Похожие новости. Путин посетил Московский дом Достоевского в день 200-летия со дня рождения классика — РТ на русском. Первый роман. Правнук рассказал, как произведения Достоевского отвечают на любые личные вопросы. Первым романом Достоевского стало произведение "Бедные люди". Роман "Игрок" Фёдор Михайлович Достоевский написал всего за 26 дней.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Известность пришла к вскому почти сразу — в 1845 году он завершил свой первый роман «Бедные люди», и тут же о нем заговорили как о «новом Гоголе». Первое произведение Достоевского, первый роман и неизданные драмы. Отдельное издание романа вышло спустя год, став дебютной книгой Федора Михайловича Достоевского. Первое опубликованное произведение достоевского. Первые произведения Достоевского. В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Он поведает вам тайны писателя, раскроет глубокий смысл и актуальность нравственных ценностей в произведениях Достоевского, а также познакомит с собственным оригинальным подходом к литературному наследию русского классика.
150 лет назад началась публикация романа Достоевского «Преступление и наказание»
5 Достоевский: первый роман и первый успех. Первым произведениям Достоевского нанесен ущерб из-за величия его поздних романов. Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. Первый роман из «великого пятикнижия» Достоевского окончательно утвердил его имя как глубочайшего писателя-психолога, поднял его авторитет в мыслящей России на должную высоту.
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
Отец писателя служил врачом в Мариинской больнице для бедных , во флигеле которой жила его семья. С самого раннего детства Достоевский мог наблюдать за жизнью бедноты и других обитателей города [1]. В Петербурге в первые годы после окончания Инженерного училища, выйдя в отставку из Инженерного департамента и став начинающим литератором, Достоевский расширил свои познания. Снимая квартиру вместе с врачом недалеко от Фонтанки, писатель интересовался жизнью его небогатых пациентов, а также любил бродить по улице, наблюдая различные городские сцены [1]. Семья[ править править код ] Помимо перенесённых в роман наблюдений за посторонними людьми, Достоевский использовал и личные впечатления, позволившие ему включить в произведение некоторых членов семьи в качестве прототипов для разных персонажей. Так, прототипом Вареньки Доброселовой послужила сестра писателя — Варвара Михайловна. Здесь совпадают как имя героини, так и описываемые ею в дневнике воспоминания детства. В них появляется образ няни Достоевских — Алены Фроловны; отец Вареньки напоминает отца Достоевского; изображение деревни похоже на описание его имения — села Дарового [1]. Речь героев, изобилующая уменьшительными формами и отличающаяся сентиментальной чувствительностью, близка тому языку, который использовали в своих письмах родители Достоевского. Прототипом Анны Фёдоровны в романе послужила сестра матери Достоевского — Александра Фёдоровна Куманина, отношения которой с отцом Достоевского напоминают отношения отца Вареньки с Анной Фёдоровной.
Сёстры Достоевского — Варвара, Вера и Александра — воспитывались в её доме и были выданы ею замуж. Прототипом Быкова также послужил настоящий муж Варвары Михайловны [1]. Литература[ править править код ] Вместе с личными впечатлениями на создание романа в значительной мере повлияло движение русской литературы 1830—1840-х годов от романтизма к реализму и творчество таких писателей, как Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь [1] [2]. Определённое воздействие на автора оказали также эстетические идеи литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского , за статьями которого внимательно следил начинающий прозаик. Кроме того, исследователями отмечался углублённый интерес Достоевского к европейскому социальному роману [1]. Именно первой попыткой создания социального романа в России впоследствии назвал «Бедных людей» Белинский [3] [2]. Под совокупным воздействием литературных и общественных факторов молодой писатель поместил в центр своего первого произведения полунищего чиновника и социально неблагополучную девушку, причём эти герои предстали перед читателем на широком, тщательно выписанном фоне повседневной жизни Петербурга. Стремление к конкретике при создании образа города и опора на традицию физиологического очерка отличает произведение Достоевского от свойственных Гоголю «обобщённых характеристик лиц и обстановки действия». Главные герои «Бедных людей» окружены своими социально-психологическими двойниками, истории которых представляют собой возможные варианты развития судьбы центральных персонажей.
По воспоминаниям современников, в 1840—1842 годах писатель работал над драматическими произведениями «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Также в училище молодой автор мог работать над драмой «Жид Янкель» [5]. Подобная творческая направленность была обусловлена обострённым интересом к драматическим сторонам человеческой жизни, который был свойственен Достоевскому с ранних лет. В его письмах, отправленных в юношеские годы брату, обнаруживается интерес к творчеству Шекспира и Шиллера , а также к жанру трагедии в целом. Несмотря на явную историческую направленность первых литературных опытов, писателя интересовали в первую очередь трагичность и внутренняя драматичность рассматриваемых эпох [5]. Благодаря письмам Достоевского к брату Михаилу у исследователей появилась возможность проследить за изменениями в замыслах молодого литератора. Так, в конце 1844 года писатель отвлёкся от написания собственной драмы и приступил к переводу романа Оноре де Бальзака « Евгения Гранде », послужившего в дальнейшем прообразом формы современного «романа-трагедии», поиском которой был занят молодой автор. Драматическая история молодой девушки в обстановке прозаической современности, рассказанная Бальзаком, подготовила Достоевского к написанию социально-философского и психологического романа-трагедии уже о русской жизни, которым и стал роман «Бедные люди». Изначально писатель планировал продолжить заниматься переводами, но неудачи с двумя следующими начинаниями побудили его отказаться от этого вида деятельности и полноценно переключиться на написание «Бедных людей» [6].
Замысел и начало работы[ править править код ] Из рукописных текстов начального периода творчества сохранились только наброски к повести « Двойник ». Материалы по « Бедным людям » были либо уничтожены самим Достоевским перед арестом, либо изъяты уже после ареста и уничтожены по окончании следствия [7] [2]. По поводу возникновения замысла и начала работы Достоевского над романом в разное время высказывались различные предположения [8] [2].
Роман удалось завершить за 21 день в октябре 1866 года благодаря работе со стенографисткой Анной Сниткиной — будущей женой Достоевского. Зимние заметки о летних впечатлениях Так назывался публицистический очерк Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Время» весной 1863 года. В этом «фельетоне за все лето» Достоевский с иронией рассказывал о впечатлениях от своего первого путешествия по Европе, и об отношении русских к Европе. Например, он замечал: «Кому из всех нас русских то есть читающих хоть журналы Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз».
Потому что драмы нужно ставить на сцене, ведь только тогда можно рассчитывать на успех и гонорары. При этом издатели платили за драмы так же, как и за повести. Вот что сам Достоевский говорил о драмах: «Ты говоришь, спасение мое — драма. Да ведь постановка требует времени. Плата также. Достоевскому 30 сентября 1844 г. Достоевский вскоре направил свой талант в другое русло, то есть занялся написанием прозы, то есть романов, повестей и рассказов. К счастью, этот выбор оказался более чем удачным: именно благодаря романам Достоевский приобрел всемирную славу.
Среди тех, кто пришел проводить его в последний путь, были знаменитые писатели, журналисты, общественные деятели, студенты-словесники. Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра. Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ». Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа — Павла Исаева. Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание. Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей. Их первенец— девочка София умерла, не прожив и года. Портрет Достоевского, его жены и детей. В 1913 году эмигрировала из России. Умерла в 1926 году в Италии от лейкоза. Замужем Любовь Михайловна никогда не была, детей у нее не было. Названный в честь отца Федор Достоевский-младший род. Хотя писал недурные стихи. У Федора Федоровича было трое детей, но двое умерли в раннем возрасте. Единственным продолжателем рода Достоевских стал младший сын Андрей. Федор Федорович скончался в Москве в 1922 году. Младший сын Федора Михайловича Достоевского Алексей род. Потомки писателя по линии внука Андрея до сих пор живут в Санкт-Петербурге. Прапраправнука, который еще ходит в детский сад, зовут Федор Достоевский. Фото: Тимур Ханов Творческое наследие писателя Достоевский препарировал в своих произведениях сложную, противоречивую человеческую натуру, раскрывая ее сокровенные тайны, порой темные и страшные, ее метания в поисках истины и Бога, природу ее греха в самом что ни на есть христианском смысле этого слова. Да, писатель был глубоко верующим. И через призму Евангелия рассматривал человека — образ Божий, которого Создатель сотворил добрым, чистым и прекрасным, но после грехопадения глубоко исказившийся. В его сердце вошло злое начало, и с тех пор в нем, как говорит герой Достоевского Дмитрий Карамазов, «дьявол с Богом борются». Рукописи Достоевского. Фото: Софья Сандурская По твердому убеждению писателя, спасение души, нравственное возрождение человека возможно только через раскаяние и смирение. Ведь и Федор Михайлович пережил труднейшую борьбу с самим собой, прежде чем принять Христа в свое сердце, как он сам сказал, «через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Творчество Достоевского до сих пор находит отклик не только у русского читателя, оно будоражит умы глубоко мыслящих людей во всем мире.
200 лет назад родился Достоевский: Сама жизнь словно откликалась на его роман
Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так.
Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены.
Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце.
В сентябре 1860 года выходит объявление о журнале «Время». Это манифест нового литературного направления — почвенничества и одновременно ответ Достоевского на самые животрепещущие запросы дня.
Идейной задачей нового органа провозглашается примирение цивилизации с народным началом, синтез русского культурного слоя с подспудными силами народных масс. Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях, что, может быть, все враждебное в этих идеях найдет свое примирение и дальнейшее развитие в русской народности».
Программа почвенничества опиралась на идеалистическое понимание истории, романтический взгляд на русскую действительность и славянофильское учение о смирении и всепокорности русского крестьянина. Все это демонстративно опровергало материализм и революционность «Современника». Ополчаясь на боевые идеи разночинной литературы и отрицая революционные методы преобразования России, почвенники принимали слагавшуюся буржуазную монархию как наиболее прогрессивную форму правления для своей страны.
В этом они усматривали патриархальную идиллию соединения интеллигенции с крестьянством, царя с народом. В крестьянском вопросе почвенники занимали умеренную позицию. Журнал отстаивал консервативный принцип, утверждая отсутствие сословного антагонизма в русской истории и господство в ней мира и согласия между крепостными и помещиками.
Через двадцать лет Иван Карамазов решительно опровергнет этот миф о классовом пацифизме в России. Достоевский приветствовал переход народной массы на то новое юридическое положение, когда продажа или проигрыш людей в карты уже становились фактически невозможными. Это еще было недостаточным достижением, но все же крупным событием в многострадальной истории русского народа.
Но юридически крестьянин уже не был собственностью своего господина. Это новое гражданское состояние «мужика Марея» Достоевский поддерживал в своей публицистике, столь далекой от боевых позиций знаменосца крестьянской революции Чернышевского. Никакого следа революционного направления не было в кружке сотрудников «Времени», свидетельствует Страхов.
В их среде господствовали нравственные и умственные интересы или чистый либерализм без всякой мысли о насильственном перевороте. Этого направления придерживался и Федор Михайлович, чуждавшийся всяких принудительных мер. Но художественное дарование Достоевского, страстность его идейных исканий, боевой темперамент публициста, безграничная любовь к творчеству родного народа сохраняли за его первым журналом значение крупного явления в истории нашей периодики.
Заслугой журнала было признание русской литературы залогом великой исторической будущности создавшего ее народа. Здесь же он произносит свой путеводный лозунг: «Слово, слово — великое дело! Гениальный поэт уясняет нам во всей полноте, что такое дух русский: «Явление Пушкина есть доказательство, что дерево цивилизации уже дозрело до плодов и что плоды его не гнилые, а великолепные, золотые плоды…» Всего около двух с половиной лет редактировал Достоевский «Время» с января 1861 по май 1863.
Но за этот небольшой срок здесь был напечатан ряд выдающихся произведений, до сих пор сохраняющих свое значение. Помимо творений самого Достоевского, здесь были опубликованы две пьесы А. Островского: «Женитьба Бальзаминова» и «Грех да беда на кого не живет»; «Призраки» Тургенева; начало поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» «Смерть Прокла» и его же стихотворение «Крестьянские дети»; «Недавние комедии» и «Наш губернский день» Салтыкова; «Зимний вечер в бурсе» и «Бурсацкие типы» Помяловского; «Очерки из простонародного быта» А.
Курочкина, путевые записки Григоровича; «Мои литературные и нравственные скитальчества» Аполлона Григорьева. Все это либо представляло первостепенный интерес, либо по меньшей мере принадлежало к настоящей литературе. Достоевский, несомненно, проявил себя выдающимся редактором.
С первых же своих выпусков журнал начинает публиковать историю манчестерских рабочих — первый русский перевод пролетарского романа «Мери Бартон. История манчестерской жизни». Автором была Элизабет Гаскел, ее роман встретил одобрение Диккенса и Карлейля.
Маркс в своей характеристике современной блестящей школы «романистов в Англии, чьи наглядные и красноречивые описания раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали политики, публицисты и моралисты, вместе взятые», называет наряду с Диккенсом и Шарлоттой Бронте малоизвестную в то время Гаскел. Ее первый роман был действительно крупной вехой на пути развития нового, демократического эпоса, которому принадлежало будущее. Что же привлекает внимание Достоевского к этой книге?
Возврат Достоевского в литературу после десятилетнего изгнания был и возвращением его к «старой манере», к тематике и типам славной дебютной поры молодого автора — его повестям 40-х годов с их социальной тревогой и гуманистической озабоченностью. Несмотря на умеренную программу своего журнала, Достоевский считает нужным обратиться к первому роману о рабочих, вышедшему еще в 1848 году, но неприемлемому для николаевской цензуры и оставшемуся непереведенным. Тема «бедных людей», тема пауперизма, столь волновавшая Достоевского еще на заре его деятельности, предстала перед ним в этой книге под совершенно новым углом зрения.
Роман из быта тружеников Манчестера 30-х годов развертывает картины ужасающей безработицы, нищеты, голода и социального угнетения на фоне большого индустриального города со всеми резкими контрастами жизни предпринимателей и фабричных. Об этом еще ничего не было сказано в русской художественной литературе. Приступая к изданию журнала, Достоевский как редактор смело вводит в журнальную прозу 60-х годов новую большую тему.
Это тема об отверженцах капиталистического мира, но уже не пассивных и безмолвствующих, а поднимающих вооруженную руку на своих угнетателей. Но самым ценным вкладом в журнал были, несомненно, произведения его фактического редактора: «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома». Несмотря на общую умеренную политическую позицию журнала, две эти книги принадлежали новому освободительному движению и как бы стремились напомнить читателям страстную социально-гуманистическую проповедь ранних страниц Достоевского, столь сочувственно встреченных Белинским.
Как критик и публицист, Достоевский ведет полемику с крупнейшими журналами по самым разнообразным вопросам. Но его статьи приобретают особую яркость и силу, когда он защищает родной язык и отечественную литературу. Свои первые битвы Достоевский повел против «Русского вестника», в то время еще умеренно-либерального органа.
В начале 60-х годов Катков увлекается английским государственным правом и после поездки в Англию становится поборником ее политических учреждений. Отсюда либеральствующий критицизм к духовному достоянию своей отсталой страны, приводящий в 1861 году новоявленного англомана к утверждению, что русская литература — «маленькая, скудная, едва начавшая жить, едва выработавшая себе язык». Достоевский ответил на этот ложный выпад сокрушительным возражением: «она совсем не скудная: у нас Пушкин, у нас Гоголь, у нас Островский.
Преемственность мысли видна в этих писателях, а мысль эта сильная, всенародная… Неужели «Русский вестник» не видит в таланте Пушкина могущественного олицетворения русского духа и русского смысла? Большой интерес в этом цикле статей «Времени» представляет своеобразная беседа об искусстве, которую редактор журнала вел в 1861 году с Добролюбовым. Есть два лагеря в русской эстетике — утилитаристы и сторонники чистой красоты.
Добролюбов принадлежит к первым. Ко вторым относится Фет. Достоевский заявляет о своей — третьей — позиции, независимой и всеобъемлющей: он за свободное творчество, за вольную поэтику, за искусство неограниченных возможностей и бесконечных устремлений, приносящее высшую пользу человечеству.
Оно совмещает крайние полярности: «Искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать» подчеркнуто Достоевским. С защитниками «искусства для искусства» Достоевскому не по пути. Нельзя предписывать искусству целей и симпатий».
Но такая «высшая свобода» художника исключает требование непременной актуальности его творчества и близости его созданий к запросам действительности. Достоевский, всегда совмещавший непримиримые крайности в своих политических или религиозных воззрениях, сочетает враждующие контрасты и в своей эстетике. Он, конечно, согласен с утилитаристами, что нельзя поэту в день Бородинского сражения, когда решается вопрос о спасении родины, погружаться в греческую антологию; или в день лиссабонского землетрясения писать стихи: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» В равной мере он решительно протестует против похода «предводителя утилитаризма в искусстве», Добролюбова, на художественность, на Пушкина и Тургенева.
Искусство, заключает Достоевский, «всегда будет жить с человеком его настоящею жизнью… И потому первое дело: не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов», не стеснять его свободу развития. Так своеобразно сочетает Достоевский в своей синтетической эстетике оба противоположных учения о сущности прекрасного. Красота полезна сама по себе, без предвзятых заданий.
Такова свободная и совершенная поэзия, потребная человечеству. Таким возведением красоты в абсолютную категорию Достоевский незаметно приближался к теоретикам «чистого искусства» и отходил от принципов материалистической эстетики, которую последовательно развивал в своих статьях молодой критик «Современника». Новые связи Как и в 40-е годы, Достоевского снова потянуло в кружки и редакции.
Он начинает посещать вторники А. Милюкова единственного из друзей его юности, проводившего его 24 декабря 1849 года из Петропавловской крепости в Сибирь. Теперь Милюков был главным редактором журнала «Светоч» и собирал у себя на дому сотрудников своего издания.
Здесь бывали А. Майков, В. Крестовский, Д.
Минаев, Н. Страхов, доктор С. Яновский, Аполлон Григорьев, Я.
Полонский, Л. Мей, Г.
В романе обыгрываются различные оттенки значения этого слова, чтобы подчеркнуть сложность образа героя. Мышкина считают странным, его то признают нелепым и смешным, то считают, что он может «насквозь прочитать» другого человека. Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения. Лишь в самом конце романа актуализируется другое значение — «душевнобольной», «помраченный рассудком».
Мышкин говорит: «Какие мы еще дети, Коля! В этом совершенно отчетливо звучит евангельский призыв: «будьте как дети» Мф 18:3. Еще один оттенок значения слова «идиот» — юродивый. В религиозной традиции блаженные — проводники Божественной мудрости для простых людей. Смысл произведения В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека».
Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.
Знаете ли вы, как называется первое произведение великого Достоевского? Ответ на этот вопрос, а также другие интересные факты о писателе вы найдете в этой статье. Смотрите: Первое произведение Ф. Достоевского Первое опубликованное произведение Первым опубликованным произведением Достоевского стал роман "Бедные люди". Этот роман вышел в печать в 1846 году, когда писателю было около 25 лет. Роман не оставил никого равнодушным, многие известные критики хорошо отзывались о начинающем писателе. Смотрите: Критика о романе "Бедные люди" Неопубликованные драмы Немногие знают, что до написания своего первого романа молодой Достоевский создал несколько драм — "Мария Стюарт", "Борис Годунов" и "Жид Янкель". Эти произведения были написаны с 1841 по 1844 год.
Бедные люди
В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Григоровичу же Достоевский доверил стать первым читателем «Бедных людей». Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы.
«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»
«Бедные люди» — первый роман Достоевского, который он начал создавать в 23 года, подав в отставку с военной службы и решив полностью посвятить себя литературе. В январской книжке журнала «Русский вестник» за 1866 год, доставка которой читателям совершалась с 13 (25) января, началась публикация первой части романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Вот почему с первым произведением Достоевский связывает вопрос о жизни и смерти: «Дело в том, что я все это хочу выкупить романом. Второе (первое отдельное) издание романа Достоевский быстро «сторговал» петербургским книгопродавцам, и оно вышло уже в начале 1867 года. В первых числах января Достоевский начинает работу над январским выпуском «Дневника писателя». 29 января 1866 года «Русский вестник» начал публиковать первые главы нового романа Федора Достоевского "Преступление и наказание".
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Здесь же находится мемориальный музей Достоевского. Смерть отца Скончался Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя. Официально причиной смерти стал апоплексический удар, но родственники были уверены, что Михаила Андреевича убили его крестьяне. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью. Брат писателя Андрей вспоминал, что в последние годы жизни, после смерти супруги Марии Фёдоровны 27 февраля 1837 года , их отец много пил и становился всё более раздражительным. Дальше, по словам Андрея Достоевского, произошло следующее: …В деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья! Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причём найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова».
Смерть отца, безусловно, повлияла на будущего писателя. Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства отца в «Братьях Карамазовых». Виссарион Белинский Петербургский сборник, изданный Николаем Некрасовым, с первой публикацией романа «Бедные люди». Первый роман Достоевского пользовался большим успехом среди публики. Белинский оценил талант молодого писателя как необыкновенный, в литературных кругах имя Достоевского стало известным. По легенде, Некрасов, один из первых читателей романа, в восторге сообщил Белинскому: «Новый Гоголь явился!
В пансионе Федор начинает задумываться о карьере литератора. Но отец категорически против! Достоевский привозит сыновей в Санкт-Петербург — поступать в инженерное училище.
В училище Федор много читает и, конечно, пишет сам. Правда, от юношеских произведений сохранились только названия. Писательство настолько захлестнуло молодого человека, что по окончании училища он прослужил инженером только год. А затем уволился, решив посвятить себя литературе. Взлет, падение, взлет Известность пришла к Ф. Достоевскому почти сразу — в 1845 году он завершил свой первый роман «Бедные люди», и тут же о нем заговорили как о «новом Гоголе». Начинающий писатель заводит знакомства среди литераторов, критиков и общественных деятелей Петербурга. В частности, он знакомится с мыслителем М. Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где обсуждают свободу книгопечатания, перемену судопроизводства и освобождение крестьян.
Самые радикальные петрашевцы объединились в тайное общество, которое ставило своей целью осуществление государственного переворота в России. И хотя дальше чтения запрещенной литературы Достоевский не заходил, в 1849 году он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к расстрелу, но позднее смертную казнь заменили каторгой. Причем Достоевскому и его товарищам пришлось пройти через инсценировку казни: им зачитали приговор, преломили над головой шпагу и только потом объявили о помиловании. Нервное напряжение оказалось настолько сильным, что один из приговоренных сошел с ума. Что помогло сохранить рассудок Достоевскому? Возможно, вера.
Хотя, преступление как общественное явление, конечно, интересовало писателя. Интересовался он всеми «человеческими» подробностями такого явления. Всегда для Достоевского важны были достоверные мелочи, он считал, что они имеют огромную впечатляющую силу, что жизнь сама «пишет» лучше любого писателя. Например, в момент обдумывания романа газеты писали о слушании дела Герасима Чистова, двадцатисемилетнего приказчика, купеческого сына, раскольника не отсюда ли и фамилия Раскольников в романе? Чистов предумышленно убил двух старух, кухарку и прачку вспомним Лизавету с бельем , с целью ограбления хозяйки квартиры. Трупы лежали в разных комнатах в лужах крови, убийство было совершено топором поочередно. Взломан был сундук, окованный железом, взяты деньги, золотые и серебряные вещи. Обличил Герасима Чистова пропавший топор — примета, учтенная Раскольниковым. Писателя интересовало, как люди могут решиться на такое дело, откуда у них воля, как при этом работают их мозг, сердце, что они чувствуют. Как и Раскольниковым, им руководили благородные порывы, как и Раскольников, он действовал в одиночку. Как мы видим, многие события того времени были подмечены и отражены Достоевским в своем романе. Но, кроме того, в голове Достоевского пронзительные мелочи преступлений причудливым образом сопрягались с общими ассоциациями и выводами. Так он считал, что Каракозов не только стрелял в царя, но и совершал нравственное самоубийство. Его должна будет замучить совесть, потому что само дело не только богопротивное, но и натуре человека противное, сверхъестественное. О способности Достоевского к самым неожиданным умозаключениям свидетельствует в своем дневнике Аполлинария Суслова. Они обедали с Достоевским в Турине в 1863 году, рядом сидели девочка и старик. Всегда так было на свете. Но кто же дает право истребить, кто эти люди, берущие на себя так много, во имя чего они совершают свои дела? Оказывается, что статья, в которой Раскольников излагал свою теорию о праве на преступление, имеет реальную основу. Похожие идеи изложены в философском труде Макса Штирнера «Единственный и его собственность». Автор этого труда видит весь мир как собственность мыслящего субъекта. Еще один труд, имеющий много общего с теорией Раскольникова — труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление», автор которого представляет мир как иллюзию мыслящего «я». Кроме того, в статье Родиона Раскольникова предвосхищаются труды Фридриха Ницше — критика традиционной религии и морали, идеализирующая будущего «сверхчеловека», который придет, по мнению автора, на смену современному «слабому» человеку. Достоевский правильно подмечает, что «русские мальчики» выражение из романа «Братья Карамазовы» понимают западные абстрактно-философские идеи как непосредственное руководство к действию, показывая уникальность России в том, что она становится местом реализации этих фантазий европейского сознания. Подробно исследуя теорию своего героя, автор одновременно показывает, в какой жизненный тупик могут привести человека подобные идеи.
Достоевского к А. Суворину, 5 февраля 1881 г. Достоевский и смена жанра Почему, написав несколько драм, Достоевский больше не возвращался к этому жанру? Судя по всему, он понял, что с драмами ему будет сложнее прокормить себя и добиться признания. Потому что драмы нужно ставить на сцене, ведь только тогда можно рассчитывать на успех и гонорары. При этом издатели платили за драмы так же, как и за повести. Вот что сам Достоевский говорил о драмах: "Ты говоришь, спасение мое — драма. Да ведь постановка требует времени.