерении отправить в космос человека, он без раздумий подал рапорт, испросив разрешения принять участие в отборе кандидатов, которые будут соревноваться за это право. Комиссия тщательно проверяла физическое и психическое здоровье кандидатов.
Так, проверку у окулиста Гагарин проходил семь раз: специалисты пытались выявить скрытое косоглазие, проблемы с ночным зрением и пр. Юрий демонстрировал способность сохранять самообладание, решая сложные задачи при наличии помех. Пройдя первый этап отбора, он вернулся в Заполярье, ожидая вторичного вызова. Второй этап отбора был ещё сложнее.
Помимо исследования возможностей тела проверке подвергалась биография кандидата — им должен был стать достойный гражданин Советского Союза. Кандидат прошёл и эти испытания. В итоге он оказался в числе 20-ти кандидатов, признанных — предварительно — годными для полёта. Проект держался в секрете, поэтому семье и товарищам Юрий сказал, что его переводят на лётно-испытательную работу в центр страны.
Прошедшие отбор были зачислены в отряд Центра подготовки космонавтов ЦПК , но в статусе слушателей.
Гагарин Юрий Алексеевич
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. - - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области.