Новости в чем ценность метода майевтики

Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить. Сократ предложил специальный философский метод познания, который назвал майевтикой (греч. акушерское, повивальное искусство). Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению. Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки.

Майевтика - это... Майевтика в философии

Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки. Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению. Метод майевтики основывается на предположении, что каждый человек уже обладает знаниями и способен самостоятельно мыслить.

Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества

Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития.

Майевтика: метод Сократа и философия познания

  • Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
  • Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании
  • IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера
  • Основные положения философии Сократа и метод майевтики
  • Метод майевтики: ценность и краткое описание философии
  • Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Содержание
  • Майевтика: ценность метода и его философия
  • В чем ценность метода майевтики кратко
  • Основы майевтики и ее философские корни
  • статья.docx
  • Сократовская майевтика: суть и принципы метода

Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение

Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное. Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает. Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время?

Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов.

Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира.

Майевтика от греч. Был введен Сократом, поддерживался Платоном и частично перипатетиками. На майевтике основана винрарная научно-популярная книжка о философии «Мир Софии». Майевтика на Одинчане[ править ] Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических , религиозных , экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов.

Метод майевтики может быть использован в различных сферах жизни, включая образование, психологию и саморазвитие. Саморазвитие через майевтику Один из ключевых принципов майевтики — самообучение. Сократ верил, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и его задача — лишь помочь выявить и раскрыть это знание.

Через постановку вопросов и совместное обсуждение Сократ стимулировал мышление и помогал людям осознать свои убеждения и идеи. Этот процесс не только помогает открыть новые знания, но и развивает интеллектуальную и эмоциональную интеллигентность. Майевтика также помогает развивать навыки самоанализа и самооценки. Понимание личных убеждений, ценностей и мировоззрения является важным шагом к саморазвитию. Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии. В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения. Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения. Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития. Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков.

Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить.

Метод майевтики Сократа

В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать.

Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду?

Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия. Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником.

Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети. Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности.

Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой.

Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим.

Уже в фабуле диалога Платон демонстрирует парадоксальный характер рассматриваемой ценности: одна и та же деятельность искусство гоплитомахии, тренировочного сражения в тяжелом вооружении при одних и тех же ценностных ориентирах мужество, ведущее к воинской славе людьми одинаковой профессии: полководцами Никием и Лахетом, притом одинаково прославленными полководцами, оценивается прямо противоположно. Причина такого различия кроется в представлениях о происхождении этой ценности. Никий считает, что деятельность, искусственно дублирующая реальность, каковой является искусство сражаться в тяжелом вооружении, воспитывает те личностные качества и навыки воина, которые будут для него полезны и в реальной схватке с врагом. Лахет же, напротив, искусственно выработанные навыки, полученные в ходе спортивных тренировок, ставит в зависимость от уже имеющихся личностных качеств человека. Отсюда и негативная оценка обучения гоплитомахии, поскольку трус, обретя с помощью этих упражнений дерзость, в реальности покажет себя еще большим трусом, храбрец будет вынужден раз за разом доказывать свое превосходство, и малейшая оплошность приведет его к позору см.

Лишь реальный опыт, умение преодолевать реальные опасности, а не хитроумные приемы, делают человека мужественным и ведут его к славе. Дальнейшая рефлексия интуитивного уровня мужества связана с парадоксами дефиниции этой добродетели. Лахет, привыкший к сражению в сомкнутом строю, без промедления отвечает Сократу: «Если кто добровольно остается в строю, чтобы отразить врагов, и не бежит, знай, это и есть мужественный человек» Платон, 1990: 281. В этом ответе, во-первых, показательна его легкость: Лахет говорит не задумываясь, выражая естественную и самоочевидную для себя истину, которая и является основой понимания этой ценности. Во-вторых, Лахет переводит абстрактное понятие мужество в область конкретного мужественный человек. Тем самым Лахет обращается к габитуальному и катафатическому измерению данной ценности. На первый взгляд, такое обращение должно предельно конкретизировать абстрактный характер мужества в его универсальном значении.

Однако на деле выходит, что подобная трактовка сама обладает односторонним и в этом смысле абстрактным характером. На это указывает ирония Сократа, который приводит противоположные примеры мужественного поведения и тем самым показывает фрагментарность такого определения. Далее уже Лахет пытается посредством абстрагирования обнаружить универсальную сущность мужества, представленную во всех приведенных примерах конкретного мужественного поведения: «Мужество — это некая стойкость души» Платон, 1990: 283. Как мы видим, Лахет не отказывается от содержания исходного определения, поскольку дальнейшая дефиниция лишь абстрагирует конкретность его изначальной дефиниции. Поведение гоплита, не покидающего свое место в строю, распространяется на всю область мужества, превращаясь в нравственное качество стойкости духа. Однако в ходе диалога выясняется, что такое определение оказалось слишком широким, поэтому в качестве ограничения собеседники вводят признак разумности, который отличает осознанную стойкость мужественного человека от стойкости «вредной и злокозненной», связанной с безрассудством или упрямством. Однако при проверке конкретными примерами результаты подобного определения вновь оказываются плачевными.

Разумная стойкость, основанная на расчете, позволяющем действовать наверняка, противоречит интуитивному пониманию мужества. И наоборот, мужественными признаются люди, которые, находясь в невыгодном положении и даже в ситуации обреченности, все равно противостоят тем, кто имеет над ними преимущество. Таким образом, рефлексия ценности приводит к противоречию в ее логическом содержании, что и констатируют участники диалога: мужество, рассматриваемое как стойкость духа, с одной стороны, причастно к разуму, а с другой — ему противоположно см. Другой участник диалога, Никий, пытается преодолеть этот парадокс путем увязывания мужества с мудростью, которую, в свою очередь, интерпретирует как «науку о том, чего следует и чего не следует опасаться как на войне, так и во всех прочих делах» Платон, 1990: 186. Никий здесь рассматривает мужество не как стойкость, а в аспекте столь характерной для него предусмотрительности, которая служила причиной его неизменных побед см. Соответственно, здесь выдвигается и разрабатывается принципиально иной критерий мужества. Стойкость духа — черта, прежде всего, волевая, подчиняющая себе все остальные личностные качества, в том числе и разум.

Ведь в рассмотренной выше эволюции своего определения Лахет рассматривает разумность и основанные на разуме знания в качестве прилагательного, уточняющего стойкость, которая становится существенным и отличительным признаком мужества. Никий же, напротив, именно науку, то есть рационализированные и в силу этого обобщенные, абстрагированные от жизненного опыта знания, полагает в качестве краеугольного камня в осмыслении мужества. Лахет критикует этот тезис, справедливо утверждая, что сами по себе профессиональные знания не делают человека мужественным. Под напором этой критики Никий идет еще дальше в обобщении своего определения. Мужество как мудрость состоит не в знании какого-либо конкретного мастерства, а в универсальном понимании полезного и вредного в применении к тому или иному делу. Однако подобное обобщение еще более затрудняет поиск сущностных оснований мужества, так как в этом случае оно становится тождественным вообще всякой добродетели, неотличимо от рассудительности или справедливости. Подобный вывод окончательно заводит исследование в тупик, и собеседники признают свое невежество в этом вопросе: ни стойкость духа, основанная на волевых качествах человека, ни мудрость, основанная на знаниях, не выражают суть исследуемой добродетели.

И здесь мы подходим к еще одному интересному парадоксу. С одной стороны, налицо реальное присутствие мужества у собеседников, а также и понимание его смысла: ведь и Лахет, и Никий, и Сократ не испытывают разногласий относительно приводимых примеров мужественного поведения людей. Такие разногласия, правда, возникают лишь при переносе этой добродетели на поведение животных. Но это не удивительно, поскольку такое поведение не попадает под определение Никия: ведь животные не могут обладать разумным знанием. С другой стороны, при понимании смысла мужества и реальных проявлений этой добродетели в конкретных поступках и нормах поведения участники диалога сталкиваются с явной неспособностью выразить это понимание: «Мне кажется, я понимаю, что такое мужество, и не знаю, каким образом оно от меня только что ускользнуло, так что я не могу схватить его словом и определить» Платон, 1990: 185. В контексте нашего исследования в этом парадоксе вызывает интерес соотношение реальной деятельности, определяющего эту деятельность интуитивного уровня ценности и попытки ее рефлексии на понятийном уровне. При таком подходе отрицательный результат диалога будет выглядеть иначе, поскольку неудачу в поиске надлежащего определения мужества можно рассматривать как закономерное выражение смысловой природы этой традиционной ценности.

Во-первых, при общем согласии относительно объема этого понятия как отмечалось, и у Лахета, и у Никия не возникало разногласий по поводу конкретных примеров мужества , в отношении содержания оба полководца выдвигают совершенно различные его отличительные признаки, что говорит о различных способах осмысления данного объема. Однако при этом можно говорить об изначальной интуитивной целостности подобных смыслов, поскольку они содержательно определяют общее значение данной добродетели, интуитивное понимание которой также присутствует у всех участников диалога. Тем самым вскрывается внутренняя смысловая подвижность самоочевидного значения традиционной ценности. Во-вторых, показательны итоги смыслового раскрытия признаков мужества. И критерий стойкости, и разумная предусмотрительность в своем развитии выходят за предметные рамки мужества и даже противоречат ему.

Сократ видел цель жизни в счастье. А, чтоб этого добиться, нужно открыть неизведанное, познать не открытое.

Его вопросы имели особый порядок. Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины. Как построить диалог? Для этого нужно: Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент. Найти противоречия, используя иронию. Поставить под сомнение первоначальное определение.

Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство. Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом. Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном. Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога. Подсознание В человеческом подсознании можно найти много всего познавательного. Клад, который таит в себе информацию.

Добраться до неё порой не может сам человек. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. Метод Сократа Есть много блокаторов, которые не дают тебе проникнуть вглубь подсознания: эмоции, установки, реакции, страхи и травмирующие события. Все они как бы закрывают проход к самоанализу. Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно. С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам.

Типы вопросов Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло. О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение?

Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом?

Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить?

Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение?

А вот Сократ никогда не занимался словоблудием, он считал, что любой диалог должен вести к определенной цели. В своих беседах он и сам пытался отыскать ответы на фундаментальные вопросы бытия: "Что такое добро из зло? Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети. Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности. Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой. Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим. Вот почему он называл свое искусство «повивальным», ведь в таком диалоге и рождалась истина. Короткие выводы Таким образом, майевтика в философии — это искусство задавать вопросы. Сократ был уверен, что «знать — это значит знать, что это такое». То есть чтобы быть справедливым, нужно четко понимать, что такое справедливость, и уметь дать ей адекватное определение. Таким образом, Сократ впервые возвел знание к уровню понятия. Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. И сегодня можно встретить умельцев, которые эффективно используют этот прием на практике.

В чём ценность метода Сократа (Диалог)

  • Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия
  • Сократовская майевтика: суть метода и его применение в современном мире
  • Комментарии
  • Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
  • Майевтика и некоторые другие идеи Сократа | Блог 4brain

Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании

А открыв глаза на реальность существующих дел, удалился бы, тихо посмеиваясь. Теперь вы и сами прекрасно знаете, что делать. Трекер, в отличие от Сократа, обладает не только методологией выявления проблемы, но и набором инструментов для оперативного спасения или акселерации бизнеса. Он «вытащит» из клиента боли, но также поможет дотащить команду проекта до реализации решения. При этом владелец тоже будет сам знать, что и как делать. Да трекер и не ставит себе задачи прийти и разгрести за топ-менеджмент болото, в котором увяз проект. И по сути руку протягивать — тоже не про него. Трекер — это человек, который даст вам инструменты и инструкцию, чтобы собрать лестницу и выползти на твёрдую землю своими силами. Метод барона Мюнхгаузена не совсем то, конечно, но зато отлично иллюстрирует фразу «спасение утопающего — дело рук самого утопающего». Работая в команде проекта, трекер исполняет роль профессионального амбиверта — компенсирует те функции, компетенции, навыки, которых не хватает нынешнему составу. Если надо — будет кричать, или наоборот станет отцом или матерью бизнес-полка, к которому ходят плакаться.

Это важно для равновесия в команде и общей динамики. Работа с понятиями против работы с целями Главным образом майевтика отличается от трекинга тем, что в первом случае нас бы интересовали понятия. Проще говоря, мы бы с умным видом размышляли, что такое «богатство», «бизнес» и «успех». Трекинг же, применяя похожую механику раскопок внутреннего для клиента знания, концентрируется на целеполагании. Стандартное времяпрепровождение афинских мужей и всё, что вам нужно знать о Сократе.

Разветвление метода и его адаптация к различным областям деятельности придает ему новые возможности и расширяет сферу его применения. Применение метода майевтики в образовании Метод майевтики, разработанный древнегреческим философом Сократом, исследует и развивает способность человека к саморазвитию и самопознанию. Этот метод имеет большое значение в образовательном процессе и применяется в различных областях педагогики и психологии. Метод майевтики в образовании подразумевает создание условий, при которых учащиеся сами приходят к разрешению проблем, а не получают готовые ответы от учителя. Учитель выступает в роли фасилитатора, помогая студентам осознать свои мысли и идеи. Основная цель применения метода майевтики в образовании — развитие мыслительных и критических навыков, умения анализировать информацию, генерировать новые идеи и решать творческие задачи. Через вопросы и диалог учитель подталкивает студентов к самостоятельному исследованию и обобщению знаний. Майевтический подход может быть использован во всех предметных областях. Например, в учебных занятиях по математике учитель может задавать вопросы, которые помогут студентам разобраться в причинах и связях между математическими концепциями. В литературных занятиях ученики могут обсуждать и анализировать тексты, а затем составлять свои собственные интерпретации произведений. Применение метода майевтики в образовании также способствует развитию автономности и самостоятельности учеников. Он позволяет им развивать навыки работы в группе, высказывать свои мысли и аргументировать свою позицию. В результате, студенты становятся активными участниками образовательного процесса и научаются решать сложные задачи самостоятельно. Развитие мыслительных и критических навыков; Умение анализировать информацию и генерировать идеи; Творческое решение задач; Развитие автономности и самостоятельности учеников; Умение работать в группе и аргументировать свою позицию. Применение метода майевтики в образовании способствует эффективной передаче знаний и развитию учеников в целом. Этот метод стимулирует мышление и дает возможность глубже понять предмет. Кроме того, он помогает развить у студентов умение анализировать информацию и принимать собственные решения, что очень важно для их дальнейшего успеха в учебе и жизни в целом.

Сам Сократ видел свою задачу не в том, чтобы давать людям ответы, а в том, чтобы провоцировать их на размышления, задавая вопросы и помогая им развить свое мышление. Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Сократ считал, что настоящее знание возникает только тогда, когда мы приходим к нему самостоятельно, а не просто принимаем готовые ответы. Поэтому он стремился помочь людям осознать свои противоречивые убеждения и искать в них истину. Понятие майевтики имеет глубокий философский смысл и до сих пор актуально. Оно показывает, что истина и знания существуют в каждом из нас, и мы можем найти их только путем самопознания и самоанализа. Майевтика напоминает нам о важности критического мышления и постоянного поиска истины, которая всегда может лишь приближаться, но никогда полностью не достигается. Майевтика как искусство рождать идеи Майевтика основана на использовании вопросов, которые ведут к глубокому размышлению и продвижению к истине. Целью майевтики является пробуждение внутреннего знания и способности генерировать новые идеи. С помощью вопросов и диалога майевтический процесс позволяет осознать свои собственные мысли и преодолеть логические противоречия. Майевтический диалог строится на принципе, что истина уже находится внутри каждого человека и может быть открыта путем задания правильных вопросов. Вопросы в майевтике необходимы, чтобы вызвать мышление и получить глубокий ответ, который будет являться результатом самопознания и саморазвития. Майевтика как искусство рождать идеи имеет широкое применение в различных областях, включая философию, психологию, менеджмент и творческое мышление. Этот метод позволяет преодолеть паттерны мышления, взгляды и ограничения, открывая новые возможности и перспективы. В итоге, благодаря майевтике, мы можем разбудить свою внутреннюю мудрость и способность генерировать новые идеи. Это искусство помогает нам стать более гибкими и творческими мыслителями, способными обнаружить истину и решить сложные проблемы, которые могут возникнуть перед нами. В своих беседах Сократ приравнивал себя к акушеру, который помогает «рождать» истины из ума своих собеседников. Майевтика Сократа основана на убеждении, что истинное знание находится внутри каждого человека, и его задача помочь ему осознать и проявить это знание.

Он утверждал, что только владение истинными знаниями позволяет человеку принимать правильные решения и поступать морально. Майевтика помогает собеседнику осознать свои убеждения, обнаружить противоречия и недостатки своей логики, и, как результат, развить моральность и этическую осознанность. Таким образом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность для саморазвития и развития мышления. Он позволяет человеку не только обрести знание, но и развить свой критический анализ, мыслительные навыки и способность принимать этически верные решения. Майевтика является не только философским методом, но и практическим инструментом, который может быть применен для развития самого себя и своего разума. Майевтика подразумевает активное поисковое обсуждение, которое помогает человеку обнаруживать свои скрытые мысли и чувства. Сократ применял метод майевтики, чтобы помочь своим собеседникам достичь истины, не предлагая готовых ответов или учений. Вместо этого, он задавал вопросы, которые заставляли людей размышлять и искать ответы в себе. Он верил, что истинное знание уже присутствует у каждого человека, и его задача заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить и осознать это знание. Майевтика пришла к современности как эффективный способ развития мышления и самоанализа. Она позволяет развить умение анализировать, критически мыслить и искать глубокие истинные ответы. Метод майевтики может быть использован в различных сферах жизни, включая образование, психологию и саморазвитие. Саморазвитие через майевтику Один из ключевых принципов майевтики — самообучение. Сократ верил, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и его задача — лишь помочь выявить и раскрыть это знание.

Вы точно человек?

Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал.

В чем ценность метода Майевтики Сократа?

Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению. Фото автора George Becker: Pexels Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно. Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни?

Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Другое дело, если это твоя вторая половинка.

Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей.

Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии.

Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно.

А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо?

Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо?

Развитие навыков коммуникации и аргументации. С помощью майевтики обучаемый учится выстраивать логические аргументы и объяснять свои мысли, а также убеждать и увлекать других участников диалога.

Поиск истины. Майевтика помогает обучаемому осознать свои предубеждения и недостатки знаний, а также учит искать истины через критическое мышление и обсуждение с другими. Эти и другие преимущества метода майевтики Сократа делают его незаменимым инструментом для стимуляции мышления и развития личности обучаемого. Майевтика Сократа: умение задавать верные вопросы Сократ верил, что истина заключена внутри каждого человека и может быть обнаружена посредством активного диалога.

Его целью было задавать вопросы, которые позволяли людям осознать свои недостатки в логическом мышлении и принять их собственные ошибочные предположения. Задавая верные вопросы, Сократ стимулировал своих собеседников к самоанализу и осмыслению своих суждений. Вопросы Сократа заставляли людей смотреть на проблему с разных сторон, анализировать свои собственные убеждения и искать альтернативные решения. Основные характеристики верных вопросов в методе майевтики включают следующее: Открытость: вопрос должен быть открытым, то есть не предполагать однозначного ответа.

Вместо этого он должен провоцировать размышление и возникновение новых идей. Продуктивность: задаваемый вопрос должен способствовать развитию критического мышления и исследованию темы. Он должен вызывать дальнейшую дискуссию и анализ проблемы. Углубление: Сократ старался задавать вопросы, которые заставляли собеседника рассмотреть проблему более глубоко и осознать свои собственные противоречия и предрассудки.

Структурированность: вопросы Сократа характеризовались стройной логической структурой. Он четко устанавливал логические связи между вопросами и событиями, чтобы достичь желаемого результата истинного познания. Умение задавать верные вопросы является ключевым навыком, который успешно применяется в методе майевтики Сократа. Он позволяет не только углубить понимание проблемы, но и обнаружить логические ошибки в мышлении, смягчить догматичные убеждения и развить критическое мышление у собеседника.

Экспертность майевтики Сократа Одним из основных преимуществ майевтики Сократа является ее способность помочь людям разобраться в своих мыслях и обнаружить скрытые знания и истины.

Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

В центре исканий Сократа человек и исходной посылкой его философии можно обозначить призыв «познай самого себя». Главное содержание философии Сократа — это этические вопросы. Сократ стремится установить определения этических категорий, выявляя их сущность. Знанием обладает тот, кто может определить понятие, и если нет понятия, то нет и знания. Неоднозначность терминов лишает рассуждение доказательной силы и не дает правильного понимания сущности исследуемого. В ходе беседы выдвигалось то или иное допущение или определение искомого, и на основе различных примеров из жизни рассматривалось: не ведет ли принятое определение к противоречию.

Главной целью всех поисков Сократа было определение блага. Без знания того, что есть благо человек, по мнению Сократа, обладая весьма разнообразными и обширными знаниями, большей частью будет сам себе причинять вред; ибо многознание само по себе есть зло. Только правильное понимание добра и зла обеспечивает благополучие человека. Беседуя, Сократ постоянно подчеркивает, что, спрашивая собеседника, он только стремится исследовать предмет сообща, потому что и сам еще не знает его. Свой метод исследования он уподобил искусству своей матери — повивальной бабки, которая помогала рождаться на свет ребенку, называя его майевтикой, помогая родиться истине в душе собеседника. Цель майевтики — после всестороннего обсуждения какого-либо вопроса — дать определение понятия. Сократ полагал, что истина для всех должна быть одной. Для Сократа различие между добром и злом не относительно, как у софистов, а абсолютно, то есть - объективные моральные нормы. Творить добро можно только зная, что такое добро.

Знание добра делает людей добродетельным. Добродетель есть знание, а знание есть добродетель. Несводимость общего к единичному и невозможность выведения его из единичного приводит к выводу, что общее находится в уме и может быть выведено только из ума, то есть оно только умопостигаемо. Этот наметившийся разрыв между единичным и общим ведет к противопоставлению общего единичным вещам, к пренебрежению единичным и к пониманию его как вторичного и производного от ума, от общего. Это противопоставление было завершено учеником Сократа Платоном, создавшим учение объективного идеализма и противопоставившего уже сущность и явление. Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н. Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью при этом личность свободна, но не безответственна. Главное - это благо полиса.

Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса. Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль слово как бы живое. Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.

Метод майевтики: ценность и краткая философия

Ориентирует на литературоведческий анализ произведения, приближающий читателя к замыслу писателя, глубинам текста и дающий наслаждение от исследовательской работы, постижения мастерства художника слова [15]. Источник: Методика преподавания литературы. Майевтика гр. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению.

Короткие выводы Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. И сегодня можно встретить умельцев, которые эффективно используют этот прием на практике. Немного о Сократе Сократ был первым афинским философом и происходил из дема территориального округа Алопека, который входил в Афинский полис и находился неподалёку от столичного города Аттики. Отцом Сократа был ремесленник-камнетёс по имени Софрониск, а матерью — повивальная бабка Финарета. Когда Афины воевали со Спартой, Сократ был доблестным воином и успел принять участие в нескольких сражениях, последнее из которых проходило в 422 году до н. Это был первый период войны, и он закончился поражением афинян. Во втором периоде Сократ участия уже не принимал, однако он всё равно затронул Сократа, когда в 406 году до н. Победители были отданы на суд Пятисот, но Сократ, являясь в то время заседателем в Совете пританом булэ , выступил против судебного мероприятия. Остальные члены Совета проигнорировали Сократа и казнили восьмерых стратегов. Последовавшая за поражением Афин в Пелопонесской войне Тирания тридцати тиранов Сократа не коснулась.

Но в то время, вновь являясь членом Совета, Сократ не стал принимать участие в расправе правителей над одним благочестивым афинянином, отчего уже тогда начал наживать себе недоброжелателей. И подобных фактов было немало. Сократ честно исполнял свои обязанности, подобные которым исполняли все свободные жители Афин, хотя к активной общественной деятельности он не стремился. Его жизнь была жизнью философа — она была непритязательной. Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности.

Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, так как вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа. Майевтика Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание. Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.

На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы.

Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.

Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

Федосеев, С. Ковалёв, В. Философский энциклопедический словарь.

Впоследствии встречается как термин платонической традиции. In Ale. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под редакцией В.

По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. Ведь его придумал ещё сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения. Что означает? Очень интересно, но себя философ не относил к числу умных людей, всегда заявляя, что на самом деле ничего не знает, к тому же, не он выдаёт интересные мысли и изречения, а помогает другим высказаться и явить миру свои идеи.

Подробнее о компонентах Итак, изначально всё начиналось с иронии. Это означает, что мыслитель добивался от собеседника того, что тот сам признавал, что мыслит неверно. Это происходило с помощью вопросов, который следовал один за другим. И, в конце концов, человек отвечая на каждый из них в конце выдавал уже такую информацию, которая значила совсем противоположное тому, о чём он ведал в начале.

После чего подключалась майевтика — с её помощью собеседники пытались найти истину, преодолевая возникшие противоречия. Как это происходило — мыслитель о чём-то спрашивал и внимательно выслушивал ответы, пытаясь обнаружить в них малейшие ошибки и недочёты. После чего, опять-таки с помощью этого метода подводил к этим нелогичным утверждениям, да так, что собеседник ощущал себя, как в тупике. Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы.

Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы.

Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции.

То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости.

Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных.

Вы точно человек?

Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению. Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании.

12. «Майевтика» как метод познания Сократа.

один из методов, появившихся на свет благодаря Сократу, и активно используемых и поныне в риторике, переговорах, психотерапии, коучинге. Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. В чем ценность метода майевтики? практическая по философии, и там такой вопрос.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий