Выступление Председателя Центрального Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 15 ноября 2002 года и статья в "МКRU". Глава Центробанка Эльвира Набиуллина рассказала о льготной ипотеке на вторичное жилье и валютных ограничениях для россиян.
Инфляция, ключевая ставка, курс рубля: главные тезисы выступления Набиуллиной в Госдуме
Набиуллина подчеркнула, что высокая ставка защищает реальные доходы граждан и непосредственно способствует снижению бедности. Дело в том, что инфляция оказывает наибольшее воздействие на уровень жизни малоимущих людей, особенно из-за быстрого роста цен на продукты первой необходимости. При этом дополнительный эффект высокой ключевой ставки отражается на курсе рубля. По словам экономиста, курс определяется прежде всего торговыми потоками. В 2023 году экспорт сократился, а импорт вырос, что привело к закономерному падению рубля.
Экономика тем временем продолжает расти высокими темпами.
Бизнес активно берет кредиты, несмотря на высокие ставки. Напрашивается вопрос: раз все так хорошо, когда Банк России начнет снижать ключевую ставку? Для этого, как выяснилось, регулятор должен убедиться, что замедление инфляции «набрало нужную скорость» и инфляционные ожидания с сегодняшних высоких значений приходят в норму. Помимо этого должно произойти охлаждение потребительской активности, динамика кредитования стать более сбалансированной, склонность людей к сбережению перевесить их склонность к потреблению. Также при принятии решений учитывается ситуация на рынке труда, задыхающегося от дефицита рабочих рук.
Вопросы с подвохом Когда дело дошло до «открытого микрофона», депутаты Набиуллину спрашивали о льготной ипотеке, закредитованности граждан, целесообразности появления новых страховых продуктов, принятом законе о самозапретах на кредиты, ограничениях для МФО и цифровых активах в международных расчетах, а также большая роль отводилась теме борьбы с телефонными мошенниками. Но и тема влияния ключевой ставки на экономику не отпускала парламентариев. Верно, однако, обратное, — заявила депутат Госдумы из Петербурга экономист Оксана Дмитриева. Далее вы заявили на совместном заседании [комитетов ГД], что поскольку у предприятий растет прибыль, то они могут инвестировать из прибыли и в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли. Если вы считаете эту долю приемлемой, то встаёт вопрос: а зачем вообще нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу банковской системы — перелива капитала как источника развития?
Еще раз заявляю о том, что снижение инфляции важно для роста реальных доходов населения. Что касается инвестиций, они растут опережающим темпом и, по нашему прогнозу, будут расти темпом, который опережает рост ВВП», — ответила Набиуллина на первую часть вопроса. В ответе на вторую она отметила, что нужно внимательно анализировать данные и учитывать структуру экономики. Например, некоторые холдинговые компании берут кредит, передают «дочкам», а те уже инвестируют эти деньги. В целом долговые источники финансирования инвестиций относятся к собственным средствам как один к двум.
Такое соотношение, по словам главы ЦБ, «более-менее нормальное» и наблюдается во многих странах.
И надо сказать, что переводами через неё пользуется каждый второй житель нашей страны, оплачивает покупки через СБП каждый третий. Совсем недавно этой системы не было совсем. С начала апреля для банков стал обязательным сервис платежей через СБП между юридическими лицами.
И мы видим, что для бизнеса очень важно, что деньги доступны получателю мгновенно и в режиме 24 на 7. В этом году мы расширим возможности оплаты услуг в бюджетную систему. Например, через СБП можно будет оплатить детские сады, билеты в театр, и люди смогут экономить на комиссиях, так как все платежи через СБП для граждан бесплатные. В наших планах также введение универсального QR-кода, чтобы люди сами выбирали, через какой банк платить.
Обмен финансовой информацией внутри страны перешёл в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений, и внутрироссийский обмен через SWIFT полностью прекращён. СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчётов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 1 60 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчётов в национальных валютах.
В них теперь производится две трети расчётов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле. Всё это элементы новой, устойчивой к санкциям инфраструктуры трансграничных расчётов, но еще, конечно, предстоит большая работа с нашими ключевыми партнёрами. В августе прошлого года, после того, как были приняты необходимые законы, мы начали пилот с реальными цифровыми рублями.
Тестируем базовые операции - это открытие, пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата, простые смарт-контракты. Мы планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы. По результатам пилотирования определимся и со сроками масштабирования цифрового рубля, но это по нашим оценкам будет не ранее 2025 года. Уже сейчас с теми странами, которые создают аналогичные платформы, мы ведём диалог возможностей и трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков.
Здесь, конечно, важна не только техническая готовность, но и политическая готовность. Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растёт востребованность со стороны людей услуг цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще, они оформили более 30 миллионов кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой.
Мы начали обсуждать и подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология, мы видим, быстро проникает во все сферы жизни. И мы хотим, чтобы финансовые организации использовали её открыто, но безопасно и ответственно на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством.
И в минувшем году Г осударственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка. На сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить.
Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощённом порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные.
Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными ставками, которые на деле были обставлены такими условиями, что стоимость кредита получалась сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках. Это, по сути, эпохальное изменение.
Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему зарплатного рабства. Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода.
В этом году также принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему годовому отчёту вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьём по хвостам. Об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями.
Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения, и мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании.
Я говорила о том, что предприятия больше берут таких ставок, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. И ставка изначально может быть низкой, привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к росту долговой нагрузки для граждан и малого бизнеса, и мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ.
Для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат, и поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан. Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб.
Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей - это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа.
И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился.
Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной.
Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась.
Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально - убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти.
И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала - это снижение инфляции. Инфляция - это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности.
И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях - это кредитные каникулы. Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации.
Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек.
И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их. Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей - это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей.
Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста.
Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами.
Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса. Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы.
Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП. То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение.
Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться. Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка.
Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов.
С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет. Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды.
И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений. Еще об одном аспекте хотела сказать. Мы, когда произошли эти шоки, закрыли большой объем информации финансовых институтов. Но для того, чтобы финансовый рынок работал активно и чтобы инвесторы могли принимать инвестиционные решения, конечно, нужен возврат к раскрытию информации финансовыми и нефинансовыми организациями, кроме той информации, которая повышает чувствительность к санкциям.
Мы готовимся к тому, чтобы начать давать больше информации, чтобы инвесторы могли принимать решения. Кроме того, мы работаем сейчас над созданием собственных отечественных финансовых и товарных индикаторов, которые требуются для заключения сделок, для принятия инвестиционных решений широким кругом участников. Со стороны внешнеэкономической деятельности критически важны международные платежи и расчеты. По этой системе расчетов и платежей прицельно бьют санкции. Вторичных санкций, естественно, боятся наши партнеры.
Мы выстраиваем отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для партнеров. Это очень непросто, потому что есть много индивидуальных нюансов в разных странах, по каждой стране, но это не невозможно. И цифровые валюты, которые мы развиваем у себя, партнеры развивают у себя, тоже могут стать фактором расшивки узких мест. Но основной путь решения проблем с внешнеэкономическими платежами — это укрепление доверия к рублю. Мы видим, когда мы переходим на национальные валюты, партнеры обращают внимание на устойчивость рубля, а устойчивость рубля в их глазах — это низкая инфляция.
Если платежи, накопления осуществляются в рублях, то рубль не должен обесцениваться. Поэтому фактор низкой инфляции становится важным для обеспечения внешнеэкономических расчетов в национальных валютах. В завершение я хотела бы сказать: то, что мы на начало этого года имели ресурсы и инструменты, достаточные для противодействия масштабному кризису, достаточно быстро стабилизировали ситуацию, — это во многом итог многолетней политики. Не будь у нас крепкого тыла в виде макростабильности, устойчивой банковской системы, масштаб проблем мог бы быть и хуже. Но, действительно, сейчас стоят новые задачи — не только обеспечивать стабильность, но и обеспечить поступательный рост российской экономики.
Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме
Эльвира Набиуллина выступила на Пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год. Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Набиуллина: борьба с финансовым мошенничеством — один из наших приоритетов В Госдуме в преддверии годового отчета Банка России прошла встреча депутатов фракции КПРФ с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.
Выступление Набиуллиной в Государственной Думе
Банк России был вынужден повысить ключевую ставку, чтобы уменьшить потери и граждан, и бизнеса, сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Госдуме. Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая ранее в Госдуме, подчеркнула: жесткая денежно-кредитная политика в стране уже дала первые результаты. Анализ её выступления в Госдуме.
Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме
Для этого, как выяснилось, регулятор должен убедиться, что замедление инфляции «набрало нужную скорость» и инфляционные ожидания с сегодняшних высоких значений приходят в норму. Помимо этого должно произойти охлаждение потребительской активности, динамика кредитования стать более сбалансированной, склонность людей к сбережению перевесить их склонность к потреблению. Также при принятии решений учитывается ситуация на рынке труда, задыхающегося от дефицита рабочих рук. Вопросы с подвохом Когда дело дошло до «открытого микрофона», депутаты Набиуллину спрашивали о льготной ипотеке, закредитованности граждан, целесообразности появления новых страховых продуктов, принятом законе о самозапретах на кредиты, ограничениях для МФО и цифровых активах в международных расчетах, а также большая роль отводилась теме борьбы с телефонными мошенниками. Но и тема влияния ключевой ставки на экономику не отпускала парламентариев. Верно, однако, обратное, — заявила депутат Госдумы из Петербурга экономист Оксана Дмитриева. Далее вы заявили на совместном заседании [комитетов ГД], что поскольку у предприятий растет прибыль, то они могут инвестировать из прибыли и в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли. Если вы считаете эту долю приемлемой, то встаёт вопрос: а зачем вообще нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу банковской системы — перелива капитала как источника развития?
Еще раз заявляю о том, что снижение инфляции важно для роста реальных доходов населения. Что касается инвестиций, они растут опережающим темпом и, по нашему прогнозу, будут расти темпом, который опережает рост ВВП», — ответила Набиуллина на первую часть вопроса. В ответе на вторую она отметила, что нужно внимательно анализировать данные и учитывать структуру экономики. Например, некоторые холдинговые компании берут кредит, передают «дочкам», а те уже инвестируют эти деньги. В целом долговые источники финансирования инвестиций относятся к собственным средствам как один к двум. Такое соотношение, по словам главы ЦБ, «более-менее нормальное» и наблюдается во многих странах. Это те ресурсы, которые принадлежат предприятиям.
У них есть возможности инвестировать. Важно здесь создать стимулы», — подчеркнула Набиуллина.
И сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект о постоянно действующем механизме кредитных каникул. Мы принимали участие в подготовке этого законопроекта. И считаем, что кредитные каникулы очень важны и полезны.
В момент, который по-настоящему сложный для человека, у него будет возможность сосредоточиться на решении своих острых проблем и не отвлекать ресурсы на выплаты по кредитам. И мы видим, что подавляющее большинство заемщиков, которые пользуются этими каникулами, преодолевают эти временные трудности и возвращаются в график платежей. Надеемся, что такой закон будет принят. Результат антикризисных мер и проводимой политики — это уже более приемлемый уровень ставок, снижающаяся инфляция, нормально функционирующий финансовый сектор, который удовлетворяет и потребность в кредитных ресурсах, и предлагает целый набор инструментов фондового рынка. Все это необходимые условия для структурной перестройки экономики.
Уже сейчас на базе замедления инфляции и снижения ключевой ставки растет кредитование. Корпоративный кредитный портфель то есть кредиты предприятиям растет темпами примерно на уровне прошлого года. Компаниям нужны кредиты сейчас для трансформации своей деятельности. И банки способны наращивать кредитование, у них есть запас капитала. И здесь льготные программы Правительства также оказывают заметную поддержку.
Это немало, особенно с учетом того, что резкие изменения геополитического фона заставляют людей отложить решение о покупке квартиры. Сейчас их нет, но нас беспокоит ипотека от застройщика, когда ставку предлагают якобы даже нулевую. И часто переплата из-за повышения стоимости квартиры оказывается даже больше, чем снижение процентов по кредиту. А продать эти квартиры на вторичном рынке за те же деньги уже не получится. И здесь есть риски и для граждан, для заемщиков, и для банка, который получает в залог актив по завышенной цене.
Мы сейчас выработали меры по ограничению рисков в этом сегменте и предполагаем, что они вступят в силу в начале следующего года. Теперь уже о нашем прогнозе, который лежит в основе денежно-кредитной политики. Наш базовый прогноз исходит из того, что глобальная экономика будет развиваться в рамках уже сформированных трендов. Мы видим, как центральные банки в мире пытаются справиться с раскручиванием инфляции, повышая ставки. Конечно, более высокие ставки будут сдерживать рост, но в этом базовом сценарии мы предполагаем, что масштабного кризиса в мире удастся избежать, мировая финансовая система сохранит устойчивость.
А во второй половине следующего года вернется к росту. Но дальнейший рост будет зависеть от успешности структурной перестройки экономики. А для нее нужна финансовая стабильность. При росте инфляции такая перестройка, очевидно, затормозится. В ближайшие годы российские предприятия будут менять свои бизнес-модели, от продажи сырья будут переходить к производству продукции с более высокой степенью переработки, менять географию отношений с покупателями и поставщиками.
И этот процесс затрагивает все сектора. Каким-то отраслям и предприятиям легче это делать, каким-то — сложнее. И степень сложности зависит и от того, насколько глубоко повреждены внешнеэкономические связи, насколько реально создать новые связи, откроет ли это предприятие новые ниши на внешних и внутренних рынках. Мы рассматриваем и второй сценарий. Название его «Ускоренная адаптация».
Когда компании могут быстрее наладить такие связи, найти такие ниши. В этом сценарии рост возобновится уже в следующем году. Инфляция вернется к цели быстрее и при более мягкой денежно-кредитной политике. Третий сценарий — «Глобальный кризис». Название само по себе говорит.
Этот сценарий вероятен, если центральные банки ведущих стран для борьбы с инфляцией будут вынуждены повысить ставки до уровней, которые приведут не только к рецессии, но и к проблемам в финансовой системе. Потому что мы видим, какая накоплена долговая нагрузка. Это может быть болезненно при высоких ставках денежно-кредитной политики в этих странах. К этому может подключиться и второй фактор. Рост геополитической напряженности, новые санкции на Россию.
Это усилит фрагментацию мировой экономики.
Поделиться Глава Банка России выступила в Госдуме с годовым отчетом Глава Банка России выступила в Госдуме с годовым отчетом В этом апреле председатель Центробанка идет по думскому коридору к новому отчету куда более уверенной походкой. Ровно год назад российская экономика подверглась массированной санкционной атаке, курс рубля скакал, граждане в панике пытались снять все деньги со счетов. Это все позволило быстро пресечь панику на валютном рынке", — отметила Набиуллина. Как "таксономия" спасет нашу экономику Российской экономике в условиях продолжающегося санкционного давления и отключения зарубежных финансовых ресурсов жизненно необходима структурная перестройка, чтобы жить за свой счет и по своим средствам. Для этого ЦБ разработана так называемая таксономия — система льготных кредитов для предприятий, поддерживающих импортозамещение и достижение технологического суверенитета. А ведь "дорогие кредиты" и слабая поддержка внутренних инвестиций в российскую экономику — это главные претензии критиков политики Центробанка "Сейчас ставка 7 с половиной, а инфляция — 3 процента. Ставку можно снижать, ну, сделайте хотя бы 5 процентов. Если эксперимент по его внедрению пройдет успешно, то им можно будет расплачиваться, хранить на счетах и переводить другим людям — до 300 тысяч цифровых рублей в месяц без комиссии.
Набиуллина заняла пост председателя Центробанка в конце июня 2013 года. На этой должности она сменила Сергея Игнатьева, руководившего регулятором с 2002 года. Госдума повторно переназначила Набиуллину на пост главы ЦБ в 2017 году. Банк России действует в условиях санкций — в частности, западные страны заблокировали примерно половину золотовалютных резервов РФ на сумму около 300 миллиардов долларов. Сейчас Москва готовит судебные иски по оспариванию заморозки резервов.
Подбор параметров
- Инфляция, ключевая ставка, курс рубля: главные тезисы выступления Набиуллиной в Госдуме
- Набиуллина: за три года новостройки подорожали почти вдвое
- Регистрация
- Набиуллина: за три года новостройки подорожали почти вдвое
- Навигация по записям
Набиуллина предрекла экономике РФ непростые реформы из-за санкций
Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. 18 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступит в Госдуме. Выступление будет посвящено денежно-кредитной политике на ближайшие три года. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина рассказала о льготной ипотеке на вторичное жилье и валютных ограничениях для россиян. Навигация по записям.
Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной в Государственное Думе
- Программное обеспечение
- «Мы залезаем в карман граждан!»: Набиуллину разнесли в Госдуме депутаты
- Заявление Набиуллиной: главное
- Госдума разрешила Набиуллиной оставаться главой Центробанка до 2027 года
- 7 тезисов из выступления Набиуллиной в Госдуме
Извините, но так надо. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт
А уже 10 апреля на пленарном заседании Государственной Думы, отвечая на мой вопрос, Набиуллина дала оценку 25%. Набиуллина также сказала, что антироссийские санкции оказывают влияние не только на производства, которые зависят от импорта, передает Интерфакс. Набиуллина рассказала в Госдуме об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики. Эльвира Набиуллина приняла участие в заседании комитетов Госдумы.