Священный автор повествует о посещении Соломона царицей Савской, которая пришла из далекой южной страны посмотреть на богатство и великолепие израильского царя и поучиться у него мудрости.
Археологи подтверждают реальность визита царицы Савской к Соломону
царь Соломон - главные новости | северным соседом Израильского царства. |
История правления спокойного царя Соломона: биография пророка в Библии | Жертвоприношение антихристу в израиле и третий храм / спас-стрим. |
Telegram: Contact @BibleReadingYear | Сразу же после смерти Соломона вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство Израиль распалось на два царства (Израильское и Иудейское). |
План Соломона или как мелкий племенной иудейский божок Вселенским богом стал...
Смотрите видео на тему «царь соломон» в TikTok (тикток). Глиняная урна с благовониями была обнаружена менее чем в 300 метрах от храма в ходе раскопок Офела в Иерусалиме, что свидетельствует о связи между Израилем времен царя Соломона и царством Савским, говорят авторы. Царь Соломон воздвиг его в Х веке до н. э., в период расцвета Израильского государства, и Храм стал главной святыней евреев. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом".Это было в X веке до нашей эры. Позднее главную святыню Израиля разрушили и неоднократно перестраивали.
Все цари Израиля
Соломон — третий еврейский царь. Смерть Соломона. Распад Иудейского царства | Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами. |
Минобороны Израиля заявило о поражении инфраструктуры «Хезболлы» в Ливане | Археологи нашли в Израиле тайник времен царя Соломона с зубами акулы - - Израиль - Иерусалим - Египет - Германия - Украина - Давид. |
Царствование Соломона
Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле 1Цар. Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе. В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч 1Цар. Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. Иванова в 1877 г. Государственная Третьяковская галерея Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними. Во время освящения облако, такое же, как некогда осеняло скинию, наполнило Храм. После того, как Храм был освящен, Господь сказал Соломону: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня.
Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедовал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом». Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня, и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком, всякий проходящий мимо него, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? Храм, как некогда и скиния, сам по себе еще не гарантирует благоволения Божия. Он является лишь символом, и может быть упразднен, если перестанет быть выражением подлинного отношения израильтян к Богу. Государственная политика Соломона обложение тяжелой данью, регулярное выполнение трудовой повинности вскоре стала вызывать недовольство народа. Но не это, а нарушение Соломоном главного условия Завета, заключенного с ним Богом, а именно нарушение верности Богу вызвало в дальнейшем тяжкие последствия для царства Израильского.
Уже самом начале царства Соломона говорится, что он проявлял определенную слабость, принося курения на высотах 3 Цар. Дальше отступления от строгого соблюдения Закона привели к тому, что во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
Каким образом связаны его смерть на праздник Шавуот и обещание Господа «восстановить скинию Давида» Амос 9:11?
Почему именно «сын мира» — царь Соломон — был удостоен чести построить Господу храм, великолепие которого поражало все народы? Присоединяйтесь к просмотру!
Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян , взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона Третья Книга Царств, 9:16. Конец царствования[ править править код ] Согласно Библии, Соломон имел семьсот жён и триста наложниц 3 Цар. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли.
За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования 2Пар. Огромные затраты на строительство храма и дворца последний строился в два раза дольше, чем храм истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя [13] 3Цар.
Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов эдомитян , арамеян ; сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства Израильское и Иудейское.
Цари Израиля
Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида. Царь Соломон вошел в историю как выдающийся правитель, живший в Х веке до нашей эры. Вопреки всему, что известно о царе Соломоне, источником его легендарного богатства оказалось совсем не золото и не серебро.
Катастрофа Израиля и мечеть Аль-Акса. Потаённая причина палестино-израильского конфликта
The Times of Israel пишет, что "Израиль предпринимает согласованные усилия, чтобы предотвратить планы МУС выдать ордера на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху и других высокопоставленных израильских чиновников". Первый Храм был построен царем Соломоном около трех тысяч лет назад и разрушен войсками Навуходоносора в 586 году до нашей эры. The Times of Israel пишет, что "Израиль предпринимает согласованные усилия, чтобы предотвратить планы МУС выдать ордера на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху и других высокопоставленных израильских чиновников". Третий царь Израильского царства, легендарный Соломон начал править в 970 году до нашей эры.
Царь Соломон
Кольцо Соломона "Все пройдет": История, Значение, Оригинал - Beenom | И обложил Соломон храм внутри чистым золотом".Это было в X веке до нашей эры. Позднее главную святыню Израиля разрушили и неоднократно перестраивали. |
Царь Соломон, коронованый язычник | Согласно воле Давида, престол занял седьмой сын царя, умный и дальновидный не по годам, красавец Соломон. |
Царь соломон
Царь Соломон стал третьим царем Израиля. Глиняная урна с благовониями была обнаружена менее чем в 300 метрах от храма в ходе раскопок Офела в Иерусалиме, что свидетельствует о связи между Израилем времен царя Соломона и царством Савским, говорят авторы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3 Цар 4, 34).
Цари Израиля
После случившегося у Давида появилось много недоброжелателей. Нафан — пророк и автор Книги Царств, послал Давиду свои проклятия, он, по сути, обрек его в будущем на братоубийственную войну и конфликты. Давид и пророк Нафан Спустя некоторое время Давид уже раскаивался в том, что натворил, вымаливал у Бога прощение, стоя на коленях. Пророк Нафан сказал, что прощение Бога он выпросил, но полностью избежать наказания за пожелание смерти другому, ему не удастся, и что за одну овечку придется платить четыре цены. После этого Давиду пришлось пережить множество печальных моментов своей биографии. У него скончался младший сын, дочку Фламарь изнасиловал собственный брат Амнон, в свою очередь убитый родным братом. В положенное время у Давида и Вирсавии родился наследник. Родители дали ему имя Соломон Шломо , чем оказали влияние на всю его будущую жизнь. Шломо на иврите значит «мирный». На самом деле Соломон не приветствовал вооруженные конфликты, поэтому во время своего правления не имел многочисленного войска.
Свое второе имя — Иедидиа, Соломон получил при рождении от пророка Нафана. Оно означает «любимец Бога», и было дано потому, что Всевышний оказал снисхождение Давиду, признавшемуся в совершении еще одного греха — прелюбодеяния, входящего в число семи смертных грехов. Вирсавия, дочь Елиама, вела благочестивый образ жизни, всегда была в тени своего именитого мужа-царя. Ее абсолютно не интересовала политика, делом всей ее жизни стало воспитание детей. Правление Легенда гласит, что Давид хотел сделать своим преемником именно Соломона, невзирая на то, что он был самым младшим сыном в семье. Однако на царский трон претендовал старший сын — Адония, потому что в соответствии с древними традициями, именно ему должна была перейти корона. В связи с этим, главный наследник престола собрал специальное войско телохранителей, которым командовали Авиафар и Иоав. Пользуясь тем, что власть Давида уже ослабела, он попытался переманить в свои ряды пророка Нафана, Ванея и воинов царской гвардии, однако подданные царя отказались поддерживать Адония. Царь Давид и Соломон Пророк рассказал Давиду о готовящемся заговоре, и царь поспешил помазать младшего сына на царствование, чтобы иметь возможность передать Соломону дары Святого духа, с помощью которых он управлял страной.
Всевышний поставил Соломону условие — никогда, ни при каких обстоятельствах не отступать от служения Богу. После полученного обещания со стороны Соломона, он наделил его такими качествами, как терпение и мудрость. Доказательством невероятной рассудительности и мудрости Соломона служит предание о суде, который учинил царь. К нему обратились две женщины, каждая из которых доказывала, что именно она является настоящей матерью ребенка, и попросили разрешить их спор. Соломон принял жесткое решение, прекратить все споры и разрубить младенца на две части, чтобы спорящие получили свою половину. Одна из обратившихся согласилась с решением царя, вторая едва не потеряла сознание от такого вердикта. Так Соломону удалось прекратить их спор и увидеть, кто действительно мать этого дитяти, а кто самозванка. Суд Царя Соломона Народ увидел в Соломоне настоящего мудрого правителя, поэтому попытки Адонии прийти к власти потерпели поражение.
Тягость взноса определяется не количеством его самого в себе, а отношением его таким или иным к производительности страны; судить же об этой последней мы не можем за неимением для этого данных.
И если не желаем оставаться в полной относительно этого неопределенности, то должны доверять вышеприведенному взгляду священного писателя на отношение повинности к благосостоянию Израиля. Правда, эта цифра рабочих из евреев и это облегчение их работы относятся к первому времени построения храма. Обыкновенно предполагают, что с течением времени, когда страсть Соломона к постройкам разгоралась более и более, он, в привлечении рабочих к труду, позабыл уже различие между евреями и рабочими-хананеями и употреблял первых наравне с последними. Но и этот случай, нужно думать, впрочем, не единственный, не выходит из границ вышеуказанного различия в работах евреев и хананеев. Держась этого различия 2Пар. Главные причины народного недовольства и возмущения в конце царствования Соломона Но если так, если прямых налогов на народ не было, если другие повинности не лежали слишком тяжело на народе и некоторые из них способствовали даже улучшению благосостояния его, если между израильтянами и хананеями проводилось заметное различие, если вообще царствование Соломона «отличалось от предыдущих бурных времен продолжительным глубоким миром и поражало плодами этого мира — быстрым развитием благосостояния, процветанием торговли, искусств и громадным скоплением богатств в столице», то, как объяснить возмущение Иеровоама против Соломона, предполагающее, во всяком случае, недовольство народа против него, и затем прямую жалобу народа на тяжкое иго, которое наложил на него Соломон 3Цар. Объяснение заключается, по нашему мнению, прежде всего именно во внешнем мире государства, которого мира не могли нарушить и проявившиеся в конце царствования Соломона беспокойства на границах, и в благополучии народа до конца его царствования. Мы уже видели, как в прежнее время в более спокойные совне и счастливые внутри периоды истории Израиля проявлялось в нем большее разделение. Дух этого разделения не мог, судя уже по всей прошедшей истории, не проявиться и даже в более сильной степени и теперь, в самое спокойное и счастливое царствование.
К тому же оно представляло и довольно поводов к этому именно для Израиля. В прежнее время спокойный совне, он всецело отдавался себе и жил так, как ему хотелось. К такой именно жизни только для себя клонились без сомнения симпатии народа и в это мирное время. Но теперешнее время, даже более мирное, чем какое-либо другое прежде, требовало от народа напряжения, постоянного бодрствования и притом по указу власти. А подчинение чужой воле без особенной, настоятельной и ясно сознаваемой нужды, как мы видели уже из характеристики семитов, не в духе евреев. Повинности тяжелы для еврейского народа не своею материальною тяжестью, а тяжело, необычно для него то, что и в мирное время он должен жить под контролем и даже состоять на службе в войске и особенно на работах. Независимый, свободный, даже повелитель других народов, он между тем сам как бы свой собственный раб или раб своего государя, несет его тяжкое иго. Свободные евреи, по-видимому, никак не могли помириться с теми подневольными работами, которые им приходилось выполнять по воле царя. В тоже время они должны были под наблюдением царских чиновников высчитывать свои достатки, чтобы известную часть из них отправить в Иерусалим к царю.
Очень возможно, что и ближайшие к народу исполнители царской воли не всегда стояли на высоте своего призвания и еще более возбуждали недовольство народа. Таким образом и произошло то, что сами по себе не особенно тяжелые повинности Соломона ложились на народ, или лучше народ считал их тяжелым бременем, и они возбуждали его недовольство. О размерах недовольства народа против Соломона судить трудно. Но нельзя не заметить того, что возмущение выходит из колена Ефремова 3Цар. Величие дома Давидова из колена Иудина не могло ему нравиться. Ещё менее приятно ему усиливать его господство своими, так сказать, руками, укрепляя его столицу 3Цар. Неудивительно, что недовольство и возмущение появляются, прежде всего, в этом колене. Но именно выступление этого колена против Соломона всего менее может доказывать, будто царствование его стало невыносимо тяжелым для народа, будто он «озлобил против себя большую часть своих подданных». Но как было бы ошибочно от прежнего возмущения колена Иудина, а потом и всего Израиля против Давида заключать об его деспотизме, так, думаем, не вполне справедливо и от возмущения Иеровоама против Соломона и даже от отпадения десяти колен от дома Соломонова заключать к деспотизму Соломона, как причине того и другого.
Правда, по смерти его израильтяне прямо высказывают жалобу на тяжкое иго и жестокую работу, которые наложил на них Соломон, и облегчение их ставят условием для признания Ровоама царем. Но «жалоба эта, справедливо говорит Бер, выходит из уст общества, возбужденного, носившегося с мыслию об отделении, ревнивого к Иуде»; «жалоба из таких уст и при таких обстоятельствах не может иметь значения верного истине, беспристрастного исторического свидетельства, если не будет других чисто исторических свидетельств». Бер прямо говорит, что таких свидетельств нет. Но думаем, что глубокая и сокровенная, но вместе и главная причина возмущения против Соломона и потом отпадения от Ровоама десяти колен не в деспотизме Соломона и в тяжелом иге, наложенном им на народ, — а опять-таки в присущем народу стремлении к разъединению, пробудившемся с новою силою, именно благодаря внешнему миру и внутреннему благосостоянию. Проявляется это стремление к концу царствования Соломона едва ли потому, что именно теперь оно царствование становится для народа тяжелее и тяжелее. Первые годы царствования его были тяжелее; в это время происходят главные его постройки и в это время народ более занят и увлечен, так сказать, деятельностию вместе с царем, но именно поэтому и не имеет, так сказать, времени думать о себе. Последние годы менее заняты; благополучие народа возрастает более и более; он останавливается на себе и спокойный извне возвращается к прежним сепаративным стремлениям. Пищи для последних всегда много и тем более во время Соломона. В этом отношении царствование Соломона представляет до некоторой степени сходство с царствованием Давида.
И у Давида первые годы заняты, именно войною, и народ составляет в это время единое целое. Но окончились войны, наступил мир, и — начались смуты и разделения, хотя и прекратившиеся к концу его царствования. Так и у Соломона первые годы заняты постройками и другими внутренними реформами, народ всецело отдается водительству царя; но с окончанием главных построек деятельность его как бы ослабевает: идут поправки прежде сделанного, и в народе начинается смута, перешедшая и за пределы царствования Соломона. На усиление её именно к концу царствования влияют много и беспокойства на границах государства. Невнимание к ним со стороны царя должно само собою вызывать в народе недовольство против его излишних забот о роскоши своего двора. Внешний покой и внутреннее благосостояние народа дают свободу действия всегда присущему ему стремлению к разъединению, а обязательные повинности — работы и поставление содержания для двора дают обильную пищу этому стремлению, особенно в то время, когда Соломонова роскошь стала бить через край, а внешнее значение государства, одушевлявшее народ в деятельности по призыву царя, благодаря усилившимся на окраинах врагам, стало умаляться. Светлая сторона царствования Соломона в религиозно-культовом отношении В тесной связи с внешним покоем и внутренним благосостоянием Израиля стоит, как мы видели, и религиозно-нравственный, больший или меньший, упадок. То же самое повторяется и при Соломоне. И в религиозном отношении царствование Соломона представляет условия благоприятные для разъединения и разделения Израиля.
В течение его и отчасти благодаря ему, ветхозаветная религия, со стороны своего культа, достигает высшей степени своего внешнего развития и блеска. По закону Моисееву должно быть одно место, где весь Израиль должен приносить свои жертвы своему Богу Втор. Долгое время представительницею этого единства была скиния собрания. Но со времени пленения ковчега завета филистимлянами такое её значение ослабело. Жертвы приносятся и вне неё 1Цар. При Давиде являются даже две скинии — старая Моисеева в Гаваоне и новая Давидова в Иерусалиме, и таким образом являются два религиозных центра. Храм Соломонов становится опять единственным, по крайней мере, по закону, религиозным центром народа, — и каким блестящим центром! В этом храме вступают в отправление своих обязанностей вновь организованные Давидом священство и левитство, — без храма вся их организация оставалась, так сказать, на бумаге. В храме иерусалимском находят свое полное применение и музыка и пение, введенные в богослужение Давидом.
И дни наибольших священных праздников отмечаются особенными царскими жертвоприношениями 3Цар. Сам царь принимает во всем этом живое и деятельное участие, — и в построении храма, и в составлении песней для богослужения Пс. Небезучастен к этому и народ, напротив и он собирается, например, на праздник освящения храма, приносит многочисленные жертвы во время его и уходит с него, благословляя царя, радуясь и веселясь в сердце обо всем добром, что сделал Господь рабу своему, Давиду, и народу своему, Израилю 3Цар. Таким образом, как внешний блестящий представитель религиозного единства, храм Соломонов уже теперь начинает оказывать и свое внутренне-объединяющее значение ср. Уклонение и степень уклонения Соломона к культам богов своих жен Но Соломон не удерживается на той высоте своего религиозного состояния, на которой он стоял в первую половину своего царствования. Уже около половины последнего дух его начинает колебаться и принимать направление, недостойное божественного благоволения. Об этом можно заключать из бывшего ему в то время откровения; наряду с обетованием существования престола его во век, в случае хождения им путем Давида, в нем содержится и даже более угроза, в случае уклонения его к чужим богам 3Цар. С течением времени принятое теперь направление усиливается более и более и приводит Соломона к тому, что он не только дозволяет существование идолопоклонства в своем государстве, но и сам строит капища чужим богам, т. Священный писатель ставит это уклонение Соломона к чужим богам в прямую и непосредственную связь с увлечением его чужестранными женами; жены его склонили сердце его во время старости к чужим богам, из угождения им он строит капища их богам и из угождения им служит им богам , быть может, своим присутствием при идольских жертвах и, быть может, даже на идоложертвенных обедах своих жен 3Цар.
Измена его своей религии состоит, в сущности, в равнодушии к ней и в соблазнительной терпимости по отношению к языческим религиям. Наряду с нею и даже прежде неё и именно в качестве некоторого подготовления к ней могли действовать и другие, коренившиеся в тогдашнем положении израильского государства вообще и царя его в частности. Причины противозаконной веротерпимости Соломона. Отношение израильского народа к этой веротерпимости Соломона По закону Моисея Израиль должен очистить вполне свою страну от прежних её жителей и вместе с ними истребить в ней и все предметы языческих культов: те и другие должны быть истреблены, дабы они не отклонили Израиля от служения Иегове Исх. Но этот же закон не исключает возможности существования среди Израиля «пришельцев», чужестранцев не из хананеев и амаликитян Исх. Причина допущения их в страну израильскую, нужно думать, в том, что другие менее развращены сравнительно с хананеями и потому не могут причинить особенного соблазна Израилю. В видах предупреждения последнего допущение их в страну Израиля обусловлено, впрочем, известными ограничениями. Ниоткуда не видно, чтобы они принуждаемы были принимать веру в Иегову, Бога Израилева; но они обязаны воздерживаться от всего того, что может оскорблять Бога Израиля, если даже это относится прямо к культу их собственного бога. Так они обязаны воздерживаться от кровавого служения Молоху Лев.
Так обусловлены в своей религиозно-нравственной жизни пришельцы в среде Израиля, очевидно, в стране ханаанской, им занятой. Но Израиль может распространять свое господство и за пределы Ханаана. Как должен он относиться к культам народов вне Ханаана, — истреблять их или же оставлять существовать и при этом с указанными выше или подобными ограничениями или же без ограничений? Прямого ответа на эти вопросы мы не находим в законе. Во Второзаконии предвидится случай, что Израилю придется завоевывать города, которые «весьма далеко» от него, не из числа городов ханаанских. В этом случае предписывается предложить сначала городу сдаться. Если он откажется, то взять его силою и истребить весь мужеский пол, а женщин и детей взять в добычу. Если же он согласится сдаться, то обязать его уплатою дани и службою Израилю Втор. Но как отнестись к его культу?
В первом случае мальчики, если они оставлялись в живых, 310 поступая в рабы к Израилю, подвергаются, нужно думать, обрезанию и воспитываются в религии Иеговы Быт. Во втором случае закон, нужно думать, оставляет жителей города при их религии. Но так как он — город становится теперь частью государства Иеговы, то, быть может, жители его обязаны подчиниться вышеуказанным ограничениям. Так по закону, но не так на деле. Из истории мы ничего не знаем о том, чтобы израильтяне ставили какие-либо ограничения в религиозном отношении жителям подвластных им стран вне Палестины; история представляет даже противное — некоторое усвоение культов подвластных им народов. Так из более поздней истории известно, что Амасия, царь иудейский, поразив идумеян, берет их богов с собою, делает их своими и клянется им 2Пар. О каком-либо ограничении идумеян в служении своим богам на родине, понятно, не может быть здесь речи. Еще позднее Иоанн Гиркан и Аристовул, наоборот, принуждают даже к обрезанию покоренных ими народов, — первый — идумеян, второй — итуреян; 311 но, нужно думать, главным образом потому, что они жили в пределах области собственно израильской; им — тем и другим предлагается выбор — или принять обрезание и соблюдать иудейские законы, или же оставить свое отечество. В этом случае Гиркан и Аристовул являются исполнителями Моисеева закона, который, допуская существование среди Израиля отдельных иностранцев, пришельцев, предписывает истребление языческих народов в стране израильской.
Израильтяне же прежних времен не были точными исполнителями закона и по отношению к ханаанским народам, оставили их существовать и с их идолами и тем подвергли себя соблазнительному искушению со стороны последних. Отношения Израиля к другим народам вне Ханаана в первое время его существования в Ханаане более отрицательного характера. Первая и главная забота его в это время утвердиться в нем. За пределы его желания его не выходят. С неханаанскими народами он входит в соприкосновение почти исключительно по вызову со стороны этих последних. Отношения к ним более продолжительные — отношения политической от них зависимости и подчиненности им. Более деятельное положительное воздействие на них со стороны Израиля ограничивается лишь свержением чужеземного ига и защитою против них своей самостоятельности. О господстве его над другими, неханаанскими народами ничего не известно. Так во весь период судей.
Враждебные отношения этих народов предохраняют более или менее Израиля от их религиозного влияния, и если он не остается свободен от него, то все-таки усиление тягости рабства тому или другому народу отклоняет его от служения чужим богам и обращает опять к Иегове. При Сауле Израиль не ограничивается уже изгнанием врагов из своих пределов, он проникает в их земли и поражает их на месте, чтобы предупредить самую возможность нападения с их стороны 1Цар. Но этим поражением и ограничиваются отношения Израиля к другим народам; о распространении и утверждении господства над ними из времени Саула ничего не известно. Говорится, правда, о потомках Рувима, что они вели во дни Саула войну с агарянами, что эти последние пали от рук их и что они рувимляне стали жить в шатрах их во всей восточной стороне Галаада 1Пар. Но из этих же слов видно, что рувимляне не подчинили агарян своему господству, а или истребили или изгнали их и стали сами жить в их шатрах. Отношения Израиля к другим народам изменяются при Давиде. Давид не ограничивается поражением их, он завоевывает их земли, налагает на них подать и, где нужно, обеспечивает свое господство поставлением гарнизонов, как напр. Так пределы израильского государства расширяются за пределы ханаанской земли, занятой или, по крайней мере, долженствовавшей быть занятою собственно израильтянами; в состав его входят не одни израильтяне, чтители Иеговы, Бога истинного, но и другие народы, чтители идолов, богов ложных. Последние народы правда, неравноправны с первыми, зависимы от них и их данники; но без сомнения их политическая зависимость ограничивается уплатою дани, гражданское же их устройство остается неизменным.
Обязывались ли они к каким-либо ограничениям в религиозном отношении, например тем или подобным тем, каким подчинялись пришельцы среди Израиля, ничего неизвестно; нужно думать, не обязывались. Правда, известно, что Давид сожег идолов филистимских, но тех, которые оставлены были на поле сражения 1Пар. Тем не менее, могучее проявление силы Бога Израилева, Иеговы, в великих победах Его народа не может не оказывать влияния на соседние, зависимые и независимые народы, в смысле такого или иного Его призвания ими и благоговения к Нему. Быть может, можно указать и след этого влияния в имени Иорама, сына царя емафского, имени, одною из составных частей которого служит имя израильского Бога Иегова. Царь емафский остается, правда, независимым, но победы Давида имеют для него большое значение, и он посылает сына своего, Иорама, в имени которого содержится и имя израильского Бога, поздравить Давида с победою 2Цар. Это, конечно, лишь примеры из многого. Израильский народ, ставший политическою главою многих народов, становится некоторым образом главою или светочем для них и в религиозно-нравственном отношении. В этом последнем и главное его назначение; к осуществлению его он, таким образом, значительно приближается. Но устоит ли он на высоте своего положения?
Опираясь на силу политическую, будет ли он распространять свет истинного богопознания среди других народов? История ничего не знает о прямом воздействии со стороны народа и царя в это время на другие народы в этом отношении. К сожалению, она знает, что сначала сам царь Соломон , а потом и его народ не устояли вполне в своей религии. Пока сильно было впечатление от побед на самого Израиля, пока он не остыл еще в своей энергии, ими возбужденной, пока он сознавал себя особенно теперь избранным народом Божиим 2Цар. Такое его состояние продолжается во все время Давида. В первые годы Соломона оно находит значительную поддержку для себя в заботах царя и собственных, вызванных последним, усилиях к построению храма. Но вот построение храма окончено. Религиозные интересы отступают на задний план. Заботы Соломона направляются преимущественно на усиление и упрочение государственного и гражданского благосостояния своих подданных.
И теперь он становится лицом к лицу с тем положением дел, какое создано еще при Давиде и опасность которого предотвращалась несколько для него сильным религиозным одушевлением его самого и народа. Под скипетром Соломона не одни израильтяне, a и другие народы, — не чтители только Иеговы, а и других богов. Если другие народы и не равноправные с израильтянами члены государства, то все-таки имеют право на существование, а с тем вместе получают некоторое право гражданства и их религии. Наряду с религиею Иеговы, господствующею религиею, существуют, таким образом, в израильском государстве и религии подчиненные или лучше религии подчиненных народов. И царь этого государства обязан заботиться о господствующей религии, но в тоже время самым положением дел вынужден, по крайней мере, терпеть и другие в подчиненных областях. Соломон представляет в себе воплощение этого положения дел, но доводит это воплощение до крайности, запрещенной законом. Как повелитель многих народов, следуя обычаям того времени и чтобы польстить подчиненным ему народам и тем сильнее привязать их к себе и к своему трону, он берет себе жен из них, и эти жены остаются и при дворе его такими же язычницами, какими они были и на родине. Подобными же политическими соображениями он руководится и при браках с дочерями народов независимых, например, с дочерью фараона египетского. Таким образом, действия Соломон как бы узаконяет существование других религий в своем государстве.
Можно думать, что и по отношению к другим иностранцам в пределах своего государства в самом Ханаане он менее требователен в религиозном отношении, — именно потому, что он заботится преимущественно о том, чтобы открыть доступ в свое государство иностранным художникам, ремесленникам и т. Но дозволения своим женам служить своим богам открыто, содействия в построении капищ последним и даже некоторого участия в служении им не требовали, конечно, и политические соображения, и Соломон склоняется ко всему этому не столько по таким соображениям, сколько по преступному увлечению своими женами и именно во время своей старости. Так именно объясняет уклонение Соломона к чужим богам священный дееписатель 3Цар. Так вопреки закону он увеличивает до громадной цифры число жен 700 и наложниц 300 Втор. Многие из этих жен происходят из народов, брачные связи с которыми прямо воспрещены законом 3Цар. И Соломон, царь Израиля, не только терпящий идолопоклонство в своей стране, но и сам сооружающий языческие капища и принимающий, хотя совершенно внешним образом, участие в культе языческих богов, стоит в решительном противоречии закону. Простому смертному за тайное совращение других к идолопоклонству закон грозит смертью , именно побиением камнями Втор. Но какой суд произнесет приговор над царем? И потому сам Бог определяет ему наказание, наказание то, что по смерти его Он отторгнет большую часть его царства от его дома; сыну же его дает одно колено, ради Давида, раба своего, и Иерусалима, который Он избрал 3Цар.
Так отпадение большинства израильских колен от дома Соломонова или, что тоже, разделение еврейского царства по смерти Соломона наказание Божие за нарушение Соломоном основного теократического закона, в силу коего в израильской земле должен быть почитаем один Иегова, царь Израиля, а культы других богов и самые эти боги должны быть в ней истребляемы. Но это наказание — не непосредственное Божие наказание, а посредственное, совершенное людьми и по мотивам чисто человеческим. Спрашивается потому: каким образом преступная терпимость Соломона по отношению к культам языческих богов и даже прямое им покровительство влияют на разделение царства? В каком отношении стоит израильский народ к терпимости Соломона: в отношении ли противоположности, так что разделение царства или отделение большинства колен от дома Давидова протест против этой терпимости, или же эта терпимость Соломона не ограничивается им одним, проникает в народ, расслабляет главную, объединяющую народ религиозную связь и тем облегчает разделение, произведенное другими причинами? Судя теоретически, мы не придем к определенному решению. Несомненно, лучшие люди в Израиле не могут быть довольны противозаконным и нетеократическим поведением Соломона. Но именно от них всего менее можно ожидать агитации против Соломона в смысле отделения от него большинства Израиля. Для них по преимуществу он сын великого Давида, дом которого должен быть, по обетованию Божию, непоколебим, и престол которого должен существовать во веки. Им более других должно быть известно и то, что если этот сын Давидов согрешит, то Бог накажет его ударами сынов человеческих, но милости своей не отнимет от него, как Он отнял от Саула, которого Он отверг пред лицом Своим, и утвердит престол царства его на веки 2Цар.
В виду этого лучшие люди в Израиле и особенно пророки могут сильно обличать Соломона, указывать гибельные последствия принятого им противозаконного направления в политике и религии, но агитировать против него, возбуждать народ к отпадению от него не могут, — по крайней мере, нет данных для признания этого. Возражением против этого не может быть указание на пророка Ахию, силомлянина, будто бы восставившего Иеровоама против Соломона и указавшего ему на десять колен, которые он может отделить от него и сам стать их царем 3Цар. Очень возможно, что в вечно недовольном колене Ефремовом начались уже волнения, и Иеровоам как-либо выдвинулся в них. Ахия, и как боговдохновенный пророк и как просто проницательный наблюдатель настоящего положения дел, хорошо знакомый с уроками истории своего народа, оценивает надлежащим образом это положение дел, указывает размеры начавшегося движения и Иеровоама, как имеющего завершить свое теперешнее участие в движении достижением царского престола.
Достаточно было построения храма для того, «чтобы возмутить национальное и религиозное чувство израильтян и пророков Иеговы; для этого не было нужды в том, чтобы Соломон построил еще капища Астарте, Молоху и Хамосу». Религиозная реформа Иеровоама, таким образом, не уклонение, так или иначе объясняемое, от прежнего господствующего среди Израиля культа Иеговы, a восстановление именно этого культа; благодаря ей израильский народ «возвращается только к своему древнему и подлинно еврейскому культу». Но действительно ли реформа Иеровоама восстановление или «улучшение» 321 древней, подлинно еврейской формы культа? На чем опирается такой на все взгляд?
Сущность религиозной реформы Иеровоама состоит, как известно, в следующем. Он устрояет два золотых тельца, поставляет их на двух противоположных границах своего государства — южной в Вефиле и северной в Дане и предлагает их своим подданным для поклонения, вместо того, чтобы ходить им в Иерусалим. Это в реформе главное. Другие её стороны: введение всеобщего священства, с уничтожением исключительных прав на него Левиина колена, и перенесение праздника вероятно кущей с седьмого месяца на восьмой более или менее второстепенные и, быть может, введены уже позднее 3Цар. Что эта реформа — восстановление древнего, господствующего среди евреев религиозного культа и именно нормального, для признания этого недостаточно указать на широкое распространение культа тельца в том самом или приблизительно в том виде, как он введен Иеровоамом. Для этого нужно предположить, что до Соломона не было закона, определяющего так или иначе религиозный культ евреев. Только при этом предположении широкое распространение того или другого культа вообще или в частности культа тельца может свидетельствовать об его нормальности среди Израиля. В противном случае, при существовании закона, определяющего иной вид культа, культ тельца есть уклонение от законного культа.
Как уклонение, должна быть рассматриваема и религиозная реформа Иеровоама, восстановляющая этот культ, и как уклонение она может быть объясняема лишь из предположения предшествующего большего или меньшего, так или иначе объясняемого, упадка религиозного состояния израильтян, составивших израильское царство. Таким образом, чтобы иметь возможность от реформы Иеровоама правильно заключать к влиянию религии на разделение еврейского царства, нужно установить наперед правильный взгляд на отношение реформы к предшествующему состоянию религии в израильском народе и ее значение, а для этого решить вопрос о том, существовал ли до Соломона закон, точно определяющий культ, в частности, что Бог Израиля, Иегова, должен быть почитаем без какого-либо чувственного изображения, что на служение Ему при святилище должно быть выделено колено Левиино, что должно быть одно место в стране для жертвоприношений всего народа и пр. Вопрос о происхождении такого закона от Моисея, или о законе, как он изложен теперь в Пятикнижии, как начальном или конечном пункте истории Израиля, или о том, — закон ли прежде пророков или же пророки прежде закона, или, как ставит вопрос Вельгаузен: «Моисеев закон исходный ли пункт для истории древнего Израиля или для истории иудейства, т. Но понятно само собою, мы не можем входить здесь в принципиальное решение этого и слишком сложного и слишком трудного для точного решения вопроса. Вопрос этот возникает главным образом потому, что в истории Израиля до вавилонского плена встречаются факты, которых, по-видимому, не должно бы быть в ней, если бы с самого ее начала существовал Моисеев закон; потому что «допленная история идет вообще не по нормам Моисеева закона, и только после плена наступает приблизительная сообразность истории и писанной торы». Возможность широкого распространения культа тельца или, что тоже, культа Иеговы под чувственным символом тельца у Израиля обусловливается принципиально, так сказать, положением, что «форма тельца подлинно семитический символ божества». Так действительно и видят в нем некоторые «древнееврейскую идею», в культе тельца «древнееврейское язычество». Объяснить такое молчание намерением предания или бытописателя представить высокие лица патриархального периода свободными от религиозно-нравственных заблуждений нельзя.
В книге Бытия рассказывается же о том, что в семействе Иакова были боги чужие терафимы, 31:34; 35:4. Но ничего не говорится в ней о культе тельца. В первый раз о служении Израиля золотому тельцу говорится в истории пребывания его при горе Синае, вскоре по выходе из Египта Исх. Близость по времени этого служения к пребыванию Израиля в Египте, стране поклонения животным, сама собою наводит на мысль о заимствовании этого культа именно у египтян. Но сила указываемого здесь основания видеть в золотом тельце египетское влияние, именно основания враждебности к египтянам ослабляется значительно дальнейшими словами автора: «хотя, несомненно, в самом праздновании в честь тельца были и черты египетского культа, к которому так привык народ во время своего пребывания в Египте». Далее тот же автор видит «некоторое сходство в устройстве и расположении скинии с расположением храмов египетских», склоняется объяснять урим и туммим египетской аналогией. Почему же нужно исключать это влияние по отношению к символу божества при Синае, особенно когда библейские писатели видят его и здесь Нав. Справедливо говорит Елеонский после разбора мнений относительно происхождения культа золотого тельца у израильтян: «чтобы в вопросах чисто научных, касающихся бытовых сторон древней жизни, каков настоящий предмет, отступать от воззрения библейских писателей, необходимы прочные, несомненные данные; а не таковы, по нашему мнению, приведенные выше основания новейшего мнения о происхождении золотого тельца» 331 из семитического влияния.
После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав. Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, — что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте 3Цар. Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом. И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама. Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон Суд.
Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха Суд. Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода. Таким образом, и основное место для понимания под ефодом «образа в окладе» не уполномочивает к нему. Остается чистая его возможность, и наряду с нею действительность, по которой последней ефод означает верхнюю наплечную одежду первосвященника с прикрепленными к ней уримом и туммимом, которую он надевал на себя, когда хотел вопросить Бога. Должны быть сильные и ясные основания для того, чтобы под одним и тем же словом — ефод разуметь в одном месте «образ в окладе», в другом одежду первосвященника. Сам же он сознается, что в одном месте слово — ефод стоит одно без этой прибавки и все-таки означает одежду, которую носит силомский священник, стерегущий ковчег завета 334 т. Большее внимание к предмету показало бы Фатке, что носителем ефода, названного просто, без всякой прибавки, представляется Ахия, во всяком случае, глава силомского священства, что этот священник распорядитель и посредник при вопрошении Бога Саулом 1Цар.
Все это, взятое вместе, показало бы ему, что выражения: льняный ефод и просто ефод указывают не на различие между ефодом, как священнической одеждою, и ефодом, как статуей, а на различие между одеждою простых священников и одеждою первосвященника; а таким образом исчезает, и основание от простого имени ефод заключать к статуе Бога. He более cильны и другие, частные, основания видеть в том или другом ефоде именно статую Бога. Так нет вынуждающих оснований видеть такую статую в ефоде, сделанном Гедеоном Суд. Масса золота, тысяча семьсот сиклей, весьма велика для того, чтобы всю ее употребить на приготовление одежды; но нужно полагать, что этот ефод был чрезвычайно роскошный, и к тому же ничто не вынуждает думать, что на производство его употреблено все золото, собранное Гедеоном. Ничто не вынуждает и к тому предположению, что он сделан был только из золота. Таким образом Гедеон изготовляет первосвященническую одежду ефод с принадлежащими к ней уримом и туммимом для того, чтобы посредством ее иметь возможность узнавать волю Божию, помимо силомского первосвяшенника. Как он поступает с нею далее, — сам ли он надевает ефод, когда хочет вопросить Бога, и, быть может, сам приносит и жертвы на построенном в Офре Суд. Во всяком случае, сам ли он священнодействует или приглашает священника левита, он отклоняет народ от законного святилища в Силоме, облегчает чрез это уже уклонение к чужим богам, которое скоро и последовало.
И дееписатель имел основание сказать, что ефод «был сетью Гедеону и всему дому его» Суд. Именно многократное сильное указание на священника, как главное посредством чего Миха и данитяне считали обеспеченною свою связь с Иеговою Суд. Здесь не говорится, что ефод «стоит в доме Божием в Номве и за ним находится меч Голиафа, обернутый в одежду» Фатке , а говорится: «вот меч Голиафа филистимлянина,.. Смысл этих слов вполне исчерпывается предположением, что меч Голиафа, завернутый в одежду, висел на крючке на стене, а поверх него на том же крючке висел и ефод. Основание видеть статую в ефоде, упоминаемом в 1Цар. Таким образом, ни имя — ефод, ни упоминание о нем в разных местах и в разнообразных отношениях не дают основания видеть в нем статую, а не первосвященническую одежду. He говорим уже о том, что во всех приведенных выше местах нет, да по существу дела и не может быть, ни малейшего указания на то, что эта предполагаемая статуя имела вид тельца или смешанный вид человека и тельца. Если держаться указанного выше взгляда Фатке на тожество истукана и литого кумира с ефодом в 17 и 18 гл.
Судей, то во все рассматриваемое нами время мы не только не находим широкого распространения и даже просто существования культа тельца, а даже и служения Иегове под каким бы то ни было чувственным образом. Тем не менее, мы должны признать среди Израиля этого времени существование служения Иегове под чувственным образом. Это следует именно из рассказа книги Судей о культе, учрежденном Михою и ставшем потом культом у жителей города Дана. Присутствие в этом культе статуи, именно статуи Иеговы, неоспоримо 17:4,13; 19:5,6. Какой вид имела эта статуя? Фатке предполагает вид тельца. Кейль находит возможным допустить, что «истукан, как изображение Иеговы, имел вид тельца, подобно золотому тельцу, которого Аарон сделал народу при Синае Исх. Чтобы определить его, стараются поставить этот истукан в связь с золотым тельцом, поставленным в Дане Иеровоамом I.
Некоторую опору для этого думают находить в Суд. При таком понимании дело представляется так. Истукан существует в Дане до ассирийского плена, следовательно, и в то время, когда Иеровоам вводил реформу. Об Иеровоаме прямо говорится, что он поставил одного из своих тельцов в Дане. Но «легче признать, что тот золотой? О самом истукане, именно о том, как долго имели его у себя сыны Дановы, говорится в ст. На основании этих обоих мест, а также и других исторических данных можно с Келером представить историю культа в Дане так. Истукан, сделанный Михою, был здесь средоточным пунктом культа во все время существования скинии собрания в Силоме, следовательно, во всяком случае, до пленения ковчега завета филистимлянами, после которого скиния является в другом месте 1Цар.
Вследствие реформ Самуила, Саула и Давида истукан Михи был удален, и идолопоклоннический культ в Дане на время прекратился. Но потомки Ионафана оставались священниками в святилище города и после того, как был удален истукан. Они приносили, вероятно, жертвы от имени жителей Дана Иегове, почитаемому теперь без чувственного образа. Когда позднее Иеровоам поставил в Дане своего золотого тельца, они стали приносить жертвы ему, и только отведение жителей северных и восточных областей Палестины в ассирийский плен положило конец идолопоклонническому культу в Дане и священническому служению там потомков Ионафана. Нельзя заключать к этому и от самого места того и другого культа. Иеровоам мог, конечно, избрать Дан местом для своего тельца, потому что здесь прежде телец был предметом поклонения, но мог избрать его и потому, что он был центром вообще служения Иегове под чувственным образом, каким бы то ни было, и даже просто, как город на границе своего государства. Существует лишь вообще служение Иегове под чувственным образом. Широкое распространение и этого культа среди израильского народа не следует необходимо из существования его в Дане.
Все попытки видеть в истукане, чтимом в Дане, именно тельца и указать другие следы существования культа тельца среди израильского народа и все предположения о широком распространении первого среди последнего не основываются на фактических данных, а выходят лишь из стремления указать почву для религиозной реформы Иеровоама, из желания представить более или менее понятными и самую мысль Иеровоама о такой именно реформе, и успех этой реформы в народе. Чтобы доказать последнее, Дум обращает внимание на самый храм Соломонов и именно на две стороны в нем: на необыкновенную его роскошь и финикийско-языческий будто бы облик. Роскошь и великолепие Соломонова храма действительно необыкновенны. Но они вполне отвечали могуществу и величию Бога Израилева, так разительно проявившимся в царствование Давида и самого Соломона. Чтобы эту сторону выставлять, как одну из причин недовольства народа храмом, нужно доказать, что евреи не допускали никакого великолепия в религиозных предметах. Дум и старается доказать это; но в этом случае расходится не только с данными Библии, но и со своими руководителями. Он не хочет знать ничего о скинии собрания, построенной Моисеем и описанной в кн. Исход гл.
Вопреки описанию книги Исход и ничем не подтверждая себя, он говорит, что «ковчег завета, по всему своему характеру, не допускает никакой пышности, даже исключает ее». Нам же думается, что уже приготовление мышей и болезненных наростов из золота филистимлянами для того, чтобы положить их около ковчега завета, может говорить о том, что и сам этот ковчег был обложен извнутри и снаружи золотом 1Цар. Переправление ковчега завета филистимлянами в израильскую землю на колеснице, запряженной волами 1Цар. Но из намерения Давида устроить храм, достойный имени Иеговы, можно заключать, что он сделал все возможное для ее украшения. Последнее обстоятельство обращает, впрочем, на себя внимание Дума и вызывает его на объяснение. Можно подумать, что Иеровоам устрояет культ богу солнца и таким образом повинен в том же, в чем Дум упрекает Соломона. В этом отношении он идет далее своего руководителя. Фатке считает статуи, поставленные Иеровоамом в Beфиле и Дане, великолепнейшими.
Они признают, что Иеровоам устроил капища и украшал их по мере сил и возможности. Все это и подобное должно значительно ослабить представление о том, будто Соломонов храм построен по финикийским образцам. He говорит за это и действительное сходство в некоторых пунктах первого с последними. Из него следует, справедливо говорит Богородский, «только то, что и из некоторого сходства законного еврейского богослужения с богослужением языческим, т. А так как не может быть доказано и существование до Соломона среди Израиля широко распространенного, и именно как нормального культа, культа тельца, то и религиозная реформа Иеровоама I не может быть признаваема возобновлением или улучшением древнего подлинно еврейского культа Иеговы. Действительный взгляд на реформу Иеровоама лучших людей в иудейском и израильском царствах и в позднее и в начальное время их существования Как именно смотрел Израиль, в лице лучших своих людей, на эту реформу, это довольно ясно видно из исторических и пророческих книг Священного Писания. Один из самых поздних писателей, собственно уже после библейский, но столь авторитетный, что его писание принято с древних времен в священный кодекс, Иисус, сын Сирахов, так отзывается об Иеровоаме I и его религиозной реформе: Иеровоам «ввел в грех Израиля, и Ефрему указал путь греха. И весьма умножились грехи их, так что они изгнаны были из земли своей» Сир.
О каком грехе говорит здесь сын Сирахов, едва ли нужно доказывать. Такой взгляд на культ Иеровоамов существовал и во время происхождения книг Паралипоменон, следовательно, во время Ездры. Он Иеровоам «поставил у себя, говорится в одном месте, жрецов к высотам и к козлам 356 и к тельцам, которых он сделал» 2Пар. Авия, царь иудейский, упрекает израильтян в том, что у них «золотые тельцы, которых Иеровоам сделал богами», и тут же называет их лжебогами 2Пap. Человек Божий убеждает Амасию, царя иудейского, отослать назад нанятых им израильтян, «потому что нет Господа с израильтянами, со всеми сынами Ефрема» 25:7. Этот факт относится к тому времени, когда культ Ваала, введенный Ахавом, был уничтожен Ииуем и был восстановлен культ тельцов. Об Ахазе говорится, что он шел путем царей израильских и даже сделал литые статуи Ваалов 28:2 ; последняя прибавка показывает, что здесь разумеются не те только цари израильские, которые вводили культ Ваала, но и все другие, которые, следовательно, делали неугодное Богу, служа тельцам. Такой же взгляд существовал и во время происхождения 3 и 4 книг Царств.
Это следует также из отзывов писателя о культе Иеровоамовом. Так писатель говорит, что Иеровоам вводит культ тельцов золотых для того, чтобы отклонить израильский народ от хождения в Иерусалим 3Цар. И после Иеровоам не сходил со своей худой дороги, и это повело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли 13:33,34. О последующих царях израильских говорится, что они делали неугодное пред очами Господа, ходили путями и во грехах Иеровоама. Так Нават, сын Иеровоама, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех 15:26. Вааса истребляет весь дом Иеровоама за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа, Бога Израилева ст. И Замврий согрешает, ходя путем Иеровоама, сына Наватова ст. Амврий «во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими» ст.
Ахаву мало было «впадать в грехи Иеровоама... Охозия «делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама,.. Иорам, сын Ахава, делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец и мать его: он снял с места статую Ваала, которую сделал отец его; однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них 4Цар. Ииуй истребил Ваала с земли израильской 4Цар. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» ст. Иоахаз, сын Ииуя 13:2 , Иоас ст. Ничего не говорится в этом отношении о Селлуме 3Цар. Осия, последний царь израильский, также делал неугодное в очах Господних, — «но не так, как цари израильские, которые были прежде него» 17:2.
Что значат последние слова, неизвестно. Все приведенные нами суждения писателя 3 и 4 книг Царств о введенном Иеровоамом культе показывают, прежде всего, что таково было мнение о нем самого писателя, а также и его современников; за последнее говорит и вышеуказанный подобный взгляд на тот же предмет книги Паралипоменон, не далекой по времени происхождения от книг Царств. Но есть данные утверждать, что такой или подобный взгляд на культ тельцов в израильском царстве существовал и до плена вавилонского и даже в самом израильском царстве, что, следовательно, священные писатели приведенных выше книг выражают не свой только и своих современников взгляд на культ тельцов, 358 но древний, прежде них существовавший. Вефиль был надеждою для израильтян в том смысле, что введенное здесь Иеровоамом служение тельцам должно было упрочить политическое существование израильского царства 3Цар. С особенною ясностью взгляд этот выступает в речах пророка Осии. Почти современник, а может быть и действительный современник, падения израильского царства, Осия указывает причины этого падения и между ними, как главные, уже в самом начале царства лежавшие, отпадение израильтян от дома Давидова и соединенное с ним служение тельцам. В первом отношении пророк говорит от лица Иеговы: «поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» 8:4 ; или если Иегова и содействовал этому, то Он дал его царя им во гневе, чтобы потом опять в негодовании отнять его 13:9—11. Поэтому «исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды» 10:7 ; «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения ; ибо велик день Израиля» 1:11!
Так по взгляду пророка отпадение израильтян от дома Давидова не было делом строго законным, как думают об этом некоторые теперь. В тесной связи с отпадением от дома Давидова стоит служение тельцам. Израиль ставит себе царя без ведома Бога и из серебра и золота своего делает себе идолов-тельцов 8:4,5. Он думает чрез это упрочить свое политическое существование, но напрасно: «и сам он телец отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву» 10:9 , и исчезнет в Самарии царь, как пена на поверхности воды ст. Вот истинное понимание значения культа тельцов для существования израильского царства; и как оно хорошо совпадает с известными соображениями Иеровоама при первоначальном введении этого культа 3Цар. Самый культ тельцов Осия представляет грехом Израиля, возбуждающим гнев Иеговы и почти не отличает от чисто языческого идолопоклонства, хотя и не смешивает с ним. Ефрем «был высок в Израиле; но сделался виновным чрез Ваала и погиб. И ныне прибавили они ко греху, сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, и говорят они приносящим жертву людям: целуйте тельцов» 13:1,2.
Ибо и он дело Израиля; художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец самарийский» 8:5,6; 10:5! Осия везде называет вефильский культ культом тельцов, самый Beфиль переименовывает в Бефавен, из дома Божия делает его домом ничтожного, т. Но сопоставляя тельца с Ваалом и другими идолами, называя его не богом, он все-таки отличает его от Ваала 13:1,2 , считает нужным выяснять, что «и он дело Израиля, дело художника и потому не бог» 8:6. Это показывает, что народ соединял с ним представление об Иегове 4:15. Но это представление так неясно, что Иегову смешивали с Ваалом. На это смешение указывает то, что Иегова угрожает гневом одинаково и субботе, и новолунию, и остальным праздникам и наряду с ними виноградной лозе и смоковнице, которые Израиль думал получать от своих любовников 2:11,12. Жертвы, жертвенники столбы , ефод и терафимы называются одинаково, как вещи, которые Иегова хочет удалить 3:4. Всего яснее этот синкретизм выступает в названии Иеговы: Ваали господин мой , чрез что Его смешивали с Ваалом.
Пророк предсказывает, что в лучшем будущем Иегову не будут так называть, и имена Ваалов будут забыты 2:16,17. Но это еще в будущем.
Многие цари повиновались ему, приносили дары, многие царства входили или мечтали войти под покровительство царя Соломона. Через его земли проходили торговые пути: купцы и торговые караваны пополняли казну Израиля. В результате Соломон накопил очень много сокровищ. С соседями своими царь сумел наладить самые дружеские отношения, и это тоже помогало стране богатеть. Всем, кого взял под свое крыло великий властитель, было хорошо.
Все жили в мире и спокойствии, как говорили — «каждый под своим виноградником и под своей смоковницей». А знаете, кстати, почему так говорили? Дело в том, что виноград и смоковница это дерево ещё называют инжир тогда росли почти в каждом дворе и были символами благополучия и достатка, ведь они приносили плоды, благодаря которым хозяева были сыты и могли заработать. Мудрость царя Соломона являлась народу не только в справедливом суде, нужных законах и мирной жизни. Был ещё один удивительный талант у израильского царя: он сочинял песни! Откуда же у государя могли взяться такие способности? От отца.
Вспомним: великий царь Давид когда-то был пастухом. Он пас свои стада и сочинял песни. Позже, когда Давид стал царём, занятие своё он продолжил — слагал стихи, псалмы, посвящал их Богу… И в истории Церкви остался как царь-псалмопевец. Сын Давида, Соломон, перенял способности отца. Тысячу и ещё пять песен сложил мудрый царь Соломон! О чем они были? Обо всём, что его окружало.
И обо всём, что он сам чувствовал, думал, понимал … О растениях — от ценного ливанского кедра до травы иссопа, которая растет из стены. О животных и птицах. О пресмыкающихся и рыбах… Но главное — о людях, их поступках, их желаниях, их душах. А еще Соломон складывал притчи! И изрёк, то есть произнес этих притч аж три тысячи! Целая книга притчей Соломона входит в Священное Писание. Они напоминают поучения, советы, правила жизни.
И многие из них наверняка приходилось слышать и вам, даже если вы и о Соломоне прежде не знали. Ведь мудрые слова эти переписывались и передавались из уст в уста поколениями людей, и некоторые из фраз даже стали пословицами. Мы говорим: «Не рой другому яму — сам в неё попадешь! Или многие, наверное, слышали выражение «Не оскудеет рука дающего». А вот что писал Соломон: «Дающий нищему не обеднеет». Нам сейчас может показаться, что это очень простые и всем известные мысли. Но вспомним, что Соломон жил три тысячи лет назад!
Тогда его высказывания многим казались чем-то невероятным! Оказывается, врага можно не только победить, убить, прогнать, но и… накормить! Оказывается, если ты не пройдешь мимо нищего, незнакомого тебе человека, не обратив на него внимания, не отвернёшься от него брезгливо, не ударишь его просто так, потому что можешь, а подашь милостыню, окажешь помощь, то ты совершишь благо, угодное Богу! Храм Соломона Главное дело жизни царь Соломон совершил в расцвете своей славы, на четвёртом году своего царствования. Он стал строить в Иерусалиме, на горе Мориа, первый в истории человечества храм Единому Богу. Почему Единому? На протяжении долгой истории человечества немало народов были язычниками — верили, что богов много.
И обустраивали для своих кумиров и божеств места, где можно было им поклоняться. Так что храмов — языческих — было достаточно и до Соломона, а вот первый на земле храм Единому Богу начал строить именно он. Отец, желавший появления в Израиле этого храма, перед смертью передал Соломону все планы и чертежи. Даже утварь храма, все его сосуды, лампады, украшения, светильники тоже были подробно прорисованы. Давид успел заготовить для храма много серебра и золота, а также медь и железо. Всё было тщательно подготовлено, оставалось только воплотить задуманное в камне, дереве и золоте. Строительство Дома для Господа продолжалось семь лет.
В нем участвовало очень много людей! В Библии называются такие числа: семьдесят тысяч человек носили материалы — большие обтёсанные камни, самую ценную древесину того времени — кипарисы, масличные деревья, кедры… Восемьдесят тысяч разбивали и точили камни, тридцать тысяч рубили кедровый лес и три тысячи триста человек присматривали за работами. Это и в наше время — население довольно крупного города, а для той древней эпохи столько человек могли заселить целую страну! Неужели столько всего нужно было для одного храма? Дело в том, что храм этот был не таким, какие привыкли видеть мы с вами. Наши церкви — большие и не очень — всё-таки сопоставимы по размерам с жилым домом или со дворцом… А Соломон построил по сути целый город-храм! Вся гора была застроена подпорными стенами, высокими ступенями, внутренними дворами, перегородками с воротами.
По территории храма можно было долго-долго ходить, пока доберешься до главного помещения — Святая святых… Но каким же прекрасным предстал перед людьми Иерусалимский храм, когда наконец был достроен! Весь он сиял драгоценными камнями, был украшен великолепными материями. Потолки, стены, колонны были обиты золотом.
Метка: царь Соломон
Израиль нанес удар по объектам военизированной шиитской организации «Хезболла» в Ливане. Царь Соломон, известный своей мудростью и богатством, остается одной из самых загадочных фигур в истории. Непревзойденным до сих пор образцом идейно-политического и экономического планирования является перспективный план, составление которого приписывается израильскому царю Соломону, сыну царя Давида. Непревзойденным до сих пор образцом идейно-политического и экономического планирования является перспективный план, составление которого приписывается израильскому царю Соломону, сыну царя Давида. Смотрите видео на тему «царь соломон» в TikTok (тикток).
Навигация по записям
- Также рекомендуем
- царь Соломон - ► Последние новости
- Непривлекательные раскопки
- Визит царицы Савской к Соломону запечатлели золотые монеты Израиля
- Пророк Соломон: житие и кончина святого, труды и почитание в православии