Новости всеволод мейерхольд биография

Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.

Ромму я приехал на студию во время съемок; когда он узнал, о чем пойдет речь, с ним плохо сделалось, он не смог сразу говорить. Там же, на студии, я виделся и с И.

Долго не мог я поймать Д. Шостаковича и условиться о встрече с ним. Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку. У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня.

После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем! Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны.

Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А. Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит.

Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого.

Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал.

Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК.

А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны. В них были ответы на все вопросы.

Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях.

Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился.

Пьесу сочинил Владимир Маяковский, а сценографию и костюмы разработал Казимир Малевич. Актеров пришлось набирать по объявлениям, потому что артисты Александринки нового футуристического искусства не поняли и наотрез отказались играть. В 1919 году он приехал в Новороссийск, где жила его старшая дочь. Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли.

И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М. Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский. Биомеханика и другие театральные открытия Мейерхольда Мейерхольд придумал вещи, которые и сегодня не просто используются в театре, но до сих пор, спустя 100 лет, придают постановкам оттенок экспериментальности и нетрадиционности. Мейерхольд приучил зрителя к тому, что условность в театре — это норма, а актеров избавил от необходимости копировать жизнь, создавать ее иллюзию на сцене. Он свел декорации, костюмы и грим к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой. Также он боролся с засильем слова, литературности на сцене и делал ставку на пластическую выразительность тела актера: хорошей актерской игрой он считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик. Николай Соколов. Маяковский и В.

Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит. Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении. Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими. Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции.

Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год.

Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Он хотел приурочить его премьеру к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялась в ноябре 1937 года. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене.

Обычный зритель так и не увидел постановку. На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику. Он добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр. Через пару месяцев Константин Сергеевич скончался, но перед смертью он сделал все, чтобы Мейерхольд занял его место. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх.

Фото: umbra. Последним проектом Всеволода Эмильевича стала подготовка выступления студентов на ленинградском параде физкультурников в мае-июне 1939 года. Это был несомненный успех, коллеги поздравляли Мейерхольда с «возвращением», но 20 июня 1939 года режиссера арестовали.

После Октября

  • Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ
  • Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда | Аргументы и Факты
  • Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
  • Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина - Российская газета

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014. Биография Всеволода Мейерхольда. Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 РИА Новости, 09.02.2024. История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности.

2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда

В 1898 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В. В 1896 году Всеволод Мейерхолд оставил юридический факультет Московского университета и поступил на второй курс Музыкально драматическое… … Энциклопедия кино Мейерхольд Всеволод Эмильевич — 1874 1940 , сов. В 1916 спектакль возобновлен в Александринском театре; там же 25 февр. Позднее 1933 и 1938 … … Лермонтовская энциклопедия Мейерхольд Всеволод Эмилиевич — известный режиссер. Родился в 1874 г.

Москву того времени вообще называли «театральной Меккой». И в этой шумливой, яркой, буйной, театральной Москве работал Мейерхольд. Оно мелькало с афиш, газетных полос, оно звучало в рабфаковских вузах и общежитиях. В книге Александра Гладкова, секретаря и биографа Мастера «Мейерхольд», читаем: «На Триумфальной площади, в просторном, неуютном, как бы недостроенном здании, поражал воображение своими спектаклями самый удивительный, неповторимый, невозможный, единственный а свете — ГосТИМ- театр им. Всеволода Мейерхольда. Этот театр был идеальносовременен. У входа вместо афиш — лаконичные плакаты. Названия спектаклей звучат как пароль и отзыв: «Даешь Европу! Здесь они уже действительно «Лес» и «Ревизор». Широкие коридоры ГосТИМа и открытые сценические конструкции —лесенки, мостики, движущиеся круги, колеса, мельницы, оголенная, без занавеса, сцена — все это заставляло цепенеть от восторга и предвкушения чего-то необычайного. Театральную юность того поколения это волновало так же, как их отцов - воспетый много раз мемуаристами сладковатый запах газовых лампочек в Малом театре. Имя Мейерхольда знали все, даже те, кто никогда не ходил в его театр. Само слово «Мейерхольд» при его жизни значило больше, чем имя просто человека, хотя этот человек реально существовал: ел, пил, спал, носил пиджак, раскланивался со сцены в неуютном, но ошеломляющим своими спектаклями театре, выступал на диспутах… Слава Мастера, как актера и режиссера, была велика, и в середине 1910-х годов Всеволод Мейерхольд становится Главным режиссером Императорских театров. В феврале 1917 года, в день падения самодержавия, на сцене Александринского театра в Петрограде идет премьера «Маскарада» М. Лермонтова в постановке Мейерхольда. Панихида по уходящей России. Опять февраль! Быть может, здесь и заключалась его ошибка, которую можно было бы назвать роковой ошибкой. В 1923 году Мейерхольд возглавил Государственные высшие театральные мастерские и именно поэтому стал Мастером, навсегда, бесповоротно и безоговорочно. Виртуозность его режиссерских показов восхищала. Мейерхольд завораживал учеников своим воодушевлением и темпераментом, требуя от них «высшего пилотажа» в воплощении дерзких и оригинальных идей и исканий. Заметим, что именно тогда, в Мастерской Мейерхольда, возникло это понятие : синтетический актер. Мейерхольду сорок девять лет. Он - в расцвете своего таланта, успеха, популярности…А еще… в это время жизнь Мастера осветилась великим чувством огромной всепоглощающей любви к одной из его учениц, Зинаиде Николаевне Райх, которая была моложе его на двадцать лет. Любовь ворвалась в жизнь этих двоих людей как шторм и затопила обоих с нечеловеческой силой. И, может быть, эта любовь придала ему еще больше силы и неистовой творческой энергии. Жизнь, творчество, любовь Мейерхольда состояли из причудливых контрастов, связанных высокой лирикой, россыпью фантазий великолепного Доктора Дапертутто, создателя удивительных театральных «гофманиад». Свечи, бокалы с тонким и легким вином, крутые сценические конструкции… Актеры верили Мастеру безоговорочно и бесстрашно слетали вниз головой по декорационным нагромождениям, наклонным кругам в его спектаклях, например в «Великодушном рогоносце» Кроммелинка. Мария Бабанова, в те годы ведущая актриса его театра вспоминала» Он был для меня непререкаемым авторитетом: прыгать- прыгала, съезжать — съезжала…Я никогда не задумывалась, что это больно или страшно. Надо и все!

В Михайловском театре — собрание городской интеллигенции. Председательствует Горький. Слово берет и Мейерхольд. Но вместо того, чтобы говорить о революции, он вдруг принимается ругать своих врагов, оспаривать несправедливую критику… Из зала крикнули: «Перестаньте перемывать грязное белье! Определите, наконец, свою политическую позицию! А для этого теперь нужно было непременно быть большевиком. Вот Мейерхольд — чуть не первый из всех деятелей театра — и вступил в коммунистическую партию. Актеры вздумали саботировать репетиции и спектакля «красного режиссера» — он отыскал на улице первого попавшегося красноармейца и потребовал арестовать «врагов революции» — пареньку-красноармейцу с трудом удалось объяснить Мейерхольду, что с этой целью нужно звонить в ЧК. Впрочем, Мейерхольд скоро совсем порвал с опостылевшими труппами — на премьере неслыханной «Мистерии-буфф» исполнители, которых он наспех набрал по объявлению в газете, по ходу действия рвали в клочки афиши старых императорских театров. Весной 1918 года в Питере стало голодно. Из темной муки пеклись пироги с начинкой из конины. Распаривалась старая, каменная вобла. Варились картофельные очистки. Мороженная капуста почиталась за счастье! Старшая дочь, Мария, еще в 1914 году перебравшаяся в Новороссийск, звала родителей и сестер к себе, откормиться сметаной, творогом и медом. Мейерхольд не поехал — некогда! А Ольгу Михайловну и двух младших дочерей отправил. Вскоре в Новороссийск вошли деникинцы, отрезав семью от Всеволода Эмильевича линией фронта. Впрочем, сам Мейерхольд тоже вскоре оказался по ту сторону этой линии. В театральных баталиях он подорвал здоровье, и врачи отправили его немного подлечиться в Ялту — как раз накануне того, как белые заняли Крым. Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова». Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным. В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки. В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх? Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина. Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим. Его идеи были одна завиральнее другой. К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это! Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука. Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь! Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории. При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией. Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер.

Чужой театр». В день юбилея режиссера, 10 февраля, во дворе Новой сцены состоится церемония возложения цветов к памятнику Всеволода Эмильевича Мейерхольда 14:00. Вечером на Новой сцене Александринского театра зрители увидят премьерную постановку Валерия Фокина «Мейерхольд. Показы спектакля пройдут также 9 и 11 февраля начало в 19:00. В числе других событий февральской афиши: 3 февраля 16:00, 19:00 : медиации на Новой сцене им. Мейерхольда — проект Александринского театра, рассказывающий о возможностях пространства, о его прошлом и о том, какие идеи Мейерхольда определяют сегодняшние направления сценической площадки. Петербургский дом Мейерхольда» Основная сцена Александринского театра. Царское фойе ; 8 и 9 февраля: лекции театроведа и историка театра Вадима Щербакова в Медицентре Новой сцены им. Мейерхольда — «Vivat Academia!

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров.
Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина - Российская газета ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Всеволод Мейерхольд Биография Всеволода Мейерхольда. Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 РИА Новости, 09.02.2024.
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Наука | Fandom А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера

Всеволода Мейерхольда власть долгое время поощряла и приголубливала. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.

Please wait while your request is being verified...

В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Кем был Мейерхольд — шарлатаном или гением, любителем дешевых сенсаций и сомнительных экспериментов или великим строителем нового театра, развязным выскочкой или вдохновенным и тонким художником? Всеволод Мейерхольд – советский актер и режиссер, без сожаления ломавший стереотипы классического театра. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Внук Всеволода Мейерхольда и Ольги Мунт Петр Меркурьев о своем деде. Наиболее объективно о Мейерхольде в ходе диалога с журналистом рассказал внук режиссера Петр Меркурьев [22].

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд?
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд - Экспресс газета Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя.

2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. Но уже в 1902 году Всеволод Мейерхольд стал отходить от Художественного театра. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх.

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

Вишневского 1931 , «Списке благодеяний» Ю. Олеши 1931 , «Вступлении» Ю. Германа 1933 режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына — спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. Райх, жена и муза Мейерхольда. В том же 1935 году он поставил «Пиковую даму» П. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д. Шостакович считал вершиной не только творчества самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще.

Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестов темпу и ритму музыки. Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 его театр был закрыт. После этого Станиславский, спасая Мейерхольда, привлек опального режиссера к сотрудничеству в руководимом им оперном театре. Однако вскоре Станиславский умер, а в июле 1939 Мейерхольд был арестован. Под пытками признал предъявленные ему обвинения в измене родине, однако нашел в себе мужество и силы отказаться от самооговора. По приговору Военной коллегии Верховного суда Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник скульптор Ю. Среди многочисленных учеников Мейерхольда актеры и режиссеры, составившие цвет отечественного театра и кино: И.

Певцов , М. Бабанова, Э. Гарин , И. Ильинский , З. Райх, Н. Боголюбов , Л. Варпаховский, М. Жаров , Е. Самойлов , С. Мартинсон , Н.

Охлопков , В. Плучек, И. Пырьев, Б. Равенских, Л. Свердлин , И. Шлепянов, М. Штраух , С. Эйзенштейн, Н. Экк, Л. Арнштам, С.

Юткевич, В. Яхонтов и многие другие. Мейерхольд работал и в кино.

Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге.

Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 на сцене Александринского театра. В Мариинском театре его оперные спектакли «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, поставленный в 1909 году, «Орфей» В. Глюка, в постановке 1911 года, пользовались бешеным успехом. В 1917 году после октябрьского большевистского переворота Всеволод Мейерхольд возглавил движение «Театральный октябрь» с программой полной переоценки эстетики театра и его политической активности.

В 1918 году вступил в партию большевиков. В этом же году поставил пьесу «Мистерию-буфф» В.

Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе. Она также периодически устраивала музыкальные вечера. Станиславского, а в 1906 году стал служить в Драматическом театре В.

Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда ум.

Всеволод Мейерхольд

В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска. Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра.

Содержание

  • Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
  • Биография Мейерхольда Всеволода Эмильевича
  • Главный режиссер Императорских театров
  • Всеволод Мейерхольд: Темный гений

Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд

Оно сопровождает Мейерхольда на протяжении всей его жизни. То есть как раз тот самый человек, который «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак…», до сих пор описан и осмыслен довольно скудно, хотя материала для этого, казалось бы, более чем достаточно. Если хочется сравнить, можно сравнить с вечным учителем и конкурентом Станиславским, которого, к примеру, Булгаков в «Театральном романе» портретирует в неразрывной связи человеческого и художественного — во всей нелепости и во всем величии этой неразрывности. Театровед Борис Алперс о театре Мейерхольда в свое время писал как о «театре маски» — но и сам создатель этого театра выглядит как человек-маска, человек-символ. В самом начале, еще не режиссер, еще актер первых сезонов МХТ, с роли Треплева в «Чайке» — «новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Это все подходит 24-летнему Мейерхольду как вторая кожа. И, можно сказать, Треплевым он отправляется в первую часть своей самостоятельной театральной жизни — со всей неудовлетворенностью, со всей нервной энергией чеховского персонажа. Сколько он пробудет Треплевым? Он точно еще им будет, когда уволится из МХТ, соберет вокруг себя товарищество актеров-единомышленников, отправится в провинцию — чтобы потом вернуться к Станиславскому, возглавить студию МХТ на Поварской — и снова порвать и с Художественным театром, и с его основателями. Только одного, кажется, Мейерхольд не хочет знать, не хочет слышать: то, что у Чехова этот нервный молодой человек, этот вечный революционер, обречен на поражение.

Мейерхольд — это мечта о Треплеве-победителе, Треплев, у которого получилось. Формальные «искания», поиск собственного языка, собственного сценического ритма, собственного звука и темы — во всем этом на рубеже веков не было ничего удивительного. Студии, антрепризы, товарищества рождались и иногда почти сразу умирали, а иногда доживали до солидного возраста. Собственно, именно из этой среды и из этих времен родом те театры, которые, как и Мейерхольд, будут позже уничтожены за «формализм». Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность. Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь. Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра.

Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях. Доктор Везде. У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом. Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной. Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара. Многие до сих пор считают, что она его и погубила. На самом деле, конечно, погубила его не маска — а представление о том, что маска в принципе может загородить, уберечь, сделать невидимым.

Возвышение Владимир Маяковский, Александр Родченко, Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп», 1929 Быть главным театральным комиссаром новой страны, формулировать программу, собирать вокруг себя молодежь, определять политику… Это все шло ему, как и кожаная куртка.

Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь.

Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным.

Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня?

Ведь Вы взяли мой адрес. А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш?

Ваш Вс. Это письма 1916 года. А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: "Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил.

Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен.

А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш? Ваш Вс. Это письма 1916 года. А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: "Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил. Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен. Будьте любезны переговорить со мною сначала по телефону, потом мне хотелось бы говорить с Вами лично.

Привет Вашим товарищам по редакции. После Октября Зато всё изменилось после Октября: Мейерхольду удалось подружиться с новой властью и получать от неё деньги на воплощение своих новых идей. Он безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 года и в компании Блока и Маяковского явился в Смольный дворец, чтобы сообщить о своей готовности сотрудничать. Теперь режиссёр поставил перед собой задачу с помощью агитационного театра помогать новой власти. Мейерхольд чувствовал себя как рыба в воде, а артисты Александринского театра с негодованием выступали против новой власти: 45 человек из 83 решили оставить труппу. Связь, существующая между театром Мейерхольда и революцией, очень проста и, я сказал бы, примитивна. Она заключается частью в сознательной, частью в подсознательной чуткости Мейерхольда Анатолий Луначарский Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Вскоре он сформулировал свои претензии к старым театрам: "У каждого театра есть своя идеология… Художественный театр считает нормальным для себя, что он молчит и продолжает давать публике, современному новому зрителю, то, что давал десять лет назад".

Дом Дернова «Башня» в такой архитектурной форме была построена квартира Вячеслава Иванова с 1905 по 1912 год стала своеобразным клубом творческой интеллигенции Петербурга.

На еженедельных ночных собраниях по средам авторы здесь впервые читали свои произведения, проходили их обсуждения и дискуссии на философские темы. Как писал Николай Бердяев, "образовалась утонченная культурная лаборатория, место встречи разных идейных течений. Мистический анархизм, мистический реализм, символизм, оккультизм, неохристианство — все эти течения обозначились на средах, имели своих представителей. Это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному». В 1910 году с участниками этих собраний Мейерхольд поставил любительский спектакль «Поклонение кресту» по пьесе Педро Кальдерона. В сегодняшних понятиях можно отнести эту постановку к перформансам, в то же время с ориентацией на стиль испанского барокко. Этот опыт стал частью реализации программы «театрального традиционализма». Для публичного показа пьеса была цензурой не разрешена в силу религиозного содержания , Мейерхольд повторил постановку на территории Финляндии летом 1912 года в дачном посёлке Териоки теперь Зеленогорск с участием профессиональных артистов. Моховая ул.

Тенишевское училище Аудиторию училища арендовали для концертов, спектаклей, дискуссий, съездов партий. Здесь Мейерхольд неоднократно читал лекции, в 1912 году в составе бальмонтовского вечера показал постановку его драмы «Три расцвета». В 1914 году на трёх конференциях Conference авторы журнала «Любовь к трём апельсинам» подробно изложили идеи нового театра, который рождался под руководством Мейерхольда. В апреле 1914 года тут прошли блоковские спектакли с участием студийцев Бородинской — премьера «Незнакомки» и третья мейерхольдовская версия «Балаганчика» после постановок в Театре Комиссаржевской и в Минске. В этом зале в 1918 году была организована читка пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» для набора актёров к участию в постановке Всеволода Мейерхольда. Аудиторию училища арендовали для концертов, спектаклей, дискуссий, съездов партий. Галерная ул, 33. Особняк С. Шебеко Здесь в 1910 году открылся театр-кабаре «Дом интермедий».

В программу первого цикла вошла пантомима «Шарф Коломбины», поставленная Мейерхольдом по новой пьесе Артура Шницлера с музыкой Эрнста Донаньи в декорациях Николая Сапунова. Пантомимический спектакль сочетал разные типы театрального движения: традиционную пластику комедии дель арте, танец, классическую пантомиму и мизансцены драматического театра. Константин Станиславский назвал эту постановку «маленьким шедевром Мейерхольда», оценив сочетание драматизма и игровой стихии. Во вторую программу «Дома интермедий» вошла стилизованная под старинное представление комическая пьеса Евгения Зноско-Боровского «Обращённый принц» в гротескной постановке Мейерхольда с декорациями Сергея Судейкина. В деятельности за пределом императорских театров Мейерхольд с этого времени выступал под псевдонимом Доктор Дапертутто персонаж новеллы Гофмана «История о потерянном отражении». Здесь в 1910 году открылся театр-кабаре «Дом интермедий». Михайловская, д. Дворянское собрание В ноябре 1911 года в программу «Ломоносовского вечера», посвящённого культуре XVIII века, была включена пантомима «Арлекин — ходатай свадеб», поставленная Мейерхольдом по сценарию В. Эта пантомима исполнялась позднее в квартире Фёдора Сологуба и Анастасии Чеботаревской, известной как «Салон на Разъезжей», где устраивались приёмы и маскарады Разъезжая ул.

В ноябре 1911 года в программу «Ломоносовского вечера», посвящённого культуре XVIII века, была включена пантомима «Арлекин — ходатай свадеб», поставленная Мейерхольдом по сценарию В. Дом Карабчевского В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. Театральная площадь, 2, кв. Здесь Мейерхольд жил в первой половине 1910-х годов. На доме установлена мемориальная доска единственная в Петербурге, посвящённая Мейерхольду. Фонтанки, 65. Театр Литературно-художественного общества Малый театр, с 1913 года — Театр А. Суворина По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др.

В 1916—1917 годах Мейерхольд являлся заведующим художественной частью театра. По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др. Казанская пл. Адрес редакции журнала «Любовь к трём апельсинам» в 1915—1917 годах. Здесь Мейерхольд жил в 1916—1917 годах. Художественное бюро Добычиной переехавшее с наб. В подвале в 1916 году было открыто артистическое кабаре «Привал комедиантов». Мейерхольд должен был руководить художественной частью под псевдонимом Доктор Дапертутто. Судейкин создал для него особый костюм.

Здесь Мейерхольд поставил вторую версию спектакля «Шарф Коломбины» 1916. Караванная ул. Кинотеатр «Сплендид Палас» Мейерхольд был первым русским театральным режиссёром, который обратился к творчеству в кино. Он обогатил молодое искусство опережающими время идеями монтажа, образности, сценарной драматургии, способа актёрской игры, светового решения. Киностудия, с которой он сотрудничал, «П. Тиман и Ф. Рейнгардт», была в Москве. В Петрограде фильмы «Портрет Дориана Грея» 1916 и «Сильный человек» 1917 , которые он поставил и в которых играл как актёр, шли в кинотеатрах «Сплендид Палас», «Форум» и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий