Минпромторг подал в арбитражный суд заявление в отношении нидерландской X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик».
X5 Retail Group
Буквально пару недель назад в Петербурге сеть «Пятёрочка» лишилась лицензии на продажу алкоголя. «Пятёрочка» — это одна из крупнейших российских сетей продовольственных магазинов «у дома», процветающая под сенью X5 Retail Group. Совокупная доля X5 Group на российском рынке СТМ составляет 36%, лидером среди сетей стала «Пятёрочка», чья доля достигла 31%, об этом рассказали коммерческие директора сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» на конференции X5 Dialog 2021.
Сеть «Пятерочка» закрывается в России? Важная информация для покупателей
«Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома» в составе компании X5 Retail Group. «Пятёрочка» — это одна из крупнейших российских сетей продовольственных магазинов «у дома», процветающая под сенью X5 Retail Group. Первый магазин сети появился в 1999 году в Санкт-Петербурге. И за это время «Пятерочка» переросла российскую сеть. Компания X5 Group, которая владеет сетями супермаркетов «Пятерочка» и «Перекресток», еще в прошлом году приняла решение о закрытии некоторых магазинов или их перепрофилировании, пишет «ГлавСовет». Минпромторг подал в арбитражный суд заявление в отношении нидерландской X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». «Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома» в составе компании X5 Group. Объединяет более 19 000 магазинов.
Гиганты прилавка: как устроена группа Х5 и кто ею владеет
Как сообщается на сайте ретейлера, свой вклад в такую динамику внесли все основные сети компании. Так, выручка дискаунтера «Чижик» увеличилась в три раза за 3-й квартал и в четыре — за 9 месяцев. Количество дискаунтеров «Чижик» перевалило за тысячу, увеличившись в 3 раза за год. Недавно первые магазины открылись в Сибири, продолжает динамично развиваться сеть «Пятерочка», немного снизилось лишь количество супермаркетов «Перекресток». Следствием сильных операционных результатов компании стала хорошая динамика ее финансовых показателей.
Их вывески видно почти в каждом дворе. В Тюмени находятся 120 магазинов и один распределительный центр. Первый магазин сети появился в 1999 году в Санкт-Петербурге. И за это время «Пятерочка» переросла российскую сеть. По всей стране насчитывается свыше 17 тысяч магазинов. Выручка компании в 2020 году составила 1,5 триллиона рублей, а чистая прибыль — 8,2 миллиарда рублей. X5 Retail Group N. V зарегистрирована в Нидерландах. В конце февраля Евросоюз ввел санкции против Михаила Фридмана, в середине марта так же поступила Британия. На фоне происходящего Фридман 1 марта покинул наблюдательный совет X5 Group там он находился с 2006 года. Кроме этого, в тот же день стало известно, что бизнесмен покинет совет директоров Альфа-Банка и Veon — владельца сотового оператора «Вымпелком» бренд «Билайн». Михаилу Фридману — 57 лет. Он родом из Львова. Фридман остро отреагировал на включение в санкционный список он проживает в Британии. Иностранной прессе предприниматель жаловался, что чувствует себя «в плену», так как его счета заблокированы, он не может заплатить за уборку дома, а жизнь под санкциями сравнил с домашним арестом.
Генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Владислав Курбатов отметил, что компания не считает свою долю рынка, но у сети наконец появилась возможность развития и расширения. По информации «ДП» , до конца года в Петербурге и Ленинградской области откроется еще около 60 магазинов. На данный момент в двух этих регионах функционируют 922 «Пятерочки», в каждой своей пекарне в черте города X5 обещают оборудовать кофе-поинты.
Минпромторг исключил дефицит продуктов в России Общество «Это удалось сделать за счет того, что многие покупатели, которые пришли в прошлом году в «Пятерочку» или «Перекресток», остались лояльными. Человек — это существо социальное, и в принципе для него очень важна эмоциональная составляющая. Мы можем делать любые прогнозы по поводу роста онлайн-выручки, но люди все равно хотят и будут хотеть ходить в магазины. Потому что очень часто понимание, что купить на обед или ужин, у тебя возникает интуитивно, эмоционально в магазине, когда ты ходишь и смотришь, как выложены фрукты, рыба, мясо и так далее. Эта эмоциональная составляющая никуда не уйдет. И я уверен, что еще на долгие годы поход людей за покупками в магазин будет ключевым». Топ-менеджер также отмечает, что у российского рынка есть специфика в виде наличия и развития большого количества хороших «магазинов у дома», когда для покупки клиенту нужно потратить всего 5—6 минут: «Это одна из причин того, что онлайн-доставке будет достаточно сложно конкурировать с традиционной розницей». С другой стороны, доходы населения не растут». Следующая категория рисков — сама пандемия — вероятность третьей и последующих волн заражения, хотя топ-менеджер подчеркивает, что «компания полностью к этому сценарию готова»: «Если ситуация прошлого года повторится, то мы точно понимаем, какой товар, например, наиболее востребован — это СИЗы, маски, социально значимые товары, и на них мы держим определенный резерв». Еще один риск, который «обострила пандемия», — это кадры, особенно в категории операционного персонала, констатирует топ-менеджер, хотя подчеркивает, что с текучкой компания справилась. Путин поручил добиться опережающего роста доходов населения в регионах Политика Шесть фактов об Игоре Шехтермане Родился в Калининграде 9 ноября 1970 года. Главные уроки пандемии для бизнеса «Во-первых, пандемия была вопросом про доверие. Во всех компаниях существуют определенные лимиты — сколько ты тратишь ресурсов, материальных или человеческих, на те или иные потребности. Когда пандемия только началась, то был огромный спрос и дефицит на маски — нам необходимо было прежде всего обеспечить масками персонал, который работает в магазинах, потому что они находились в зоне риска. Сначала мы закупали средства защиты в Китае бортами, но их регулярно у нас из-под носа уводили — то французы, то еще кто-то. И нам пришлось довериться человеку, который отвечал за закупку масок, и повысить все внутренние лимиты для него, чтобы поставки все же случились. В Кремле заявили о контролируемой ситуации с ценами на продукты Общество Второй урок, который мы для себя вынесли, — нужно бежать еще быстрее и экспериментировать еще быстрее. Многие вещи происходят неожиданно, внезапно. Для того чтобы ты был к этому готов, нужно всегда идти на опережение. По итогам прошлого года мы стали первыми по онлайн-продажам продуктов питания. За счет чего нам это удалось сделать? Еще два года тому назад мы понимали, что экспресс-доставка будет востребована у покупателей, и мы вложились в стартап. И в отличие от всех наших конкурентов построили экспресс-доставку самостоятельно. На начало 2020-го у нас было 600 заказов в день, сейчас более 50 тыс. И, наверное, глобальное изменение, которое привнесла пандемия, — все мы немножко по-другому теперь смотрим на мир, который оказался достаточно хрупким». Выходит в этот сегмент X5 не самостоятельно, а через покупку. Переговоры о приобретении сервиса шли с конца 2021 года, сделка была закрыта в конце марта, сумма сделки не раскрывается. Фуд-корт «Много лосося» в онлайне в 2021 году создали выходец из Uber и «Яндекс. Компания с самого начала работала как dark kitchen с заказами через агрегаторы доставки готовых блюд. Сегодня у нее 25 «темных кухонь» в Москве, Московской области и Ростове-на-Дону. Счетная палата увидела риск дефицита продуктов из-за регулирования цен Экономика «У этого бизнеса мы видим большой потенциал, но у нас нет в нем компетенций — мы в ресторанном бизнесе не специалисты. Наша фабрика-кухня в Подмосковье производит упакованную еду, которая затем привозится в магазины. Когда мы говорим про dark kitchen — это другая система, можно рассматривать ее как ресторан или кафе, но без посадочных мест». По словам Шехтермана, стратегия компании последних лет предусматривает выход в новые сегменты бизнеса через партнеров. Когда мы покупаем такие бизнесы, мы их оставляем самостоятельными, мы не интегрируем их в наши процессы», — поясняет он. X5 даст поддержку и закупочную силу, но бизнес «Много лосося» операционно останется полностью самостоятельным и сохранит всю команду. Сервис по-прежнему будет доступен в агрегаторах Delivery Club и «Яндекс. До конца 2021 года основное развитие сервиса готовой еды будет в Москве, в дальнейшем компания планирует экспансию в регионах. О разнице доставки за час и 15 минут При совершении онлайн-покупок у покупателя есть три миссии, объясняет Шехтерман: «Первая миссия — это «экспресс-экспресс», когда ты хочешь, чтобы тебе в течение 15 минут быстро что-то принесли. Вторая миссия, когда для тебя неважно — 15, 30 минут или час, но тебе больше важен ассортимент, его ширина и глубина. Третья миссия — тебе неважно, привезут тебе сегодня или завтра, но ты заказываешь большое количество различных продуктов — и еду, и non food». Соответственно, средний чек за счет этого в два раза больше, чем, например, в «Самокате» и «Яндекс. Но выход в «экспресс-экспресс» компания также рассматривает. По словам Шехтермана, компания уже пилотирует dark store на базе «Пятерочек» компания переделала их в новый концепт — таких магазинов уже восемь в Москве. Ее цель — присутствие на всех этапах клиентского пути вокруг еды, отмечает Шехтерман. Сегодня покупатель еще до похода в магазин начинает свой клиентский путь через мобильный телефон, когда он смотрит сервисы сравнения цен, заходит на какие-то сайты по кулинарному искусству и пытается решить, что ему приготовить. А затем выбирает, пойти за продуктами в магазин или заказать их онлайн». Через 10 лет половина выручки X5 должна идти через цифровые каналы Бизнес На этапе «планирования», как называет X5 принятие потребителем решения о будущих покупках, компания сегодня отсутствует. И если в предоставлении услуг для потребительского опыта в магазине компания занимает лидерские позиции, то путем в магазины пока управляют ее цифровые медиаконкуренты, говорит глава X5. Через несколько месяцев будет запущена медиаплатформа, которой будет руководить выходец из «Яндекса» Николай Шестаков. На платформе и в приложении будут кулинарные сайты с рецептами, сайты для сравнения цен. Чтобы потребитель общался с нами, а мы ему уже подсказывали, где и что у нас можно приобрести». Будет ли X5 Retail Group торговать холодильниками Компания рассматривает в будущем возможность расширить продажи маркетплейса на бытовые товары, но пока это направление не приоритетно. В нашем маркетплейсе «Перекресток Впрок» постепенно будут все категории, которые так или иначе крутятся вокруг еды, но они должны быть высокочастотными в выборе и быстро оборачиваемыми. Например, холодильник не такая продукция. Для того чтобы построить маркетплейс вокруг всего, нужно время, и, возможно, на определенном этапе мы к этому придем».
Владелец «Пятерочки» изучает возможность переезда головной компании из Нидерландов
Минпромторг подал в арбитражный суд заявление в отношении нидерландской X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». Если рассматривать, кому принадлежит сеть магазинов Пятерочка, то она находится в управлении именно X5. Андрей Рогачев и Александр Гирда) начала развиваться в Санкт-Петербурге, первый магазин был открыт в 1999 году.
X5 Group закрывает магазины: что происходит с «Пятерочкой» и «Перекрестком»?
Вот такой вот семейный парадокс может получиться. Но поскольку он находится под британскими санкциями, нидерландские регуляторы не готовы с ним контактировать. Собственно, возможно поэтому на самом верху и было принято решение взять инициативу в свои руки. Типа, как вы с нами, так и мы с вами. И такое развитие событий — идеально для российских держателей расписок, так как они то есть мы получат и нормальные «акции здорового человека», и шанс получить всю нераспределенную прибыль за три последних года.
Председатель на данный момент — Стефан Дюшарм. Советом также созданы специальные комитеты для решения конкретных задач: - для аудита деятельности организации, оценки ее финансового состояния; - осуществляющий подбор высшего руководства, контролирующий систему премирования управляющего состава; - для взаимодействия связанных сторон; - для разработки долгосрочной стратегии и контроля над ее исполнением.
Менеджмент — исполнительный орган, отвечающий за оперативное управление предпринимательской деятельностью компании. Главный исполнительный директор холдинга — Игорь Шехтерман. Распределение управленческих задач между советами и оперативными комитетами закреплено в Уставе организации, а также утверждено внутренними приказами.
В истории российского ретейла это открытие положило начало новому формату торговли — дискаунтера и магазина у дома. Несмотря на то что магазин находился не в центре города и никакой рекламной кампании не проводили, покупателей в первый же день оказалось настолько много, что двух касс катастрофически не хватало, поэтому было принято решение: к следующему дню увеличить их количество. Светлана Бабанская, руководитель отдела лицензирования, одна из первых сотрудниц магазина «Пятёрочка» Первый магазин сильно отличался от «Пятёрочек», которые мы привыкли видеть сегодня. В день открытия наша команда проверяла, выдержит ли оборудование нагрузку. В итоге дополнительные кассы пришлось делать прямо ночью, чтобы на следующий день избежать огромных очередей. Все сотрудники, которые работали на открытии первых магазинов, включая грузчиков, операторов зала и администраторов, были максимально вовлечены.
Помню, они на улице останавливали людей и говорили: «Хотите посмотреть, что там внутри? Была широкая палитра эмоций: одни возмущались тем, что консервы лежали просто в картонных коробках, а не на полках. Другие не могли поверить, что это качественный, а не контрафактный товар, потому что цены были ниже, чем на рынке. Ну а третьи просто радовались, что теперь можно все покупать в одном месте, не опустошая кошелек. Доверие к новому формату пришло не сразу: в хорошее качество по такой низкой цене люди верили с трудом. Смотрели с подозрением и на срок годности, но и там не находили подвоха, продукты были свежими. Покупатель готовился к типичному советскому сервису, но обслуживание было неожиданно любезным. Интересный факт: в первой «Пятёрочке» все до одного сотрудники, включая грузчиков, были людьми с высшим образованием. Для современного покупателя «широкий ассортимент» первого магазина показался бы скромным.
Например, в первые годы работы в «Пятёрочках» не продавали охлажденное мясо, только замороженное. В те времена купить парное вообще можно было только на базаре. Алкоголя из-за отсутствия лицензии здесь тоже не было, да и разнообразие фруктов с овощами было не сравнить с сегодняшним.
Не успел выйти поистине великолепный отчет о результатах за 2023 год, как тут же раздался даже не звоночек, а целый набат, сигнализирующий о том, что скоро X5 переедет в Россию. При этом закон позволяет профильным министерствам лишать иностранных акционеров права голоса на собраниях акционеров, возможности получать дивиденды и распоряжаться акциями и долями. Это обстоятельство создает риски причинения вреда российскому подразделению «Икс 5», России и ее гражданам» — отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По сути, понаблюдав какое-то время за происходящими процессами, наши власти решили наконец насильно «отжать» весь российский бизнес а другого у нее в общем-то и нет у нидерландской X5. Не в тему, но забавно Есть мнение, что «КЦ Икс 5» планируется в принудительном порядке сделать новой материнской компанией X5 Group, то есть перевернуть с ног на голову отношения «мамы» и «дочки».