Новости день советской науки

книжно-иллюстративных выставок «Советская наука: хроника событий (1917-1991 гг.)». Серия состоит из четырёх экспозиций, посвящённых разным периодам в истории советской науки и 100-летию со дня образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. «Академия наук СССР (АН СССР), высшее научное учреждение СССР, объединяющее в качестве своих членов наиболее выдающихся ученых страны. Важно заметить, что в советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. День советской науки День науки в СССР имел «плавающую» дату — праздник отмечали каждое третье воскресенье апреля.

Sovizdat.com

Министерства и ведомства СССР рушились и переформатировались. Соответственно, исчезали и источники финансирования отраслевых НИИ. Часть из них закрывалось, в другой части наблюдался резкое сокращение рабочих мест и отток кадров. Особенно это касалось молодежи — жить на что-то надо, а зарплату не платят. Одно дело — профессор-пенсионер. Куда ему податься, кроме того как сидеть до последнего на своем рабочем месте. Та же беда была и в академической науке и в вузах. Молодые кадры уходили. Те, кто поэнергичнее и поспособней — уезжали из страны.

Кто-то уходил в бизнес. Кто-то — менял профессию и перемещался — кто в офисы, кто просто на какую-нибудь работу — семью-то кормить надо. В результате возникала проблема «разрыва поколений». Старикам было уже тяжело, а «подпирающей» их молодежи, которой можно было бы передать свои знания и опыт, не оставалось. Обозначилась и еще одна проблема. Появился целый «выводок» коммерческих вузов. В гуманитарной сфере. Юристов, экономистов и прочих деятелей там готовили.

Да и в технических вузах стали возникать платные факультеты. Кроме того, набор студентов осуществлялся либо на бюджетные места это бесплатно , либо на места на «договорной основе» а это уже за деньги. Казалось бы, что такого плохого в платном высшем образовании? Так высшее образование устроено и в США, и в Великобритании и в других странах. Нет, стипендии и прочие преференции существуют везде. Но платить все равно надо. Или из своего кармана, либо из доставшихся тебе за какие-то заслуги дотаций. Так в чем же разница?

А она проста. Американский студент приходил в деканат и говорит — «Ребята, я вам деньги плачу. У меня в учебном плане что написано? Это и вот это. А мне чего преподают? Да я на вас в суд подам! А вы меня еще и учиться заставляете. Экзамены какие-то сдавать?

Совсем офонарели! То есть вместо обучения происходила покупка дипломов в рассрочку. Академическая наука испытывала те же трудности недофинансирование, отток кадров , но держалась. Во многом за счет энтузиазма сотрудников. Да и молодежь худо-бедно приходила. Все-таки, человек, по-настоящему увлеченный наукой, жить без нее не может.

Его празднуют все, кто связал свою жизнь с научной и исследовательской деятельностью, — академики, ученые, профессора и студенты. В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил "Набросок плана научно-технических работ". День науки праздновался во всех учреждениях, деятельность которых была сопряжена с научным прогрессом. История праздника История праздника начинается со времен Петра I. Так появилась первая Академия наук и художеств, объединившая гимназию и университет. В ней мог обучаться любой человек независимо от финансового положения. За хорошую учебу полагалось жалование. Во времена Советского Союза учреждение переименовали в Академию наук СССР, а после распада Союза она стала Российской академией наук, возродив звание высшего научного заведения.

С 1999 года День российской науки отмечается ежегодно 8 февраля, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» [3].

В 1935 г. В 1941 г. В соответствии с задачами развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства в годы второй и третьей пятилеток советские ученые разрабатывали крупные теоретические проблемы, проводили исследования большого народнохозяйственного значения. На обширной территории страны интенсивно продолжалась разведка месторождений полезных ископаемых. Активизировалась работа по изучению свойств металлов и сплавов, исследованию новых видов сырья и источником энергии. Значительный размах получили научные разработки, связанные с помощью сельскому хозяйству — его механизацией и химизацией, борьбой с засухой, повышением урожайности. Развивались новые, перспективные направления науки. Ощутимый результат начала давать ядерная физика. В 1934 г. Алиханов совместно с М. Козодоевым и А. Алиханьяном открыли явление испускания электронно-позитронных пар возбужденными ядрами. Черенковым, С. Вавиловым и И. Франком было открыто свечение, получившее название черенковского. Там разработал теорию этого важного явления. Курчатов, Б. Курчатов и Л.

С Днём советской науки!

В СССР День советской науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата была выбрана исходя из того, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года глава советского государства Владимир Ленин составил “Набросок плана научно-технических работ”. Праздник День российской науки был учреждён к круглой дате — 275-летию с даты основания академии. Сегодня 26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. 12 апреля в России и во всем мире отмечается самый космический праздник – День космонавтики. В СССР праздник был переходящим: День советской науки отмечался в третье воскресенье апреля, поскольку именно в период между 18 и 25 апреля 1918 года В. И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ».

Праздник советской науки

Это была эпоха Первой и Второй Камчатских экспедиций — время великого географического открытия путей в Северную Америку и Японию, Берингова пролива, время первых акдемиков, вписавших в летопись мировой истории свои научные открытия, сделаные в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Следует упомянуть имена научных исследователей территории дыхания Ледовитого и Тихого океанов, впоследствии ставших первыми академиками РАН. Миллер Герард Фридрих — историк, географ, картограф, путешественник, основоположник «нормандской теории». Иоганн Георг Гмелин — немецкий естествоиспытатель на русской службе, российский академик, натуралист академического отряда Великой Северной экспедиции. Делиль де ла Кройер Луи — астроном. Стеллер Георг Вильгельм — немецкий врач, учёный-естествоиспытатель, минералог. Фишер Иоганн Эбергард — немецкий ученый-историк, археолог. Крашенинников Степан Петрович — русский ботаник, этнограф, географ, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки», Красильников Андрей Дмитриевич — русский астроном и геодезист.

Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития. Важно заметить, что в советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней некоторые научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть в третье воскресенье апреля.

Видным ученым предоставлялись условия для работы. Они продолжали исследования, начатые еще до революции. Среди них один из основоположников научной школы К. Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика И. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. Создателями его были Н. Жуковский и С. Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. В 20-е гг. Продолжал работать физиолог И. Павлов; теоретик ракетной техники К. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В.

Это было плохо. Очень плохо. Ведь наука устроена так, что от непосредственного общения, живых дискуссий, казалось бы, и на отвлеченные темы часто рождаются совершенно новые идеи. Это, знаете, как в поэзии: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Сколько лет прошло. Но и сейчас, в эпоху интернета, скайпа, электронной почты, ученые всего мира собираются, чтобы «вживую» пообщаться друг с другом, идеями обменяться. Сейчас-то поехать на какую-нибудь конференцию можно, да денег зачастую нет. А в чем были наши преимущества В наличии такого понятия, как научные школы. Что это такое? Вот есть человек — лидер в каком-нибудь научном направлении. У него появляются ученики, у них — свои талантливые ребята и так далее. И растет своего рода пирамида, с годами расширяющаяся вширь и поднимающаяся вверх. Казалось бы — чего такого. В древней Греции были тоже научные школы. Хотя бы Платона вспомните. Но то — тогда. А это сейчас. Особенность советских научных школ состояла в наличии свободного обмена идеями сверху донизу. Никто не держал запазухой свои мысли, свои результаты. Убеленный сединами заслуженный профессор запросто общался с простым аспирантом. Зачастую нянчился с ним, как с ребенком, объясняя, что к чему. Это служило мощным стимулом роста того или иного научного направления. Конечно, наиболее талантливые уходили со временем в «свободное плавание», зачастую меняли тематику исследований, но традиции оставались. И вырастали новые школы. На Западе такого не было. Можно разве что вспомнить великого датского физика, нобелевского лауреата Нильса Бора, который в начале 20-х годов прошлого века собрал у себя в Институте теоретической физики целую плеяду молодых ученых Шредингер, Дирак, Гейзенберг и другие , которые впоследствии разработали современную квантовую механику — одно из выдающихся достижений науки 20 века. Лев Ландау, великий советский физик, нобелевский лауреат, всегда называл Бора своим учителем. А другой нобелевский лауреат — Гейзенберг так писал о своей первой встрече с Бором: «Эта прогулка оказала сильнейшее влияние на мое последующее научное развитие, или, пожалуй, можно сказать лучше, что мое собственно научное развитие только и началось с этой прогулки». А вот что о Боре писал Эйнштейн, с которым они вели многолетнюю полемику по основам квантовой механики: «Все мои попытки приспособить теоретические основы физики к этим результатам… потерпели полную неудачу. Это было так, точно из-под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору, — человеку с гениальной интуицией и тонким чутьем — найти главные законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь. Это наивысшая музыкальность в области мысли». Нет, тогда в 20-е годы, была Геттингенская группа в Германии во главе с Максом Борном и Кембриджская группа Резерфорда в Англии оттуда, кстати, вышел наш нобелевский лауреат Петр Капица. Они все взаимодействовали друг с другом, но в центре всегда стоял Бор. Почему система научных школ впоследствии не прижилась на Западе? Сказать сложно. Но дело, наверно, в конкуренции. Раздашь налево — направо свои идеи — а их кто-нибудь реализует.

С Днём советской науки!

Когда его превозносили за его подвиг, он отнекивался: «Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа».

С 1999 года День российской науки отмечается ежегодно 8 февраля, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» [3].

Фурсенко за проталкивание разрушительных решений давно пора привлечь к ответственности. Чернышенко до недавних пор занимался администрированием рекламы и спорта. Он, что называется, не в теме. Конечно, к 8 февраля, когда начнут отмечать Год науки, чиновники, как водится, составят план мероприятий. Лучшее, что может произойти, — ряд показательных мероприятий по разъяснению роли науки в жизни современного общества. Это тоже важно. В XXI веке отставание в науке выталкивает страну на периферию мирового развития. Но в насущные проблемы российской науки эти люди вникнуть не в состоянии. О чем идет речь? Без их радикальной корректировки нам не справиться с кризисом в научной сфере. Обозначу сжато. Первое: в ходе административной реформы 2004 г. Тем самым связь науки с запросами реальной экономики была потеряна, а управление свелось к контролю достижения научными коллективами сомнительных показателей, изобретенных чиновниками. Второе: в 2010 г. В итоге — резкое усиление некомпетентного вмешательства чиновников в исследовательский процесс, тотальная бюрократизация, нарушение традиций академического самоуправления, принятых в научно-образовательных организациях всего мира. Внедрено единоначалие, которое ставит ученых и преподавателей в полную зависимость от администрации. Третье: после принятия в 2012 г. С тех пор число аспирантов, защищающих диссертации в срок, сократилось в пять раз. Недавно закон немного поправили, но это лишь полумеры. Четвертое: в 2013 г. Академию пытались уничтожить, а затем после массовых протестов сохранили в почти бесправном положении, передав руководство академическими институтами в руки чиновников. Вред от этой затеи очевиден. Ослабли связи между научными коллективами близкого профиля. Зато в региональных научных центрах объединили все институты, от геологических до филологических, в одну трудноуправляемую организацию. Пятое: после выхода в 2014 г. В итоге многие научные коллективы и отдельные ученые теряют стабильность и не могут планировать свою деятельность даже на среднесрочную перспективу. Это одна из основных причин отъезда из страны научной молодежи. Наконец, шестое: в июле прошлого года вышел указ Путина о национальных целях развития России до 2030 г. Поставленные ранее, но не выполненные задачи прорывного развития исследований и внедрения их результатов в экономику заменены позитивной, но весьма расплывчатой идеей. К чему это может привести и уже приводит в реальной жизни? К тому, что получивший хорошее образование, талантливый молодой человек предпочтет искать самореализацию не в бюджетном учреждении на последних ролях, а там, где наука уважаема и востребована. То есть чаще всего за границей. Выше я перечислил далеко не все управленческие проделки нашей власти… — В чем причина столь последовательных действий власти, запускающей разрушительные процессы в науке? Они относятся к сфере политической и касаются далеко не только науки. Наша страна по методам управления вернулась в XIX век.

В итоге — резкое усиление некомпетентного вмешательства чиновников в исследовательский процесс, тотальная бюрократизация, нарушение традиций академического самоуправления, принятых в научно-образовательных организациях всего мира. Внедрено единоначалие, которое ставит ученых и преподавателей в полную зависимость от администрации. Третье: после принятия в 2012 г. С тех пор число аспирантов, защищающих диссертации в срок, сократилось в пять раз. Недавно закон немного поправили, но это лишь полумеры. Четвертое: в 2013 г. Академию пытались уничтожить, а затем после массовых протестов сохранили в почти бесправном положении, передав руководство академическими институтами в руки чиновников. Вред от этой затеи очевиден. Ослабли связи между научными коллективами близкого профиля. Зато в региональных научных центрах объединили все институты, от геологических до филологических, в одну трудноуправляемую организацию. Пятое: после выхода в 2014 г. В итоге многие научные коллективы и отдельные ученые теряют стабильность и не могут планировать свою деятельность даже на среднесрочную перспективу. Это одна из основных причин отъезда из страны научной молодежи. Наконец, шестое: в июле прошлого года вышел указ Путина о национальных целях развития России до 2030 г. Поставленные ранее, но не выполненные задачи прорывного развития исследований и внедрения их результатов в экономику заменены позитивной, но весьма расплывчатой идеей. К чему это может привести и уже приводит в реальной жизни? К тому, что получивший хорошее образование, талантливый молодой человек предпочтет искать самореализацию не в бюджетном учреждении на последних ролях, а там, где наука уважаема и востребована. То есть чаще всего за границей. Выше я перечислил далеко не все управленческие проделки нашей власти… — В чем причина столь последовательных действий власти, запускающей разрушительные процессы в науке? Они относятся к сфере политической и касаются далеко не только науки. Наша страна по методам управления вернулась в XIX век. Наука оказалась заложником полуфеодальной системы принятия решений и полной безответственности высших должностных лиц. Последние изменения, внесенные в конституцию, сделали и без того чрезмерную власть президента абсолютной. Его окружение остается на плаву независимо от результатов своей деятельности. В таких условиях на всех этажах чиновничьей пирамиды нас подстерегают три опасности — невежество, стяжательство и вредительство. И мне уже приходилось говорить, что не исключаю злой умысел в принятых решениях, касающихся науки. Считаю, что Совету Безопасности пора комплексно проанализировать итоги реформ научной сферы. В феврале будет проводить парламентские слушания о формировании бюджета развития, в котором закладывается достойное финансирование науки. Мы уже вспомнили ленинский план 1918 года. Неслучайно сразу после Октябрьской революции, в тяжелейшие годы Гражданской войны, только в Москве и Петрограде было создано более 100 институтов и других научных организаций. Перед наукой ставились масштабные задачи — план ГОЭЛРО, атомный, космический проекты; ученый получил высочайший авторитет в обществе. После развала СССР все круто изменилось. КПРФ все эти годы последовательно защищает интересы науки и ученых, предлагает конкретный план активизации научных исследований. Власть блокировала это решение. Олигархам нужны были средства совсем на другие цели!

Новости и события Российского исторического общества

Три секции, целый день работы, несколько десятков участников из разных городов России и приветственные слова от профессора, члена-корреспондента Российской академии наук, летчика-космонавта Российской Федерации Юрия Михайловича Батурина, летчика-космонавта. 29 июня 1959 года в рамках советско-американского договора о культурном сотрудничестве в Нью-Йорке открылась "Выставка достижений cоветской науки, техники и культуры". День советской науки День науки в СССР имел «плавающую» дату — праздник отмечали каждое третье воскресенье апреля.

День науки в СССР

День науки в СССР 18 апреля 2021, Районный дом культуры «Старт» в Луховицком районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. День советской науки отмечался в третье воскресенье апреля. «Мы жили одним днем», — Ирина и Сосо Павлиашвили рассказали, как справились с последствиями аварии, в которую попал артист. В дни Отечественной войны советская наука содействовала победе над гитлеровской Германией. С этого документа по сути и началась эпоха расцвета советской науки — одной из отраслей народного хозяйства, в которой было занято не менее 1 млн. советских граждан. ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ НАУКИ, КОТОРЫЕ СОХРАНИЛИСЬ В ИСТОРИИ К 70-м годам в СССР насчитывалось уже 856 одних только вузов, без учета различных научных комитетов, академий и комиссий.

Sovizdat.com

День российской науки 8 февраля See more Сегодня, 2 августа день рождения, Леонид Линник советский офтальмолог, доктор медицинских наук See more Академические Чтения. Праздники Науки. День Рождения Владимира Ильича Ленина. See more Акадю Чтений.

Ляпунова «Изучение баллистики мин». Представлены работы академика С. Христиановича по улучшению качества снарядов реактивных миномётов «Катюш». В военные годы А. Иоффе, А. Крылов, И. Курчатов разработали систему противоминной защиты боевых кораблей. Чёрное море, зима 1941-1942 года: на снимке — Курчатов с коллегами на размагничивании кораблей. Академик В. Вернадский работал над получением ценных противомалярийных препаратов. Главный хирург Красной Армии Н. Бурденко много сделал для улучшения медицинской службы в армии. Прасолова, А. Григорьева и И.

Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому стилю», то есть в третье воскресенье апреля в 2024 году праздник выпадает на 21 апреля [2].

See more Акадю Чтений. See more История праздника. День советской науки See more В центре внимания. День российской науки See more «Два великих биолога: Н.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий